Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЗМА ТИБЕТСКОГО ШКОЛЫ – синтез взаимодействия автохтонных
культов природных объектов и шаманизма
с привнесенными из Персии религией бон, а
из Индии Махаяны и тантрического
буддизма. Последний оказал определяющее влияние на формирование новой
религиозной традиции в Тибете, что было связано с деятельностью приглашенного в
8 в. индийского йога-тантриста и чудотворца Падмасамбхавы (Гуру Римпоче). Он
успешно преодолел сопротивление бонских жрецов,
игравших руководящую роль в стране, продемонстрировав свое превосходство не
только в философских диспутах, но, главное, показав более высокий уровень
владения магией и оккультными силами, на чем, собственно, основывался
до этого авторитет религии бон. С проповеднической дея-
[147]
тельностыо Падмасамбхавы связана самая известная из Б. т. ш. (всего их возникло в
разное время более двух десятков) – Ньингмапа,
которая организационно оформилась позднее других, только в 14 в., хотя и называется
«старой» школой, придерживающейся традиции «старых переводов». Это объясняется
тем, что адепты школы считают себя приверженцами того буддизма, который
принес в 8 в. из Индии Падмасамбхава, и отвергают все поздние появившиеся в Тибете
учения и практики как ненужные нововведения. Ритуально-обрядная практика Ньингмапа содержит много добуддийских,
шаманских элементов, поскольку своими корнями эта школа уходит в период, когда
буддийская традиция в Тибете еще не установилась. С того же времени школа
сохраняет в асимиллированной форме влияние чань-буддизма, хотя проповедь китайского буддизма в Тибете
была запрещена еще в 790 после диспута в монастыре Самье.
Тем не менее во времена Падмасамбхавы чаньское влияние было Наиболее
интенсивным. Оно проявилось в учении и практике Дзог-чэн,
являющейся высшей йогой в Ньингмапа.
Характерно, что адепты школы не признали новые усовершенствованные переводы санскритских
текстов, сделанные в 11–12 вв., и остались верными архаичным толкованиям ранних переводчиков.
Не признали и авторитета тантр,
получивших известность в Тибете после 11 в., в их числе отвергли и «Калачакру-тантру», считающуюся в других Б. т. ш. вершиной
концепций Ваджраяны. Основную
роль в Ньингмапа играют трактаты (терчой)
из «кладов» (терма), спрятанных якобы либо самим Падма-самбхавой по причине того, что его современники еще
не могли понять их, либо авторами периода гонений на буддизм при царе Лангдарме. «Открыватели кладов» (тертоны),
фактически являющиеся авторами «найденных» ими трактатов, активно развернули
свою деятельность в 14 в. Это время и может считаться периодом формирования Ньингма-па. В трактатах-терчой
излагается йога разных типов: крия, упайога, йога призывания божества и созерцания мандалы, махайога
(великая йога), ану-йога (изначальная йога), ати-йога (совершенная йога), или Дзог-чэн
(великая совершенная йога). Это разные по интенсивности и продолжительности
психофизические практики сакрального самосовершенствования адепта, достижения
им просветления. У Ньингма-па нет больших
монастырей, предпочтение отдается затворничеству, однако адептами могут быть и
домохозяева, и странствующие монахи. Ньингма-па не
получила значительного распространения за пределами Тибета и гималайского
региона, но ее представители встречаются в Монголии, Бурятии и Тыве. В настоящее время в России есть несколько групп этой
школы, практикующих Дзог-чэн. С ним познакомил
россиян буддолог и практикующий йог из Бурятии Б.Д. Дандарон. Школа Кадам-па была
создана в 11 в. бенгальским монахом Атишей,
осуществившим восстановление монастырской системы в Тибете, пришедшей в упадок
в период гонений на буддизм при царе Ландграме,
стороннике привилегий бонского жречества. Атиша стремился
вновь утвердить строгий монастырский устав Винаи
(второй части буддийского канона Типитакив сочетании
с практикой тантриче-ской йоги и разработать систему
монастырского образования. После 15 в. школа Кадам-па
исчезла, слившись с Гелуг-па. Кагыо-па
(школа преемственности, или традиция передачи наставлений) возникла также в 11
в. и развивала другую, чисто йогическую линию возрождения
буддизма в Тибете, восходя к индийской традиции махасиддхов
(великих совершенных) в лице Тилопы, основателя
учения, и Наропы, его систематиза-тора. Тибетскую школу создал йог Марпа, переводчик на тиб. язык
принесенных им из Индии многочисленных эзотерических
текстов. Он обучал методам «шести йог Наропы»,
позволяющим адепту под руководством наставника достичь просветления в течение
одной жизни, овладеть удивительной йогой «внутреннего жара» (туммо), благодаря которой отшельники не толь-ко
могли переносить жесточайший холод зимовок в Гималаях и Тибете, но и
демонстрировать способность высушивать в лютую стужу на своей обнаженной спине
одна за другой десятки мокрых простынь. Овладение такими паранормальными способностями считается доказательством
достижения йогом высокого уровня сакрального самосовершенствования. Большое
значение Марпа придавал также практике маха-муд-ры – непосредственного постижения природы своего
сознания как природы будды (характерный пример гносиса, мистического учения о сакральности внутренней
природы человека, о свойственном ему совершенном имманентном начале). Главным
учеником и преемником Марпы стал крупнейший
тибетский поэт Джецюн Миларепа
(1052-1135). Он стоит у истоков тибетской традиции отшельничества
в труднодоступных горных пещерах, почитается как великий йог и учитель, а
его стихи и песни, вошедшие в знаменитый сборник «Сто тысяч песен Миларепы», в недавнем прошлом знал наизусть любой
образованный человек в Тибете и Монголии. Преемником Миларепы
стал гуру Гамбопа (Двагпо-Лхардже),
автор религиозно-философского трактата «Драгоценные четки». При нем у школы Кагью-па появились свои монастыри и т. обр. йогическая практика была
дополнена принципами монашеской дисциплины. Карма-кагыо
– наиболее важное и влиятельное направление, возникшее в 12 в.
в результате разделения школы Кагью-па
на ряд вет-
[148]
вей после смерти Гамбопы.
Слово «карма» в названии данного направления происходит от названия его главного
монастыря Кармаданса. Духовный глава направления
носит титул кармапа и считается третьим по значению
иерархом Тибета (после панчэн-ламы к Далай-ламы), хотя его сакральный статус одинаков с
Далай-ламой: оба считаются земными воплощениями сострадательного бодхисаттвы Авалокитешвары.
Главным обрядом в Карма-кагью является священная Церемония
Короны Ваджры, в ходе которой духовный лидер держит
над головой Черную Корону как символ своей внутренней духовной мощи и
истинности буддийского учения (таким же смыслом обладает упоминаемый здесь
традиционный символ буддизма Ваджра). Черная Корона
была изготовлена в нач. 15 в.
в Китае по приказу императора и подарена им 5-му Кармапе, которого он считал своим духовным учителем.
Считается, что у этой реальной короны есть мистический прообраз – трансцендентная
энергетическая корона, сплетенная из ста тысяч волос дакинь
(небесных божественных дев) и являющаяся знаком достигнутого Кармапой просветления. 16-й Кармапа
перед своей смертью в 1981 поручил датчанину Оле Нидалу,
получившему титул ламы, распространять учение и практику Карма-Кагью
в западных странах. В настоящее время общины его учеников существуют по всему
миру, в т. ч. и в крупных городах
России. В кон. 20 в. в Карма-кагью возникли
разногласия чисто политического характера по поводу кандидатуры нового, 17-го Кармапы: китайские власти и Далай-лама поддерживают одного
«перевоплощен-ца» предшествовавшего Кармалы, а Нидал и его окружение
– другого. Школа Сакья-па (Желтая Земля –
месторасположение первого монастыря этой школы) была основана в 1073. Доктрина
создана индийским махасиддхи Вирупой
(8-9 вв.), тибетская традиция начинается с переводчика
Брогми, жившего на рубеже 10-11 вв.
Особенность учения заключается в провозглашенном Вирупой
принципе «плод-результат», согласно которому цель пути сакрального
совершенствования адепта непосредственно реализуется в процессе его
прохождения. Особый акцент в йогической практике
делается на достижении состояния бардо, или «промежуточного
состояния» между жизнью и смертью. Мировоззренческой основой школы является
синтез умеренной мадхьямаки и философия
йогачары. В конце 12 в. Сакья-па стала самой влиятельной Б. т. ш., прославилась
учеными трудами, но в особенности своей политической активностью в 13-14 вв., направленной на объединение Тибета в единое
теократическое государство. В достижении этой цели представители школы поддерживали
тесные контакты с правителями монгольской императорской династии в Китае. Этим
связям тибетский буддизм обязан и происхождению титула «далай-лама»,
означающего «лама, чья мудрость подобна океану». Так назвал китайский император
Юань Хубилай, принадлежавший к Монгольской династии,
Пагба-ламу, пятого главу Сакья-па.
Гелуг-па (школа монастыря Гэндан
– «Обители Богов») основана в нач. 15 в. выдающимся
реформатором буддизма Цонкапощ деятельность
которого считается вершиной развития буддийской культуры Тибета. Считая себя
продолжателем Атиши в деле развития монастырской
системы и буддийской учености, он назвал свою школу Новой Кадампой.
Свою задачу он видел в устранении наметившегося в тибетском буддизме
дисбаланса между йогическими практиками, философским дискурсом и монашеской дисциплиной. Цонкапа
ввел обязательное религиозно-философское образование для монахов,
предполагавшее овладение ими основными положениями всех направлений Хинаяны и Махаяны.
К практике тантрической йоги они допускались только
после завершения общефилософской подготовки и
принятия монашеских обетов. Образовательным центрами стали монастыри-дацаны. В течение 15-16 вв. неуклонно росло влияние Гелуг-па,
постепенно была создана мощная сеть монастырей, в которых проживало до нескольких
десятков тысяч монахов. Наиболее крупные дацаны имели
три фак-та – философский,
медицинский и тантрический. На изучение пяти дисциплин
философского фак-та уходило
около 15 лет. В традиции Гелуг-па подчеркивается
особое значение духовного наставника (учителя, гуру, ламы), поставленного
в один ряд с буддой (совершенно
пробужденным существом), дхармой (учением)
и сангхой (монашеской общиной) в
качестве четвертой «Драгоценности» буддизма. Это представление получило обоснование
в знаменитом трактате Цонкапы «Лам-рим
чэн-мо» («Великий свод сведений о ступенях Пути»), в
котором показана незаменимая роль ламы, ведущего ученика по «ступеням пути»
сакрального самосовершенствования к состоянию просветления и освобождения.
Огромное внимание стало уделяться красоте и живописности монастырских
помещений, величию и пышности богослужения. Появились роскошно украшенные
изображения будд и бодхисаттв,
завернутые в драгоценные покровы из тончайшего шелка. Цонкапа
изменил и цвет одежды монахов с красного» символизировавшего мудрость (пражню), на шафрановый, символ бедности и смирения.
Красные головные уборы адептов Сакья-па и Ньингма-па также были заменены желтыми, благодаря чему за
приверженцами Гелуг-па утвердилось название «желтошапочников». Учреждение культа Майтрейи,
грядущего будды, и посвящение ему храмов и
монастырей подчеркивало ориентацию на свое-
[149]
го рода апокалипсис – появление Майтрейи в земном мире должно будет привести к всемирной победе
буддизма. Во вт. пол. 16 в.
влияние Гелуг-па распространяется в Монголии, внук
монгольского правителя Алтан-хана становится
Далай-ламой IV,
благодаря чему иерархи этой школы впервые получают реальную политическую
власть. В 17 в. при
Далай-ламе V,укрепившим
свою власть над всем Тибетом также при поддержке монгольского правителя, Гелуг-па становится главенствующей школой тибетского
буддизма, вытесняет старые школы на периферию духовной и культурной жизни Тибета.
Она проникает в Бурятию, Калмыкию, Тыву и вплоть до
настоящего времени остается ведущей школой тибетского буддизма. В сер. 20 в. в
истории Б. т. ш. произошли трагические перемены: после оккупации Тибета армией
Китая в 1950 и подавления антикитайского восстания
(1959) Далай-лама XIV,
многие иерархи всех школ тибетского буддизма и множество тибетцев из всех
слоев общества бежали в Индию, где ныне проживают в г.
Дхармсала, шт. Химчалпрадеш.
История традиционного Тибета закончилась, начался период тибетской диаспоры,
отмеченный интенсивным освоением западным миром ранее почти недоступных и
заповедных для него религиозных учений и практик Страны Снегов. Б. т. ш.
обретают теперь международную известность и пропагандируют свое учение во
многих странах мира. Примечательно также новое, «внешкольное»
направление тибетского буддизма, возникшее в 19 в. на базе Ньингма-па
и называемое Риме. Его последователи утверждают, что помимо изучения
традиции собственной школы необходимо также приобщаться к другим традициям
буддизма, независимо от их школьной принадлежности. Этот внутрибуддийский
экуменизм сохранился до настоящего
времени, его небольшие общины существуют и в России.
Е.Г. Балагушкин,
М.А. Гуща