БУДДИЗМ - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЗМ – одна из древнейших мировых религий, которая глубоко повлияла на культуру и историю Азии. Основание Б. в Индии (примерно в 6-5 вв. до н. э.) при­писывается Сиддхартхе Гаутаме, который после своего пробуждения стал именоваться Будда. Б. возник как яр­кое религиозное движение в контексте сложных ин­теллектуальных и духовных споров Сев. Индии на фоне кризиса ведийского брахманизма, который подвергал­ся критике за застывший иерархизм и механическую обрядовость. Учение Будды Шакьямуни было вначале одной из многих неортодоксальных духовных школ. Будучи частью восходящей к ведам индоарийской ду­ховной традиции, Б. создал в ней новую парадигму, став одним из радикально реформистских учений не толь­ко в интеллектуальном, но и социальном аспектах: он ставил под сомнение брахманскую (см. Брахманы) иерархию, апеллировал в первую очередь к кшатриям (воинам и царям) и вайшьям (массе свободного насе­ления), делал акцент на этические, а не родовые кри­терии статуса и, имплицитно, провозглашал более подвижную и индивидуалистическую модель меж­личностных связей. Постепенно из небольшой ре­лигиозно-философской секты Б. превращается в ми­ровую религию. Этому способствовали создание устой­чивой институциональной традиции (сангха, или монашеская община); развитая традиция сакральных текстов (сначала на др.-инд. языках – пали и санскри­те, а затем на многих других языках Азии); формиро­вание чрезвычайно развитой визуальной культовой традиции, включающей яркие образцы архитектуры, скульптуры, живописи и сопутствующих культовых атрибутов (см. Буддийское искусство). Другими причинами быстрого распространения Б. были универсализм его учения и поддержка царской власти. Содержание Б. обычно сводится самими буддистами к «трем драго­ценностям» (санскр. – триратна): Будда, дхарма, санг­ха. Будда – это не только имя основателя Б., но и ду­ховный титул, означающий высшее состояние созна­ния. Дхарма (пали – дхамма) означает прежде всего само учение (включая устные поучения Будды и свя­щенные тексты), а также и истину вообще, тот косми­ческий закон, который раскрывается в учении; дхарма изложена в «Типитаке», (пали – «три корзины (зако­на)») (окончательная запись в 1 в. до н. э.), а затем во многих других текстах. Сангха – институт монаше­ства, созданный Буддой и на практике воплощающий все основные ценности учения. Первая проповедь Буд­ды после «пробуждения» содержала «четыре благород­ные истины»: 1) мир фатально несовершенен и полон страданий (пали – дуккха, санскр. – духкха) частью которых, по сути, являются и удовольствия; 2) источ­ник несовершенства – слепая жажда жизни (танха, тришна), которая вводит в действие механизм кармы, бесконечно воспроизводящий круговорот сансарыжизни, смерти и новых рождений; именно духовная слепота (авиджа, авидья) этого желания существо­вать – глубинный источник болезни мира; поэтому 3) освобождение от круговорота сансары состоит в про­зрении и разрыве этого порочного круга с помощью просветления (бодхи) и в достижении нирваны (ниббана), состояния блаженного небытия, после чего уже не будет новых рождений; 4) путь (магго, марга) к это­му освобождению представляет собой сложную про­грамму, включающую этическую систему (шила), тех­нику медитации (самадхи) и спасительную мудрость (праджня). К другим важным элементам учения отно­сится такая «характеристика бытия», как «отсутствие я» (анатта, анатман). Учение об анатмане полемически на­правлено против индуистской идеи индивидуальной души (Атман), которую Б. отрицает, полагая, что инди­видуальное «я» есть только иллюзия, вера в которую как раз и привязывает человека к несчастному миру. С этим же связано понятие всеобщего и вечного «не­постоянства» (аничча, анитья), ибо отрицаются не толь­ко «я», но и вообще всякая устойчивая сущность, «я» любого предмета или явления. Путь освобождения на­зывают «восьмеричным путем» (в него входят восемь элементов: «правильные» взгляды, устремления, речь, поведение, образ жизни, усилия, внимание и концент­рация). Его также называют «срединным путем» (пали – маджхимапатипадо), что выражает призыв

[142]

Будды придерживаться середины между крайностями чувственной распущенности и аскетизма. Согласно принципу «срединности», Б., хотя и провозглашает от­каз от мира как стратегию освобождения, но в то же время отрицает крайние формы монашеской аскезы, тем самым создавая больше пространства для взаимо­действия с миром. Для мирян Б. – этическая религия, в которой можно найти четкое разделение на добрые и дурные поступки, создающие определенное соотноше­ние «заслуг» и «антизаслуг», что влияет на будущие пе­рерождения, согласно закону кармы. Пять простых за­поведей для мирян: не убивать, не красть, не вступать в непозволительные сексуальные отношения, не упо­треблять опьяняющих веществ, не лгать (о своих ду­ховных достижениях). Количество обетов для мона­хов намного превосходит этот этический минимум: в дополнение к полному запрету на сексуальные отно­шения, строгая этическая и аскетическая дисциплина монашества, различаясь от школы к школе, состоит из десятков или даже сотен детальных предписаний. Хотя раннее учение Будды довольно равнодушно к ритуа­лам, сразу же после смерти учителя последовала сакра­лизация его останков в форме почитания ступ – спе­циальных сооружений, где эти останки хранились. Позднее и в народном и в государственном Б. появи­лись многие формы поклонения и культа (см. Буддий­ские обряды). Обычно внутри Б. выделяют три направ­ления, сложившиеся в ходе истории: Тхеравада (пали, букв. – учение старейших), Махаяна («великая колес­ница») и Ваджраяна («алмазная колесница») Тхерава­да считается наиболее ранним и ортодоксальным на­правлением; она несколько столетий развивалась в Индии, получила оформление на о. Ланка и затем рас­пространилась в Юго-Вост. Азии. Приверженцы Махаяны (появляется примерно в 1 в. до н. э) назвали Тхераваду Хинаяной («малая колесница»), критикуя ее за излишнюю монашескую строгость и элитизм. Сами махаянисты предлагали более свободные толкования слов Будды, менее жесткие требования к адептам и вве­дение большего количества сверхъестественных эле­ментов в учение и культ. В Махаяне была также разра­ботана концепция бодхисаттвы – просветленного существа, которое откладывает собственное освобож­дение (нирвану) ради помощи всем остальным суще­ствам, из сострадания к ним. Махаяна тем самым дела­ла религию более эмоциональной, более доступной широкому кругу, особенно массе мирян (а не только монахов). Отсюда и название «великая колесница» в противоположность «малой» – более индивидуали­стичному и менее доступному массе людей «монастыр­скому» варианту Б. Махаяна возобладала в Централь­ной Азии, Китае, Корее и Японии. Третья «колесница», Ваджраяна, отличается значительной ролью тайных, эзотерических элементов и претендует на мгновенный путь к просветлению с помощью радикальных мисти­ческих приемов (интенсивная медитация, видения-трансы, мантры (магические формулы), оккультные знания, изложенные в эзотерических текстах – тант­рах). Хотя элементы мистической эзотерики и магии можно обнаружить во всех школах и традициях Б., Вадж­раяна чаще всего ассоциируется с тибетским Б. (см. Буд­дизма тибетского школы). К 12 в. Б. фактически исче­зает в Индии, но продолжает развиваться во многих странах Азии, став базовым элементом элитарной и народной культуры региона. В 2000 около 6% населе­ния мира считали себя буддистами (уступая, среди дру­гих религий, только христианам, мусульманам и инду-истам). Они составляют большинство населения Кам­боджи, Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Бутана; к ним принадлежит значительная часть населения Китая, Японии, Кореи, Тайваня, Монголии, Вьетнама, Непала; небольшие их группы есть и в ряде других стран. В Б. нет всемирного центра; в нач. 21 в. наиболее авторитетной фигурой в мировом Б. являлся Далай-лама XIV, духов­ный лидер тибетского Б. В последние десятилетия 20 в. Б. быстро распространялся за пределами традиционно буддийской культурной зоны, на Западе, становясь час­тью мозаичной глобальной культуры.

А.С. Агаджанян