Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЙСКИЕ ОБРЯДЫ – система ритуалов, выра­ботанная в буддизме. Проповедь Будды Шакьямуни была направлена против изощренной и избыточной обрядовости древнего брахманизма и содержала при­зыв к религиозности более этической и рациональной. Тем не менее буддизм породил множество собственных обрядов, уходящих корнями в брахманизм, а так­же инкорпорировал множество местных добуддийских обрядов, имеющих отличия в разных странах. Сам Будда незадолго до своего ухода заповедовал ученикам ис­пользовать его прах после кремации для культовых це­лей. Частицы праха помещались в специальные сооружения – ступы (в некоторых странах пагоды), ставшие повсеместно главным типом буддийской архитектуры. Впоследствии в ступы помещались не только релик­вии Будды, но и примерно с начала н. э. антропоморфные изображения Будды, а также свитки канонических текстов. Ступа в буддизме, по сути, означала и космоло­гическую модель, и символ присутствия будды – про­светленного существа – в профанном мире. Демонстрация уважения и поклонения ступам и образам различных будд и бодхисаттв (Авалокитешвара, Гуан-инь, Каннон, Тара и др.) в виде поклонов и подношений (цветов, благовоний, пищи и т. д.), использование их в качестве объектов медитации (напр., мандалы в тибетском буддизме) или в качестве источников маги­ческой силы (те или иные формы прикосновения к образу) стало обычным элементом обрядовой и духов­ной практики, а паломничество к святыням (извест­ным ступам и мемориальным комплексам, таким как Бодхгая в Сев. Индии, месту просветления Будды), про­цветало на всем протяжении истории буддизма. Дру­гой повсеместно распространенной моделью буддий­ской обрядности является принимающее многообраз­ные формы символическое взаимодействие между монахами и мирянами. Сангха (монашеский орден) имеет центральное значение в буддизме, и ее члены, монахи, отчасти воплощают в себе присутствие будды в мире и потому сами суть объекты поклонения для мирян. В обмен на духовные дары, которые монахи транслируют в мир, миряне «отплачивают» им подно-

[160]

шениями пищи, одежды, другими видами помощи (см. Буддийское монашество). Акт подношения (дана) – типичный ритуал, приносящий мирянам дополнитель­ные «заслуги» для улучшения кармы. Среди календар­ных обрядовых праздников следует выделить Весак – полнолуние месяца Весакха (по лунному календарю эта дата обычно падает на май), когда в буддизме Тхеравады празднуется рождение, просветление и паринирвана Будды; в странах Махаяны эти три события отмеча­ются в разные дни. Другим важнейшим календарным ритуалом является Упосатха, падающая на новолуние и полнолуние каждого месяца. В эти дни монахи дек­ламируют «Пратимокшу», часть канона священных тек­стов, краткое изложение правил монашеской дисцип­лины, тогда как миряне временно берут на себя основ­ные монашеские обеты, декламируют сутры (тексты), поклоняются изображениям Будды и медитируют. Важ­ной вехой ритуального цикла в странах Тхеравады Юго-Вост. Азии традиционно является Васса – мона­шеское «уединение» в сезон дождей, по окончания ко­торого происходит торжественная церемония «кат-хин» – подношение монахам новых роб. Среди до-буддийских событий обрядового цикла, которые, однако, приобрели ряд типично буддийских черт, сле­дует назвать фестивали, связанные с Новым годом и праздником урожая. В Китае и Японии огромное зна­чение имеет день духов умерших, сочетающих тради­ционный для этих стран культ предков с элементами буддийских верований, таких как карма и перерожде­ние. Ритуалы жизненного цикла в разной степени оформлены буддийской символикой: специальные буддийские обряды, посвященные рождению или бра­ку практически отсутствуют, тогда как обряды инициа­ции и похоронные обряды имеют огромное значение. Главный обряд инициации совершается при посвяще­нии в послушники, а затем (как правило, в возрасте не моложе 20 лет) в полное монашество. В ходе этих об­рядов голова полностью обривается, и неофит меняет мирскую одежду на подаренную мирянами желтую монашескую робу; затем он произносит обычную фор­мулу, содержащую принятие покровительства «трех драгоценностей» – Будды, дхармы (учения) и сангхи; далее следует церемония испытания, когда старший монах или настоятель монастыря задает неофиту ряд вопросов о его готовности к посвящению. В буддизме Махаяны специальные обряды предусмотрены при принятии на себя «обетов бодхисаттвы», выражающих стремление неофита достичь просветления и посвя­тить себя освобождению от страданий всех живых су­ществ, в т. ч. людей. В Ваджраяне (тантрическом буд­дизме) добавляются сложные ритуалы вступления на разные ступени совершенства; эти ритуалы включают в себя декламацию мантр (магических формул), меди­тацию, использование сакральных предметов (таких, так ваджра) и другие элементы. Похоронные обряды важны уже потому, что для буддистов периоды непо­средственно перед смертью и после нее имеют огром­ное значение для дальнейших перерождений умираю­щего. На его смертном одре монахи читают тексты, го­ворящие о бренности бытия и переходном характере смерти; подобная же декламация продолжается и над телом умершего (обычно в течение трех дней). Эти прак­тики распространены в большинстве буддийских стран, но достигли особенной интенсивности в тибетском буддизме, где есть специальная священная книга-«путеводитель» души в посмертном мире – бардо (пере­ходное состояние между смертью и новым рождени­ем). Ряд буддийских обрядов непосредственно связан с главной целью – достижением просветления: тако­вы, напр., медитативные и йогические практики, риту­альное манипулирование с сакральными объектами (ваджры и колокола в Ваджраяне), произнесение мантр (особенно в амидаизме, школе Нитирэна, тибетском буддизме), пение сакральных текстов или формул и т. д. В то же время большое количество народных обрядов связаны с защитой и стяжанием благой силы, многие из которых восходят к добуддийским местным веро­ваниям: комплекс ритуалов умиротворения «голодных духов» (прета), чтение оберегающих заклинаний (паритта), магическая «зарядка» амулетов, связывание себя специальной нитью с образом Будды, обряды из­гнания злых сил и излечения (напр., в Тибете сохра­нившиеся от местной религии бон). В Китае весьма рас­пространенным был ритуал выпуска на волю живот­ных, который должен был принести огромную сумму кармических заслуг тем, кто его совершает.

А.С. Агаджаняп

[161]

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz