Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
МЕННОНИТСТВО — одно из старейших
направлений в протестантизме. Возникло в 1530-х гг. в Нидерландах на базе
общин анабаптистов. Название происходит от имени одного из первых руководителей
МенноСимонса (ок. 1492/96 — 1559/61), голландского католического священника из
Фрисландии. Разочарование в католицизме, сочувственное отношение к социально-политическим
и религиозным требованиям протестантов, репрессии и гонения на последователей
Реформации побудили Менно Симонса отказаться в 1535 от священнического сана и
принять активное участие в формировании движения умеренных («мирных»)
анабаптистов. За короткий срок проповедческой и организационной деятельности
под руководством Менно Симонса объединяются многие протестантские общины
Нидерландов и соседних территорий. В 1543 Менно Симоне принимает сан епископа.
Сочинения Менно Симонса «Основы христианского учения», «О Троице», «О крещении»,
«Об отлучении от церкви Христовой» и другие легли в основу
религиозной и социально-политической доктрины М. Кодификация учения М.
произошла на Дартской конференции (1632). Основные положения принятого
меннонитами документа «Декларация главных статей нашей общей христианской
веры», среди которых спасение личной верой, отсутствие священства и другое,
согласуются с ортодоксальными направлениями протестантизма. Специфическими
чертами вероучения М. являются догматы о сознательном крещении (путем
обливания), Втором пришествии, покаянии, хлебопреломлении (причастии), омовении
ног, церковном отлучении, отказе от воинской и государственной службы,
присяги, клятвы и некоторые другие положения. Первоначально социальной базой М.
выступали непривилегированные слои общества, позднее социальный состав
пополнился буржуазией. Гонения на протестантов в 1540-1560-х гг. вынудили часть
меннонитов покинуть Нидерланды и переселится в другие
страны Европы (в основном в Пруссию). В кон. 18 в. крупные общины меннонитов,
привлеченные социально-экономическими и политическими льготами, закрепленными
в указе Екатерины II, переселяются в Россию, образуя поселения на о. Хортица,
р. Молочные воды (Таврическая губерния) и других районах. После отмены ряда
льгот часть меннонитов эмигрирует в Европу, Канаду, США, Латинскую Америку. Особенно
массовыми периодами эмиграции из России стали 1870-1880-е и 1910-е гг. В
советский период большая часть меннонитов в 1930-1940-е гг.
была депортирована в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Неоднородный
этнический (фламандцы, саксонцы, голландцы, фризы и др.), социальный состав и
религиозные разногласия привели к формированию разных течений М.: апостольские
христиане, иерусалимские друзья, вюстовское братство, гюпферство и др. В России
с кон. 19 в. сложилось два наиболее распространенных направления М.: братские и
церковные меннониты. В 1963 братские меннониты вошли в Союз евангельских
христиан-баптистов. Продолжительное существование в
иноэтнической и иноконфессиональной среде, уход от сотрудничества с обществом,
социальная и брачная замкнутость М. привели к формированию у них особых
этноконфессиональных общностей со специфическими институтами религиозного и национального
образования, религиозного и социального самоуправления, обеспечения, суда и
др. В настоящее время общины М. распространены в США, Канаде, Латинской
Америке, Африке, Нидерландах, Германии, Индии, России (Алтайский, Хабаровский
края, Омская, Томская, Новосибирская обл., другие
регионы). В среде М. нет единой централизованной, организационной и
управляющей структуры. Многие общины США, Канады, Африки входят во Всемирную
меннонитскую конференцию.
Р.А. Кобызов