Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ХРИСТОЛОГИЯ (от греч. Хрютос, — Христос и Хоуо? — логос, учение) — в широком смысле слова — концептуа­лизированное знание об Иисусе Христе, нашедшее свое отражение в христианской догматике (см. Символ веры), а в узком — раздел христианской теологии, специально посвященный изучению личности и земной жизни еван­гельского Иисуса Назарянина, отождествляемого цер­ковной доктриной со второй ипостасью Святой Трои­цы — Богом-Сыном. X. как общее учение о Христе нача­ла формироваться еще в апостольские времена (1 в.). Об этом свидетельствуют базисные для X. тексты Но­вого Завета (Евангелия и некоторые Послания апосто­лов), затем, уже в догматизированном варианте, X. нео­днократно подвергалась критике со стороны многочи­сленных гетеродоксальных мыслителей (см. Арианство, Несторианство, Монофшитство, Монофелитство) в эпоху Вселенских соборов (4-8 вв.), а также пересмотру и уточнению со стороны теологов, принадлежавших к раз­личным богословским и философским школам. Запад­ноевропейская католическая схоластика признавала ав­торитет и приоритет патриотической (см. Патристика) X. Новую интерпретацию ряд христологических поло­жений (напр., доктрина communicatio idiomatum — «об­щения божественных и человеческих свойств» в еди­ной личности Иисуса Христа) получил в творчестве про­тестантских теологов —М.ЛютеранЖальвина(16 в.). Поныне X. остается «камнем преткновения» в межкон­фессиональном диалоге христианских церквей, по­скольку, например, X. дохалкидонитов (см. Ориенталь­ные церкви) серьезно отличается от православной и католической (см. Монофшитство), в то время как проте­стантские теологи вообще стремятся к ревизии ортодок­сальной X., по их мнению, уже не отвечающей достиже­ниям в области рационалистической критики Нового Завета, разводящей исторического Иисуса и «Христа веры». Абсолютизируя лютеровский тезис solo scriptura («только писание») они предлагают выводить христологическую догматику не из Священного Писания (Библии) и Священного Предания (к которому относятся как творе­ния Отцов Церкви, так и вероопределения Вселенских и поместных соборов), а исключительно из той части ново­заветного Писания, которая смогла выдержать современ­ную научную источниковедческую проверку.

И.П. Давыдов.



Rambler's Top100
Hosted by uCoz