Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЗМ В РОССИИ – одна из традиционных религий
России; при этом имеется в виду традиционная приверженность буддизму трех
этнических групп, проживающих на ее территории, – бурят, калмыков и тувинцев.
Буряты и калмыки уже в 17-18 вв.
оказались в сфере влияния Российской империи, Тува присоединилась к России в
качестве протектората в 1914. С сер. 18 в. буддийские общины начали оформляться
в институты, находящиеся под контролем государства. Все традиционные
буддийские общины России принадлежали к Ваджраяне,
тибетскому тантрическому буддизму, внутри
которого, как в Тибете, так и в Монголии, господствовала школа Гелуг, но и другие школы были также представлены. В общинах
этих народов, особенно у бурят, в 18-20 вв.
сложилась довольно развитая система буддийского образования (в монастырях-дацанах), где изучались буддийская
философия, тибетская медицина и эзотерические
знания. Соприкосновения русского образованного общества с буддийскими народами,
а также растущий интерес к буддизму в Европе в целом породили сильную традицию буддологии в русском востоковедении кон. 19 –
нач. 20 в. (В.П. Васильев, С.Ф. Ольденбург, О.О. Розенберг, Ф.И.
Щербатской и др.). Интерес к Востоку и
дипломатические сообра-
[143]
жения (установления связей с независимым тогда
Тибетом) сделали возможным сооружение в Санкт-Петербурге первого в Европе
буддийского храма; храм был построен на средства Далай-ламы и буддистов
Российской империи, под руководством бурятского ламы Агвана
Дорджиева. При советской власти (1917-1991)
буддийская религия и культура на территории Советского Союза, подверглась
репрессиям и пришла в упадок. В период до Второй мировой войны (особенно в
1930-е гг.) буддизму в России был нанесен сокрушительный удар: подавляющее
большинство монастырей-дацанов и школ было закрыто,
ламы (монахи) уничтожались или были вынуждены покинуть монашество, значительная
часть письменного и художественного наследия, хранившегося в дацанах, также была уничтожена. После Второй мировой войны
репрессии официально сменились свободой, было создано Центральное Духовное
управление буддистов, объединившее небольшое число оставшихся лам. Полуподпольное религиозное возрождение среди интеллигенции
1960-1980-х гг. коснулось и буддизма: в крупнейших городах запада России и в
Бурятии складывается круг под духовным руководством Биди
Дандарона (1914-1974), мистика-тантриста
и переводчика с тиб. языка. Дандарон
был арестован и помещен в ГУЛАГ в сталинское время и вторично – в 1972, оставив
после себя целую группу известных учеников, среди которых О. Волкова, А. Пятигорский, Э. Мялль и другие.
Благодаря этому кругу интерес к тибетскому буддизму распространялся среди
людей, не относящихся к «этническим» буддистам. В последние годы существования
Советского Союза и особенно после его распада в 1991 в российском буддизме
развивались два параллельных процесса. С одной стороны, быстро возрождалась
традиционная буддийская культура в Бурятии, Калмыкии и Туве: восстанавливались
и строились дацаны, были вновь созданы центры
образования, несколько раз приезжали Далай-лама и его посланники, буддизм
находил поддержку у местных властей. С другой стороны, кроме буддизма школы Гелуг в стране появилось много общин других буддийских школ
– Тхеравады, Чанъ/Дзэн-буддизма,
а также иных тибетских направлений – Карма-Кагью,
Ньингма, Риме, Дзог-Чен
и др. Большинство новых групп возникали в крупных городах, часто под влиянием
или благодаря прямой поддержке западных буддийских организаций и объединяли
людей независимо от принадлежности к традиционно буддийским этносам. Хотя
такие новые группы иногда устанавливали контакты с традиционными дацанами, их духовные цели и практики сильно отличались от
тех, которым следовали «этнические» буддисты.
А.С. Агаджанян