ШАКТИЗМ — одно из важнейших направлений индуизма, в основе к-рого лежит культ верховной Богини (Шакти)

Индийская философия: энциклопедия./ отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. –М.: Вост. лит., 2009. –950 с.

 

ШАКТИЗМ — одно из важнейших направлений индуизма, в основе к-рого лежит культ верховной Богини (Шакти). В патриархальной религии индоариев культ женских божеств не получил сколько-нибудь заметного развития. Ш. имеет несомненное доарийское происхождение; он восходит к аборигенным народным культам богинь-матерей. Вероятнее всего, Ш. появился в таких регионах, как Бенгалия, Ассам, Тамилнад и др. В орбите индуизма он активно развивается примерно с сер. I тыс. н.э., когда образы многочисленных местных богинь постепенно сливаются в целокупном образе Дэви (Шакти) и воспринимаются индуистскими ортодоксами как ее формы и функции. Ш. — главное направление индуистского тантризма (иногда Ш. и тантризм даже отождествляются). Зачастую Ш. рассматривается как ответвление шиваизма, с к-рым он имеет немало общего. Мировоззрение шактистов отражено в их священных произведениях — тантрах, к-рых традиционно насчитывается 64. К Ш. относятся различные школы, в т.ч. шривидья и кула (кула часто считается шиваитским течением). Эти школы схожи друг с другом в понимании высшей реальности как абсолютного женского начала — Парашакти (или Трипурасундари). Пребывая за пределами времени, пространства и причинности, Абсолют на самом деле содержит в себе и мужской (Шива), и женский (Шакти) первопринципы. Вместе с тем Абсолют понимается также как единое высшее Сознание, объединяющее два аспекта — божественный свет (пракаша) и динамичное самосознание (вимарша). Шактисты подчеркивают активную природу Шакти по сравнению с пассивностью мужского начала: без Шакти Шива «не способен даже пошевелиться». Мир пронизан потоками энергии, к-рые представляют собой частные элементы единой трансцендентной Шакти. С целью достичь освобождения и тем самым приобщиться к Абсолюту адепты Ш. используют различные духовные практики. В целом эти практики разделяются на две части. В разряд дакшиначара (т.н. путь правой руки) входят практики сравнительно нейтрального, созерцательного характера, большинство из к-рых поддерживается ортодоксальной традицией индуизма. К разряду еамачара — «путь левой руки» — относятся различные ритуальные и психотехнич. процедуры, в т.ч. и такие, к-рые выглядят неоднозначно из-за использования в литургич. практике сексуального соединения. К дакшиначаре традиционно принадлежит школа шривидья, а к вамачарекула, хотя историч. развитие обеих школ связало их судьбы настолько, что проводить столь жесткую дихотомию оказывается сложно. Считается, что адепт способен обрести освобождение еще при жизни, однако в любом случае для этого необходима милость Шакти. Ш. отрицает аскетизм и отстаивает жизнеутверждающую позицию; мир мыслится здесь как воплощение Божества. Примечательна и такая формула Ш., как«муктибхукти», т.е. гармоничное сочетание духовного освобождения (мукти) и всего спектра земного жизненного опыта, наполненного ощущением реального присутствия Богини (бхукти). Поскольку в Ш. почитается женское начало, все женщины считаются воплощениями самой Шакти; шактисты часто выбирают своими духовными наставниками (гуру) именно женщин. Важным культовым объектом Ш. является иони — детородный женский орган, понимаемый как символ непроявленного «чрева», в к-ром зарождается и из к-рого развивается Вселенная. Помимо «школьных» шактистских традиций существует также «универсалистский», народный Ш., в к-ром почитается не столько трансцендентная энергия-Шакти, сколько мифологич. Дэви в различных своих обликах. Высшая Богиня в этом виде Ш. понимается как добрая и великая Мать мира (Джаганматри), щедрая подательница всевозможных благ. Последователем такой формы Ш. был и известный мистик XIX в. Рамакришна.

 

/Тит.: Beane W.C. Myth, Cult and Symbols in Sakta Hinduism. Leiden, 1977; BhattacharyyaN.N. History of Sakta Religion. N.D., 1974; Kaviraj G. Some Aspects of the Philosophy of Sakta Tantra. Varanasi, 1967; Pradhan B.C. The Origin and Development of Saktism. Cala, 1997; SharmaP.K. Sakti Cult in Ancient India. Varanasi, 1974; WoodroffeJ. Sakti and Sakta. Essays and Addresses on the Sakta Tantrasastra. Madras, 1959.