Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЗМА
ЯПОНСКОГО ШКОЛЫ – получившие распространение в Японии
различные направления буддизма. На Японские острова проник китаизированный буддизм, оформившийся к 4-6 вв., поэтому многие черты китайского буддизма не только
перешли в японский буддизм, но и стали там доминирующими. Распространение
буддизма в Японию шло в основном через Корею. Согласно японским официальным
источникам, буддийское учение было впервые принесено в Японию в 552 корейским
проповедником из Пэкче, хотя современные
исследователи признают более раннюю дату, 538. Постепенно буддизм становится
опорой служилой знати. Популярности буддизма способствовало благосклонное
отношение к нему выдающегося государственного деятеля, наследного
принца Умаядо, известного под титулом Сётоку-тайси (574-622). Традиция считает его автором комментариев
к нескольким сутрам. При его содействии
были возведены первые буддийские храмы: Ситэннодзи
(Храм 4 небесных царей) и Хорюдзи (Храм Цветущего
Закона). В буддийских кругах он считается основоположником японского
буддизма. В последние десятилетия 6 в. начинают формироваться институты
японского монашества. В 623 была учреждена система централизованного управления
буддийскими храмами. В кон. 7 – нач. 8 в. в развитии буддизма в Японии
происходят серьезные сдвиги – возникают буддийские школы. Наиболее
старой из них является Санрон-сю (кит. Сань-лунь – Школа
трех трактатов). Ее доктринальный комплекс базируется на учении одного
из ведущих направлений Махаяны – шуньявады-мясЬсьямаки. Центральная философская категория – шунья («пустота») как изначальная основа мира, а
практический идеал для адепта – «тюдо» («срединный
путь»), т. е. неприятие крайностей. Одновременно с доктринами Санрон в Японии стало известно учение индийского
буддийского философа Харивармана (3-4 вв.). В Китае его приверженцы образовали школу Чэнши (яп. Дзёд-зицу
– Достижение истины). Школа Дзёдзицу стала считаться
в Японии дочерней по отношению к Санрон-сю. Особого
распространения на островах это направление не получило. Школа
Хоссо (кит. Фасян – Знак (вид) дхарм) представляла в Японии другое направление Махаяны – виджнянаваду.
Первым организатором был Досё (629-700), обучавшийся
в Китае у одного из основателей Фасян
Сюаньцзана. Согласно этому учению, феноменальный мир
считается нереальным, порождением индивидуального сознания. Важнейшая
философская категория Хоссо -– алая-виджняна, т.е. «сознание-хранилище», в котором пребывают
семена всех представлений и идей. С т. зр. возможности
спасения все живые существа были разделены на 5 групп. В виджнянаваде
большое значение придавалось медитативной практике. Соответственно буддийская медитация
привилась в Японии именно через Хоссо-сю.
Дочерней Хоссо-сю являлась школа Куся.
Ее основатели, монахи Тицу (ум. 673) и Тидацу (ум. 658), занимали высокие посты в буддийской иерархии.
Оба учились в Китае у Сюаньцзана. Основное внимание
в этом направлении уделялось изучению трактата Васубандху
«Абхидхармакоша» («Куся-рон»),
связанному с буддизмом Хинаяны. Учение
школы Рицу (Риссю) кит. Люй – «Заповеди (обеты)» стало известно в Японии в кон. 7
в., однако формирование этой школы как организационной единицы произошло
позднее и связано с именем китайского монаха Цзянь-
[150]
чжэня (687/688-763). Этот специалист по
буддийским заповедям прибыл в Японию в 754. Цзяньчжэнь
впервые в Японии ввел церемонию «принятия заповедей» (дзюкай),
т. е. посвящения в монахи. Под его руководством в Японии в 754 был сооружен
первый кайдан – площадка, для проведения церемонии дзюкай. Догматика школы основывалась на Винае – разделе буддийского канона, содержащем предписания
монахам. В Китае эта школа сколько-нибудь значительного распространения не получила
– ее подлинный расцвет произошел в Японии. С сер. 8 в.
в Японии начинают появляться аналоги чисто китайских
буддийских школ, и первой из них была Хуаянь-цзун (яп. Кэгон-сю) – Школа Величия
цветка. На островах учение Кэгон стало известно
благодаря китайскому монаху Даосюаню и его спутнику Бодхисену, приехавшим в Японию в 736. Первым патриархом
школы считается корейский монах Симсан (ум. 742),
начавший регулярно толковать доктрины школы в храме Кондзюдзи.
Главный канонический текст – «Аватамсака-сутра» (яп. «Кэгон-кё» – «Сутра о величии цветка»). Основополагающая идея –
утверждение положения Махаяны о будде
в «теле Закона» (Дхармакая) как субстрате всех
уровней бытия. Абсолют отождествляется с буддой
в «теле Закона»;, при этом снимается оппозиция между
единичным и единым (общим), т. е. между Абсолютом и феноменами. Центральная
категория философии Кэгон – «мир Дхармы».
Сложившийся т. обр. «фундамент» японской буддийской
мысли подготовил развитие буддизма в последующие периоды. С 794, после переноса
столицы в Хэйан (современный Киото), начался новый
этап истории Японии. Лидерами нового хэйанского буддизма
стали два выдающихся деятеля буддийской церкви: Сайте и Кукай.
Сайте (767-822)» основатель школы Тэн-дай-сю
(кит. Тяньтай-цзун) в Японии, обучался в Китае. Главный канонический текст школы – «Саддхар-мапундарика-сутра»
(яп. «Мёхо рэнгэ-кё» – «Сутра лотоса
благого Закона»). В своей проповеди Сайте делал основной акцент на спасающей
роли буддизма, что было весьма актуально и обусловлено общей нестабильностью
ситуации в стране. Доктринальный комплекс Тэндай складывался
из четырех компонентов: тяньтайских доктрин, «тайного
учения» (доктрин эзотерического буддизма),
медитативной практики, заповедей. Центр тэндайского
буддизма – храмовый комплекс Энрякудзи на горе Хиэй близ Киото. В период Хэйан
священники Тэндай-сю были советниками правительственных
чиновников на всех уровнях. Укрепление влияния Тэндай-сю
было затруднено конкуренцией со школой Сингон.
Усиление позиций Тэндай-сю связано с именем Эннина (792-862), ставшего главой
школы в 854. С этого времени в Тэндай-сю произошел
поворот к эзотерической стороне учения. Постоянно
развивавшиеся связи школы Тэндай-сю с влиятельными
аристократическими кругами еще более возросли при Энею (814-891), ставшем главой этого направления в 868. При Рёгэне (912-984) (глава Тэндай-сю
с 966) эта школа имела высочайший авторитет в стране. После его смерти между
сторонниками взглядов Эннина й Энею наметился разрыв,
перешедший в открытое столкновение, в результате которого последователи группы
Энею были изгнаны с горы Хиэй. С того времени они
существовали в провинции Оми, и их стали именовать дзимон («храмовое течение»), в отличие от группы учения Эннина, оставшейся на горе Хиэй и
потому называвшейся саммон («горное течение»).
Различие между двумя течениями состояло в методах религиозной практики.
Разделение Тэндай-сю отражало противоречия внутри
правящих кругов страны. Течение саммон оказалось
сильнее, т.к. его поддерживали члены рода Фудзивара, которые контролировали императорский дом и
определяли государственную политику. Ситуация непрекращающегося соперничества
между двумя группировками вызвала к жизни такое нехарактерное для буддизма
явление, как монахи-воины (сохэй). Главным
конкурентом Сайте и его школы Тэндай-сю являлась
школа Сингон-сю во главе с ее основателем Кукаем. Центр Сингон-сю –
храмовый комплекс Коясан на горе Коя.
Учение Сингон («истинные слова») представляет собой
трансформированный вариант тантрического буддизма (санскр. – ваджрая-на, яп. – миккё). Основные трактаты:
«Махавайрочана-сутра» и «Сутра
алмазной вершины», написанные в Индии и представляющие два направления эзотерической традиции – чарья
(исполнение) и йога. Главным в учении Кукая
была идея достижения «состояния будды» в этой жизни.
Ритуал Сингон-сю очень сложен. Его цель –
концентрация духа (постижение своей истинной природы), что достигалось
посредством йогической практики. С кон. 10 в.
обнищание аристократического слоя вследствие распада надельной
системы, противоречия внутри правящей элиты, связанные с борьбой за власть,
общая нестабильность в стране явились благоприятной почвой для возникновения
идеи о наступлении века «конца Закона» («маппо»). Первым
годом этого века был признан 1052. Эсхатологические
настроения обусловили поиски новых и более эффективных средств, которые
гарантировали бы быстрое спасение. В связи с этим на передний план вышло еще
одно мощное течение японского буддизма, начавшее формироваться в эпоху Хэйан – амида-изм. В 12 в. В Японию из Китая пришло учение Дзэн
(санскр. – Дхьяна, кит.
– Чань). Несмотря на все свое влияние в
средневековой Японии, Дзэн не был самой
[151]
распространенной буддийской школой.
Подавляющее большинство адептов буддизма в то время являлись последователями
различных амидаистских направлений и школы Нитирэна. Основателем этого чисто японского учения был Нитирэн (1222-1282). Изначально школа называлась Хоккэ-сю (Школа цветка Закона), илиХоммон-сю
(Школа Хоммона). Название Нитирэн-сю
возникло в 1860-х гг. Главный канонический текст – «Сутра
лотоса благого Закона» (яп. «Мёхо
рэн-гэ кё» или просто «Хоккэ-кё»). Своеобразие нитирэнов-ской
интерпретации «Сутры лотоса» проявилось в повышении
роли хоммона (т. е. второй части сутры,
содержащей основные проповеди Будды). Нитирэна волновала
проблема спасения Японии в век «конца Закона». «Истинное учение» по Нитирэну выражается пятью знаками: мё-хо-рэн-гэ-кё.
Спасение, по Нитирэну, возможно как результат
деятельности, основанной на «трех великих тайных законах» (сандай
хихо): 1) хондзон –
«истинно (изначально) почитаемое». У Нитирэна это 5
знаков (мё-хо-рэн-гэ-кё), которые графически
изображаются в видемандалы, именуемой гохондзон. 5 знаков заключают 5 принципов, выражающих
истинную сущность Будды; 2) кайдан – место почитания гохондзона. Нитирэн изменил роль кайда-на: у него это место обращения не только монахов, но
и мирян, т. к. каждый человек может и должен приобщаться к «истинному Закону».
Учитель посвящает всех пришедших в сокровенный смысл 5 знаков; 3) даймоку – произнесение фразы: «Наму
Мёхо рэнгэ кё!» («Слава Сутре лотоса
благого Закона!»), имеющей значение молитвы. Посредством даймоку человек открывает и реализует в себе потенциального будду. Даймоку стала одним из фундаментальных концепций учения Нитирэна. В эпоху Токугава
(1603-1868), после «закрытия страны», буддизм в Японии оказался в состоянии затяжного
кризиса, обусловленного различными причинами, в т.ч.
И переориентацией правительственных кругов на новую идеологию – неоконфуцианство. Многие старые школы (Тэндай, Дзэн и др.) утратили свое
прежнее влияние. Параллельно в недрах школ развивались реформаторские движения,
поскольку политика правительства, с одной стороны, вела к практически полному
прекращению миссионерской деятельности буддийских школ, а с другой – стимулировала
возникновение тайных или полуофициальных сект (напр., школа Обаку-дзэн;
специфическая секта Фукэсю, также отчасти связанная с
Дзэн, и др.). Определенное влияние имело
синкретическое движение сю-гэндо – отшельническое течение, сформировавшееся в эпоху Хэйан. Родоначальник – Эн-но гёдзя (634 – после 700). В рамках сюгэндо
существовало два направления: хондзан
(ориентировалось на Тэндай-сю) и тодзан
(ориентировано научение Сингон).
Кроме буддийских концепций, источником сюгэндо
являлись автохтонные японские верования, прежде всего культ гор. В ходе антибуддийских мероприятий, проводившихся правительством
после революции 1867-1868, в 1873 движение сюгэндо
было запрещено. После этого многие ямабуси стали
сельскими синтоистскими священниками. Однако
традиция не была прервана. Когда в 1947 появилось новое законодательство,
провозглашавшее свободу религиозных культов, сюгэндо
возродилось с новой силой. В период после революции 1867-1868 в японском
буддизме четко обозначилась специфическая тенденция – движение по пути обновления,
приспособления к меняющимся условиям действительности. При этом наиболее
существенные изменения происходили не в рамках традиционных буддийских школ,
а в форме новых религиозных движений. Существенным моментом являлось также то,
что обновление развивалось, как правило, на базе вероучения школы Нитирэн, это было связано со спецификой догматики и
религиозной практики нитирэнистов. Прототипом всех
ныне действующих новых религий нитирэновского
толка стало движение Хаммон буцую
ко (Объединение верующих-мирян истинного учения
Будды), созданное Нагамацу Ниссэном
(1817-1890). В довоенное время на базе учения Нитирэн
создавались и движения, поддерживавшие официальный курс правительства Японии.
Наиболее выдающимся идеологом этого направления являлся Танака
Тигаку (1861-1939), создавший
в 1914 религиозную организацию Кокутю-кай (Общество
столпа государства). Идеи Танака, представлявшие
собой специфическую интерпретацию учения Нитирэна,
использовались ультраправыми и фашистскими организациями довоенной Японии. В
этот период начали свою деятельность и другие религиозные движения,
существующие до сих пор. Среди них – Рэй ю кай (Общество друзей духа), основанное в 1925 Кубо Какутаро (1892-1944) и Котани Кими (1901-1971). Истоки
догматики этого движения восходят к проповеди одного из адептов учения Нитирэн Ниси-да Тосидзо (1849-1918). Кроме того, важную роль в
концептуальной базе Рэй ю кай
играет своеобразное обращение к культу предков. В результате выхода группы верующих
из Рэй ю кай образовалось Риссё косэй кай
(Общество по утверждению истинного закона и совершенствованию сообщества
верующих) (1938). В 1930-х гг. начала свою деятельность другая организация мирян-буддистов
Сока гаккай (Общество установления ценностей),
созданное Макигути Цунэсабуро
(1871-1944). Одно из основных положений догматики этого общества – тезис о
«единстве управления государством и буддизмом». После Вто-
[152]
рой мировой войны в Японии создались новые
условия для развития религий. Отмена правительственного
контроля над религией вызвала сильное дробление внутри различных направлений буддизма.
В наибольшей степени эта тенденция проявилась в школах Тэн-дай и Сингон.
Примечательной чертой стало отделение крупных или даже головных храмов
различных школ от своего направления и регистрация их как самостоятельных
организаций. Главной причиной раскола стали не догматические расхождения, а
ослабление экономической базы буддийских школ. Многие храмы и монастыри были
вынуждены сочетать традиционную религиозную деятельность с поиском дополнительных
источников доходов (продажа амулетов, проведение особых обрядов, туризм и т.
д.). В настоящее время все организации традиционных школ буддизма входят во Всеяпонскую буддийскую ассоциацию, объединяющую около 60
групп. Наиболее влиятельные среди них – Сото-сю
(направление Дзэн; ок. 15
тыс. храмов), Дзёдо синею хонгандзи
ха (крупнейшая среди амидаистских
школ; центр – храм Хонгандзи в Киото; более 10 тыс. храмов), Отани ха (8,7 тыс. храмов), Дзёдо-сю
(свыше 7 тыс. храмов), Нитирэн-сю (около 5 тыс.
храмов), Коясан Сингон
(крупнейшая среди групп школы Сингон – 3,5 тыс.
храмов), дзэновская группа Риндзай-сю
мёсиндзи ха (головной храм –
Мёсиндзи в Киото, более 3 тыс. храмов), Тэн-дай-сю (3,2 тыс. храмов). Характерной
особенностью положения буддизма в Японии в послевоенный период стало
увеличение численности верующих, однако их приток происходил не в традиционные
школы, а в необуддийские религиозные движения.
Сравнительно небольшая часть необуддийских движений
восходит по своему происхождению к традиционным школам буддизма: Тэндай, Сингон, Дзёдо. Самая большая группа необуддийских
организаций представлена движениями, которые в догматическом плане связаны с
вероучением школы Нитирэн: Рэй ю кай,
Риссё косэй кай, Сока гаккай и ряд др. Нитирэновские движения играют заметную роль в общественной
жизни Японии, в т.ч. и в политике. Особую активность в общественной
жизни проявляет Сока гаккай, которая, в отличие от
других необуддийских течений, особый упор делает на
тезис Нитирэна о соединении «истинной веры» с
управлением государственными делами (обуцу мёго). Это обстоятельство способствовало внедрению Сока гаккай в политику, (результатом этого стало создание в
1964. на базе этого движения партии Комэйто – Партия
чистой политики). И в настоящее время партия Комэйто
сохраняет свои позиции в политике, являясь третьей по численности фракцией нынешнего
правительства Японии. Особым явлением последнего времени стало формирование и
активизация групп, именуемых «новые новые
религии» (син синею кё). В
отличие от «новых религий» они делают акцент на
магии, мистике. Одной из наиболее крупных подобных организаций является Агон-сю, созданная в 1978.
Основатель – теоретик и практик эзотерического буддизма
Кирияма Ясуо (р. 1921). Во
вт. пол. 20 в. активно осуществлялась миссионерская деятельность японских
проповедников различных направлений за рубежом, прежде всего в США и Зап.
Европе. Напр., в США действует несколько буддийских организаций, в т.ч. академия Нитирэн-сёсю
(филиал японской организации Сока гаккай) и ряд др.
С.Г. Андреева