Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО – система художе­ственных средств, сопровождающих культовые и об­рядовые действия священнослужителей и верующих буддистов (см. Буддизм). В центре эстетических воззре­ний буддизма Хинаяны и Махаяны – учение об абсо­люте красоты, не зависящей от человека; напротив, в Дзэн-буддизме (см. Чань) выделены мимолетные, но предельно значимые озарения, достигаемые особым отношением людей к природе и друг к другу. Специ­фичность эстетического идеала Дзэн основана на трех понятиях: ваби – красота бедности, суровая простота, шероховатость и одновременно изысканность; саби – прелесть старины, печать времени; югэн – невырази­мая словами истина, намек, подтекст, недоговорен­ность. Тем самым утверждается естественная красота материала, гармония красоты и пользы. Структура тра­диционного буддийского космоса представлена в осо­бом символическом чертеже – мандале. Его общий принцип: круг вписан в квадрат, в свою очередь, впи-

[162]

санный в круг. Внутренний круг означает Бога или лю­бой другой сакральный объект. Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образ­ные выходы, т. наз. ворота во Вселенную. Символом самой Вселенной служит внешний круг, в который впи­сан квадрат. Центр мандалы символизирует центр Все­ленной и ее ось – гору Меру, а также Мировое древо и ступу. В четырех «воротах» Вселенной – места четы­рех хранителей сторон света. Ступа в буддийской архи­тектуре – одно из основных сооружений. Это архи­тектурно оформленный курган, полусфера из кирпича и камня, предназначенный первоначально для хране­ния реликвий Будды, а затем святых и подвижников. Он сооружался как надгробие особо почитаемых лиц или как монумент в память о знаменательном собы­тии. Со временем форма ступы становится все более сложной, ее ставят на квадратную или ступенчатую тер­расу, украшают статуями, обносят оградой. В 3 в. до н. э. В Индии, в правление императора Ашоки, было пост­роено большое количество ступ, из них 8 «великих». До нас дошла Большая ступа в Санчи (недалеко от г. Бхопал). Издавна в Индии и в других странах под храмы использовались естественные пещеры; их ук­рашали резными колоннами и скульптурами. Среди древнеиндийских буддийских пещерных храмов (чайтья) классическим считается храм в Карли, близ Бом­бея (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.). Комплекс пещерных хра­мов Аджанты был создан в 200-650. Каждый из пяти храмов окружен монашескими кельями, по бокам за­лов храмов находятся проходы, они предназначались для религиозных процессий и отделены от залов ко­лоннами (резными или покрытыми росписями). Рос­писи Аджанты занимают тысячи квадратных метров и сочетают буддийские мотивы со светской тематикой (в т. ч. эротической). Циклы росписей часто выполне­ны в разные времена, связь между ними условна. Рос­писи на потолке призваны с помощью сложного и мно­гопланового орнамента зрительно увеличить высоту сводов пещеры. Примерно в 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. появ­ляются наземные буддийские храмы, повторявшие планы пещерных. Вокруг особо почитаемых ступ воз­никают монастырские постройки. На буддийскую ар­хитектуру оказывают влияние и индуистские традиции культовых сооружений, в частности сооружение башен над святилищем на высокой платформе, украшение стен орнаментом и скульптурой. Достижения Б. и. в Индии были освоены вытеснившим буддизм инду­измом. На Цейлоне же (Шри-Ланка) и в Юго-Вост. Азии буддийские художественные традиции получили раз­витие (храм «Зуба Будды» в Канди, Цейлон), Боробудур (Индонезия). Последний, построенный в 7-8 вв., счи­тается «каменной энциклопедией буддизма». Его многоступенчатое основание воспроизводит буддийскую модель мира – мандалу. Первоначально образ Будды воспроизводился через ряд символов (колесо закона; лани, слушающие его проповедь, слоны, поклоняющи­еся дереву, под которым Будда предавался размышле­ниям и достигал просветления). Скульптурные и жи­вописные образы Будды являются объектом поклоне­ния и отличаются заметным разнообразием поз, отразивших основные события земной жизни осно­воположника этой религии и его последующих вопло­щений; свои стилистические особенности имеют изоб­ражения Будды в Индии, на Цейлоне, в странах Юго-Вост, Азии, а также на территориях современного Непала, Бутана, в Монголии, Маньчжурии и в ряде дру­гих районов Китая (прежде всего в Тибете), в Корее, Японии, Бурятии, Тыве и Калмыкии. Так, китайские художники вдохновлялись схематическими образца­ми и вместе с тем одухотворяли натуралистические тен­денции, заимствованные из Индии. Отсюда сострада­ние и человечность в изображениях богов; мускулату­ра и устрашающий вид стражей; мудрость как качество монахов и как идеал для подражания; пропорциональ­ность, грация и красота. В индийском искусстве исполь­зование канонических форм позволяло оптимально ре­ализовать чувственную сторону, приобретшую там ри­туальное значение (наслаждение природой, любовью, чувственные черты мужчин и женщин, напр, женская грудь, и др.). Один из типов изображения Будды – сто­ящий основатель религии, с благословляющей рукой, одетый в широкие одежды. Другой тип – медитирую­щий Будда, сидящий со скрещенными ногами, с улыб­кой на сомкнутых устах и с полузакрытыми глазами. В эпоху династии Гуптов (4-6 вв. н. э.) эстетическо-символическим ключом изобразительного искусства ста­новится танец. Каждый его элемент – движения тела, жесты рук и пальцев, мимика, повороты головы, на­правление и характер взгляда, позиции ног и т. д. – усваивается живописью и скульптурой, обогащая их язык и усложняя смысловое содержание образов; сце­ны из жизни Будды, богов и мифологических героев в настенной росписи и скульптуре (пещерные храмы Аджанты и Эллоры) представляют многофигурные композиции, где участвуют представители всех слоев и сословий; художники стремятся передать психоло­гическое состояние каждого из персонажей. Особое место занимают статуи Будды, готовящегося вступить в нирвану; их отличает непринужденность поз, отре­шенность и безмятежность. Скульптура Будды – глав­ный объект почитания и поклонения. Стационарные буддийские святилища (в отличие от домашних и пе­редвижных) заполнялись множеством (до 1 тыс. и бо­лее) скульптурных изображений будд; это концентри-

[163]

ровало внимание верующих на учении о неизбежнос­ти перевоплощения и бесчисленности его форм. Ряд из них поражает своими масштабами. Так, гигантская статуя «Великого Будды» (храм Тодайдзи в г. Нара, Япо­ния, 749) вместе с пьедесталом составляет 22 м.; лицо достигает в длину 5 м, в ширину 3 м. Каждый элемент в скульптуре и живописи имеет особое значение. Так, си­ний цвет означает мудрость дхармового пространства и центр Вселенной. Север обозначается зеленым, юг – желтым, восток – белым, а запад – красным цветом. Однако канон учитывал далеко не все особенности изображений. Искусство художественного литейщика и ювелира проявлялось при изготовлении разнообраз­ных ритуальных принадлежностей: бубны, курильни­цы, маски, жезлы, раковины, мандалы в форме лотоса, ритуальные кинжалы, молитвенные барабанчики, чет­ки, амулетницы, ритуальные чаши-капала, колоколь­чики, ваджры (символы молнии и алмазного колеса). Под влиянием Китая стали популярными украшения кровли скульптурами драконов. При создании скульп­тур широко использовались дерево, камень, кость, брон­за, драгоценные камни (в отделке и в украшениях). Символический характер Б. и. в полной мере присущ его иконографии и скульптуре. Так, множество голов и рук означает большую силу изображенного божества. Страшные лица стражей и богов, выполняющих «охранные» и карающие функции, обращены к взорам грешников и дурных людей; праведники видят в них лишь подвиг веры. В театрализованных представлени­ях раскрывалось происхождение вещей в мире, при­рода человека, пути его очищения и духовного пере­рождения, способы победы над злом и т. д. Иконы пи­сались на холсте и реже на шелке. Художник грунтовал ткань, затем наносил на нее рисунок, указывая учени­кам, на какие места изображений нужно нанести тот или иной цвет. Живопись исполнялась монахами-ху­дожниками согласно строгим требованиям канона и правилам техники. Канон включал обязательное изоб­ражение символических объектов – «чакра» (колесо жизни, времени и закона), ваджра (молния или алмаз­ное колесо), комбинация ваджры с колокольчиком представляла единство женского и мужского начал. В буддийской культуре существует вертикальная по­следовательность рассмотрения сюжетов икон. Их главные темы – жизнь Будды, иллюстрация различ­ных эпизодов его деятельности, предания, связанные с жизнью святых и учителей буддизма (богиня «Чадоподательница», «Цзонхава с учениками» и др.). В кочевой культуре Монголии и Бурятии получили рас­пространение иконы-завесы. В Монголии изготавли­вались иконы в технике аппликаций. Их размеры дос­тигали нескольких десятков и даже сотен квадратных метров. В развернутом виде их вывешивали перед хра­мами или расстилали на фоне гор. Экзотичность па­мятников тибетского искусства обусловлена длитель­ными связями Тибета с Непалом, Китаем, Монголией, Бенгалией, Кашмиром, мусульманским миром Индии и Ираном, влиянием цивилизации Китая на буддийс­кое и тибетское искусство 6-7 вв. Дальнейшая его трансформация происходила в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тыве в 17-19 вв. Наряду с мелкой литой пластикой передвижных алтарей, живописи на шелке и другой материи, изготовлением ритуальных одежд из шелка и парчи, здесь получают распространение ри­туальные маски. Для них первоначально вырезали де­ревянные модели, затем изготовляли наголовные мас­ки из массы, напоминающей папье-маше, и раскраши­вали. Они были обязательным компонентом мистерий бурятского праздничного зрелища Цама (тиб. Чам – танец), где сочетались театрально-декламационное ис­кусство, пластика танца, живопись и своеобразная му­зыка. Б. и. знает такие музыкальные инструменты, как гонги, барабаны, литавры, губные органы, колоколь­чики, смычковые. Традиции буддийского изобразитель­ного искусства живы в творчестве современных народ­ных художников. Монументальность, лаконичность, стилистическая изощренность и выразительность обес­печили гармонию символически-религиозного и эсте­тического начал в Б. и. (См. также: Религия и искусство.)

B.C. Глаголев

[164]

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz