Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ – система праздничных мероприятий,
принятая в буддизме. Чисто буддийских праздников немного, потому что
буддизм изначально ориентирует адепта на отрицание мирских удовольствий, на
монашеский путь самоограничений, на внутреннюю концентрацию, а не на внешнюю
экспрессию. Строгие монашеские правила налагают запрет на участие монахов в
праздниках, включающих музыкальные и визуальные увеселения. Тем не менее народная религиозность в буддийских странах не могла
обойтись без праздничного цикла, включая в него карнавальные элементы добуддийских и небуддийских
культов, которые отчасти наделялись буддийским смыслом. Наиболее
универсальный праздник Новый год не является, по сути, буддийским праздником,
однако при этом буддизм отнюдь не исключен из хода празднества:
[161]
напр., изображения Будды символически
окропляются водой, делаются подношения монастырям, миряне посещают монахов и
т. д. Конкретные обрядовые формы во многом различны. Новый год в Китае, Корее и
Вьетнаме падает на кон. янв.
– нач. февр., в Тибете на
месяц позже, а в Юго-Вост. Азии на первое полнолуние
апреля. Праздничный цикл во всех буддийских странах (кроме Японии) следует
лунному календарю. Практически каждое полнолуние несет в себе определенный
религиозный смысл. Наиболее почитаемым и общераспространенным чисто буддийским
праздником является Весак (в полнолуние одноименного
месяца, обычно падающего на май), когда отмечаются три главных события
буддийской космической истории. В Юго-Вост. Азии с
этим днем связывают рождение, просветление и паринирвану
(или нирвану, угасание) Будды Шакьямуни,
основателя буддизма (в ряде других стран эти три события разведены на разные
даты). В этот день устраиваются шествия, сопровождающиеся молитвами монахов,
публичным чтением буддийских текстов и легенд и разнообразными подношениями
монахам со стороны мирян. В полнолуние третьего месяца (в марте) празднуется
«День Сангхи» (воспоминание о встрече
Будды с многочисленными учениками); в полнолуние восьмого месяца (в июле)
отмечается «День Дхармы» (воспоминание
о первой проповеди Будды); отмечаются также начало сезона
дождей (Васса), когда монахи удаляются от мира в символическое уединение (при
этом много молодых людей постригаются в монашество) и его окончание, а
также связанное с ним возвращение Будды с небес, где, по народной легенде, он
проповедовал богам и своей матери (при этом статуи Будды везут в специальных
процессиях по улицам); затем в течение месяца после окончания Васса, происходит
Катхина – торжество по случаю подношения монахам новых
роб, чрезвычайно важная публичная церемония, символически связывающая монахов
и мирян. Во всех буддийских странах отмечается день поминовения
духов умерших и предков – Улламбана, или Аваламбана («день всех духов»; в Японии Урабон),
после сезона дождей, в полнолуние седьмого или восьмого лунного месяца (в авг.). Во всем буддийском регионе культ предков является
базовым религиозным субстратом, сохранившимся несмотря
на принятие буддизма. В этот день кроме молитв, ухода за могилами и церемоний
символического подношения духам и божествам практикуется мирская благотворительность;
центральным сюжетом всех церемоний является умиротворение беспокойных или
голодных духов (прета) – душ тех, кто погиб в
природных катаклизмах или происшествиях и не был похоронен надлежащим образом;
при этом конечная цель обрядов осмысливается во вполне буддийском духе как
освобождение всех живых существ от страданий мира. В Китае и Японии, где эти
праздники наиболее популярны, они также получили и четкое доктринальное
обоснование в ряде буддийских текстов, которые инкорпорируют в эти обрядовые
системы буддийские смыслы. В каждой из буддийских стран есть свои особые
праздничные дни. Напр., в Шри-Ланке в полнолуние месяца посон
(обычно в июле) отмечается приятие буддизма, привезенного на остров миссионером
Ма-хиндой (по преданию, сын индийского царя Ашоки); этот и другие праздники включают
сложные, тщательно разработанные шествия, в которых буддизм сочетается с
более архаичными культовыми элементами. Наиболее ярким примером служит Перахяра, проводимая в древней
столице Канди: это пышное и красочное шествие
строится вокруг поклонения важнейшей реликвии – зубу Будды. В
Тибете большое место традиционно занимает двухнедельный фестиваль Монлан Чен-мо, который
притягивает паломников со всей страны и состоит в возжигании огней как символа
благословения мира; тибетцы также отмечают дни рождения гуру Римпоче (Падмасамбхавы),
легендарного основателя тибетского буддизма в 8 в. н. э., и ламы Цонкапы, основателя (в кон. 14 в.) ныне господствующей
школы Гелук-па. В Японии отмечается день Бодхидхармы (основателя традиции Дзэн
в 6 в.) и Нитирэна (основателя одноименной школы
в 13 в.).
А.С. Агаджанян