БУДДИЗМА ЯПОНСКОГО ШКОЛЫ - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЗМА ЯПОНСКОГО ШКОЛЫ – получившие распространение в Японии различные направления буддизма. На Японские острова проник китаизирован­ный буддизм, оформившийся к 4-6 вв., поэтому мно­гие черты китайского буддизма не только перешли в японский буддизм, но и стали там доминирующими. Распространение буддизма в Японию шло в основном через Корею. Согласно японским официальным источ­никам, буддийское учение было впервые принесено в Японию в 552 корейским проповедником из Пэкче, хотя современные исследователи признают более ран­нюю дату, 538. Постепенно буддизм становится опо­рой служилой знати. Популярности буддизма способ­ствовало благосклонное отношение к нему выдающегося государственного деятеля, наследного принца Умаядо, известного под титулом Сётоку-тайси (574-622). Традиция считает его автором комментариев к нескольким сутрам. При его содействии были возве­дены первые буддийские храмы: Ситэннодзи (Храм 4 небесных царей) и Хорюдзи (Храм Цветущего Зако­на). В буддийских кругах он считается основополож­ником японского буддизма. В последние десятилетия 6 в. начинают формироваться институты японского мо­нашества. В 623 была учреждена система централизо­ванного управления буддийскими храмами. В кон. 7 – нач. 8 в. в развитии буддизма в Японии происходят се­рьезные сдвиги – возникают буддийские школы. Наи­более старой из них является Санрон-сю (кит. Сань-лунь – Школа трех трактатов). Ее доктринальный ком­плекс базируется на учении одного из ведущих направлений Махаяны шуньявады-мясЬсьямаки. Центральная философская категория – шунья («пус­тота») как изначальная основа мира, а практический идеал для адепта – «тюдо» («срединный путь»), т. е. неприятие крайностей. Одновременно с доктринами Санрон в Японии стало известно учение индийского буддийского философа Харивармана (3-4 вв.). В Китае его приверженцы образовали школу Чэнши (яп. Дзёд-зицу – Достижение истины). Школа Дзёдзицу стала считаться в Японии дочерней по отношению к Сан­рон-сю. Особого распространения на островах это на­правление не получило. Школа Хоссо (кит. Фасян – Знак (вид) дхарм) представляла в Японии другое на­правление Махаянывиджнянаваду. Первым орга­низатором был Досё (629-700), обучавшийся в Китае у одного из основателей Фасян Сюаньцзана. Соглас­но этому учению, феноменальный мир считается не­реальным, порождением индивидуального сознания. Важнейшая философская категория Хоссо -– алая-виджняна, т.е. «сознание-хранилище», в котором пре­бывают семена всех представлений и идей. С т. зр. воз­можности спасения все живые существа были разде­лены на 5 групп. В виджнянаваде большое значение придавалось медитативной практике. Соответственно буддийская медитация привилась в Японии именно через Хоссо-сю. Дочерней Хоссо-сю являлась школа Куся. Ее основатели, монахи Тицу (ум. 673) и Тидацу (ум. 658), занимали высокие посты в буддийской иерар­хии. Оба учились в Китае у Сюаньцзана. Основное вни­мание в этом направлении уделялось изучению трак­тата Васубандху «Абхидхармакоша» («Куся-рон»), свя­занному с буддизмом Хинаяны. Учение школы Рицу (Риссю) кит. Люй – «Заповеди (обеты)» стало извест­но в Японии в кон. 7 в., однако формирование этой школы как организационной единицы произошло позднее и связано с именем китайского монаха Цзянь-

[150]

чжэня (687/688-763). Этот специалист по буддийским заповедям прибыл в Японию в 754. Цзяньчжэнь впер­вые в Японии ввел церемонию «принятия заповедей» (дзюкай), т. е. посвящения в монахи. Под его руковод­ством в Японии в 754 был сооружен первый кайдан – площадка, для проведения церемонии дзюкай. Догма­тика школы основывалась на Винае – разделе буддий­ского канона, содержащем предписания монахам. В Китае эта школа сколько-нибудь значительного рас­пространения не получила – ее подлинный расцвет произошел в Японии. С сер. 8 в. в Японии начинают появляться аналоги чисто китайских буддийских школ, и первой из них была Хуаянь-цзун (яп. Кэгон-сю) – Школа Величия цветка. На островах учение Кэгон ста­ло известно благодаря китайскому монаху Даосюаню и его спутнику Бодхисену, приехавшим в Японию в 736. Первым патриархом школы считается корейский мо­нах Симсан (ум. 742), начавший регулярно толковать доктрины школы в храме Кондзюдзи. Главный кано­нический текст – «Аватамсака-сутра» (яп. «Кэгон-кё» – «Сутра о величии цветка»). Основополагающая идея – утверждение положения Махаяны о будде в «теле Закона» (Дхармакая) как субстрате всех уровней бытия. Абсолют отождествляется с буддой в «теле Зако­на»;, при этом снимается оппозиция между единичным и единым (общим), т. е. между Абсолютом и феномена­ми. Центральная категория философии Кэгон – «мир Дхармы». Сложившийся т. обр. «фундамент» японской буддийской мысли подготовил развитие буддизма в последующие периоды. С 794, после переноса столи­цы в Хэйан (современный Киото), начался новый этап истории Японии. Лидерами нового хэйанского буддиз­ма стали два выдающихся деятеля буддийской церкви: Сайте и Кукай. Сайте (767-822)» основатель школы Тэн-дай-сю (кит. Тяньтай-цзун) в Японии, обучался в Ки­тае. Главный канонический текст школы – «Саддхар-мапундарика-сутра» (яп. «Мёхо рэнгэ-кё» – «Сутра ло­тоса благого Закона»). В своей проповеди Сайте делал основной акцент на спасающей роли буддизма, что было весьма актуально и обусловлено общей неста­бильностью ситуации в стране. Доктринальный комп­лекс Тэндай складывался из четырех компонентов: тяньтайских доктрин, «тайного учения» (доктрин эзо­терического буддизма), медитативной практики, запо­ведей. Центр тэндайского буддизма – храмовый ком­плекс Энрякудзи на горе Хиэй близ Киото. В период Хэйан священники Тэндай-сю были советниками пра­вительственных чиновников на всех уровнях. Укреп­ление влияния Тэндай-сю было затруднено конкурен­цией со школой Сингон. Усиление позиций Тэндай-сю связано с именем Эннина (792-862), ставшего главой школы в 854. С этого времени в Тэндай-сю произошел поворот к эзотерической стороне учения. По­стоянно развивавшиеся связи школы Тэндай-сю с вли­ятельными аристократическими кругами еще более возросли при Энею (814-891), ставшем главой этого направления в 868. При Рёгэне (912-984) (глава Тэн­дай-сю с 966) эта школа имела высочайший авторитет в стране. После его смерти между сторонниками взгля­дов Эннина й Энею наметился разрыв, перешедший в открытое столкновение, в результате которого после­дователи группы Энею были изгнаны с горы Хиэй. С того времени они существовали в провинции Оми, и их стали именовать дзимон («храмовое течение»), в отличие от группы учения Эннина, оставшейся на горе Хиэй и потому называвшейся саммон («горное тече­ние»). Различие между двумя течениями состояло в ме­тодах религиозной практики. Разделение Тэндай-сю от­ражало противоречия внутри правящих кругов страны. Течение саммон оказалось сильнее, т.к. его поддержи­вали члены рода Фудзивара, которые контролировали императорский дом и определяли государственную по­литику. Ситуация непрекращающегося соперничества между двумя группировками вызвала к жизни такое нехарактерное для буддизма явление, как монахи-вои­ны (сохэй). Главным конкурентом Сайте и его школы Тэндай-сю являлась школа Сингон-сю во главе с ее основателем Кукаем. Центр Сингон-сю – храмовый комплекс Коясан на горе Коя. Учение Сингон («истин­ные слова») представляет собой трансформированный вариант тантрического буддизма (санскр. – ваджрая-на, яп. – миккё). Основные трактаты: «Махавайрочана-сутра» и «Сутра алмазной вершины», написанные в Индии и представляющие два направления эзотери­ческой традиции – чарья (исполнение) и йога. Глав­ным в учении Кукая была идея достижения «состоя­ния будды» в этой жизни. Ритуал Сингон-сю очень сло­жен. Его цель – концентрация духа (постижение своей истинной природы), что достигалось посредством йогической практики. С кон. 10 в. обнищание аристокра­тического слоя вследствие распада надельной систе­мы, противоречия внутри правящей элиты, связанные с борьбой за власть, общая нестабильность в стране явились благоприятной почвой для возникновения идеи о наступлении века «конца Закона» («маппо»). Первым годом этого века был признан 1052. Эсхатоло­гические настроения обусловили поиски новых и бо­лее эффективных средств, которые гарантировали бы быстрое спасение. В связи с этим на передний план вышло еще одно мощное течение японского буддиз­ма, начавшее формироваться в эпоху Хэйанамида-изм. В 12 в. В Японию из Китая пришло учение Дзэн (санскр. – Дхьяна, кит.Чань). Несмотря на все свое влияние в средневековой Японии, Дзэн не был самой

[151]

распространенной буддийской школой. Подавляющее большинство адептов буддизма в то время являлись последователями различных амидаистских направле­ний и школы Нитирэна. Основателем этого чисто япон­ского учения был Нитирэн (1222-1282). Изначально школа называлась Хоккэ-сю (Школа цветка Закона), илиХоммон-сю (Школа Хоммона). Название Нитирэн-сю возникло в 1860-х гг. Главный канонический текст – «Сутра лотоса благого Закона» (яп. «Мёхо рэн-гэ кё» или просто «Хоккэ-кё»). Своеобразие нитирэнов-ской интерпретации «Сутры лотоса» проявилось в по­вышении роли хоммона (т. е. второй части сутры, со­держащей основные проповеди Будды). Нитирэна волновала проблема спасения Японии в век «конца Закона». «Истинное учение» по Нитирэну выражается пятью знаками: мё-хо-рэн-гэ-кё. Спасение, по Нити­рэну, возможно как результат деятельности, основан­ной на «трех великих тайных законах» (сандай хихо): 1) хондзон – «истинно (изначально) почитаемое». У Нитирэна это 5 знаков (мё-хо-рэн-гэ-кё), которые графически изображаются в видемандалы, именуемой гохондзон. 5 знаков заключают 5 принципов, выража­ющих истинную сущность Будды; 2) кайдан – место почитания гохондзона. Нитирэн изменил роль кайда-на: у него это место обращения не только монахов, но и мирян, т. к. каждый человек может и должен приоб­щаться к «истинному Закону». Учитель посвящает всех пришедших в сокровенный смысл 5 знаков; 3) даймо­ку – произнесение фразы: «Наму Мёхо рэнгэ кё!» («Сла­ва Сутре лотоса благого Закона!»), имеющей значение молитвы. Посредством даймоку человек открывает и реализует в себе потенциального будду. Даймоку стала одним из фундаментальных концепций учения Нити­рэна. В эпоху Токугава (1603-1868), после «закрытия страны», буддизм в Японии оказался в состоянии за­тяжного кризиса, обусловленного различными причи­нами, в т.ч. И переориентацией правительственных кругов на новую идеологию – неоконфуцианство. Многие старые школы (Тэндай, Дзэн и др.) утратили свое прежнее влияние. Параллельно в недрах школ развивались реформаторские движения, поскольку политика правительства, с одной стороны, вела к прак­тически полному прекращению миссионерской дея­тельности буддийских школ, а с другой – стимулиро­вала возникновение тайных или полуофициальных сект (напр., школа Обаку-дзэн; специфическая секта Фукэсю, также отчасти связанная с Дзэн, и др.). Опреде­ленное влияние имело синкретическое движение сю-гэндоотшельническое течение, сформировавшее­ся в эпоху Хэйан. Родоначальник – Эн-но гёдзя (634 – после 700). В рамках сюгэндо существовало два направ­ления: хондзан (ориентировалось на Тэндай-сю) и тодзан (ориентировано научение Сингон). Кроме буддий­ских концепций, источником сюгэндо являлись авто­хтонные японские верования, прежде всего культ гор. В ходе антибуддийских мероприятий, проводивших­ся правительством после революции 1867-1868, в 1873 движение сюгэндо было запрещено. После этого мно­гие ямабуси стали сельскими синтоистскими священ­никами. Однако традиция не была прервана. Когда в 1947 появилось новое законодательство, провозгла­шавшее свободу религиозных культов, сюгэндо воз­родилось с новой силой. В период после революции 1867-1868 в японском буддизме четко обозначилась специфическая тенденция – движение по пути обнов­ления, приспособления к меняющимся условиям действительности. При этом наиболее существенные из­менения происходили не в рамках традиционных буд­дийских школ, а в форме новых религиозных движе­ний. Существенным моментом являлось также то, что обновление развивалось, как правило, на базе вероуче­ния школы Нитирэн, это было связано со спецификой догматики и религиозной практики нитирэнистов. Прототипом всех ныне действующих новых религий нитирэновского толка стало движение Хаммон буцую ко (Объединение верующих-мирян истинного учения Будды), созданное Нагамацу Ниссэном (1817-1890). В довоенное время на базе учения Нитирэн создавались и движения, поддерживавшие официальный курс пра­вительства Японии. Наиболее выдающимся идеологом этого направления являлся Танака Тигаку (1861-1939), создавший в 1914 религиозную организацию Кокутю-кай (Общество столпа государства). Идеи Танака, пред­ставлявшие собой специфическую интерпретацию уче­ния Нитирэна, использовались ультраправыми и фа­шистскими организациями довоенной Японии. В этот период начали свою деятельность и другие религиоз­ные движения, существующие до сих пор. Среди них – Рэй ю кай (Общество друзей духа), основанное в 1925 Кубо Какутаро (1892-1944) и Котани Кими (1901-1971). Истоки догматики этого движения восходят к проповеди одного из адептов учения Нитирэн Ниси-да Тосидзо (1849-1918). Кроме того, важную роль в концептуальной базе Рэй ю кай играет своеобразное обращение к культу предков. В результате выхода группы верующих из Рэй ю кай образовалось Риссё косэй кай (Общество по утверждению истинного за­кона и совершенствованию сообщества верующих) (1938). В 1930-х гг. начала свою деятельность другая организация мирян-буддистов Сока гаккай (Обще­ство установления ценностей), созданное Макигути Цунэсабуро (1871-1944). Одно из основных положе­ний догматики этого общества – тезис о «единстве управления государством и буддизмом». После Вто-

[152]

рой мировой войны в Японии создались новые усло­вия для развития религий. Отмена правительственно­го контроля над религией вызвала сильное дробление внутри различных направлений буддизма. В наиболь­шей степени эта тенденция проявилась в школах Тэн-дай и Сингон. Примечательной чертой стало отделе­ние крупных или даже головных храмов различных школ от своего направления и регистрация их как са­мостоятельных организаций. Главной причиной рас­кола стали не догматические расхождения, а ослабле­ние экономической базы буддийских школ. Многие храмы и монастыри были вынуждены сочетать тради­ционную религиозную деятельность с поиском допол­нительных источников доходов (продажа амулетов, проведение особых обрядов, туризм и т. д.). В настоя­щее время все организации традиционных школ буд­дизма входят во Всеяпонскую буддийскую ассоциацию, объединяющую около 60 групп. Наиболее влиятель­ные среди них – Сото-сю (направление Дзэн; ок. 15 тыс. храмов), Дзёдо синею хонгандзи ха (крупней­шая среди амидаистских школ; центр – храм Хонган­дзи в Киото; более 10 тыс. храмов), Отани ха (8,7 тыс. храмов), Дзёдо-сю (свыше 7 тыс. храмов), Нитирэн-сю (около 5 тыс. храмов), Коясан Сингон (крупнейшая среди групп школы Сингон – 3,5 тыс. храмов), дзэновская группа Риндзай-сю мёсиндзи ха (головной храм – Мёсиндзи в Киото, более 3 тыс. храмов), Тэн-дай-сю (3,2 тыс. храмов). Характерной особенностью положения буддизма в Японии в послевоенный пери­од стало увеличение численности верующих, однако их приток происходил не в традиционные школы, а в необуддийские религиозные движения. Сравнитель­но небольшая часть необуддийских движений восхо­дит по своему происхождению к традиционным шко­лам буддизма: Тэндай, Сингон, Дзёдо. Самая большая группа необуддийских организаций представлена дви­жениями, которые в догматическом плане связаны с вероучением школы Нитирэн: Рэй ю кай, Риссё косэй кай, Сока гаккай и ряд др. Нитирэновские движения играют заметную роль в общественной жизни Японии, в т.ч. и в политике. Особую активность в обществен­ной жизни проявляет Сока гаккай, которая, в отличие от других необуддийских течений, особый упор делает на тезис Нитирэна о соединении «истинной веры» с управлением государственными делами (обуцу мёго). Это обстоятельство способствовало внедрению Сока гаккай в политику, (результатом этого стало создание в 1964. на базе этого движения партии Комэйто – Партия чистой политики). И в настоящее время партия Комэйто сохраняет свои позиции в политике, являясь третьей по численности фракцией нынешнего прави­тельства Японии. Особым явлением последнего времени стало формирование и активизация групп, име­нуемых «новые новые религии» (син синею кё). В отличие от «новых религий» они делают акцент на магии, мистике. Одной из наиболее крупных подоб­ных организаций является Агон-сю, созданная в 1978. Основатель – теоретик и практик эзотерического буд­дизма Кирияма Ясуо (р. 1921). Во вт. пол. 20 в. активно осуществлялась миссионерская деятельность япон­ских проповедников различных направлений за рубе­жом, прежде всего в США и Зап. Европе. Напр., в США действует несколько буддийских организаций, в т.ч. академия Нитирэн-сёсю (филиал японской организа­ции Сока гаккай) и ряд др.

С.Г. Андреева