Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЙСКАЯ КОСМОЛОГИЯ – картина мира, получившая развитие в рамках
буддизма. Буддийская картина мира впитала в себя основные космологические
идеи брахманизма (индуизма), однако эти идеи получили новую
интерпретацию в соответствии с буддийским учением о спасении и буддийской
этикой, что придало Б. к. неповторимый облик. Основы
космологии очерчены в ранних текстах буддизма Хинаяны,
но в наибольшей степени они разработаны в таких сутрах
Махаяны как «Саддхармапундарика»
(«Сутра Лотоса Благого Закона»), «Ланкаватара»
(«Вступление на Ланку»), «Сукхавативьюха» («Описание
счастливой земли»), а также в некоторых тантрах Ваджраяны, таких как «Гухьясамаджа»,
«Калачакра» и др. Вселенная, или космос, по общебуддийским представлениям, есть беспрерывное
круговращение (сансара); она
никогда не была сотворена Богом или богами, она существует безначально и извечно, и у нее не будет конца. Вселенная
состоит из неисчислимого количества миров, существующих параллельно. Каждый отдельный
мир, однако, проходит несколько стадий во времени – возникновение, развитие,
упадок и гибель. Возраст каждого мира подразделяется на
несколько эпох (кальп),
каждая из которых длится миллионы лет. В пространственном измерении каждый из
бесчисленных миров представляет собой плоский диск, покоящийся на воде, которая,
в свою очередь, парит в воздухе. В центре каждого мира возвышается гора Меру (Сумеру), окруженная семью горными хребтами; вокруг гор,
посреди Мирового океана, располагаются четыре материка: Апараго-дана
на западе, Уттаракуру на севере, Пурвавидеха
на востоке и Джамбудвипа на юге. Именно последний,
южный, материк Джамбудвипа (часто ассоциируемый с Индостаном) является тем миром, где рождаются, среди
прочих существ, люди. Буддийский мир, часто изображаемый в виде «колеса сансары», или «колеса жизни» (бхавачакра),
подразделяется на шесть уровней, на
[153]
которых существа, согласно закону кармы,
могут бесконечно перерождаться в новой жизни: это преисподняя (нарака), мир животных, мир голодных духов (претов), мир демонов (асуров),
мир людей и мир богов (девалока). Все живые существа
обречены вечно участвовать в круговороте рождений в
пределах этих шести миров. Боги находятся на вершине этой иерархии, на
небесах, причем небеса, в свою очередь, имеют иерархическую структуру: на
нижнем небе располагаются Четыре Царя-Хранителя
(сторон света); затем следует расположенное на вершине горы Меру «Небо 33
Богов», во главе с «Царем Богов» Шакрой (буддийский
вариант Индры); еще выше находятся небеса, названия
которых отражают присущие им блеск, роскошь и наслаждения. Существа, ставшие
богами, своими прошлыми жизнями заслужили эту счастливую долю; однако, в
сущности, их судьба столь же непостоянна и чревата будущими страданиями, как и
судьба всех прочих существ, населяющих пять остальных миров. Они также живут в
сфере действия кармы и подчинены ее безжалостному предопределению; все шесть
миров, от преисподней до небес, входят в так называемую «сферу желаний» (камадхату, или камалока), ибо
именно желание является движущей силой кармы и причиной вечных скитаний существ в сансаре. Над «сферой желаний», т. е. выше мира богов (а значит, над горой Меру),
начинается вторая сфера – «сфера форм» (рупадхату, рупалока), а над ней высшая сфера – сфера пустоты,
«бесформенности» (арупадхату, арупалока).
Две высшие сферы – форм и бесформенности – также совокупно называются
«небесами Брахмы», или «миром Брахмы», однако буддийский Брахма,
в отличие от Брахмы брахманизма, не является ни
Богом-Творцом, ни управителем Вселенной, ни даже единым высшим богом – речь,
скорее, идет об огромном множестве брахм, высших
существ, которые уже преодолели свою зависимость от желаний. Внутри же «сферы
желаний», включающей шесть описанных миров, ничто не вечно: ныне рожденные в
преисподней могут через несколько перерождений
добраться до небес, а боги, в свою очередь, скатиться до уровня демонов, голодных
духов или обитателей ада. Ключевой областью в Б. к. является мир людей, а
человек становится центральной фигурой: Джамбудвипа
потому и имеет предпочтительное положение перед остальными мифическими
материками, что в ней, среди прочих существ, есть люди. Дело в том, что именно
человек способен стать буддой (просветленным).
Буддизм тем самым внес глубокое изменение в космологию брахманизма в том, что
касается роли и места богов и их соотношения с человеком и высшими идеалами
освобождения (спасения). Будда неизмеримо выше богов. Будда – это высшее
существо, достигшее окончательного освобождения от привязанностей к сансаре; он уже никогда не вернется в область кармических скитаний. Если в раннем
буддизме (хинаяна) делается акцент на Будде Ша-кьямуни, будде нынешней эры,
то в Махаяне и Ваджраяне
количество будд и бодхисаттв
(будд сострадания) увеличивается до
бесконечности, как и число параллельно существующих миров. Некоторые из будд обретают особые индивидуальные черты и собственную
символику и превращаются во всемогущих
и сострадательных божеств, существующих в ином, мистическом измерении. С точки зрения Б. к. особенное значение имеет Будда Амитабха (Амида), создатель и хранитель Сукхавати
(Чистой Земли) – особой блаженной земли, расположенной на западе, где уготовано новое рождение для праведников и тех, кто верит
в бесконечное сострадание Амитабхи; те, кто
удостоился рождения в Чистой Земле, с помощью Амитабхи
впоследствии достигнут окончательного освобождения – нирваны.
В отличие от «личностных» будд, таких как Амитабха, огромное количество безымянных будд, населяющих бесчисленные миры, выражают идею о том,
что вся Вселенная (согласно махаяне) проникнута просветленной
сущностью, качеством «буддности», которое надлежит
выявить в себе и реализовать каждому живому существу.
А.С. Агаджанян