Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ
РУСИ — процесс
утверждения и распространения христианской религии среди славянских
народов Киевской Руси, в ходе которого языческие культы
и обряды вытеснялись и заменялись культами и обрядами христианской веры.
Начало Х.Р. связывают, как правило, с обращением в христианство князя
Владимира, принявшего крещение в 988 и утвердившего христианство в качестве государственной
религии. Именно с этих пор Русская церковь стала считаться преемницей
церкви Вселенской. Хотя 988 известен как официальная
дата крещения Руси, христианство в восточнославянских землях появилось задолго
до этого. Ряд историков признают первым событием, положившим начало Х.Р., проповедь
апостола Андрея в киевских землях. Летописное предание сообщает о посещении
им в 1 в. н. э. северного и северно восточного побережья
Черного моря, «пределов Киевских и новгородских». Достоверность летописного
сказания не раз обсуждалась в исторической литературе, находя как своих
защитников, так и противников. Точно можно утверждать, что
уже к 3 в. в южных пределах России существовало несколько епархий: в древней
Скифии, в древней Сарматии и в Закавказье, возглавляемых гл. обр. греками.
Поворотным событием в процессе Х.Р., несомненно, надо признать деятельность Кирилла
и Ме-фодия, просветителей славян. Благодаря их стараниям в 861 была создана
славянская азбука, осуществлен перевод Библии и богослужебных книг с
греч. языка на славянский. На
славянском языке стало совершаться богослужение. Все это ускорило процесс христианизации
славянских племен. Ведь теперь славяне слышали проповедь на родном для них
языке, получили возможность познакомиться с основными догматами нового
вероучения. Следующее немаловажное событие — крещение ок. 867 киевских князей
Аскольда и Дира после их неудачного похода на Византию. С этих пор начинается
процесс медленного проникновения христианства на Русь. И уже в период
правления Игоря (912— 945) число христиан заметно возрастает. При новом
договоре с греками в 944 жители Киевской Руси разделяются статьями договора на
крещенных и некрещенных, причем крещенные везде
выдвигаются на первый план. В летописи говорится и о существовании в Киеве
соборной церкви Св. Илии. Название церкви указывает
на то, что к 944 в Киеве были и другие христианские храмы. Особую
важность имело принятие крещения великой княгиней Ольгой (945-969) предположительно
в 957 в древнейшей столице христианства, в Константинополе. Есть свидетельства
о том, что великая княгиня много сделала для того, чтобы познакомить своих
подданных с православной верой (в частности, ею была построена церковь Св. Софии) и, т. обр., приблизить и подготовить эпоху
повсеместной Х.Р. Это и произошло в период правления великого князя Владимира
(980-1015), названного за свои труды равноапостольным. Надо отметить, что
начало правления князя не сулило христианам ничего хорошего. Влади-мир решает укоренить язычество. На
холме, близ княжеского двора он приказывает поставить языческих идолов. Владимир
— язычник, как сообщает летопись, приносит человеческие жертвы: по его приказу
мученической смертью пали два варяга-христианина. Но вскоре происходит
удивительная перемена. Тот, кто хотел утвердить язычество на Руси, сделался его
врагом и объявил христианство государственной религией. История обращения
великого князя Владимира подробно излагается в «Повести временных лет».
Повествование слагается из трех частей, раскрывающих ход события. Первая
содержит в себе описание разных посольств, приходивших в 986 к великому князю
с предложениями о вере. Это были: «болгары магометанской веры», «иноземцы из
Рима», хазары-иудеи и некий «грек-философ». Доводы последнего
оказались самыми убедительными, но князь Владимир решает подождать с крещением.
Вторая часть повествует о том, как по совету бояр и старцев Владимир в 987
посылает десять «мужей добрых и смысленных» в разные страны с тем, чтобы испытать
предложенные веры на месте. Те побывали вначале у волжских болгар, затем у
немецких католиков и, наконец, пришли в Царьград (Константинополь). Великолепие
греческого богослужения, присутствие всего знаменитого духовенства, священная
таинственность обрядов изумили послов. Вернувшись
домой, они рассказали, что «богослужение греческое лучше всех других». Наконец,
третья часть летописного сказания описывает поход князя Владимира на греч. город Корсунь (Херсонес) в 988,
крещение в этом городе, бракосочетание с греческой царевной Анной и
возвращение в Киев. Взяв с собой множество икон, церковных сосудов и
пастырей, князь возвращается на родину с тем, чтобы окрестить в водах Днепра
свой народ. Киевляне крестились охотно: это указывает на то, что здесь уже
было много христиан. Вслед за Киевом христианство проникает в близлежащие
земли и распространяется гл. обр. вдоль водного пути от Киева до Новгорода.
Упорное сопротивление оно встретило в Новгороде. Здесь в 990 крещение
произошло «огнем и мечом». Вслед за Новгородом новая вера проникла в Суздаль и
Ростов. Христианизация шла и в тех городах и областях, которые Владимир
отдавал своим детям в уделы. Так православная вера утверждалась в Полоцке и
Турове, земле Древлянской, во Владимире Волынском и Смоленске, в Пскове и
Луцке, в Муромских пределах. Несмотря на то, что новая вера повсеместно
распространялась, наряду с ней продолжало существовать и язычество. В Ростове
борьба между язычеством и христианством продолжалась до 12 в. Дольше всех
язычество держалось у вятичей, просветителем которых в 12 в. был Кукша,
погибший во время проповеди. Успешнее христианство распространялось в
Вологодском крае, на Сев. Двине, в Устюге, на р. Вятке. В 13 в. все земли вдоль
р. Волги до Нижнего Новгорода были заняты христианами. В целом распространение
христианства на Руси происходило достаточно быстро. Основную причину этого
усматривают в том, что языческие верования к тому моменту не преобразовались в
общественно-религиозный культ. Не было как такового и класса жрецов. Правда,
некоторую роль играли волхвы, не раз поднимавшие народ против новой
религии. Но ввиду отсутствия у них внешней организации, их протест не был эффективен.
Татаро-монгольское иго не остановило процесса Х.Р. С кон. 13 в. христианизация
затрагивает северные народы: чудь, лопарей, зырян. Здесь в христианизации
местного населения большую роль играют монастыри: Чел-могорский
в земле Чуди, Валаамский на Ладожском озере, Мурманский среди лопарей,
Соловецкий и др. В 14 в. Стефан Пермский крестил зырян. По мере расширения
пределов Российского государства увеличивается и число народов, среди которых
распространяется православная вера. Х.Р. в данный период оказывается в тесной
связи с процессом завоевания и освоения новых земель. В 16 в.
в связи с покорением Перми возникают Пыскорский и
Соликамский монастыри, известные своей просветительской деятельностью. С взятием
Казани и Астрахани здесь учреждается епархия и начинается обращение жителей в
христианство. В 17 в. в
состав Русского государства вошли карелы, татары, чуваши, мордва, что
предопределило появление у них христианских миссий. Освоение Сибири в 17 в.
приводит к появлению здесь миссионеров, деятельность которых продолжалась
вплоть до 20 в. Т. обр., процесс Х.Р. не был единовременным актом. С момента
провозглашения Руси христианской державой до ее фактической христианизации
прошел не один десяток лет. Введение христианства на Руси имеет огромное историческое
значение. В первую очередь новая религия повлияла на государственное устройство
— способствовала объединению славян в единое государство. Власть князя утверждалась
как власть божественная. Вместо родовых, дружинных связей христианство дало
стране православное общество, где государственная идеология, общественное
устройство и семейный быт основываются на христианском вероучении. Происходят
перемены в искусстве и культуре. Зарождается иконопись, фресковая роспись,
развивается храмостроительство, градостроительство. Вместе с православием на
Русь пришли письменность, школы, суды, новые законы. Христианство дало мощный
стимул для дальнейшего развития живописи, архитектуры, прикладного искусства
и др.
Е.С. Нечипоренко