Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЙСКОЕ МОНАШЕСТВО – центральный институт и идеал буддийской
религии и культуры. Высшая цель буддизма – освобождение от
бесконечных страданий этого мира (сансары) –
достижима исключительно через отказ от мира. Б. м. является символом и
практическим воплощением этой религиозной стратегии. Б. м. уходит своими
корнями в древнюю индийскую традицию отшельничества
и аскетизма. Будда Ша-кьямуни, основатель
буддизма, покинул княжеский дворец своего отца, отказавшись от семьи и материальных
благ ради отшельнической жизни; пострижение волос и
облачение в грубую и пожелтевшую от солнца робу символизировали его разрыв с
миром и навсегда стали частью обрядов инициации в буддизме. Будда
следовал правилам жесткого аскетизма в течение нескольких лет, однако после
пробуждения в своих проповедях провозгласил «срединный путь» – посредине между
крайностями и аскетизма, и чувственного наслаждения, тем самым
отказавшись от радикальных аскетических практик, но сохранив стратегию мироотказа. Монашеский орден – сангха
(пали, санскр. – собрание) – был основан Буддой
именно на этих принципах и состоял из ближайшего окружения Будды, его
[164]
учеников и родственников. Монах, член сангхи, стал ключевым идеалом буддизма. Путь абсолютного
освобождения, Благородный Восьмеричный Путь к нирване, был неотделим
от исполнения монашеских обетов, и центральной проблемой буддизма,
особенно в первые века его существования, было именно создание стройной
системы монашеской дисциплины. Такая система была воплощена в тексте Виная-питака, подробном кодексе дисциплины, ставшем частью
буддийского канона (окончательно записан в 1
в. до н. э). Монашеская дисциплина, ее более или менее строгие варианты всегда
были в центре внимания сангхи и приводили к
многочисленным расколам и сектообразованию (см. Буддизма
раннего школы). На заре буддийской истории монахи странствовали, а сезон
дождей (июль-авг.) пережидали в специальных убежищах; впоследствии эти убежища
превратились в постоянные жилища-монастыри (вихара),
и сангха стала оседлой. В сжатом виде монашеские
правила перечислены в важнейшей части Винаи-питаки «Пратимокше», перечне 227 (в ряде традиций до 253) монашеских
обетов, регулярная декламация которых в полнолуние и новолуние (упосатха) является рутиной монастырских церемоний. Согласно
этим нормам, монах может иметь только ограниченный набор личных вещей: три робы
(по традиции, желтых или красных оттенков), чашу для подаяний, ремень, бритву
(голова должна быть обрита), иглу и нитки, посох, зубочистку и ряд др. Любая
собственность сверх этих жестких норм исключена. Среди главных заповедей, кроме
применимых и к мирянам запретов на убийство, воровство, ложь и употребление
опьяняющих веществ, следует назвать ряд ключевых запретов: на прием твердой
пищи после полудня, на прикосновение к золоту и серебру, на украшение тела,
на использование высоких кроватей, на посещение увеселений с музыкой. Но
главным правилом является целибат – полный запрет на сексуальную
жизнь. Нарушение этого запрета (так же как убийство, воровство и
«преувеличение магических способностей») влечет за собой исключение из ордена.
Очевидным исключением было распространение женатого духовенства в Шри-Ланке
(до 20 в.) и Японии. Согласно классическим правилам, в материальном смысле сангха полностью зависима от
мирских подношений пищи и одежды (монашеских роб), а также пожертвований на
поддержание монастырских зданий. Подношения символизируют взаимодействие сангхи и мира: обмен даров материальных на дары духовные. Мирянин, делая подношения (дана), накапливает «заслуги», т. е. положительную
карму, которая должна обеспечить лучшее перерождение. На протяжении
буддийской истории наиболее весомыми спонсорами сангхи
были правители и знать, которые получали религиозные
заслуги соразмерно объему своей помощи. Благодаря поддержке государства и
богатых мирян многие монастыри в буддийских странах становились крупными
собственниками земли, что противоречило обетам бедности; отказ от государственной
поддержки приводил к быстрому упадку монастырей. По своему внутреннему
устройству сангха призвана воплощать идеал равенства,
поскольку все мирские (социальные) различия отвергаются
вместе с самим миром. В то же время в сангхе
образуется особая, религиозная иерархия, как правило, параллельная возрастной: послушники, монахи с полным посвящением (бхиккху), старшие монахи (тхеры),
настоятели монастырей. Высшие органы управления сангхой
создавались для взаимодействия с центральной светской властью, но в целом
организация сангхи по природе своей является локальной
и рыхлой. Большинство монастырей, располагавшихся в деревнях и городах, выполняли
целый ряд значимых общественных функций; во многих случаях сангха
активно участвовала в политике, несмотря на общепринятое осуждение такого
участия; иногда (напр., в истории японского или тибетского буддизма) участие
монахов даже в военных действиях отнюдь не считалось невероятным. В странах Тхеравады сложилось временное монашество, когда подростки
или мужчины, проведя некоторое время в сангхе,
возвращались в мир. Монастыри были также крупными центрами образования
(крупнейший центр – Наланда в Индии I тыс. н. э.). В то же время многие монахи вели отшельническую жизнь вдали от мира (напр., «лесные монахи»
в странах Тхеравады), посвящая себя целиком созерцательным
и молитвенным практикам. Это деление на «вовлеченных» в мир монахов и
монахов-аскетов отчасти напоминает деление на «белое» и «черное» духовенство в
христианстве. Тем не менее ряд общих черт
сближает обе категории, и прежде всего – центральная для всех монахов практика
медитации (сакскр. -– дхьяна).
Монашество женщин в буддизме значительно менее развито. По преданию, только
после долгих сомнений и уговоров сам Будда согласился на учреждение женской
общины, но факт такого согласия является уникальным для жестко патриархального
индийского общества. Тем не менее сложившаяся практика
предъявляла к монахиням гораздо большие требования и определенно ставила их в
приниженное положение внутри сангхи. Женские
монашеские общины в ряде стран исчезли в ходе истории (Шри-Ланка) или не
возникали вовсе (Тибет), но сохранялись в других странах, напр, в Китае, Корее и Вьетнаме; на Тайване женское
монашество бурно развивалось в 20 в. Строение, функции сангхи
и монашеские практики зна-
[165]
чительно отличались в разное время и в разных культурных
традициях.
А.С. Агаджанян