А.А. Хисматулин. Суфизм. СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское востоковедение», 2008. – 192 с.
СУФИЙСКИЙ ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО
Познай свою душу и познаешь своего
Господа.
Из заповеданного пророкам
В этой главе будут
рассмотрены основные составляющие мистической практики, которые в том или ином
виде присутствовали в каждой из школ исламского мистицизма и эволюционировали
вместе с его развитием, находя своё продолжение в духовно-религиозной жизни
современных суфийских братств. Практическая сторона суфизма достаточно полно
отражена в научной литературе, поэтому освещение её здесь имеет целью лишь
проследить те же пути обретения божественного знания, трансформированные и
переосмысленные в ходе эволюции.
В целом в суфизме возможность
непосредственно познать божественное сводится к четырём вариантам.
Во-первых, это доступно
каждому, кто вёл праведную жизнь, после физической смерти, то есть когда связь
с мирской жизнью полностью обрывается, когда перестают действовать пять чувств,
ежесекундно приносящих информацию из чувственного мира и заслоняющих под её
спудом божественную суть человека, когда духовное сердце его вольно или
невольно очищается от мирских страстей, когда нет уже более плоти, постоянно
требующей поддержания её в равновесном состоянии.
107
Во-вторых, это доступно
каждому во сне, который по природе своей имеет много общего со смертью. Раз в
сутки сон временно и практически полностью прерывает общение с внешним миром,
вернее, оно перестаёт осознаваться спящим. Во сне, по словам мистиков, в
отключённом от мирского сердце проявляется некое окошечко связи с духовным миром
(ан-нисба ар-рухийа, мунасабат), благодаря чему спящий получает
возможность увидеть или познать что-то оттуда.
Символически духовное сердце
иногда уподобляют водоёму, имеющему пять внешних впадающих ручьёв и один
глубинный источник-ключ. Из-за мути и наноса, поступающих с водой внешних
ручьёв, кристально чистая вода собственного глубинного источника теряет
прозрачность и смешивается с внешней водой. Но лишь только вследствие смерти
или во сне пять внешних ручьёв перекрываются и приток мутной воды прекращается,
как он начинает заполняться чистой водой из глубинного источника.
Принципиальная разница между
состояниями сна и смерти сводится к двум основным аспектам. С одной стороны,
это временной аспект: состояние физической смерти конца не имеет, тогда как сон
заканчивается пробуждением. Мусульманская традиция обыгрывает сон, смерть и
бодрствование следующим изречением: «Все люди спят, но, умирая, проснутся».
С другой стороны, хотя спящий
и ограждён сном от прямого воздействия пяти чувств, у него остается
воображение, через призму которого в основном и воспринимается поступающая из
духовного мира информация. Поэтому знание, полученное оттуда, осознаётся либо
непосредственно, тогда у человека в момент пробуждения возникает внутренняя
уверенность в том, что произойдёт или уже произошло нечто плохое или хорошее,
либо через навеянные воображением символические образы, тогда возникает необ-
108
ходимость в толковании сна. Запоминание и
толкование снов было и до сих пор остаётся очень важной составляющей мистической
жизни суфиев, придававших информативности снов огромное значение задолго
до того, как на это обратили внимание современные психоаналитики.
Третий вариант познания
божественного представлен у пророков и у лиц, приближенных к Богу, мусульманских
«святых» – авлийа' в силу их изначальной богоизбранности. Им не
требуется ждать смерти или сна, чтобы восстановить духовную связь с божественным.
Единожды проявившись, она затем незримо и постоянно присутствует в них, как
правило, не давая им возможности жить мирской жизнью обычных людей и в то же
время обогащая жизнь последних чем-то необыкновенно большим и ценным по
сравнению с обыденными хлопотами и заботами, напоминая о том, что каждый день
является мирянину во сне и о чём он с пробуждением благополучно забывает,
отягощенный повседневностью.
Мы говорим, что они – «не от
мира сего». За этим и стоит то, с чем связана их жизнь: они ведомы другим
миром, окружены иными реалиями, влекомы другими ценностями, то есть всем тем,
на что указывают священные книги мировых религий. Они просто не могут жить
по-другому, поскольку окошко духовной связи с божественным в их сердцах,
открывшись раз, пребывает в этом состоянии постоянно и навсегда. В большинстве
своём их богоизбранность проявляется уже с младенчества, они поражают
окружающих какими-то действиями, выходящими за рамки обыденного понимания и
причисляемыми к разряду чудес. Однако иногда подобного рода явления происходят
однажды и вдруг в зрелом возрасте.
Четвёртый вариант познания
принадлежит собственно исламскому мистицизму. Суть суфийского пути познания в
общем-то весьма проста и отражена в ла-
109
коничных изречениях ему следовавших:
«Познай свою душу и познаешь своего Господа», «Истинная Ка'ба – Ка'ба сердца, а
не каменный дом» и т. п. Когда же речь идёт о реальном прохождении этого пути,
то начинающий мистик сталкивается с наработанными веками духовно-религиозными
упражнениями и психотехниками, опробованными на десятках поколений людей и
имеющими настолько серьёзные нюансы при их выполнении, что отсутствие опытного
наставника ставит под угрозу пребывание в нормальном сбалансированном
психическом состоянии идущего по суфийскому пути.
Ниже более подробно будут
рассмотрены отдельные составляющие мистической практики. Здесь же следует
обратить внимание на то, что, как и в остальных случаях, практика мистицизма всецело
направлена на установление духовной связи с божественным, на открытие окошка
этой связи во время отправления духовно-религиозных упражнений, на запоминание
явленного из того мира и на поддержание постоянной духовной связи. Другими
словами, путь суфиев – каждодневный тяжелый труд, требующий огромных душевных
и физических затрат, приложения волевых усилий, терпения и смирения, а самое
главное – он бесконечен.
Результатом установления
духовной связи является открытие внутреннего духовного видения, которое
сродни видению во сне или видению снов. Иначе говоря, проводя одну треть своей
жизни во снах, каждый человек может понять, о чём идет речь, но не может
объяснить, чем он видит во сне и как, где он более реально существует –
бодрствуя в этом мире или уходя из него в мир снов. И там и там он переживает,
страдает, умирает наконец. При этом без пищи, поддерживающей нормальную
жизнедеятельность организма, он может жить довольно долго, тогда как без ухода
в мир снов не может продержаться и
110
недели, чтобы не сойти с ума, то есть
перестать быть человеком.
Внутреннее духовное видение,
как утверждают мистики, способно не только воспринимать окружающее в его
реальном бытии, но и видеть будущие или уже происшедшие где-то далеко события,
что указывает на другое, отличное от обыденного восприятие времени и
пространства, а именно на то, которое опять-таки каждый человек переживает во
сне, мгновенно переносясь из одного места в другое, и о котором зачастую
забывает при пробуждении.
Возможность видеть еще не
происшедшие события или события, имевшие место где-то физически далеко,
суфийские наставники объясняют способностью духовного сердца, очищенного от
мирских страстей до зеркального состояния и установившего духовную связь с
божественным вкупе с Хранимой Скрижалью – Лаух ал-Махфуз. Последняя
символически понимается ими как некая зеркальная субстанция, отразившая и запомнившая
всё прошлое, настоящее и будущее нашего внешнего мира – мира, в котором
существуют такие категории времени, как вчера, сегодня и завтра. Вероятно, в современном
представлении под Хранимой Скрижалью надо понимать какое-то вневременное информационное
поле, объемлющее и отражающее в себе всё и вся.
При установлении духовной
связи с таким мировым зеркалом отражаемые в нём события, люди, их мысли и
поступки отражаются и в зеркале-сердце мистика. Качество отражения и восприятия
зависит от качества отполированности сердца и степени его очищенности от
мирских страстей. Высшая степень чистоты сердца определяется отсутствием
осознания отношения между «я» и «не-я», то есть когда мистик начинает
воспринимать весь мир в себе, а себя – разлитым во всем окружающем его. Это
состояние именуется в суфизме фана', то есть 'исчезновение',
111
'растворение', 'гибель'. Достижение фана'
является той отметкой суфийского пути, которая знаменует начало
качественно нового этапа духовного развития мистика, в связи с чем имеет смысл
рассмотреть её более подробно.
ФАНА'
В работах, посвященных исламскому
мистицизму, очень часты упоминания этого психотехнического термина. Однако
формальное раскрытие его значений и приведённое выше краткое описание, как
правило, не даёт полного представления о его сути. Хотя именно с данным
термином связаны ответы на поставленные в первой главе книги проблемы
относительно закутывания в покрывало, вселения постороннего духа в тело живого
человека, второго духовного рождения и т. д.
Вот что писал об исчезновении
в начале XII
в. имам ал-Газали после того, как привёл один из ха-дисов о
вознесении Пророка: «Пророк, мир да пребудет над ним, видел рай. Рай в
действительности нельзя увидеть, находясь в этом мире. Он же вошёл в тот мир и
исчез из этого, что было одним из видов его вознесения (ми'радж).
Исчезновение в целом
происходит двумя способами: первый – со смертью животного духа, второй – с его
разбуханием».
Итак, следуя «Доводу ислама»
(прозвище ал-Газали), можно считать, что при разбухании, вспучивании животного
духа происходит переход из материального мира в мир духовный. По ал-Газали, животный
дух отвечает за пять внешних чувств человека и за слаженное функционирование
тела в целом. Работа пяти внешних чувств засыпает информацией, приносимой
112
<<<Иллюстрация>>>
113
ими из внешнего мира, второй дух. Последний
присутствует в человеке и называется человеческим, он несёт информацию о мире
божественном. Смерть тела влечёт за собой смерть животного духа, а вместе с ним
и чувств, оставляя нетронутым дух человеческий.
С разбуханием, вспучиванием
животного духа уменьшается его плотность, он как бы расширяется и становится
проницаемым как изнутри – для человеческого духа, так и снаружи – для внешнего
воздействия. Завеса из животного духа теряет плотность и перестает быть своего
рода оболочкой, охраняющей отчасти человеческий дух от воздействий божественного
мира и одновременно служащей незримым препятствием для постижения последнего.
В такие моменты на
человеческий дух обрушивается поток информации, дотоле ему неведомой, лишая
человека возможности трезво оценить её и приводя зачастую к потере сознания
либо к сумасшествию. Всё зависит от степени расширения и проницаемости животного
духа, а также от подготовленности человека. Наиболее тренированные, сильные
духом и духовно очистившиеся способны в таких случаях покидать физическое
тело, переносясь по своему желанию в любые точки мира физического и духовного,
естественно, сохраняя при этом осознание новой реальности. Ведь не случайно
ал-Газали комментирует вознесение Пророка в рай именно разбуханием животного
духа.
Совершенно очевидно, что в
подобном состоянии Пророк получал коранические откровения, а над-язык текста
Корана – это язык, принадлежащий сходным состояниям и отражающий их. Его закутывание
в ходе ниспослания откровений преследовало, по-видимому, двоякую цель. С одной
стороны, по доисламским представлениям, оно было призвано защитить тело от влияния
вредоносных духов, для которых в подобных состояниях беззащитный человеческий
дух и тело могут стать легкой добычей. С другой – накинутое покры-
114
вало – признак общения с верховным ангелом
или с Богом, ибо для них не существует никаких преград. В последнем случае
покрывало служит знаковым элементом высокодуховной личности, находясь в ряду
таких элементов, как нимб в изображениях христианских святых.
Категории
пространства и времени
Вполне закономерно, что при
вхождении в состояние фана' меняются привычные категории пространства
и времени. Их качественное изменение зависит опять-таки от степени расширения животного
духа, потери им своей плотности, равно как и от степени очищенности
человеческого духа от мирского. Мистики подразделяют категории пространства и
времени на два основных вида – телесности и духовности, каждый из которых
делится, в свою очередь, на ряд подвидов.
Категория пространства и времени
телесности содержит три подвида.
1. Пространство плотной
телесности обладает качествами расширенности и сжатости, близости и удалённости,
хорошо известными из повседневной жизни: пока один человек не встанет, другой
не сможет сесть на его место; чтобы переместиться с места на место, надо
преодолеть какое-то расстояние.
Время плотной телесности
определяется движением планет и имеет такие характеристики, как: вчера,
сегодня, завтра, длительность, непродолжительность и т.д. В данном времени год
продолжительнее месяца, а пока не прошло вчера, не наступит сегодня, пока не
закончился сегодняшний день, не наступит завтрашний. Как и пространство, это
время обладает качествами расширенности и сжатости. В нём тоже существуют
понятия прошлого, настоящего и будущего.
115
2. Пространство тонкой
телесности отличается от предыдущего тем, что далёкое в первом становится в нём
близким, а расстояние, покрываемое в первом за месяц, во втором покрывается за
час. Однако и в пространстве тонкой телесности существуют такие понятия, как
близость и удалённость, сжатость и расширенность, ибо для перемещения с места
на место также требуется какое-то время.
Категория времени тонкой
телесности тоже, подобно пространству, отличается от времени плотной
телесности. Это время называют временем джиннов и бесов, поскольку известно,
как те за один день свершают дела, на которые у людей ушли бы десятилетия.
Это время, подобно времени плотной телесности, обладает прошлым, настоящим и
будущим. Тем не менее то, что в первом длится долго, здесь проходит быстро.
3. Категория пространства и
времени наитончайшей телесности отличается от второй категории тем, что тела
превращаются в светоформы, подобно свету от солнца, луны, звёзд, огня. Восток и
запад в этом пространстве находятся много ближе друг к другу по сравнению со
второй категорией. Ветер, например, тут отсутствует из-за его плотности.
Категория времени и
пространства духовности тоже внутри себя имеет градацию, зависящую от утончённости
и субтильности духа.
1. Первая степень утончённости
именуется нижайшей духовностью. Она свойственна ангелам, на которых возложены
земные дела и дела тех твердей, что находятся ниже уровня земли. Они отвечают
за моря и горы, представляя нижайший мир, где им определено место пребывания,
и не поднимаясь выше первого неба, ибо «нет среди нас никого без известного
места» [Коран, 37: 164].
2. Вторая степень
утончённости называется промежуточной, средней духовностью. Она представлена
116
небесными ангелами, каждый из которых
отвечает за свою сферу, отделенную от других завесами. Они тоже не вправе
покидать определённые им места.
3. Третья степень – высшая
духовность – представлена ангельскими сущностями, приближенными ко Всевышнему.
Для них от Всевышнего нет никаких завес и покрывал. Но даже им для перемещения
необходимо движение, хотя оно занимает неуловимые мгновения.
Если говорить о времени, то
потраченные тысячелетия во времени джиннов – это один вздох во времени
ангелов. Всякий, действующий в этом времени, может выполнить тысячелетнюю работу
за один миг. Однако даже здесь тысячу прошлых лет нельзя объединить с тысячей
будущих, так как они все-таки имеют свои границы. Единственным, над кем не
властно время, но кто властен над ним, является Всевышний.
К категории высшей степени
духовности относится и человеческий дух, достигший совершенства в своём
развитии. Человеческий дух превосходит по утончённости всё сотворенное. Ему нет
нужды двигаться, поскольку он оказывается в любой точке, как только пожелает.
Он, как и высшие духовные сущности, может в этом времени сделать за мгновение
тысячелетнюю работу, почему и говорят, что один вздох идущего по пути стоит
тысячелетия простолюдинов. Более того, совершенный дух в состоянии переместить
за собой и физическое тело. Именно этим состоянием объясняют суфии способность
заходить в огонь и не обжигаться, а также многие другие необычные деяния.
Переходом во временную
категорию высшей духовности объясняет суфийская традиция и вознесения
Пророка. Она же прямо называет данное состояние перехода растворением в Аллахе
(фана' фи-Ллах).
117
Второе
рождение и маргинальные состояния
В нашем языке существует
немало выражений, описывающих состояния человеческого «я» с позиций глаголов
движения и перемещения: «выводить из себя», «приходить в себя», «уходить в себя»,
«быть вне себя от чего-либо», «быть не в себе» и т. д. Иначе говоря, при
определённых эмоционально окрашенных ситуациях человеческое «я» способно
преодолевать границы физического тела, уходить из него, возвращаться в него,
пребывать вне его.
В суфизме с подобного рода
выходами из себя и пребыванием вне себя знакомы не понаслышке. Там это не
просто речевые обороты, а то, к чему следует стремиться и чему следует учиться.
Однако всё когда-то происходит впервые. Поэтому с достижением фана' связано
второе, духовное рождение мистика, при котором он становится полноценным
духовным существом, выбирается из своей физической оболочки и начинает
осознавать новую реальность. Здесь опытный шейх выступает в качестве повитухи,
принимая духовные роды и всячески способствуя им. Он в буквальном смысле слова
выводит нарождающегося из себя, после чего вправе считать вторично родившегося
своим духовным чадом (как правило, при отсутствии собственных сыновей).
В этой связи хотелось бы
выделить один очень существенный аспект, которого практически никак не
касаются исследовательские работы, посвященные суфизму. Речь идёт о
маргинальных, пограничных состояниях и о роли, которую они играют в природе, в
том числе и человеческой.
Под пограничными, или маргинальными, состояниями
я подразумеваю переход из одного состояния в другое, тот едва уловимый момент,
когда пребывание в предыдущем состоянии уже прекратилось, а следующее ещё не
полностью наступило.
118
Наглядной иллюстрацией
данного состояния может послужить всем известный и избитый пример из биологии
с утёнком, вылупляющимся из яйца. Момент, когда он разбивает скорлупу яйца и
выбирается из пространства, ограниченного этой скорлупой, наружу, определяет
его дальнейшее поведение на всю оставшуюся жизнь. Если в этот краткий миг ему
на глаза попадается какой-либо движущийся предмет, пусть даже им окажется кошка
или собака, он будет следовать за ним по пятам повсюду.
Механизм, приводящий в
действие такую поведенческую модель, известен под названием импринтинга, от
английского to imprint, что значит
'отпечатывать', 'запечатлевать'. А запуск механизма обеспечивается именно
переходом из одного состояния в другое, из одной категории пространства и
времени в другую. Информация, получаемая и отпечатывающаяся при переходе,
становится определяющей и ведущей для нового состояния.
Потрясающие примеры действия
того же импринтинга зафиксированы в поведении человека трансперсональной
психологией. Правда, она именует его по-другому, но суть остаётся той же: во
время биологического рождения при прохождении родовых путей ребёнок запоминает
всё, сопутствующее переходному периоду от внутриматочного состояния до
собственно появления на свет. У многих людей полученная информация начинает
играть определяющую роль в их дальнейшей линии поведения, становясь причиной
чуть ли не большинства психопатологических отклонений, типа некрофилии,
капрофагии, садомазохизма и т.д.
Маргинальные состояния с
использованием жертвенных животных служат одним из основных инструментов
магии и колдовства. В момент принесения в жертву животного его кровь, бывшая до
того частью живого организма, сворачивается и умирает, запоми-
119
ная информацию, закодированную в тексте
заговора или молитвы.
Тот же механизм широко
применяется в разных методических разработках, рекомендующих запомнить и
заучить определенные тексты и прочитывать их затем перед отходом ко сну и после
пробуждения.
В общественно-культурной
жизни люди сплошь и рядом сталкиваются с подобными состояниями как с обычным
явлением, скажем, отмечая Новый год и приговаривая, что как встретишь его, так
и проведёшь.
Большой фактический материал
даёт фольклор. Так, например, основой сюжета всем известной сказки об Аладдине
и лампе служит эпизод с выходом джинна из лампы и признанием его господином
того, кто способствовал этому выходу.
Примеров масса, и все они
свидетельствуют о свойстве биологических организмов запоминать информацию,
получаемую в маргинальном состоянии при смене временных и пространственных
рамок, при завершении одного цикла и начале другого. Запечатлевшаяся
информация служит затем основой для той или иной линии поведения в новой
реальности.
Возвратимся к состоянию фана'
в суфизме. Можно представить, что при участии шейха в духовном рождении
мистика первое, что воспринимает народившийся внутренним видением, – это духовная
сущность его патрона. Добавим к тому бездну новых ощущений, связанных с выходом
из физического тела. Вполне естественно, что шейх и в духовном, и в земном
обличий до конца жизни останется путеводителем, а желание повторно пережить фана',
зависимость от этого состояния станет сродни наркотической зависимости.
По-видимому, с целью
закрепления учеников за собой некоторые шейхи практиковали включение окончания
пути, то есть духовного рождения в состоянии фана', в его начало. Так, в
братстве Накшбандийа подобная инверсия пути была возведена в принцип.
120
Место
фана'
В отношении фана' мистики
разных эпох высказывали различные суждения. Одни называли это состояние
конечным этапом мистического пути, другие видели в нем только его начало. Одни
считали фана' состоянием, даруемым свыше, быстро преходящим и
скоротечным, другие же – продолжительной стоянкой мистического пути, которой
можно достичь самостоятельными усилиями. Разнице во мнениях, скорее всего,
предшествовал неодинаковый по глубине и силе охвата индивидуальный мистический
опыт, равно как и несхожесть в осмыслении этапов мистического пути.
Так, существующая триада шари'ат–тарикат–хакикат
('божественный закон–мистический путь–истина), в которой хакикат иногда
заменялся на ма'рифат ('мистическое познание'), на определённом этапе
эволюции мистицизма дополняется и конкретизируется понятиями сайр гиш-Ллах–сайр
фи-Ллах–сайр би-Ллах–сайр ан Аллах би-Ллах ('путешествие к
Аллаху–путешествие в Аллахе–путешествие с Аллахом–путешествие от Аллаха с
Аллахом').
Как первое сочетание этапов
пути, так и второе, в зависимости от смыслового наполнения названия каждого
этапа, могли меняться местами. Скажем, если под гиари'атом понимались
божественные заповеди, обязательные для выполнения всеми мусульманами, то этот
этап вставал на первое место. Если же под ним подразумевался божественный
закон, открытый Мухаммаду и понятный немногим избранным, то в триаде шари'ат
занимал не первую позицию. То же самое относится и к порядку во втором
сочетании. В целом вне зависимости от порядка расстановки терминов человеческая
жизнь для мусульманских мистиков обретает смысл через возврат к Богу и Его
познание, поэтому в их пути познания можно выделить три-четыре смысловых
этапа.
121
Первый этап – начинается от
рождения и заканчивается вступлением на мистический путь. Он подразумевает
под собой исполнение общеизвестных заповедей ислама и по сути означает «быть
мусульманином». Обычно именуется как шари'ат и может быть включён в
качестве первой части путешествия к Аллаху (сайр ила-л-Ллах).
Второй этап – собственно
мистический путь под руководством духа, шейха или того и другого вместе. Под
руководством шейха на пути обучения (сулук) он начинается с раскаяния (тауба),
содержит в себе ряд состояний и стоянок, которые необходимо последовательно
пройти, и заканчивается фана' фи-Ллах. Как правило, называется тарикат
('метод') и может служить второй частью путешествия к Аллаху.
Третий этап – начинается с бака'
фи-Ллах ('пребывание в Аллахе') и продолжается до конца земной жизни и
после неё. Он часто именуется как хакикат ('истина') или ма'рифат ('мистическое
познание') и содержит в себе несколько стадий путешествия, одна из которых,
начиная данный этап, носит название путешествия в Аллахе (сайр фи-Ллах). Последующие
стадии этого этапа суть стадии духовного роста и совершенствования духовного
существа в познании божественного мира.
БАСИРАТ
Явлением, сопутствующим
состоянию фана' и являющимся его обязательной составляющей, становится
открытие внутреннего духовного видения, именуемого в суфизме термином ал-басира
(перс, басиратп) и входящего в ряд ключевых понятий мусульманской
теологии, философии и мистицизма. В этом значении термин дважды упомянут в
Коране [12: 108; 75: 14].
122
Ожесточенные споры вокруг
понятия «внутреннее духовное видение» начались между представителями различных
школ и направлений ислама уже со второго века хиджры и были связаны с вопросом
возможности видения неантропоморфизируемого (в отличие от христианства, где
данная проблема не стояла так остро) Бога в этом или потустороннем мире.
Противники видения Бога где бы то ни было и в какой бы то ни было форме
обвиняли своих оппонентов в очеловечивании Аллаха и придании ему любых форм и
атрибутов, благодаря которым он может быть видимым. Сторонниками видения
Аллаха ставились многочисленные вопросы, касавшиеся способа видения (обычное –
глазами или духовное – сердцем), формопроявления Аллаха (человек или
божественный свет), места и времени видения (во сне, в бодрствующем состоянии,
после смерти в раю) и т.п. Для обозначения понятия «видения» на протяжении
нескольких столетий теологических споров использовались разные термины, в
которые разными школами в различное время вкладывалось значение то физического
(глазами), то духовного (сердцем) видения, то видения только в потустороннем
мире, то процесса созерцания видением или же – совокупность всех значений. Из
них наиболее часто употреблялись: ру'йа, мушахада, ибсар, лика', назар,
му'айана.
Термин ал-басира наряду
с другими также входил в число употреблявшихся в средние века для передачи
понятия «видение», однако, по-видимому, к концу XI– началу XII в. и далее благодаря теоретикам и практикам суфизма за ним
прочно закрепляется значение внутреннего духовного видения (перс, басират-и
батин). Процесс же созерцания внутренним видением стал обозначаться термином
мушахада. Согласно Абу Хамиду ал-Газали, выразившему ставшую общепринятой
в суфизме точку зрения, ал-басира представляет собой качество и
способность духовного сердца, очи-
123
щенного от мирских страстей и
отполированного до зеркального состояния, в котором существует некое окошечко
связи (рузан-и дил) с духовным миром.
Являясь основным инструментом
познания божественного мира, басират, как уже отмечалось выше в связи с
возможными вариантами непосредственного познания, может проявляться в нескольких
случаях: у каждого человека во сне, когда сердце волей-неволей очищается от
мирского и чувственного; после физической смерти, когда человек уходит из
чувственного мира; в любое время у пророков и «святых» благодаря их
изначальной богоизбранности; в определённых состояниях у суфиев.
Во всех указанных случаях
процесс созерцания внутренним видением осуществляется благодаря установлению
духовной связи между зеркально чистым сердцем и духовным миром вкупе с Хранимой
Скрижалью.
В суфизме на пути
божественного привлечения (джазба) духовная связь, реализуемая либо
непосредственно, либо через посредника-шейха, обладающего духовным
сердцем-зеркалом, непременно открывает способность к внутреннему видению и
приводит к духовному захвату божественным (тасарруф), заканчиваясь
неким экстатическим состоянием (жал). На пути обучения (сулук) разнообразными
упражнениями и приёмами добиваются тех же результатов.
Привлечение
и обучение
Рассмотренные выше варианты
пророческого призвания Мухаммада позволили заключить, что ислам адаптировал
две формы достижения и непосредственного переживания духовного знания, издавна
существовавшие в религиозных культурах. Одна из них –
124
пассивная форма избранничества, другая –
активная. Первая трансформировалась в суфизме в путь привлечения божественным –
джазба, вторая же стала путём обучения – сулук.
Джазба означает опосредствованный (через здравствующего
шейха) или прямой (персонифицированным духом) духовный захват (тасарруф) мистика
божественным, происходящий благодаря установлению между ними духовной связи во
время духовно-вербального общения (ас-сухба, перс, сухбат), при
котором он теряет собственную волю, пребывая в неконтролируемом им экстатическом
состоянии (хал) и наблюдая внутренним видением откровения божественного
мира.
Сулук – путь обучения. В отличие от пути привлечения,
который полностью определяется активными действиями духовных лиц (шейха, духа),
путь обучения характеризуется комплексом специальных психотехнических
упражнений (зикр, таваджжух, мурака-ба и др.), предлагаемых шейхом
ученику, с тем чтобы тот, овладев ими, смог воспитать в себе способность к
внутренней духовной связи, духовному захвату и прийти к практике джазба, «привлекая»
уже своих учеников. Иными словами, джазба традиционно рассматривается
как конечный этап сулука.
Основной задачей мурида на
пути обучения сулук ставится самостоятельное установление и поддержание
духовной связи (нисбат), которая осуществляется на начальном этапе
обучения через вживание в образ шейха как в высшей степени духовного существа,
для чего используются три уровня: физический, ментальный и вербальный. Первый
подразумевает повторение вслед за учителем определённой ритуальной позы, второй
– концентрацию внимания и удержание мысленного образа шейха. Третий уровень
включает в себя повтор за шейхом сакрального текста. Заканчивается ритуал
духовным рождением и приобщением му-
125
рида к духовной связи, внешне выглядящим как некое экстатическое
состояние – хал.
По характеру прохождения
мистического пути мистики подразделяются на:
а) испытывающих только
божественное привлечение (ал-маджзуб ал-муджаррад);
б) идущих по мистическому
пути (ас-салик ал-муджаррад) без божественного привлечения. Духовные и
практические усилия последних, реализуемые в каждодневных психотехнических упражнениях,
всецело направлены на поступательное движение от стоянки к стоянке с целью
установления духовной связи (ан-нисба ар-рухийа) с божественным.
Разница состоит в том, каким
образом мистик встал на путь. В первом случае толчком может послужить какое-то
событие личной жизни – трагедия, утрата чего-то очень дорогого и значимого,
тяжелая болезнь, шок, то есть в общем что-то действительно потрясшее основы
привычного мировоззрения, приведшее к переоценке ценностей и открывшее вне
зависимости от желания мистика способность каким-либо образом общаться с
духовным миром, поддерживая с ним духовную связь.
Во втором случае его
привлекает некая сила и стечение как будто бы случайных обстоятельств: видения
во сне, случайные встречи с уже зрелыми мистиками, оброненные кем-то ключевые
фразы, неожиданно попавшие в руки книги и т.п. Сия незримая сила время от
времени словно подталкивает человека к чему-то иному, отличному от
повседневной мирской суеты, всегда, однако, оставляя свободу выбора за ним.
Если мистик сознательно
принимает решение встать на мистический путь, то приходит к действующему
шейху, испрашивает у него разрешение быть его учеником и последователем, проходит
испытательный период и посвящение, после чего начинает
126
обучаться, то есть ежедневно практиковать
духовно-религиозные упражнения, направленные на установление духовной связи.
Процесс её самостоятельного установления может занять сколь угодно долгий период.
Месяц, два, три, год, пять лет... Все зависит от природных способностей, Божьей
воли и усердия ученика.
Однако отдельно обе эти
категории мистиков не являются достаточно высокими, и в действительности
реальное прохождение пути требует тесного взаимодействия методов обучения и
божественного привлечения, поскольку если в первом случае безвольно привлечённый
божественным не будет знать, как достичь того же самого результата
самостоятельно и как обучить этому, то и во втором случае не испытавший джазба
не будет наверняка знать, к чему стремиться на своём пути обучения. Поэтому
существуют ещё две категории мистиков, это мистики, сочетающие сулук с джазба
и наоборот;
в) мистики, идущие путём
обучения и непрерывно испытывающие божественное привлечение (ас-салик
ал-мутадарик би-л-джазба);
г) мистики, испытавшие
божественное привлечение и непрерывно идущие по пути обучения (ал-маджзуб
ал-мутадарик би-с-сулук).
Последнее сочетание в
прохождении мистического пути считается наиболее совершенным, так как вначале
благодаря джазба мистик видит и познаёт то, к чему он должен прийти
самостоятельными усилиями.
Духовное
общение и духовная связь
Первым шагом мистического
пути является инициация, или посвящение. В традиции наследования духу умершего
она происходит незримо для окружа-
127
ющих, в традиции наследования духовного
знания от отца к сыну она как будто бы вообще не нужна, и лишь в традиции
наследования духу живущего от учителя к ученику она сопровождается неким ритуалом
инициации. Здесь следует ещё раз напомнить, что иногда в одном лице могут совмещаться
сразу несколько традиций. Так, основатель братства Накш-бандийа – Баха' ад-дин
Накшбанд (1318–1389) был одновременно духовным сыном своего патрона, его
учеником и плюс к тому представлял традицию увай-си, приняв духовное
наследие от духа давно умершего шейха.
Инициация мистика – как духом
в традиции увай-си, происходящая либо во сне, либо в грёзах наяву, так и
здравствующим шейхом в традиции наследования духу живущего – представляет
собой интимное, глубоко внутреннее общение шейха (или духа) е неофитом (сухбат),
которое может быть вербальным, а может происходить и на невербальном,
духовном уровне. Возможен также вариант, совмещающий вербальное и невербальное
общение.
Во время инициации-сухбата вновь
посвященному конфиденциально сообщаются как коллективная, так и индивидуальная
формулы богопоминания, при этом акцентируется внимание на способе их
проговарива-ния и их значении. Основным и обязательным условием при
самостоятельной практике ставится сохранение мысленного образа шейха в памяти мурида.
Общение такого рода возникает благодаря установлению шейхом односторонней
непосредственной внутренней духовной связи между ним и муридом (нисбат).
Нисба (араб., перс, нисбат) – 'связь',
'соотношение' индивида с родом (племенем), географическим пунктом, профессией,
занятием, в связи с чем большинство мусульманских деятелей имели и имеют
«вторичное» имя-нисбу, образуемое по одной из социальных связей индивида.
128
В исламском мистицизме нисбат
означает, духовную связь (ан-нисба ар-рухийа), с одной стороны,
между здравствующим шейхом, принадлежащим к конкретной цепи духовной преемственности
(силси-ла), и поколениями почивших шейхов по данной линии, с другой –
между этим же шейхом и его учениками. Для обозначения понятия «духовная связь»
в суфизме использовался также однокоренной термин мунасабат.
Во время инициации цепь на
какое-то время замыкается на муриде, в чем и состоит духовная суть инициации.
В течение этого промежутка времени муриду демонстрируются удивительные состояния,
которыми он может впоследствии овладеть сам, но – только те, какие он способен
вынести на данный момент. Другими словами, как можно увидеть из комментариев
шейхов, ученику показывают конечную цель его обучения, чтобы он не сбился
впоследствии с пути и не принял ложное за истинное. Во время такого показа
шейх сосредоточивает, фокусирует своё внимание на ученике, который со стороны
выглядит отстранённым, ушедшим из этого мира и пребывающим где-то далеко. Он
может плакать или смеяться без видимых на то причин.
В дальнейшем все
духовно-религиозные упражнения, приравниваемые к сухбату и предлагаемые
шейхом ученику на пути обучения (зикр, хатм, рабита и др.), основной
своей целью ставят самостоятельное установление учеником духовной связи с
шейхом как воплощением божественного.
Такая связь устанавливается через область
сердца благодаря активному духовному захвату или охвату со стороны шейха (тасарруф).
После установления духовной связи мурид (или любой другой духовный
объект) всецело находится в руках шейха. Его состояние характеризуется полным
безволием и предельной искренностью в общении с шейхом, если речь идёт об
интимном, глубоко внутреннем, сокровенном общении.
129
Духовный
захват
Отчасти представить себе суть
понятия позволяют такие выражения нашего языка, как «этот фильм его захватил»,
«он был захвачен его пламенной речью» и т.п. Они передают значение полной подверженности
чему-то, всепоглощённости чем-то, когда ничто другое уже не в состоянии отвлечь
и вывести человека из этого состояния.
Психотехнический приём,
используемый шейхом для демонстрации ученику силы духовной связи, носит
название духовного захвата (тасарруф).
Тасарруф – один из важных терминов исламского
мистицизма, означающий духовный захват мистика божественным. Общие высказывания
относительно этого термина встречаются достаточно рано в суфийских сочинениях,
авторы которых понимали под ним охваченность божественным всего мирского,
воспринимаемого мистиком через духовное сердце. В случае если сердце мистика
очищено от мирских страстей, между ним и божественным устанавливается духовная
связь, благодаря которой он захватывается божественным и становится его
проводником. Дальнейшая логическая разработка термина относится к периоду
становления и расцвета суфийских братств, когда шейх, являясь посредником между
божественным и учениками и отражая в своём сердце-зеркале духовную связь, направляет
её на своих учеников, осуществляя тем самым их духовный захват.
Суть духовного захвата
сводится к тому, что Попавшего под его воздействие заполняет изнутри, как
правило, через область сердца некая сила, не контролируемая им, но
контролируемая осуществляющим духовный захват. При этом у захватываемого начинается
активное потоотделение и он пребывает как будто в тумане, плохо осознавая то,
что говорит и делает, или не осознавая вовсе. Дальнейшее усиление
130
захвата приводит к полному отключению от
окружающего мира. Если человек стоял, то через некоторое время он падает в
бессознательном состоянии.
Технически духовному захвату
предшествует мысленная концентрация (таваджжух) шейха на образе
ученика. В законченном варианте тасарруф приводит к открытию внутреннего
духовного видения, в связи с чем, наблюдая явленное из скрытого мира, ученик
абстрагируется от внешнего и объективно пребывает в экстатическом состоянии (хал).
Экстатическое состояние,
сопровождающее духовный захват, во многом близко состоянию кем-то контролируемого
наркотического опьянения. Аналогичны и последствия при неоднократном
переживании духовного захвата – неодолимое желание ещё раз испытать подобное.
Отсюда и трепетное отношение к шейху, дающему возможность повторно пережить это
состояние. Отношение, доходящее до степени богопо-читания, всепоглощающей любви
и полного ему подчинения. Истинными, бескорыстными шейхами это неодолимое
желание используется в качестве стимула для того, чтобы ученик самостоятельно
добивался подобного результата в ходе выполнения духовно-религиозных
упражнений.
Механизм, приводящий в
действие духовный захват, по-видимому, весьма отличается от механизма гипноза.
При применении последнего необходима словесная составляющая, типа: «Расслабьтесь,
вы слышите только мой голос...», тогда как при применении первого она вовсе не
обязательна. Опытным шейхам достаточно либо взять духовного партнёра за руку,
ничего ему не говоря, либо пристально посмотреть ему в глаза, либо просто
воссоздать в памяти его образ.
Самостоятельно ученик может
вызвать духовный захват на себя во время отправления определённого рода
психотехнических упражнений. Основной целью последних является установление духовной
связи с
131
патроном, для чего необходимо постоянно
мысленно удерживать его образ.
Лица, способные к духовному
захвату, подразделяются в суфизме на категории ма'зун и мухтар –
произвольно осуществляющие тасарруф в любое время, в любом месте и на
ком угодно; ма'мур – осуществляющие его по указанию свыше; маглуб –
могущие осуществлять духовный захват только в экстатическом состоянии (хал).
При применении тасарруфа могут
преследоваться различные цели, начиная от первоначального привлечения учеников
и устранения препятствий в восприятии духовным партнёром божественного и
заканчивая демонстрацией духовной силы и духовным опустошением. Берёт верх в
духовном захвате тот, у кого были или есть сильные духовные наставники и кто
пользуется их духовным покровительством.
Богопоминание
(зикр)
Для того чтобы понять, каким
образом вообще возможно установление духовной связи с божественным и что
представляет собой полировка духовного сердца до состояния зеркального блеска,
необходимо увидеть, какие составляющие включены в мистический путь и из чего
состоят каждодневные упражнения суфиев. Общими компонентами любого
конкретного пути обучения являются такие основные духовно-религиозные
упражнения, как богопоминание (зикр), рецитация канонических текстов (хатм),
концентрация внимания на духовном партнёре (таваджжух), удержание духовной
связи от вмешательства посторонних мыслей (муракаба) и некоторые другие.
В первую очередь сказанное
касается богопоминания. Строго говоря, зикр как ритуальное отправление,
132
связанное с поминанием Аллаха, может
включать в себя любые культовые действия, относящиеся как к прямому изустному
богопоминанию, так и к опосредствованному непрямому. В качестве опосредствованного
богопоминания мусульманская традиция выделяет чтение Корана – как способ освежения
памяти о Всевышнем, хаджж – как поминание Бога через посещение Его дома,
пост – как очищение сердца от плотских страстей для поминания Аллаха, и в качестве
основного для каждого мусульманина ритуального действия – комплекс камаза,
состоящего, кроме всех прочих компонентов, и из выдержек из Корана, и из
молитвенных текстов, и из формул зикра, содержащих имя Бога.
Поскольку же ритуал
пятикратной ежедневной молитвы является одним из столпов ислама, и без него
невозможно представить себе ни пост, ни хаджж, ни что-либо другое из
жизни правоверных, постольку прямому изустному поминанию Аллаха придаётся
первостепенное значение. Поэтому в исламской мистической традиции под богопоминанием,
как основным видом практики на пути обучения сулук, подразумевается
определённым образом заданное многократное произнесение абстрактных по значению
формул, содержащих в себе имя Бога (Аллаха) или его имена-атрибуты. Эти формулы,
как правило, представлены естественным и сакральным арабским языком, языком
Корана и сунны.
Заданность произнесения ведет
к превращению формул в псевдослова и определяется:
а) особыми способами
проговаривания формул;
б) скоростью проговаривания,
задаваемой либо ведущим ритуал зикра, либо задержкой дыхания, увеличивающейся
с каждым новым циклом повторов;
в) количеством повторов.
Формулы в любом из суфийских братств могут
быть как коллективными, так и индивидуальными.
133
Относительно значения, смысла и способа
произнесения последних шейхом братства конфиденциально даются разъяснения во
время инициации неофита. Зикр также может представлять собой:
а) громкое произнесение
формул (зикр-и джали);
б) тихое или мысленное про
себя произнесение формул (зикр-и хафи).
Различные комбинации
вышеприведённых факторов, составляющих заданность произнесения формул зикра,
сами формулы, а также основное подразделение зикра на тихий и
громкий являются прерогативой и служат отличительными признаками практики того
или иного братства.
Богопоминание не является
феноменом исключительно исламской мистической традиции. Аналоги этого вида
практики присутствуют во всех культурных традициях, которые, как правило,
представлены ненормативными и неортодоксальными школами и течениями. Однако
поднявшийся на исламской почве зикр как вид практики оформился исходя из
Корана и на основе традиции его рецитации вслух.
Опираясь на указания в Коране
– 2: 147, 3: 188, 7: 204, 8: 47, 13: 28, 17: 110, 18: 23/24, 29: 44, 33: 41 и
другие, – суфии изначально используют либо формулы, взятые из текста
Корана, либо формулы, применяемые в нормативной культовой практике: тасбих ('восхваление')
– Субхана Аллахи ('Хвала Аллаху'); тахлил ('единобожие') – Ла
плаха илла-л-лаху ('Нет бога кроме Аллаха'); тахмид ('благодарение-восхваление')
– Ал-хамду ли-ллахи ('Слава Аллаху'); Хува ('Он'); просто имя
Бога, то есть Аллах, и другие.
Наряду с этим, ассимилируя
локальные традиции попавших под ислам конфессий, практика зикра использует,
с одной стороны, психотехнические методы и приёмы введения в экстатические состояния,
уже наработанные этими конфессиями и эффективные для их представителей. С
другой стороны, эти конфессии,
134
в случае если сосуществуют с исламом на
одной территории, стараясь выжить в инокультурном окружении, начинают
использовать специфические элементы суфийской практики зикра, а именно
формулы зикра с включённым в них именем Аллаха. Наиболее характерное
свидетельство – дожившая до наших дней практика среднеазиатских шаманских
камланий, которые на территории распространения ислама очень часто путают с
громким богопоминанием суфиев.
Другими словами, в исламской
и околоисламской мистических практиках прослеживаются три тенденции. В
суфийских братствах можно в той или иной степени наблюдать две из них. Первая представляет
собой «консервативную» практику использования некоторыми братствами вышеприведенных
традиционно исламских формул зикра – формул, имеющих хождение в
повседневной ритуальной жизни мусульман.
Вторая тенденция заключается
в применении «де-исламизированных» формул зикра в ритуальных радениях
отдельных суфийских братств, то есть формулы зикра в них изначально
частично или полностью представлены псевдословами. (Дело в том, что любая
формула в процессе рецитации, благодаря особым способам ее проговаривания и
увеличению скорости рецитации, в конце концов становится неким набором
псевдослов.) Иначе говоря, это тенденция уйти от использования формул, несущих
в себе какое-либо значение и представленных сакральным арабским языком, к
использованию формул, представленных псевдословами и глоссолалиями и также
принадлежащих таинственному и сакральному, но уже псевдоязыку.
Скорее всего, этот феномен
можно объяснить влиянием доисламских религиозных культов и результатом
естественного отбора наиболее действенных вариантов формул. Проще говоря, зикр
из практики поминания Аллаха превращается в упражнение с единственной целью
– достижения экстатического состояния.
135
Околоисламская мистическая
практика отражает третью тенденцию, заключающуюся в «исламизации» языческих,
шаманских камланий, которые наряду со своими культовыми текстами начинают
использовать чисто исламские формулы зикра.
В суфизме основной акцент при
отправлении богопоминания ставится на степени вовлечённости и участия сердца в
проговаривании формул зикра, основанного на принципе чистоты помыслов и
искренности в процессе рецитации.
Степень вовлечённости сердца,
или, иначе, состояние полной концентрации внимания вкупе с испол-ненностью
любовью к объекту концентрации, особо оговаривается мистической традицией, при
этом учитывается то значительное количество повторов, на протяжении которых
сердце необходимо удерживать в заданном состоянии, с тем чтобы добиться
каких-либо результатов. Задача достаточно сложная, поэтому зикр по мере
овладения этим состоянием подразделяется, как правило, на четыре стадии.
Первая стадия представляет
собой нулевую степень вовлечённости сердца в этот процесс, то есть
проговаривание происходит ради проговаривания. В этом случае речь может идти
только о занятости языка произнесением божественных формул, что
предпочтительнее его занятости по другим поводам, поскольку, как бы то ни было,
язык занят служением высокому.
Вторая стадия определяется
временной вовлечённостью сердца в процесс рецитации, получаемой как результат приложения
волевых усилий. Другими словами, сердце охватывается зикром на какое-то
время благодаря волевым усилиям.
Третья стадия являет собой перманентный и
полный охват сердца зикром. При таком охвате переориентация сердца на
что-то другое очень затруднительна.
Четвертая стадия – наивысшая
стадия овладения сердца зикром, при этом сердце охвачено уже не внешней
формой зикра, но его сутью, то есть объектом поминания – Всевышним. На
этой заключительной стадии и происходит установление духовной связи с
божественным миром, который втягивает мистика в себя, поглощая его.
Рецитация
канонических текстов (хатм)
В любой конфессиональной
системе можно обнаружить и выделить те канонические тексты, которыми эта
система оперирует или на которых она базируется. Если брать монотеистические
религии, то в христианстве это Библия, в иудаизме – Тора, в зороастризме –
Авеста, в исламе – Коран и т. д. Если же речь заходит о домонотеистических
конфессиях, в этом случае такого рода тексты зачастую бытуют в устной передаче
(наговоры, заговоры, молитвы и т. п.). По-видимому, общим определяющим для тех
и других является тот факт, что эти тексты первоначально были продуцированы
представителями своих конфессий в особых, изменённых состояниях сознания, позволявших
им получать их непосредственно от потусторонних сил (Бога, ангела, духа).
Прагматический суфизм
довольно рано начинает осознавать эффективность рецитации канонических текстов
для достижения измененного состояния сознания, подобного тому, какое было у
Пророка при исходном ниспослании ему текста Корана. Однако то ли интуитивно, то
ли в целях практических мистиками из всего текста Корана отбирается для
каждодневных упражнений лишь небольшое число сур, которые, с добавлением
ритуальных формул, комбинируются ими в разных последовательностях и с разным
137
числом повторов каждой из них. Такие
комбинации сур и формул, предписанных для рецитации, получают название хатм.
Этот термин, дословно
обозначающий 'завершение', 'окончание', первоначально в применении к чтению
Корана обозначал окончание чтения всего текста Корана. Впоследствии под хатмом
начинает подразумеваться чтение любой части канонического текста.
Далее части канона
группируются и объединяются в канонические варианты, может быть, на первый
взгляд, более упрощённые, но тем не менее функционально приспособленные для
многократной повседневной рецитации. Эти варианты сгруппированных частей
канона обозначаются тем же термином хатм, но – уже как вид совершенно
отдельного упражнения. Появляются «собственные» хатмы, называемые в
честь тех, кто создал (или якобы создал) определённый хатм, задав
последовательность и количество повторов в чтении тех или иных сур из
Корана. Хатмы, согласно традиции чтения Корана, отправляются во время
ночной молитвы. В качестве примера приведу хатм некоего шейха Хамзы
Махдуми Кашмири:
ас-Салат – 1001 раз;
ал-Фатиха – 1001 раз;
ал-Ихлас – 1001 раз;
ат-Таййиба – 1001 раз;
ас-Салат – 1001 раз.
Как видно из данного хатма,
центральное место в его структуре занимает 112-я сура Корана – ал-Ихлас
('Очищение'). Начинаясь императивом Кул! ('Скажи!'), она участвует
практически во всех существующих хатмах, правда, не всегда располагаясь
в них на ключевой позиции. Считается, что воздаяние от её рецитации
эквивалентно «десяти отпущенным на свободу, рабам или, по словам других, –
одному полному хаджжу и полному малому паломничеству».
Сам факт существования такого
вида практики среди комплекса духовно-религиозных упражнений пути обучения
ведёт к постановке вполне закономерных вопросов, касающихся принципов
композиции хатма, оснований для отбора тех или иных сур и формул,
принципа определения количества повторов каждого из компонентов хатма и
т. п. Но ни создатели хатмов, ни их «пользователи» не дают каких-либо
обоснованных ответов на эти вопросы. Исключение составляют вопросы, подобные
приведенным в отношении рецитации суры ал-Ихлас.
Главная отличительная
особенность этого вида практики состоит в том, что если многократная рецитация
формул зикра приводит к превращению их в рецитируемые псевдослова, то
чтение хатма, состоящего из частей коранического текста, не допускает
такой возможности даже в принципе.
САМА'
Расширяя свои границы, ислам
в каждом конкретно взятом культурном ареале (в том числе и в собственно
арабо-семитском) сталкивается с практикой прослушивания и рецитации каких-либо
сложившихся локальных текстов – рифмованной прозы, стихов, музыки или песен с
музыкальным сопровождением, а также сопутствующими им танцами, которым он фактически
может противопоставить только рецитацию и прослушивание Корана. Такая практика
слушания получает свое название – сама'. Уже в IX в. появляются и начинают функционировать специально предназначенные
для сама' заведения – сама'хана.
Априори рецитация
канонического текста мусульман и соответственно – его прослушивание возводятся
в ранг духовно-религиозной практики, пользующей-
139
ся преимущественным правом и поощряемой
исламом. Что же касается прослушивания локальных фольклорных текстов, то в
отношении их между представителями различных школ ислама и теоретиками суфизма
возникает полемика по поводу дозволенности и недозволенности их прослушивания.
Основные претензии к сама'
возникали главным образом в связи с периодическими нарушениями размеренного
восточного образа жизни. Участники сама' становились возмутителями всеобщего
спокойствия, собирая вокруг себя толпы зевак из местных жителей, которые
наблюдали за тем, как кто-то, впадая в экстатическое состояние, рвал на себе
или на других одежду, начинал в танце кружиться вокруг своей оси, плакал
навзрыд или смеялся подобно умалишённому, выкрикивал какие-то фразы и т. д.
Пересудов и впечатлений от увиденного по завершении сама' хватало надолго.
Они же служили чуть ли не основной заменой духовно-интеллектуальной пищи для
большинства обычных людей с их размеренной жизнью. При отсутствии театров и
кино такого рода слушания с привлечением со стороны профессиональных музыкантов
и певцов превращались в народные зрелища и развлечения. Шокирующие и
приукрашенные слухи о них, естественно, доходили до официальных властей,
испытывавших всегда и везде неподдельный страх от единовременного массового скопления
людей в одном месте и пытавшихся всеми силами воспрепятствовать этому.
Защитникам сама' в
ответ на звучавшую в их адрес критику приходилось в своих теориях прибегать к
многоступенчатому подразделению сама' в зависимости от целей,
преследуемых при прослушивании, и – от вычленяемых в нём компонентов.
Последние, соотнесенные в той или иной степени с преданием, начинали
определять дозволенность и недозволенность сама' в каждом конкретном случае.
140
Несмотря на наличие многих
составляющих сама', основным критерием дозволенности этого вида практики
является слушатель, вернее, то, что он из себя представляет, или то, чем занято
его сердце. Считается, что прослушивание ритмически организованного текста не
привносит в сердце ничего нового, но возбуждает и приводит в движение уже
существующее в нём.
Поскольку именно слушатель
решает, что ему слушать, когда, где и с кем, то, принимая исходные качества
слушателя за основу в оценке дозволенности сама', защитники сама' вычленяют
в них следующие типы:
– беззаботное слушание или
слушание ради развлечения;
– слушание с порицаемыми
качествами;
– слушание с похвальными
качествами. Беззаботное слушание дозволительно как вариант развлечения,
например, в дни праздников.
Вполне естественно, что под
похвальными качествами подразумеваются, как правило, качества, определяющие
отношение слушателя к религии и Богу. Поэтому целенаправленное прослушивание,
способствующее появлению, развитию и закреплению этих качеств за слушателем,
одобряется и поощряется. Их намеренное пестование обеспечивается четырьмя видами
слушания.
1. Слушание песен и стихов
паломников, приводящее к стойкому желанию совершить хаджж, а также слушание
песен борцов за веру и стихов, читаемых на поле битвы, которые побуждают людей
к участию в войне за веру и придают им смелость.
2. Слушание траурных песен,
которое должно сопровождаться праведной скорбью и мыслями о проступках и
грехах, допущенных при исполнении религиозных заповедей.
3. Третий вид слушания
охватывает те качества, намеренное усиление которых посредством сама' счи-
141
тается дозволительным, как-то: радость по
случаю свадьбы, возвращения из странствий, рождения сына и обрезания, праздников,
встречи друзей и т.п.
4. Четвертый вид слушания с
похвальными качествами касается сама' суфиев. Поскольку их практика сама'
замешана на любви к Богу и ставит своей основной целью достижение
непосредственного контакта со скрытым миром, постольку последствия его бывают
значительнее многих формальных благодеяний. Однако основным условием
дозволенности проведения сама' даже среди самих суфиев считается
преобладание в сердце слушателя любви к Богу до такой степени, чтобы она
превалировала в нём над всем мирским. В противном случае сама' может
принести вред.
В целом суфии по
отношению к исполняемому подразделяются на две основные группы:
а) вслушивающиеся в смысл
исполняемого;
б) слушающие мелодичность и
оформленность исполняемого, невзирая на смысл.
Для первой группы характерны
различные аллегорические и символические толкования услышанного, для второй –
ассоциативная интерпретация.
Бывает так, что представители
второй группы слушают просто звучание инструмента или слушают арабские бейты,
не зная арабского. В любом случае разнообразность и вариативность интерпретаций
и тех и других зависит от степени одержимости сердца слушающего божественной любовью.
ВАДЖД
Основной своей целью в сама'
профессиональные аудиторы ставят достижение некоего экстатического
состояния, именуемого ваджд. Ваджд – собирательный термин для
экстатических состояний (ахвал) лю-
142
бого рода, возникающих в результате
прослушивания или иных внешних средств воздействия, например, танца и прыжков.
В мистической традиции, несмотря на различные суждения о природе ваджда, это
состояние принято подразделять на производное:
– от чувственных состояний (аз
джинс-и ахвал);
– от внутренних озарений (аз
джинс-и мукашафат). Путь к состоянию ваджда для начинающего лежит:
– через произвольное
понимание и интерпретацию услышанного;
– соотнесение интерпретации
услышанного со своим состоянием;
– преобладание возникшего
благодаря интерпретации состояния страха, удовлетворенности, радости, любви,
тоски, надежды и т.п.;
– частичный или полный охват
слушателя этим возобладавшим состоянием.
В этом, как считается, скрыта
величайшая опасность для начинающего, поскольку его сердце переполнено
разными чувствами, и какое из них начнёт преобладать в течение сама' ,
зависит только от толчка интерпретации слушателя. Эта интерпретация в ходе сама'
не может быть контролируема кем-то извне, так как многочисленность
фольклорных текстов и всякий раз отличное от предыдущего исполнение не дают
времени наставникам и шейхам подготовить му-рида к нужному пониманию.
Поэтому чувства, овладевающие сердцем мурида, могут быть как приемлемыми,
так и неприемлемыми.
Для того чтобы реально
представить себе состояние ваджда от чувственных состояний, читателю необязательно
искать суфийские общины. Нужно лишь посмотреть концерт какой-нибудь современной
рок-группы и обратить внимание на состояние некоторых слушателей. Многие из
них, идя на концерт, изначально уже испытывали разные чувства – радости,
печали, любви и т.д. Музыка, выступая в качестве
143
катализатора, усилила одни из них и отвела
на задний план другие. При этом каждое музыкальное произведение исполнялось
один раз. У некоторых усиление достигло апогея и переросло в ваджд: кто-то
безысходно рыдал, кто-то смеялся, кто-то непроизвольно двигался, а у кого-то в
памяти всплыли давно забытые события и связанные с ними эмоции.
Что же касается ваджда от
внутренних озарений, то он возникает у зрелых мистиков, когда им уже либо
совсем не нужно понимание текста, либо, что на самом деле лишь другая грань,
практически любой текст будет соотноситься ими с одним единственным желанием –
достичь состояния слияния с Всевышним. Это состояние, уже как минимум единожды
пережитое, ими запомненное, при последующих прослушиваниях нуждается лишь в
обновлении. Память слушателя при первом проявлении ваджда от озарений
цепляется за тот образ или то видение, которое было явлено во время состояния ваджда.
Далее слушателю достаточно воссоздать этот образ во время прослушивания любого
текста, и состояние ваджда будет обретено им вновь. Задача эта тоже не
из легких, но в сравнении с начинающим опытному аудитору уже есть от чего
отталкиваться.
Образы, за которые цепляется
память аудитора, как правило, в каждом конкретном случае индивидуальны.
Единственное, что можно о йих сказать, это то, что все они суть образы-символы (мисал),
несущие в себе смысл, явленный во время ваджда и зачастую теряемый
после него. Потеря смысла вызывает состояние неудовлетворенности и поиска, в
котором зацепкой является сам образ-символ. Так, иногда традицией оправдываются
случаи лицезрения суфиями юношей, обусловленные видением прекрасного
молодого лица во время ваджда и затем – потерей и поиском смысла, стоявшего
за этим видением.
144
В противовес слушанию стихов
и песен существует упоминавшаяся выше традиция рецитации и слушания Корана.
Суфийская литература изобилует примерами и историями о случаях вхождения в экстатические
состояния, потери сознания, даже летального исхода в результате прослушивания айатов
из Корана.
Однако, не желая ограничивать
себя практикой прослушивания только канонического текста ислама и оставляя за
собой свободу выбора, мистическая традиция отдает предпочтение фольклорным
текстам, обосновывая это неподготовленностью аудиторов к слушанию Корана и
трепетным отношением к нему. В качестве объяснения приводятся следующие
аргументы.
1. Далеко не все айаты Корана
связаны с состоянием влюбленности, характерным для суфиев.
2. Знание Корана, как правило
наизусть, и его частое цитирование не дают того эффекта, какой бывает при
однократном прослушивании незнакомого ранее текста.
3. Правила рецитации Корана
не позволяют вносить в нее какие-либо изменения или превращать ее в пение,
чего нельзя сказать об исполнении фольклорных текстов, которые каждый раз можно
исполнить по-новому. В последнем случае для аудитора не пропадает эффект новизны.
4. Рецитация и слушание
Корана исключают дополнительное музыкальное сопровождение, воздействие от
которого приводит к более значительным последствиям.
5. Иногда для усиления
определенного психического состояния слушателя требуется прослушивание нечто
такого, что было бы созвучно с этим состоянием. Если же прочитанный айат Корана
не найдет отклика в душе слушателя, то у него может возникнуть чувство
антипатии к Корану, чего допускать не следует. Более того, даже при отсутствии
антипатии аудитор может
145
соизмерить свое душевное состояние с
услышанным, искажая при этом смысл, что также недопустимо.
В целом практика сама' , будучи
настолько же популярной, насколько и спорной, в самой суфийской среде отвечала
образу жизни далеко не всех суфийских братств. Многие из них широко использовали
её наряду с иными более предсказуемыми методами введения в экстатические состояния,
другие очень осторожно относились к сама', предпочитая её избегать, а у
некоторых братств, например, турецкой Маулавийа, практика сама' и танцы
стали основой ритуала. Но и здесь к XVIII–XIX вв. сама' превращается в хорошо организованные и
отрепетированные театральные представления, рассчитанные на массового зрителя.
ТАВАДЖЖУХ
Ещё одним упражнением,
служащим для установления духовной связи на пути обучения, является концентрация
внимания, или таваджжух. Таваджжух очень часто относят к упражнению,
практикуемому исключительно со стороны шейха по отношению к ученику. Такое
представление о нем не совсем полно. Поскольку это всего лишь психотехническое
упражнение, где как орудием, так и объектом воздействия служит психика двух
партнеров, то кто-то из них, менее сильный и тренированный, станет объектом, а
другой будет в совершенстве владеть орудием. Вполне понятно, что первым, как
правило, будет ученик. Но и ученик ведь как-то и когда-то овладевает этой
техникой, становясь затем опытным шейхом. Следовательно, правильнее сказать,
что таваджжух практикуется между двумя духовными партнёрами.
Таваджжух может представлять собой как чисто
мысленное воспроизведение по памяти объекта для
146
концентрации, так и фиксирование взора или
взгляда на каком-то духовном объекте, который находится непосредственно перед
глазами. В качестве духовных объектов-партнёров для концентрации внимания могут
выступать собственное духовное сердце мистика, духовная сущность шейха, умершего
или здравствующего, текст «говорящего наставника» – Корана и вообще всё то,
что обладает духовностью.
Таваджжух может практиковаться изолированно от
других видов психотехнических упражнений или сочетаться с ними, например, с
богопоминанием и рецитацией канонических текстов.
Очень важной составляющей
духовной жизни суфиев служат посещения могил (зийара) известных
суфийских «святых» и шейхов, при этом практика таваджжуха просто
незаменима, ибо такие посещения, кроме обычного элемента почитания, содержат в
себе возможность духовного роста. Посещая могилу, мистики концентрируют своё
внимание на духовной сущности её хозяина, которого они, возможно, никогда и не
встречали в земной жизни. Его дух, по религиозным представлениям, обретается
где-то поблизости. У него можно испросить совета, оценить с его помощью своё духовное
продвижение по мистическому пути и в целом воспользоваться духовным общением с
ним для решения каких-либо задач. Именно поэтому многие сочинения суфийских
шейхов содержат подробное описание могил знаменитых мистиков и просто лиц,
отличившихся при жизни духовными подвигами.