Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДА – просветленное совершенное существо, а также в более
конкретном смысле – Б. Шакьямуни, основатель буддизма,
живший, согласно легендарной традиции, в промежутке между 6-5 вв. до н. э. в Сев. Индии. В
большинстве случаев понятие Б. (просветленный)
ассоциируется именно с образом Б. Шакьямуни. Его
полное имя было Сиддхартха Готама,
или Гаутама (Siddhartha Gotama, личное и клановое имя), и происходил он
из кшатрийского (княжеского) рода шакьев
(Sakya). Биография Б. является центральным повествованием буддизма,
образцом для всех буддистов, выражением основных положений буддийского учения.
Собственно жизнь Б. Шакьямуни, согласно богатейшей агиографической традиции, началась в городке Капилавасту (на нынешней границе между Индией и Непалом).
В возрасте 29 лет, глубоко растроганный увиденными человеческими страданиями,
он тайно покидает дом и проводит шесть лет в качестве скитающегося аскета, а в
35 лет, после долгой изнурительной медитации под деревом бодхи, в местечке, получившем название Бодх
Гая (современный шт. Бихар, Индия) достигает
состояния бодхи (просветления) и становится просветленным
(Б.). В этот момент ему открылось знание мира, его прошлого и будущего, во всей
полноте. Он возвещает миру о своем озарении, начав
проповедовать дхарму (пали: дхамма – учение, или закон, мира). В первой же проповеди Б.
изложил основы учения, состоящие из Четырех Благородных Истин (см. Буддизм).
Последние 45 лет своей жизни он провел в поучениях,
собирая вокруг себя все больше и больше учеников, вступивших в основанную им сангху (собрание, ставшее впоследствии
буддийским монашеским орденом). Умер Б. в возрасте 80 лет
и был кремирован в Кушинагаре
(современный шт. Уттар-Прадеш, Индия). Смерть Б.
трактуется всеми агиографами как достижение па-ринирваны (нирваны) – высшей цели буддизма. Жизнь
Б. Шакьямуни отражена в сутрах
(поучениях), где Б. предстает в человеческом облике Учителя. Исходя из той
роли, которую он сыграл в современной ему Индии, Шакьямуни
иногда считается интеллектуальным первооткрывателем, социальным реформатором и
создателем новой этической системы; он «вырастает» из господствовавшей брахманской культуры, но во многом порывает с ней. В то же
время наряду с оценкой его как «великого человека» описания его жизни
переполнены легендарными и мифическими мотивами. Напр., «Джатаки»
повествуют о многочисленных прошлых рождениях Б.; его зачатие, рождение, все
этапы жизни связаны с чудесами и явлениями космического масштаба; сам Б.
обладает сверхъествественными способностями;
прах его после кремации превращается в святые мощи, которые во всей буддийской
Азии до сих пор символизируют мистическое присутствие Б. в мире. В результате
Б. предстает не только как совершенный сверхчеловек, но и как космическое божество
(особенно в таких направлениях буддизма, как Махаянаначиная
с 1 в. до н. э и Ваджраяна,
особенно с 6 в. н. э.). Слово «Б.» не есть имя собственное, оно является
духовным титулом, знаком абсолютного знания. Просветленные существа, Б., жили до Шакьямуни и будут жить
после него; каждая эра, мировой цикл, имеет «своего» Б., открывающего
человечеству дхарму. Буддийские тексты говорят и о прошлых Б., и о Б. грядущего
[141]
века (Майтрея).
В некоторых школах буддизма Махаяны признается, что
состояние Б. достижимо для большого количества существ (бодхисаттв)
или даже утверждается, что каждое живое существо есть потенциальный Б.,
ибо содержит в себе «буддность» или «природу Б.» как
некую внутреннюю просветленную сущность. Если в Шакьямуни,
напр., явлено конкретное, человеческое «тело Б.», то у тела Б. есть и другой,
космический, абсолютный аспект, воплощающий в себе его учение и его бесконечное
знание и сострадание. В буддийском пантеоне в
зависимости от конкретной школы или традиции титул Б. может относиться сразу
к нескольким различным божествам, выполняющим разные символические функции
(напр., Б. Вайрочана («просветитель»), особенно в
Тибете, Непале и Японии; Б. Амитабха («вечный
свет»), особенно в школе Чистой Земли в Китае и Японии; Б. Ваджрасаттва
(«алмазное существо») в Тибете и др.). Образ Б., один из самых глубоких
и значимых в мировой истории, принимал многочисленные формы в буддийском культе
и искусстве.
А.С. Агаджанян