Индийская философия: энциклопедия./ отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. –М.: Вост. лит., 2009. –950 с.

 

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ (ЧАТВАРИ-АРЬЯСАТЬЯНИ) (санскр. catvari-arya-satyani, пали cattari ariya saccani) — ядро будд, доктрины, сформулированное Буддой во время его первой проповеди перед пятью аскетами в Оленьем парке (ныне Сарнатх) под Бенаресом. Согласно традиции, Будда постиг Ч.б.и. в момент духовного пробуждения (бодхи), благодаря к-рому искоренил все свои аффекты (клеша) и достиг нирваны. Проповедь Ч.б.и. была его первой речью в качестве Будды («пробужденного»); один из его слушателей, аскет Каундинья, выслушав Будду, тоже достиг «пробуждения», тем самым, как считается, была доказана действенность будд, учения и положено начало его распространению, что обозначается в традиции как «первый поворот колеса Дхармы» (т.е. Закона, Праведности, Истины, Учения). Текст проповеди почти без изменений воспроизводится в ПалийскомДхаммачаккаппаватана-сутта»)., санскр., кит, и тиб. канонах разных будд, школ и признается ими основой будд, учения. Говоря коротко, Ч.б.и. — это истина о духкхе (неудовлетворенности), о ее возникновении (самудая), прекращении (ниродха) и пути к ее прекращению (Восьмеричный путь). Стандартный эпитет истин — «благородные» (аръя) — разъясняется в текстах как «полезные, связанные с целью благочестивого поведения, приводящего к отвращению, к отрешенности, к прекращению, к умиротворенности, к глубинному проникновению, к полной реализации, к нирване» (Маджджхима-никая, «Чуламалункья-сутта» 1.432). Считается, что обычному человеку для постижения Ч.б.и. требуется специальная подготовка, состоящая из общеморалистич. наставлений. Систематич. форма изложения Ч.б.и. тоже призвана облегчить их восприятие и усвоение. Не случайно в основу их систематизации легла схема терапевтич. парадигмы: констатация явления (анамнез болезни), установление его причины (диагноз), прогноз по поводу возможности устранения этой причины (прогноз о возможности излечения) и способ устранения причины (программа лечения).

1. Истина о духкхе: «Рождение — духкха, старость духкха, болезнь — духкха, смерть — духкха, печаль и скорбь — духкха, страдание и несчастье — духкха, беспокойство — духкха, соединение с тем, что не нравится, — духкха, разъединение с тем, что нравится, — духкха, невозможность достичь желаемого — это духкха. Одним словом, пять агрегатов „присвоения" (упадана-скандха) суть духкха» (Самъютта-никая, «Дхаммачаккаппаватана-сутта» V.420-424). Первая истина делает акцент на всеобщем характере духкхи, охватывающем опыт всех существ во всех планах существования и являющемся неотъемлемой чертой их бытия в мире. Будда дает исчерпывающее перечисление явлений, относящихся к духкхе, начиная с рождения, под к-рым понимается не только физиологич. акт, но и возникновение из каких-то причин, т.е. составной характер явлений. Следующая группа явлений, представляющих духкху, касается психич. переживаний: печаль, скорбь, страдание, несчастье, беспокойство, соединение с неприятным, разъединение с приятным, неудовлетворенное желание (таньха). Заключительная фраза суммирует сказанное на технич. языке будд, теории индивида: скандхами называются пять групп элементов (дхарм) — рупа (тело, телесная форма), ведана (ощущения), санджня (представления), санскары (кармические составляющие) и виджняна (сознавание).

2. Истина о возникновении духкхи: «Это жажда, источник повторного рождения и повторного становления, связанная со страстным желанием, ищущая удовлетворения то в одном, то в другом. Т.е. жажда чувственных удовольствий, жажда существования и становления, жажда несуществования» («Дхаммачаккаппаватана-сутта»). От описания проявлений «болезни» Будда переходит к диагнозу — причиной духкхи является «жажда» (пали танъха, санскр. тришна). Это самая философская из Ч.б.и., поскольку согласно ей духкха не является исконным положением вещей, а причинно обусловлена, что сразу меняет ее онтологич. статус: в Индии имеющее причину считается по отношению к этой причине чем-то второстепенным, производным. Жажда бывает трех видов: «чувственных удовольствий»; «существования» и «саморазрушения».

3. Истина о прекращении духкхи: «Это полное устранение жажды и полное прекращение жажды, отказ от нее, отречение от нее, освобождение от нее, отпускание ее» (там же). Это самая «религиозная» из Ч.б.и., т.к. она заявляет о реальной возможности спасения. Все религии обещают последователям избавление от самых мучительных проблем человеческого существования, облегчение страданий и преодоление конечности бытия. В этом отношении буддизм не составляет исключения. Но будд, представления об окончательном освобождении радикально отличаются от христианской и мусульманской идей спасения. Буддизм не признает благодати, а в деле спасения придает сознательным усилиям человека гораздо больший вес, чем к.-л. помощи извне (это касается прежде всего раннего буддизма и тхеравады): «Ибо сам человек совершает зло и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самим собой. Одному другого не очистить. В небе нет пути, нет отшельника вне нас. Люди находят радость в иллюзиях, Татхагаты свободны от иллюзий» (Дхаммапада 165, 254). Важность собственных усилий отвечает и самой стратегии понимания духкхи: раз духкха есть механизм, запущенный самим человеком, то лишь человек и может остановить его.

4. Истина о пути к прекращению духкхи: «Этот благой Восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание и правильное сосредоточение» (Самъютта-никая, «Дхаммачаккаппаватана-сутта» V.420-424). Без четвертой истины предыдущие три оставались бы чисто теоретич. мировоззренч. принципами, четвертая придает всей системе практич., сотериологич. характер.

 

Лит.: Anderson С.S. Pain and Its Ending: The Four Noble Truths in the Theravada Buddhist Canon. Richmond, 1999; Norman K.R. The Four Noble Truths II Norman K.R. Collected Papers. Vol. 2. Oxf., 2001.

В.Г. Лысенко

Rambler's Top100
Hosted by uCoz