Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
МОЛОКАНЕ — русское религиозное
движение, одно из направлений духовного христианства, осуждено Русской
православной церковью как секта. Возникло в центральных регионах в нач. 18 в.,
однако истоки М., как и ряда др. форм сектантства в России, берут начало в
религиозных движениях и идеологиях более раннего времени. Предтечей М. считают
иконоборчество, учение Феодосия Косого, Дмитрия Тверитинова (Дерюж- кина), духоборов и др. Квалифицируется как рационалистическое
движение в сектантстве. Понятие «М.» введено Тамбовской духовной консисторией
Русской православной церкви в 1785, оно не является самоназванием движения и
имеет разные толкования. Его происхождение связывают: с употреблением
последователями движения молока в постные дни; с рекой Молочной на
юго-востоке Украины, куда ссылались сектанты; со словом «мало», обозначающим
избранность и элитарность движения («мало избранных») и рядом других версий. Наиболее распространенная и принятая самими М. трактовка
базируется на евангельских фразах «как новорожденные младенцы возлюбите чистое
словесное молоко» (1 Пет. 2:2), «я питал вас молоком» (1 Кор. 3:2), «для вас
нужно молоко» (Евр. 5:12-13), др. библейских аллегориях, а также на сравнении
Священного Писания и «Божьего слова» с «духовным млеком», питающим верующих.
Одним из достоверно известных основателей и систематизаторов движения считается
уроженец Борисоглебского уезда Тамбовской губ. крестьянский портной Семен Уклеин (вт. пол. 18 в.). Посещая
множество деревень в поисках работы, Уклеин встретил известного духобора Побирохина
(Побирахина), женился на его дочери и принял учение духоборов. Впоследствии Уклеин порвал с духоборами из- за разногласий в
вероучении и создал свою общину. Совместно с семьюдесятью последователями
— «апостолами», Уклеин распространял новое учение в Тамбовской губ., для «сокрушения идолов» и открытой проповеди Бога
торжественно вошел в Тамбов, попал за это в тюрьму, однако скоро освободился и
продолжил свою деятельность в районе Волги, Ахтубы и центра России. Совместно
со своим помощником Семеном Долматовым, Уклеин выработал канон М., получивший
позднее печатное оформление, и организовал новые общины. Основные отличия
учения Уклеина от православия образованы идеями: Бог-Сын и
Дух Святой единосущны, но не равны Богу-Отцу; плоть Иисуса Христа подобна, но
не единосущна человеческой; необходим непосредственный контакт с Богом, без
посредников; Новый Завет имеет огромное преимущество перед Ветхим Заветом;
необходимо отринуть Священное Предание, храмы, иконы, святых, монашество,
мощи, иерархию церковную, обряды (напр., крестное знамение) и таинства, посты
(кроме Страстной седмицы). Позднее учение дополнилось хилиастическими и
апокалипсическими мотивами, во многом навеянными популярной в среде М. книгой
пиетиста Юнга-Штиллинга, что вызвало появление множества лжепророков, лжехристов
(Терентий Беловзоров, Лукиан Петров, Исайя Крылов и др.). К кон. 18 в. движение
М. насчитывало несколько тысяч последователей, приобрело
организационные черты и широко распространилось в Астраханской, Тамбовской,
Курской, Воронежской, Пензенской, Орловской, Симбирской, Саратовской, Харьковской,
Екатеринославской и других губ. После смерти Уклеина движение развивалось без
общепризнанного лидера и центра. Основная социальная база
движения в это время — крестьянство и социальные низы общества, при этом,
однако, особое отношения к Священному Писанию обусловило большую долю
грамотных среди М. В нач. 19 в., во время либеральной религиозной политики Александра
I, общины М. основывают поселения в Таврической, Новороссийской и Ставропольской
губ. В 1830-е гг., во времена правления Николая I, основным районом
распространения М. становится Закавказье (Армения, Азербайджан). Во вт. пол.
19 — нач. 20 в. М. активно переселяются на Дальний Восток России (Амурская
обл.). На миграцию М. существенное влияние оказали не только политические, но
и социально-экономические и религиозные мотивы — поиск «обетованных земель»,
где «течет молоко и мед» (Числ. 14:8), возможность организации чистой, праведной
общины («нового Иерусалима»), безземелье и притеснение на старых местах проживания,
льготы, освобождение от рекрутчины и т. д. К 1917 движение М. насчитывало ок.
1,2 млн последователей, социальный состав пополнился
мещанским и купеческим сословиями, а благодаря особой
религиозно-трудовой этике, запрету алкоголя и табака существенно возросло имущественное
и материальное состояние молоканских общин. Будучи организационно
децентрализованным, географически разрозненным, гонимым властями и церковью
движением, М. уже в нач. 19 в. разделяются на ряд
течений (толков). К нач. 20 в. сформировались следующие основные направления М.
1) Постоянные (уклеинцы, воскресники) — сохраняющие традицию первоначального
молоканства, заложенную Семеном Уклеином. 2) Максимисты (прыгуны) — возникли в
30-е гг. 19 в. как М.-сопуны (от «окропи меня иссопом,
и буду чист... и буду белее снега»; Пс. 50:9), когда их основатель Лукиан
Петров объявил себя Христом, ввел в культ М. экстатические практики (скакание,
пение, сопение и глоссолалию). В 1840-1850-е гг. лидером толка стал Л.
Соколов, затем тамбовский крестьянин Максим Рудометкин, по прозвищу Комар,
сосланный на Соловки, личность которого обожествляется и почитается до
настоящего времени. Рудометкин провозгласил себя «царем», модернизировал
обрядность и учение данного направления. Прыгуны стали почитать субботу и ряд
иудейских праздников, появились яркие эсхатологические мотивы (ожидания конца
света, предсказанного Рудометкиным и другими его последователями — «царями»),
более строгие нравственные предписания. Собрания прыгунов
приобрели близкие с хлыстовством черты (экстатическое прыгание взявшихся за
руки молящихся, пророчество, декламация духовных песен и стихов Рудометкина).
3) Общие (акинфиевцы) — возникли в 1830-е гг. под руководством крестьянина
Самарской губ. Михаила Акинфьевича Попова, разработавшего
хилиалистическое учение о царстве третьего завета — Святого Духа в форме
раннехристианского общежития. Провозгласив себя «ца- [
рем», Попов организовал ряд поселений-коммун на Кавказе, а позднее в ссылке — в
Минусинском округе. Но учению Попова, руководство и контроль над «общими» М.
осуществляется 12 «чинами» (судья, распорядитель, жертвенник и т. д.). Общинники
вели строгий образ жизни, скромно одевались, соблюдали многочисленные запреты,
постоянно трудились на пользу общины, не имели личного имущества. После смерти основателя в 1873 направление несколько трансформировалось
в сторону смягчения запретов, появления собственности, замены труда в пользу общины
десятиной и т. д., однако попытки создания коммун отмечались и в 20 в. 4)
Пресники (постники) — направление, придерживающееся ряда пищевых запретов
(исключение из рациона лука, чеснока, квасных и кислых продуктов, некоторых
др.). 5) Субботники — получившие свое название из-за почитания субботы, ряда
других иудейских праздников и близости некоторым идеям иудаизма (превосходства
Моисея над Христом, считающимся одним из пророков и др.). Учение
М.-субботников близко с учением жи- довствующих. 6)
Донской толк (евангельские) — основан в 1820-1830-е гг. на идеях М.-крыловцев
(лидер — Исайя Крылов) казаком Андреем Саломатиным, существенно сблизившим учение
М. с православием (признание большинства таинств, кроме священства и миропомазания)
и допустившим присягу властям, службу в армии). В 1860-е гг.в
среде крыловцев появилась община захаровцев, внесших в толк новое наименование
— евангельские (евангелистические) христиане. 7) Новомолокане
(штундо-молокане, пресвитериане) — сформировались на базе захаровцев донского
толка в 1880-е гг. в Таврической губ. под влиянием штун- дистов (см. Штундизм).
Обрядность и учение направления близко к протестантизму (лютеранское понимание
греха, понятие евхаристии как символического акта, рукоположение в пресвитеры и
т. д.). 8) Водные — дополнившие крещение Святым Духом крещением водой, совершаемым
только над взрослыми верующими; появились в 1850-е гг. в Бакинской губ. под влиянием баптистов (см.
Баптизм). Попытки разработки единого учения и объединения
различных толков, предпринимаемые М. в начале 20 в., не удались. С этого
времени движение М. начинает переживать количественную убыль, организационный и
идеологический кризис — в немалой степени под влиянием проповедей баптистов, с
успехом рекрутировавших неофитов из среды М., гонений со стороны Русской
православной церкви, а позднее и советской власти. В 1921 был создан Союз
духовных христиан — молокан, просуществовавший до периода резкого усиления
антирелигиозной компании и коллективизации, вызвавших массовую эмиграцию М. в
США, Канаду, Латинскую Америку. В 1991 некоторыми общинами
союз был воссоздан под руководством И. Александрова, однако в 1993 произошел
раскол, и был создан альтернативный Союз общин духовных христиан — М. России
под руководством Т. Щетинкина с центром в с. Кочубеевка Ставропольского края.
Общины М. существуют в Амурской, Ростовской, Тамбовской, Оренбургской обл., на
Кавказе и за рубежом. Благодаря религиозным запретам, замкнутой жизни,
традиционализму, иноэтническому и иноконфессиональ-
ному окружению и ряду др. причин М. приобрели яркие черты самобытной
этноконфессиональной общности с оригинальным фольклором, обрядностью, бытом.
Р.А. Кобызов