Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

НЕОБУДДИЗМ — аморфное понятие, объединяющее широкий спектр явлений, так или иначе включающих в себя элементы буддийского вероучения и практик, но не относящихся к религиозным формам, имеющим многовековую историю в традиционно буддийских странах. Чаще всего это понятие применяется к буд­дийским общинам западных, традиционно христиан­ских стран, хотя некоторые сходные элементы возни­кают (обычно не без обратного западного влияния) и в собственно «буддийских» странах, таких как Япония и Корея. Н. — часть более широкого понятия «новые ре­лигиозные движения», которые изначально возникли в Зап. Европе и Сев. Америке (вт. пол. 20 в.) как часть контркультурного движения, ставящего под сомнение привычные ценности и институты западных обществ, включая господствовавшие религиозные системы, и крайне восприимчивого к «восточной духовности». Именно к началу этого периода (1950-е — 1960-е гг.) — западная публика получила доступ к богатым религиоз­ным и духовным традициям разных школ буддизма и через переводы древних и средневековых текстов, и че­рез непосредственные контакты с азиатскими культу­рами и азиатскими диаспорами на Западе в колониаль­ное и послеколониальное время. Если до сер. 20 в. буд­дизм был предметом западной интеллектуальной рефлексии, то к концу века уже появились многочис­ленные общины, практиковавшие буддизм в полном смысле слова. Новые буддийские общины на Западе наследовали разным школам традиционного буддизма. Влияние тхеравады Шри-Ланки и стран Юго-Вост. Азии ощущалось благодаря диаспорам из этих стран в Вели­кобритании, Франции и широкому распространению не­которых практик (напр., медитации випассана и самадхи, которой учили на Западе бирманцы Махаси и У Ба Кхин). Чань (или дзэн) стал чрезвычайно популярен и в Европе и в Азии вследствие контактов с Китаем и Япо­нией в ходе и после Второй мировой войны и благода­ря усилиям некоторых талантливых проповедников (таких, как японец Д. Сузуки, американец Алан Уатт и др.). Школы Чистой Земли (см. Амидаизм) и школа Нитирэна получили огромное распространение после того, как часть ее яп. лидеров, преодолевая сопротивле­ние более консервативной части, смогли адаптировать религиозное вероучение, практики и организацию к «глобальным» требованиям (напр., основанная на шко­ле традиции Нитирэна «Сока-Гаккай Интернэшнл»). Интерес к Тибету и Ваджраяне (эзотерическому, тантрийскому буддизму) резко возрос после подавления коммунистическим Китаем тибетского восстания 1959 и эмиграции лидера Тибета Далай-ламы XIV, активная деятельность которого сочетала в себе политическую и религиозную миссии; впоследствии возникли целый ряд общин, относящихся к разным тибетским субтра­дициям, таким как карма кагъю, ньингма, дзог-чэн и др.). Общины возникали, как правило, вокруг популярных лидеров-учителей, таких как кореец Сеунг Сан, вьетна­мец Тик Нат Хан, датчанин Оле Нидал, американец Сурья Дас, тибетец Согьял Римпоче и многие другие учителя восточного и западного происхождения. Сколь бы новые общины ни относили себя к древним шко­лам и ни стремились воссоздать аутентичные практи­ки, новый буддизм значительно отличается от тради­ционного. Это позволило ряду исследователей сделать вывод о существовании на Западе в нач. 21 в. «двух буддизмов»: буддизма «по рождению» (исповедуемого выходцами из китайской, японской и других этниче­ских диаспор) и буддизма неофитов (людей, сознатель­но выбравших буддизм и, как правило, не принадле­жащих к традиционно «буддийским» этносам). Нео­фиты отличаются сильной мотивацией к постижению философской сути дхармы (учения) и более свободно­му толкованию текстов и традиций; вместе с тем, нео­фиты избирательны в использовании религиозных практик: они склонны воссоздать некоторые религиоз­ные обряды во всей их строгости (напр., медитацию или произнесение священных формул — мантр), но при этом отказываются от ряда важнейших обрядовых дей­ствий (напр., традиции монашества или поклонения образам Будды). Общины неофитов (в России они ча­сто называются дхарма-центрами) представляют собой компактные группы единомышленников, как прави­ло, противопоставляющих себя ценностям рациона­лизма, материализма и техницизма. Кроме того, Н. от­личают его ярко выраженная психотерапевтическая функция (напр., использование практик медитации для снятия стрессов и преодоления депрессий), склонность вступать в синкретические сочетания с другим систе­мами ценностей и практик (напр., с элементами мно­гих субкультур в рамках движения Нью Эйдж), сильная миссионерская ориентация, экологическая и соци­альная ангажированность. Большинству необуддий­ских групп свойственны рыхлые формы организации и либеральная терпимость к другим религиям и свет­скому обществу. Исключением была опиравшаяся на ряд буддийских идей секта Аум Синрикё, возникшая в Японии и ставшая популярной во многих странах; в 1990-х гг. приверженцы этой секты совершали экст­ремистские действия, связанные с верой в конец света.

А.С. Агаджанян