Индийская философия:
энциклопедия./ отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. –М.: Вост.
лит., 2009. –950 с.
ДЖАЙНИЗМ— одно из древнейших религ.-филос. учений Индии, возникшее в V в. до н.э., фактич. основателем к-рого был
Джина Махавира Вардхамана. Именно от первого титула «Джина» (букв. «Победитель»)
появилось назв. приверженцев Д. — «джайны» (букв,
«сторонники/последователи Джины») и само наименование «Д.». Исторически
Д. возник как шраманское течение, т.е. в качестве
традиции, противостоящей брахманизму и отрицающей авторитетность корпуса лит-ры Вед, содержащееся в этих
текстах учение и эффективность ведийских жертвоприношений. Более всего Д. прославился
своей проповедью ненасилия, непричинения вреда всему
живому (ахимса), к-рое не только распространил на сферу этич. предписаний и образа жизни, но и применил к области теоретич. построений в форме тезиса об одушевленности всего
сущего (включая камни, землю, воду, огонь и т.п.) и доктрины «неодносторонности» (анэкантавада).
Так же как и буддизм, Д. в качестве главной религ.
задачи выдвинул достижение освобождения (мокша, нирвана) от круговорота
сансары, но в отличие от последователей Будды джайны осн. средством на пути освобождения считали суровую аскезу,
способствующую скрупулезному соблюдению принципа ненасилия. Д. в отличие от
буддизма и индуизма никогда не получал широкого распространения в Индии и за ее
пределами, хотя и пользовался в разные периоды истории определенной поддержкой нек-рых правящих династий (Гупты,
Нанды, Паллавы, Ганги и
др.). Оказывал поддержку Д. и знаменитый имп. Ашока. В совр.
Индии джайны насчитывают более 3 млн. (0,4% от всех
верующих) человек, проживающих в осн. в сев.-зап. и центр, штатах Раджастхан, Гуджарат, Орисса, Махараштра, на юге Индии
в шт. Карнатака.
История.
Согласно преданию, и при жизни Джины Махавиры, и
позднее в общине возникали разногласия относительно вопросов учения. Тексты джайн. канона рассказывают о семи еретиках, к-рые попытались внести доктринальные новшества в учение
Джины Махавиры и тем самым расколоть джайн. общину. Это были: зять Джины, Джамали
(отстаивал тезис о том, что начатое дело еще не есть дело сделанное — напр., до
полной готовности ложа нельзя сказать, что оно готово; сам
Джина Махавира утверждал, что результат деяния уже
содержится в самом действии), Тишьягупта (провозгласил
тезис о наличии в душе некой «последней части», к-рая
и делает душу тем, что она есть), Ашадха (учил о том,
что почтение должно выражать не наставникам, а богам, пребывающим в телах
наставников), Ашвамитра (утверждал, что все преходяще
и совершенное в этой жизни не имеет никаких последствий), Ганга
(доказывал возможность совершения двух противоположных действий в одно и то же
время), Чхалуя Рохагупта
(отстаивал учение о трех сущностях: душе, не-душе и псевдодуше; он же, по мнению джайнов,
заложил основу ортодоксальной школы вайшешика) и Гоштхамахила (согласно его взглядам, кармическая
материя не полностью соединяется с душой и не связывает духовную субстанцию, а
всего лишь соприкасается с ней, в противном случае освобождение было бы
невозможно). Однако эти разногласия не носили принципиального характера и
довольно быстро исчезли. Решающий раскол в рамках Д. произошел между монахами,
сторонниками ношения белой одежды (шветамбары — букв,
«одетые в белое»), и нагими аскетами (дигамбары —
букв, «одетые в стороны света»). Это разделение в рамках Д. существует по наст. вр.
Согласно традиции, раскол произошел вследствие того, что во время руководства
общиной знаменитым учителем и «знатоком предания» (шрутакевалином)
Бхадрабаху в Магадхе, где
пребывала тогда джайн. монашеская община (сангха), разразился голод, продолжавшийся 12 лет, часть
монахов, чтобы выжить, вынуждена была отправиться на юг страны, в Карнатаку. Оставшаяся в Магадхе
половина немощных и престарелых монахов под руководством наставника Стхулабхадры со временем ввела обычай ношения монахами
белой одежды и провела собор, где были собраны и кодифицированы проповеди Махавиры, вошедшие впоследствии в джайн.
канон. По истечении 12 лет часть монахов вернулась с юга и обнаружила
новшества, к-рые отказалась принять. Это и послужило
началом раскола Д. на два направления, что, согласно традиции, окончательно
оформилось к I—II вв. н.э. Однако традиц.
представление о времени и причинах раскола вряд ли может быть принято в
качестве научно обоснованного, т.к. самые ранние упоминания о разделении Д.
относятся к V в. н.э. (шветамбарская версия— «Авашьяка-ниръюкти»,
дигамбарская — эпиграфич.
данные из Шраванабелголы, ок.
VI в. н.э.). Скорее всего, деление Д. на дигамбаров и шветамбаров отражает
две изначально существовавшие в Д. тенденции, одна из к-рых
представляла собой «образ жизни Джины» (джина-калъпа)
и была распространена в первую очередь на юге и востоке Индии, а вторая —
«образ жизни старейшин» (стхавира-калъпа),
локализовавшаяся по большей части на сев.-зап.
и в центре Индии. Первоначально различия между последователями двух традиций не
принимали форму догматич. и доктринальных
расхождений, что ясно из того факта, что оба «образа жизни» не исключали друг
друга. И хотя нагота рассматривалась как высший идеал (признак Джины),
большинство монахов могли носить одежды под давлением обстоятельств, не нанося
вреда идее религ. святости. Но с течением времени и
под влиянием изменившихся социально-политич. условий
отношение к одежде и аскезе начало обособляться и абсолютизироваться и
возобладал сектантский подход к решению данного вопроса. К V в. н.э. разделение
на более жесткую, дигамбарскую
и менее строгую, шветамбарскую ветви Д. начинает
осознаваться как внутри самой джайн. традиции, так и
вне ее. На сегодняшний день различия между двумя направлениями, помимо ношения
одежды и ряда вопросов аскетич. практики, заключаются
в следующем. Во-первых, дигамбары полагают, что
женщина в теле женщины не может достичь окончательного освобождения (для этого
ей необходимо переродиться в теле мужчины; так, 19-й тиртханкар
Маллинатха был мужчиной); шветамбары
же считают, что женщина, будучи женщиной, может обрести освобождение (и тому
подтверждение 19-йтиртханкар-жепнщпэ,— Мали). Во-вторых, с т.зр.
дигамбарской традиции зародыш Махавиры
никуда не переносился и Махавира никогда не был женат
и, следовательно, не имел жены, дочери и зятя, шветамбары
же утверждают обратное. В-третьих, по мнению дигамбаров, аутентичные тексты, содержащие проповеди Махавиры, были утеряны, поэтому учение Д. излагается во
«вторичном каноне», составленном из авторских текстов значительно более позднего
времени, тогда как с т.зр. шветамбаров
их собственный корпус канонич. текстов составлен на основе
проповедей самого Махавиры. В-четвертых, в
соответствии с дигамбарскими представлениями достигший всеведения не нуждается в еде и питье, шветамбары допускают возможность принятия еды и питья
всеведущим. В-пятых, для дигамбаров время является
субстанцией (дравья), а для шветамбаров
— нет.
Культ
и символика. Не все школы и секты Д. поклоняются статуям и образам тиртханкарови проводят религ.
церемонии в храмах. Но осн. масса адептов, в
особенности монахи, выполняют определенные ритуалы, среди к-рых
есть домашние обряды и храмовые. К первым относятся обязательное утреннее (ок. 4 часов утра) чтение мантр,
сопровождаемое процедурой ритуального омовения и медитацией, и вечерняя
медитация с произнесениеммантр. Монахи и монахини
помимо совершения этих обрядов обязаны в 10 утра отправляться на сбор
милостыни, т.к. они должны питаться только подаянием. Ежедневные «обязанности»
(авашъяка) каждого джайна, в первую очередь монаха,
включают в себя шесть ритуалов: «спокойствие» (самата),
прославление (става), восхваление (вандана),
раскаяние (пратыкрамана), отречение (пратъякхъяна) и отвержение от тела (утсарга),
внешне выражающиеся в пении гимнов 24 тиртханкарам,
чтении мантр и признании перед главой или наставником
общины своих ошибок и прегрешений. Монахам и монахиням предписано находиться в
одном городе не более трех дней, а в селении — не более одного дня, но в сезон
дождей они должны жить в одном месте, поскольку это период размножения всего
живого. Странствующий монах может ненароком причинить вред бесчисленным
насекомым. Храмовая служба у джайнов довольно проста:
примерно в 6.30, 10.30 утра и вечером храмовой служитель (пуджари)
после совершения омовения открывает храм и, входя, произносит фразу: «Ниссахи!» («Я отказался от мира!»). В его обязанности
входит наведение порядка в помещении, окрашивание пастой образов и изображений тиртханкаров, зажигание ламп, воскурение ароматич. субстанций, совершение подношений (цветами,
рисом, благовониями, сладостями и т.д.) перед свастикой и тиртханкарами.
Службы также включают в себя пение гимнов и чтение мантр,
при этом и пуджари, и верующие сидят на полу на
ковриках. После окончания службы пуджари звонит в колокол
и произносит: «Ависсахи!» («Я возвращаюсь в мир!»),
покидая храм. Как правило,пуджари
джайн. храмов сами не являются приверженцами учения Махавиры, в качестве храмовых служителей джайны приглашают брахманов-индусов (обычно вишнуитского толка), поскольку служба связана с зажиганием
огня, т.е. с насилием, что категорически запрещено самим джайнам.
Для дигамбаров крайне важна церемония махамастабхишека, проводимая раз в 12 лет (последняя была в
феврале 2006) и состоящая в поливании статуи Бахубали
(Гомматешвара) на горе Гомматагири
в Шраванабелголе (шт. Карнатака)
смесью из молока, простокваши и меда.
Джайн.
центры паломничества располагаются на всей территории Индии, но наиболее
значимыми являются: место рождения Махавиры ок. Патны (Сев. Бихар); храмовые комплексы из мрамора на горе Абу (Раджастхан),
Гирнар и Шатрунджая (Гуджарат); статуя Бахубали и
храмы на горах Гомматагири и Чандрагири
в Шраванабелголе. Среди объектов почитания в
Д. встречаются падуки — каменные «отпечатки/следы»
стоп почитаемых наставников и учителей. В иконографии Д. используется восемь
благих символов (аштамангала): свастика, шриватса, нандъяварта, вардхаманака, бхадрасана, калаша, минаюгала и дарпана. Свастика— самый
характерный и наиболее значимый для Д. символ, четыре сегмента к-рого обозначают четыре высоких удела души: Бог, человек,
животное и обитатель ада. Отличительной чертой джайн.
свастики является изображение этого символа с тремя небольшими кружками вверху
(знак «трех жемчужин» Д. — правильных знания, видения и поведения), над к-рыми присутствует изогнутая в виде полумесяца линия —
символ освобождения. Свастика выкладывается цветным или белым рисом в храмах,
рисуется на стенах и полах, печатается на книгах по Д. и присутствует
практически на всех культовых предметах. Шриватса —
это цветок лотоса, изображается на груди тиртханкара.
Нандъяварта — сложный цветочный девятичленный
орнамент, символ благополучия и процветания; в его основе лежит свастика. Вардхаманака— сосуд процветания; бхадрасана— трон; калаша — святой
кувшин; минаюгала — пара рыб; дарпана
— зеркало. Кроме того, в иконографии каждому из 24 тиртханкаров
соответствует определенный символ, изображаемый рядом или вместо него: Ришабха — бык, Аджита — слон, Самбхава — лошадь, Абхинандана —
обезьяна, Сумати — куропатка, Падмапрабха
— красный лотос, Супаршва — свастика (или нандъяварта), Чандрапрабха —
луна, Сувидхи — крокодил, Шитала
— шриватса (или свастика), Шреямса
— носорог, Васупуджья — буйвол, Вимала
— кабан, Аната — сокол (или дикобраз), Дхарма — ваджра, Шанти — антилопа, Кунтху — козел, Ара— нандъяварта
(или свастика), Мали— сосуд, Мунисуврата— черепаха,
Нами — голубой лотос, Неми
— раковина, Паршва— змея, Махавира
— лев.
Лит.: Glassenapp H. von. Jainism: An
Indian Religion of Salvation. D., 1999 (Lala S.L.
Jain Research Series. Vol. XIV); JainM.U.K. Jaina Sects and Schools. D., 1975; JainiP. S. The Jaina Path
of Purification. D., 1979; NaharP.C, GhoshK. An Epitome of
Jainism. Cala, 1917; ShahN. Jainism. The World of
Conquerors. D., 2004 (Lala S.L. Jain Research Series. Vol. XVIII-XIX);
Schubring W. The Doctrine of the Jainas. D., 1962.
H.A. Железнова