Религиоведение /
Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЧАНЬ, чань-буддизм (от санкскр. дхьяна - медитация, яп.
дзэн) - одно из направлений китайского буддизма. Появление Ч. стало
результатом наложения учения махаянына идеологический и концептуальный фундамент китайских
учений, прежде всего даосизма. Последователи Ч. использовали даосский
понятийно-категориальный аппарат для передачи своих идей — напр., термин «Дао»
для обозначения буддийского пути спасения (санскр. марга). Но в целом
развитие Ч. шло в русле махаянской традиции. Среди махаянских текстов, ставших
авторитетными в традиции Ч., следует назвать «Ланкаватара-сутру»,
«Вималакирти-нирдеша-сутру», «Аватамсака-сутру», сутры праджняпарамиты. Большое
внимание в Ч. уделяется достижению совершенства в абсолютном знании —
праджняпарамите. Достижение праджняпарамиты связано с осознанием сути пустоты
(Шуньяты) как единственной реальности, что приводит к пониманию того, что наш
разум (кит. — синь — сердце)
есть источник всего, что существует в мире, в т. ч. заблуждений. Концепция
сердца (синь) является центральной для Ч.-буддизма. В китайской буддийской
традиции синь рассматривается как духовная составляющая человека в
противоположность шэнь — внешнему физическому телу. Сердце
выступает как источник заблуждений, и в то же время сердце — синоним природы будды),
сокрытой в каждом существе. Т. обр., освобождение заключается в познании
собственного изначального сердца. Учение Ч. не стремится доказать необходимость
спасения. Главное — очистить сердце от заблуждений, и все остальное придет
автоматически. Одним из важных понятий традиционного буддизма является
«марга» — «путь», ведущий к освобождению. В до-чаньском буддизме марга
предусматривала долгий путь перерождений, обусловленный кармой. Ч.-буддизм
выдвинул концепцию «освободить сознание здесь и сейчас», «стать Буддой в
нынешнем теле»; просветления можно достичь уже в настоящей жизни. Происходит
также индивидуализация мистического опыта. Сохраняя поклонение бодхисаттвам и
арха-там, рассматривая их в качестве
примера пути к просветлению, последователи Ч. стремились пройти этот путь
самостоятельно. Будда становится лишь свидетельством возможности просветления,
но не объектом для подражания и поклонения. Согласно Ч., учитель — это носитель
сакрального знания, способный одним своим присутствием раскрыть сущность
сокровенной мудрости — праджни. Учитель нужен лишь для того, чтобы указать
верное направление в самовоспитании, все дальнейшее зависит от талантов ученика
и его терпения. Уже само название этой школы китайского буддизма — Ч.
(медитация) — указывает на исключительное значение медитации для достижения просветления.
Содержание медитации — реализация «пустоты» и выход за пределы собственного
«я». Примерно с 8 в. классическое выражение Ч. «сидячее созерцание» уже не
означает обязательно неподвижную медитацию сидя, а указывает на определенное
состояние сознания, не зависящее от позы или места. Ключевая форма медитативной
практики в Ч.-буддизме — т. наз. «созерцание стены», универсальный метод для
всех чаньских школ. По-видимому, с самого начала истории Ч.-буддизма
«созерцание стены» понималось не только как методика неподвижной сидячей
медитации лицом к стене, но прежде всего как
«недвижимое, словно стена» состояние сознания. Впоследствии Ч.-буддизм более
четко определяет цель созерцания: это прозрение «отсутствия сердца» (у синь). «Отсутствие сердца» понимается как абсолютное
освобождение от страстей и привязанностей. Цель самосовершенствования в Ч. —
непосредственное обращение к внутренней изначальной природе человека.
Повседневная жизнь человека в буддизме Махаяны, и особенно в Ч., представляется
как сон, как нечто ненастоящее и изменчивое. Пробуждение от этого сна (кит. —
у) является истинным освобождением. Утверждая приоритет личного опыта в деле
достижения просветления, Ч.-буддизм выдвинул тезис «не опираться на письмена»,
т. е. игнорировать письменные тексты, поскольку те ведут лишь к иллюзии
достижения знания и просветления. Чаньские наставники использовали
нетрадиционные методы обучения: неожиданные вопросы, возгласы, удары, гунъань
(яп. — коан; это парадоксальные задачи, не имеющие рационального логического
решения), стремясь вызвать в учениках естественную спонтанную реакцию и пробуждение
их истинной внутренней природы. Большое значение для раннего Ч. имеет учение
об «очищении сердца через 2 проникновения на Путь и 4 действия», приписываемое
первому патриарху Ч.-буддизма Бодхидхарме. «Два проникновения» — это два
способа достижения освобождения: «проникновение через [духовный] принцип» и
«проникновение через практическую деятельность». «Принцип» (ли) и «практическая
деятельность» (ши) дополняют друг друга как внутреннее и внешнее, поскольку
«принцип», или исходное начало всех вещей, в нашем мире проявляется лишь через
«деяния», или истинные дела и помыслы. «Проникновение через практическую
деятельность» включает 4 действия: воздаяние за внешние причины (т. е. за собственные
проступки); умение пребывать в соответствии с ситуацией (следование обстоятельствам,
обусловленным цепью предыдущих перерождений); отсутствие желаний; состояние
полной гармонии с Дао. Учение Ч. начинает складываться в Китае в 5-6 вв. н. э.,
окончательное его оформление происходит в 7-8 вв. К 9-10 вв. создается ставшая
канонической версия возникновения Ч.-буддизма в Китае. Согласно преданию,
основателем Ч. и его первым патриархом являлся индийский проповедник
Бодхидхарма, пришедший в Китай в 6 в. Почти все китайские трактаты именуют
Бодхидхарму 28-м патриархом буддизма (первым считается сам Будда Шакьямуни).
Тем самым подчеркивается истинность Ч. по сравнению с другими буддийскими школами.
Бодхидхарма проповедовал учение о созерцании в монастыре Шаолиньсы (горы
Суншань), позднее передав титул чаньского патриарха своему китайскому ученику
Хуэйкэ. Пять патриархов признаются всеми чаньскими школами: Бодхидхарма, Хуэйкэ,
Сэнцань, Даосинь, Хунжэнь. По поводу шестого патриарха существуют расхождения,
но в основном им считается Хуэйнэн (638-713). Возрастание авторитета Хуэйнэна
связано с деятельностью его ученика Шэнь-хуэя, который стал основателем т. наз.
Южной школы Ч. (школа «внезапного просветления»), противопоставив учение
своего наставника учению другой школы — Северной (школа «постепенного
просветления»). К Южной школе возводят свои истоки все последующие школы Ч. К
8 в. относится деятельность некоторых наставников Ч. — Шитоу Сицяня, Мацзу
Даои, Бай-чжанаХуайхая (он считается составителем первого чаньского
монашеского устава). В 9-10 вв. сформировались 5 основных чаньских
школ-«домов»: линьцзи, цаодун, вэйян, юньмэнь, фаянь. Две первые сохранились до
наших дней. Одним из величайших мастеров Ч. этого времени был Линьцзи Исюань
(ум.в 866). Линьцзи прославился
как мастер парадоксальных диалогов, использовавший необычные методы обучения
(удары, крики и т. п.), с целью разбудить в учениках их изначальную природу.
Знаменитая фраза Линьцзи — «Встретишь Будду — убей Будду!» — была направлена на
преодоление механического поклонения внешним идолам. В отличие от всех других
буддийских школ, которые жили лишь подаянием, в Ч. большое значение придавалось
физическому труду. Как говорил Байчжан, «день без работы — день без еды».
Наставники Ч. оставили богатое письменное наследие различных жанров. Наиболее
популярны их «речения» (кит. юйлу), а также трактаты («Сутра Помоста Шестого Патриарха», «Речения Линьцзи» и др.). Ч.-буд-дизм
оказал огромное влияние на китайскую литературу и искусство, вызвав появление
особой эстетики, что нашло свое выражение в таких специфических культурных
феноменах, как чайная церемония, садово-парковое искусство и т. д. С 6 в.
учение Ч. (вьет. — тхиен)
стало распространяться во Вьетнаме. В 9-10 вв. Ч.-буддизм (корейск. — сон)
проникает в Корею, где образуется система «школ 9 гор». Особое влияние с 12 в.
школа Ч. приобрела в Японии, где она стала именоваться Дзэн. В наше
время Ч.-буддизм — влиятельное течение китайского буддизма, многие его
положения и формы духовной и медитативной практики были восприняты другими
буддийскими школами. В 16-19 вв. немало чаньских монахов возглавляли знаменитые
китайские тайные общества, а ныне они нередко являются неформальными лидерами
местных деревенских общин.