Д
ДА ДЕРГИ ПРИЮТ
В мифологии ирландских
кельтов хозяином приюта Да Дерги считался один из вождей Лейнстера. Приют был
местом, где всегда охотно принимали странников; именно в приюте Да Дерги
остановился Конэйр Мор во время своего похода, нарушив тем самым гейс, или
заклятие, запрещавший ему делать это см. главу І1).
Приют - нечто вроде
постоялого двора на дороге (прим. перев). ДАГДА, или ДАГХДА
В мифологии ирландских
кельтов Дагда, чье имя означает "добрый бог" и сохранилось в нескольких
вариантах, считался богом-отцом и главой клана Туатха Де Данаан. Он был сыном Эладу. Дагда часто
изображается мужем огромного роста, облаченным в простые крестьянские одежды, в
частности - короткую рубаху, из-под которой виднелись его ягодицы. Кельты
любили показывать его в таком облике, чтобы подчеркнуть его сексуальность и
плодородие. По легенде, Дагда всегда носил с собой огромную дубинку, обладавшую
магической силой, а также волшебный котел и волшебную арфу (см. главу 5).
Обладание этим неиссякающим котлом указывает на то, что Дагда ассоциировался с
изобилием. И хотя, будучи главой клана Туатха Де Данаан, Дагда формально был весьма важным персонажем, он
изображается обычно не столько привлекательным, сколько толстым и огромным
простаком, обладающим ненасытным аппетитом и преувеличенной сексуальностью.
Именно об этих его чертах рассказывает легенда, связывающая прожорливость Дагды
с попытками фоморов повысить свои шансы на успех во второй битве при Маг Туиред
(см. главу 9). Боги Туатха Де Данаан
нанесли фоморам сокрушительное поражение, но вскоре сами были захвачены сынами
Мил Эспэйна. После этого поражения боги Туатха Де Данаан перебрались в
подземные просторы Ирландии, тогда как сыны Мил Эспэйна правили верхней,
наземной частью острова (см. главу 11).
ДАНА см. ДАНУ
ДАНИ
Дани был одним из последних
кельтских королей, правивших в Таре до прибытия св. Патрика. Дани возглавил
военный поход в Британию, а затем и в Европу. Был убит молнией во время штурма
башни в долине Рейна.
ДАНУ, или ДАНА
В мифологии ирландских
кельтов Дану - богиня-мать, праматерь всех богов Туатха Де Данаан (см. главы 5,
6, 7).
ДВИНВЕН
Одно из имен, под которыми
выступает Бранвен в качестве христианской святой - патронессы влюбленных.
Другое ее имя - Бринвин.
ДЕЙРДР, или ДЕРДРИУ
В мифологии ирландских
кельтов Дейрдр - объект пророчества друида Катбада. Друид предсказал, что она
станет самой прекрасной девой во всей Ирландии, но принесет своей стране только
горе и гибель. Зная о второй части этого пророчества, некоторые ирландцы хотели
и даже пытались убить ее сразу же после рождения. Однако Конхобар Мак Несса,
узнав о пророчестве и о дивной красоте Дейдр, приказал оставить ее в живых и
решил сам жениться на ней, когда будущая красавица подрастет. Когда девушка
выросла, она не пожелала выходить замуж за Конхобара, который к тому времени
успел уже состариться, а захотела стать женой Наоиза и бежала с ним (см. главу
14).
ДЕМНА
В мифологии ирландских
кельтов Демна - первое имя Финна Мак Кумалла (см. главу 11).
ДЕРДРИУ
В мифологии ирландских
кельтов - вариант имени Дейрдр. ДЕРЕВЬЕВ АЛФАВИТ см. ОГАМ ДЕРЕВЬЯ
Кельты считали священными
как отдельные деревья, особенно дубы, так и целые леса, в частности, рощи и
дубравы. По представлениям кельтов, деревья представляли собой связующее звено
между верхним миром, или миром смертных, и нижним, подземным, то есть
Потусторонним миром. Корни деревьев уходят глубоко в землю, а кроны вздымаются
под самое небо. Деревья считались воплощением мифического Древа Жизни и в этом
качестве воспринимались как символ плодородия. Опадение листвы с лиственных
деревьев осенью и появление на них весной молодых почек тоже считалось
связанным с кельтской философией вечного возрождения и обновления.
ДЕТСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ
Сохранились свидетельства о
существовании у кельтов ритуалов, связанных с мертвыми детьми; причем не вполне
ясно, была ли смерть детей естественной, или же они были принесены в жертву.
Высказывалось предположение, что детские захоронения могли восприниматься как
средство умилостивить богов или снискать их благосклонность. Со всей
определенностью можно говорить о том, что трупики детей часто замуровывались в
основание жертвенников или алтарей. Так, под жертвенником святилища в Кембридже
на ножках детских трупов были надеты башмаки, которые были явно велики им. По
всей видимости, это было сделано "на вырост", имея в виду, что дети в
Потустороннем мире должны подрасти, и тогда башмаки окажутся им впору.
ДЕХТИРЕ, или ДЕХТИНЕ
В мифологии ирландских
кельтов Дехтире - дочь друида Катбада и мать Кухулина, скорее всего - от бога
Луга, хотя официально она была замужем за Суалтамом, вождем Ольстера, и некоторые
источники говорят о том, что Кухулин был именно его сыном. Другие источники
указывают, что она была дочерью или
сестрой Конхобара Мак Нессы.
ДЖЕФФРИ МОНМУТСКИЙ
Основным источником текста
множества средневековых историй Артуровского цикла послужила "НтБ'СоНа
Regum Вг^апппае", "История правителей (королей) Британии",
написанная ок. 1100-1105 гг. Джеффри Монмутским, валлийским клириком, бриттом
по происхождению (см. также главы 18, 23, 26).
ДЖУДОН
В мифологии кельтов
Британии Джудон - жена Горбодука, короля Британии, который считался наследником
Брута. Джудон была матерью двоих сыновей, Феррекса и Поррекса. Феррекс был убит
своим братом, и Джудон в порыве гнева убила Поррекса. Других детей у Горбодука
не было, оба наследника погибли, и с их смертью пресеклась и линия потомков
Брута.
"ДИАЛОГИ
СТАРЕЙШИН" см. "АГАЛАМХ-НА-СЕНЬОРАХ"
ДИАН КЕХТ
В мифологии ирландских
кельтов Диан Кехт - бог врачевания, часто изображавшийся с огромной пиявкой в
руках. Особенно заметна его роль в двух битвах при Маг Туиред (см. главу 7).
Его сын Мидах и дочь Эйрмид также была врачевателями, и, когда Мидах показал
отцу свой уникальный дар исцеления, Диан Кехт, испугавшись, что это может
подорвать его собственную репутацию целителя, поспешил убить сына.
ДИАРМАЙД
В мифологии ирландских
кельтов существовало несколько персонажей, носивших имя Диармайд, но наибольшей
известностью среди них пользуется Диармайд уа Дуибхне, который приходился сыном
Донну и, по легенде, был либо приемным сыном, либо внуком Оэнгуса. На лбу у него
красовалось пятнышко, так называемый "знак любви", полученное им от
некой таинственной девы, которая сказала ему на прощание, что любая женщина,
стоит ей только увидеть это пятнышко, мгновенно воспылает страстью к нему. По
преданию, он был необычайно красив, и Грайне действительно полюбила его, хотя
она была предназначена в жены немолодому уже Финну Мак Кумаллу. Диармайд и
Грайне бежали, и Финн тотчас снарядил погоню за ними (см. главу 15).
ДИВРНАХ
В мифологии валлийских кельтов
- хозяин волшебного котла, являвшегося одним из сокровищ Британии (см. главу
24).
ДИЛАН ЭЙЛ ТОН
В мифологии валлийских
кельтов Дилан Эйл Тон - золотоволосый мальчик, первый из двух сыновей Аранрод,
которым предстояло родиться после того, как она выдержала испытание на роль
служанки Мэта. Во время родов она отправилась в море и плавала в нем как рыба.
Прозвище Эйл Тон означает "Сын Волны".
ДИЛГНЭЙД
В мифологии ирландских
кельтов Дилгнэйд - жена Парталона. По легенде, она сопровождала его во время
похода в Ирландию. Дилгнэйд была матерью Рури, который, по одним источникам,
бьы сыном от ее мужа, Парталона, а по другим - от Топы, слуги Парталона, к
которому Дилгнэйд воспылала страстью.
ДИНАС ЭМРИС
В мифологии ирландских
кельтов - место неподалеку от Беддгелерта в Гвинеде, где Ллуд предал земле
побежденных им драконов (см. главу 24). В одной из легенд Артуровского цикла
расказывается, что Элен, жена Мирддина, впоследствии построила на этом месте
крепость (см. главу 21).
ДИННСЕНХУС
Древняя топография, сохраненная
в Лейнстерской Книге (XII в.), содержит некоторые сведения о местах, связанных
с мифологией ирландских кельтов. Диннсенхус по-ирландски как раз и означает
"топография".
ДИССУЛЛ
В мифологии валлийских
кельтов - великан с бородой, из волосков которой
был сделан поводок для псов Мабона (см. главу 24). ДИФЕД
В мифологии валлийских
кельтов - область, правителем которой был Пвилл (см. главу 21).
ДОБХАР
В мифологии ирландских
кельтов - король Сицилии, у которого сыны Туиреанна должны были захватить двух
волшебных коней (см. главу 8).
ДОВТ
Знаменитый доисторический
погребальный курган неподалеку от урочища Дрогхеда в графстве Луг; часть
Бруг-на-Бойн (см. главу 11).
ДОМА
В эпоху Железного века
наиболее распространенной формой жилища у кельтов равнинной Британии был так
называемый круглый дом. Круглые дома возводились обычно вокруг центрального
столба, на котором покоился деревянный каркас, опиравшийся на вертикальные
опоры, расходящиеся вокруг столба. Стены обычно были низкими и чаще всего
делались из одного или нескольких плетней, обмазанных глиной; крыша обычно была
тростниковой. Несколько таких круглых домов составляли деревню. Возле домов
возводились загоны и навесы для скота, построенные по тому же принципу, что и
сами дома. Реконструкции кельтских круглых домов можно увидеть в Музее
народного творчества Уэльса в Сент-Фаганс, неподалеку от Кардиффа.
ДОМНУ
В мифологии ирландских
кельтов Домну - фоморская богиня, мать Индеха (см. также главу 6).
ДОН
В мифологии валлийских
кельтов Дон представляла собой валллийский аналог ирландской богини Дану. По
легенде, она была дочерью Матонви и, следовательно, сестрой Мэта и женой Бели.
В числе ее детей были Гвидион и Аранрод (см. также главу 18).
ДОНН КУАЛЬГНЕ
В мифологии ирландских
кельтов Донн Куальгне - имя огромного Бурого Быка из Ольстера. Это центральный
персонаж знаменитой саги "Похищение быка из Куальгне", повествующей о
том, как Медб, королева Коннахта, задумала похитить его, что явилось причиной
войны, вспыхнувшей между Ольстером и Коннахтом. В конце концов бык был захвачен
и приведен в лагерь Медб, где и состоялась его жуткая битва с Финнбенахом,
Белорогим Быком из Коннахта, в которой Финнбенах был убит и разорван в клочки.
После этого Донн Куальгне возвратился в Ольстер, где мирно умер.
ДОНН
В мифологии ирландских
кельтов известно несколько персонажей, носивших имя Донн. Один из них - бог
смерти. Другой - один из сынов Мил Эспэйна; его иногда отождествляли с богом
смерти. В предании о вторжении сынов Мил Эспэйна в Ирландии он выступает под
именем Эбер Донн. Кроме того, Донн - имя отца Диармайда уа Дуибхне.
ДРУИД
В культуре кельтов друид
выполнял роль жреца. Само название "друид" происходит, по мнению
исследователей, от друс, древнего названия дуба - дерева, посвященного самим
друидам. Помимо своей основной функции жреца, друиды были учителями, поэтами,
философами, прорицателями и судьями. Друиды являлись наиболее влиятельной силой
в кельтском обществе. Они отличались огромной образованностью во всех областях
знаний, и обучение друида продолжалось обычно не менее двадцати лет.
ДУБ
В культуре кельтов дуб
считался особо священным деревом, посвященным друидам. Так, высказывалось
предположение, что само слово "друид", возможно, происходит от корня
"дру", что означает "дуб". Друиды превращали дубовые рощи в
настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в
различных ритуальных обрядах. Омела, также использовавшаяся в таких обрядах,
паразитирует именно на дубе. Дуб почитали за его особую прочность и долговечность;
некоторые видели в нем земное воплощение всемирного Древа Жизни, связующего мир
смертных с Потусторонним миром. Дубы неизменно ассоциировались с небесами, и
многие кельтские рельефы и статуи, найденные в археологических раскопках, как
оказалось, сделаны из древесины дуба, что само по себе показывает, каким
почитанием пользовался дуб. Многие кельтские корабли также делались из дуба,
благодаря чему они отличались особой долговечностью. В эпоху христианизации
кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от
дубрав или отдельных дубов.
ДУН
Слово, означающее в разных
кельтских языках "крепость", "укрепление",
"форт".
ДУРРОУ см. ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ ДУША ИРЛАНДИИ
Реальная идентификация
"Души Ирландии", именуемого также "Свободой Ирландии" или
"Независимостью Ирландии", вызывает немало споров и остается неясной.
Правда, нет сомнений в том, что это существо было богиней и являлось как бы
персонификацией Ирландии. В этом качестве оно было одним из наиболее
значительных божеств ирландского пантеона. Ритуальное окружение этой богини
остается неясным, но она, несомненно, имела статус короля и совершала ритуальное
совокупление с победившим претендентом на королевский престол. Согласно
некоторым источникам. Душа Ирландии персонифицировалась в образе Медб; по
другим сведениям, она была олицетворением самой прекрасной женщины Ирландии, в
частности, Эдайн Эхраидх (см. КОНИ). Третьи полагают, что Душой Ирландии была
Банба (см. ЭРИУ).
ДЭЙР (1)
В мифологии ирландских
кельтов - правитель Куальгне, ставший хозяином Донна Куальгне, Бурого Быка из
Куальгне (см. главу 12).
ДЭЙР (2)
В мифологии ирландских
кельтов Дэйр считался сыном Финна Мак Кумалла. По легенде, он был проглочен
чудищем, но все же сумел выбраться из чрева зверя, заодно освободив и других
людей, проглоченных тем же чудищем.
Е
ЕВАНГЕЛИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ см. ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ
Ж
ЖЕЛТАЯ ЛЕКАНСКАЯ КНИГА см. ЛЕКАНСКАЯ ЖЕЛТАЯ КНИГА ЖЕЛТОЕ
ДРЕВКО
В мифологии ирландских
кельтов - одно из копий, принадлежавших Мананнану Мак Лиру. Мананнан вручил его
Диармайду, чтобы помочь тому одолеть Финна (см. главу 15).
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Существует очень немного
археологических находок, свидетельствующих, что у кельтов практиковались
человеческие жертвоприношения. Правда, найдено немало, так сказать, аномальных
типов захоронений, но необходимо провести четкую грань между людьми, умершими
естественной смертью и лишь после этого подвергшимися тем или иным религиозно
мотивированным обрядам, и теми, кто был ритуально убит, то есть собственно
принесен в жертву. Найдено достаточно много аномальных захоронений, но пока еще
не вполне ясно, имеем ли мы дело с останками людей, умерших естественной
смертью, или с жертвами массовых человеческих жертвоприношений. Так, например,
дети, погребенные под основаниями жервенников и святилищ, как правило,
обезглавлены, но трудно с уверенностью утверждать, умерли ли они, или были
сначала ритуально умерщвлены. Человек из Линдоу, молодой мужчина, которому
перерезали горло, нанесли смертельную рану копьем и задушили, а затем сбросили
в торфяник, считается убедительным свидетельством существования у кельтов
ритуальных убийств, однако ритуальное убийство могло могло играть и роль
наказания (смертная казнь), а вовсе не обязательно являлось человеческим жертвоприношением.
Но хотя археологические данные не дают достаточных оснований для того, чтобы
утверждать о бытовании у кельтов практики человеческих жертвоприношений, тексты
и сообщения многих античных авторов прямо указывают на такую практику, особенно
распространенную среди друидов. Так, древнегреческий писатель Страбон описывает
существовавшую у друидов практику: наносить раны жертвам и, наблюдая за их
предсмертными мучениями, составлять пророчества на будущее.
ЖИВОТНЫЕ
В мифологии и воззрениях
кельтов весьма важную роль играли животные - как домашние, так и дикие.
Превращения, вообще изменение облика - характерная черта кельтских легенд, и
очень часто люди и боги поневоле или по собственному желанию принимали облик
разных животных. Так, например, племянники Финна Мак Кумалла были превращены в
псов. Особенно важное место в культуре кельтов занимали олени и кабаны.
Основными домашними животными считались лошади, свиньи, овцы, быки и собаки, в
особенности - охотничьи гончие псы. Археологические раскопки показали, что
кельты приносили животных в жертву различным божествам (см. также главу 27).
З
ЗАКЛЯТИЕ см. ГЕЙС
ЗАЧАРОВАННАЯ СТРАНАВ мифологии валлийских кельтов -
название Дифеда.
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ см. ТИР ТАИРНИГИРИБ
ЗМЕЯ
В мифологии и воззрениях
кельтов змея ассоциировалась с плодородием и врачеванием, а также с
Потусторонним миром. Так, Сирона, богиня кельтов Галлии, ассоциировавшаяся с
врачеванием, изображалась со змеей, обвившейся вокруг ее руки. Благодаря своим
изививающимся движениям змея часто ассоциировалась с текущей водой. В одной из
легенд о герое Финне Мак Кумалле рассказывается, что он учился убивать водяных
змей. В мифологии кельтов бытовали различные легенды, связанные со змеями.
Самая известная из них повествует о Мейхе, сыне Морриган. Существовало
пророчество, что он принесет Ирландии беды и несчастья. Он родился с тремя
сердцами в груди, по одному на каждую ипостась характера своей матери, и в
каждом из этих сердец гнездилась змея. Это обнаружилось, когда он был убит и
Диан Кехт, бог врачевания, вскрыл его тело. Две змеи были немедленно сожжены, а
третья, по одной легенде, сумела спастись и стала со временем огромным змеем,
которого впоследствии убил тот же Диан Кехт. Так удалось предотвратить
исполнение пророчества о бедах и несчастьях для всей Ирландии.
И
ИАЛОН (ИАЛОНУС)
В мифологии кельтов Галлии
Иалон - божество, ассоциируемое с нивами и вообще с возделываемыми полями.
Существует предположение, что оно ассоциировалось и с полянами, поскольку слово
иало означает "поляна".
ИАНУАРИЯ
В мифологии кельтов Галлии
Иануария - женское божество, богиня, культовым центром почитания которой было
святилище Бейр-ле-Шатель в Бургундии. О ее корнях и роли известно очень мало,
хотя до нас дошла небольшая каменная статуэтка, изображающая молодую девушку с
вьющимися волосами. Статуэтка эта, считающаяся изображением богини, была
найдена в святилище. Девушка, высеченная из камня, облачена в складчатое
одеяние и держит в руке несколько труб. Последний факт дает основание
предполагать, что Иануария могла ассоциироваться с музыкой, хотя не менее
убедительной представляется и версия о ее связи с целительством, поскольку святилище
в Бейр-ле-Шатель посвящено именно целительству.
ИАТХ Н'АНАНН
Иатх н'Аннан - древнейшее
название Ирландии, происходящее, по всей видимости, от Ану, или Ана, -
альтернативного варианта имени Дану, богини-праматери.
ИБЕРИЯ
Предполагается, что в
древности, приблизительно ок. 900 г. до н. э. в Иберии, в состав которой
входили нынешние Испания и Португалия, существовали многочисленные поселения
кельтов. Согласно ирландской легенде, кельты, колонизовавшие Ирландию, прибыли
на остров из Испании. Кельты, жившие в Иберии, оказались втянутыми в войну
между Карфагеном и Римом и заплатили ужасную цену за свое участие в ней.
Карфагенский полководец Гамилькар Барка вторгся на южное побережье Иберии, а
его сын, знаменитый Ганнибал, решил высадиться в Иберии, чтобы напасть на Рим,
обойдя его с тыла по землям кельтов. Кельты заключили союз с Ганнибалом, и римляне
после падения Карфагена в 197 г. до н. э. жестоко отомстили им за этот сговор.
Римские легионы захватили и колонизовали земли иберийских кельтов, которых они
преследовали с особой жестокостью. Сервий Сульпиций Гальба в 151 г. до н. э.
даже приказал умертвить всех кельтов, сдавшихся в плен. Война между кельтами и
римлянами в Иберии продолжалась вплоть до середины I в. до н. э. После этого
оставшиеся в живых кельты постепенно ассимилировались и усвоили римский уклад
жизни.
ИВЕРИАДД
В мифологии валлийских
кельтов Ивериадд - одна из двух жен Ллира. Другой была Пенардун.
ИДРИС
В мифологии валлийских
кельтов Идрис - великан, по преданию, обладавший обширными познаниями в поэзии,
астрономии и философии. Его обиталищем считалась гора Кадайр Идрис в Гвинедде.
ИЗАЛ
В мифологии ирландских
кельтов - царь Золотых Столбов, у которого сыны Туиреанна должны были
заполучить семерых поросят (см. главу 8).
ИЗОБИЛИЕ см. КАМЕНЬ ИЗОБИЛИЯ
ИЗОЛЬДА см. ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА
ИКЕНЫ
Икены - одно из племен
древних бриттов, игравшее ключевую роль на землях англов. Особую известность
икенам принесла одна из их королев, знаменитая Будикка. Она была женой вождя
Прасутага. Икены заключили союз с триновантами и, объединившись с ними, напали
на римских интервентов. Во главе икенов встала Будикка, и под ее
предводительством восставшие одержали три важные победы над римлянами, но в
конце концов были разбиты и рассеяны.
ИКОВЕЛЛАВНА
В мифологии кельтов Галлии
Иковеллавна - богиня, пользовавшаяся особым почитанием на землях в окрестностях
Меца и Трира (современная Германия). По легенде, она покровительствовала
целебному источнику Саблон в Меце и, таким образом, ассоциировалась с
врачеванием. Каких-либо изображений богини не сохранилось.
ИЛБРЕХ
В мифологии ирландских
кельтов Илбрех - сын Мананнана. После того как Дагда утратил свою власть над
богами клана Туатха Де Данаан, Илбрех стал одним из пяти главных претендентов
на опустевший трон. В ходе вспыхнувшей вслед за этим войны он сражался на
стороне Каоилте против Лира (см. главу 12).
ИЛЛАН ПРЕКРАСНЫЙ
В мифологии ирландских
кельтов Иллан - один из сыновей Фергуса Мак Рота, вместе с отцом и братьями
преследовавший Дейрдр и Наоиза (см. главу 14).
ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ
Иллюминированные Евангелия
- книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами, создавались
кельтскими монахами на протяжении длительного времени; они считаются одним из
наиболее ярких памятников в общем наследии кельтской культуры, являясь заметным
вкладом в мировую художественную культуру в целом. Монахи, разумеется,
использовали для красок только натуральные пигменты, получая удивительные по
насыщенности и глубине синие, зеленые, желтые и прочие цвета. Три наиболее
ярких примера таких Евангелий - Келлская Книга, а также Линдисфарнское и
Дурроуское Евангелия.
Термин
"Евангелие" в старину относился не только к собственно четырем
каноническим Евангелиям (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), но и,
исходя из расширительного толкования этого понятия ("Евангелие"
по-гречески означает "Благая весть"), ко всему корпусу Нового Завета,
сборникам молитв, поучений, проповедей и т. п., то есть к церковным книгам,
несшим Благую весть о Христе (прим. перев.)
ИМБАС ФОРОСНАЙ
В мифологии ирландских
кельтов - особый ритуальный обряд, основанный на поверье о том, что тот, кто
съест кусочек сырого мяса с собственного большого пальца, обретет дар
всеведения и мудрости. По легенде, так поступил Финн Мак Кумалл после того, как
обжег большой палец руки, когда готовил лосося познания и мудрости, и таким
образом получил дар всеведения и мудрости.
ИМБОЛК, или ИМБОЛГ
Имболк у кельтов - один из
четырех ежегодных праздников, наряду с праздниками Самхейн, Белтейн и Лугнасад.
Он отмечался 1 февраля и ассоциировался с началом дойки овец. Этот праздник был
связан и с ирландской богиней Бригит. Впоследствии этот языческий праздник был
адаптирован христианской церковью и включен ею в число своих календарных
праздников, превратившись в день св. Бригитты.
ИММРАМ
Иммрам - название одного из
двух главных жанров древ-неирландской литературы; второй именовался эхтрай.
Иммрам - это история, повествующая о каком-нибудь долгом странствии; обычно это
- описание фантастического путешествия на некое островное королевство,
населенное людьми или сверхъестественными существами. Классический пример
такого путешествия - странствия Мэл Дуина (см. главу 17). Эхтай же - история,
описывающая путешествие одного или нескольких героев в фантастическую страну,
лежащую далеко за морями, или страну-невидимку, попасть в которую можно только
пройдя через сидх или надмогильный курган.
ИНАВАГ
В мифологии валлийских
кельтов Инаваг - один из семи оставшихся в живых спутников Брана
Благословенного в его походе против Матолвха, тогдашнего короля Ирландии. Бран
отправился в этот поход, чтобы вызволить Бранвен. Инаваг со своими уцелевшими
друзьями привез в Британию голову Брана и предал ее земле на горе Уайт Маунт в
Лондоне (см. главу 20).
ИНГКЕЛ
Согласно легенде ирландских
кельтов, Ингкел - чудище с одним глазом, в котором умещались сразу три зрачка.
Ингкел считался сыном короля Британии. Он был отправлен в изгнание в Ирландию и
там объединил свои силы с приемными братьями верховного короля Конэйр Мора и
некоторыми другими "диссидентами". Они устраивали грабительские
набеги на Ирландию и Британию, и в одном из таких рейдов убили отца, мать и
братьев Ингкела. Ингкел и шайка мародеров напала на приют Да Дерги, и во время
этого нападения был убит Конэйр (см. главу 11).
ИНДЕХ
В мифологии ирландских
кельтов - сын Домну и царь фоморов, отец Октриаллаха. Он был убит во второй
битве при Маг Туиред (см. главу 9).
ИНИС ВИТТРИН см. ГЛАСТОНБЕРИ ТОР
"ИНТЕРПРЕТАЦИО КЕЛЬТИКА"
Термин, используемый для
описания своеобразного слияния кельтских и римских религиозных культов.
Определенное число римских богов было включено в верования кельтов. Иногда
римским богам давались какие-нибудь чисто кельтские эпитеты-прозвища, например
Юпитер Таранис. Была у этого процесса и обратная направленность, когда уже
римляне принимали в свой пантеон отдельных кельтских богов, становившихся
составной частью римской культуры. Так, например, римляне назвали кельтскую
богиню Сулис, культовым центром которой был Бат, Сулис Минерва, что можно
считать оборотной стороной этого процесса, известной под названием "Интерпретацио
Романа" - термин, используемый Тацитом.
ИОЛДАНАХ
В мифологии ирландских
кельтов - эпитет-прозвище Луга, означающий "Повелитель всех искусств".
ИОРУАИДХ
В мифологии ирландских
кельтов Иоруаидх - королевство, правитель которого был хозяином пса, коего
невозможно было одолеть в бою. Пес этот мог схватить любого дикого зверя,
попадавшегося ему на глаза, и, кроме того, превращал в вино любую воду, стоило
ему только искупаться в ней. Поймать этого пса и привезти его в Ирландию - одна
из задач, возложенных на сынов Туиреанна в качестве наказания за убийство
Киана. Братья захватили короля Иоруаидха в плен и предложили освободить его
только при условии, что он отдаст им волшебного пса (см. главу 8).
ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ
По преданию, христианство
появилось в Британии в I в. после прибытия туда Иосифа Аримафейского, который,
согласно апокрифической легенде, был дядей Иисуса Христа. Предполагается, что
Иосиф привез с собой чашу, в которой Иисус Христос благословил вино во время
Тайной вечери и которая впоследствии получила широкую известность в качестве
Святого Грааля и стала объектом постоянных поисков. По преданию, Иосиф основал
в Гластонбери христианскую общину и спрятал в тайном месте чашу Тайной вечери.
Кроме того, в Гластонбери растет знаменитый терновник, разросшийся из веточки
от тернового венца Спасителя, посаженной Иосифом Аримафейским.
ИРЛАНДСКАЯ АРФА см. АРФА
ИСПАДДАДЕН ПЕНКАВР
В мифологии валлийских
кельтов у Испаддадена, имя которого означает "Повелитель великанов",
были настолько огромные и тяжелые веки, что их приходилось поднимать прочными
металлическими подпорками, чтобы он мог хоть что-то увидеть. Испаддаден был
отцом Олвен, руки которой так упорно добивался Куллвх (см. главу 24).
ИСТОЧНИКИ
Вода играла у кельтов
весьма заметную роль, но особенно важное значение имели источники и родники,
которым приписывались целебные свойства. Так как источники и родники по самой
своей природе изливают воду из-под земли, это давало основание наделять их
сверхъестественными свойствами; так, считалось, что они служат связующим звеном
между миром смертных и Потусторонним миром. В романо-кельтскую эпоху культ
целебных источников получил еще более широкое распространение. Именно в это
время кельтская богиня Сирона, ассоциировавшаяся с врачеванием, превратилась в
спутницу античного бога Аполлона. Одна из интереснейших особенностей культа
целебных источников в романо-кельтский период - широкая практика жертвенных даров
в виде больных органов и частей тела. Таким образом, если в жертву источнику
приносилось серебряное или какое-либо иное изображение руки, это означало, что
даритель надеется получить от духа источника исцеление больной руки.
ИТАЛИЯ
В V в. до н. э. кельты
расселились на обширной территории от Галлии до Италии. Они были воинственным
народом и около 390 г. до н. э. захватили Рим. Однако римляне жестоко отомстили
им во II и I вв. до н. э., вторгшись в Галлию и вынудив кельтов перебраться
далее, на земли Северной Европы.
"ИТИНИЭРАРИУМ КАМБРИАЭ"
"Итиниэрариум Камбриаэ"
- книга, написанная норманнско-валлийским хронистом и клириком Гиралдусом
Камбрензисом (ок. 1146 - ок.1223) после его путешествия по Уэльсу в 1188 г.
вместе с архиепископом Кентерберийским. Эта книга - важный источник для
изучения валлийских легенд, ибо автор, не утруждая себя разбором, записывал
буквально все, что слышал от местных
жителей.
ИТХ
В одной из легенд
ирландских кельтов Итх - один из сынов Мил Эспэйна, которые стали первыми
смертными - правителями Ирландии. Как показывает само название, пришельцы были
выходцами из Испании, и в той же легенде рассказывается, что Итх перым увидел
Ирландию с вершины одной из башен в Испании и решил отправиться на остров (см.
главу 10).
ИУБДАН
По легенде ирландских
кельтов, Иубдан - король эльфов Фэйлинна и супруг королевы Бебо. Он с женой
посетил Ольстер, чтобы собственными глазами повидать тамошних жителей, ибо Эйсирт,
его собственный бард, наложил на короля заклятие, предписывающее совершить этот
визит (см. главу 13).
ИУХАР
По легенде ирландских
кельтов, Иухар - сын Туиреанна, брат Бриана и Иухарбы. Трое братьев убили
Киана, сын которого, Луг, решил отомстить им (см. главу 8).
ИУХАРБА
По легенде ирландских
кельтов, Иухарба - сын Туиреанна, брат Иухара и Бриана (см. главу 8).
К
ККАДЕР ИДРИС
Буквально - "трон Идриса",
горная цепь в Гвинедд. По старинной легенде, тот, кто отважится в одиночестве
провести ночь на этом "троне", наутро либо обретет дар вдохновения,
либо сойдет с ума.
КАКМВРИ
В легендах Артуровского
цикла - слуга Артура. КАЛАТИН
В мифологии ирландских
кельтов Калатин и его двадцать семь сыновей пали от руки Кухулина. После его
смерти его жена родила шестерых сыновей-уродов, а Медб взяла их на воспитание и
обучила разным магическим чарам, чтобы они помогли ей одолеть Кухулина. Позднее
они воспользовались своим колдовским искусством в сражении с Кухулином, в
котором он и погиб (см. также главу 12).
КАМБЕР
В мифологии кельтов
Британии Камбер - сын Брута, брат Локринуса и Альбанактуса. После смерти своего
отца Камбер стал королем Уэльса, Локринус сделался королем Англии, а Альбанактус
- королем Шотландии. Камбер помог Локринусу разбить гуннов после того, как они
убили Альбанактуса.
* Разумеется, гуннов на
Британских островах никогда не было. Гунн (англ. сленг) - презрительное
прозвище немцев, т. е. германцев, которые действительно враждовали с бриттами и
валлийцами (прим. перев.).
КАМЛУАН
В легендах Артуровского
цикла - место мифической битвы, в которой Артур был ранен (см. главу 22).
КАОИЛТЕ
В мифологии ирландских
кельтов - герой фианов и кузен Финна (см. главу
15).
КАРАДАВК
В мифологии валлийских
кельтов Карадавк считался сыном Брана
Благословенного. Когда его отец отправился в Ирландию, чтобы покарать
Матолвха за жестокое обращение с Бранвен, сестрой Брана, он поручил Карадавку вместе
с шестью мужами управлять королевством в его, Брана, отсутствие. Когда же до подданных его королевства дошли
слухи о смерти Брана Благословенного,
Касваллан сверг Карадавка и захватил трон. Вскоре Карадавк
и его советники были убиты по приказанию Касваллана (см.
также главу 20).
КАРАКТАК см. КАРАТАК
КАРАТАК, или КАРАКТАК
Каратак был вождем
катувеллавнов - племени британских кельтов. Он возглавил борьбу против римских
интервентов, но Картимандуа, королева племени бригантов, выдала его римлянам.
По преданию, его отвезли в Рим, и император Клавдий помиловал его.
КАРАЮЩИЙ
В мифологии ирландских
кельтов - меч, принадлежавший Мананнану Мак, меч, разивший без промаха.
КАРМАРТЕНСКАЯ ЧЕРНАЯ КНИГА
Одна из "Четырех
древних валлийских книг"; написана в конце XII в. Включает в себя текст
поэмы, посвященной Гвин ап Нудду, считавшемуся богом войны и смерти, у которого
принц по имени Гвидни Гаранир искал покровительства, а также хотел узнать, где
находятся места погребения валлийских богов и полубогов; кроме того, в ее
состав входят и другие истории (см. главы 16, 20, 21). К числу трех других
древних валлийских книг относятся Книги Аневрина и Талиесина, а также
Гергестская Книга.
КАРРИДВЕН см. КЕРРИДВЕН.
КАРТИМАНДУА
По преданию, Картимандуа
была королевой племени бригантов, которая выдала Каратака римлянам.
КАСВАЛЛАН
В мифологии валлийских
кельтов Касваллан возглавил мятеж против Карадавка (см. главу 20).
КАТБАД, или КАТБАДХ
В мифологии ирландских
кельтов Катбад, чье имя сохранилось в нескольких фонетических вариантах, был
друидом при дворе Конхобара Мак Нессы. По преданию, Катбад был отцом Дехтире и,
таким образом, приходился дедом Кухулину. Именно Катбад, по преданию, изрек
пророчество, что Дейдр будет прекрасной девой, но красота ее принесет Ирландии
горе и гибель (см. также главы 12, 15).
КВМ-КАВЛВИДСКАЯ СОВА
В мифологии валлийских
кельтов - птица, обладавшая даром всеведения (см. главу 24).
КВН АННВН
В мифологии валлийских
кельтов квн Аннвн - "псы из преисподней", принадлежавшие Аравну.
КЕЛЛСКАЯ КНИГА
Распространение
христианства у кельтов ассоциируется с изящно украшенными, так называемыми
иллюминированными Евангелиями, создававшимися монахами-кельтами. Наиболее известными
из них являются Келлская Книга, находящаяся ныне в библиотеке Тринити Колледжа
в Дублине, где она хранится со времени правления Кромвеля. Свое название
Келлская Книга получила от одноименного монастыря в графстве Мет. По преданию,
Келлская Книга создана на острове Айона и была впоследствии перевезена в
Келлский монастырь из опасения, что ее могут похитить викинги, совершавшие грабительские
набеги на Айону, но первое письменное упоминание о ней содержится в
"Анналах Ольстера" под 1006 г. В этом тексте сказано, что книга была
похищена из монастыря, а спустя несколько месяцев возвращена, но все золото из
нее пропало. Книга датируется концом VII в., и в ее роскошном убранстве
присутствуют символы, характерные не только для кельтов (знаменитый орнамент
"переплетающиеся линии"), но и для пиктов и англосаксов. Кроме того,
в ее оформлении заметны следы влияния Византии. Как и другие иллюминированные
манускрипты, Келлская Книга содержит множество красочных иллюстраций в синих,
зеленых, желтых и красно-коричневых тонах, выполненных с использованием
натуральных пигментов.
Келлская Книга - один из наиболее выдающихся шедевров
кельтского искуства.
См. прим к статье
"Иллюминированные Евангелия" (прим. перев.)
КЕЛЬТОИ
Древние греки и римляне
называли кельтои (ке^от) северные племена варваров, постоянно угрожавшие им
вторжением из различных регионов Западной и Центральной Европы. По всей вероятности,
от этого слова и происходит этноним "кельты".
КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ
Кельтский крест - широко
известный артефакт кельтской культуры. Сохранилось несколько примеров таких
крестов, находящихся в Британии и Ирландии, в частности - на островах Айона и
Айлей в Шотландии, в Килмалкедаре в Ирландии и Лланнтвит Мэджор в Уэльсе (см.
ХОУЭЛЬТСКИЙ КРЕСТ). По мнению ученых, возраст некоторых из этих отдельно
стоящих крестов превышает двенадцать веков. Наиболее ранние кельтские кресты
были плоские и лишенные каких бы то ни было украшений, но более поздние
украшены богатой резьбой. Для этой резьбы характерен переплетающийся орнамент,
типичный для кельтской культуры, изображения переплетающихся спиралей и
рельефных элементов, причем последние, по-видимому, выступали в роли символов
Солнца - одного из главных объектов поклонения у древних кельтов. В числе
других символических сюжетов и мотивов таких резных украшений - животные,
мифические существа и сценки из Библии. Кельтские кресты часто воздвигались в
местах массовых собраний, нередко - на территории монастырских конгрегаций, а
отнюдь не в качестве надгробного памятника.
КЕЛЬТСКИЙ ЯЗЫК
Кельтские языки составляли
целую группу, представлявшую собой одну из ветвей индоевропейской семьи языков.
Иногда эту группу делят на континентальный кельтский, исчезнувший в наше время
язык, на котором говорили примерно с 500 г. до н. э. до 500 г. н. э. на землях
от Черного моря до Иберии, и островной кельтский, который подразделялся на
бриттский (язык кельтов о. Британия) и гойдельский-гэльский, или ирландский
кельтский. Гэльский язык филологи часто обозначают как р-кельтский, а бриттский
- как Р-кельтский, поскольку в языке бриттов звук "к" уступает место
"п". Сравним, для примера, ирландское слово "кинн" и валлийское
"пен". И то и другое слово имеют значение "голова".
Предполагается, что эти две языковые группы начали развиваться независимо друг
от друга около двух с половиной тысяч лет тому назад. Гойдельский кельтский лег
в основу ирландского и шотландского гэльского, а также почти забытого теперь
мэнкского гэльского.
КЕЛЬТЫ
Слово "кельты"
впервые встречается у древнегреческих авторов. Греческое слово кельтои означало
"люди, живущие скрытно". Ассоциации со скрытным образом жизни, по
видимому, возникли благодаря тому факту, что, хотя эти племена и были знакомы с
письменностью и даже оставили в древности отдельные надписи, в частности, на
надгробных камнях и керамике, они упорно не посвящали никого в тайны своих
легенд и преданий и вплоть до VI в. н. э. никогда не записывали их. По всей
вероятности, у кельтов существовало нечто вроде наложенного на них друидами
запрета на запись любых сведений. Таким образом, на письменность
распространялось строжайшее табу. Предполагается, что родиной кельтов была
Центральная Европа, точнее - земли в бассейне Дуная, в Альпах и части Франции и
Германии, и сложились они как группа племен ок. 1200 г. до н. э. Первоначально
они занимались земледелием, но стали первооткрывателями железа. Около VI в. до
н. э. они, вероятно, расселились в Испании и Португалии. Спустя еще несколько
веков они обосновались в Британии, северной Италии, Греции и на Балканах. В
отличие от римлян кельты не создали единой мощной империи, сохраняя
родоплеменной уклад. В I в. до н. э. они были вытеснены с континента римлянами
и германскими племенами, и земли их обитания ограничились Ирландией, Англией и
Уэльсом. Римское вторжение на о. Британия в 43 г. н. э. еще больше сократило
ареал кельтов, а появление в V в. англосаксов вообще оттеснило их на отдаленные
окраины Британии. Таким образом, под натиском римлян и в результате экспансии
германских племен цивилизация кельтов была практически уничтожена. Наиболее
стойкие ее остатки сохранились в Ирландии, не знавшей римского владычества.
КЕНН КРУИАХ см. ТАЙГЕРНМАС
КЕРМЭЙТ
В мифологии ирландских
кельтов - одно из имен Огмы.
КЕРРИДВЕН, или КЭРРИДВЕН
В мифологии валлийских
кельтов Керридвен - мать ужасно уродливого сына, Афагдду, и прелестной дочери,
Крирви. Чтобы хоть как-то вознаградить Афагдду-за его отталкивающую внешность,
Керридвен решила наделить его дарами мудрости, вдохновения и всеведения, сварив
для этого магический напиток в волшебном котле. Однако эти дары из-за
небрежности стража перешли к Талесину (см. главу 23). По преданию, Керридвен, в
наказание за эту оплошность, отправила стража, охранявшего котел, в котором
варился магический напиток вдохновения и познания, в подземное царство. В
легендах ассоциируется со свиньей и плодовитостью.
КЕТЕ
В мифологии ирландских
кельтов - один из сыновей Диан Кехта (см. главу
8).
КЕТЕЛЕНН
В мифологии ирландских
кельтов - жена Балора.
КИАН
В мифологии ирландских
кельтов Киан был сыном Диан Кехта, бога врачевания. У Киана была волшебная
корова, которую похитил Балор, и Киан отправился за ней на остров Тори. Оказавшись
на острове, он сумел найти дорогу к Стеклянной Башне, в которой Балор держал в
заточении собственную дочь, Этэйн, чтобы никто из мужчин не мог даже
приблизиться к ней. Таким путем Балор стремился избежать исполнения пророчества
о том, что он падет от руки своего собственного внука. Киан, как гласит легенда,
полюбил Этлинн, и она родила ему сына, получившего имя Луг, который
действительно убил Балора (см. также главы 8, 13).
КИАРАН, СВ. см. АЙЛЕЙ
КИГФА
В мифологии валлийских
кельтов Кигфа была женой Придери. Она вместе с Придери пережила различные приключения;
их спутниками были Манавидан и Рианнон (см. главу 20).
КИЛ КОЭД см. ЛЛВИД
КИЛГВРИЙСКИЙ ЧЕРНЫЙ ДРОЗД
В мифологии валлийских
кельтов - древняя птица, обладающая мудростью и всеведением (см. главу 23).
КИЛДАЛТОНСКИЙ КРЕСТ см. АЙЛЕЙ
КИЛИДД
В мифологии валлийских
кельтов Килидд считался супругом Голейддидд и отцом Куллвха.
КИЛЛАРАУС
По легенде ирландских
кельтов, Киллараус - гора в графстве Килдаре, с которой Мирддин перенес
каменное кольцо, известное как Кольцо Великанов. По преданию, он вновь воздвиг это
кольцо в знаменитом Стоунхендже.
КИЛЛМОЛИС
После принятия христианства
кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей,
эльфов и т. п.; к числу таких существ относились и киллмолисы.
КИЛЛМАКЕДАР
В Киллмакедаре на полуострове
Дингл в Керри, Ирландия, сохранился кельтский крест достаточно необычной формы.
Вершина креста имеет форму квадратной головы, а сам крест получил название
Крест - солнечные часы, поскольку в старину бытовало поверье, что он выполнял
роль примитивных солнечных часов. Возраст креста датируется примерно концом VII
- началом VIII вв.
КИЛХОНАН см. АЙЛЕЙ
КИНДДЕЛИГ
В мифологии валлийских
кельтов Киндделиг - провожатый на охоте на вепря Тврх Трвита (см. главу 24).
КИНЕДИР ВИЛЛТ
В мифологии валлийских
кельтов Кинедир Виллт - предводитель охотников, участвовавших вместе с Мабоном
в охоте на вепря Тврх Трвита (см. главу 24).
КЛАН БАОИЗГНЕ
В мифологии ирландских
кельтов - семейство, во главе которого стоял Кумалл, отец Финна. Клан Баоизгне
потерпел поражение в битве при Кнухе (сегодня - Каслкнок, неподалеку от Дублина)
от клана Морна, возглавляемого Голлом. В этой битве Кумалл пал от руки Голла
Мак Морна. Клан Баоизгне, во главе которого встал Финн, долго преследовал
Диармайд, но в конце концов был вновь разбит в решающей битве при Габре (см.
главу 15).
КЛАН МОРНА
В мифологии ирландских
кельтов - семейство, возглавляемое Голлом Мак Морна и одержавшее победу над
кланом Баоизгне в битве при Кнухе. Клан Морна защитил Диармайда от преследования
со стороны Финна и нанес поражение клану Баоизгне в битве при Габре (см. главу
15).
КЛИОДНА
В мифологии ирландских
кельтов Клиодна - королева Мунстера.
КЛУД
В мифологии ирландских
кельтов Клуд, по всей вероятности, была богиней реки Клайд и матерью Гвавла фаб
Клуд.
КЛЮЧ
Ключ присутствует на
изображениях некоторых кельтских богинь. Предполагается, что ключ
символизировал способность данной богини открывать врата, ведущие в
Потусторонний мир, и тем самым - способность позволять своим почитателям
свободно переходить из одной жизни в другую.
КНИГА АНЕВРИНА см. АНЕВРИНА КНИГА
КНИГА БАЛЛИМОТСКАЯ см. БАЛЛИМОТСКАЯ КНИГА
КНИГА БУРОЙ КОРОВЫ
Название, данное в XI в.
книге, в составе которой до нас дошла знаменитая сага "Похищение быка из
Кульгне". По преданию, Книга Бурой Коровы была написана на коже любимой
коровы, принадлежавшей св. Киарану. Написал же ее писец Маэл Муйре (Мэлмуири),
погибший в 1106 г. от рук грабителей (см. также главу 12).
КНИГА ЗАВОЕВАНИЙ см. ЛИБХАР ГАБХАЛА ЭЙРЕАНН
КНИГА ЛЕЙНСТЕРСКАЯ см. ЛЕЙНСТЕРСКАЯ КНИГА
КНИГА ЛЕКАНСКАЯ см. ЛЕКАНСКАЯ КНИГА
КНИГА ЛИСМОРСКАЯ см. ЛИСМОРСКАЯ КНИГА
КНИГА ТАЛИЕСИНА см. ТАЛИЕСИН
КНОУТ
Доисторический погребальный
курган в окрестностях Дрогхеды в графстве Лут, составная часть так называемого
Бруг-на-Бойн (см. главу 11).
КОБЛИНЫ
После принятия христианства
кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей,
эльфов и т. п.; коблины, в частности, были гномами рудников (см. также главу
26).
КОЗЕЛ
В мифологии и воззрениях
древних кельтов козел считался символом плодородия. Козла часто изображали
рядом с римско-кельтским богом Меркурием, причем козел в некоторых аспектах был
взаимозаменяемым символом с бараном, также считавшимся олицетворением
плодородия. Как и баран, козел неизменно ассоциировался с агрессивностью, в
частности - сексуальной. Рогатые боги - не редкость в культуре кельтов. Нередко
такие рога напоминали бараньи, а еще чаще - оленьи; иногда на головах божеств
красовались и козлиные рога.
КОЛЕСНИЦЫ
Колесницы имели для кельтов
огромное значение, особенно на поле боя. Столь же важную роль они играли и в
качестве религиозно-ритуального транспортного средства; так, богинь часто
изображают мчащимися на колеснице. Для доказательства того, насколько заметную
роль играли для кельтов колесницы, достаточно привести тот факт, что умерших
представителей знати кельтского общества зачастую возлагали на погребальный
костер вместе с колесницами, повозками или тележками. Особенно характерно это
для Халльштаттского периода.
КОЛЕСО
В романо-кельтский период
колесо считалось солярным символом, по всей видимости, потому, что оно, будучи
круглым, внешне напоминает солнце, а его спицы похожи на солнечные лучи. Кельты
нередко клали в могилу маленькие модели колеса, видимо, полагая, что эти
солнечные символы будут освещать умершему путь в Потусторонний мир.
КОЛУМБА, СВ., или КОЛУМКИЛЛ см. АЙОНА; АЙЛЕЙ и главу 17.
КОНАЛЛ КИРНАХ, или КЕРНАХ
В мифологии ирландских
кельтов бьыо несколько персонажей, носивших имя Коналл, и их нередко путают
друг с другом. Наибольшей известностью из них пользовался Коналл Кирнах, Коналл
Победитель. Он был одним из воинов, претендовавших на честь первым разрезать
тушу жареного быка на пиру у Брикриу.
КОНАН
В мифологии ирландских
кельтов Конан Мак Морна или Конан Лысый - один из фианов, отличавшийся своим
комическим характером (см. главу 14).
КОНАНН МАК ФЕБАР
В мифологии ирландских
кельтов Конанн Мак Фебар - король фоморов, построивший знаменитую Стеклянную
Башню.
КОНЕЧНОСТИ (ЖЕРТВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ)
В древности у кельтов
существовал обычай в случае болезни подносить божествам, а также различным
целительным жертвенникам и святилищам изображения больных конечностей. Такие
изображения делались из дерева или камня. Помимо конечностей, не редкостью были
и модели груди, головы, глаз и различных внутренних органов. По-видимому, предполагалось,
что такое жертвенное изображение конечности или какого-либо органа, поднесенное
богу или богине, должно побудить их исцелить от болезни соответствующую часть
тела просителя. Доказательства практики поднесения таких жертвенных изображений
были обнаружены во многих раскопках. Обычай принесения в жертву изображений
различных органов не был прерогативой исключительно кельтов. Такая же практика
существовала и у других древних народов.
КОНИ
Кельты, как это со всей
определенностью показывают артефакты, найденные в древних захоронениях, были
искусными всадниками, а на битву со своими врагами часто выезжали на боевых
колесницах. Особое уважение, которое питали кельты к коням, наглядно
демонстрируют статуэтки и резные рельефы, обнаруженные на стоянках древних
кельтов во многих странах Европы, в том числе изображения лошадей в натуральную
величину, высеченные на скалах, обычно - известняковых. Пример таких рельефов -
Белый Конь из Уффингтона, что неподалеку от Оксфорда. Кельты почитали коней не
только за ту важную роль, которую те играли в сражениях, но и за быстроту,
красоту, сексуальную силу и плодовитость. Значение коня в культуре кельтов было
настолько велико, что обычной практикой были жертвоприношения коней и
всевозможные ритуальные обряды, связанные с погребениями лошадей. В некоторых
захоронениях эпохи Бронзового века найдены останки не только людей - князей и
колесничих, - но и коней, и повозок и колесниц, использовавшихся для
путешествий в загробном мире. Важную роль, которую играли для кельтов кони,
показывает их обыкновение изображать своих божеств верхом на конях. Эти
боги-всадники часто имеют облик воинов. Некоторые святилища кельтов доримской
эпохи на землях Южной Галлии были украшены резными каменными рельефами с
изображениями верховых воинов. Особым почитанием боги-всадники пользовались у
племен катувелланов и кориэлтавров в Восточной Британии Кельты Галлии
поклонялись богине лошадей, Эпоне, которую нередко отождествляли с Эдэйн
Эхраидхе в Ирландии и Рианнон в Уэльсе Изображения Эпоны найдены на нескольких
сотнях камней, обнаруженных на землях прежней Галлии.* Эпона также пользовалась
особым почитанием и у римлян, которые тоже поклонялись ей как богине, однако у
римлян она чаще ассоциировалась с зерном, земными плодами и, несколько позднее,
с плодородием.
* Любопытный факт. Само
название Галлии на немецком языке (а земли Южной Германии тоже входили в состав
римской Галлии) звучит как Gaul,
что означает "конь, скакун", - несомненное свидетельство особой роли
коней (прим. перев.)
КОНН (3)
Согласно старинной
ирландской легенде, Конн "Сражающийся Против Ста" был Верховным
королем Ирландии, отцом Конлы (2) и дедом Кормака (см. главу 14).
КОНН (1)
В мифологии ирландских
кельтов - один из троих сыновей Миодхаоина. Был убит вместе с двумя своими
братьями, Корком и
Аэдхом, когда попытался отомстить сынам Туиреанна за смерть своего отца (см.
также главу 8).
КОНН (2)
В мифологии ирландских
кельтов - младший сын Лира и Аобх. Злая мачеха Аоифе (1) превратила его вместе
с братьями Аэдом и Фиахтрой и сестрой Фиануалой в лебедей (см. также главу 11).
КОННАХТ
По старинной ирландской
легенде, Коннахт был одной из провинций, на которые клан Фир Болг разделил
Ирландию. По традиции Коннахт считался главным соперником и врагом Ольстера.
Королева Коннахта Медб боролась с воинами Ольстера за право владеть Донном
Куальгне, огромным Бурым Быком из Ольстера (см. также "Похищение быка из
Куальгне").
КОНЛА (2) см. КОНН (3)
КОНЛА
В мифологии ирландских
кельтов Коннла, иногда выступающий под именем Коналл, возможно - вследствие контаминации
с Коналлом Кирнахом, был сыном Кухулина и Аоифе (2). Он вырос и, став славным
воином, возвратился в Ирландию, где убил Коналла Кирнаха, но затем был убит
своим собственным отцом, Кухулином (см. главу 12).
КОНХОБАР МАК НЕССА
В мифологии ирландских
кельтов Конхобар Мак Несса - сын Нессы. Его мать, Несса, была женой великана
Фахтны, но, согласно одной из легенд, Фахтна не мог быть отцом Конхобара. На
самом деле Конхобар был сыном друида Катбада. Конхобар стал королем Ольстера
после того, как Несса согласилась либо выйти замуж за Фергуса Мак Рота, либо
вступить в связь с ним, если он позволит ее сыну хотя бы на один год занять его
трон В конце года Конхобар отказался покинуть трон, и Фергус был отправлен в
ссылку. Конхобар созвал в Эмайн Маху свою свиту, отряд славных воинов -
знаменитую Красную Ветвь.
Конхобар женился на Дейрдр, но она бежала с Наоизом, и
Конхобар пустился в погоню за ними (см. главу 15); (см. также главы 12, 16).
КОНЭЙР МОР
В мифологии ирландских
кельтов Конэйр Мор, согласно некоторым источникам, был сыном Эохаидха Эйремха
от его собственной дочери. О том, как это случилось, см. МИДХИР. После рождения
на него были наложены различные заклятия (гейсы), но он решил пренебречь ими. В
частности, он нарушил запрет отправиться в приют Да Дерги и нашел там свою
смерть (см. главу 11).
КОРАНАЙДЫ
В мифологии валлийских
кельтов коранайды - племя низкорослых людей, способных слышать любое слово по
всей Британии, даже если оно было произнесено шепотом. Коранайды были одним из
бедствий, обрушившихся на остров в правление Ллудда. Ллудд и его брат Ллефелис
придумали хитроумный план, как отравить коранайдов (см. главу 26).
КОРК
В мифологии ирландских
кельтов - один из трех сыновей Миодхаоина. Был убит вместе с двумя своими
братьями, Аэдхом и Конном, когда попытался отомстить сынам Туиреанна за смерть
своего отца (см. также главу 8).
КОРМАК МАК ЭЙРТ
В мифологии ирландских
кельтов Кормак Мак Эйрт является персонажем нескольких историй, хотя
исследователи высказывали предположение, что это - один из реальных
исторических королей, правивших примерно в середине II в. н. э. По преданию,
был отцом Кэйрбр и Грайне.
КОСТЯНАЯ ТЮРЬМА см. АЭТ И АНОЭТ
КОТЕЛ
Котел - излюбленная тема
кельтской мифологии. Так, у Дагды был неисчерпаемый котел, от которого никто не
уходил голодным. Бран Благословенный вручил Матолвху волшебный котел, который
исцелял раненых и воскрешал мертвых. В археологических раскопках на многих
землях, населенных в древности кельтами, были обнаружены котлы. У кельтов
существовал обычай прятать котлы, бросая их в озеро или болото, что нередко
являлось и жертвой богам, приносимой по обету. Один из таких котлов -
знаменитый Гундерструпский котел.
КРАСНАЯ ВЕТВЬ
В мифологии ирландских
кельтов Красная Ветвь - название отряда выдающихся воинов, собравшихся при дворе
Конхобара Мак Нессы. Об источниках происхождения этого названия высказывались
различные мнения. Некоторые полагают, что оно объясняется тем, что воины обычно
собирались в красном зале во дворце короля в Эмайн Махе. Другие считают, что
имя отряду дал Росс Красный из Ольстера.
КРАСНАЯ ГЕРГЕСТСКАЯ КНИГА см. ГЕРГЕСТСКАЯ КРАСНАЯ КНИГА
КРАСНОЕ КОПЬЕ
В мифологии ирландских
кельтов - одно из копий, принадлежавших Мананнану Мак Лиру. Мананнан вручил его
Диармиду, что помочь ему спастись от Финна (см. главу 15).
КРАСНЫЕ ШАПОЧКИ
После принятия христианства
кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей,
эльфов и т. п.; красные шапочки были существами этого же порядка (см. также
главу 26).
КРЕЙДХН
В мифологии ирландских
кельтов Крейдхн - один из триады богов - покровителей ремесел. Считался
патроном медников и жестянщиков. Двое других, иногда называемьхх его братьями и
носивших имена Гоибниу и Лухтэйн, трудидись не покладая рук, чиня и изготовляя
оружие богам клана Туатха Де Данаан.
Оружие их было волшебным, и тот, кому оно наносило рану, уже никогда больше не
мог поправиться (см. также главу 7).
КРИРВИ
В мифологии валлийских
кельтов - дочь Керридвен (см. главу 22). КРОЙДДИЛАД
В мифологии валлийских
кельтов - дочь Ллуда, за руку которой каждый год вели поединки Гвин и Гвитир
(см. главу 18).
КРОММ КРУАХ
В мифологии ирландских
кельтов - золотой идол, стоявший в древности на Равнине Поклонения (Маг Слехт),
которому поклонялся король Тайгернмас. Кромм Круаху приносились человеческие
жертвы.
КРУГ
Мотив круга, в частности
концентрических окружностей, занимал видное место в культуре кельтов. Он,
подобно колесу, мог ассоциироваться с солнцем, а также служить символом вечности.
КРУГЛЫЕ ДОМА см. ДОМА
КУ РОЙ МАК ДАИРИ
В мифологии ирландских
кельтов Ку Рой Мак Даири был королем Мунстера и одновременно чародеем. Он
упоминается в нескольких легендах, связанных с именем Кухулина (см. главу 12).
КУ
В мифологии ирландских
кельтов - один из сыновей Диан Кехта (см. главу 8).
КУЗНЕЦ
Кузнечное ремесло играло
важную роль в культуре кельтов, не в последнюю очередь в связи с тем, что
именно кузнецы делали оружие, значение которого для столь воинственного народа,
как кельты, просто невозможно переоценить. Умение сделать из куска руды, по
виду неотличимого от простого камня, какое-нибудь оружие, например наконечник
копья, пользовалось столь огромным почетом и уважением, что кузнецам часто
приписывались сверхъестественные способности. Археологические раскопки показали
существование у кельтов своего рода культа кузнечного дела. Так, в северных
районах Британии, в Дурхэме и Йоркшире, были найдены керамические черепки,
украшенные изображениями инструментов, связанных с кузнечным делом. Кроме того,
в Сандерленде было найдено бронзовое изображение кузнеца, а на раскопках в
Нортумберленде археологи нашли целую фигурку бога-кузнеца, крепившуюся к
керамическому сосуду. Бог-кузнец изображен стоящим перед наковальней, держа в
одной руке клещи, а в другой - молот, то есть атрибуты кузнечного ремесла.
Керамика, из которой сделано это изваяние, датируется примерно II в. н.э. В мифологии
кельтов фигурируют несколько богов-кузнецов. Так, например, в ирландской
легенде Гоибниу неустанно кует волшебное оружие для богов и, кроме того,
выступает в роли Гобан Саэра, Гоибниу Зодчего. Аналогом Гоибниу в валлийской
мифологии был Гофаннон.
КУЛЛВХ
В мифологии валлийских
кельтов - сын Килидда и Голейддидд. Когда его мать умерла, Килидд женился
опять, хотя первая жена заклинала его не делать этого и попыталась было
вымолить у него клятву, что он этого не сделает. Новая жена отца, мачеха
Куллвха, настаивала, чтобы он женился на ее дочери, а когда тот отказался,
наложила на него заклятие, что он сможет взять в жены только Олвен, дочь
грозного великана Испаддадена (см. главу 24).
КУХУЛИН
В мифологии ирландских
кельтов имя Кухулина стало синонимом славного воина. О нем сложено множество
легенд, которые иногда переплетаются друг с другом. Так, считается, что он был
сыном Дехтире, но, по всей вероятности, не от ее законного мужа, Суалтама.
Скорее всего он был сыном Луга, хотя некоторые старинные авторы утверждают, что
на самом деле его отцом был Конхобар Мак Несса. В детстве он носил имя Сетанта.
Будучи женат на Эмер, Кухулин неоднократно увлекался другими женщинами. Одной
из них была Фанд. По преданию, он отверг пылкую страсть и домогательства
Морриган, за что и
заслужил ее злобную
ненависть (см. ГОЛОВА; см. также главы 12, 13).
КЭДБЕРИ см. САУТ
КЭДБЕРИ, ЗАМОК
КЭЙРБ
В мифологии ирландских
кельтов имя Кэйрб носили несколько персонажей, из которых наиболее известен
Кэйрб, сын Кормака Мак Эйрта, ставший королем Ирландии. Отказавшись платить
дань фоморам, он начинает войну против них и наносит им поражение в Гарбре. Во
время поединка он убил их короля Оскара, но и сам был смертельно ранен им.
КЭР ЛОЙВ см. МАБОН.
КЭР (1)
В мифологии ирландских
кельтов Кэр была дочерью Этал Анубала, которую полюбил Оэнгус, увидев ее во сне
(см. главу 11).
КЭР (2)
По-валлийски - крепость,
замок.