Древнекитайская философия. Эпоха Хань. – М.: Наука. Главная
редакция восточной литературы, 1990. –523 с.
Синь
лунь
«Синь лунь» («Новые
суждения») – философский трактат, принадлежащий известному китайскому
философу-материалисту Хуань Таню (
Хуань Тань – автор
многих произведений; наибольшую известность получил «Синь лунь», где он изложил
свои взгляды на природу, общество и человеческую жизнь. В своем трактате Хуань Тань отстаивал
рационалистический взгляд на природу, выступал против широко распространенных в
его время мистики и суеверий.
В целом виде трактат Хуань Таня не сохранился; он дошел до нас в виде
фрагментов, приводимых авторами других сочинений. В частности, публикуемый
ниже фрагмент «Форма и суть» мы находим в трактате «Хун
мин цзи», принадлежащем Сэн-юю
(445–518).
Перевод
сделан по тексту, помещенному в хрестоматии «Избранные материалы по истории
китайской философии (период двух Хань)» (т. 1. Пекин, 1960).
Е. П. Синицын
Форма и суть
Однажды я навестил Ду Фана1, бывшего
начальника уезда Чэнь2 из одной со мной области, и застал его за
чтением книги Лао-цзы. Он сказал: «Лао-цзы безмятежностью и скромностью воспитывал свою
природу и добился того, что прожил несколько сот лет3; если ныне
следовать его Пути, то можно ли прожить так долго?» Я ответил ему: «Хотя [бывают похожи люди], но их наклонности, природа и
способности различны; есть [люди] по своим свойствам сильные и слабые, крепкие
и хилые.
221
Если опекать и воспитывать их, когда
используешь, то можно кое-чего добиться. Это не то, что одежда, обувь или
утварь, о которых заботятся, чтобы они долго
оставались в первоначальном виде».
Рядом с ним я увидел
конопляную свечу, обгоревшая часть ее свисала на один чи.
Я, воспользовавшись этим примером, сказал: «Дух находится в теле, как огонь
пылает в свече. Если правильно следить за ней и поворачивать ее по мере
продвижения огня, то огонь не погаснет, пока не сгорит вся свеча. Если нет
свечи, то один огонь не может действовать в пустоте, не может и зола запылать.
Зола похожа на старика – зубы выпали, волосы седые, мускулы и плоть увяли и
засохли, и дух не может сделать так, чтобы они снова увлажнились. Когда [такое
состояние охватывает человека]и внутри и снаружи, то
дыхание кончается и наступает смерть, подобно тому как и огонь и свеча иссякают
вместе. Если человека одолевают беды, несчастья, болезни, но он не получает
поддержки и хорошего врача, то его может постичь преждевременная смерть. А раз
он умрет, то его мускулы, плоть, жилы и кости подобны огню, который колеблется
на ветру и не получает ни помощи, ни поддержки, а идет к гибели, хотя и жира
[в свече] еще хватает, и ствол ее еще длинен».
Однажды ночью я сидел за
вином, а в комнате горела конопляная свеча. Свеча обгорела наполовину и
собиралась погаснуть совсем. Я сказал себе: «Посмотри повнимательнее». И увидел, что ее поверхность покрыта
трещинами и бугорками. Я поправил ее и повернул, и огонь снова стал распространяться
и разгораться. Вот так и человеческое тело бывает ущербным и надломленным, но
если ему вовремя помочь и хорошенько поддержать его, то оно сможет жить
дальше.
К тому же точно так же, как
человек не осознает, когда он начинает жить, старик, готовящийся к смерти, сам
не знает, когда это случится. В глубочайшей древности, в эпоху спокойствия и
гармонии, люди от рождения обладали красотой и благополучием; все они были
крепкими, сильными и долголетними, все умирали примерно в столетнем возрасте.
Смерть наступала незаметно, как сон. Это было похоже на то, как плоды и зерна
сами падают, когда становятся перезрелыми.
Последующие поколения
столкнулись со слабостью, бедностью и вредоносными ци. Жениться и выходить замуж стали в неподходящем
возрасте, тяжкие труды и страдания стали чрезмерными. Вот почему и сами люди, и
их дети – все пострадали от этого. Их жилы, кости, кровь и дух перестали быть
прочными и сильными, так что многие стали умирать преждевременно, в молодых или
средних летах. Они умирали после болезней, страданий и печалей, поэтому каждый
скорбел о смерти и страшился ее, считая смерть величайшим несчастьем.
Некогда циский
Цзин-гун4, восхищаясь своим
государством
222
и наслаждаясь своим благополучием, говорил:
«Вот если бы с древних времен не было бы смерти, то
каково бы это было?» Янь-цзы5 сказал [на это]: «Верховный владыка установил, что кончина человека
– это хорошее дело. Для человеколюбивого это отдохновение, для
нечеловеколюбивого это полное уничтожение». А ныне не стремятся проявлять
усердие в ежедневном обучении, чтобы стать понимающим человеком и таким путем
упрочить свое положение и добиться известности. Наоборот, жаждут только выгоды
и долгой жизни. Но усиленно добиваться долголетия и прибавки себе годов – это
такое заблуждение, с которым ничего нельзя поделать.
Кто-либо может возразить:
«Боюсь, что сравнивать свечу и огонь с формой и сутью – значит обращать
внимание лишь на кажущееся сходство, но на самом деле это не так. У нынешних
людей мускулы и кожа с возрастом трескаются и портятся, но они же и сами исцеляются,
пока находятся в движении кровь и дыхание. А вот если свеча израсходуется или
испортится, то, хотя огонь и находится в ней, она не может снова стать целой.
Отсюда видно, что рождение и рост определяются духовными силами, а горящая
свеча не может сама восстановиться, в этом-то вся разница. Как же можно искать
тут сходства?» На это следует ответить: «Пламя поднимается с верхушки [свечи],
а духовные силы пронизывают все тело человека, постепенно исходят изнутри и
сливаются с наружным либо исходят из наружного и проникают внутрь. Им ни в
коем случае нет нужды исходить лишь с верхушки. Сравните это с алым пламенем от
пылающего древесного угля. Если плеснуть на него водой, то оно немного угаснет,
но потом возродится. Это похоже на то, как в человеке кровь и дыхание дают
жизнь и рост мускулам и плоти. А если посмотреть, что ожидает их в конце, то
одно становится прахом, а другое – золой. Почему же их нельзя сравнивать?»
В другой раз я провел ночь за
беседой с Лю Боши6,
и у нас горел масляный светильник. Масло в светильнике подошло к концу, фитиль
обгорел, побледнел и собирался погаснуть. Желая быть понятым Лю Боши, я указал на него
и сказал, что человеческая дряхлость и старость похожа на этот поблекший
светильник. И еще я повторил старый рассказ о горящей конопляной свече»
Боши сказал: «Если светильник или свеча
угасают, то нужно добавить масла в светильник или сменить свечу. А если человек
стареет и дряхлеет, то здесь нельзя найти замены, чтобы продолжить жизнь».
Мой ответ был таков: «Человек
определяется от рождения принадлежащими ему формой и
телом, точно так же как светильник и свеча. Но когда они полностью иссякнут,
как они могут сами подбавить [себе масла] или смениться? Чтобы подбавить
[масла] или сменить их, нужен человек. А угасание человека зависит от Неба, и
Небо, вероятно, может сделать ему
223
другие [органы]. Если его мускулы, кости,
кровь и дыхание крепки и сильны, то его форма и суть
поддерживают друг друга и жизнь длится долго. А если они с изъяном, то [форма и
суть] ломаются и портятся, подобно тому как огонь
бывает медленным или быстрым в зависимости от того, много или мало масла [в
светильнике], длинна или коротка свеча. Нельзя желать, чтобы светильники и
свечи самостоятельно подбавляли себе [масло] или сменялись бы, но если с боков
[светильника] собрать масло и намочить им верхушку [фитиля], если повернуть
ствол [свечи] так, чтобы огню было спокойно, то они снова станут яркими.
Однако если иссякло все под корень, то нечему будет разгораться.
Из людей, которые ныне
заботятся о себе, кое-кому удастся возродить выпавшие зубы, заставить почернеть
поседевшие волосы, сделать мускулы и цвет лица снова светлыми и лоснящимися,
но это все равно что собирать остатки масла [в светильнике]
и поворачивать свечу. Когда же наступает предел жизни, остается только умереть.
Кто разумен, тот знает, чего нельзя требовать, поэтому и сам не прилагает к этому усилий Кто глуп, тот обманывает себя и
стремится изо всех сил «добавить масла и сменить свечу», в этом он безостановочен и не знает отдыха. Трава, деревья и «пять
хлебов» растут из земли благодаря силам инь и ян. Когда они вырастают большими и дают
плоды, то плоды опять уходят в землю и могут впоследствии прорасти.
Точно так, как у людей, птицы, животные и насекомые рождают себе подобных от связи
женских и мужских особей. То, что родилось, растет; то, что
выросло, стареет; то, что состарилось, умирает – это похоже на смену четырех
времен года. И желать изменить свою природу, желать идти по иному Пути –
это такое заблуждение, с которым ничего нельзя поделать».