Индийская
философия: энциклопедия./ отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. –М.: Вост.
лит., 2009. –950 с
МЕДИТАЦИЯ. Данное зап. слово
употребительно в работах по инд. религиям (реже философиям) и, как может
показаться, имеет закрепленное значение. Однако на санскрите, пали и тиб. языке ему соответствуют не один, а десятки общих и
частных терминов с весьма различными и точными смыслами.
Соотнесение же совр. расхожей
мечтательно-расплывчатой «М.» с действительностью инд. цивилизации вообще
крайне зыбко. Из подлинных терминов особо важны дхьяна,
дхарана, йога, бхавана (тиб. гом — «тренировка,
культура»), нидидхъясана («усиленное и намеренное
продумывание»), самадхи («собранность» или
«сосредоточение»), кармастхана (букв, «место работы»
— в будд, традициях родовое название конкретных
упражнений), шаматха, випашьяна.
Ниже слово «М.» будет обобщенно обозначать лишь методы
психич. тренировки и развития. Ранее зап. исследователи и интерпретаторы инд. философии, как
правило, оставляли М. без внимания — в силу убежденности в том, что филос.
работа сводится к теоретизированию о предельно значимых предметах. Поэтому им
не приходило на ум опробовать М. самим; настоятельные же советы инд. мыслителей
(Буцды Шакьямуни, Асанги, Шанкары и др.) заниматься
М. игнорировались или вызывали неловкость как посягательство на суверенность
мысли. Однако инд. традиция дает основания утверждать, что философию не удается
безнаказанно редуцировать к одному из видов интеллектуальной деятельности без
утраты ее специфики, т.е. не превратив ее в естествознание, лингвистику и т.п.,
поскольку философия непременно изменяет сознание и жизнь (одним словом, бытие)
философа, В наст. вр. это стало убеждением мн. исследователей, нередко
становящихся также и последователями инд. философий.
В историч. действительности
инд. философии М. имела следующие функции:
1.
Источника метафизич. убеждений, что отмечено уже в «Брахмаджала-сутте» (V-IV вв. до
н.э., текст входит в состав Типитаки):
как сообщает в ней Будда, такие убеждения, как извечность «Я» и мира,
монотеизм, политеизм, — суть принятые кем-то как истинное содержание различных
медитативных опытов.
2.
Обретения опыта, позволяющего понять филос. проблему и предложенные в текстах
решения ее, а далее компетентно принять одно из решений либо придумать новое.
Вот два примера. А) Онтологич. основоположение
санкхьи о различности Пуруши
и Пракрити прозрачно явлено в опыте волевой М., когда
все психич. содержания и процессы, т.е. весь организм
сознания, намеренно объективируются: я их растождествляю
с собою, усилием удерживаю это растождествление, сам
же пребываю чистым тождеством «я есмь я». В этой М.
легко отслеживаются также события возрастания или убывания ясности сознания,
что соответствует в текстах саттве и тамасу, а равно и побудке к действию, т.е. гуне раджас. Обрести такой опыт
после регулярных попыток нетрудно, но, к несчастью, в обсуждающих традицию санкхьи текстах на рус. и зап. языках вовсе нет следов
наличия данного опыта у их авторов; нет у них потому и понимания основ этой
онтологии, имеется лишь пересказ чужих слов, так что приходится их счесть
простыми доксографами. После такого опыта, к-рый
открывает (а отнюдь не закрывает) пространство размышлений, можно заняться
проблемой множества пуруш (чего опыт не решает),
озадачиться вопросом, пределен ли этот опыт (имея этот опыт, можно и не становиться
сторонником санкхьи) и т.д., и все это — нормальная филос, работа, но начало и сама
осмысленная возможность ее взяты из М, Б) Действительность психич.
инстанции манаса, общая для ньяи,
вайшешики и школ будд,
философии, доступна в медитативном опыте
самонаблюдения, подобного феноменологическому. В нем впервые становится заметно
то, что в текстах осмыслен как действие сам манас (в
отличие от санскр. слова manas или понятия манас, ибо сам манас — это не
понятие манаса): невозможно сознательным вниманием
одновременно, разом предпринять два разных действия. Но чтобы обнаружить эту
априорную черту, приходится, поупражнявшись, вероятно, впервые обнаружить, что же это такое — намеренное внимание, а также его фокус и
периферия. Иначе манас остается исследователю
непонятен, причем мощь филос,
мышления нимало не помогает делу, и это по прочтении интерпретирующих текстов
вполне очевидно любому, успешно выполнившему данную М.
3.
В приложении к человеку, осваивающему некоторую философию, М.
давала бесценный инструмент, позволяющий соединить убеждения с жизнью, сделать
случайным и преходящим противоречие между ними, благодаря чему у личности был
шанс воплотить данную философию в действительности: привести свое повседневное
реагирование в гармонию с филос. воззрениями и добиться того, чтобы
желательные, согласно определенному убеждению, реакции сделались спонтанными и
естественными. Дадим здесь две будд,
иллюстрации, одну — из области нравственной философии, другую — из онтологии.
Вот первая. Тезис: «Мои враги суть мне учители». Краткое обоснование: «Гнев пагубен.
Для его объекта — в самый момент проявления гневной страсти, зато для
гневающегося — и в самый момент (гневаться неприятно, лицо гневливца
безобразно, всяк бы предпочел радоваться), и впоследствии (в силу устройства
человеческого общежития, да и согласно карме). Но если нет конфликтов, то своей
гневливости не заметишь. В столкновении же с личными врагами гнев явно переживается,
и вот тогда-то самое время его изживать и преодолевать. Стало
быть, враги суть непременные условия ситуации изживания гнева. Самим
своим наличием они учат меня избавляться от него, а значит, они для меня —
учители безгневия». Это — мудрые мысли зрелого
человека, но до М. на данную тему — не мои мысли, даже если я с ними
согласился. М. заключается в многократном продумывании этих мыслей, чтобы они
сделались моими. Когда упражняющийся замечает, что продумывание
дало искомый результат, а именно, вспомнив о своем враге, относишься к нему как
к учителю, а не супостату, надлежит тотчас перестать думать и перевести фокус
внимания на новое эмоциональное отношение, удерживая его, покуда оно не
поблекнет или не сменится старым шаблоном, а затем вернуться к продумыванию.
В описанной процедуре первая фаза называется «аналитич.
М.» и точно соответствует европ. мышлению, т.е.
осознанному, целенаправленному и сосредоточенному использованию ума для решения
задач. Вторая фаза — «удерживающая М.», и в ней-то убеждение становится
действенным и подлинным.
И вторая иллюстрация. Прекрасные (нежная сговорчивая
красавица, яства) или отвратительные (отъявленный мерзавец, экскременты) вещи или существа мира производят на
меня сильнейшее впечатление, воспроизводят и углубляют мою несвободу. Я
понимаю, что несвобода нежелательна сама по себе, и хочу свободы. Теперь
спрашивается: каков способ бытия вещей в мире? Если они на самом деле есть и
среди них есть вещи сами по себе прекрасные или мерзкие, то положение дел в
принципе неисправимо, и мне остается только, не желая терять свободу, с
переменным успехом уклоняться от встречи с ними. Зато
если филос. исследование покажет, что вещи сами по себе никакие, не хороши и не
плохи — а это в будд. традиции именно так, поскольку
у вещей нет сущности, — то моя свобода вполне осуществима. Нужно лишь доказать
этот онтологич. тезис самому себе, а затем научиться
в любых обстоятельствах не забывать этой доказанности и поступать с вещами
согласно тому, что сущности у них нет и не было. И здесь опять первая задача — филос.-интеллектуальная, по-своему
решаемая любой школой будд, мысли, вторая же —
медитативная и решается — напр., в традиции мадхьямаки
— в ходе М. о пустоте (шунъята).
Благодаря М. как технике приобщения к определенной
философии личность осваивающего традицию философа может прийти в такое
отношение со своим мировоззрением, к-рое
неотличимо от отношения к нему первооткрывателя или классика. Т.о., мы обретаем
достаточно действенное средство борьбы с величайшим бедствием в историч. существовании философии: утратой смысла и духа и
заменой их словами как знаками былых чужих мыслей.
Некоторые важные разновидности М.
(ср. шаматха, випашъяна)
служат также задаче изживания психич. фантазмов, к-рые в противном
случае непременно затрудняют и замутняют филос. мышление
вплоть до его утраты (из-за постоянного отвлечения на сугубо личное) или
извращения (то, что в глубинной психологии называется «интеллектуализацией»). Благодаря такой медитативной выучке
есть большие основания надеяться, что занимавшийся философией, писавший филос.
тексты автор решал новые задачи, а не пустословил ради почета или прибыли, что
занятие философией имело для него лично смысл и ценность, близкие к содержанию
рассматриваемых проблем или хотя бы не противоречащие им, что он не изживал психич. комплексы с помощью или под видом философствования
и т.п. В силу этого обнаруживаемая в текстах инд. философии новизна в
большем числе случаев окажется подлинным обновлением проблематики или метода,
нежели в Европе, где весом вклад самоутверждения личности, не представляющий
никакого филос. интереса.
4.
В терминах самой инд. философии М. приводит к непосредственному знанию своего
объекта, что трактуется по-разному: как особый тип восприятия (в школе Дхармакирти), как знание-переживание (в адвайте),
как осуществление (сиддхи) и др.
5.
Благодаря успешной М. на онтологич.
темы то, что было прежде, в европ. выражениях трансцендентным
или ноуменальным, становится имманентным или феноменальным. Потому-то названные
понятия не имеют полного соответствия в инд. филос. языке. Вот примеры: для
обычных людей филос. положения упанишад «Атман есть Брахман» или «Ты еси То» в лучшем случае говорят о
трансцендентном (в худшем же это просто бессмыслицы), а для успешного
последователя веданты это дано в опыте. Для обычного человека утверждение мадхъямаки «Какое угодно сущее пусто» трактует о трансцендентном, а для
практика будд, философии, достигшего пути видения, в
нем сформулирован опытный факт. Т.о., М. есть средство
превращения трансцендентного в имманентное, в терминах инд. Философии —
превращение того, что следует реализовать, доказать, обосновать (садъхьям), в реализованное, доказанное, обоснованное (сиддхам).
А.В. Парибок