Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЗМА КИТАЙСКОГО ШКОЛЫ – получившие распространение в Китае
различные направления буддизма. По свидетельству ряда источников, уже в
1 в. н. э. первый покровитель буддизма в Китае Лю Ин почитал Будду наравне с Хуанди
и Лао-цзы. Согласно
канонической версии, первые буддийские сутры
были привезены на белой лошади в Лоян, столицу
империи Поздняя Хань, в правление императора Мин-ди (58-76) и соответственно именно здесь в 64 появился
первый в Китае буддийский монастырь Баймасы (Монастырь
Белой лошади), созданный для пришедших в Китай проповедников буддизма Кашьяпаматанги (Хэ-шотэн) и Дхармаратны (Чжу Фалань). Со 2 в. ведущим центром китайского буддизма
становится Лоян. Здесь была составлена «Сутра 42 статей», первая попытка изложить на кит. языке основы буддийского
вероучения. Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма.
Попытка сближения буддизма и даосизма проявилась, в частности, в
определенном слиянии буддийской идеи праджняпарамиты
с появившейся на рубеже н. э. даосской теорией о
Темном, Таинственном (сюань сюэ).
В 3-4 вв. появилась новая разновидность сюань сюэ – своеобразное синкретическое
учение, сочетавшее в себе многое из буддийской и даосской философии, а также
идеи других течений древнекитайской мысли, в т. ч. конфуцианства.
В 5-6 вв. в Китае существует уже шесть буддийских
школ, формировавшихся вокруг индийского учителя и определенного свода текстов.
Ученик Кумарадживы Дао-шэн
(Чжу Даошэн, 355-434)
выдвинул чрезвычайно важную для всего дальневосточного буддизма идею о
присутствии в каждом человеке качеств будды
и возможности их реализации и спасения каждого путем «внезапного
просветления». Впоследствии его учение дало основание течению китайского
буддизма, приведшего к возникновению школы Чань. К 6 в. буддизм в Китае стал
господствующим идеологическим течением и фактически получил статус
государственной религии. Постепенная «китаизация»
буддийских доктрин привела к возникновению самобытных школ буддизма,
крупнейшие из которых развивали различные направления Махаяны.
Доктринальной базой школы Саньлунь (Саньлуньцзун – Школа Трех
Трактатов) стали 3 индийские шастры (трактаты): «Мадхъямика-карикас» («Чжун гуань лунь» – «О среднем видении»), «Двадаша-мукхашастра»
(«Шиэр мэнь лунь» – «Шас-тра о двенадцати вратах») и «Шата шастра» («Бай-лунь» – «Шастра в ста стихах»). Основателями считаются Саньлань (6 в.) и Цзицзан (У49-623). Учение школы основано на концепциях мадхъямаки (шуньявады), согласно
которым существование всех вещей и явлений подчиняется принципам
«причинности», суть ко-
[144]
торой в утверждении нереальности отдельных
частиц-дхарм, из чего делается вывод об их «пустотности» (санскр. – шуньята, кит. – кун). Саньлунь
проповедовала возможность «спасения» всех живых существ, допуская и момент
«просветления» (у), однако считается, что быстрота обретения нирваны (непань) отличается в каждом конкретном случае. С 7 в.
школа Саньлунь становится одной из ведущих
буддийских школ Японии (Санрон-сю). Учение школы Вэйши (Вэйши цзун
– Школа только сознания) восходит к одной из систем классической буддийской
философии – виджнянаваде –йогачаре и опирается на трактаты
индийских мыслителей – Васубандху «Дасабхумика шастра» (кит. «Ши ди лунь»–
«Трактат о ступенях (учителей йогачары]» и Асанги «Махаяна санграха» (кит. «Да чэн шэлунь» – «Сводные сведения о
Махаяне»). В 7 в. школа была реформирована Куйцзи, учеником знаменитого буддийского паломника и
переводчика Сюаньцзана. Школа Вэйши
не признает наличия «сущности будды» у всех людей,
проповедуя ее искусственное создание посредством
религиозной практики, а также отрицает «пустотность» дхарм как основы и содержание бытия. Опираясь на комментарии
индийского философа Дхармапалы (6 в.), Сюаньцзан и Куйцзи создали более
значительную версию учения Вэйши, ставшую основой и
для школы Фасян (Фасян цзун – Школа Дхармалакшана [свойств дхарм]).
Китайское название школы происходит от выражения «чжу
фа ши сян» – «реальность
свойств (истинная сущность) всех дхарм», которое
отражает доктринальную формулу этой школы. С 7 в. школа Фасян
получила распространение в Японии (Хоссо-сю). Одно из
крупнейших ранних течений китайского буддизма – школа Тяньтай
(Тяньтай цзун – Школа горы
Тяньтай). Главный канонический текст – «Саддхармапундарика-сутра» («Мяо
фа шень хуа цзин» – «Сутра лотоса благого
Закона», или «Лотосовая сутра»). Фактическим
основателем является Чжии (538-597). Важным
постулатом учения Тяньтай является «доктрина 4
колесниц», согласно которой учение Тяньтай цзун содержит истины «единой колесницы Будды»,
объединяющей учения трех предшествующих колесниц (Сань
чэн). Учение Тяньтай
отстаивало идею присутствия «природы будды» во всем
сущем. Концепции Тяньтай оказали большое влияние на
другие направления китайского буддизма и развитие буддизма в Корее и Японии. В 9 в. в Японии появилась школа Тэндай-сю.
Учение Тяньтай – первое из не имевших
аналога в Индии. К этому же ряду школ чисто китайского буддизма относятся
школы Хуаянь и Чань. Школа Хуаянь (Хуаянь
цзун) основывалась на индийской «Аватамсака-сутре»
(«Хуаянь-цзин» – «Сутра
цветочной гирлянды»). Основал школу и систематизировал ее учение Фацзан (643-712). Большой вклад в концептуальное оформление
учения внес Цзун-ми (780-841). Согласно одной из основных
концепций Хуаянь, мир – это универсум,
полностью присутствующий в каждом из составляющих ее элементов. Этот универсум в сочинениях школы часто уподобляется либо сети
из драгоценных камней (сеть Индры), отражающих друг
друга, либо со всех сторон окруженному зеркалами образу будды,
который до бесконечности отражается в них. В 8 в. учение получило распространение
в Японии (Кэгон-сю). Важную роль в китайском буддизме
сыграла школа Люй (Винаи-Устава).
Идейное начало было положено индийским миссионером Дхармакалой
(сер. 3 в.), а окончательное доктринальное оформление осуществлено в 7 в. Даосюанем (596-667). Главным путем достижения
«просветления» и освобождения от мирского считается строгое соблюдение дисциплинарных
предписаний, монашеских уставов, усиленное медитативным постижением их смысла.
Монашеские уставы, разработанные Люй, использовались
другими буддийскими школами. В 8 в. школа утвердилась в Японии (Рис-сю). Особое
место в китайском буддизме занимает школа Цзинту
(Чистой Земли, другое название Лянь цзун – Школа Лотоса). Название происходит от главной идеи
учения: Будда Амитабха, центр поклонения, обитает в
«Чистой Земле» (Цзин ту) на Западе и стремится спасти
все живые существа. В основе учения – практика «думания
о Будде» (нянь фо) – перманентное вызывание в
сознании образа Будды и достижение посредством этого спасения через веру в
Будду Амитабху. Возникновение этого учения связано с
именем Хуэйюаня (334-416). Основные канонические книги– «Сутра безмерного долголетия» (кит. – «У
лян шоу цзин»),
«Амитабха-сутра» (кит. – «Амитофо цзин»). В 12 в.
доктрина этой школы была принесена в Японию. Из других направлений буддизма в
Китае присутствовала школа Цзюйшэ цзун,
относившая себя к буддизму Хинаяны и
опиравшаяся на трактат индийского философа Васубандху
«Абхидхармакоша». Созданная в 6 в., эта школа в 8 в.
стала считаться ветвью школы Фасян. Ее аналог в
Японии – школа Куся. Тгштрический
буддизм Ваджраяны был представлен в
Китае школой Ми (Тайная школа, другое название Чжэньянь
цзун – Школа истинных слов [мантр]).
Согласно учению Ми, универсум
считается космическим «телом» вселенского «первоначала», Будды Вайрочаны (кит. Дажи). Человек – уменьшенная
копия этого универсума. Цель верующего – осознать
свое единство с мировым первоначалом и достичь «просветления» и нирваны. Для
этого предлагается развитая система упражнений, центральное место в которой
отводится созерцанию мандал,
[145]
произнесению мантр
и дхарани и т.д. В Китае школа Ми почти исчезает
в 12-13 вв., не выдержав конкуренции с даосизмом,
использовавшим аналогичные формы ритуальной практики. С 10 в. школа
получила распространение в Японии, где положила начало влиятельной до сих пор
буддийской школе Сингон-сю. Школа Ми оказала
исключительное влияние на формирование и развитие буддийской иконографии в Китае.
С течением времени отдельные элементы буддийского учения включаются в
идеологические системы ряда религиозных сект. Прежде
всего, это эсхатологические идеи пришествия Будды Майтрейи (кит. Милэ-фо), концепции «Цзинту» («Чистой Земли»,
«Западного рая») и т. д. Среди подобных организаций наибольшую известность
получила секта Белого лотоса (Байлянь цзяо – Учение Белого лотоса), представлявшая собой, по
сути, целую группу сект. С 14 в. выступления адептов этого учения
против властей нередко выливались в вооруженные восстания. Учение Байлянь цзяо оказало огромное
влияние на формирование тайных обществ 19-20 вв. В
Китае («Тяньдихуэй» – «Общество Неба и Земли», «Цинбан» – «Синий клан») и по всей Вост.
Азии («Цзюгундао» – «Учение 9 дворцов», «Игуаньдао» – «Путь, пронзающий Единым» и др.). К нач. 20 в. буддизм в Китае почти полностью растворился в
синкретической народной религии (сань цзяо). Однако с кон. 19 – нач. 20
в. В стране появилось обновленческое движение,
ставившее целью возрождение исходного буддизма и одновременно его модернизацию,
с тем чтобы его идеология и практика в большей мере
соответствовали потребностям страны. В апр. 1929 в Шанхае был образован
Китайский буддийский союз (Чжунго фоцзяо
хуэй). При содействии правительственных кругов КНР в
1953 была образована Китайская буддийская ассоциация (КБА). С нач. 1960-х гг. началось ужесточение государственной
политики в отношении религий. В период «культурной
революции» (1966-1976) сильный удар был нанесен по сангхе,
особенно в городах. Религиозная деятельность начала возрождаться с кон. 1970-х
гг. В условиях вступления Китая в новую фазу исторического развития. В 1980
состоялась 4-я Всекитайская конференция КБ А, где
председателем Ассоциации был избран Чжао Пучу. Начала налаживаться международная деятельность КБА.
Важным направлением работы КБА стало восстановление системы буддийского
образования, подготовка кадров для храмов и монастырей, воспитание
нового поколения буддийских ученых. Был возрожден Китайский институт буддизма в
Пекине (1980) и его отделения на местах. В нач.
1980-х гг. была возобновлена церемония посвящения в монахи, что стало существенным
признаком возрождения буддизма. К сер. 1980-х гг. В
большинстве храмов и монастырей снова начались регулярные ежедневные службы. В
полной мере возобновилась и такая важная традиция буддизма, как паломничество
на наиболее известные священные горы и во влиятельные монастыри. В 1993 были
приняты «Правила управления монастырями ханьской
традиции», разработанные с целью укрепления управления монастырями, защиты
храмов, а также развития буддийского движения в целом в соответствии с
законами и конституцией КНР. В качестве важного аспекта деятельности КБА Чжао Пучу в нач.
1990-х гг. выделил задачу вовлечения буддистов в новые условия реформ и
рыночной экономики. Значимым направлением деятельности КБА является развитие
буддийской культуры, повышение роли буддизма как неотъемлемой части культуры
Китая. Существенным фактором активности КБА, определяющим ее роль и место сангхи в общественной и государственной структуре КНР,
являются ее внешнеполитические связи с буддистами Азии и всего мира.
С.Г. Андреева