Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система образования, принятая в буддизме,
основана на двух принципах: во-первых, духовная, устная передача знаний от
учителя к ученику и, во-вторых, «школьное» изучение священных текстов. Во всех
буддийских традициях первый принцип представляется определяющим. Он восходит к
индийскому коммуникационному образцу, в центре которого находится фигура гуру
– учителя, или наставника, а также к протообразу
Учителя, Будды Шакьямуни. Учитель передает
ученикам не только сумму доктрииальных знаний и
обрядовых навыков, но и внешне невыразимый, мистический способ достижения
целей буддийского пути, а также определенный стиль жизни. Учитель готовит
послушников к полному посвящению в монахи с помощью бесед-проповедей и медитационных практик; направляет ритуализированные
дискуссии монахов по доктринальным вопросам (напр., в тибетском буддизме);
провоцирует учеников на раскрытие спонтанного, интуитивного видения мира
(напр., в Чань с помощью парадоксальных
историй-коанов); руководит тайными обрядами посвящения
(в тантрическом буддизме). Второй способ образования
– изучение текстов – практиковался с самого возникновения буддизма. В первые
столетия буддийской истории учение Будды передавалось изустно,
о чем свидетельствуют находимые в ранних текстах многочисленные повторы,
предназначенные для запоминания. Постоянное повторение, декламация текстов
является одной из самых распространенных практик в буддизме: в частности, «Пратимокша», часть священного буддийского канона, перечисляющая
правила монашеской дисциплины, декламируется в монастырях в каждую упосатху – новолуние и полнолуние лунного месяца; в
течение года декламируются и заучиваются и другие тексты. Кроме устного
повторения, огромное место уделяется чтению текстов; буддийское монашество
было, по-видимому, одним из наиболее образованных сословий на всем протяжении
истории обществ распространения буддизма. Потребность в высочайшем уровне
образованности объяснялась двумя задачами: сохранения текстов и их перевода.
Переписывание вручную было единственным способом консервации и распространения
текстов. В то же время растянувшийся на несколько столетий перевод текстов с классических инд.
языков (пали и санскрита) на языки Вост. Азии (кит., яп., тиб.
и др.) был грандиозным предприятием, реализация которого требовала высочайшей
лингвистической подготовки, эрудиции и интеллектуального напряжения. Как в самой Индии в ранний период, так и в других странах, вокруг
монастырей возникали крупные центры, где создавались ученые комментарии и
оригинальные философско-религиозные произведения и которые были центрами образования;
напр., знаменитый монастырь Наланда, примерно 5-12 вв. н. э., в районе современного Бихара
(Индия), а также целый ряд других крупных «университетов» в Индии и за ее
пределами. Крупные центры такого рода возрождались и в течение 20 в. как
в Индии (особенно в районе Бодхгая, места пробуждения
Будды), так и в других странах (кроме Китая, где Б. о. было подавлено
коммунистическими властями). Б. о., однако, не замыкалось в стенах монастырей:
во многих буддийских странах монастыри стали центрами не только
морально-религиозного, но и светского образования. Если в
странах китайской культурной традиции с буддизмом конкурировали другие системы
– конфуцианская и, в меньшей степени, даосская, то в
странах буддизма Тхеравады (Шри-Ланка и Юго-Вост. Азия) монастыри были единственными источниками
всех видов знаний, по крайней мере на начальной стадии
образования. Впоследствии, в колониальное время, значение монастырского
образования для мирян было подорвано системой светских и религиозных
(христианских) школ европейского образца; тем не менее
и в более позднее время в сельских районах дети получали основы грамотности в
монастырях. К кон. 20 в.,
после быстрого распространения буддизма за пределами Азии, сложилась сеть школ
и центров медитации, предназначенных для жителей небуддийских
стран; как правило, такие центры складываются вокруг учителей, представляющих
разные традиционные школы (особенно Школу Чистой Земли, Чань,
Тхераваду и разные варианты тибетской традиции).
А.С. Агаджанян