Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА – представления о пре­красном, сформировавшиеся в рамках буддизма. Со­гласно завещанию Будды, строго соблюдаемому первы­ми распространителями его учения, странствующими монахами-бхикшу, необходим полный отказ от всякой обрядности и ритуалов, чтобы не отвлекать внимание от нравственных проблем и дисциплины духа. Поэто­му сам факт наличия Б. э. является в некоторой степени парадоксальным, а главным оказывается декоративное искусство, пронизывающее все жанры и связанное с условностью и символизацией образов. В художествен­ных текстах буддизма большое значение имеет образ­ность слова, которая придает философским абстрак­циям эмоциональную убедительность и достоверность. При этом существует и характерное для всех религиоз­ных буддийских текстов тяготение к притче, метафоре и сравнению, поскольку, с одной стороны, нирвану нельзя изобразить, а с другой – все содержащееся в эмпирическом мире – это лишь иллюзия. В Б. э. пред­мет, явление природы или человек декоративно сти­лизуются, превращаясь в символ изображения или чисто декоративный мотив. Так, кобра изображается в образе цветка или является символом божества. Основ­ная красота содержится в духовном начале, поэтому тот

[158]

же Будда, хотя он и изображается в антропоморфном виде, но главное внимание уделяется не совершенным пропорциям его тела (напротив, у него «львиный кор­пус», т. е. непропорционально широкие плечи и тон­кая талия), а задаче выражения признаков высшей ду­ховной жизни. В отличие от греческой эстетики, идеа­лом для которой является вечность, Б. э. отличается релятивизмом, стремясь создать в искусстве атмосфе­ру движения, «мерцания жизни». Здесь главенствует принцип незавершенности (европейский аналог non-finito), на основе которого был построен знаменитый буддийский храм в Индонезии Борободур (7-9 вв.). Еще одна особенность Б. э. состоит в том, что духовное воз­вышение человека невозможно без созерцательного самоуглубления и творческого воображения, а потому к самому художнику предъявляются очень высокие требования. Немалое влияние Б. э. оказала на японское искусство. Так, ассимилировав японский театр «Но», буддизм наполнил его своим содержанием, а под влия­нием Дзэн-буддизма (см. Чань) возникло искусство со­здания «садов камней», предназначенных для сосредо­точенного самоуглубления. (См. также: Буддийское ис­кусство, Религия и искусство, Религия и эпос)

О.В. Суворов

[159]

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz