БУДДА – Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

БУДДА – просветленное совершенное существо, а также в более конкретном смысле – Б. Шакьямуни, основатель буддизма, живший, согласно легендарной традиции, в промежутке между 6-5 вв. до н. э. в Сев. Индии. В большинстве случаев понятие Б. (просвет­ленный) ассоциируется именно с образом Б. Шакьяму­ни. Его полное имя было Сиддхартха Готама, или Гаутама (Siddhartha Gotama, личное и клановое имя), и про­исходил он из кшатрийского (княжеского) рода шакьев (Sakya). Биография Б. является центральным повество­ванием буддизма, образцом для всех буддистов, выражением основных положений буддийского учения. Собственно жизнь Б. Шакьямуни, согласно богатейшей агиографической традиции, началась в городке Капилавасту (на нынешней границе между Индией и Непа­лом). В возрасте 29 лет, глубоко растроганный увиден­ными человеческими страданиями, он тайно покидает дом и проводит шесть лет в качестве скитающегося аскета, а в 35 лет, после долгой изнурительной медита­ции под деревом бодхи, в местечке, получившем назва­ние Бодх Гая (современный шт. Бихар, Индия) дости­гает состояния бодхи (просветления) и становится про­светленным (Б.). В этот момент ему открылось знание мира, его прошлого и будущего, во всей полноте. Он возвещает миру о своем озарении, начав проповедо­вать дхарму (пали: дхамма – учение, или закон, мира). В первой же проповеди Б. изложил основы учения, со­стоящие из Четырех Благородных Истин (см. Буддизм). Последние 45 лет своей жизни он провел в поучениях, собирая вокруг себя все больше и больше учеников, вступивших в основанную им сангху (собрание, став­шее впоследствии буддийским монашеским орденом). Умер Б. в возрасте 80 лет и был кремирован в Кушинагаре (современный шт. Уттар-Прадеш, Индия). Смерть Б. трактуется всеми агиографами как достижение па-ринирваны (нирваны) – высшей цели буддизма. Жизнь Б. Шакьямуни отражена в сутрах (поучениях), где Б. предстает в человеческом облике Учителя. Исхо­дя из той роли, которую он сыграл в современной ему Индии, Шакьямуни иногда считается интеллектуаль­ным первооткрывателем, социальным реформатором и создателем новой этической системы; он «выраста­ет» из господствовавшей брахманской культуры, но во многом порывает с ней. В то же время наряду с оцен­кой его как «великого человека» описания его жизни переполнены легендарными и мифическими мотива­ми. Напр., «Джатаки» повествуют о многочисленных прошлых рождениях Б.; его зачатие, рождение, все эта­пы жизни связаны с чудесами и явлениями космиче­ского масштаба; сам Б. обладает сверхъествественными способностями; прах его после кремации превращает­ся в святые мощи, которые во всей буддийской Азии до сих пор символизируют мистическое присутствие Б. в мире. В результате Б. предстает не только как со­вершенный сверхчеловек, но и как космическое боже­ство (особенно в таких направлениях буддизма, как Махаянаначиная с 1 в. до н. э и Ваджраяна, особенно с 6 в. н. э.). Слово «Б.» не есть имя собственное, оно является духовным титулом, знаком абсолютного знания. Про­светленные существа, Б., жили до Шакьямуни и будут жить после него; каждая эра, мировой цикл, имеет «сво­его» Б., открывающего человечеству дхарму. Буддий­ские тексты говорят и о прошлых Б., и о Б. грядущего

[141]

века (Майтрея). В некоторых школах буддизма Махаяны признается, что состояние Б. достижимо для большого количества существ (бодхисаттв) или даже утверждается, что каждое живое существо есть потен­циальный Б., ибо содержит в себе «буддность» или «при­роду Б.» как некую внутреннюю просветленную сущ­ность. Если в Шакьямуни, напр., явлено конкретное, че­ловеческое «тело Б.», то у тела Б. есть и другой, космический, абсолютный аспект, воплощающий в себе его учение и его бесконечное знание и сострада­ние. В буддийском пантеоне в зависимости от кон­кретной школы или традиции титул Б. может относить­ся сразу к нескольким различным божествам, выпол­няющим разные символические функции (напр., Б. Вайрочана («просветитель»), особенно в Тибете, Непа­ле и Японии; Б. Амитабха («вечный свет»), особенно в школе Чистой Земли в Китае и Японии; Б. Ваджрасаттва («алмазное существо») в Тибете и др.). Образ Б., один из самых глубоких и значимых в мировой истории, при­нимал многочисленные формы в буддийском культе и искусстве.

А.С. Агаджанян