БУДДИЗМА КИТАЙСКОГО ШКОЛЫ – Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЗМА КИТАЙСКОГО ШКОЛЫ – получив­шие распространение в Китае различные направления буддизма. По свидетельству ряда источников, уже в 1 в. н. э. первый покровитель буддизма в Китае Лю Ин почитал Будду наравне с Хуанди и Лао-цзы. Согласно канонической версии, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Поздняя Хань, в правление императора Мин-ди (58-76) и соответственно именно здесь в 64 появился пер­вый в Китае буддийский монастырь Баймасы (Монас­тырь Белой лошади), созданный для пришедших в Китай проповедников буддизма Кашьяпаматанги (Хэ-шотэн) и Дхармаратны (Чжу Фалань). Со 2 в. ведущим центром китайского буддизма становится Лоян. Здесь была составлена «Сутра 42 статей», первая попытка из­ложить на кит. языке основы буддийского вероучения. Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. Попытка сближения буддизма и даосизма проявилась, в частности, в определенном слиянии буддийской идеи праджняпарамиты с по­явившейся на рубеже н. э. даосской теорией о Темном, Таинственном (сюань сюэ). В 3-4 вв. появилась новая разновидность сюань сюэ – своеобразное синкрети­ческое учение, сочетавшее в себе многое из буддийской и даосской философии, а также идеи других течений древнекитайской мысли, в т. ч. конфуцианства. В 5-6 вв. в Китае существует уже шесть буддийских школ, формировавшихся вокруг индийского учителя и оп­ределенного свода текстов. Ученик Кумарадживы Дао-шэн (Чжу Даошэн, 355-434) выдвинул чрезвычайно важную для всего дальневосточного буддизма идею о присутствии в каждом человеке качеств будды и воз­можности их реализации и спасения каждого путем «внезапного просветления». Впоследствии его учение дало основание течению китайского буддизма, привед­шего к возникновению школы Чань. К 6 в. буддизм в Китае стал господствующим идеологическим течени­ем и фактически получил статус государственной ре­лигии. Постепенная «китаизация» буддийских доктрин привела к возникновению самобытных школ буддиз­ма, крупнейшие из которых развивали различные на­правления Махаяны. Доктринальной базой школы Саньлунь (Саньлуньцзун – Школа Трех Трактатов) стали 3 индийские шастры (трактаты): «Мадхъямика-карикас» («Чжун гуань лунь» – «О среднем видении»), «Двадаша-мукхашастра» («Шиэр мэнь лунь» – «Шас-тра о двенадцати вратах») и «Шата шастра» («Бай-лунь» – «Шастра в ста стихах»). Основателями счита­ются Саньлань (6 в.) и Цзицзан (У49-623). Учение шко­лы основано на концепциях мадхъямаки (шуньявады), согласно которым существование всех вещей и явле­ний подчиняется принципам «причинности», суть ко-

[144]

торой в утверждении нереальности отдельных частиц-дхарм, из чего делается вывод об их «пустотности» (санскр. – шуньята, кит.кун). Саньлунь пропове­довала возможность «спасения» всех живых существ, допуская и момент «просветления» (у), однако счита­ется, что быстрота обретения нирваны (непань) отли­чается в каждом конкретном случае. С 7 в. школа Сань­лунь становится одной из ведущих буддийских школ Японии (Санрон-сю). Учение школы Вэйши (Вэйши цзун – Школа только сознания) восходит к одной из систем классической буддийской философии – виджнянаваде йогачаре и опирается на трактаты индийских мыслителей – Васубандху «Дасабхумика шастра» (кит. «Ши ди лунь»– «Трактат о ступенях (учи­телей йогачары]» и Асанги «Махаяна санграха» (кит. «Да чэн шэлунь» – «Сводные сведения о Махаяне»). В 7 в. школа была реформирована Куйцзи, учеником знаменитого буддийского паломника и переводчика Сюаньцзана. Школа Вэйши не признает наличия «сущ­ности будды» у всех людей, проповедуя ее искусствен­ное создание посредством религиозной практики, а также отрицает «пустотность» дхарм как основы и со­держание бытия. Опираясь на комментарии индийского философа Дхармапалы (6 в.), Сюаньцзан и Куйцзи со­здали более значительную версию учения Вэйши, став­шую основой и для школы Фасян (Фасян цзун – Шко­ла Дхармалакшана [свойств дхарм]). Китайское назва­ние школы происходит от выражения «чжу фа ши сян» – «реальность свойств (истинная сущность) всех дхарм», которое отражает доктринальную формулу этой школы. С 7 в. школа Фасян получила распространение в Японии (Хоссо-сю). Одно из крупнейших ранних те­чений китайского буддизма – школа Тяньтай (Тянь­тай цзун – Школа горы Тяньтай). Главный канони­ческий текст – «Саддхармапундарика-сутра» («Мяо фа шень хуа цзин» – «Сутра лотоса благого Закона», или «Лотосовая сутра»). Фактическим основателем являет­ся Чжии (538-597). Важным постулатом учения Тянь­тай является «доктрина 4 колесниц», согласно которой учение Тяньтай цзун содержит истины «единой колес­ницы Будды», объединяющей учения трех предшеству­ющих колесниц (Сань чэн). Учение Тяньтай отстаива­ло идею присутствия «природы будды» во всем сущем. Концепции Тяньтай оказали большое влияние на дру­гие направления китайского буддизма и развитие буд­дизма в Корее и Японии. В 9 в. в Японии появилась школа Тэндай-сю. Учение Тяньтай – первое из не имевших аналога в Индии. К этому же ряду школ чис­то китайского буддизма относятся школы Хуаянь и Чань. Школа Хуаянь (Хуаянь цзун) основывалась на индийской «Аватамсака-сутре» («Хуаянь-цзин» – «Сутра цветочной гирлянды»). Основал школу и систематизировал ее учение Фацзан (643-712). Большой вклад в концептуальное оформление учения внес Цзун-ми (780-841). Согласно одной из основных концеп­ций Хуаянь, мир – это универсум, полностью присут­ствующий в каждом из составляющих ее элементов. Этот универсум в сочинениях школы часто уподобля­ется либо сети из драгоценных камней (сеть Индры), отражающих друг друга, либо со всех сторон окружен­ному зеркалами образу будды, который до бесконеч­ности отражается в них. В 8 в. учение получило рас­пространение в Японии (Кэгон-сю). Важную роль в китайском буддизме сыграла школа Люй (Винаи-Устава). Идейное начало было положено индийским миссионером Дхармакалой (сер. 3 в.), а окончатель­ное доктринальное оформление осуществлено в 7 в. Даосюанем (596-667). Главным путем достижения «просветления» и освобождения от мирского считает­ся строгое соблюдение дисциплинарных предписаний, монашеских уставов, усиленное медитативным пости­жением их смысла. Монашеские уставы, разработан­ные Люй, использовались другими буддийскими шко­лами. В 8 в. школа утвердилась в Японии (Рис-сю). Осо­бое место в китайском буддизме занимает школа Цзинту (Чистой Земли, другое название Лянь цзун – Школа Лотоса). Название происходит от главной идеи учения: Будда Амитабха, центр поклонения, обитает в «Чистой Земле» (Цзин ту) на Западе и стремится спас­ти все живые существа. В основе учения – практика «думания о Будде» (нянь фо) – перманентное вызы­вание в сознании образа Будды и достижение посред­ством этого спасения через веру в Будду Амитабху. Воз­никновение этого учения связано с именем Хуэйюаня (334-416). Основные канонические книги– «Сутра безмерного долголетия» (кит. – «У лян шоу цзин»), «Амитабха-сутра» (кит. – «Амитофо цзин»). В 12 в. доктрина этой школы была принесена в Японию. Из других направлений буддизма в Китае присутствовала школа Цзюйшэ цзун, относившая себя к буддизму Хи­наяны и опиравшаяся на трактат индийского филосо­фа Васубандху «Абхидхармакоша». Созданная в 6 в., эта школа в 8 в. стала считаться ветвью школы Фасян. Ее аналог в Японии – школа Куся. Тгштрический буддизм Ваджраяны был представлен в Китае школой Ми (Тай­ная школа, другое название Чжэньянь цзун – Школа истинных слов [мантр]). Согласно учению Ми, универ­сум считается космическим «телом» вселенского «пер­воначала», Будды Вайрочаны (кит. Дажи). Человек – уменьшенная копия этого универсума. Цель верующе­го – осознать свое единство с мировым первонача­лом и достичь «просветления» и нирваны. Для этого предлагается развитая система упражнений, централь­ное место в которой отводится созерцанию мандал,

[145]

произнесению мантр и дхарани и т.д. В Китае школа Ми почти исчезает в 12-13 вв., не выдержав конкурен­ции с даосизмом, использовавшим аналогичные фор­мы ритуальной практики. С 10 в. школа получила рас­пространение в Японии, где положила начало влия­тельной до сих пор буддийской школе Сингон-сю. Школа Ми оказала исключительное влияние на фор­мирование и развитие буддийской иконографии в Ки­тае. С течением времени отдельные элементы буддий­ского учения включаются в идеологические системы ряда религиозных сект. Прежде всего, это эсхатологи­ческие идеи пришествия Будды Майтрейи (кит. Милэ-фо), концепции «Цзинту» («Чистой Земли», «Западно­го рая») и т. д. Среди подобных организаций наиболь­шую известность получила секта Белого лотоса (Байлянь цзяо – Учение Белого лотоса), представляв­шая собой, по сути, целую группу сект. С 14 в. выступ­ления адептов этого учения против властей нередко выливались в вооруженные восстания. Учение Байлянь цзяо оказало огромное влияние на формирование тай­ных обществ 19-20 вв. В Китае («Тяньдихуэй» – «Об­щество Неба и Земли», «Цинбан» – «Синий клан») и по всей Вост. Азии («Цзюгундао» – «Учение 9 двор­цов», «Игуаньдао» – «Путь, пронзающий Единым» и др.). К нач. 20 в. буддизм в Китае почти полностью ра­створился в синкретической народной религии (сань цзяо). Однако с кон. 19 – нач. 20 в. В стране появилось обновленческое движение, ставившее целью возрож­дение исходного буддизма и одновременно его модер­низацию, с тем чтобы его идеология и практика в боль­шей мере соответствовали потребностям страны. В апр. 1929 в Шанхае был образован Китайский буддийский союз (Чжунго фоцзяо хуэй). При содействии прави­тельственных кругов КНР в 1953 была образована Ки­тайская буддийская ассоциация (КБА). С нач. 1960-х гг. началось ужесточение государственной политики в отношении религий. В период «культурной револю­ции» (1966-1976) сильный удар был нанесен по сангхе, особенно в городах. Религиозная деятельность на­чала возрождаться с кон. 1970-х гг. В условиях вступ­ления Китая в новую фазу исторического развития. В 1980 состоялась 4-я Всекитайская конференция КБ А, где председателем Ассоциации был избран Чжао Пучу. Начала налаживаться международная деятельность КБА. Важным направлением работы КБА стало восста­новление системы буддийского образования, подго­товка кадров для храмов и монастырей, воспитание нового поколения буддийских ученых. Был возрожден Китайский институт буддизма в Пекине (1980) и его отделения на местах. В нач. 1980-х гг. была возобнов­лена церемония посвящения в монахи, что стало су­щественным признаком возрождения буддизма. К сер. 1980-х гг. В большинстве храмов и монастырей снова начались регулярные ежедневные службы. В полной мере возобновилась и такая важная традиция буддиз­ма, как паломничество на наиболее известные священ­ные горы и во влиятельные монастыри. В 1993 были приняты «Правила управления монастырями ханьской традиции», разработанные с целью укрепления управления монастырями, защиты храмов, а также раз­вития буддийского движения в целом в соответствии с законами и конституцией КНР. В качестве важного аспекта деятельности КБА Чжао Пучу в нач. 1990-х гг. выделил задачу вовлечения буддистов в новые усло­вия реформ и рыночной экономики. Значимым направ­лением деятельности КБА является развитие буддий­ской культуры, повышение роли буддизма как неотъем­лемой части культуры Китая. Существенным фактором активности КБА, определяющим ее роль и место сангхи в общественной и государственной структуре КНР, являются ее внешнеполитические связи с буддистами Азии и всего мира.

С.Г. Андреева