Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЗМА РАННЕГО ШКОЛЫ – различные от­ветвления буддизма, возникшие на ранних этапах его развития. В течение нескольких столетий, последовав­ших за паринирваной (смертью) Будды Шакьямуни (предположительно в 6-5 вв. до н. э.), в буддийской сангхе (общине) происходил довольно интенсивный про­цесс образования сект, или школ. Этот процесс отра­зился в описаниях нескольких «соборов»: согласно тра­диции, Первый собор состоялся сразу же после смерти Учителя, Второй – примерно через сто лет после Пер­вого, Третий – при Ашоке (в 3 в. до н. э.), а Четвер­тый – при кушанском императоре Канишке (1 в. н.э.). Впрочем, тексты, относящиеся к разным школам, дают противоречивые сведения о «соборах»; это делает «со­боры» исторически весьма недостоверными, но зато вполне доказывает наличие расколов среди буддистов. Традиция говорит о 18 школах, однако все они могут быть условно объединены в два больших течения – стхавиравадины (санскр. – последователи «учения старейших», пали – тхеравадины) и махасангхики (последователи «большой сангхи»). Впоследствии (примерно на рубеже н. э.) именно это деление приве­ло к оформлению двух важнейших направлений в буд­дизме – Хинаяна («Малая колесница», или Тхеравада) и Махаяна («Большая колесница»). Школы стхавиравадинов, как и следует из его названия, претендовали на наибольшую близость их учения и практики к уче­нию самого Будды Шакьямуни; школы махасангхиков, в сущности, претендовали на то же самое, обвиняя стхавиравадинов в узкой интерпретации учения, годной

[146]

только для монашеской элиты, тогда как сами они предлагали универсальные перспективы освобожде­ния (отсюда и названия – «Большая сангха», «Боль­шая колесница»). Два этих крупных «лагеря», а также составляющие их школы различались между собой, по-видимому, не только и даже не столько доктринальными взглядами, сколько деталями монашеской прак­тики и принципами аскезы, более или менее строгими. Именно предписаниям Винайи, кодекса монашеской дисциплины, были посвящены основные споры на первых двух «соборах» (напр., может ли быть разреше­но принятие пищи после полудня). Постепенно, одна­ко, расхождения стали проникать в область учения, тем более что в течение четырех столетий после Будды оформился буддийский канон «Tunumaкa». Махасангхики проповедовали не только более свободные пра­вила, более открытую и большую сангху, но и более метафизические и сакральные представления о Будде: они смотрели на него не как на человека, а как на абсо­лютно чистое, надмирное существо, отсюда другое на­звание школы (или ее части) – Локотаравада (учение о надмирном); человеческое тело Будды – только ка­жущееся, видимое (нирманакая), тогда как, в сущнос­ти, он – универсальный, предвечный принцип. Это учение, которое стало основой более поздних Махаян-скихидей, явно противоречило более консервативным и элитистским тхеравадинским идеям о природе Буд­ды. Еще одной – и доктринально наиболее развитой школой, отколовшейся от стхавиравады (Тхеравады), была Сарвастивада (по тхеравадинской традиции, по­кинувшая Третий собор времен Ашоки). Сарвастива-дины (от сарва – «все» и асти – «есть») признавали реальность дхарм, элементарных частиц, из которых состоит мироздание, а значит, и все вещи мира, но они отрицали реальность личности, индивидуального «я» (пудгала). Они носили и другое название – вайбхашики, которое происходит от «Махавибхаша» («Вели­кий комментарий»), труда, автором которого был Паршва (текст сохранился только в кит. переводе). Вариант этой школы, Мула-Сарвастивада, получил широкое рас­пространение в буддийских центрах от Центральной до Юго-Вост. Азии. Но наиболее полным выражением Сарвастивады была книга «Абхидхармакоша» («Энцикло­педия Абхидхармы»), написанная Васубандху в 5 в. н. э. Эта книга была систематическим описанием буддийс­кой метафизики и особенно теории дхарм и стала глав­ной книгой буддийской догматики в Китае и Тибете. Школа Ватсипутрия, или Самматия, также возникла примерно в 3 в. до н. э.; согласно ее учению, в противо­положность Сарвастиваде, все непостоянно, за исклю­чением индивидуального «я», пудгалы (отсюда еще одно название школы – Пудгалавада, «учение о «я»). Хотя другие направления буддизма могли считать ее «еретической» за отказ от идеи «не-я» (анатман), Ват­сипутрия (Самматия) пользовалась большой популяр­ностью среди буддийских монастырей по крайней мере до 7 в н. э. Школа Махишасика, также отколовшись от консервативного стхавиравадинского «лагеря», разви­вала учение о «корневом сознании» (мула виджняна), лежащем в основе всех остальных форм сознания, – теория, которая впоследствии была использована и развита в крупнейшей философской школе Йогачара. Мыслители этой школы, такие как Дхармагупта (1 в. до н. э), активно развивали понятие «бодхисаттва» (буду­щий будда) и даже добавляли к канонической Типитаке четвертую, Бодхисаттва-питаку (не признана други­ми школами). В этом тоже чувствовалось движение в сторону Махаяны или прямое ее влияние. Последней из крупных ранних школ следует назвать Саутрантику (от сутра – «нить, поучение» и анта – «конец»). Пре­тендуя на верность раннему учению (времен составле­ния первых сутр), саутрантики отрицали реальность во всех ее видах: и дхармы, и индивидуальное «я», по­лагая, что вещи суть только знаки, за которыми нет обо­значаемого. Тем самым эта школа отчасти предшествует такому крупному философскому направлению Махая­ны, как Мадхьямака. Все эти многочисленные ранние школы буддизма порождали, в свою очередь, множе­ство мелких сект как в Индии, так и позднее в других странах; поскольку идеи и практики мигрировали меж­ду сектами/школами и причудливо сочетались, их чет­кая классификация затруднительна. С течением вре­мени двумя главными, общепризнанными направле­ниями стали Тхеравада и Махаяна; частью последней является Ваджраяна (эзотерическое, мистическое на­правление в буддизме), которую иногда выделяют в са­мостоятельное направление.

А.С. Агаджанян

[147]

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz