Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
МОНАРХИАНЕ (от греч. |o,ovo<; — один, ap%fj — начало)
— христианское еретическое направление 3 в., сторонники которого отрицали
троичность или триединую природу Бога и утверждали единственность
Божественного Лица. Приверженцы этого учения заявляли «monarchiam
tenemus», т. е. «мы чтим монархию». М. исповедовали,
т. обр., учение о божественном «единоначалии» и обвиняли ортодоксальных христиан
в проповеди «двоебожия» или «троебожия». Существовало
две разновидности монархианства: динамистическое
или адопцианство и модалистическое
монархианство, или савеллианство.
Динамистов-адопциан называли еще «феодотиане»,
т. к. два идеолога этого направления носили имя Феодот.
Первым адопцианскую концепцию выразил Феодот Кожевник, выступивший с проповедью в Риме ок. 190. Второй Феодот, Банкир,
или Меняла, продолжил проповедь там же, но уже ок.
220. Однако основным представителем динамизма- адопцианства следует считать епископа Самосатского
Павла, о ранних годах которого известно лишь то, что он был низкого происхождения.
Он стал патриархом Антиохийским в 260, и приблизительно
в то же время выдвинул свое учение. Помимо этого он занимал светскую должность
прокуратора-дуценария и пользовался покровительством
царицы Пальмиры Зиновии. Антиохийский собор (269)
окончательно низложил Павла, однако, фактически сместить его с епископской
кафедры удалось только после того, как Антиохия была
в 272 захвачена Аврелианом и подчинена Риму. Современники
отмечали, что целью адопциан было сделать из всякого
текста Священного Писания какой-нибудь силлогизм. Динамисты
полагали, что Священное Писание надо исправить и составляли свои проверенные
тексты Священных Книг. Теология адопциан находилась
под сильным влиянием аристотелизма. Бог понимался
ими как единое абсолютное всемирное существо, чистая самодеятельная мысль,
бесстрастная и неизменная. Подобная философско-религиозная концепция динамистов полностью исключала из своей системы понятие
Логоса-Сына. С т. зр. динамистов,
Христос был простым человеком и отличался от других людей только добродетелью.
Они признавали его рождение от Девы, но не считали его Богочеловеком. Учили,
что после благочестивой жизни он получил некоторую высшую силу, которая
отличала его от всех ветхозаветных пророков, однако это было лишь отличием по
степени, а не качественным. Бог с их точки зрения — это конкретная личность с
совершенным самосознанием, а Логос — свойство Божие, подобное разуму в
человеке, некое не- ипостасное знание. Логос, по их
мнению, есть одно лицо с Богом-Отцом, и говорить о бытии Логоса вне Отца
невозможно. Динамистами они назывались потому, что
называли Логос божественной силой, неипостасной,
безличной. Эта сила снизошла на Иисуса Христа так же, как она сходила на
пророков. Т. обр., исходя из концепции адопциан,
Мария родила простого человека, который собственными усилиями сделался святым и
праведным, и в нем сверху водухотворился Логос и
обитал в нем, как в храме. При этом Логос и человек оставались различными
природами, а их соединение было лишь соприкосновением по мудрости, воле и
энергии, неким движением дружбы. Однако динами- сты допускали, что Христос достиг такой степени единства,
что в некотором переносном смысле о нем можно было говорить как о предвечном
Сыне Божи- ем. М.-динамисты
для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин «единосущный». Этот
термин, который впоследствии сыграл огромную роль в развитии догматического
учения, оказался скомпрометирован. Учение в лице епископа Павла Самосатско-
го было осуждено на двух Антиохийских соборах в 264-
265 и 269. Очевидно, что в рамках этой доктрины нет места ни учению об обожении человека, ни учению о единстве человека с Богом. И
реакцией на подобного рода богословие стала другая разновидность монархи- анства, которая получила наименование
модализм (от лат. modus —
образ, способ). В основании концепции модалистов находились
следующие предпосылки: Христос, несомненно, Бог, а чтобы не было двубожия, следует некоторым образом отождествить Его с
Отцом. Возник модализм в Малой Азии, в городе
Смирна, где с этим учением выступил Ноэт. Затем центр
его переместился в Рим, где проповедниками его стали Праксей,
а позже пресвитер римский Савеллий, по имени которого
это направление иногда называется савеллианство.
Римские папы Виктор I и Каллист некоторое время оказывали
медалистам серьезную поддержку. Христология Ноэта состояла в том, что Христос есть сам Отец, который
рожден и пострадал. Т. обр. сущность учения Ноэта
сводилась к следующему: в своем существе, как субстрат, как подлежащее, Бог
неизменен и един, но он может быть изменчив по отношению к миру, Отец и Сын
различны как два аспекта, модуса Божества. Однако свой завершенный вид модализм приобрел в трудах римского пресвитера Савеллия. Савеллий был по происхождению
ливийцем, около 200 он переселился в Рим. В своих теологических построениях Савеллий исходил из идеи единого Бога, которого он называл
монадой, или Сыноотцом. В качестве геометрического
образа, поясняющего идею Бога-монады, Савеллий
предлагал безразмерную точку, которая все в себе заключает. Монада, по Савеллию, есть Бог молчащий, Бог вне отношения к миру.
Однако в силу некоторой неведомой внутренней необходимости молчащий Бог становится
Богом глаголющим. И вследствие этого изменения свойственная
изначально Богу сокращенность сменяется распространением.
Эта речь дотоле молчаливого Бога отождествляется с творением мира. Вследствие
этой метаморфозы Сыноотец становится Логосом. Однако
Логос по своему субстрату не изменяется, т. е. это изменение происходит только
в отношении к сотворенному миру. Логос, в свою очередь, по Савеллию,
также есть единая сущность, которая последовательно проявляет себя в трех
модусах, или лицах. Отец, Сын и Святой Дух — это модусы Логоса. По учению Савеллия Отец создал мир и даровал Синайское
законодательство, Сын воплотился и жил с людьми на земле, а Святой Дух со дня
Пятидесятницы вдохновляет церковь и управляет ею. Но во всех этих трех модусах,
последовательно сменяющих один другого, действует единый Логос. Модус Святого
Духа, по Савеллию, также не вечен. Он тоже будет
иметь свой конец. Святой Дух возвратится в Логос, Логос опять сожмется в
монаду, и говорящий Бог опять станет Богом молчащим, и все погрузится в
молчание. В 3 в. учение Савеллия было дважды осуждено
на поместных соборах: в 261 — на Александрийском соборе и, через год, в 262 —
на Римском соборе.
Л.В. Третьяков