Индийская философия: энциклопедия

Индийская философия: энциклопедия./ отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. –М.: Вост. лит., 2009. –950 с.

 

БРАХМАНИЗМ — в Др. Индии система религ. мировоззрения и ритуала, развившаяся из ведийской религии (см. Веды) и впоследствии трансформировавшаяся в индуизм. Назв. Б., предложенное зап. историками религии, может быть истолковано как производное от 1) брахмана (brahman, ср.р.) — сакральной формулы, космич. загадки, заключающей в себе квинтэссенцию жертвоприношения (на мифологич. уровне брахману (ср.р.) соответствует бог Брахма, символизировавший первооснову мира); 2) брахмана (brahman, м.р.), знатока брахмана (ср.р.) — жреца, надзирающего за соблюдением правил ритуала; 3) брахман (brahmana), группы текстов, толкующих смысл ритуальных процедур (составлены примерно между IX и VI вв. до н.э.). Хронологич. рамки существования Б. довольно расплывчаты: сер. I тыс. до н.э. — нач. н.э.

В Б. ритуал из средства воздействия на богов и решения земных проблем (хорошего, урожая, потомства, долголетия, защиты от врагов и богатства) становится наивысшим символом власти и богатства, главным регулятором социальной и религ. жизни. Боги утрачивают непосредственное влияние на судьбы людей, выступая придатком жертвоприношения. Результат жертвы (достижение жертвующим небес) производится не богами, а самим ритуалом, к-рый, будучи правильно исполненным, действует как неотвратимая космич. сила. Хотя любое жертвоприношение совершается в интересах жертвующего (яджаманы), подлинными хозяевами ритуала являются жрецы-брахманы. Считалось, что исполнение ритуала в соответствии с правилами, известными лишь им одним, дает им власть над жертвоприношением и вместе с ним и над вселенским порядком. В ритуале нет ничего второстепенного, все имеет важное символическое значение, даже детали: подготовка жертвы, способ ее расчленения, счет слогов в ритуальных заклинаниях, тон и громкость их исполнения, координация ритуальных действий с рецитацией текстов, правильно выбранное место и время и т.п. Ведийские гимны и заклинания сохранились и дошли до нашего времени именно благодаря тому, что в период Б. они были систематизированы в соответствии с нуждами ритуала и включены в собрания, известные как «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа».

Классич. ритуал (прежде всего шраута, т.е. торжественные публичные церемонии, апр, жертвоприношение коня — ашвамедха, или жертвоприношение сомы) представлял собой, как правило, символич. космогонич. акт воссоздания Вселенной, неба, земли, частей света и т.д. из расчлененного тела жертвенного животного (в соответствии с модельным жертвоприношением бога Праджапати, принесшим себя в жертву путем расчленения на части собственного тела, а затем создавшим из них

и космос и все, что его населяет). Устройство ритуального пространства и алтаря символизирует устройство Вселенной; части тела человека или жертвенного животного, а также ритуальная утварь отождествляются со стихиями, странами света, мирами, богами и т.д. Именно такие соответствия и составляли главное содержание космич. загадки — брахмана, к-рая делала жрецов-брахманов властителями и хранителями тайны и магич. силы жертвоприношения. Кшатрии в ритуале лишь следуют за брахманами. Ведущий бог ведийской религии Индра в Б. уступает главенство богу Праджапати, к-рый воплощает жертвоприношение как структурированное действие, несущее в себе идею порядка (дхармы). Иногда Праджапати отождествляется с Брахмой. В брахманах — текстах, примыкавших к собраниям ведийских гимнов и посвященных толкованию жертвоприношения, каждому действию и предмету давалось символич., космологии, и мифология, объяснение. Обычно это была история его возникновения, связанная с какими-то обстоятельствами жизни богов. Мифология Б., такая же ритуал оцентричная, как и его религия, задает прообраз и вместе с тем модель социального и религ. поведения: как поступали когда-то боги, так теперь поступают люди. Продолжением брахман являются араньяки — толкования ритуалов, исполняемых в лесу. К Б. относится и завершающая часть Вед — упанишады, в к-рых внешний ритуал уступает место внутреннему, совершаемому мысленно, а в цепочке соответствий на первый план выступает конечное звено, с к-рым отождествляются все различаемые ранее стадии и оппозиции, — высший Брахман (суть всего), тождественный индивидуальной душе — Атману. Это отождествление ляжет в основу важнейшего филос. направления индуизма — веданты, к-рое составит гностич. часть ведийского наследия, тогда как ритуалистич. часть будет развиваться в филос. спекуляциях школы миманса. Неудовлетворенность, вызванная чрезвычайным формализмом Б., его мелочной регламентацией человеческой жизни, недоступностью для непосвященных, послужила благодатной почвой для возникновения мистицизмаупанишад и расцвета неортодоксальных (неведийских) религий: адживикизма, джайнизма и буддизма. Вызов со стороны новых форм религиозности, а также кризис самого Б. способствовали формированию на его основе более открытой и доступной религии — индуизма. В индуизме торжественные ритуалы, такие как ашвамедха, постепенно сойдут на нет, а боги вновь обретут власть и над космосом, и над людьми, и над самим ритуалом, став предметом не только филос. размышления или мистич. созерцания, но и пышного культа и глубокой личной привязанности (бхакти).

Лит.: Маламуд Ш. Испечь мир. Ритуал и мысль в древней Индии. Пер. с фр. и вступ. ст. В.Г. Лысенко. М., 2005; СеменцовВ.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. Ритуальный символизм. М., 1981; Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.

ВТ. Лысенко