БУДДИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система образо­вания, принятая в буддизме, основана на двух принци­пах: во-первых, духовная, устная передача знаний от учителя к ученику и, во-вторых, «школьное» изучение священных текстов. Во всех буддийских традициях первый принцип представляется определяющим. Он восходит к индийскому коммуникационному образцу, в центре которого находится фигура гуру – учителя, или наставника, а также к протообразу Учителя, Будды Шакьямуни. Учитель передает ученикам не только сум­му доктрииальных знаний и обрядовых навыков, но и внешне невыразимый, мистический способ достиже­ния целей буддийского пути, а также определенный стиль жизни. Учитель готовит послушников к полно­му посвящению в монахи с помощью бесед-пропове­дей и медитационных практик; направляет ритуализи­рованные дискуссии монахов по доктринальным во­просам (напр., в тибетском буддизме); провоцирует учеников на раскрытие спонтанного, интуитивного ви­дения мира (напр., в Чань с помощью парадоксальных историй-коанов); руководит тайными обрядами посвя­щения (в тантрическом буддизме). Второй способ об­разования – изучение текстов – практиковался с са­мого возникновения буддизма. В первые столетия буд­дийской истории учение Будды передавалось изустно, о чем свидетельствуют находимые в ранних текстах многочисленные повторы, предназначенные для запо­минания. Постоянное повторение, декламация текстов является одной из самых распространенных практик в буддизме: в частности, «Пратимокша», часть священ­ного буддийского канона, перечисляющая правила монашеской дисциплины, декламируется в монасты­рях в каждую упосатху – новолуние и полнолуние лун­ного месяца; в течение года декламируются и заучива­ются и другие тексты. Кроме устного повторения, ог­ромное место уделяется чтению текстов; буддийское монашество было, по-видимому, одним из наиболее образованных сословий на всем протяжении истории обществ распространения буддизма. Потребность в высочайшем уровне образованности объяснялась дву­мя задачами: сохранения текстов и их перевода. Пере­писывание вручную было единственным способом консервации и распространения текстов. В то же вре­мя растянувшийся на несколько столетий перевод тек­стов с классических инд. языков (пали и санскрита) на языки Вост. Азии (кит., яп., тиб. и др.) был грандиоз­ным предприятием, реализация которого требовала высочайшей лингвистической подготовки, эрудиции и интеллектуального напряжения. Как в самой Индии в ранний период, так и в других странах, вокруг монас­тырей возникали крупные центры, где создавались уче­ные комментарии и оригинальные философско-рели­гиозные произведения и которые были центрами об­разования; напр., знаменитый монастырь Наланда, примерно 5-12 вв. н. э., в районе современного Бихара (Индия), а также целый ряд других крупных «универ­ситетов» в Индии и за ее пределами. Крупные центры такого рода возрождались и в течение 20 в. как в Ин­дии (особенно в районе Бодхгая, места пробуждения Будды), так и в других странах (кроме Китая, где Б. о. было подавлено коммунистическими властями). Б. о., однако, не замыкалось в стенах монастырей: во многих буддийских странах монастыри стали центрами не только морально-религиозного, но и светского обра­зования. Если в странах китайской культурной тради­ции с буддизмом конкурировали другие системы – конфуцианская и, в меньшей степени, даосская, то в странах буддизма Тхеравады (Шри-Ланка и Юго-Вост. Азия) монастыри были единственными источниками всех видов знаний, по крайней мере на начальной ста­дии образования. Впоследствии, в колониальное вре­мя, значение монастырского образования для мирян было подорвано системой светских и религиозных (христианских) школ европейского образца; тем не менее и в более позднее время в сельских районах дети получали основы грамотности в монастырях. К кон. 20 в., после быстрого распространения буддизма за пре­делами Азии, сложилась сеть школ и центров медита­ции, предназначенных для жителей небуддийских стран; как правило, такие центры складываются вокруг учителей, представляющих разные традиционные шко­лы (особенно Школу Чистой Земли, Чань, Тхераваду и разные варианты тибетской традиции).

А.С. Агаджанян