Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРИСТОЛОГИЯ (от греч. Хрютос, — Христос и
Хоуо? — логос, учение) — в широком смысле слова — концептуализированное знание
об Иисусе Христе, нашедшее свое отражение в христианской догматике (см. Символ
веры), а в узком — раздел христианской теологии, специально
посвященный изучению личности и земной жизни евангельского Иисуса Назарянина,
отождествляемого церковной доктриной со второй ипостасью Святой Троицы —
Богом-Сыном. X. как общее учение о Христе начала формироваться еще в
апостольские времена (1 в.).
Об этом свидетельствуют базисные для X. тексты Нового Завета (Евангелия
и некоторые Послания апостолов), затем, уже в догматизированном
варианте, X. неоднократно
подвергалась критике со стороны многочисленных гетеродоксальных мыслителей
(см. Арианство, Несторианство, Монофшитство, Монофелитство) в эпоху Вселенских
соборов (4-8 вв.), а также пересмотру и уточнению со стороны теологов,
принадлежавших к различным богословским и философским школам. Западноевропейская
католическая схоластика признавала авторитет и приоритет патриотической
(см. Патристика) X. Новую
интерпретацию ряд христологических положений (напр., доктрина communicatio idiomatum — «общения божественных и человеческих
свойств» в единой личности Иисуса Христа) получил в творчестве протестантских
теологов —М.ЛютеранЖ.Кальвина(16 в.). Поныне X. остается
«камнем преткновения» в межконфессиональном диалоге христианских церквей, поскольку,
например, X. дохалкидонитов
(см. Ориентальные церкви) серьезно отличается от православной и католической
(см. Монофшитство), в то время как протестантские теологи вообще
стремятся к ревизии ортодоксальной X., по их мнению, уже не отвечающей достижениям в области
рационалистической критики Нового Завета, разводящей исторического Иисуса и
«Христа веры». Абсолютизируя лютеровский тезис solo scriptura («только писание») они предлагают
выводить христологическую догматику не из Священного Писания (Библии) и Священного
Предания (к которому относятся как творения Отцов Церкви, так и
вероопределения Вселенских и поместных соборов), а исключительно
из той части новозаветного Писания, которая смогла выдержать современную
научную источниковедческую проверку.
И.П. Давыдов.