Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЙСКАЯ ЭТИКА – система нравственных предписаний буддизма.
Буддизм можно отнести к категории «этических религий»,
поскольку буддийская традиция породила богатейший дискурс
в области морали и праведного, должного поведения. В то же время, Б. э. нельзя
понимать в отрыве от главной цели буддизма – окончательного освобождения от
привязанности к этому миру, выходу за его пределы, а значит, и за пределы
дуализма добра и зла в его «посюстороннем», мирском
понимании. Этическая система, регулирующая поведение в этом мире в конечном
итоге не имеет самостоятельного значения, она подчинена идеалу нирваны, который
определяет содержание этики, но и, в известном смысле, отрицает ее. Центральным
понятием собственно буддийской этической системы является карма –
волевое, намеренное действие, порождающее этически позитивные или негативные
следствия, которые проявляются либо в этом, либо в последующем рождении
человека, совершившего эти действия. Карма может пониматься как совокупность
действий человека, некая сумма его заслуг (пуння),
определяющая его следующее рождение на более высокой или более низкой ступени в
мировой иерархии существ, включая небеса и преисподнюю (см. Буддийская космология).
В сущности, весь круговорот мира, сансара,
приводится в движение мириадами волевых кармических действий. Все действия выстраиваются на шкале
«добродетелей» или «грехов» по принципу соответствия или несоответствия
буддийскому Пути освобождения. Главными, корневыми грехами, привязывающими к
бесконечному колесу рождений и смертей (сансаре),
являются алчность (лобха), ненависть (доса) и заблуждение (моха); именно к этим трем сводятся в
конечном итоге все остальные формы неправедного поведения. Усилия, направленные
на преодоление этих «корней», есть Путь добродетели; окончательный отрыв от них
и есть нирвана, высшая цель буддизма. Идея Пути к нирване включает и более
позитивное, развернутое изложение буддийской этики. Путь, или Срединный Путь,
или Восьмеричный Путь есть Четвертая Благородная Истина учения (см. Буддизм).
Путь включает три составляющие: мудрость (пання,
праджня), мораль (шила) и концентрация (самадхи). Вторая составляющая как раз и может быть
развернута в этическую систему, и понятие «шила» обычно переводится как
«мораль» или «моральность». К понятию «шила» относятся три элемента Пути:
правильная речь, правильные поступки, правильный образ жизни. Во всех трех
случаях общим мотивом является отказ от алчности, ненависти и иллюзий в словах
и поступках, отказ от образа жизни, так или иначе наносящих вред окружающим
существам или связанных с нарушением этических правил. Пять главных правил
(условно говоря, «заповедей») следующие: избегать убийства живых существ; не
брать того, что не дано (иногда отождествляется с запретом кражи); избегать
чувственных излишеств (сюда включается прежде всего
недолжное сексуальное поведение, в частности прелюбодеяние); избегать ложных
речей (а также обмана вообще); избегать приема веществ, вызывающих опьянение.
Хотя эти главные правила распространяются на всех буддистов, монахов и мирян,
разница между монашеской и мирской этикой огромна. Применительно к монахам
пять главных правил интерпретируются в гораздо более строгом духе: напр.,
правило неубийства
безусловно распространяется на все живые существа, тогда как для мирянина это
прежде всего человекоубийство; правило о чувственных излишествах
интерпретируется как запрет на любые сексуальные отношения, тогда как для
мирян это в основном только прелюбодеяние. Кроме того, существуют еще десятки и даже сотни правил монашеской дисциплины, которые
добавляются к главным пяти правилам (напр., избегание
золота и серебра; отказ от твердой пищи после полудня и т. п.). Хотя эти
дисциплинарные правила, изложенные, напр., в классическом тексте «Патимоккха», нельзя отнести к собственно этическим,
они с ними тесно связаны по своему смыслу. Мирская и социальная этика в
буддийской традиции в целом прописана гораздо слабее, чем монашеская, и
[159]
есть лишь немного текстов, которые в общем
плане предписывают личную лояльность и мягкость в родственных и социальных
отношениях. Буддизм не делает сильного акцента на семейных ценностях (практически
отсутствует ритуал бракосочетания, и участие буддийских монахов в нем
минимально). Благие дела, создающие «позитивную» карму, сводятся к выполнению
главных пяти правил, и прежде всего к проявлению тех
качеств, которые соответствуют идеалу освобождения: щедрости, отказу от
излишеств (при том что богатство прямо не осуждается), преодолению эгоизма,
состраданию; эти же качества проецируются на идеал праведного правителя и
справедливой власти. Сострадание (каруна) становится
главным этическим идеалом буддизма Махаяны,
олицетворением которого служат бодхисаттвы
– совершенные существа, отложившие переход в нирвану из сочувствия к
страданиям других существ. Бодхисаттвы воплощают
особые «совершенства» (парамита); обычно речь идет о
«шести совершенствах»: щедрость, моральность (то же понятие «шила», здесь понимаемое прежде всего как верность обетам), терпение,
усилие, сосредоточенность, мудрость. Интересно, что этика бодхисаттвы, напрямую связанная с идеалом освобождения,
часто выходит за рамки не только обычной мирской, но и монашеской этики: напр.,
бодхисаттва может пойти на нарушение базовых монашеских
запретов – половых отношений, обмана и даже убийства, но только в том случае,
если эти его действия помогают другим живым существам избавиться от страданий,
страстей и неведения. В Ваджраяне (особенно
в некоторых школах тибетского буддизма) эта идея возведена в принцип религиозной
практики: подвижник выходит за рамки конвенциональной морали для достижения высшего
мистического состояния: он овладевает энергиями «греховной» страсти, чтобы
направить их на достижение спасительного бесстрастия. Впрочем, допущение «греха»
ради высшей цели позволительно только посвященным; основная масса монахов и
мирян следует общепринятому кодексу дисциплины и морали. В силу сравнительной
неразработанности мирской этики, буддизм в целом
отличается терпимостью и допускает широкий диапазон дозволенного поведения. В
частности, позиции буддизма в области биоэтики
относительно либеральны. Напр., хотя отношение к аборту в целом отрицательное,
поскольку появление новой личности (перерождение) происходит в момент зачатия,
тем не менее в силу общей установки на иллюзорность
«я» и отрицания уникального значения индивидуальной жизни, этическое
проблематика аборта утрачивает драматизм, который присущ ей в ряде других религий. Подобное же смягчение, или релятивизация,
происходит и в отношении других этических проблем, связанных с индивидуальным
выбором или ответственностью (самоубийство, эвтаназия
и др.). Буддизму чужда жесткая, абсолютистская этика; впрочем, ее нельзя
назвать и чисто утилитарной. Скорее в ее основе лежит праведный образец того,
кто следует Пути. Дух буддийской «отрешенности» придает буддийскому идеальному
поведению своеобразный стиль умиротворенности и взаимной мягкости в
отношениях между людьми.
А.С. Агаджанян