Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

МОНАРХИАНЕ (от греч. |o,ovo<; — один, ap%fj — нача­ло) — христианское еретическое направление 3 в., сторонники которого отрицали троичность или три­единую природу Бога и утверждали единственность Божественного Лица. Приверженцы этого учения за­являли «monarchiam tenemus», т. е. «мы чтим монар­хию». М. исповедовали, т. обр., учение о божественном «единоначалии» и обвиняли ортодоксальных христи­ан в проповеди «двоебожия» или «троебожия». Суще­ствовало две разновидности монархианства: динамистическое или адопцианство и модалистическое монархианство, или савеллианство. Динамистов-адопциан называли еще «феодотиане», т. к. два идеолога этого направления носили имя Феодот. Первым адопцианскую концепцию выразил Феодот Кожевник, выступив­ший с проповедью в Риме ок. 190. Второй Феодот, Бан­кир, или Меняла, продолжил проповедь там же, но уже ок. 220. Однако основным представителем динамизма- адопцианства следует считать епископа Самосатского Павла, о ранних годах которого известно лишь то, что он был низкого происхождения. Он стал патриархом Антиохийским в 260, и приблизительно в то же время выдвинул свое учение. Помимо этого он занимал свет­скую должность прокуратора-дуценария и пользовал­ся покровительством царицы Пальмиры Зиновии. Антиохийский собор (269) окончательно низложил Пав­ла, однако, фактически сместить его с епископской кафедры удалось только после того, как Антиохия была в 272 захвачена Аврелианом и подчинена Риму. Совре­менники отмечали, что целью адопциан было сделать из всякого текста Священного Писания какой-нибудь силлогизм. Динамисты полагали, что Священное Пи­сание надо исправить и составляли свои проверенные тексты Священных Книг. Теология адопциан находи­лась под сильным влиянием аристотелизма. Бог пони­мался ими как единое абсолютное всемирное существо, чистая самодеятельная мысль, бесстрастная и неизмен­ная. Подобная философско-религиозная концепция динамистов полностью исключала из своей системы понятие Логоса-Сына. С т. зр. динамистов, Христос был простым человеком и отличался от других людей толь­ко добродетелью. Они признавали его рождение от Девы, но не считали его Богочеловеком. Учили, что после бла­гочестивой жизни он получил некоторую высшую силу, которая отличала его от всех ветхозаветных пророков, однако это было лишь отличием по степени, а не каче­ственным. Бог с их точки зрения — это конкретная личность с совершенным самосознанием, а Логос — свойство Божие, подобное разуму в человеке, некое не- ипостасное знание. Логос, по их мнению, есть одно лицо с Богом-Отцом, и говорить о бытии Логоса вне Отца невозможно. Динамистами они назывались потому, что называли Логос божественной силой, неипостасной, безличной. Эта сила снизошла на Иисуса Христа так же, как она сходила на пророков. Т. обр., исходя из кон­цепции адопциан, Мария родила простого человека, который собственными усилиями сделался святым и праведным, и в нем сверху водухотворился Логос и обитал в нем, как в храме. При этом Логос и человек оставались различными природами, а их соединение было лишь соприкосновением по мудрости, воле и энергии, неким движением дружбы. Однако динами- сты допускали, что Христос достиг такой степени единства, что в некотором переносном смысле о нем можно было говорить как о предвечном Сыне Божи- ем. М.-динамисты для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин «единосущный». Этот термин, который впоследствии сыграл огромную роль в развитии догматического учения, оказался скомпро­метирован. Учение в лице епископа Павла Самосатско- го было осуждено на двух Антиохийских соборах в 264- 265 и 269. Очевидно, что в рамках этой доктрины нет места ни учению об обожении человека, ни учению о единстве человека с Богом. И реакцией на подобного рода богословие стала другая разновидность монархи- анства, которая получила наименование модализм (от лат. modus — образ, способ). В основании концепции модалистов находились следующие предпосылки: Хри­стос, несомненно, Бог, а чтобы не было двубожия, сле­дует некоторым образом отождествить Его с Отцом. Воз­ник модализм в Малой Азии, в городе Смирна, где с этим учением выступил Ноэт. Затем центр его переме­стился в Рим, где проповедниками его стали Праксей, а позже пресвитер римский Савеллий, по имени которо­го это направление иногда называется савеллианство. Римские папы Виктор I и Каллист некоторое время ока­зывали медалистам серьезную поддержку. Христология Ноэта состояла в том, что Христос есть сам Отец, который рожден и пострадал. Т. обр. сущность учения Ноэта сводилась к следующему: в своем существе, как субстрат, как подлежащее, Бог неизменен и един, но он может быть изменчив по отношению к миру, Отец и Сын различны как два аспекта, модуса Божества. Одна­ко свой завершенный вид модализм приобрел в тру­дах римского пресвитера Савеллия. Савеллий был по происхождению ливийцем, около 200 он переселился в Рим. В своих теологических построениях Савеллий исходил из идеи единого Бога, которого он называл монадой, или Сыноотцом. В качестве геометрического образа, поясняющего идею Бога-монады, Савеллий предлагал безразмерную точку, которая все в себе за­ключает. Монада, по Савеллию, есть Бог молчащий, Бог вне отношения к миру. Однако в силу некоторой неве­домой внутренней необходимости молчащий Бог ста­новится Богом глаголющим. И вследствие этого изме­нения свойственная изначально Богу сокращенность сменяется распространением. Эта речь дотоле молчали­вого Бога отождествляется с творением мира. Вследствие этой метаморфозы Сыноотец становится Логосом. Од­нако Логос по своему субстрату не изменяется, т. е. это изменение происходит только в отношении к сотворен­ному миру. Логос, в свою очередь, по Савеллию, также есть единая сущность, которая последовательно прояв­ляет себя в трех модусах, или лицах. Отец, Сын и Святой Дух — это модусы Логоса. По учению Савеллия Отец создал мир и даровал Синайское законодательство, Сын воплотился и жил с людьми на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет церковь и управляет ею. Но во всех этих трех модусах, последовательно сме­няющих один другого, действует единый Логос. Модус Святого Духа, по Савеллию, также не вечен. Он тоже бу­дет иметь свой конец. Святой Дух возвратится в Логос, Логос опять сожмется в монаду, и говорящий Бог опять станет Богом молчащим, и все погрузится в молчание. В 3 в. учение Савеллия было дважды осуждено на помест­ных соборах: в 261 — на Александрийском соборе и, че­рез год, в 262 — на Римском соборе.

Л.В. Третьяков