Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

МОЛОКАНЕ — русское религиозное движение, одно из направлений духовного христианства, осуждено Рус­ской православной церковью как секта. Возникло в цен­тральных регионах в нач. 18 в., однако истоки М., как и ряда др. форм сектантства в России, берут начало в религиозных движениях и идеологиях более раннего времени. Предтечей М. считают иконоборчество, уче­ние Феодосия Косого, Дмитрия Тверитинова (Дерюж- кина), духоборов и др. Квалифицируется как рациона­листическое движение в сектантстве. Понятие «М.» введено Тамбовской духовной консисторией Русской православной церкви в 1785, оно не является самона­званием движения и имеет разные толкования. Его про­исхождение связывают: с употреблением последовате­лями движения молока в постные дни; с рекой Молоч­ной на юго-востоке Украины, куда ссылались сектанты; со словом «мало», обозначающим избранность и эли­тарность движения («мало избранных») и рядом других версий. Наиболее распространенная и принятая сами­ми М. трактовка базируется на евангельских фразах «как новорожденные младенцы возлюбите чистое сло­весное молоко» (1 Пет. 2:2), «я питал вас молоком» (1 Кор. 3:2), «для вас нужно молоко» (Евр. 5:12-13), др. библейских аллегориях, а также на сравнении Священ­ного Писания и «Божьего слова» с «духовным млеком», питающим верующих. Одним из достоверно извест­ных основателей и систематизаторов движения счита­ется уроженец Борисоглебского уезда Тамбовской губ. крестьянский портной Семен Уклеин (вт. пол. 18 в.). Посещая множество деревень в поисках работы, Укле­ин встретил известного духобора Побирохина (Побирахина), женился на его дочери и принял учение духо­боров. Впоследствии Уклеин порвал с духоборами из- за разногласий в вероучении и создал свою общину. Совместно с семьюдесятью последователями — «апо­столами», Уклеин распространял новое учение в Там­бовской губ., для «сокрушения идолов» и открытой про­поведи Бога торжественно вошел в Тамбов, попал за это в тюрьму, однако скоро освободился и продолжил свою деятельность в районе Волги, Ахтубы и центра России. Совместно со своим помощником Семеном Долматовым, Уклеин выработал канон М., получивший позднее печатное оформление, и организовал новые общины. Основные отличия учения Уклеина от право­славия образованы идеями: Бог-Сын и Дух Святой еди­носущны, но не равны Богу-Отцу; плоть Иисуса Христа подобна, но не единосущна человеческой; необходим непосредственный контакт с Богом, без посредников; Новый Завет имеет огромное преимущество перед Вет­хим Заветом; необходимо отринуть Священное Преда­ние, храмы, иконы, святых, монашество, мощи, иерар­хию церковную, обряды (напр., крестное знамение) и таинства, посты (кроме Страстной седмицы). Позднее учение дополнилось хилиастическими и апокалипси­ческими мотивами, во многом навеянными популяр­ной в среде М. книгой пиетиста Юнга-Штиллинга, что вызвало появление множества лжепророков, лжехри­стов (Терентий Беловзоров, Лукиан Петров, Исайя Крылов и др.). К кон. 18 в. движение М. насчитывало несколько тысяч последователей, приобрело органи­зационные черты и широко распространилось в Аст­раханской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Пензен­ской, Орловской, Симбирской, Саратовской, Харьков­ской, Екатеринославской и других губ. После смерти Уклеина движение развивалось без общепризнанного лидера и центра. Основная социальная база движения в это время — крестьянство и социальные низы об­щества, при этом, однако, особое отношения к Священ­ному Писанию обусловило большую долю грамотных среди М. В нач. 19 в., во время либеральной религиоз­ной политики Александра I, общины М. основывают поселения в Таврической, Новороссийской и Ставро­польской губ. В 1830-е гг., во времена правления Ни­колая I, основным районом распространения М. стано­вится Закавказье (Армения, Азербайджан). Во вт. пол. 19 — нач. 20 в. М. активно переселяются на Дальний Восток России (Амурская обл.). На миграцию М. суще­ственное влияние оказали не только политические, но и социально-экономические и религиозные мотивы — поиск «обетованных земель», где «течет молоко и мед» (Числ. 14:8), возможность организации чистой, правед­ной общины («нового Иерусалима»), безземелье и при­теснение на старых местах проживания, льготы, осво­бождение от рекрутчины и т. д. К 1917 движение М. насчитывало ок. 1,2 млн последователей, социальный состав пополнился мещанским и купеческим сослови­ями, а благодаря особой религиозно-трудовой этике, запрету алкоголя и табака существенно возросло иму­щественное и материальное состояние молоканских общин. Будучи организационно децентрализованным, географически разрозненным, гонимым властями и церковью движением, М. уже в нач. 19 в. разделяются на ряд течений (толков). К нач. 20 в. сформировались следующие основные направления М. 1) Постоянные (уклеинцы, воскресники) — сохраняющие традицию первоначального молоканства, заложенную Семеном Уклеином. 2) Максимисты (прыгуны) — возникли в 30-е гг. 19 в. как М.-сопуны (от «окропи меня иссопом, и буду чист... и буду белее снега»; Пс. 50:9), когда их основатель Лукиан Петров объявил себя Христом, ввел в культ М. экстатические практики (скакание, пение, сопение и глоссолалию). В 1840-1850-е гг. лидером тол­ка стал Л. Соколов, затем тамбовский крестьянин Мак­сим Рудометкин, по прозвищу Комар, сосланный на Со­ловки, личность которого обожествляется и почитает­ся до настоящего времени. Рудометкин провозгласил себя «царем», модернизировал обрядность и учение данного направления. Прыгуны стали почитать суббо­ту и ряд иудейских праздников, появились яркие эсха­тологические мотивы (ожидания конца света, предска­занного Рудометкиным и другими его последователя­ми — «царями»), более строгие нравственные предпи­сания. Собрания прыгунов приобрели близкие с хлыстовством черты (экстатическое прыгание взяв­шихся за руки молящихся, пророчество, декламация ду­ховных песен и стихов Рудометкина). 3) Общие (акинфиевцы) — возникли в 1830-е гг. под руководством крестьянина Самарской губ. Михаила Акинфьевича Попова, разработавшего хилиалистическое учение о царстве третьего завета — Святого Духа в форме раннехристианского общежития. Провозгласив себя «ца- [ рем», Попов организовал ряд поселений-коммун на Кавказе, а позднее в ссылке — в Минусинском округе. Но учению Попова, руководство и контроль над «об­щими» М. осуществляется 12 «чинами» (судья, распо­рядитель, жертвенник и т. д.). Общинники вели стро­гий образ жизни, скромно одевались, соблюдали мно­гочисленные запреты, постоянно трудились на пользу общины, не имели личного имущества. После смерти основателя в 1873 направление несколько трансфор­мировалось в сторону смягчения запретов, появления собственности, замены труда в пользу общины деся­тиной и т. д., однако попытки создания коммун отме­чались и в 20 в. 4) Пресники (постники) — направле­ние, придерживающееся ряда пищевых запретов (исключение из рациона лука, чеснока, квасных и кислых продуктов, некоторых др.). 5) Субботни­ки — получившие свое название из-за почитания субботы, ряда других иудейских праздников и бли­зости некоторым идеям иудаизма (превосходства Мо­исея над Христом, считающимся одним из пророков и др.). Учение М.-субботников близко с учением жи- довствующих. 6) Донской толк (евангельские) — ос­нован в 1820-1830-е гг. на идеях М.-крыловцев (ли­дер — Исайя Крылов) казаком Андреем Саломатиным, существенно сблизившим учение М. с православием (признание большинства таинств, кроме священства и миропомазания) и допустившим присягу властям, службу в армии). В 1860-е гг среде крыловцев появи­лась община захаровцев, внесших в толк новое наиме­нование — евангельские (евангелистические) христи­ане. 7) Новомолокане (штундо-молокане, пресвитери­ане) — сформировались на базе захаровцев донского толка в 1880-е гг. в Таврической губ. под влиянием штун- дистов (см. Штундизм). Обрядность и учение направ­ления близко к протестантизму (лютеранское пони­мание греха, понятие евхаристии как символического акта, рукоположение в пресвитеры и т. д.). 8) Водные — дополнившие крещение Святым Духом крещением во­дой, совершаемым только над взрослыми верующими; появились в 1850-е гг. в Бакинской губ. под влиянием баптистов (см. Баптизм). Попытки разработки единого учения и объединения различных толков, предприни­маемые М. в начале 20 в., не удались. С этого времени движение М. начинает переживать количественную убыль, организационный и идеологический кризис — в немалой степени под влиянием проповедей баптис­тов, с успехом рекрутировавших неофитов из среды М., гонений со стороны Русской православной церкви, а позднее и советской власти. В 1921 был создан Союз духовных христиан — молокан, просуществовавший до периода резкого усиления антирелигиозной компании и коллективизации, вызвавших массовую эмиграцию М. в США, Канаду, Латинскую Америку. В 1991 некото­рыми общинами союз был воссоздан под руководством И. Александрова, однако в 1993 произошел раскол, и был создан альтернативный Союз общин духовных христиан — М. России под руководством Т. Щетинкина с центром в с. Кочубеевка Ставропольского края. Общины М. существуют в Амурской, Ростовской, Там­бовской, Оренбургской обл., на Кавказе и за рубежом. Благодаря религиозным запретам, замкнутой жизни, традиционализму, иноэтническому и иноконфессиональ- ному окружению и ряду др. причин М. приобрели яркие черты самобытной этноконфессиональной общности с оригинальным фольклором, обрядностью, бытом.

Р.А. Кобызов

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz