БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ – система празднич­ных мероприятий, принятая в буддизме. Чисто буддий­ских праздников немного, потому что буддизм изначаль­но ориентирует адепта на отрицание мирских удоволь­ствий, на монашеский путь самоограничений, на внутреннюю концентрацию, а не на внешнюю экспрес­сию. Строгие монашеские правила налагают запрет на участие монахов в праздниках, включающих музыкаль­ные и визуальные увеселения. Тем не менее народная религиозность в буддийских странах не могла обойтись без праздничного цикла, включая в него карнавальные элементы добуддийских и небуддийских культов, ко­торые отчасти наделялись буддийским смыслом. Наи­более универсальный праздник Новый год не являет­ся, по сути, буддийским праздником, однако при этом буддизм отнюдь не исключен из хода празднества:

[161]

напр., изображения Будды символически окропляются водой, делаются подношения монастырям, миряне по­сещают монахов и т. д. Конкретные обрядовые формы во многом различны. Новый год в Китае, Корее и Вьет­наме падает на кон. янв. – нач. февр., в Тибете на ме­сяц позже, а в Юго-Вост. Азии на первое полнолуние апреля. Праздничный цикл во всех буддийских стра­нах (кроме Японии) следует лунному календарю. Прак­тически каждое полнолуние несет в себе определен­ный религиозный смысл. Наиболее почитаемым и об­щераспространенным чисто буддийским праздником является Весак (в полнолуние одноименного месяца, обычно падающего на май), когда отмечаются три глав­ных события буддийской космической истории. В Юго-Вост. Азии с этим днем связывают рождение, просветление и паринирвану (или нирвану, угасание) Будды Шакьямуни, основателя буддизма (в ряде дру­гих стран эти три события разведены на разные даты). В этот день устраиваются шествия, сопровождающи­еся молитвами монахов, публичным чтением буддий­ских текстов и легенд и разнообразными подноше­ниями монахам со стороны мирян. В полнолуние тре­тьего месяца (в марте) празднуется «День Сангхи» (воспоминание о встрече Будды с многочисленными учениками); в полнолуние восьмого месяца (в июле) отмечается «День Дхармы» (воспоминание о первой проповеди Будды); отмечаются также начало сезона дождей (Васса), когда монахи удаляются от мира в сим­волическое уединение (при этом много молодых лю­дей постригаются в монашество) и его окончание, а также связанное с ним возвращение Будды с небес, где, по народной легенде, он проповедовал богам и своей матери (при этом статуи Будды везут в специальных процессиях по улицам); затем в течение месяца после окончания Васса, происходит Катхина – торжество по случаю подношения монахам новых роб, чрезвычайно важная публичная церемония, символически связыва­ющая монахов и мирян. Во всех буддийских странах отмечается день поминовения духов умерших и пред­ков – Улламбана, или Аваламбана («день всех духов»; в Японии Урабон), после сезона дождей, в полнолуние седьмого или восьмого лунного месяца (в авг.). Во всем буддийском регионе культ предков является базовым религиозным субстратом, сохранившимся несмотря на принятие буддизма. В этот день кроме молитв, ухода за могилами и церемоний символического подношения духам и божествам практикуется мирская благотвори­тельность; центральным сюжетом всех церемоний яв­ляется умиротворение беспокойных или голодных ду­хов (прета) – душ тех, кто погиб в природных катак­лизмах или происшествиях и не был похоронен надлежащим образом; при этом конечная цель обрядов осмысливается во вполне буддийском духе как освобождение всех живых существ от страданий мира. В Китае и Японии, где эти праздники наиболее попу­лярны, они также получили и четкое доктринальное обоснование в ряде буддийских текстов, которые ин­корпорируют в эти обрядовые системы буддийские смыслы. В каждой из буддийских стран есть свои осо­бые праздничные дни. Напр., в Шри-Ланке в полнолу­ние месяца посон (обычно в июле) отмечается приятие буддизма, привезенного на остров миссионером Ма-хиндой (по преданию, сын индийского царя Ашоки); этот и другие праздники включают сложные, тщатель­но разработанные шествия, в которых буддизм сочета­ется с более архаичными культовыми элементами. Наи­более ярким примером служит Перахяра, проводимая в древней столице Канди: это пышное и красочное ше­ствие строится вокруг поклонения важнейшей релик­вии – зубу Будды. В Тибете большое место традици­онно занимает двухнедельный фестиваль Монлан Чен-мо, который притягивает паломников со всей страны и состоит в возжигании огней как символа благосло­вения мира; тибетцы также отмечают дни рождения гуру Римпоче (Падмасамбхавы), легендарного основа­теля тибетского буддизма в 8 в. н. э., и ламы Цонкапы, основателя (в кон. 14 в.) ныне господствующей школы Гелук-па. В Японии отмечается день Бодхидхармы (ос­нователя традиции Дзэн в 6 в.) и Нитирэна (основате­ля одноименной школы в 13 в.).

А.С. Агаджанян