Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ШАМБАЛА
— название идиллической
страны и высокой сакральной инстанции в тантрическом буддизме, а затем
и в теософии 19 в., значение которых неоднократно переосмысливалось.
Языческий прообраз Ш. как заповедного земного рая, зародился еще в ведический
период и восходит к древнеиндийским пуранам и эпосу «Махабхарата». В
последнем описывается Белый остров посреди Белого озера (Молочного моря), где
непрерывное лето, благоухают сады и люди не испытывают никакой нужды. В этой
священной стране царит вечный мир и справедливость, а ее обитатели наделены
высочайшей мудростью и паранормальными способностями. Эта легенда о земном рае
типологически идентична русскому народному преданию о Беловодье, или Беловодском
царстве. На свой лад его переосмыслили старообрядцы, некоторые из них не раз отправлялись
на поиски Беловодья, надеясь найти там дониконовское православие «во
всей его чистоте и благодати». Специфический образ Ш. как обители духовных
правителей мира, сложился в северном буддизме, но обычно сохранял реликты
языческо-политеистических представлений и к тому же отразил типологическую
неоднородность самого буддийского мировоззрения. Наиболее развернутое изложение
легенды о Ш. получили в тантрийском буддизме (см. Тантризм) и тесно
связаны с учением калачакры («колесо времени»), позднейшей из общих доктрин ваджраяны.
В «Калачакре-тантре» говорится о передаче учения царю Ш. самим Буддой Шакьямуни
с тем, чтобы последующие властители страны хранили его тайну и были гарантами
процветания буддизма (фактически «Калачакра» была создана в 10 в. на севере Индии в эпоху
монгольских завоеваний, что нашло отражение в ее сюжетах о борьбе буддистов с
мусульманами). Не случайно в «Калачакре-тантре» развиваются апокалиптические и
эсхатологические мотивы в трактовке представлений о Ш. Было предсказано, что
при последнем, 25-м царе, приблизительно в 2377 по европейскому летосчислению,
начнется великая «шамбалинская война» в результате того, что варвары и
мусульмане захотят завоевать весь мир и вторгнуться в Ш. После временного
успеха мусульман в конце концов победят буддисты, и
Закон Будды (дхарма) будет восстановлен на
планете. Наступит эра счастья и благоденствия. По легенде с
явным отпечатком индуистской доктрины о пришествии на землю спасителей в
образе аватаров (воплощений) бога Вишну, это свершится благодаря
аватару Калки, который выступит как воинственный Бог, уничтожающий зло
и восстанавливающий торжество истинного учения. Согласно чисто буддийскому
мессианизму Майтрейя, будда нового мирового порядка, родится в Ш. и оттуда
явится всему миру. Мессианские идеи этого рода получили широкое
распространение и неоднократно использовались в политических целях. Легенда о
Ш. с 11 в. стала чрезвычайно популярной в Тибете, а затем и в Монголии,
Бурятии, Калмыкии, Тыве. Ш. стала символом счастья и справедливости, а образ
шамбалинской войны — олицетворением священной войны за торжество истины
(дхармы). Литература и фольклор северного буддизма наполнены
образами, связанными с легендой о Ш. Даже в монгольской революционной песне
«Красный стяг» воинов Сухэ-Батора (перв. четв. 20 в.) звучит призыв идти на
шамбалинскую войну за свободу. На протяжении многовековой истории буддизма в
азиатском регионе идея Ш. вдохновляла многие религиозные движения, служила
боевым кличем армейских подразделений. Духовные правители Тибета Таши-ламы считались
преемниками учения Ш., поддерживающими непосредственную связь с Владыками Ш.,
некоторые из них утверждали, что сами побывали там. В нач. 20
в. один из правителей Тибета говорил о скором наступлении эпохи Ш. Эту
тенденцию поддерживает и Далай-лама XIV, периодически проводя в разных странах массовые посвящения
буддистов в учение калачакры и читая проповеди о Ш. Считается, что
наиболее просвещенные настоятели монастырей в Гималаях и Тибете, а
также ламы, занимающиеся углубленной медитацией, находятся в постоянной
мистической связи с духовным братством Ш., которое
управляет судьбами буддийского мира. Распространены представления, что в Ш.
существуют наилучшие возможности для реализации буддийского пути спасения.
Одно лишь воплощение (начало новой жизни) в Ш. или приход в это благодатное
место являются гарантией от неблагоприятных последующих рождений. В Тибете
появились молитвы о рождении в Ш. Среди образованных лам, напротив,
получило распространение спиритуальное осмысление III. как внутренней сакральной реальности
индивида. Путь к ней лежит не во внешнем мире, а через совершенствование
внутреннего мира человека, поскольку Ш. — это особое состояние психики, высокий
уровень духовности, достигаемый в процессе самосовершенствования по системе
калачакры. В поздней тибетской традиции Ш. трактуется как мистическая держава
счастья, процветания и духовного совершенства, защищающая буддизм и хранящая
тайны важдраяны. Именно этот образ Ш. был использован Е.П. Блаватской
и Рерихами в своих теософских концепциях. В них акцентировалось
значение Ш. как хранительницы высших знаний, которые передаются через избранных
посредников человечеству и служат его прогрессивному развитию. Блаватская
утверждала, что в течение нескольких лет обучалась в Гималайском Братстве Ш. и
в дальнейшем поддерживала контакты с его представителями — Махатмами (великими учителями).
Позднее аналогичные заявления делали Рерихи, опираясь, в частности, на легенду
о чудесном камне Чинтамани («Великом Сокровище», или «Сокровище Мира»). Этот
священный камень был послан на Землю из созвездия Орион для духовной помощи
человечеству и хранится в особой башне в Ш. Его изображают
в виде пламени на спине белого коня. Осколки этого камня периодически
посылаются с доверенными лицами в различные страны для ускорения эволюции
сознания человечества. Считается, что в 20 в. таким доверенными лицами были
Е.И. и Н.К. Рерихи, совершившие в 1923-1928 трансгималайскую экспедицию с целью
собрать сведения о Ш. и найти эту таинственную обитель священных мудрецов,
расположенную, по преданию, в горном районе, защищенном со всех сторон высокими,
недоступными для простого человека снежными хребтами. Ш. искали и прежде, в
Тибете, на Памире, на Алтае, но безрезультатно, поскольку речь идет о
сакральной утопии, или земле обетованной в контексте мистического мессианства.
Тем не менее Рерихи утверждали, что смогли вступить в
духовную связь с Учителями Гималайского Братства и получили от них в помощь
человечеству учение Агни-йоги. В 1926 Рерихи передали правительству
советской России (Г. Чичерину и А. Луначарскому) т. наз. «Послание Гималайских
Махатм» с предложением духовной помощи в руководстве страной. Современные
историки видят в этом своеобразный дипломатический шаг Рерихов, вынужденных
представить набирающей силу тоталитарной власти в советской России гарантии
своей гражданской и политической лояльности. Англичанка Э. Бейли, продолжая
теософские традиции, выдвинула концепцию о космической Ш. высокого
онтологического уровня, которая находится не на физическом, а на эфирном плане
материи где-то в районе Северного полюса. В настоящую эпоху (Водолея)
происходит интенсивное ее проявление на физическом плане существования.
Согласно современным религиозно-мистическим представлениям, Ш. является
спиритуальным центром земного мира, где поддерживается тесная связь с надмирными
духовными инстанциями и их обитателями.
Е.Г. Балагушкин, М.А. Гуща