Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЙСКИЕ ОБРЯДЫ – система ритуалов, выработанная в
буддизме. Проповедь Будды Шакьямуни была
направлена против изощренной и избыточной обрядовости
древнего брахманизма и содержала призыв к религиозности более этической и рациональной. Тем не менее
буддизм породил множество собственных обрядов, уходящих корнями в
брахманизм, а также инкорпорировал множество местных добуддийских
обрядов, имеющих отличия в разных странах. Сам Будда незадолго до своего ухода
заповедовал ученикам использовать его прах после кремации для культовых целей.
Частицы праха помещались в специальные сооружения – ступы (в некоторых странах
пагоды), ставшие повсеместно главным типом буддийской архитектуры. Впоследствии
в ступы помещались не только реликвии Будды, но и примерно с начала н. э.
антропоморфные изображения Будды, а также свитки канонических текстов. Ступа в
буддизме, по сути, означала и космологическую модель, и символ присутствия будды – просветленного существа – в профанном
мире. Демонстрация уважения и поклонения ступам и образам
различных будд и бодхисаттв
(Авалокитешвара, Гуан-инь,
Каннон, Тара и др.) в виде поклонов и подношений
(цветов, благовоний, пищи и т. д.), использование их в качестве объектов медитации
(напр., мандалы в тибетском
буддизме) или в качестве источников магической силы (те или иные формы
прикосновения к образу) стало обычным элементом обрядовой и духовной практики,
а паломничество к святыням (известным ступам и
мемориальным комплексам, таким как Бодхгая в Сев.
Индии, месту просветления Будды), процветало на всем
протяжении истории буддизма. Другой повсеместно распространенной
моделью буддийской обрядности является принимающее многообразные формы
символическое взаимодействие между монахами и мирянами. Сангха
(монашеский орден) имеет центральное значение в буддизме, и ее члены,
монахи, отчасти воплощают в себе присутствие будды в
мире и потому сами суть объекты поклонения для мирян. В обмен на духовные дары,
которые монахи транслируют в мир, миряне «отплачивают» им подно-
[160]
шениями пищи, одежды, другими видами помощи (см. Буддийское
монашество). Акт подношения (дана) – типичный
ритуал, приносящий мирянам дополнительные «заслуги» для улучшения кармы. Среди
календарных обрядовых праздников следует выделить Весак
– полнолуние месяца Весакха (по лунному календарю эта
дата обычно падает на май), когда в буддизме Тхеравады
празднуется рождение, просветление и паринирвана
Будды; в странах Махаяны эти три события
отмечаются в разные дни. Другим важнейшим календарным ритуалом является Упосатха, падающая на новолуние и
полнолуние каждого месяца. В эти дни монахи декламируют «Пратимокшу»,
часть канона священных текстов, краткое изложение правил монашеской
дисциплины, тогда как миряне временно берут на себя основные монашеские
обеты, декламируют сутры (тексты),
поклоняются изображениям Будды и медитируют. Важной
вехой ритуального цикла в странах Тхеравады Юго-Вост. Азии традиционно является Васса – монашеское «уединение»
в сезон дождей, по окончания которого происходит торжественная церемония «кат-хин» – подношение монахам новых роб. Среди до-буддийских событий обрядового цикла, которые, однако,
приобрели ряд типично буддийских черт, следует назвать фестивали, связанные с
Новым годом и праздником урожая. В Китае и Японии огромное значение имеет день
духов умерших, сочетающих традиционный для этих стран культ предков с
элементами буддийских верований, таких как карма и перерождение. Ритуалы
жизненного цикла в разной степени оформлены буддийской символикой: специальные буддийские обряды, посвященные рождению или браку
практически отсутствуют, тогда как обряды инициации и похоронные
обряды имеют огромное значение. Главный обряд инициации совершается при посвящении
в послушники, а затем (как правило, в возрасте не моложе 20 лет) в полное
монашество. В ходе этих обрядов голова полностью обривается,
и неофит меняет мирскую одежду на подаренную мирянами желтую монашескую робу;
затем он произносит обычную формулу, содержащую принятие покровительства «трех
драгоценностей» – Будды, дхармы (учения)
и сангхи; далее следует церемония
испытания, когда старший монах или настоятель монастыря задает неофиту ряд
вопросов о его готовности к посвящению. В буддизме Махаяны
специальные обряды предусмотрены при принятии на себя «обетов бодхисаттвы», выражающих стремление неофита достичь
просветления и посвятить себя освобождению от страданий всех живых существ, в
т. ч. людей. В Ваджраяне (тантрическом
буддизме) добавляются сложные ритуалы вступления на разные ступени
совершенства; эти ритуалы включают в себя декламацию мантр
(магических формул), медитацию, использование сакральных предметов (таких,
так ваджра) и другие элементы. Похоронные обряды
важны уже потому, что для буддистов периоды непосредственно перед смертью и
после нее имеют огромное значение для дальнейших перерождений умирающего. На его смертном одре монахи читают тексты, говорящие
о бренности бытия и переходном характере смерти; подобная же декламация продолжается
и над телом умершего (обычно в течение трех дней). Эти практики распространены
в большинстве буддийских стран, но достигли особенной интенсивности в тибетском
буддизме, где есть специальная священная книга-«путеводитель»
души в посмертном мире – бардо (переходное состояние
между смертью и новым рождением). Ряд буддийских обрядов
непосредственно связан с главной целью – достижением просветления: таковы,
напр., медитативные и йогические практики, ритуальное
манипулирование с сакральными объектами (ваджры и
колокола в Ваджраяне), произнесение мантр (особенно в амидаизме,
школе Нитирэна, тибетском буддизме), пение
сакральных текстов или формул и т. д. В то же время большое количество народных
обрядов связаны с защитой и стяжанием благой силы, многие из которых
восходят к добуддийским местным верованиям: комплекс
ритуалов умиротворения «голодных духов» (прета), чтение
оберегающих заклинаний (паритта), магическая
«зарядка» амулетов, связывание себя специальной нитью с образом Будды,
обряды изгнания злых сил и излечения (напр., в Тибете сохранившиеся от
местной религии бон). В Китае весьма распространенным был ритуал выпуска
на волю животных, который должен был принести огромную сумму кармических заслуг тем, кто его совершает.
А.С. Агаджаняп