А.А. Хисматулин. Суфизм. СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское востоковедение», 2008. – 192 с.
15
ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ СУФИЗМА
Говорите людям по степени их разумения.
Из заповеданного пророкам
Так уж повелось, что практически любая книга по суфизму, как в отечественном востоковедении, так и за рубежами отечества, начинается с зачастую спекулятивных рассуждений о происхождении термина суфи. Авторами предлагаются различные этимологические толкования от 'носящих шерстяную одежду' (от суф – 'шерсть') до 'мудрецов' (от sophos – 'мудрость'). В промежутке есть и сув – 'вода', и суффа – 'скамья', и сафа – 'чистота', и сафф – 'ряд'.
Приведённые результаты этимологических изысканий, на мой взгляд, ясно показывают, что подобного рода рассуждения мало чем способствуют пониманию сути явления, ибо чудеса этимологии не безграничны. Поэтому на сегодняшний день более или менее общепризнанным считается происхождение термина суфий от суф ('шерсть' так как одежда из шерсти, будучи тёплой и, что немаловажно, ноской, издавна являлась атрибутом аскетического и отшельнического образа жизни. Термин, обозначавший первоначально чисто внешний признак, стал, по-видимому, как это обычно бывает (ср.: 'нЪмецъ' от 'нЪмой', 'рускш' от 'русый'), функциональным и уже безотносительно к материалу носимой одежды распространился на людей, занимавшихся в мусульманской общине подвиж-
16
ничеством и духовными исканиями. Следовательно, надо иметь в виду, что суфий – это мусульманский мистик, а суфизм, или в оригинальном звучании та-саввуф, соответственно, – исламский мистицизм.
Раз мы говорим об исламском мистицизме, то следует отчетливо понимать, что сначала появляется ислам, а уж затем в его рамках – исламский мистицизм. Другими словами, суфий – это прежде всего мусульманин, то есть, дословно, 'человек, предавший себя Богу (Аллаху)' или 'покорившийся Ему', и лишь потом мистик. Что бы ни говорили о духовно-религиозной практике мусульманского мистицизма как о сложившейся в результате влияния на неё практики христианских аскетов, греческих мудрецов или индийских йогов, по определению суфий не может быть не исповедующим ислам, в противном случае его надо называть как-то иначе.
Если мы признаём, что исламский мистицизм оформляется в рамках ислама, то и духовные корни суфизма следует искать в тех же рамках. И прежде всего в личности основателя ислама – Пророка Мухаммада, в связанной с ним традиции, в среде его ближайших сподвижников и, конечно же, в откровении, ниспосланном Пророку, – Коране. Для того чтобы читатель ясно представил истоки мистической традиции, я позволю себе вкратце напомнить основные вехи становления ислама1, имеющие отношение к содержащемуся в нём корпусу духовного знания.
Итак, оглядываясь назад, на сегодняшний день можно свести основные этапы зарождения ислама к следующему.
Мухаммад до откровения – обычный человек, многий среди многих, со
своей жизнью, радостями и горестями.
_______________________________________
1 Подробнее ислам будет рассмотрен в следующей книге из серии «Мир Востока», которая будет называться «Классический ислам».
17
Мухаммад после получения первых откровений – избранный свыше посланник, передающий послание от Господа.
Коран – текст послания, ниспосылаемого через Мухаммада во время откровений; до определенного времени бытует в устной передаче.
Тафсиры – толкования на текст Корана, появляющиеся внутри мусульманской общины; вначале бытуют в устной передаче.
Хадисы – предания о ситуативных высказываниях Мухаммада, собиравшиеся мусульманской общиной; вначале бытуют в устной передаче.
Умма – мусульманская община, на первых порах состоявшая из первой жены Мухаммада, его раба Зайда, подаренного ему женой, а затем получившего вольную и усыновлённого Мухаммадом, и мальчика 'Али, отданного дядей Мухаммада ему на воспитание; умма появляется с текстом Корана, она же фиксирует его, тафсиры и хадисы.
Перечисленное выше не дает абсолютно никаких оснований утверждать, что ислам появляется на голом месте вне сферы действия других религиозных представлений. Отнюдь. Пророки появлялись и получали откровения до Мухаммада, вокруг пророков формировались общины, которые, толкуя на свой лад как откровения, так и предания о деяниях их лидеров, распространяли учение по всему миру. В таком окружении происходило становление ислама, и в данном отношении мусульманская традиция как раз мало чем отличается от других.
Что действительно удалось сделать исламу в довольно сжатые сроки – это вобрать в себя практически все традиции непосредственного получения и наследования духовного знания, существовавшие ^ существующие до сего дня в патриархальном обществе и особенно действенные в условиях родоплемен-ных отношений. Именно обработка исламом традиций
18
трансляции духовной культуры, на мой взгляд, позволила ему не только выжить в жесточайшей конкуренции с другими религиями – христианством, иудаизмом, языческим шаманизмом, но и стать одной из мировых религий. В число этих традиций в первую очередь входят:
– пассивная форма непосредственного переживания духовного знания; ведет свое происхождение в рамках ислама от Мухаммада и трансформируется в суфийской традиции как путь привлечения божественным – джазба, отсюда маджзуб – 'привлечённый, тронутый божественным';
– активная форма достижения непосредственного переживания духовного знания; происходит в границах мусульманской традиции от Мухаммада и трансформируется в суфийской традиции как путь обучения – сулук, отсюда салик – 'идущий по мистическому пути';
– наследование непосредственно пережитого духовного знания от персонифицированного духа, то есть духа умершего человека; формируется в мусульманской общине и находит широкое применение в исламском мистицизме в виде традиции увайси;
– наследование непосредственно пережитого духовного знания по принципу генетического родства, то есть от отца к сыну; формируется в мусульманской общине, начиная с четвертого праведного халифа 'Али, и даёт одно из основных ответвлений в исламе – шиизм; в традиции суфийских общин используется в качестве обоснования духовного лидерства многочисленных потомков суфийских шейхов (шейх-заде);
– наследование непосредственно пережитого духовного знания приёмным сыном (при отсутствии собственного); берёт своё начало в рамках ислама от Мухаммада и трансформируется, в частности, в цент-ральноазиатском суфизме в традицию духовного усыновления – фарзанд-и ма'нави;
19
– наследование непосредственно пережитого духовного знания от духа живущего человека его преемником-учеником; реализуется в мусульманской общине в среде первых сподвижников Мухаммада (ас-хабов) и четырёх праведных халифов, в дальнейшем служит прообразом для создания организованных суфийских общин, бинома «учитель–ученик» и сложения цепи духовной преемственности (силсила).
Не следует думать, что под сенью какой-либо из этих традиций или сразу нескольких преследовались исключительно духовные цели. Конечно же, существовали и маскировавшиеся под суфийский облик шарлатаны, и уподоблявшиеся им псевдо-суфийские общины, обосновывавшие свою деятельность той или иной традицией. Многие суфийские общины то и дело отходили от духовных устремлений, ставя своей целью устремления чисто политические и используя при этом действующие традиции. В данном отношении идеализировать суфизм – значит грешить против истины. Тем не менее всё перечисленное имеет право на жизнь и живёт до сих пор в рамках исламского мистицизма, в связи с чем целесообразно рассмотреть истоки сложения этих традиций в исламе более подробно.
МУХАММАД
Есть ли необходимость в контексте наших рассуждений выделять жизнь Пророка до получения первых откровений в самостоятельный этап? Ведь, будучи одним из многих, он ничем не выделялся среди своих соплеменников. Пробовал пасти овец, заниматься торговлей, водить караваны. То есть жил так, как того требовали социально-экономические условия его времени и общества. Появившиеся позже предания о его ранней богоизбранности, конечно, могут отражать не-
20
что неординарное, но скорее носят легендарный характер, чем фиксируют действительные факты его биографии. Сам Мухаммад не раз заявлял, что он такой же, как и другие члены общины.
Однако, по-моему, следует выделить именно этот этап, как контрастирующий с тем, что связан с жизнью Мухаммада после получения откровений. Вольно или невольно, но мусульманская традиция объективно сохранила очень немногое из того, что относилось к жизни Мухаммада до откровений. Подавляющее число хадисов связано с его высказываниями уже после того, как он стал выделяться среди соплеменников своими проповедями и появились люди, обратившие на него внимание, запомнившие его высказывания. Утрируя: кого интересовало, что сказал Мухаммад, вернувшись с пастбища или что-то удачно или неудачно продав. Никто и не пытался запоминать это. Один из многих, говорящий как все, поступающий как все, живущий как все. Судьба как у большинства в любом обществе, которое не фиксирует жизнь своих членов до тех пор, пока они не выходят за рамки категории «нормальный» и «обычный».
Другое дело, когда своими действиями кто-то начинает обращать на себя внимание, вызывая какую-либо реакцию со стороны окружающих – удивление, восторг, ненависть, осуждение и т.д. Со всей очевидностью степень внимания зависит от неординарности или необычности поведения и поступков. Если на фоне всеобщего молчания кто-то впервые выходит на улицу с обращением к народу, это выглядит необычно, к оратору прислушиваются, ему внимают. Если он выходит не один раз, вокруг него собираются, за ним следуют, его начинают чтить, он становится лидером. Но если выходить на улицу с обращением к народу стало за правило у многих, то в происходящем пропадает эффект необычности, так как уже сами выходы и обращения становятся фоном жизни общества.
21
Интерес как к ораторам, так и к их речам ослабевает, и никому уже нет дела, что представляет собой очередной глашатай истины. Они становятся «одними из». Таким образом видоизменяются сами категории «нормальный» и «обычный», меняется само общество, его культура, традиции, законы наконец.
Сам факт, что жизнь мусульманского Пророка после получения им откровений освещена традицией надёжнее, лучше и полнее, чем до них, а хадисов, относящихся к допророческому времени жизни Мухаммада, много меньше, чем связанных с пророческим периодом, позволяет заключить, что окружавшие Мухаммада люди с определённого момента начинают выделять его среди ему подобных, внимать ему и запоминать им сказанное. Иначе говоря, начинают признавать его необычность, выражавшуюся прежде всего в том, как он говорит и что; он говорит.
Жертва
Прежде чем перейти к собственно откровениям, я хотел бы обратить внимание на ряд событий, случившихся в жизни Пророка незадолго до них. Эти события, казалось бы, не имеют непосредственного отношения к откровениям, но под определенным углом зрения могли, вероятно, быть связаны с ними самым прямым образом. Их последовательность, исходя из источников, их описывающих, можно представить так:
1. Смерть годовалого сына Пророка – Касима1.
2. Последовательное рождение четырёх дочерей.
3. Ремонт Ка'бы – святилища доисламских
арабов.
__________________________________________
1 Некоторые источники указывают еще на двух сыновей, умерших в грудном возрасте, что только усиливает трагедию Пророка.
22
Лейтмотивом всей личной жизни Мухаммада становятся, как бы парадоксально это ни выглядело, не пророческие откровения, потрясшие потом весь мир, а вполне человеческое желание иметь наследника, сына. В патриархальном обществе, только воспитав сына, мужчина мог реализоваться полностью, полноправно утвердиться, продолжить свой род и т.д. Добавим к этому раннее сиротство Мухаммада, его желание любить и быть любимым; отказ дяди выдать за него свою дочь; наконец, женитьба Мухаммада на женщине старше его, до того уже дважды побывавшей замужем, то есть не являвшейся девственницей. Словом, Мухаммада не очень-то жаловали опекавшие его сородичи и, что называется, родственных душ у него фактически не было.
Женитьба на богатой вдове будто бы изменила его обыденную жизнь к лучшему, но не реализовала его душевных чаяний. Родившийся сын через год умирает. Повторные попытки дают только дочерей. Жена, видимо, поняв желание своего супруга, дарит ему юношу-раба, которого Мухаммад освобождает и усыновляет.
Но как воспринять подобные неудачи или, скорее, даже несчастье? Естественно, как гнев божеств, которые взяли в жертву его малолетнего сына и оставили его без наследника, и, вероятно, как гнев их главного божества – владыки Ка'бы. При этом неважно, умер ли он от обычной болезни или причиной смерти послужило что-то другое. В любом случае боги были разгневаны, раз они допустили смерть младенца. Скорее всего, именно поэтому мусульманская традиция приписывает инициативу в снятии с места чёрного камня при ремонте Ка'бы Мухаммаду. Ведь во время ремонта это была самая сакральная операция, личное участие в которой могло бы умилостивить владыку Ка'бы. Трудно представить, сколько прежде молился впечатлительный и эмоциональный Мухаммад, коль
23
скоро решился на такой отчаянный шаг – перенести божество.
Обратной стороной смерти сына Мухаммада является мотив жертвы, служащий обоснованием получения чего-либо от духовного мира абсолютно во всех религиях и религиозных учениях. В данном вопросе в нашем распоряжении весь русский и зарубежный фольклор. Кто-то продаёт душу Дьяволу, чтобы получить что-то материальное, кто-то должен искренне раскаяться в содеянном, кто-то вынужден претерпеть муки и т.д. Примеров масса. Прежде чем что-то получить, необходимо заплатить. Верно и обратное: заплатив, можно ожидать получения. Плата зависит от требуемого. В случае, если инициатором является просящий, оценка платы всегда субъективна – напрямую связана с оцениванием её размера самим просящим – и, как правило, занижена. Поэтому жертву могут и не принять. Если же инициатива исходит сверху, то тут расчет идёт по самым высоким меркам. Забирается самое дорогое и ценное для конкретного человека. Взамен даются душевные страдания, испытывающие его. Иначе – испытательный срок, заканчивающийся или не заканчивающийся осознанием. Один из ранних мистиков конца VIII в. Фудайл ибн Ийад (ум. 803) говорил об этом так: «Когда Бог любит своего раба, Он насылает на него беду, а когда Он любит его очень сильно, то полностью завладевает им, не оставляя ему ни семьи, ни богатства».
Похоже на то, что всю жизнь Мухаммад лелеял надежду вымолить у Бога сына беззаветным служением Ему, став первым 'покорившимся' (муслим). Но, похоронив уже после откровений еще одного родившегося младенца, к концу жизни лишился также и своего приёмного сына – Зайда. Только этим не реализовавшимся чаянием объясняется решение Мухаммада, принятое им незадолго до смерти, направить ополчение не в «горячие точки» сопротивления
24
исламу со стороны выраставших как грибы лжепророков, а туда, где был убит усыновлённый им некогда Зайд.
Вполне очевидно, что ближайшее окружение Пророка и ранняя мусульманская традиция прекрасно осознавали личную трагедию всей жизни Мухаммада. Так, например, некоторые биографы, описывая события его жизни, берут за одну из точек отсчёта год вступления в брак с первой женой, что само по себе указывает на значимость этого события. Однако впоследствии, подвергшись, по-видимому, какой-то переработке, трагедия как бы размазывается по биографии, а основной упор делается на откровениях и пророческом периоде жизни Мухаммада.
Откровения
Краеугольный момент в истории человечества – ниспослание откровений, появление нового Пророка, зарождение новой религии. Что мы о них знаем?
Существующие факты из биографии Мухаммада создают следующую последовательность событий. Через какое-то время после ремонта Ка'бы Мухаммад начинает подвергаться видениям, вслед за тем ищет место уединения, там предаётся аскетическим упражнениям, результатом которых становится явление верховного ангела, опознанного затем как Джабра'ил (Гавриил). Джабра'ил в приказном порядке заставляет читать текст, нисходящий от Господа. Спустя некоторое время текст получает имя собственное ал-Кур'ан ('Чтение'). Чтение подразумевает знание текста наизусть, а не современное чтение «по писаному» и фактически означает пропустить текст через себя, пережить его.
Вот так или приблизительно так в общих чертах выглядит цепочка событий, относящихся к передаче
25
через Мухаммада текста откровений. Однако подобное упрощённое описание со всей наглядностью указывает только на способ получения знания – непосредственное переживание, не объясняя характерных особенностей, приводящих к нему. А такие особенности есть. Именно они, на мой взгляд, помогают понять суть существовавших до ислама, бытующих наравне с ним и выросших из него мистических традиций. Словом, имеет смысл остановиться на них более детально. Итак, существующие легенды о пророческом призвании Мухаммада в целом отражают два универсальных варианта, приводящих к непосредственному переживанию духовного знания. Первый вариант – пассивный, то есть когда потусторонние божественные силы домогаются своего избранника. Второй – активный, то есть когда некто домогается божественных сил, пытаясь стать избранным ими. Пассивность и активность в вариантах достаточно условна, поскольку всё определяется наличием у человека божественной души, ведущей своё происхождение от божественного мира, имеющей с ним духовную связь и служащей возбудителем духовных устремлений человека. Не вдаваясь в детали, здесь имеет смысл отметить, что затронутый вопрос весьма не прост и в различных школах ислама он решался по-разному. С одной стороны, божественной душе дано бренное тело, и она как будто вправе быть самостоятельной в своих устремлениях. Однако, с другой стороны, индивидуальная душа происходит от Бога и, осознавая это, должна выполнять Им предначертанное, поклоняться Ему и непрестанно восхвалять Его.
Варианты пророческого призвания
Мотивация. Вполне вероятно, что мотивацией пророческого призыва, поводом к его реализации по-
26
служило, с одной стороны, естественное желание Мухаммада иметь наследника, а с другой – смерть этого наследника (или наследников) в младенчестве.
Видения. Ничего экстраординарного с точки зрения соплеменников Мухаммада в самом факте видений не было. Духовидцы были во все времена. В обоих вариантах традиция отмечает, что видениям Пророка, сопутствовали сильное сияние и свет, которые, по доисламским представлениям, предшествуют появлению духов или сопровождают его. Дабы отграничить видения Мухаммада от видений обычных духовидцев, его биографы настаивают на том, что первые были истинными и чистыми, подразумевая при этом, что вторые суть происходящие от Дьявола.
В видениях, в первом, пассивном их варианте Мухаммаду во сне внушается тяга к уединению, тогда как во втором, активном, он сам его полюбил.
Уединение. Уединение в пещере на горе Хира также, по представлениям жителей Мекки, не означало из ряда вон выходящего события, так как там, на время уходя от мирских забот, размышляли и постились те, кто хотел принять важное решение и, очистившись таким образом, освятить затем это решение обходом Ка'бы. Согласно обеим легендам, Мухаммад тоже какое-то время провел уединённо, ведя аскетичный образ жизни в пещере на горе Хира.
Призыв. Самые существенные отличия в легендах начинаются именно с призыва Мухаммада, ставшего следствием уединения. В первом, пассивном варианте троекратный приказ ангела возглашать трижды встречает отказ Мухаммада, в связи с чем мерой воздействия ангела каждый раз становится удушение будущего Пророка. Лишь на четвёртый раз Мухаммад вынужден был согласиться и повторить за ангелом текст первых айатов 96-й суры Корана.
27
Во втором варианте видений момент призыва описан только как знакомство ангела с Мухаммадом, при котором первый, обращаясь к Пророку, лишь называет себя.
Оградительные меры. Результатом ангельского призыва в обеих легендах становится испуг или даже страх Мухаммада. В первом варианте он обращается к своей жене с просьбой закутать его в покрывало. Некоторые источники добавляют к тому же просьбу полить его водой. По всей видимости, указанные меры были предприняты. Во втором – просто сообщает ей о своём опасении сделаться одним из кахгшов-духовид-цев, которых сам недолюбливал. Жена в ответ успокаивает его, говоря, что Аллах никогда не допустит этого.
Перерыв. В обеих легендах четко фиксируется перерыв во встречах с ангелом. Только в первой легенде он представлен как результат проведённых превентивных мер и промежуток успокоенности, а во второй – как период уныния, тоски, блуждания по окрестным горам и даже попытки суицида Мухаммада из-за отсутствия встреч с ангелом.
Откровения. Перерыв завершается в первом варианте повторным явлением ангела, повторным закутыванием Пророка и ниспосланием суры «Закутанный» [Коран, 74]. Во втором варианте вторичное явление ангела, по-видимому, предотвращает попытку самоубийства и завершает тем самым перерыв. В обоих случаях с вторичным появлением ангела откровения далее следуют одно за другим.
Не будет лишним еще раз напомнить, что отраженные в приведенных здесь вкратце легендах варианты пророческого призвания не являются духовным продуктом исключительно ислама. Эти варианты были лишь внесены в контекст получения пророческого откровения Мухаммадом. Оба они – издревле существующие и фигурирующие во всех религиозных традициях.
28
В качестве параллелей можно привести примеры из традиции ветхозаветных пророков, где пассивный вариант пророческого призвания представлен Моисеем, Иеремией, Ионой и некоторыми другими.
Моисей – «Моисей сказал Богу:
Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Изралевых?» [Исход, 3: 11].
Иеремия – «А я сказал:
О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод» [Книга пророка Иеремии, 1: 6].
Иона – «И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господня» [Книга пророка Ионы, 1: 3].
Примерами активного снискания пророческого дара могут служить пророки Исайя и Соломон.
Исайя – «И услышал я голос Господа, говорящего:
Кого Мне послать? И кто пойдет для нас? И я сказал:
Вот
я, пошли меня» [Книга пророка Исайи, 6: 8].
Соломон – «В Гаваоне явился Господь Соломону
во сне ночью, и сказал Бог:
Проси, что дать тебе. <...>
Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло...» [3-я Царств, 3: 5, 9].
При обращении к соответствующей литературе под соответствующим углом зрения аналогичные примеры обнаруживаются в чрезвычайном изобилии и в языческом шаманизме, который прошел через века в борьбе с монотеистическими религиями и выжил в Северной Америке, Африке, Центральной Азии и Сибири.
29
Здесь духи домогаются будущего шамана настолько, что не оставляют ему другого выбора, кроме как смириться со своей участью и начать шаманить. Человек, обладая определённой предрасположенностью, выражаемой в каких-то видениях, либо сам идёт на обучение к опытному шаману, либо уединяется и постится, дабы добиться расположения духов самостоятельно. Первый вариант наиболее типичен для Сибири, второй – для индейцев Северной Америки. Оба вместе присутствуют в Центральной Азии.
Чисто умозрительно можно предполагать, что пассивный вариант более архаичен, так как сначала должен появиться обучающий, а лишь затем обучаемый. На такие же мысли наталкивает и библейское божественное происхождение человека, когда вначале в Адама вдохнули от Духа Святого, а уж после того появился научающий Змий-искуситель, и Адам решился-таки сам отведать заветное яблоко.
Отдельно хочется обратить внимание на оградительные, превентивные меры, предпринимавшиеся Пророком во время общения с ангелом, в частности на закутывание покрывалом. Этот обычай встречается у ветхозаветных пророков (например, Моисей [Исход, 3: 6]), отмечен он и у шаманов, его или сходные с ним магические действия можно обнаружить и у представителей других религий. По многочисленным свидетельствам, доисламские арабы также прибегали к закутыванию как к средству защиты от духов. Последние при определённых условиях могли влиять, овладевать, вселяться и захватывать материальные предметы, к числу которых относится тело человека. С подобными представлениями связаны обычаи мумифицирования и сохранения тела в религиозных верованиях Древнего Египта, вера в переселение душ и т.п. Условия, приводящие к такой возможности для живого человека, будут рассмотрены ниже.
30
Выявленное выше типологическое сходство позволяет говорить о существовании двух общечеловеческих путей непосредственного переживания духовного знания, органично включенных в мусульманскую традицию – пассивного, при котором избрание происходит свыше, и активного, при котором избрания свыше добиваются. Напомню, что первый получил дальнейшее развитие в исламском мистицизме как путь привлечения (джазба), а второй – путь обучения (сулук).
КОРАН
Как известно, часть текста Корана передавалась Аллахом Пророку через Джабра'ила в приказном порядке, посредством повелений «Икра'! Кул!» ('Читай! Говори!'). Другая же часть передавалась как бы от третьего лица. Доподлинно известно, что первое откровение пришло Мухаммаду не за чашкой чая, а в каком-то измененном по сравнению с обыденным состоянии сознания. Вполне возможно, что в грезах наяву, а последние, вероятно, еще и сопровождались страхом. Версий много, однако все они сходятся в одном – в фиксации необычности состояния, которое сегодня видится как состояние мистического транса со всеми его характеристиками: наличие видений, слышание голосов извне и изнутри, ощущение страха, тяжести, насилия и т.д.
Совершенно очевидно, что при изменении психофизического состояния меняется также и язык, отражающий данное состояние. Многие, наверное, наблюдали состояния, скажем, алкогольного или наркотического опьянения, сопровождавшиеся заметными изменениями языка общения как в области лексики, так и в части грамматики. Другими словами, для
31
каждого из изменённых состояний сознания существует свой под- или над-язык, отличающийся от языка повседневного не только своей лексикой и грамматическими конструкциями, но и особой формой организации текста в целом.
Такого рода под-языки существуют в нашем быту, пытаясь с большим или меньшим успехом навязать то состояние, которое они призваны обслуживать. Ведь никто не будет отрицать, что есть язык рекламы, язык объявлений, язык поэзии и много-много других. Таким образом, получается, что в одном, допустим, русском, языке обретается некоторое количество тех же русских, но под-языков. Без сомнения, любой из них имеет свои, присущие только ему отличительные признаки, свои особенности, свою организацию текста.
Осталось сделать один шаг, чтобы признать и за священными текстами наличие этих специфических свойств. Проблема заключается лишь в одном: эти тексты, хотя они и сопровождают переживание непосредственно обретаемого знания, появляются на разных языках и не каждый день. Вполне допустимо, что организация священных текстов являет собой некий трудно постигаемый над-язык откровений. Основные трудности возникают не в лексике и грамматике, с ними, в конце концов, можно разобраться и прокомментировать, а именно в организации текста, в его внутренней структуре, в законах его жизни.
Поэтому сегодня судить о внутреннем состоянии Пророка во время откровений мы можем в основном опираясь на текст Корана. Последний – как живой свидетель из глубины веков, только вот попытки расспросить его до сих пор оказывались малоэффективными. Был исследован буквально весь текст до последней буквы, выдвинута не одна теория, обосновано не одно предположение. Однако используемые подходы привели исследователей к диаметрально противоположным выводам как относи-
32
тельно природы Корана, так и относительно хронологии в порядке ниспослания его сур.
За этими купаниями в рассуждениях и доказательствах, по-видимому, не заметили, как выплеснули и ребёнка. На мой взгляд, очевидное лежит на поверхности: тексты откровений нельзя исследовать в отрыве от человека. В противном случае препарируется оболочка: что с того, что анатом расчленит тело на составляющие органы, поймёт ли он, как оно функционирует и чем оно живет? Если с под-языками такое расчленение иногда проходит, то с над-языком, требующим вложения души, оно по определению бесперспективно. Не особенно себя затрудняя, можно выделить, скажем, для под-языка лозунга его характерные черты: «Партия – наш рулевой!», «Наша цель – коммунизм!» и т.п. Этот под-язык не надо одушевлять, он существует как бы сам по себе, броский, примитивный и всем понятный.
Священные же и подобные им тексты, молитвы например, обретают жизнь только через их переживание, наполнение их душой и жизнью. А последнее обусловлено чтением наизусть по памяти и вслух. Ведь и само слово Коран означает 'то, что следует читать'. Относительно чтения вслух следует заметить, что по всему тексту Корана, вернее, над ним проставлены мелкие паузальные значки, заменявшие в свое время современные точки, запятые и др. Основная функция этих значков сводилась к регуляции дыхания во время чтения: где-то надо сделать полный вдох, где-то неполный, где-то следует повременить со вдохом, чтобы завершить фразу.
Мало кто не пожелает признать за регуляцией дыхания удивительного свойства – способности изменять психофизическое состояние. В кабинете врача мы слышим: «Дышите глубже, расслабьтесь». То есть за глубокими вдохами должны следовать физическая расслабленность и душевный покой. Или в известной
33
басне: «От радости в зобу дыханье сперло». Здесь налицо обратный эффект: чувство радости вызвало задержку дыхания. Примеры, иллюстрирующие связь дыхания с психофизическими состояниями и наоборот, можно приумножить, всякий раз обнаруживая зависимость одного от другого: «дышать злобой», «захватить дух от чего-либо» и т. д. В йогической традиции существует целая наука, посвященная исключительно дыханию.
Коран представляет не только текст как таковой, но и – с помощью паузальных значков – тесно связанную с ним регуляцию дыхания, которая реализуется только в чтении конкретным верующим человеком. Последнее, как правило, упускается из виду. По-видимому, именно эти основные неразрывные составляющие сакральных текстов позволяют им функционировать как творящий живой организм. Недаром мусульманская традиция величает Коран «говорящим наставником», а в православной традиции есть такое выражение, как «творить молитву». С одной стороны, человек творит текст, вдыхая в него свою душу, с другой – текст организует человека по своим божественным законам, выводя его, при соблюдении определённых условий, на уровень над-языкового духовного общения.
Фиксация канона
Через некоторое время, уверовав в Единого Бога, Пророк начинает рецитировать передаваемый текст на людях – проповедовать. Незначительное сначала число последователей новой религии со временем растёт. Не подвергаются воздействию проповедей те, у кого уже есть свой канонический текст – христиане, иудеи и зороастрийцы (впоследствии некоторые из них, находясь в сфере действия исламской куль-
34
турной системы, меняют свою веру, но в основном – по прагматическим соображениям).
Объём текста Корана увеличивается вместе с количеством последователей. В конце концов происходит окончательное становление канона. Из-за отсутствия традиции записи такого рода текстов в арабской среде оформившийся уже канон первоначально письменно не фиксируется. Существуют лишь вспомогательные записи, сделанные на заменявшем в те времена бумагу материале (пальмовые черенки, бараньи лопатки, пергамент – словом, всё то, на чём можно было писать). Скорее всего, подобные записи играли роль «узелков на память», напоминая о последовательности того, что должно быть вспомнено и воспроизведено, поскольку, как представляется, традиция предполагала знание текста наизусть и устную его передачу.
Изначально так и происходит. Коран бытует только в устной форме. Появляется категория людей, владеющих большей частью текста либо полным текстом и способных рецитировать его по памяти, – хафизы. Но здесь традиция сталкивается с проблемами, ранее ей незнакомыми или не встававшими столь актуально, а именно – с разночтениями и разными вариантами произнесения ставшего уже йе $ас1о каноническим текста новой религии. Эти проблемы, обостряясь к тому же из-за уменьшения числа живущих носителей Корана, наряду с проблемами чисто политическими, ставят вопрос о письменной фиксации канона, и приблизительно через полтора десятка лет после смерти Пророка, при третьем праведном халифе – 'Усмане (644–656), текст Корана фиксируется посредством притязательного и пристрастного отбора источников-передатчиков и становится каноном йг ]иге. Именно этот отбор, получивший название «усмановской редакции», поставил одну из жирных точек в консервации духовного опыта отдельно взятого человека.
35
Через какое-то время после фиксации канона из всех возможных способов его чтения признаются правомерными семь. Появляются профессиональные чтецы Корана – мукри', кари', которые также обучаются своему ремеслу, исходя из традиции изустной передачи и имея письменный текст лишь как вспомогательный. Появляется и становится на ноги наука о рецитации Корана – 'илм ат-таджвид ал-Кур'ан.
На этом этапе можно с большой степенью уверенности утверждать, что все или практически все атрибуты произнесения ставшего каноническим текста, сопровождавшие изменённое общением с ангелом состояние сознания Мухаммада и – его последующие проповеди, были так или иначе зафиксированы традицией в семи (или – в одном из семи) способах его рецитации, разночтения коих, никак не меняя смысла, оказываются не столь значительными, как это может показаться на первый взгляд.
ТАФСИРЫ И ХАДИСЫ
Толкования к тексту Корана представляют собой тот пласт религиозных знаний, который в контексте наших рассуждений следует относить к передаваемым опосредствованно. Ведь никто не возьмётся утверждать, что тафсиры создавались сходным с Кораном образом в состоянии мистического транса. Нет, поначалу толкования к тому либо иному кораническому сюжету оформлялись, запоминались и передавались из уст в уста в среде мусульманской общины, а со временем их фиксировали обычным, всем доступным и понятным языком, в обыденном состоянии, как правило, вне какой бы то ни было рифмованной прозы. Какие-то сюжеты комментировались самим Кораном, какие-то – доисламскими священными текстами, вы-
36
сказываниями самого Пророка либо имевшими место историческими событиями. Важен тот факт, что таф-сиры вообще появлялись, а их число множилось в зависимости от появлявшихся школ и учений: шиитские, суннитские, суфийские и т.д.
Их появление, видимо, следует объяснить изначальным представлением о том, что божественный, сакральный текст не может быть понят однозначно и до конца. Есть внешнее выражение, а есть внутренний скрытый смысл, который и надо объяснить. Дальше, в зависимости от приверженности толкователя к какой-либо из традиций, проявляется его взгляд на смысл, заложенный в божественном откровении.
Бок о бок с тафсирами передаются и предания о ситуативных высказываниях Пророка – хадисы. Где-то они поясняют коранические сюжеты и входят таким образом в тафсиры, где-то образуют самостоятельный раздел знания, связанный с установлением нового взгляда на самые разные вопросы жизни и быта мусульманской общины, равно как и на те вопросы, которые не находят упоминания в Коране. Наиболее существенным является четко выраженное разграничение между ситуативными высказываниями Пророка и кораническими откровениями. Так, при том, что оставалась в силе традиция изустной передачи, никто не путает, где собственные слова Пророка, а где – переданные через него Аллахом.
Кроме того, мусульманская община выделяет хадисы в качестве второго по значимости после Корана источника знаний. Иначе говоря, признаётся тот факт, что духовное знание Мухаммада после возложения на него пророческой миссии и получения откровений несоизмеримо выше и полнее знания любого другого члена общины, то есть общение с верховным ангелом изменило духовный потенциал Мухаммада на всю оставшуюся жизнь.
37
УМА
Результатом деятельности Пророка становится опосредствование для людей божьего слова через над-язык текста Корана. Мусульманская община фиксирует его письменно. Однако из мусульман никто не в состоянии переживать его так же, как переживал Мухаммад, а следовательно, и понять в той мере, в какой понимал он. Никому не является более ангел Джабра'ил. Всё идет по ранее проторенной предыдущими пророками дорожке: непосредственный духовный опыт методично, шаг за шагом опосредствуется, консервируется и застывает. Конечно, ещё при жизни Мухаммада появляются и пытаются, следуя его примеру, объявить себя пророками другие люди. Но они уже повторяются, у них нет завершённого священного текста и, самое главное, Коран объявил, что Мухаммад – последний, «печать пророков» [Коран, 33: 40], и посему все претенденты на пророческую миссию после него – лжепророки.
Казалось бы, все должно повториться: неспособность в полной мере понять священный текст, возникающая из-за этого потребность в толкованиях, увеличение количества толкований, объединение вокруг авторитетов и разделение монолита вновь образовавшейся религии на враждующие между собой школы, течения, направления.
Всё именно так и происходит. Но наряду с этим мусульманской общине удается внести в контекст мусульманской культуры четыре традиции наследования непосредственно переданного духовного знания.
Традиция увайси
Одна из традиций наследования связана с именем йеменского современника Пророка Увайса ал-Карани
38
и получила от него своё название – увайси. О последнем точно известно, что он никогда не встречался с Мухаммадом, но унаследовал его духовный опыт. По одной из версий, это произошло после смерти Мухам-мада, по другой – еще при жизни.
Скорее всего, более типична первая версия, то есть передача духовного знания духом конкретного умершего человека, имевшего имя собственное, иначе – персонифицированным духом. В этом случае суть традиции сводится к следующему: человек при жизни переживает знание непосредственно от Бога или посланного Им ангела, предстает после своей физической смерти в раю и может передавать полученное знание живущим. Принявший подобное знание от духа умершего именуется увайси. Увайси, в свою очередь, в состоянии при жизни передавать далее пережитое знание опосредствованным путем, поэтому его преемники уже не будут считаться увайси. (Скорее всего, именно по этой причине раннемусульманская традиция полагала, что увайси не может иметь учеников.) Однако посвященный духом умершего увайси опять будет именоваться увайси. Увайси, разделённые в физическом мире смертью, не могут организовываться в суфийские общины, поскольку духовная преемственность в наследовании непосредственно обретённого когда-то знания осуществляется от духа умершего к живому.
В традицию увайси успешно влились доисламские пророки Ибрахим, Моисей и другие, а также известный среди мусульман легендарный «святой» ал-Хадир, или Хизр. Он, так же как в своё время Мухаммад, унаследовал божественное знание непосредственно от Бога, и с тех пор дух Хизра обучает ему мусульманских мистиков, которые становятся после этого увайси. Его непререкаемым именем можно внести в устоявшийся ритуал какие-либо изменения и не быть обвинённым в предосудительном нововведении (бид'ат).
39
После общения с Хизром или духом умершего увайси мистики-увсшси, как правило, слывут приближенными к Богу, или «святыми» (авлийа') и становятся ещё при жизни объектом поклонения. Со смертью их могилы превращаются в места паломничества живых.
Вторая версия предполагает передачу духовного наследия через дух ещё здравствующего, что подразумевает организацию одновременно живущих мис-тиков-увайси в общины. Однако суфийских общин, состоящих из одних увайси, в действительности не было и нет, и эту версию следует, по-видимому, рассматривать как результат смешения под одним названием увайси двух архаичных традиций: наследования духу умершего живущим человеком и наследования духу живущего человека.
Как можно предположить, судя по данному выше описанию, традиция увайси обслуживает пассивный путь непосредственного переживания божественного знания (джазба). Увайси нельзя стать по собственному желанию. Решение об этом принимается свыше, и затем Хизр или любой другой дух увайси направляются с целью передачи духовного знания богоизбранному.
Другими словами, в процессе трансляции духовного наследия есть отдающий и есть принимающий. С одной стороны, знание сверху навязывается избранному, и он становится «привлеченным божественным» (маджзуб), с другой – если дух имеет имя собственное от жизни в миру, то, принимая божественное знание от него, избранный становится не просто маджзуб, но уже обретает более высокий статус увайси.
Есть еще существенные детали, на которые стоит обратить внимание в связи с традицией увайси. Мис-тик-увайси – это мистик, отмеченный печатью богоизбранности и уже установивший незримую духовную связь с божественным, но – живущий и знающий как бы для самого себя до тех пор, пока он не
40
находит здравствующего наставника и не включается им в другую традицию передачи духовного наследия.
Скажем, он не может быть причислен к какому-либо суфийскому братству до тех пор, пока не пройдет путь формального обучения у действующего шейха конкретного братства, пока не будет включен в его цепь духовной преемственности и пока не получит от данного шейха разрешение на наставничество и самостоятельную практику. Формальность прохождения курса обучения объясняется уже установленной и действующей духовной связью с духом – представителем божественного мира.
В противном случае он так и остается мистиком-одиночкой, правда, может прослыть «святым», но никогда не может при жизни иметь действительных преемников своего духовного опыта: персонифицированный дух явился только ему, знание дано только для него, и передать его другим в рамках традиции увайси он может, лишь став бестелесным духом, то есть после своей смерти.
Как и в других случаях, традиция наследования духу умершего не является духовным продуктом самого ислама, но была внесена в него мусульманской общиной и адаптирована ею в качестве своей под названием увайси. По свидетельству источников, сами судбии-мусульмане прекрасно осознавали этот факт, именуя доисламскую традицию, предшествовавшую увайси, в частности в Центральной Азии, бурхийа, по имени её основателя Баба Бурха. Некоторые исследователи связывают последнюю традицию с буддизмом, или – с тюркскими шаманами баксы, другие соотносят Баба Бурха с ветхозаветными пророками Ибра-химом (Авраамом) или Мусой (Моисеем). Скорее всего, в африканских регионах распространения ислама типологически параллельная традиция будет звучать совершенно по-другому. Как бы там ни было, одно остается несомненным: традиция существовала до ис-
41
лама, и её характерным признаком служит отсутствие земного наставника. При этом особый акцент ставится на том, что, в отличие, скажем, от буддизма, увайси не может достигнуть своего статуса по собственной воле, прилагая собственные усилия, но всё определяется божественной волей.
Наследственная трансляция духовного знания
Самая стойкая, живучая и консервативная традиция патриархального общества, основанная на принципе генетического родства, – от отца к сыну. В исламе она ведёт своё происхождение от бывшего маленького мальчика 'Али, взятого сызмальства Мухаммадом на воспитание и ставшего в умме четвёртым праведным халифом. 'Али женится на Фатиме – одной из четырёх дочерей Мухаммада от первой жены. Дети от этого брака Хасан и Хусайн, а впоследствии их многочисленные потомки и дают шиитскую ветвь наследования духовного, а затем и тотального лидерства в общине. Потомки от браков других дочерей Пророка также начинают обладать привилегированным положением в общине.
Консервативность традиции зиждется, в первую очередь, на её древности. Практически во всех регионах распространения ислама господствовал патриархальный быт, главную роль в котором играли лица мужского пола, имевшие по сравнению с женщинами много больше прав. В число последних входило и право передачи всей полноты власти и имущества прямому наследнику мужского пола. Не подвергалась сомнению и одновременная духовно-профессиональная преемственность поколений. Издревле считалось: плоть от плоти, кровь от крови. В случае, если прямого наследника не оказывалось, то вступали в силу варианты: усыновление или наследование по мужской линии через поколение.
42
В случае с Пророком сработал как раз последний вариант, так как мальчики, рождённые от него, умерли, а приёмный сын Зайд был убит.
Традиция наследования по генетическому принципу до сих пор доминирует во многих мусульманских странах: потомков Мухаммада – саййидов можно обнаружить в любой из них; современным арабским шейхом нельзя стать, им надо родиться; в Центральной Азии категория лиц, наследующих те или иные привилегии, образует сословие ок-суяк – 'белая кость'.
Сама по себе традиция универсальна, поскольку с ней может сочетаться любой из путей обретения знания. Так, если некто в силу божественного избрания стал мистиком-увсшси и не волен при этом обучать других из-за рамок традиции увайси, то на помощь ему приходит традиция передачи наследия по генетическому принципу. Или если некто добился божественного избрания, следуя путём обучения под руководством шейха, то он тоже вправе воспользоваться указанной традицией. Его наследники при вступлении в силу этой традиции будут 'рожденными от шейха' – шейх-заде, статус коих среди соплеменников и сородичей будет вне всякого сомнения выше статуса многих.
Однако в универсальности традиции скрыта и её слабость. Ведь то, что работает для каких-то социальных благ, – наследование привилегий в обществе, определенного рода занятий, не связанных с физическим трудом, материального достатка и т. д. – в действительности весьма редко сочетается с наследованием духовного потенциала. Абсолютно не факт, что пламя раздутого когда-то от искры божьей костра будет перекидываться из поколения в поколение по наследству через кровь. Поэтому приверженность данной традиции почти всегда свидетельствует о духовной деградации мистического пути: наследникам не надо ничего делать, всё уже единожды и навсегда было сделано до них, им нужно только родиться и получить.
43
Духовное усыновление
Прообразом духовного усыновления в суфизме является, по-видимому, реальное физическое усыновление, которое в этом смысле служит производной традиции генетического наследования, поскольку усыновление происходит зачастую только тогда, когда нет собственных наследников мужского пола от законного брака. В противном случае усыновлять как будто бы незачем. Типичный пример усыновления даёт биография Мухаммада. Можно предположить, что Зайд, останься он жив, наверняка унаследовал бы всю духовную и социально-политическую власть от приёмного отца, несмотря на обозначенный в Коране отказ Мухаммаду в отцовстве (см: [Коран, 33: 40]).
При наличии общего элемента – выбора наследника, в суфизме, тем не менее, усыновление приобретает совсем иную окраску, принципиально отличаясь от усыновления обычного. Отличие заложено и определено самим названием. Сын обретается по признаку не генетического, но духовного родства, родства душ, в которых живет духовное знание. Возможно, что традиция духовного усыновления получила самостоятельное развитие в суфийской среде как оппозиция традиции усыновления обычного, а следовательно, в противовес широко распространенному генетическому наследованию. Так, например, в суфийских письменных источниках можно наткнуться на примеры духовного усыновления «святым» Хизром или не относящимся ни к какому привилегированному сословию спонтанно появившимся мистиком-увайси.
Вполне естественно, что духовному усыновлению должно предшествовать духовное рождение, только тогда чадо признаётся духовно родственным, тогда его можно выделить среди других и затем усыновить. За духовным рождением скрыта вся суть мистиче-
44
ских учений, представление о которой будет дано ниже и о которой Иисус сказал: - «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» [От Иоанна, 3: 3].
Традиция наследования духу живущего
В связи с традицией увайси упоминалась версия наследования духу живущего человека как результат смешения двух архаичных традиций под одним названием. Дело в том, что традиция наследования духу живущего человека подобно традиции увайси уходит своими корнями в глубь веков. Не требует особых доказательств тот факт, что во все времена и во всех религиях бытует связка – «учитель–ученик». Ученик сам и сознательно приходит к учителю, дабы наследовать его знания.
Когда же речь заходит о традиции наследования непосредственно пережитого духовного знания, то здесь мы не вправе рассматривать социальный статус учителя, его роль как какого-либо профессионального или даже религиозного деятеля. Мы можем говорить только и исключительно о том индивидуальном духовном опыте, который он имеет и которого может не иметь официальный служитель культа. Поскольку же подобный опыт строго индивидуален, он не подвергается никаким объективным оценкам кроме той, которую дают ему его наследующие. Иначе говоря, объективным показателем ценности подобного опыта является число последователей.
В случае профанации духовного наследования, подмены его чем-то бездуховным или духовной импотенции количество учеников стремится к нулю, а учитель достаточно быстро дискредитирует себя как духовный наставник. Если же духовная благодать учителя распространяется на его учеников, а он в со-
45
стоянии передать свой духовный опыт, то количество учеников, почитателей и последователей растет в геометрической прогрессии. Вполне очевидно, что данная традиция обслуживает активный путь стяжания божественного избрания посредством духа живущего учителя.
В только что образовавшейся мусульманской общине Мухаммад вряд ли кого интересовал как профессиональный пастух, торговец или водитель торговых караванов. А наверное у него можно было обучиться и этим родам занятий. Но к нему шли не за мирским. От него хотели унаследовать духовное. Проповедуя, Мухаммад никого не принуждал, никого не тянул силком, никого не заставлял. Он и не мог прибегать к насилию на начальном этапе своей пророческой миссии. Каждый принимал ислам исходя из внутренних личных побуждений.
После смерти Пророка умма выбирает четырёх праведных халифов и даёт пример для последующего наследования духовного знания в суфийских общинах, придерживающихся этой традиции, преемникам (халифа), каждый из которых возглавляет общину после смерти или ухода предыдущего заместителя. Количество заместителей-ха/шдба у каждого шейха может не доходить до четырёх (там, где, скажем, господствует наследственная преемственность по принципу генетического родства), а иногда и превышать это число.
В дальнейшем продолжающееся наследование пережитого духовного знания из поколение в поколение позволяет суфийским общинам создавать цепи духовной преемственности – силсила, которая практически в каждой из них возводится через одного из четырёх праведных халифов к Пророку. По степени «популярности» в цепях духовной преемственности Абу Бакр и 'Али приблизительно равны, за ними следует 'Умар и замыкает четвёрку 'Усман.
46
Принцип силсила
Говоря о традициях и традиционных культурах, необходимо выделить принцип, который позволяет видеть преемственность в традиции, то есть то, что предоставляет ей возможность функционировать на протяжении достаточно значительного временного периода. Этот принцип можно условно назвать принципом силсила, иначе – принципом цепи, где каждое из её звеньев связано как с предыдущим, так и с последующим звеном.
Принцип силсила прослеживается не только в охарактеризованных выше традициях наследования и передачи духовного знания. Его можно наблюдать и в изустной передаче хадисов от одного звена к другому, именуемой иснад, с фиксированием имён этих звеньев. Там, где надёжность хотя бы одного звена подвергалась малейшему сомнению, хадис тут же попадал в категорию сомнительных, его достоверность в значительной мере уменьшалась, а опираться на него при решении каких-либо вопросов можно было лишь в самых безысходных ситуациях, в случае отсутствия других аргументов.
Принцип силсила также обнаруживается и в именах собственных людей, когда имя звена окружают с одной стороны – имя предшественника-отца, а с другой ■– имя продолжателя рода. Так, например, в имени Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад ал-Газали ат-Туси читаем: отец Хамида, Мухаммад сын Мухам-мада из селения Газала под г. Туе, или прядильщик (газзал) из г. Туе.
Подобное явление можно увидеть в некоторых рукописях сочинений, где первое слово текста каждого следующего листа выписывали отдельно – в качестве ориентира для переписчиков и переплётчиков – за границами текста в левом нижнем углу предыдущего листа, тем самым как бы нанизывая на него по-
47
следующий лист. Такие слова именовались хафизами ('сохраняющие'), то есть служили памятками. Традиция нумерации листов появилась уже позднее.
В поздней агиографической, житийной литературе суфийских шейхов истории об их деяниях очень часто начинаются словами «передают», «рассказывают» и т.п., автор тем самым сообщает читателю, что сам он ничего не выдумывает, а только передаёт.
Другими словами, принцип силсила пронизывает насквозь всю культуру и присутствует практически во всех значимых сферах жизни мусульманского общества, связанных с трансляцией какого-либо наследия. Одновременно он уравнивает каждое из звеньев цепи, низводя его до уровня простого передатчика традиции, ничем не отличающегося от многих других, и не требует от него привносить ничего нового от себя, но в то же время придаёт ему статус носителя традиции, важного связующего элемента, определяя его место, цель жизни и, что самое главное, заставляя его отвечать условиям, при которых осуществляется трансляция.
В данной связи уместно вспомнить страхи Мухаммада сделаться кажгшож-духовидцем, последующее отождествление говорящего с ним духа с Джабра'илом – вестником для многих пророков, попытки Мухаммада на начальном этапе пророческой миссии определить свою роль всего лишь как продолжателя традиции доисламских пророков и не более того: «Я – не новшество среди посланников» [Коран, 46: 8] и т.д.
В суфизме, в его организованных формах, там, где
доминировала традиция наследования духу живущего от учителя к ученику (муршид–мурид), также
нарабатывались внешние и внутренние условия включения в цепь трансляции
духовного наследия. Это и ритуал инициации, и клятва верности, и выдача
разрешения на самостоятельную практику, и многое другое, призванное на поздних
этапах эволюции мистицизма за-
48
крепить последователей за определённым шейхом, общиной, методом и, в конечном счёте, путём.
СХЕМА ПУТЕЙ ОБРЕТЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ
Завершая эту главу, еще раз хотелось бы подчеркнуть основное. Во-первых, в целом универсальные традиции пути к непосредственному переживанию и наследованию духовного знания никогда не прерывались. Они существовали задолго до появления ислама, и они же, будучи адаптированы исламом, продолжают жить в его рамках по сей день.
Во-вторых, несмотря на то что ислам перекодирует по-своему появившиеся до него традиции, истоки исламского мистицизма следует искать в самом исламе и только в нём. Поскольку трансформация этих традиций в границах ислама предполагает несколько иное их наполнение, исходя из постулатов религии, постольку суфий прежде всего – мусульманин. Как мусульманин он признаёт Иисуса только пророком, но не Богом или богочеловеком, как мусульманин он признаёт за Мухаммадом статус «печати пророков», то есть последнего из них, как мусульманин он признаёт Коран последний из ниспосланных человечеству откровений, а потому самым верным, и т.д.
В-третьих, наряду с «исламизацией» универсальных путей к непосредственному переживанию духов-
49
ного знания и традиций его наследования и те и другие действуют независимо и параллельно, принадлежа другим религиозным системам и имея при этом свои, присущие только им особенности. Шаманизм до сих пор здравствует в исламизированной Центральной Азии и Северной Африке, индуизм и буддизм и поныне существуют бок о бок с исламом в Пакистане, Индии, Китае и других странах, а христианство и иудаизм соседствуют с ним практически повсюду.
И наконец, в-четвёртых, нельзя упускать из виду опосредствованный путь передачи духовного знания, развивавшийся в рамках ислама и вылившийся в многообразие школ и учений. Так или иначе, носители непосредственно полученного знания формально причислялись к какой-либо школе либо внешне придерживались какого-либо учения.