Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО – система художественных средств,
сопровождающих культовые и обрядовые действия священнослужителей и верующих
буддистов (см. Буддизм). В центре эстетических
воззрений буддизма Хинаяны и Махаяны – учение об абсолюте красоты, не
зависящей от человека; напротив, в Дзэн-буддизме (см.
Чань) выделены мимолетные, но предельно
значимые озарения, достигаемые особым отношением людей к природе и друг к другу.
Специфичность эстетического идеала Дзэн основана на трех понятиях: ваби – красота бедности, суровая простота, шероховатость и
одновременно изысканность; саби – прелесть старины,
печать времени; югэн – невыразимая словами истина,
намек, подтекст, недоговоренность. Тем самым утверждается естественная красота
материала, гармония красоты и пользы. Структура традиционного буддийского
космоса представлена в особом символическом чертеже – мандале.
Его общий принцип: круг вписан в квадрат, в свою очередь, впи-
[162]
санный в круг. Внутренний круг означает Бога или
любой другой сакральный объект. Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет
с каждой стороны Т-образные выходы, т. наз. ворота во Вселенную. Символом самой Вселенной служит
внешний круг, в который вписан квадрат. Центр мандалы
символизирует центр Вселенной и ее ось – гору Меру, а также Мировое древо и ступу.
В четырех «воротах» Вселенной – места четырех хранителей сторон света.
Ступа в буддийской архитектуре – одно из основных сооружений. Это архитектурно
оформленный курган, полусфера из кирпича и камня, предназначенный первоначально
для хранения реликвий Будды, а затем святых и подвижников. Он
сооружался как надгробие особо почитаемых лиц или как монумент в память о
знаменательном событии. Со временем форма ступы становится все более сложной,
ее ставят на квадратную или ступенчатую террасу, украшают статуями, обносят
оградой. В 3 в. до н. э. В Индии, в правление императора Ашоки,
было построено большое количество ступ, из них 8 «великих». До нас дошла
Большая ступа в Санчи (недалеко от
г. Бхопал). Издавна в Индии и в других странах под храмы
использовались естественные пещеры; их украшали резными колоннами и
скульптурами. Среди древнеиндийских буддийских пещерных храмов (чайтья) классическим считается храм в Карли,
близ Бомбея (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.). Комплекс
пещерных храмов Аджанты был создан в 200-650. Каждый
из пяти храмов окружен монашескими кельями, по бокам залов храмов находятся
проходы, они предназначались для религиозных процессий и отделены от залов колоннами
(резными или покрытыми росписями). Росписи Аджанты
занимают тысячи квадратных метров и сочетают буддийские мотивы со светской
тематикой (в т. ч. эротической). Циклы росписей часто
выполнены в разные времена, связь между ними условна. Росписи на потолке
призваны с помощью сложного и многопланового орнамента зрительно увеличить высоту сводов пещеры. Примерно в 1 в. до н. э. – 1
в. н. э. появляются наземные буддийские храмы, повторявшие планы пещерных. Вокруг особо почитаемых ступ возникают монастырские
постройки. На буддийскую архитектуру оказывают влияние и индуистские
традиции культовых сооружений, в частности сооружение башен над святилищем на
высокой платформе, украшение стен орнаментом и скульптурой. Достижения
Б. и. в Индии были освоены вытеснившим буддизм индуизмом. На
Цейлоне же (Шри-Ланка) и в Юго-Вост. Азии буддийские
художественные традиции получили развитие (храм «Зуба Будды» в Канди, Цейлон), Боробудур
(Индонезия). Последний, построенный в 7-8 вв., считается «каменной энциклопедией буддизма». Его
многоступенчатое основание воспроизводит буддийскую модель мира – мандалу. Первоначально образ Будды воспроизводился через
ряд символов (колесо закона; лани, слушающие его проповедь, слоны, поклоняющиеся
дереву, под которым Будда предавался размышлениям и достигал просветления).
Скульптурные и живописные образы Будды являются объектом поклонения и отличаются
заметным разнообразием поз, отразивших основные события земной жизни основоположника
этой религии и его последующих воплощений; свои стилистические особенности
имеют изображения Будды в Индии, на Цейлоне, в странах Юго-Вост,
Азии, а также на территориях современного Непала, Бутана, в Монголии, Маньчжурии
и в ряде других районов Китая (прежде всего в Тибете), в Корее, Японии,
Бурятии, Тыве и Калмыкии. Так, китайские художники
вдохновлялись схематическими образцами и вместе с тем одухотворяли
натуралистические тенденции, заимствованные из Индии. Отсюда сострадание и
человечность в изображениях богов; мускулатура и устрашающий вид стражей;
мудрость как качество монахов и как идеал для подражания; пропорциональность,
грация и красота. В индийском искусстве использование канонических форм
позволяло оптимально реализовать чувственную сторону, приобретшую там ритуальное
значение (наслаждение природой, любовью, чувственные черты мужчин и женщин, напр, женская грудь, и др.). Один
из типов изображения Будды – стоящий основатель религии, с благословляющей
рукой, одетый в широкие одежды. Другой тип – медитирующий
Будда, сидящий со скрещенными ногами, с улыбкой на сомкнутых устах и с полузакрытыми глазами. В эпоху династии Гуптов
(4-6 вв. н. э.) эстетическо-символическим
ключом изобразительного искусства становится танец. Каждый его элемент –
движения тела, жесты рук и пальцев, мимика, повороты головы, направление и
характер взгляда, позиции ног и т. д. – усваивается живописью и скульптурой,
обогащая их язык и усложняя смысловое содержание образов; сцены из жизни
Будды, богов и мифологических героев в настенной росписи и скульптуре (пещерные
храмы Аджанты и Эллоры) представляют
многофигурные композиции, где участвуют представители всех слоев и сословий;
художники стремятся передать психологическое состояние каждого из персонажей.
Особое место занимают статуи Будды, готовящегося вступить в нирвану; их
отличает непринужденность поз, отрешенность и безмятежность. Скульптура Будды –
главный объект почитания и поклонения. Стационарные буддийские святилища (в
отличие от домашних и передвижных) заполнялись множеством (до 1 тыс. и более)
скульптурных изображений будд; это концентри-
[163]
ровало внимание верующих на учении о неизбежности
перевоплощения и бесчисленности его форм. Ряд из них поражает своими
масштабами. Так, гигантская статуя «Великого Будды» (храм Тодайдзи
в г. Нара, Япония, 749) вместе с пьедесталом
составляет
B.C. Глаголев