Индийская философия: энциклопедия./ отв.
ред. М.Т. Степанянц; Ин-т
философии РАН. –М.: Вост. лит., 2009. –950 с.
БРАХМАНИЗМ — в Др. Индии система религ.
мировоззрения и ритуала, развившаяся из ведийской религии (см. Веды) и
впоследствии трансформировавшаяся в индуизм. Назв. Б.,
предложенное зап. историками религии, может быть
истолковано как производное от 1) брахмана (brahman,
ср.р.) — сакральной формулы, космич. загадки,
заключающей в себе квинтэссенцию жертвоприношения (на мифологич.
уровне брахману (ср.р.) соответствует бог Брахма, символизировавший первооснову
мира); 2) брахмана (brahman, м.р.), знатока брахмана
(ср.р.) — жреца, надзирающего за соблюдением правил ритуала; 3) брахман
(brahmana), группы текстов, толкующих смысл
ритуальных процедур (составлены примерно между IX и VI вв. до
н.э.). Хронологич. рамки существования Б. довольно расплывчаты:
сер. I тыс. до н.э. — нач. н.э.
В Б. ритуал из средства воздействия на богов и решения
земных проблем (хорошего, урожая, потомства, долголетия, защиты от врагов и
богатства) становится наивысшим символом власти и богатства, главным
регулятором социальной и религ. жизни. Боги
утрачивают непосредственное влияние на судьбы людей, выступая придатком
жертвоприношения. Результат жертвы (достижение жертвующим небес) производится
не богами, а самим ритуалом, к-рый, будучи правильно
исполненным, действует как неотвратимая космич. сила.
Хотя любое жертвоприношение совершается в интересах жертвующего (яджаманы), подлинными хозяевами ритуала являются
жрецы-брахманы. Считалось, что исполнение ритуала в соответствии с правилами,
известными лишь им одним, дает им власть над жертвоприношением и вместе с ним и
над вселенским порядком. В ритуале нет ничего второстепенного, все имеет важное
символическое значение, даже детали: подготовка жертвы, способ ее расчленения,
счет слогов в ритуальных заклинаниях, тон и громкость их исполнения, координация
ритуальных действий с рецитацией текстов, правильно выбранное место и время и
т.п. Ведийские гимны и заклинания сохранились и дошли до нашего времени именно
благодаря тому, что в период Б. они были систематизированы в соответствии с
нуждами ритуала и включены в собрания, известные как «Ригведа»,
«Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа».
Классич. ритуал (прежде всего шраута,
т.е. торжественные публичные церемонии, апр,
жертвоприношение коня — ашвамедха, или
жертвоприношение сомы) представлял собой, как правило, символич.
космогонич. акт воссоздания Вселенной, неба, земли,
частей света и т.д. из расчлененного тела жертвенного животного (в соответствии
с модельным жертвоприношением бога Праджапати,
принесшим себя в жертву путем расчленения на части собственного тела, а затем
создавшим из них
и
космос и все, что его населяет). Устройство ритуального пространства и алтаря символизирует
устройство Вселенной; части тела человека или жертвенного животного, а также
ритуальная утварь отождествляются со стихиями, странами света, мирами, богами и
т.д. Именно такие соответствия и составляли главное содержание космич. загадки — брахмана, к-рая делала жрецов-брахманов властителями и
хранителями тайны и магич. силы жертвоприношения.
Кшатрии в ритуале лишь следуют за брахманами. Ведущий бог ведийской религии
Индра в Б. уступает главенство богу Праджапати, к-рый воплощает жертвоприношение как структурированное действие,
несущее в себе идею порядка (дхармы). Иногда Праджапати
отождествляется с Брахмой. В брахманах — текстах, примыкавших к собраниям
ведийских гимнов и посвященных толкованию жертвоприношения, каждому действию и
предмету давалось символич., космологии, и мифология,
объяснение. Обычно это была история его возникновения, связанная с какими-то
обстоятельствами жизни богов. Мифология Б., такая же ритуал оцентричная,
как и его религия, задает прообраз и вместе с тем модель социального и религ. поведения: как поступали когда-то боги, так теперь
поступают люди. Продолжением брахман являются араньяки
— толкования ритуалов, исполняемых в лесу. К Б. относится и завершающая часть
Вед — упанишады, в к-рых внешний ритуал уступает
место внутреннему, совершаемому мысленно, а в цепочке соответствий на первый
план выступает конечное звено, с к-рым
отождествляются все различаемые ранее стадии и оппозиции, — высший Брахман
(суть всего), тождественный индивидуальной душе — Атману. Это отождествление
ляжет в основу важнейшего филос. направления индуизма — веданты, к-рое составит гностич.
часть ведийского наследия, тогда как ритуалистич.
часть будет развиваться в филос. спекуляциях школы миманса. Неудовлетворенность,
вызванная чрезвычайным формализмом Б., его мелочной регламентацией человеческой
жизни, недоступностью для непосвященных, послужила благодатной почвой для
возникновения мистицизмаупанишад и расцвета неортодоксальных
(неведийских) религий: адживикизма, джайнизма и
буддизма. Вызов со стороны новых форм религиозности, а также кризис самого Б.
способствовали формированию на его основе более открытой и доступной религии — индуизма.
В индуизме торжественные ритуалы, такие как ашвамедха,
постепенно сойдут на нет, а боги вновь обретут власть
и над космосом, и над людьми, и над самим ритуалом, став предметом не только
филос. размышления или мистич. созерцания, но и пышного
культа и глубокой личной привязанности (бхакти).
Лит.: Маламуд Ш. Испечь мир.
Ритуал и мысль в древней Индии. Пер. с фр. и вступ. ст. В.Г. Лысенко. М., 2005;
СеменцовВ.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. Ритуальный символизм. М., 1981; Шохин
В.К. Брахманистская философия. Начальный
и раннеклассический периоды. М., 1994.
ВТ. Лысенко