Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

МЕННОНИТСТВО — одно из старейших направле­ний в протестантизме. Возникло в 1530-х гг. в Нидер­ландах на базе общин анабаптистов. Название про­исходит от имени одного из первых руководителей МенноСимонса (ок. 1492/96 — 1559/61), голландско­го католического священника из Фрисландии. Разоча­рование в католицизме, сочувственное отношение к со­циально-политическим и религиозным требованиям протестантов, репрессии и гонения на последователей Реформации побудили Менно Симонса отказаться в 1535 от священнического сана и принять активное уча­стие в формировании движения умеренных («мир­ных») анабаптистов. За короткий срок проповедческой и организационной деятельности под руководством Менно Симонса объединяются многие протестантские общины Нидерландов и соседних территорий. В 1543 Менно Симоне принимает сан епископа. Сочинения Менно Симонса «Основы христианского учения», «О Троице», «О крещении», «Об отлучении от церкви Христовой» и другие легли в основу религиозной и соци­ально-политической доктрины М. Кодификация уче­ния М. произошла на Дартской конференции (1632). Основные положения принятого меннонитами доку­мента «Декларация главных статей нашей общей хри­стианской веры», среди которых спасение личной ве­рой, отсутствие священства и другое, согласуются с ортодоксальными направлениями протестантизма. Специфическими чертами вероучения М. являются догматы о сознательном крещении (путем обливания), Втором пришествии, покаянии, хлебопреломлении (причастии), омовении ног, церковном отлучении, от­казе от воинской и государственной службы, присяги, клятвы и некоторые другие положения. Первоначально социальной базой М. выступали непривилегированные слои общества, позднее социальный состав пополнился буржуазией. Гонения на протестантов в 1540-1560-х гг. вынудили часть меннонитов покинуть Нидерланды и переселится в другие страны Европы (в основном в Пруссию). В кон. 18 в. крупные общины меннонитов, при­влеченные социально-экономическими и политически­ми льготами, закрепленными в указе Екатерины II, пере­селяются в Россию, образуя поселения на о. Хортица, р. Молочные воды (Таврическая губерния) и других районах. После отмены ряда льгот часть меннонитов эмигрирует в Европу, Канаду, США, Латинскую Амери­ку. Особенно массовыми периодами эмиграции из Рос­сии стали 1870-1880-е и 1910-е гг. В советский период большая часть меннонитов в 1930-1940-е гг. была де­портирована в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Не­однородный этнический (фламандцы, саксонцы, гол­ландцы, фризы и др.), социальный состав и религиоз­ные разногласия привели к формированию разных течений М.: апостольские христиане, иерусалимские друзья, вюстовское братство, гюпферство и др. В России с кон. 19 в. сложилось два наиболее распространенных направления М.: братские и церковные меннониты. В 1963 братские меннониты вошли в Союз евангель­ских христиан-баптистов. Продолжительное существо­вание в иноэтнической и иноконфессиональной сре­де, уход от сотрудничества с обществом, социальная и брачная замкнутость М. привели к формированию у них особых этноконфессиональных общностей со спе­цифическими институтами религиозного и нацио­нального образования, религиозного и социального са­моуправления, обеспечения, суда и др. В настоящее вре­мя общины М. распространены в США, Канаде, Латинской Америке, Африке, Нидерландах, Германии, Индии, России (Алтайский, Хабаровский края, Омская, Томская, Новосибирская обл., другие регионы). В среде М. нет единой централизованной, организационной и управляющей структуры. Многие общины США, Ка­нады, Африки входят во Всемирную меннонитскую конференцию.

Р.А. Кобызов