Христианизация Руси - - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ — процесс утверждения и распространения христианской религии среди славян­ских народов Киевской Руси, в ходе которого языче­ские культы и обряды вытеснялись и заменялись куль­тами и обрядами христианской веры. Начало Х.Р. свя­зывают, как правило, с обращением в христианство князя Владимира, принявшего крещение в 988 и утвердившего христианство в качестве государственной религии. Именно с этих пор Русская церковь стала счи­таться преемницей церкви Вселенской. Хотя 988 извес­тен как официальная дата крещения Руси, христианство в восточнославянских землях появилось задолго до это­го. Ряд историков признают первым событием, поло­жившим начало Х.Р., проповедь апостола Андрея в ки­евских землях. Летописное предание сообщает о посе­щении им в 1 в. н. э. северного и северно восточного побережья Черного моря, «пределов Киевских и нов­городских». Достоверность летописного сказания не раз обсуждалась в исторической литературе, находя как своих защитников, так и противников. Точно можно утверждать, что уже к 3 в. в южных пределах России существовало несколько епархий: в древней Скифии, в древней Сарматии и в Закавказье, возглавляемых гл. обр. греками. Поворотным событием в процессе Х.Р., не­сомненно, надо признать деятельность Кирилла и Ме-фодия, просветителей славян. Благодаря их стараниям в 861 была создана славянская азбука, осуществлен пе­ревод Библии и богослужебных книг с греч. языка на славянский. На славянском языке стало совершаться богослужение. Все это ускорило процесс христианиза­ции славянских племен. Ведь теперь славяне слышали проповедь на родном для них языке, получили возмож­ность познакомиться с основными догматами нового вероучения. Следующее немаловажное событие — кре­щение ок. 867 киевских князей Аскольда и Дира после их неудачного похода на Византию. С этих пор начи­нается процесс медленного проникновения христиан­ства на Русь. И уже в период правления Игоря (912— 945) число христиан заметно возрастает. При новом договоре с греками в 944 жители Киевской Руси разде­ляются статьями договора на крещенных и некрещенных, причем крещенные везде выдвигаются на пер­вый план. В летописи говорится и о существовании в Киеве соборной церкви Св. Илии. Название церкви ука­зывает на то, что к 944 в Киеве были и другие христи­анские храмы. Особую важность имело принятие кре­щения великой княгиней Ольгой (945-969) предпо­ложительно в 957 в древнейшей столице христианства, в Константинополе. Есть свидетельства о том, что ве­ликая княгиня много сделала для того, чтобы познако­мить своих подданных с православной верой (в част­ности, ею была построена церковь Св. Софии) и, т. обр., приблизить и подготовить эпоху повсеместной Х.Р. Это и произошло в период правления великого князя Вла­димира (980-1015), названного за свои труды равно­апостольным. Надо отметить, что начало правления князя не сулило христианам ничего хорошего. Влади-мир решает укоренить язычество. На холме, близ кня­жеского двора он приказывает поставить языческих идолов. Владимир — язычник, как сообщает летопись, приносит человеческие жертвы: по его приказу мучени­ческой смертью пали два варяга-христианина. Но вско­ре происходит удивительная перемена. Тот, кто хотел утвердить язычество на Руси, сделался его врагом и объ­явил христианство государственной религией. История обращения великого князя Владимира подробно изла­гается в «Повести временных лет». Повествование сла­гается из трех частей, раскрывающих ход события. Пер­вая содержит в себе описание разных посольств, при­ходивших в 986 к великому князю с предложениями о вере. Это были: «болгары магометанской веры», «ино­земцы из Рима», хазары-иудеи и некий «грек-фило­соф». Доводы последнего оказались самыми убедительными, но князь Владимир решает подождать с креще­нием. Вторая часть повествует о том, как по совету бояр и старцев Владимир в 987 посылает десять «мужей доб­рых и смысленных» в разные страны с тем, чтобы испы­тать предложенные веры на месте. Те побывали вначале у волжских болгар, затем у немецких католиков и, нако­нец, пришли в Царьград (Константинополь). Великоле­пие греческого богослужения, присутствие всего знаме­нитого духовенства, священная таинственность обря­дов изумили послов. Вернувшись домой, они рассказали, что «богослужение греческое лучше всех других». Нако­нец, третья часть летописного сказания описывает по­ход князя Владимира на греч. город Корсунь (Херсонес) в 988, крещение в этом городе, бракосочетание с грече­ской царевной Анной и возвращение в Киев. Взяв с собой множество икон, церковных сосудов и пастырей, князь возвращается на родину с тем, чтобы окрестить в водах Днепра свой народ. Киевляне крестились охот­но: это указывает на то, что здесь уже было много хрис­тиан. Вслед за Киевом христианство проникает в близлежащие земли и распространяется гл. обр. вдоль водного пути от Киева до Новгорода. Упорное сопро­тивление оно встретило в Новгороде. Здесь в 990 кре­щение произошло «огнем и мечом». Вслед за Новгоро­дом новая вера проникла в Суздаль и Ростов. Христиа­низация шла и в тех городах и областях, которые Владимир отдавал своим детям в уделы. Так православ­ная вера утверждалась в Полоцке и Турове, земле Древ­лянской, во Владимире Волынском и Смоленске, в Пско­ве и Луцке, в Муромских пределах. Несмотря на то, что новая вера повсеместно распространялась, наряду с ней продолжало существовать и язычество. В Ростове борь­ба между язычеством и христианством продолжалась до 12 в. Дольше всех язычество держалось у вятичей, просветителем которых в 12 в. был Кукша, погибший во время проповеди. Успешнее христианство распростра­нялось в Вологодском крае, на Сев. Двине, в Устюге, на р. Вятке. В 13 в. все земли вдоль р. Волги до Нижнего Новгорода были заняты христианами. В целом распро­странение христианства на Руси происходило доста­точно быстро. Основную причину этого усматривают в том, что языческие верования к тому моменту не пре­образовались в общественно-религиозный культ. Не было как такового и класса жрецов. Правда, некоторую роль играли волхвы, не раз поднимавшие народ про­тив новой религии. Но ввиду отсутствия у них внеш­ней организации, их протест не был эффективен. Тата­ро-монгольское иго не остановило процесса Х.Р. С кон. 13 в. христианизация затрагивает северные народы: чудь, лопарей, зырян. Здесь в христианизации местно­го населения большую роль играют монастыри: Чел-могорский в земле Чуди, Валаамский на Ладожском озере, Мурманский среди лопарей, Соловецкий и др. В 14 в. Стефан Пермский крестил зырян. По мере расшире­ния пределов Российского государства увеличивается и число народов, среди которых распространяется пра­вославная вера. Х.Р. в данный период оказывается в тесной связи с процессом завоевания и освоения но­вых земель. В 16 в. в связи с покорением Перми возни­кают Пыскорский и Соликамский монастыри, извест­ные своей просветительской деятельностью. С взяти­ем Казани и Астрахани здесь учреждается епархия и начинается обращение жителей в христианство. В 17 в. в состав Русского государства вошли карелы, татары, чуваши, мордва, что предопределило появление у них христианских миссий. Освоение Сибири в 17 в. приво­дит к появлению здесь миссионеров, деятельность ко­торых продолжалась вплоть до 20 в. Т. обр., процесс Х.Р. не был единовременным актом. С момента провоз­глашения Руси христианской державой до ее факти­ческой христианизации прошел не один десяток лет. Введение христианства на Руси имеет огромное исто­рическое значение. В первую очередь новая религия повлияла на государственное устройство — способ­ствовала объединению славян в единое государство. Власть князя утверждалась как власть божественная. Вместо родовых, дружинных связей христианство дало стране православное общество, где государственная идеология, общественное устройство и семейный быт основываются на христианском вероучении. Происхо­дят перемены в искусстве и культуре. Зарождается ико­нопись, фресковая роспись, развивается храмостроительство, градостроительство. Вместе с православием на Русь пришли письменность, школы, суды, новые законы. Христианство дало мощный стимул для даль­нейшего развития живописи, архитектуры, приклад­ного искусства и др.

Е.С. Нечипоренко