Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЗМ – одна из древнейших мировых религий,
которая глубоко повлияла на культуру и историю Азии. Основание Б. в Индии
(примерно в 6-5 вв. до н. э.) приписывается Сиддхартхе Гаутаме, который после
своего пробуждения стал именоваться Будда. Б. возник как яркое
религиозное движение в контексте сложных интеллектуальных и духовных споров
Сев. Индии на фоне кризиса ведийского брахманизма,
который подвергался критике за застывший иерархизм
и механическую обрядовость. Учение Будды Шакьямуни было вначале одной из многих неортодоксальных
духовных школ. Будучи частью восходящей к ведам индоарийской
духовной традиции, Б. создал в ней новую парадигму, став одним из радикально
реформистских учений не только в интеллектуальном, но и социальном аспектах:
он ставил под сомнение брахманскую (см. Брахманы) иерархию,
апеллировал в первую очередь к кшатриям (воинам и
царям) и вайшьям (массе свободного населения), делал
акцент на этические, а не родовые критерии статуса и, имплицитно, провозглашал
более подвижную и индивидуалистическую модель межличностных связей. Постепенно
из небольшой религиозно-философской секты Б. превращается в мировую религию.
Этому способствовали создание устойчивой институциональной традиции (сангха, или монашеская община); развитая традиция
сакральных текстов (сначала на др.-инд. языках – пали
и санскрите, а затем на многих других языках Азии); формирование чрезвычайно
развитой визуальной культовой традиции, включающей яркие образцы архитектуры,
скульптуры, живописи и сопутствующих культовых атрибутов (см. Буддийское
искусство). Другими причинами быстрого распространения Б. были
универсализм его учения и поддержка царской власти. Содержание Б. обычно сводится
самими буддистами к «трем драгоценностям» (санскр. –
триратна): Будда, дхарма,
сангха. Будда – это не только имя основателя Б.,
но и духовный титул, означающий высшее состояние сознания. Дхарма (пали – дхамма) означает
прежде всего само учение (включая устные поучения Будды и священные тексты), а
также и истину вообще, тот космический закон, который раскрывается в учении; дхарма изложена в «Типитаке», (пали
– «три корзины (закона)») (окончательная запись в 1 в. до н. э.), а затем во
многих других текстах. Сангха – институт монашества,
созданный Буддой и на практике воплощающий все основные ценности учения. Первая
проповедь Будды после «пробуждения» содержала «четыре благородные истины»: 1)
мир фатально несовершенен и полон страданий (пали – дуккха,
санскр. – духкха) частью
которых, по сути, являются и удовольствия; 2) источник несовершенства – слепая
жажда жизни (танха, тришна),
которая вводит в действие механизм кармы, бесконечно воспроизводящий
круговорот сансары – жизни, смерти и
новых рождений; именно духовная слепота (авиджа, авидья) этого желания существовать – глубинный источник
болезни мира; поэтому 3) освобождение от круговорота сансары
состоит в прозрении и разрыве этого порочного круга с помощью просветления (бодхи) и в достижении нирваны (ниббана),
состояния блаженного небытия, после чего уже не будет новых рождений; 4) путь (магго, марга) к этому
освобождению представляет собой сложную программу, включающую этическую
систему (шила), технику медитации (самадхи) и
спасительную мудрость (праджня). К другим важным элементам
учения относится такая «характеристика бытия», как «отсутствие я» (анатта, анатман). Учение об анатмане полемически направлено против индуистской
идеи индивидуальной души (Атман), которую Б.
отрицает, полагая, что индивидуальное «я» есть только иллюзия, вера в которую
как раз и привязывает человека к несчастному миру. С этим же связано понятие
всеобщего и вечного «непостоянства» (аничча, анитья), ибо отрицаются не только «я», но и вообще всякая
устойчивая сущность, «я» любого предмета или явления. Путь освобождения называют
«восьмеричным путем» (в него входят восемь элементов: «правильные» взгляды,
устремления, речь, поведение, образ жизни, усилия, внимание и концентрация).
Его также называют «срединным путем» (пали – маджхимапатипадо),
что выражает призыв
[142]
Будды придерживаться середины между
крайностями чувственной распущенности и аскетизма. Согласно принципу
«срединности», Б., хотя и провозглашает отказ от мира как стратегию освобождения,
но в то же время отрицает крайние формы монашеской аскезы,
тем самым создавая больше пространства для взаимодействия с миром. Для мирян
Б. – этическая религия, в которой можно найти четкое разделение на добрые и
дурные поступки, создающие определенное соотношение «заслуг» и «антизаслуг», что влияет на будущие перерождения, согласно
закону кармы. Пять простых заповедей для мирян: не убивать, не красть,
не вступать в непозволительные сексуальные отношения, не употреблять опьяняющих
веществ, не лгать (о своих духовных достижениях). Количество обетов для
монахов намного превосходит этот этический минимум: в дополнение к полному
запрету на сексуальные отношения, строгая этическая и аскетическая дисциплина
монашества, различаясь от школы к школе, состоит из десятков или даже сотен
детальных предписаний. Хотя раннее учение Будды довольно равнодушно к ритуалам,
сразу же после смерти учителя последовала сакрализация его останков в
форме почитания ступ – специальных сооружений, где эти останки хранились.
Позднее и в народном и в государственном Б. появились многие формы поклонения
и культа (см. Буддийские обряды). Обычно внутри Б. выделяют три направления,
сложившиеся в ходе истории: Тхеравада (пали, букв. –
учение старейших), Махаяна («великая
колесница») и Ваджраяна («алмазная
колесница») Тхеравада считается наиболее ранним и
ортодоксальным направлением; она несколько столетий развивалась в Индии,
получила оформление на о. Ланка и затем распространилась в Юго-Вост.
Азии. Приверженцы Махаяны (появляется примерно в 1 в.
до н. э) назвали Тхераваду Хинаяной
(«малая колесница»), критикуя ее за излишнюю монашескую строгость и элитизм. Сами махаянисты
предлагали более свободные толкования слов Будды, менее жесткие требования к
адептам и введение большего количества сверхъестественных элементов в
учение и культ. В Махаяне была также разработана
концепция бодхисаттвы – просветленного
существа, которое откладывает собственное освобождение (нирвану) ради помощи
всем остальным существам, из сострадания к ним. Махаяна
тем самым делала религию более эмоциональной, более доступной широкому кругу,
особенно массе мирян (а не только монахов). Отсюда и название «великая колесница»
в противоположность «малой» – более индивидуалистичному
и менее доступному массе людей «монастырскому» варианту Б. Махаяна
возобладала в Центральной Азии, Китае, Корее и Японии. Третья «колесница», Ваджраяна, отличается значительной ролью тайных, эзотерических элементов и претендует на мгновенный путь к
просветлению с помощью радикальных мистических приемов (интенсивная медитация,
видения-трансы, мантры (магические
формулы), оккультные знания, изложенные в эзотерических
текстах – тантрах). Хотя элементы мистической эзотерики и магии можно обнаружить во всех школах и
традициях Б., Ваджраяна чаще всего ассоциируется с
тибетским Б. (см. Буддизма тибетского школы). К 12 в. Б. фактически
исчезает в Индии, но продолжает развиваться во многих странах Азии, став
базовым элементом элитарной и народной культуры региона. В 2000 около 6% населения
мира считали себя буддистами (уступая, среди других религий,
только христианам, мусульманам и инду-истам). Они
составляют большинство населения Камбоджи, Мьянмы,
Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Бутана; к ним принадлежит значительная часть
населения Китая, Японии, Кореи, Тайваня, Монголии, Вьетнама, Непала; небольшие
их группы есть и в ряде других стран. В Б. нет всемирного центра; в нач. 21 в. наиболее авторитетной фигурой в мировом Б.
являлся Далай-лама XIV, духовный лидер тибетского Б. В последние десятилетия 20 в. Б.
быстро распространялся за пределами традиционно буддийской культурной зоны, на
Западе, становясь частью мозаичной глобальной культуры.
А.С. Агаджанян