БУДДИЗМ В РОССИИ – Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЗМ В РОССИИ – одна из традиционных ре­лигий России; при этом имеется в виду традиционная приверженность буддизму трех этнических групп, про­живающих на ее территории, – бурят, калмыков и ту­винцев. Буряты и калмыки уже в 17-18 вв. оказались в сфере влияния Российской империи, Тува присоеди­нилась к России в качестве протектората в 1914. С сер. 18 в. буддийские общины начали оформляться в ин­ституты, находящиеся под контролем государства. Все традиционные буддийские общины России принадле­жали к Ваджраяне, тибетскому тантрическому буддиз­му, внутри которого, как в Тибете, так и в Монголии, господствовала школа Гелуг, но и другие школы были также представлены. В общинах этих народов, особен­но у бурят, в 18-20 вв. сложилась довольно развитая система буддийского образования (в монастырях-да­цанах), где изучались буддийская философия, тибетская медицина и эзотерические знания. Соприкосновения русского образованного общества с буддийскими на­родами, а также растущий интерес к буддизму в Европе в целом породили сильную традицию буддологии в рус­ском востоковедении кон. 19 – нач. 20 в. (В.П. Василь­ев, С.Ф. Ольденбург, О.О. Розенберг, Ф.И. Щербатской и др.). Интерес к Востоку и дипломатические сообра-

[143]

жения (установления связей с независимым тогда Ти­бетом) сделали возможным сооружение в Санкт-Пе­тербурге первого в Европе буддийского храма; храм был построен на средства Далай-ламы и буддистов Россий­ской империи, под руководством бурятского ламы Агвана Дорджиева. При советской власти (1917-1991) буддийская религия и культура на территории Совет­ского Союза, подверглась репрессиям и пришла в упа­док. В период до Второй мировой войны (особенно в 1930-е гг.) буддизму в России был нанесен сокруши­тельный удар: подавляющее большинство монастырей-дацанов и школ было закрыто, ламы (монахи) уничто­жались или были вынуждены покинуть монашество, значительная часть письменного и художественного наследия, хранившегося в дацанах, также была унич­тожена. После Второй мировой войны репрессии офи­циально сменились свободой, было создано Централь­ное Духовное управление буддистов, объединившее небольшое число оставшихся лам. Полуподпольное ре­лигиозное возрождение среди интеллигенции 1960-1980-х гг. коснулось и буддизма: в крупнейших горо­дах запада России и в Бурятии складывается круг под духовным руководством Биди Дандарона (1914-1974), мистика-тантриста и переводчика с тиб. языка. Дандарон был арестован и помещен в ГУЛАГ в сталинское время и вторично – в 1972, оставив после себя целую группу известных учеников, среди которых О. Волкова, А. Пятигорский, Э. Мялль и другие. Благодаря этому кругу интерес к тибетскому буддизму распространялся среди людей, не относящихся к «этническим» буддис­там. В последние годы существования Советского Со­юза и особенно после его распада в 1991 в российском буддизме развивались два параллельных процесса. С одной стороны, быстро возрождалась традиционная буддийская культура в Бурятии, Калмыкии и Туве: вос­станавливались и строились дацаны, были вновь со­зданы центры образования, несколько раз приезжали Далай-лама и его посланники, буддизм находил под­держку у местных властей. С другой стороны, кроме буд­дизма школы Гелуг в стране появилось много общин других буддийских школ – Тхеравады, Чанъ/Дзэн-буддизма, а также иных тибетских направлений – Карма-Кагью, Ньингма, Риме, Дзог-Чен и др. Большинство но­вых групп возникали в крупных городах, часто под вли­янием или благодаря прямой поддержке западных буддийских организаций и объединяли людей незави­симо от принадлежности к традиционно буддийским этносам. Хотя такие новые группы иногда устанавлива­ли контакты с традиционными дацанами, их духовные цели и практики сильно отличались от тех, которым следовали «этнические» буддисты.

А.С. Агаджанян