Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА – представления о прекрасном,
сформировавшиеся в рамках буддизма. Согласно завещанию Будды, строго
соблюдаемому первыми распространителями его учения, странствующими монахами-бхикшу, необходим полный отказ от всякой
обрядности и ритуалов, чтобы не отвлекать внимание от нравственных проблем и
дисциплины духа. Поэтому сам факт наличия Б. э. является в некоторой степени
парадоксальным, а главным оказывается декоративное искусство, пронизывающее все
жанры и связанное с условностью и символизацией образов. В художественных текстах
буддизма большое значение имеет образность слова, которая придает философским
абстракциям эмоциональную убедительность и достоверность. При этом существует
и характерное для всех религиозных буддийских текстов тяготение к притче,
метафоре и сравнению, поскольку, с одной стороны, нирвану нельзя
изобразить, а с другой – все содержащееся в эмпирическом мире – это лишь
иллюзия. В Б. э. предмет, явление природы или человек декоративно стилизуются, превращаясь в символ изображения или чисто
декоративный мотив. Так, кобра изображается в образе цветка или является символом
божества. Основная красота содержится в духовном начале, поэтому тот
[158]
же Будда, хотя он и изображается в
антропоморфном виде, но главное внимание уделяется не совершенным пропорциям
его тела (напротив, у него «львиный корпус», т. е. непропорционально широкие
плечи и тонкая талия), а задаче выражения признаков высшей духовной жизни. В
отличие от греческой эстетики, идеалом для которой является вечность, Б. э.
отличается релятивизмом, стремясь создать в искусстве атмосферу движения,
«мерцания жизни». Здесь главенствует принцип незавершенности (европейский
аналог non-finito), на
основе которого был построен знаменитый буддийский храм в Индонезии Борободур (7-9 вв.). Еще одна
особенность Б. э. состоит в том, что духовное возвышение человека невозможно
без созерцательного самоуглубления и творческого воображения, а потому к самому
художнику предъявляются очень высокие требования. Немалое влияние Б. э. оказала
на японское искусство. Так, ассимилировав японский театр «Но», буддизм наполнил
его своим содержанием, а под влиянием Дзэн-буддизма
(см. Чань) возникло искусство создания
«садов камней», предназначенных для сосредоточенного
самоуглубления. (См. также: Буддийское
искусство, Религия и искусство, Религия и эпос)
О.В. Суворов