Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
НЕОБУДДИЗМ — аморфное понятие,
объединяющее широкий спектр явлений, так или иначе включающих в себя элементы
буддийского вероучения и практик, но не относящихся к религиозным формам,
имеющим многовековую историю в традиционно буддийских странах. Чаще всего это
понятие применяется к буддийским общинам западных, традиционно христианских
стран, хотя некоторые сходные элементы возникают (обычно не без обратного
западного влияния) и в собственно «буддийских» странах, таких как Япония и
Корея. Н. — часть более широкого понятия «новые религиозные движения», которые
изначально возникли в Зап. Европе и Сев. Америке (вт. пол. 20 в.) как часть контркультурного движения, ставящего под сомнение привычные
ценности и институты западных обществ, включая господствовавшие религиозные
системы, и крайне восприимчивого к «восточной духовности». Именно к началу
этого периода (1950-е — 1960-е гг.) — западная публика получила доступ к
богатым религиозным и духовным традициям разных школ буддизма и через переводы
древних и средневековых текстов, и через непосредственные контакты с
азиатскими культурами и азиатскими диаспорами на Западе в колониальное и послеколониальное время. Если до сер. 20 в. буддизм был
предметом западной интеллектуальной рефлексии, то к концу века уже появились
многочисленные общины, практиковавшие буддизм в полном смысле слова. Новые
буддийские общины на Западе наследовали разным школам традиционного буддизма.
Влияние тхеравады Шри-Ланки и стран Юго-Вост. Азии ощущалось благодаря диаспорам из этих стран
в Великобритании, Франции и широкому распространению некоторых практик
(напр., медитации випассана и самадхи,
которой учили на Западе бирманцы Махаси и У Ба Кхин). Чань
(или дзэн) стал чрезвычайно популярен и в Европе и в Азии вследствие контактов
с Китаем и Японией в ходе и после Второй мировой
войны и благодаря усилиям некоторых талантливых проповедников (таких, как
японец Д. Сузуки, американец Алан Уатт и др.). Школы
Чистой Земли (см. Амидаизм)
и школа Нитирэна получили огромное распространение
после того, как часть ее яп. лидеров, преодолевая сопротивление более
консервативной части, смогли адаптировать религиозное вероучение, практики и
организацию к «глобальным» требованиям (напр., основанная на школе традиции Нитирэна «Сока-Гаккай
Интернэшнл»). Интерес к Тибету и Ваджраяне
(эзотерическому, тантрийскому буддизму) резко возрос
после подавления коммунистическим Китаем тибетского восстания 1959 и эмиграции
лидера Тибета Далай-ламы XIV, активная деятельность которого сочетала в себе
политическую и религиозную миссии; впоследствии возникли целый ряд общин,
относящихся к разным тибетским субтрадициям, таким
как карма кагъю, ньингма, дзог-чэн и др.). Общины возникали, как правило,
вокруг популярных лидеров-учителей, таких как кореец Сеунг
Сан, вьетнамец Тик Нат Хан, датчанин Оле Нидал, американец Сурья Дас, тибетец Согьял Римпоче и многие другие учителя восточного и западного
происхождения. Сколь бы новые общины ни относили себя к древним школам и ни
стремились воссоздать аутентичные практики, новый буддизм значительно
отличается от традиционного. Это
позволило ряду исследователей сделать вывод о существовании на Западе в нач. 21 в. «двух буддизмов»: буддизма «по рождению» (исповедуемого
выходцами из китайской, японской и других этнических диаспор) и буддизма неофитов
(людей, сознательно выбравших буддизм и, как правило, не принадлежащих к
традиционно «буддийским» этносам). Неофиты отличаются
сильной мотивацией к постижению философской сути дхармы (учения) и более
свободному толкованию текстов и традиций; вместе с тем, неофиты избирательны
в использовании религиозных практик: они склонны воссоздать некоторые религиозные
обряды во всей их строгости (напр., медитацию или произнесение священных формул
— мантр), но при этом отказываются от ряда важнейших
обрядовых действий (напр., традиции монашества или поклонения образам Будды).
Общины неофитов (в России они часто называются дхарма-центрами) представляют собой компактные группы
единомышленников, как правило, противопоставляющих себя ценностям рационализма,
материализма и техницизма. Кроме того, Н. отличают его ярко выраженная
психотерапевтическая функция (напр., использование практик медитации для снятия
стрессов и преодоления депрессий), склонность вступать в синкретические сочетания
с другим системами ценностей
и практик (напр., с элементами многих субкультур в рамках движения Нью Эйдж), сильная миссионерская
ориентация, экологическая и социальная ангажированность. Большинству необуддийских групп свойственны рыхлые формы организации и
либеральная терпимость к другим религиям и светскому обществу. Исключением
была опиравшаяся на ряд буддийских идей секта Аум Синрикё, возникшая в Японии и ставшая популярной во многих
странах; в 1990-х гг. приверженцы этой секты совершали экстремистские
действия, связанные с верой в конец света.
А.С. Агаджанян