Индийская
философия: энциклопедия./ отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. –М.: Вост.
лит., 2009. –950 с
КОСМОГОНИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ. Как известно, Веды представляют вариации космогонич. мифа по преимуществу в линейной перспективе,
практически не упоминая о «конце света». Однако в пуранах
миросозидание приобретает характер повторяющегося во
времени события, к-рое коррелирует с периодич.
разрушением и поглощением всего созданного. По словам В. Хальбфасса,
«представление космич.
циклах не оставляет места для вопроса о первоначале...
в пуранах космогонич.
вопрос исчез как таковой». Поскольку в Индии утвердилась циклич.
концепция времени, термины «космогония» и «эсхатология» также будут относиться
к циклам творения (сришти) и разрушения (пралая) Вселенной. В инд. культуре есть примеры космогонии
и эсхатологии, к-рые можно определить как теистические,
«спонтанные» (без вмешательства Бога), а также «смешанные». Примеры
«спонтанных» космогонии встречаются в ведийской лит-ре,
особенно в упанишадах, где описано, что первоэлементы порождают друг друга в
строго определенном порядке. Ср., напр., в «Тайттирия-уп.»
(П. 1.2): «Поистине, из этого Атмана возникло пространство (акаша.
—Авт.), из пространства—ветер, из ветра— огонь, из
огня — вода, из воды — земля, из земли — травы, из трав — пища, из пищи —
человек».
Теистич. и смешанные типы космогонич.
картины разрабатываются в пуранах и фил ос. школах, особенно в вайшешике и санкхье. Если вайшешика дает образец механико-атомистич.
концепции созидания-разрушения мира, то санкхъя
предлагает «эманационную» схему. В механико-атомистич. концепции первоэлементы возникают из
атомов и на них в конечном счете распадаются, а поскольку атомы сами по себе
считаются статичными, то для объяснения их соединения и приходится допустить первотолчок, а также Того, кто его
осуществляет. В «эманационной» схеме в этом нет необходимости:
все элементы динамичны и связаны друг с другом теснейшими генетич.
узами. Творение и разрушение здесь вовлекают в свою орбиту не отдельные
элементы, пусть даже и в определенной последовательности, а всю их цепочку,
каждое звено к-рой
конституируется предыдущим и, в свою очередь, конституирует последующее. В связи с этим совершенно неважно, как именно устроен тот или иной
отдельный элемент, какова его структура (состоит ли он из атомов или из
каких-то др. частей, как, напр., земля, или представляет собой сплошную
непрерывность, как, напр., акаша), имеет значение
лишь то, что в нем заключен некий зародыш, семя, или, более абстрактно,
возможность следующего в цепочке элемента.
Особенность инд. космогонич.
учений, как «ортодоксальных» (астика), так и
«неортодоксальных» (настика), состоит в том, что,
даже если в них участвует некое высшее начало, они не являются креационистскими. Вселенная не создается «из ничего», не
творится в абсолютном смысле, как в Библии. Речь идет о ее создании из некоего
уже имеющегося материала. Как правило, этот материал представляет собой нечто
неопределенное (апракета), неорганизованное,
беспорядочное, хаотическое
(анрита), ассоциирующееся с тьмой (тамас), небытием (асат), не
бытием и не небытием (сат-асат), смертью (мритъю), ночью (ратри). Часто это
охваченные тьмой воды (салила). Но даже асат не понимается
как простое отсутствие бытия, ничто. Это скорее первичный хаос, к-рый должен быть неизбежно (но чаще всего «по желанию»
некоего Высшего существа) преобразован в космос — упорядоченное и организованное
целое (puma), стоящее во главе цепочки ассоциаций
прямо противоположного характера: бытие (сат), истина
(сатъя), свет (теджас),
день (ахар), бессмертие (амритъя)
и т.д.
Т.о., функция Высшего начала (каким бы оно ни было)
заведомо не сводится к роли Творца в креационистском
смысле. Это по преимуществу роль Демиурга, к-рый
конструирует мир из уже имеющихся элементов. Космогонич.
действо состоит, т.о., не столько в собственно творении, сколько в правильном
разделении и распределении, упорядочивании, организации этих элементов. Но
прежде чем совершиться, оно должно преодолеть сопротивление сил хаоса,
воплощенных в демоне Вритре, охраняющем космич. воды, содержащие зародыш будущей Вселенной. В этом
и состоит великий космогонич. подвиг Индры,
сразившего демона и освободившего космич. воды. Индра
не создает ничего нового — воды уже существовали, Солнце он создал не из
ничего, а из семени, к-рое,
согласно брахманам, содержалось в сперме Праджапати,
плавающей в космич. водах; коров, символизировавших
утренние зори, он разыскал в тайной пещере демона Валы. Наконец, дни и ночи
тоже существовали, но в хаотической смеси, Индра же
как бы вставил их в раму и тем самым отделил друг от друга. Др. космогонич. акт, приписываемый разным богам, состоит в
разделении неба и земли и установлении между ними скамбхи
— космич. столпа, распределении на небесном своде
звезд и планет и т.д.
Ведийский словарь, отражающий эту
организационно-упорядочивающую работу Демиурга, содержит глаголы, обозначающие
не только дискретные по своей природе акты разделения и распределения, но и
действия, придающие разрозненным продуктам космогонич.
деятельности целостность и единство: vi-dha—
«расчленять», «разделять», vi-stha — «распределять», sam-dha — «составлять», «складывать», sam-kar
— «соединять», «собирать», sam-a-kar — «соединять
воедино», sam-bhu — «появляться вместе» и т.д. Космогония, термины часто заимствуются из лексикона
ремесленного труда (прежде всего плотника и ткача, напр., a-rambh
— «устанавливать опору», sam-dham — «ткать», taks — «вытесывать»). Не случайно в роли Демиурга иногда
выступает бог Вишвакарман («бог всех дел», «мастер на
все руки»), к-рого считают божественным умельцем
(ремесленником).
Особое место среди «космогонич.»
глаголов занимает srj, означающий букв, «дать возможность
[чему-то] течь», «испускать», «выпускать». В лит-ре
филос. школ, а также в пуранах и эпосе мы встречаем целую группу космогонич.
терминов, образованных именно от этого глагола: сарга,
сришти, сарджана, висарга, висришти. Ведийская космогонич. драма служила моделью огромному количеству
ритуалов и жертвоприношений, к-рые, по представлению брахманистских ритуалистов,
поддерживали космич. порядок. Само создание этого
порядка рассматривается ими как своеобразное «растягивание» пространства, в
результате к-рого образуется «широкий мир» (уру-лока), т.е. пространство, предназначенное для
осуществления актов жертвоприношения. Именно эти акты понимаются как карма,
т.е. действие, непременно приносящее свой плод (но не в будущем перерождении,
как в классич. лит-ре,
а на небесах).
Поскольку жертвоприношение
представляет собой действие, то оно требует, с одной стороны, своего объекта —
жертвы, с др. стороны, того, кто ее приносит, — действующего актера, исполнителя. В обычных случаях последнюю роль играют жрецы, но брахманистские теологи задумывались над тем, как
осуществлялось первое, «модельное» жертвоприношение, совпадавшее с творением мира.
Так появляется образ бога Праджапати — образ жертвы и
одновременно жертвователя, приносящего себя в жертву в виде космич.
антропоморфного существа— Пуруши,
из частей к-рого создаются небо, земля, части света, варны и т.д. (Ригведа Х.90). Праджапати
создает мир из самого себя, из своей собственной сущности (эта сущность уже
имеет определенную — антропоморфную — структуру, к-рая
предопределяет форму создаваемого им мира), но при этом и сам он, согласно,
напр., «Тайттирия-араньяке» (Х.1.1), пред существует
в космич. водах, точнее, в зародыше (семени, яйце),
внутри к-рого активизируется, охваченный желанием
«размножиться», «разродиться», «породить потомство» (что соответствует его
имени — букв, «властитель порожденного», т.е. потомства). Это вариант
Бога-творца, к-рый не укладывается в привычные
понятия. С одной стороны, Праджапати создает мир из
материала, взятого из своей собственной сущности (подобно пауку, вытягивающему
из себя паутину, — образ из упанишад). С др. стороны, он сам зарождается из
семени, зародыша, значит, ему предшествует некая др. форма существования.
В некоторых ведийских космогонич.
мифах творение исходит от начала, к-рое
называется просто или «это» (тад), или «единое»
(эком), «одно без другого». Напр., в знаменитом мистич.
гимне «Ригведы» (Х.129): «Не было не-сущего,
и не было сущего тогда. // Не было ни воздуха, ни
небосвода за его пределами. // Что двигалось туда-сюда?
Где? Под чьей защитой? // Что за вода была бездонная, глубокая?» (пер. Т.Я. Елизаренковой).
Именно на этом безличном принципе основывается монистич. традиция упанишад и адвайты,
для к-рой не личный бог, а неизменный безличный
Абсолют, обозначаемый по-разному—но чаще всего как Брахман (ср. р.),Атман или Пуруша, — служит
неизменным источником всего существующего.
Но те же монистич.
абсолютистские концепции приводят к неразрешимым трудностям (если Абсолют
неизменен, то как он вообще может творить?) и в конечном счете лишают
космогонию того важного теоретич. и практич. (ритуалистич.) смысла, к-рый она имела в ведийскую и брахманистскую
эпохи. Коль скоро Абсолют, Брахман
без качеств (ниргуна Брахман), на самом деле ничего
не творит и не содержит в себе никаких внутренних потенций к изменению,
развитию, множественности, то и само творение не может быть ничем иным, кроме кажимости, иллюзии (майя). О нем можно говорить лишь в
относительном, эмпирич. смысле, к-рому
соответствует популярное представление о личном Боге-творце (сагуна Брахман).
В целом в инд. традиции можно различить две осн. идеи, определявшие развитие космогонич.
и эсхатологич. представлений. С одной стороны, это
вера в абсолютную реальность творения и соответственно в Бога-творца (Демиурга)
и разрушителя Вселенной, что не обязательно связано с монотеизмом (в этих ролях
могли выступать разные боги). С др. стороны — идея иллюзорности всякого
изменения, в т.ч. и творения, основанная на концепции неизменного вечного
Абсолюта. Однако не следует понимать эти две тенденции упрощенно: первую — как
утверждение, а вторую — как отрицание космогонии. Классич.
лит-ра смрити
(дхармашастры, пураны и
эпос) дает образцы космогонии, пытающихся сочетать обе эти тенденции. В ней различаются два вида творения: одно обычное, к-рое следует ритму «дней» и «ночей» Брахмы — прати-сарга, оно возобновляется по окончании каждой «ночи»
Брахмы; и другое, более редкое, случающееся лишь по завершении целой «жизни»
Брахмы — пракрити-сарга, или «корневое творение».
Первое осуществляется Брахмой (м.р.) — богом, взявшим на себя
«производительные» функции Праджапати (как и тот, он
появляется из яйца), второе же — совершается высшим принципом, или Богом, к-рого называют по-разному: Брахман, Пуруша, Махапуруша, Нараяна, Вишну, Шива, Ишвара или Махешвара, Сваямбху.
Если Брахма подчиняется закону кармы и достигает
освобождения лишь в конце своей «жизни», то Шива, Вишну и др. боги являются
вечно освобожденными, пребывая в йогическом трансе (самадхи). Процесс творения, им инициируемый, пракрити-сарга, чаще всего описывается в пуранах по схеме психокосмогенеза
санкхъи (махат— аханкара — и т.д. вплоть до пяти
«великих элементов», махабхут). Эта цепочка
«трансформаций» элементов друг в друга часто останавливается на создании космич. яйца с Брахмой внутри. Именно с рождения Брахмы из
яйца начинается прати-сарга, к-рая служит предметом более образных рассказов о
творении разных существ, природных и социальных явлений. Характерно, что даже
«корневое творение» не является первоначалом в абсолютном смысле. Оно,
несомненно, более значимо и фундаментально, чем «обычное» творение, но вместе с
тем оно тоже подчинено общему циклич. ритму. Строго
говоря, это уже не космогония (возникновение космоса), а скорее космология (учение
о состояниях космоса, в числе к-рых его циклич. созидание-разрушение).
Разрушение мира в космич.
масштабе появляется лишь в постведийских циклич. космогониях (в Ведах речь идет о, так сказать,
текущих разрушениях тех или иных явлений «сотворенного» мира), в теистич. эсхатологич. учениях ему
предшествует желание (иногда мысль) Бога. В пуранах
перед концом света происходят разные природные катаклизмы: сначала вселенский
пожар, потом наводнение и последующая гибель мн. существ, напр, тех, кто пребывает в трех традиц.
ведийских мирах — земном, атмосферном и небесном. Обычно оно связано с критич. снижением уровня дхармы (в традиц.
концепциях четырех юг, или мировых периодов, последний из них — крита — отличается ужасным падением нравов, предвещающим
гибель мира). В пуранических схемах
«конца света», или «корневого разрушения» (пракрити-пралая),
элементы, составляющие Вселенную, последовательно растворяются друг в друге:
земля в воде, вода в огоне, огонь в ветре, ветер в акаше, акаша в аханкаре (индивидуальный принцип в санкхъеи
йоге), аханкара в махаттаттве
(т.е. махат — «великое», один из первых «эволютов» Пракрити в санкхъе, «непроявленное»), махаттаттва в Пракрити, Пракрити в Пуруше (душе), Пуруша, слившийся с Пракрити, в едином Брахмане. Эта схема санкхъи
представляет собой «контрэманацию»: если при творении
мира названные элементы, включая акашу, последовательно
«испускали» друг друга, то теперь процесс идет в противоположном порядке. В механико-атомистич. схеме вайшешики
элементы делятся на составляющие части (триады, диады) вплоть до конечных
атомов, последние же никакому разрушению не подвергаются и сохраняются в изолированном
виде в течение всего периода космич. ночи.
Лит.: Кёйпер Ф.Б.Я. Труды по
ведийской мифологии. Пер. с англ., предисловие Т.Я. Елизаренковой.
М.,
1986; Biardeau M. Etudes de mythologie hindoue // BEFEO. 1968, № 54; 1969, №
55; 1971, № 58; 1976, № 63; 1978, № 65; VarenneJ. Cosmogonies vediques. Essai
d'interpretation (avec traduction des textes). P., 1981.
ВТ. Лысенко