Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЗМА РАННЕГО ШКОЛЫ – различные ответвления буддизма, возникшие
на ранних этапах его развития. В течение нескольких столетий, последовавших за
паринирваной (смертью) Будды Шакьямуни (предположительно в 6-5 вв.
до н. э.), в буддийской сангхе (общине) происходил довольно
интенсивный процесс образования сект, или школ. Этот процесс отразился
в описаниях нескольких «соборов»: согласно традиции, Первый собор состоялся сразу
же после смерти Учителя, Второй – примерно через сто лет после Первого, Третий – при Ашоке
(в 3 в. до н. э.), а Четвертый – при кушанском
императоре Канишке (1 в. н.э.). Впрочем, тексты,
относящиеся к разным школам, дают противоречивые сведения о «соборах»; это
делает «соборы» исторически весьма недостоверными, но зато вполне доказывает
наличие расколов среди буддистов. Традиция говорит о 18 школах, однако все они
могут быть условно объединены в два больших течения – стхавиравадины
(санскр. – последователи «учения старейших», пали – тхеравадины) и махасангхики
(последователи «большой сангхи»). Впоследствии
(примерно на рубеже н. э.) именно это деление привело к оформлению двух важнейших
направлений в буддизме – Хинаяна («Малая
колесница», или Тхеравада) и Махаяна
(«Большая колесница»). Школы стхавиравадинов, как
и следует из его названия, претендовали на наибольшую близость их учения и
практики к учению самого Будды Шакьямуни; школы махасангхиков, в сущности, претендовали на то же самое, обвиняя
стхавиравадинов в узкой интерпретации учения, годной
[146]
только для монашеской элиты, тогда как
сами они предлагали универсальные перспективы освобождения (отсюда и названия –
«Большая сангха», «Большая колесница»). Два этих
крупных «лагеря», а также составляющие их школы различались между собой,
по-видимому, не только и даже не столько доктринальными взглядами, сколько
деталями монашеской практики и принципами аскезы,
более или менее строгими. Именно предписаниям Винайи,
кодекса монашеской дисциплины, были посвящены основные споры на первых двух
«соборах» (напр., может ли быть разрешено принятие пищи после полудня).
Постепенно, однако, расхождения стали проникать в область учения, тем
более что в течение четырех столетий после Будды оформился буддийский канон «Tunumaкa». Махасангхики проповедовали не только более свободные
правила, более открытую и большую сангху, но и более
метафизические и сакральные представления о Будде: они смотрели на него не как
на человека, а как на абсолютно чистое, надмирное
существо, отсюда другое название школы (или ее части) – Локотаравада
(учение о надмирном); человеческое тело Будды – только кажущееся, видимое (нирманакая), тогда как, в сущности, он – универсальный, предвечный принцип. Это учение, которое стало основой
более поздних Махаян-скихидей,
явно противоречило более консервативным и элитистским
тхеравадинским идеям о природе Будды. Еще одной – и
доктринально наиболее развитой школой, отколовшейся от стхавиравады
(Тхеравады), была Сарвастивада
(по тхеравадинской традиции, покинувшая Третий собор времен Ашоки). Сарвастива-дины (от сарва – «все»
и асти – «есть») признавали реальность дхарм, элементарных частиц, из которых
состоит мироздание, а значит, и все вещи мира, но они отрицали реальность
личности, индивидуального «я» (пудгала). Они носили и
другое название – вайбхашики, которое происходит от «Махавибхаша» («Великий комментарий»), труда, автором которого
был Паршва (текст сохранился только в кит. переводе). Вариант этой школы, Мула-Сарвастивада, получил широкое распространение в
буддийских центрах от Центральной до Юго-Вост. Азии. Но наиболее полным выражением Сарвастивады была книга «Абхидхармакоша»
(«Энциклопедия Абхидхармы»), написанная Васубандху в 5 в. н. э. Эта книга была систематическим описанием
буддийской метафизики и особенно теории дхарм и
стала главной книгой буддийской догматики в Китае и Тибете. Школа Ватсипутрия, или Самматия, также
возникла примерно в 3 в. до н. э.; согласно ее учению, в противоположность Сарвастиваде, все непостоянно, за исключением индивидуального «я», пудгалы
(отсюда еще одно название школы – Пудгалавада,
«учение о «я»). Хотя другие направления буддизма могли считать ее «еретической»
за отказ от идеи «не-я» (анатман), Ватсипутрия (Самматия)
пользовалась большой популярностью среди буддийских монастырей
по крайней мере до 7 в н. э. Школа Махишасика,
также отколовшись от консервативного стхавиравадинского
«лагеря», развивала учение о «корневом сознании» (мула виджняна),
лежащем в основе всех остальных форм сознания, – теория, которая впоследствии
была использована и развита в крупнейшей философской школе Йогачара.
Мыслители этой школы, такие как Дхармагупта (1 в. до
н. э), активно развивали понятие «бодхисаттва» (будущий будда) и даже добавляли к
канонической Типитаке четвертую, Бодхисаттва-питаку
(не признана другими школами). В этом тоже чувствовалось движение в сторону Махаяны или прямое ее влияние. Последней из крупных ранних
школ следует назвать Саутрантику (от
сутра – «нить, поучение» и
анта – «конец»). Претендуя на верность раннему учению (времен составления
первых сутр), саутрантики
отрицали реальность во всех ее видах: и дхармы, и
индивидуальное «я», полагая, что вещи суть только знаки, за которыми нет обозначаемого.
Тем самым эта школа отчасти предшествует такому крупному философскому направлению
Махаяны, как Мадхьямака.
Все эти многочисленные ранние школы буддизма порождали, в свою очередь,
множество мелких сект как в Индии, так и позднее в
других странах; поскольку идеи и практики мигрировали между сектами/школами и
причудливо сочетались, их четкая классификация затруднительна. С течением времени
двумя главными, общепризнанными направлениями стали Тхеравада
и Махаяна; частью последней является Ваджраяна (эзотерическое,
мистическое направление в буддизме), которую иногда выделяют в самостоятельное
направление.
А.С. Агаджанян