Шейнман-Топштейн С.Я. Платон и ведийская философия. –М.: «Наука», 1978. –199 с.
III. ОБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА И ВЕДИИСКИИ КАНОН
Учение о душе
Учение о душе у Платона
очень сложно, в разных диалогах оно приобретает многообразные аспекты. Но суть
его — бессмертие человеческой души, ее основополагающая роль в формировании
человека, причастность благу и злу, а также космическим круговоротам — остается
всегда неизменной.
Платоновское учение о
душе неизбежно предстает в пестром мифологическом обрамлении; в этом и специфика
античной философии, и неисчерпаемый источник для исследователя древней народной
мудрости.
Уже в ранних диалогах,
таких, как «Менон», мы встречаемся с представлением о
душе как о чем-то врожденном. Свои знания взрослый человек не приобретает, а
«припоминает». В другом раннем диалоге, «Горгий»,
Платон рассказывает первый из своих мифов о загробном странствии душ. Но
квинтэссенцией его учения о душе является один из первых диалогов среднего
периода, посвященный смерти Сократа,— «Федон».
Здесь дано развернутое,
аргументированное учение о бессмертии человеческой души, ее загробном странствии и ее стремлении к познанию подлинного бытия. Сократ
развивает перед своими учениками теорию философствования как умирания тела и
очищения души, которая, постепенно освобождаясь и окончательно освободившись
от тела, приближается к познанию истины, к созерцанию чистого, подлинного бытия
(см. «Федон», 64а —68 b).
Платон
в «Федоне»,
как всюду в своих сочинениях,
75
поет дифирамб разуму 17 — высшему проявлению освобожденной от
тела души: «...у нас есть неоспоримые доказательства,— говорит он устами
Сократа,— что достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы
не можем, иначе как отрешившись от тела и созерцая вещь сами по себе
самою по себе душой. Тогда, конечно, у нас будет то, к чему мы стремимся с
пылом влюбленных а именно, разум...» (там же, 66 d).
Платон все время твердит о необходимости очищения души от связи с телом,
природа которого «заражает» душу (там же, 67а, с, d). В этом случае он
развивает пифагорейско-орфическую концепцию тела как могилы души 18.
В упанишадах идее
очищения уделено большое место. Главным образом ей посвящена вся «Мундака- упанишада».
Пуруша,
сказано там, «божествен и бестелесен», «нерожден,
без дыхания и без мысли, чистый и выше, чем высшее, непреходящее» (II, 1.2);
«...все желания того, у кого совершенный атман и чье
желание исполнилось, исчезают уже в этом мире»; «Достигнув его (атмана.— С. Ш.-Т.), риши,
удовлетворенные своим знанием, имеющие совершенный атман, лишенные страсти; успокоенные — во всем достигнув
вездесущего [атмана], эти мудрецы соединенные атманом, проникают во всё. Люди,
владеющие собой, кои хорошо поняли смысл учения веданты, кои очистили с помощью
йоги свое естество, входя в конце времени в миры Брахмана, соединившись с
бессмертным,— все они свободны» (там же, III, 2, 2.5.6).
Высшего предела идея
очищения от телесной скверны достигает в «Майтри- упанишаде»; мы уже цитирова-
_______________________
17 Очень интересно, что и у
Платона, и в упанишадах есть совершенно одинаковый образ разумной души-возничего,
(правящего колесницей-телом, в которую впряжены кони- чувства (у Платона — два
коня: конь белой масти, (прекрасных статей символизирует рассудительность и
совестливость души; конь черной масти, дурно сложенный, горбатый символизирует
дурные вожделения и бесстыдство). Мысль (разум) выступает в этом образе
как узда, сдерживающая коней-чувства (см. Кат.-уп., I, 2—3, 3.4 и «Федр» Платона., 246b—256e).
Типологически
родственный образ мы находим и у Парменида, во
вступительной части его поэмы «О природе»: философ изображает себя правящим
упряжкой коней, символизирующих стремления души, на пути в царство Правды. См.
выше, гл. II, с. 32.
18
76
ли отрывок, говорящий о тщете и бренности всего
земного, зовущий к аскетизму и отречению.
Согласно йоге, очистительное дыхание способствует ровному
просветлению, самососредоточению, единению с
«бесконечным духом», единению индивидуального сознания с космическим. Тем
более интересно, что в «Гимее» Платона, самом
«восточном» из его диалогов, в разделе, посвященном устроению «микрокосма»- человека,
большое значение (правда почти в чисто физическом плане) придается дыханию
и очищению организма от продуктов распада. Дыхание здесь получает смысл
носителя жизненных сил человеческого организма (вспомним индийскую
прану). Рисуя процесс питания, Платон говорит
следующее: «Все это (т. е. вдох, выдох и связанные с этим процессы.—С. Ш.-Т.) должно непрестанно продолжаться, пока не
распадутся жизненные связи смертного существа; и мы решимся утверждать что
именно это учредитель имен нарек вдыханием и выдыханием» (см. «Тимей», 78b—79е).
Но вернемся к главным
линиям платоновского учения о душе. В «Федоне», так
же как и в «Меноне», душа «припоминает» то, что ей
было известно в прошлой жизни. Какова же, по Платону, эта прошлая жизнь души?
Прежде всего, мы
встречаемся с тем необычайно интересным и действительным и для философии
Платона, и для ведизма фактором, что круговорот душ, их загробное странствие,
включается в общие космологические системы этих философий. Человек там и здесь
— «микрокосм», повторяющий в своем строении «макрокосм». В «Тимее» эта идея проходит через весь диалог: «Между тем его (демиурга.— С. Ш.-Т.) дети (низшие боги.— С.
Ш.-Т.),— пишет Платон,— уразумев приказ отца, принялись его исполнять: они
взяли бессмертное начало смертного существа, а затем, подражая своему демиургу,
заняли у космоса частицы огня, земли и воздуха, обещав впоследствии вернуть их»
(«Тимей», 42е). Иными словами, человеческое тело
имеет те же составные части, что и космос, и, умирая, возвращает ему свои
элементы. При этом «круговращения» души сопряжены с «притоком и убылью в теле».
Важно
отметить, что человеческие души, по Платону, не только причастны душе космоса,
подобно тому
77
как атман упанишад
присутствует во всех существа они, кроме того, совершают поистине космический
круговорот.
Чистые, благие души — людей добродетельных философов — после смерти
человека попадают в такое же чистое, «безвидное»
место, «божественное», «бессмертное» и «разумное» и, достигнув его, обретают
блаженство, отныне избавленные от блужданий, безрассудства, страхов, диких
вожделений и всех прочих человеческих зол. Они, «как говорят о посвященных
в таинства» (заметим, что и здесь Платон свою концепцию круговорота душ связывает
с тайными учениями; впрочем, это делают в аналогичных случаях и мудрецы упанишад),
впредь навеки поселяются среди богов (см. «Федон», 81а). Что же касается души злой,
нечестивой, то она, «смешанная с телесным, тяжелеет, и эта тяжесть снова тянет
ее в видимый мир» (там же, 81с). Проблуждав около могил, такая душа в
следующем своем рождении переходит в тело какого-нибудь «нечестивого» животного
— осла, волка, коршуна или ястреба. И лишь душа
философа, до конца очистившаяся, может перейти «в род богов» (там же, 81 b —
82а) 19.
Итак, уже в «Федоне» мы имеем дело с законченной системой переселения и
перевоплощения душ, столь характерной для ведийской (а также и для египетской)
мифологии 20.
Учение это носит у Платона ярко выраженную этическую окраску. Миф о
круговороте, или переселении, душ изложен у него в разных вариантах (с
несущественными отклонениями) в диалогах «Горгий», «Федон», «Федр», «Государство», в тесном единстве с учением
о круговоротах космоса. Большое место у Платона занимает идея гармонии
человеческой души, близкой к «божественному» и «бессмертному» (см. «Федон», 86 b).
Выше
было сказано, что благие души после смерти тела попадают, по Платону, в некое
«божественное» место (согласно ведийскому канону, они прекращают
__________________________
19
20
78
свое существование и возвращаются к Брахману,
растворяются в нем), а души дурных людей блуждают под землей. Срок загробного
странствия человеческой души тысячелетний (в «Государстве», в мифе об Эре, сыне
Армения, сроки дифференцируются в зависимости нравственного состояния души).
Рисуя подземное царство
— Аид, Платон не жалеет красок. Огненные реки и реки грязи в изобилии струятся
здесь. Одна из глубочайших пропастей земли, Тартар все время колеблема движением
вверх и вниз этих рек, а также воздуха и ветра. Колебания эти Платон сравнивает
с колебаниями при дыхании человека. Результатом их бывают чудовищной силы
вихри («Федон», 112а, b). По Тартару протекает
страшная подземная река Ахеронт, заканчивающаяся
озером Ахерусиадой. Туда приходят души большинства
умерших и, пробыв там назначенный судьбою срок, отсылаются назад, чтобы снова
«перейти в породу живых существ» («Федон», 112с-113а).
Каждую душу к этим
страшным местам приводит гений, сопутствовавший человеку при жизни. Над всеми
душами — добрыми и злыми — вершится суд (в мифе, изложенном в диалоге «Горгий», суд этот вершат сыновья Зевса — братья Минос и Радамант). Души умеренные, придерживавшиеся при жизни
«середины», судьи отправляют в ладьях на озеро Ахерусиаду.
Там они обитают, очищаясь от провинностей, которые совершали при жизни, несут
наказания и получают разрешение от вины, а за добрые дела — воздаяние по заслугам.
Неисправимые злодеи
ниспровергаются в Тартар, и выхода оттуда им уже нет. Тех же, кто совершил искупимые
преступления, через год волны выносят из Тартара в реку Кокит
или в реку Пирифлегонт — и так до поры, пока они не
вымолят прощения у своих жертв.
Те, о
ком судьи решают, что они прожили свою жизнь особенно свято, освобождаются из
Аида и переходят в страну высшей чистоты (по Платону—см. «Федон»— «небесная страна», находящаяся над другой,
«истинной» землей). Кто из них благодаря философии полностью очистился,
впредь живет совершенно бестелесно, в еще более прекрасной обители,— видимо,
хотя Платон и умалчивает об этом из религиозного благо-
79
говения, в обители богов. Это
вполне адекватно ведийскому представлению о растворении добродетельных душ в Брахмане
и прекращении для них цепи житейских перевоплощений.
«И вот ради всего, о чем
мы сейчас говорили, Симмий,—заключает
в „Федоне" свое повествование о загробном мире
Сократ,— мы должны употребить все усилия, чтобы приобщиться, пока мы живы, к
добродетели и разуму, ибо прекрасна надежда и награда велика! ...в силу того, о
чем мы сейчас говорили, нечего тревожиться за свою душу человеку, который в
течение целой жизни пренебрегал всеми телесными удовольствиями, и в частности
украшениями и нарядами, считал их чуждыми себе и приносящими скорее вред,
нежели пользу, который гнался за иными радостями, радостями познания, и,
украсив душу не чужими, но доподлинно ее украшениями— воздержанностью,
справедливостью, мужеством, свободой, истиной, ожидает странствия в Аид,
готовый пуститься в путь, как только позовет судьба».
Такова предсмертная речь
Сократа и такова, надо думать, исповедь самого Платона.
Подчеркнем еще и еще раз
необычайную силу нравственного пафоса Платона, какими бы ложными ни были, с
нашей точки зрения, исходные посылки его учения о душе. Миф о загробном
странствии человеческих душ, переданный им в «Государстве» (и, разумеется,
осмысленный в духе его учения), как бы венчает социально – этические идеи
этого сочинения. В сравнении с изложенным выше мифом «Федона»
сказание об Эре очень усложнено и гораздо больше включено в рамки космологических
идей Платона. Правда, и в «Государстве» души умерших приходят к какому-то
божественному месту на земле, где имеются две расселины, которым соответствуют
две расселины в небе. Суд над душами умерших вершится
посреди между земными и небесными расселинами. Справедливых людей судьи
направляют наверх, направо, и они попадают на небо, а несправедливых— налево, вниз. Эр, которому судьи
назначила быть свидетелем и вестником для людей всего, что он там увидит,
повествует о тысячелетнем странствии наказанных душ под землей, о блаженном
зрелище, виденном добрыми душами на небесах, о загробных карах и
80
воздаяниях. Очень показательно (у
Платона это встречается не в первый раз), что примером особо тяжкого наказания
здесь служит кара, постигшая тирана Ардиея. В диалоге
«Федр» также подчеркивается, что наихудшую долю при рождении к новой жизни
получает душа тирана («Федр», 248е). Срок загробных странствий души в «Федре»
иной, чем в «Федоне»,— десять тысяч лет.
Души,
вернувшиеся из долголетнего странствия по небу и под землей, согласно рассказу
Эра, проводят семь дней на цветущем лугу в «божественном» месте, а затем
направляются к световому столпу, соединяющему небесный свод при помощи связей,
на концах которых висит веретено богини Ананки —
Необходимости (любопытно, что в ведийской космологии тоже есть образ
ткачества:
«Прекрасная Манасси и подобная ей Чакшуши,
взяв цветы, ткут эти миры» — Кау.-уп., I, 3). Веретено
Ананки, вернее, его вал,— не что иное, как восемь
небесных сфер, «вложенных» наподобие конусообразных ящиков (усеченные конусы)
одна в другую таким образом, что верхняя поверхность вала представляет собой
ряд кругов на общей оси, причем кругов с разной поверхностью сечения. Мы не
будем в этом разделе излагать космологию «Государства» во всех подробностях.
Отметим только, что, по Платону, на восьми кругах веретена восседает по Сирене,
каждая из которых, вращаясь вместе с веретеном, издает всякий раз звук определенной
высоты. Из этих восьми звуков получается стройное созвучие — гармония сфер.
Но есть в платоновском
космосе и антропоморфные существа — три Мойры, дочери Ананки:
Лахесис, Клото и Атропос. Они ведают прошлым, настоящим и будущим людей. По
слову Лахесис души выбирают себе поочередно,
согласно жребию, будущую жизнь, которая целиком зависит от вины или
невиновности выбирающего. «Бог невиновен!» —
провозглашает вестник Ананки.
Поражает глубокий, чисто
психологический подход Платона к проблеме выбора человеком своего жребия.
Добродетельный человек, по его мнению, будет считать наилучшим справедливый
образ жизни, и, наоборот, человек дурной и неразумный непременно выберет жизнь
тирана, военачальника или богача, соблазненный внешними благами.
81
Платон с необычайной живостью
и остроумием рисует сцену выбора. Натерпевшись в прежней жизни души стремятся избрать себе противоположную участь. Так,
Орфей из ненависти к погубившим его женщина не желает
быть рожденным женщиной и предпочитает стать лебедем. Наоборот, души лебедя и
других «мусических» птиц и животных стремятся избрать
себе человеческий удел. Душа женщины—Аталанты —
выбирает жребий мужчины — победителя в состязаниях. Знаменитый герой
гомеровских поэм Одиссей, утомленный бесконечными тяготами и странствиями,
отказывается от честолюбивых замыслов и избирает судьбу обыкновенного человека
— частного лица. Жизнь эта, пишет Платон, валялась где-то, всеми отвергнутая,
но душа Одиссея, как только увидела ее, тотчас же
взяла себе, и т. д.
Для наших сопоставлений в высшей степени
интересно и показательно, что повествователь этого мифа — Эр, сын Армения, как
указывает большинство античных источников, родом с Востока, из Памфилии (по-видимому, лицо историческое).
Перейдем
теперь к ведийской концепции бессмертия) человеческой души.
С представлением о цепи
перевоплощений связан закон кармы: каждое последующее рождение человека зависит
от его поведения в прошлой жизни. Возможность избавиться от круговорота бытия
мудрецы упанишад усматривают в приобщении к бессмертному духовному началу, Брахману:
«Поистине, тот, кто знает высшего Брахмана, сам становится Брахманом. В его
роду не родится ни один, кто не будет знать Брахмана. Он преодолевает печаль.
Он преодолевает зло. Избавленный от узлов тайника сердца, он становится
бессмертным» (Мун.-уп., III, 2,9).
Очищение души и
мудрость, по утверждению авторов упанишад, дают полное освобождение от цепей
майи.
Эта концепция получила
разработку и в буддизме. Согласно учению Будды (середина VI — начало V в. до н. э.), окружающий мир — иллюзия, мираж (правда, в таком
чистом виде — это более поздняя трактовка). Бессмысленно поэтому стремиться к
познанию мира. Он полон страданий, причина которых — стремление к существованию,
желание ощутить радость бытия. Значит не-
82
обходимо очиститься от желаний, причем конечная
цель этого погружение в нирвану, т. е. в состояние абсолютного покоя. Нирвана
может быть неполной — такая нирвана достижима при жизни человека (через
самосовершенствование и самоуглубление в целях приобщения к божеству). Полная
нирвана, т. е. полное освобождение от бытия и погружение в состояние высшего
блаженства, может быть достигнута только после смерти душой человека,
исполнявшего свою дхарму. В буддизме учение о майе и о стремлении человека
избавиться от нее достигает своего кульминационного пункта.
При всем поразительном
сходстве платоновской и ведийской эсхатологии нельзя не отметить хотя и не бросающегося
в глаза, но тем не менее очень характерного отличия.
Возмездие там и здесь выступает как высший божественный закон, но если
ведийский человек может воздействовать на свою судьбу путем самосовершенствования
при жизни, после же смерти либо полностью растворяется в Брахмане (судьба
мудрецов), либо испытывает ряд перевоплощений, которые перестают oт него зависеть, то, по Платону,
как мы видели, души в загробном Царстве активно участвуют в выборе своей
судьбы. На это отличие, несомненно, оказала влияние полисная идеология с ее демократическим
идеалом свободы.
Специфика платоновского
учения состоит в том, что бессмертие души не только
рисуется мифологически, но и получает диалектическое доказательство, причем диалектика
эта основана на учении Платона об идеях и носит, таким образом, ярко выраженный
объективно- идеалистический характер. В «Федоне»
Платон устами Сократа излагает четыре развернутых аргумента в пользу
бессмертия души:
аргумент первый: жизнь (оживание)
противоположна смерти (умиранию), они возникают одно из другого. Следовательно,
умершие души должны где-то пребывать, в каком-то месте, откуда они вновь
возвращаются к жизни. Иными словами, бессмертие души доказывается здесь на основе
взаимоперехода противоположностей: жизнь—смерть («Федон», 70 b — 72е);
аргумент
второй: уже упоминавшееся
представление Платона о знании как о припоминании душою того, что
83
было ей известно в прежней ее жизни. Если в
нашей душе до нашего рождения запечатлены какие-то знания значит, душа наша
необходимо должна была раньше где-то существовать («Федон»,
72е — 78 b);
аргумент третий: самотождественность
идеи (эйдоса) души. Душа незрима, «безвидна», схожа с божественным началом, разумна. Вселение
в человеческое тело для нее означает «начало гибели» («Федон»,
95d), выход из него знаменует ее возрождение;
аргумент четвертый: душа — это идея (эйдос) жизни, а идея жизни не может погибнуть: бессмертное
неуничтожимо («Федон», 96а—107а).
Итак, Платон дает
развернутое, диалектически аргументированное и обрамленное густыми мифологическими
напластованиями учение о бессмертии человеческой души. Изложив его в «Федоне», он переходит к этическим выводам из этого учения.