Фэн Ю-Лань Краткая история китайской философии. -М: Евразия, 1998. -374 с.
ГЛАВА
XXVI
НЕОКОНФУЦИАНСТВО:
ШКОЛА «УЧЕНИЕ О СЕРДЦЕ – СОЗНАНИИ»
Как мы помним, у истоков
школы Лу-Вана, или «синь сюэ», «учение о сердце – сознании», стоял Чэн Хао. Затем его
идеи развивал Лу Цзю-юань, а завершил – Ван Шоу-жэнь (Ван Ян-мин). Лу
Цзю-юань родился в провинции Цзянси. Он и Чжу Си были друзьями, несмотря на то,
что оба придерживались весьма различных философских взглядов. Их устные и
письменные дискуссии по основным философским проблемам вызывали в то время
огромный интерес.
Концепция сознания Лу Цзю-юаня
И Лу Цзю-юань, и Ван Шоу-жэнь
утверждали, что убедились в истинности своих идей, достигнув внезапного
просветления. Рассказывают, что однажды Лу читал древнюю книгу и столкнулся с
двумя иероглифами – юй и чжоу*. Комментатор отметил: «"То,
что составляет четыре направления компаса вместе с тем, что наверху и внизу,
называется юй. То, что составляет прошлое, настоящее и будущее,
называется чжоу". Тогда Лу Цзю-юань внезапно достиг просветления и
сказал: "Все дела, свершающиеся в космосе, свершаются во мне самом; все,
что свершается во мне самом, суть все дела космоса"» («Лу Сян-шань цюань
цзи», или «Полное собрание Лу Сян-шаня», цз. 33). По другому случаю он заявил:
«Космос – это мое сознание, а мое сознание – это космос» (там же, цз. 36).
Если Чжу Си повторяет слова
Чэн И, что «природа есть ли», то Лу Цзю-юань говорит, что «сознание есть
ли» (там же, цз. 12). Эти два высказывания различаются всего лишь одним
словом, но именно в нем проявляется фундаментальное расхождение двух школ. Как
мы видели,
______________________________________
* Юй чжоу по-китайски – космос, вселенная – прим ред
326
в системе Чжу Си сознание воспринимается
как конкретное воплощение ли в ци, поэтому оно не является тем
же самым, что и абстрактное ли. Чжу Си мог лишь сказать, что природа
есть ли, но не то, что сознание есть ли. Но в системе Лу Цзю-юаня
само сознание является природой. Он полагает, что предустановленное различие природы
и сознания – не более чем вербальное. О таких вербальных различиях он говорит:
«Нынешние ученые лишь разъясняют слова. Например, "чувство",
"природа", "сознание", "способности" – все эти
слова обозначают одно. Лишь по случайности единое называется по-разному» (там
же, цз. 35).
Однако для Чжу Си различие
между природой и сознанием было далеко от просто вербального, ибо для него оно
существовало и в действительности. Однако саму эту действительность он и Лу
Цзю-юань видели по-разному. Если для Чжу Си реальность состояла из двух миров,
абстрактного и конкретного, то для Лу Цзю-юаня существовал лишь один мир –
сознание.
Однако Лу Цзю-юань лишь
намечает создание системы «мира как сознания». Свое же завершение она обретает
в сочинениях Ван Шоу-жэня.
Концепция вселенной Ван Шоу-жэня
Ван Шоу-жэнь (1472–1528),
известный как Ван Ян-мин*, был уроженцем провинции Чжэцзян. Он прославился не
только на философском поприще, но и как способный и высоконравственный государственный
деятель. В ранние годы он был пылким приверженцем школы Чэн-Чжу и, желая осуществить
на практике учение Чжу Си, однажды начал постигать «принцип», или ли, бамбука.
В течение семи дней и ночей он концентрировал сознание на бамбуке, но так
ничего и не открыл. Наконец в отчаянии он был вынужден отказаться от своей
попытки. Впоследствии, когда он был временно отправлен в ссылку из-за дворцовых
интриг и жил среди унылых гор юго-западного Китая, в одну из ночей он вдруг
достиг просветления. Он осознал основную идею «Великого учения» и реинтерпре-
_________________________________
* О философии Ван Ян-мина см исчерпывающее исследование Кобзев А.И. Ван Ян-мин и классическая китайская философия М, 1983.
327
тировал текст. Так он завершил и
систематизировал взгляды школы «учения о сознании».
В «Чуань си лу», или «Записях
преподанного и воспринятого», собрании высказываний Ван Шоу-жэня, сделанном
одним из его учеников, говорится: «Когда учитель отдыхал в Наньчжэне, один из
друзей, указывая на цветы и деревья на скале, сказал: "Вы говорите, что в
Поднебесной нет ничего за пределами сознания. Какое же отношение к моему
сознанию имеют вот эти горные цветы и деревья, которые сами по себе цветут и
опадают?" Учитель ответил: "Когда не смотришь на цветы, они и твое
сознание в безмятежности. Когда видим их, цвет их сразу же проясняется. Теперь
ты знаешь, что эти цветы не вне твоего сознания"» (цз. 3).
В другом тексте сказано:
«Учитель спросил: "Между Небом и Землей что является сознанием Неба и Земли?"
Ученик ответил: "Я часто слышал, что человек – это сознание Неба и
Земли". "А что в человеке называется его сознанием7"
"Всего лишь свет духовности." "Из этого мы узнаем, что между Небом
и Землей есть лишь этот свет духовности. Но человек, вследствие своей телесной
формы, отделил себя от целого. Свет моей духовности правит Небом и Землей,
духами и вещами... Если Небо, Земля, духи и вещи отделены от света моей
духовности, они перестают существовать. А если свет моей духовности отделен от
них, он тоже перестает существовать. На самом деле они – единое тело, как же
они могут быть отделены?"» (цз. 3).
Итак, по концепции Ван
Шоу-жэня, космос – это духовное целое, в котором только один мир – конкретный
и актуальный, переживаемый нами самими. В нем нет места какому-то другому миру
абстрактных принципов, о котором так много говорил Чжу Си.
Ван Шоу-жэнь также
утверждает, что сознание есть ли: «Сознание – это ли. Как же в
Поднебесной могут быть дела и принципы вне
сознания?» (цз. 1). «Сущность сознания – это природа, а природа есть ли.
Поэтому, раз есть сознание сыновней почтительности, то есть и ли сыновней
почтительности. Если бы не было такого сознания, то не было бы и ли. Если
есть сознание верности правителю, то есть и ли верности. Если бы не было
такого сознания, то не было бы и ли. Как может быть ли вне
328
моего сознания?» (там же, цз. 2). В этом
пассаже различие взглядов Чжу Си и Ван Шоу-жэня и представляемых ими школ
становится еще более отчетливым. Если у Чжу Си сознание любви к родителям
возможно только потому, что есть ли сыновней почтительности, а сознание
верности – потому, что есть ли верности правителю, и при этом обратное
невозможно, то Ван Шоу-жэнь как раз утверждает это обратное. У Чжу Си все ли
вечны, вне зависимости от того, есть ли сознание, или же его нет. В
системе же Ван Шоу-жэня без сознания нет и ли. Таким образом, сознание
становится законодателем космоса и всех ли.
«Сиятельная добродетель»
Ван Шоу-жэнь дает свое
метафизическое обоснование идеи «Великого учения». В самом тексте, как мы помним,
говорится о «трех струнах» и «восьми нитях». «Три струны» – это «проявлять
сиятельную добродетель, любить людей и достигать высочайшего блага». Ван
Шоу-жэнь определяет «Великое учение» как «учение великого человека». О
«проявлении сиятельной добродетели» он говорит: «Великий человек объединяет
Небо, Землю и мириады вещей. Он смотрит на Поднебесную как на одну семью, а на
Срединное государство – как на одного человека. Те, кто различают телесные формы
и разграничивают себя и других – низкие люди. Великий человек способен объединить
Небо, Землю и мириады вещей не потому, что он хочет так, но потому, что гуманность
его сердца естественно такова. Сердце низкого человека точно такое же, он лишь
сам делает его низким. Когда низкий человек видит ребенка, упавшего в колодец,
он конечно будет встревожен и опечален. Это означает, что его гуманность и
ребенок – одно целое. А когда он слышит жалобные крики или видит испуганных
птиц или зверей, он найдет это невыносимым. Это означает, что его гуманность и
птицы и звери – одно целое... Поэтому изначальное единство присутствует в
низком человеке [так же, как и в великом]. Даже низкий человек обладает
небесной природой, свет которой невозможно затмить. Поэтому она называется
"сиятельной добродетелью"... Когда она не затемняется эгоистичными
желаниями, даже низкий человек
329
обладает любовью к единству, как и
великий. Но когда она затемнена, даже сердце великого человека разделено и
стеснено, как и сердце низкого. Учение великого человека лишь очищает от загрязнения
эгоистическими желаниями и проявляет сиятельную добродетель, дабы восстановить
изначальное единство Неба, Земли и всех вещей. К этому изначальному ничего
невозможно добавить».
О «второй струне» «Великого
учения», то есть о любви к людям, Ван Шоу-жэнь говорит: «Проявлять сиятельную
добродетель – значит устанавливать природу единства Неба, Земли и всех вещей;
любить людей – значит пресуществлять это единство. Поэтому проявление
сиятельной добродетели заключается в любви к людям, а любовь к людям состоит в
проявлении сиятельной добродетели. Если я люблю своего отца, отцов других людей
и всех отцов в Поднебесной, то моя гуманность и мой отец, отцы других людей и
все отцы в Поднебесной станут одним целым... Начиная с человеческих отношений и
вплоть до гор, рек, духов и божеств, птиц и зверей, травы и деревьев – всех
следует любить, достигая тем самым единства со своей гуманностью. Тогда не
будет ничего, что не было бы проявлено в нашей сиятельной добродетели, а мы
станем единым целым с Небом, Землей и мириадами вещей».
О «третьей струне»,
«достижении высочайшего добра», Ван Шоу-жэнь говорит: «Высочайшее добро – это
высший предел проявления сиятельной добродетели и любви к людям. Дарованная
Небом природа чиста и добра. То, что не может быть в ней затемнено – это
проявление высшего блага и природа сиятельной добродетели, то, что я называю
благомыслием. Когда обретается высшее благо, правильное становится правильным,
неправильное – неправильным, главное – главным, а второстепенное – второстепенным.
Оно откликается на вещи и изменения в соответствии с обстоятельствами, но
всегда держится естественной середины. Это высший предел действий человека и
вещей, к которому ничего нельзя добавить и у которого ничего нельзя отнять.
Если что-то добавляется или отнимается, то появляются эгоистичные желания и
низкая мудрость, и оно перестает быть высочайшим благом».
330
Благомыслие
Таким образом, три «главные
струны» сводятся к одной-единственной – проявлению сиятельной добродетели,
изначальной природы сознания. У всех людей, плохих и хороших, природа сознания
одинакова. Она не может быть полностью замутнена эгоистическими желаниями и
всегда проявляется в немедленной интуитивной реакции на вещи. Характерный
пример – чувство тревоги, которое мы автоматически испытываем, видя, как
ребенок упал в колодец. В нашей первой реакции мы естественным и спонтанным
образом сознаем, что правильное – правильно, а неправильное – неправильно. В
этом знании проявляется наша изначальная природа, которую Ван Шоу-жэнь называет
«благомыслием» (лян чжи, или интуитивным знанием). Все, что нужно – это
без колебаний следовать велениям изначального знания. Ибо, если мы пытаемся
найти оправдание тому, что не следуем немедленно этим предписаниям, мы либо
что-то добавляем, либо что-то отнимаем у благомыслия и тем самым утрачиваем
высшее благо. Такое оправдание – идущая от эгоистичности «низкая мудрость». Об
этом же говорили Чжоу Дунь-и и Чэн Хао, но Ван Шоу-жэнь придает концепции более
метафизический характер.
Рассказывают, что, когда Ян
Цзянь (ум. 1226) впервые встретился с Лу Цзю-юанем, он спросил его об изначальном
сознании. Необходимо отметить, что термин «изначальное сознание» – чаньский,
лишь позднее его стали использовать и неоконфуцианцы школы Лу-Вана. Отвечая на
вопрос, Лу Цзю-юань процитировал пассаж Мэн-цзы о «четырех началах». Ян Цзянь сказал,
что с детства перечитывает этот фрагмент, но не знает, что же такое изначальное
сознание. Ян Цзянь был чиновником, и во время беседы его отозвали по какому-то
делу: он должен был вынести вердикт по какому-то иску. Закончив дела, он
вернулся к Лу Цзю-юаню и задал тот же вопрос. Тогда Лу сказал: «Только сейчас,
объявляя о своем решении, вы знали правильное как правильное, а неправильное –
как неправильное. Это и есть изначальное сознание». Ян спросил: «Есть
что-нибудь еще?» На это Лу очень громко ответил: «Что же ты еще хочешь?» Тогда
Ян Цзянь достиг
331
внезапного просветления и стал учеником Лу
(«Цы-ху и шу», или «Унаследованные книги Ян Цзяна», цз. 8).
Другая история гласит, что
однажды ночью один из последователей Ван Шоу-жэня поймал у себя в доме вора и
прочитал ему лекцию о благомыслии. Вор рассмеялся и спросил: «Пожалуйста, скажите,
а где мое благомыслие?» Было очень жарко, поэтому хозяин первым делом предложил
вору снять куртку, а затем рубашку. Потом он сказал: «Очень жарко, почему бы не
снять и штаны?» Тут вор заколебался и сказал: «Пожалуй, это будет не
слишком хорошо». Тогда хозяин вскричал: «Вот твое благомыслие! »
История не говорит, обрел ли
вор после этой беседы просветление, но она, как и предыдущий случай с Ян Цзянем,
весьма типична для чаньской техники пробуждения ученика к просветлению. Каждый
человек обладает благомыслием, которое суть проявление его изначального
сознания и благодаря которому он сразу же осознает правильное как правильное, а
неправильное как неправильное. Каждый по своей изначальной природе является
совершенномудрым. Поэтому последователи Ван Шоу-жэня часто говорили, что «улицы
полны совершенномудрых».
Они имели в виду, что каждый
потенциально мудр. Однако стать настоящим совершенномудрым можно только, если
следовать велениям благомыслия и поступать соответственно ему. Необходимо лишь
осуществить на практике это благомыслие, или, если пользоваться терминологией
Ван Шоу-жэня, «расширить благомыслие». Так, «расширение благомыслия» становится
ключевым термином в философии Ван Шоу-жэня. В последние годы жизни он говорил
исключительно об этом.
«Исправление дел»
В «Великом учении» говорится
также и о «Восьми малых нитях», то есть восьми ступенях, которыми следует идти
по пути самосовершенствования. Первые две – это «доведение знания до конца» и
«постижение сущности вещей». Согласно Ван Шоу-жэню, доведение знания до конца –
это расширение благомыслия. Самосовершенст-
332
вование, таким образом, есть не что иное,
как следование своему благомыслию и осуществление его на практике.
Бином гэ у был
интерпретирован как «постижение сущности вещей» Чэн И и Чжу Си. Однако у Ван
Шоу-жэня гэ означает «исправлять», а у – «дела». Гэ у, таким
образом, обретает новый смысл – «исправление дел». Благомыслие, говорит Ван
Шоу-жэнь, невозможно расширить путем созерцания и медитации, чему учили
буддисты. Оно должно быть расширено в повседневном опыте через обычные дела.
«Деятельность сознания называется и [воля и мысль], а то, на что оно
направлено, называется у [вещи, дела]. Например, если предметом и является
служение родителям, то служение родителям есть у. А если предметом и
является служение правителю, то служение правителю есть у». («Чуань си
лу», цз. 1). У может быть правильным или неправильным, но, как только об этом
можно судить, наше благомыслие сразу же познает это. Когда наше благомыслие
знает о чем-то как о правильном, мы должны искренне исполнить его, а если
благомыслие знает о чем-то как о неправильном, мы должны искренне прекратить действовать.
Так мы исправляем дела и одновременно расширяем благомыслие. Других способов
расширить благомыслие, кроме как через исправление дел, не существует. Поэтому
в «Великом учении» сказано: «Доведение знания до конца заключается в исправлении
дел».
Следующие два шага из «восьми
нитей» – «искренность мысли и и исправление сознания». По Ван Шоу-жэню,
искренность мысли – это не более чем исправление дел и расширение благомыслия,
исполненные с предельной искренностью. Когда мы пытаемся найти оправдание тому,
что не следуем велениям благомыслия, мы неискренни в своих мыслях, эту
неискренность Чэн Хао и Ван Шоу-жэнь называют эгоистичностью и «низкой
мудростью». Когда мысли искренни, сознание исправлено, исправление сознания –
это искренность мысли.
Следующие четыре ступени
«восьми нитей»: самосовершенствование, наведение порядка в семье, упорядочение
государства и успокоение Поднебесной. Ван Шоу-жэнь трактует самосовершенствование
как расширение благомыслия. Ибо как же можно совершенствоваться, не расширяя
благомыслие? Что же мы должны делать еще? Расширяя благомыслие, мы должны
любить людей; любя
333
людей, как можно не устанавливать порядок
в своей семье, делать все для утверждения порядка в государстве и мира в
Поднебесной? Так все «восемь нитей» тоже могут быть сведены к одной – расширению
благомыслия.
Что же такое благомыслие? Это
просто внутренний свет нашего сознания, изначальное единство космоса, или же
«сиятельная добродетель», как сказано о нем в «Великом учении» Поэтому расширение
благомыслия есть проявление сиятельной добродетели. И все идеи «Великого учения»?
сводятся к одной, выраженной все в тех же ключевых словах: расширение
благомыслия, или доведение благомыслия до конца.
Приведем еще раз слова Ван
Шоу-жэня: «Сознание человека – это бездна Неба, нет ничего, чего бы оно не включало
в себя. Изначально было одно Небо, лишь из-за замутнения эгоистическими
желаниями изначальная природа Неба утрачена. Всегда, когда мы расширяем благомыслие,
мы очищаем его от замутнений, а когда все они исчезли, изначальная природа
восстанавливается и все возвращается в бездну Неба... Знание части – это знание
всего целого; знание всего целого – это знание части. Все есть одно изначальное
целое» («Чуань си лу», цз. 1).
Почтительность
сознания
Система Ван Шоу-жэня следует
линии Чжоу Дунь-и, Чэн Хао и Лу Цзю-юаня. Ее отличает лишь более систематичная
и точная идеология. А то, что «струны» и «нити» «Великого учения» столь хорошо
подходят к этой системе, только придает убедительность для него самого и увеличивает
его авторитет в глазах других.
Система и предлагаемый ею
метод духовного совершенствования просты и непосредственны – что добавляет ей
мощной выразительности. То, что нам нужно – это прежде всего понимание обладания
каждым из нас изначальным сознанием, единым с космосом. Лу Цзю-юань называет
такое понимание «установлением вначале самого главного» – слова, заимствованные
у Мэн-цзы. Он говорит: «Недавно критиковавшие меня говорили, что кроме единственного
утверждения, что "прежде следует утвердить самое главное", мне
больше нечего предложить. Когда
334
я услышал это, то воскликнул: "Именно
так!"» («Сян-шань цюань цзи», цз. 34).
Мы уже указывали (гл. XXIV), что неоконфуцианцы требовали от
духовного совершенствования почтительности; но почтительности к чему? Школа
Лу-Вана утверждала, что следует «прежде всего установить самое главное», а
затем быть почтительным к нему. И школа Чэн-Чжу критикуется именно за то, что
она сразу же принимается за постижение сущности вещей, не установив прежде
главного. В таком случае даже почтительность сознания не может способствовать
совершенствованию. Школа Лу-Вана сравнивает подобный путь с разжиганием огня
под котлом, в котором нет риса.
На это, однако, школа Чэн-Чжу могла бы
ответить, что, пока не начато постижение сущности вещей, как может что-нибудь
быть с определенностью установлено? Если исключить постижение сущности вещей,
то остается один путь к «установлению самого главного» – мгновенное просветление.
А это уже школа Чэн-Чжу считала принадлежащим чань, а не конфуцианству.
Чэн Хао говорил, что обучающийся
должен прежде всего постичь жэнъ (гуманность), которая есть единство
всех вещей, а затем следовать ей с искренностью и почтительностью. Более
ничего не требуется. Мы должны лишь верить в себя и идти вперед. Об этом же
говорит и Лу Цзю-юань: «Будь мужествен, будь усерден, разорви сети, сожги
тернии на своем пути, очистись от грязи» (там же). Если поступишь так, то даже
авторитет Конфуция не нужен более. «Если в учении познаешь изначальное, шесть
канонов станут лишь примечаниями к нему». Из этого мы видим, как школа Лу-Вана
продолжала традиции чань.
Критика
буддизма
При этом, однако, и школа
Лу-Вана, и школа Чэн-Чжу критиковали буддизм. Впрочем, делали они это
по-разному. Чжу Си говорит: «Когда буддисты говорят о пустоте, это не значит,
что они [полностью] ошибаются. Но они должны
понимать, что в этой пустоте есть ли. Ибо если просто сказать, что мы
"пусты", не осознавая того, что есть подлинные ли, в чем тогда
польза [этого учения]? Это
335
подобно сосуду с чистой водой, холодная
чистота которой простирается до самого дна. Поначалу может показаться, что в
сосуде вообще нет воды, а тогда можно сказать, что сосуд "пуст". Если
не опустить в него руку, чтобы почувствовать теплоту или холод, не узнаешь,
что внутри есть вода. Точно так же смотрят на вещи буддисты» («Юй лэй», цз.
126). «Конфуцианцы считают ли нерожденными и неуничтожимыми. Буддисты
считают дух и сознание нерожденными и неуничтожимыми» (там же). Согласно Чжу
Си, буддисты не без оснований говорят, что конкретный мир пуст, ибо вещи в нем
изменчивы и непостоянны. Но есть также и ли, вечные и не подверженные
превращениям. В этом смысле космос не пуст. Буддисты не знают о реальности ли,
ибо ли абстрактны, точно так же как некоторые не видят воды в
сосуде, потому что она бесцветная.
С иных позиций критикует
буддизм Ван Шоу-жэнь: «Когда даосы [то есть религиозные даосы] говорят о сюй
[пустота, неподлинность], может ли совершенномудрый добавить к ней хоть волосок
ши [реальность, актуальность]? А когда буддисты говорят об у [отсутствие,
несуществование], может ли совершенномудрый добавить к нему хоть волосок ю
[наличие, существование]? Когда даосы говорят о сюй, их цель – сохранить
жизнь, а когда буддисты говорят об у, их цель – избежать страданий жизни
и смерти. Когда они соединяют свои взгляды с изначальной природой сознания,
изначальное значение сюй и у утрачивается, а потому и изначальная
природа сознания не освобождается от загрязнения. Совершенномудрый же просто
восстанавливает изначальное состояние благомыслия и не добавляет к нему никаких
идей... Небо, Земля и мириады вещей лежат в деятельности и движении моего
благомыслия. Как тогда может быть что-то вне его, что могло бы
воспрепятствовать ему или замутнить его?» («Чуань си лу», цз. 3).
«Заявление буддистов, что они
не привязаны к явлениям, говорит о том, что они привязаны к ним. А то, что мы,
конфуцианцы не заявляем о своей непривязанности к явлениям, показывает, что мы
не привязаны к ним... Буддисты боятся бед человеческих взаимоотношений, и
потому бегут от них. Они вынуждены бежать, ибо они уже привязаны к ним. Но мы,
конфуцианцы, отличаемся
336
от них. Есть отношения отца и сына, мы
откликаемся на них с гуманностью. Есть отношения правителя и подданного, мы
откликаемся на них с долгом и справедливостью. Есть отношения между мужем и женой, мы откликаемся на них со взаимным
уважением. Мы не привязаны к явлениям» (там же).
Следуя этой аргументации,
можно сказать, что неоконфуцианцы более последовательно придерживаются фундаментальных
идей даосизма и буддизма, чем сами даосы и буддисты. Их дух более «даосский»,
чем у даосов, и более «буддийский», чем у буддистов.