Индийская философия:
энциклопедия./ отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. –М.: Вост.
лит., 2009. –950 с.
ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ (ЧАТВАРИ-АРЬЯСАТЬЯНИ) (санскр. catvari-arya-satyani,
пали cattari ariya saccani) — ядро будд, доктрины,
сформулированное Буддой во время его первой проповеди перед пятью аскетами в
Оленьем парке (ныне Сарнатх) под Бенаресом.
Согласно традиции, Будда постиг Ч.б.и. в момент духовного пробуждения (бодхи), благодаря к-рому
искоренил все свои аффекты (клеша) и достиг нирваны. Проповедь
Ч.б.и. была его первой речью в качестве Будды («пробужденного»); один из его
слушателей, аскет Каундинья, выслушав Будду, тоже
достиг «пробуждения», тем самым, как считается, была доказана действенность будд, учения и положено начало его распространению, что
обозначается в традиции как «первый поворот колеса Дхармы» (т.е. Закона,
Праведности, Истины, Учения). Текст проповеди почти без изменений
воспроизводится в Палийском («Дхаммачаккаппаватана-сутта»)., санскр., кит, и тиб. канонах
разных будд, школ и признается ими основой будд, учения. Говоря коротко, Ч.б.и. — это истина о духкхе (неудовлетворенности), о ее возникновении (самудая), прекращении (ниродха) и
пути к ее прекращению (Восьмеричный путь). Стандартный эпитет истин —
«благородные» (аръя) — разъясняется в текстах как
«полезные, связанные с целью благочестивого поведения, приводящего к
отвращению, к отрешенности, к прекращению, к умиротворенности, к глубинному
проникновению, к полной реализации, к нирване» (Маджджхима-никая,
«Чуламалункья-сутта» 1.432). Считается, что обычному
человеку для постижения Ч.б.и. требуется специальная подготовка, состоящая из общеморалистич. наставлений. Систематич.
форма изложения Ч.б.и. тоже призвана облегчить их восприятие и усвоение. Не
случайно в основу их систематизации легла схема терапевтич.
парадигмы: констатация явления (анамнез болезни), установление его причины (диагноз),
прогноз по поводу возможности устранения этой причины (прогноз о возможности
излечения) и способ устранения причины (программа лечения).
1. Истина о духкхе:
«Рождение — духкха, старость —духкха, болезнь — духкха, смерть — духкха, печаль и
скорбь — духкха, страдание и несчастье — духкха, беспокойство — духкха,
соединение с тем, что не нравится, — духкха,
разъединение с тем, что нравится, — духкха,
невозможность достичь желаемого — это духкха. Одним
словом, пять агрегатов „присвоения" (упадана-скандха)
суть духкха» (Самъютта-никая,
«Дхаммачаккаппаватана-сутта» V.420-424). Первая
истина делает акцент на всеобщем характере духкхи,
охватывающем опыт всех существ во всех планах существования и являющемся
неотъемлемой чертой их бытия в мире. Будда дает исчерпывающее перечисление
явлений, относящихся к духкхе, начиная с рождения,
под к-рым понимается не только физиологич.
акт, но и возникновение из каких-то причин, т.е. составной характер явлений. Следующая группа явлений, представляющих духкху,
касается психич. переживаний: печаль, скорбь,
страдание, несчастье, беспокойство, соединение с неприятным, разъединение с
приятным, неудовлетворенное желание (таньха).
Заключительная фраза суммирует сказанное на технич.
языке будд, теории индивида: скандхами
называются пять групп элементов (дхарм) — рупа (тело,
телесная форма), ведана (ощущения), санджня (представления), санскары
(кармические составляющие) и виджняна
(сознавание).
2. Истина о возникновении духкхи:
«Это жажда, источник повторного рождения и повторного становления, связанная со
страстным желанием, ищущая удовлетворения то в одном, то в другом. Т.е. жажда
чувственных удовольствий, жажда существования и становления, жажда несуществования» («Дхаммачаккаппаватана-сутта»).
От описания проявлений «болезни» Будда переходит к диагнозу — причиной духкхи является «жажда» (пали танъха,
санскр. тришна). Это самая философская из Ч.б.и.,
поскольку согласно ей духкха не является исконным
положением вещей, а причинно обусловлена, что сразу меняет ее онтологич. статус: в Индии имеющее причину считается по
отношению к этой причине чем-то второстепенным, производным. Жажда бывает трех
видов: «чувственных удовольствий»; «существования» и «саморазрушения».
3. Истина о прекращении духкхи:
«Это полное устранение жажды и полное прекращение жажды, отказ от нее,
отречение от нее, освобождение от нее, отпускание ее» (там же). Это самая «религиозная»
из Ч.б.и., т.к. она заявляет о реальной возможности спасения. Все религии
обещают последователям избавление от самых мучительных проблем человеческого
существования, облегчение страданий и преодоление конечности бытия. В этом
отношении буддизм не составляет исключения. Но будд,
представления об окончательном освобождении радикально отличаются от
христианской и мусульманской идей спасения. Буддизм не признает благодати, а в
деле спасения придает сознательным усилиям человека гораздо больший вес, чем
к.-л. помощи извне (это касается прежде всего раннего
буддизма и тхеравады): «Ибо сам человек совершает зло
и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам и сам очищает себя. Чистота
и скверна связаны с самим собой. Одному другого не
очистить. В небе нет пути, нет отшельника вне нас. Люди находят радость в
иллюзиях, Татхагаты свободны от иллюзий» (Дхаммапада 165, 254). Важность собственных усилий отвечает
и самой стратегии понимания духкхи: раз духкха есть механизм, запущенный самим человеком, то лишь
человек и может остановить его.
4. Истина о пути к прекращению духкхи:
«Этот благой Восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения,
правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные
усилия, правильное осознавание и правильное
сосредоточение» (Самъютта-никая, «Дхаммачаккаппаватана-сутта»
V.420-424). Без четвертой истины предыдущие три оставались бы чисто теоретич. мировоззренч.
принципами, четвертая придает всей системе практич., сотериологич. характер.
Лит.:
Anderson
С.S. Pain and Its Ending: The
Four Noble Truths in the Theravada Buddhist Canon. Richmond, 1999; Norman K.R.
The Four Noble Truths II Norman K.R. Collected Papers. Vol. 2. Oxf., 2001.
В.Г. Лысенко