БУДДИЙСКАЯ КОСМОЛОГИЯ - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЙСКАЯ КОСМОЛОГИЯ – картина мира, по­лучившая развитие в рамках буддизма. Буддийская кар­тина мира впитала в себя основные космологические идеи брахманизма (индуизма), однако эти идеи полу­чили новую интерпретацию в соответствии с буддий­ским учением о спасении и буддийской этикой, что при­дало Б. к. неповторимый облик. Основы космологии очерчены в ранних текстах буддизма Хинаяны, но в наибольшей степени они разработаны в таких сутрах Махаяны как «Саддхармапундарика» («Сутра Лотоса Благого Закона»), «Ланкаватара» («Вступление на Лан­ку»), «Сукхавативьюха» («Описание счастливой зем­ли»), а также в некоторых тантрах Ваджраяны, таких как «Гухьясамаджа», «Калачакра» и др. Вселенная, или космос, по общебуддийским представлениям, есть бес­прерывное круговращение (сансара); она никогда не была сотворена Богом или богами, она существует без­начально и извечно, и у нее не будет конца. Вселенная состоит из неисчислимого количества миров, существу­ющих параллельно. Каждый отдельный мир, однако, проходит несколько стадий во времени – возникно­вение, развитие, упадок и гибель. Возраст каждого мира подразделяется на несколько эпох (кальп), каждая из которых длится миллионы лет. В пространственном измерении каждый из бесчисленных миров представ­ляет собой плоский диск, покоящийся на воде, кото­рая, в свою очередь, парит в воздухе. В центре каждого мира возвышается гора Меру (Сумеру), окруженная семью горными хребтами; вокруг гор, посреди Миро­вого океана, располагаются четыре материка: Апараго-дана на западе, Уттаракуру на севере, Пурвавидеха на востоке и Джамбудвипа на юге. Именно последний, южный, материк Джамбудвипа (часто ассоциируемый с Индостаном) является тем миром, где рождаются, сре­ди прочих существ, люди. Буддийский мир, часто изоб­ражаемый в виде «колеса сансары», или «колеса жиз­ни» (бхавачакра), подразделяется на шесть уровней, на

[153]

которых существа, согласно закону кармы, могут бес­конечно перерождаться в новой жизни: это преиспод­няя (нарака), мир животных, мир голодных духов (претов), мир демонов (асуров), мир людей и мир бо­гов (девалока). Все живые существа обречены вечно участвовать в круговороте рождений в пределах этих шести миров. Боги находятся на вершине этой иерар­хии, на небесах, причем небеса, в свою очередь, имеют иерархическую структуру: на нижнем небе располага­ются Четыре Царя-Хранителя (сторон света); затем следует расположенное на вершине горы Меру «Небо 33 Богов», во главе с «Царем Богов» Шакрой (буддий­ский вариант Индры); еще выше находятся небеса, на­звания которых отражают присущие им блеск, роскошь и наслаждения. Существа, ставшие богами, своими про­шлыми жизнями заслужили эту счастливую долю; од­нако, в сущности, их судьба столь же непостоянна и чревата будущими страданиями, как и судьба всех про­чих существ, населяющих пять остальных миров. Они также живут в сфере действия кармы и подчинены ее безжалостному предопределению; все шесть миров, от преисподней до небес, входят в так называемую «сфе­ру желаний» (камадхату, или камалока), ибо именно желание является движущей силой кармы и причи­ной вечных скитаний существ в сансаре. Над «сферой желаний», т. е. выше мира богов (а значит, над горой Меру), начинается вторая сфера – «сфера форм» (рупадхату, рупалока), а над ней высшая сфера – сфера пустоты, «бесформенности» (арупадхату, арупалока). Две высшие сферы – форм и бесформенности – так­же совокупно называются «небесами Брахмы», или «миром Брахмы», однако буддийский Брахма, в отли­чие от Брахмы брахманизма, не является ни Богом-Творцом, ни управителем Вселенной, ни даже единым высшим богом – речь, скорее, идет об огромном мно­жестве брахм, высших существ, которые уже преодо­лели свою зависимость от желаний. Внутри же «сферы желаний», включающей шесть описанных миров, нич­то не вечно: ныне рожденные в преисподней могут че­рез несколько перерождений добраться до небес, а боги, в свою очередь, скатиться до уровня демонов, голод­ных духов или обитателей ада. Ключевой областью в Б. к. является мир людей, а человек становится цент­ральной фигурой: Джамбудвипа потому и имеет пред­почтительное положение перед остальными мифиче­скими материками, что в ней, среди прочих существ, есть люди. Дело в том, что именно человек способен стать буддой (просветленным). Буддизм тем самым внес глубокое изменение в космологию брахманизма в том, что касается роли и места богов и их соотношения с человеком и высшими идеалами освобождения (спа­сения). Будда неизмеримо выше богов. Будда – это высшее существо, достигшее окончательного освобож­дения от привязанностей к сансаре; он уже никогда не вернется в область кармических скитаний. Если в ран­нем буддизме (хинаяна) делается акцент на Будде Ша-кьямуни, будде нынешней эры, то в Махаяне и Ваджраяне количество будд и бодхисаттв (будд сострада­ния) увеличивается до бесконечности, как и число параллельно существующих миров. Некоторые из будд обретают особые индивидуальные черты и собствен­ную символику и превращаются во всемогущих и со­страдательных божеств, существующих в ином, мис­тическом измерении. С точки зрения Б. к. особенное значение имеет Будда Амитабха (Амида), создатель и хранитель Сукхавати (Чистой Земли) – особой бла­женной земли, расположенной на западе, где уготова­но новое рождение для праведников и тех, кто верит в бесконечное сострадание Амитабхи; те, кто удостоился рождения в Чистой Земле, с помощью Амитабхи впос­ледствии достигнут окончательного освобождения – нирваны. В отличие от «личностных» будд, таких как Амитабха, огромное количество безымянных будд, на­селяющих бесчисленные миры, выражают идею о том, что вся Вселенная (согласно махаяне) проникнута про­светленной сущностью, качеством «буддности», кото­рое надлежит выявить в себе и реализовать каждому живому существу.

А.С. Агаджанян