Индийская философия:
энциклопедия./ отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. –М.: Вост.
лит., 2009. –950 с.
ВИШНУИЗМ — одно из крупнейших направлений индуизма,
последователи к-рого поклоняются богу Вишну. В.
включает в себя культы Кришны (кришнаизм), Рамы (рамаизм) и нек-рые др. Поклонение
Вишну восходит ко временам «Ригведы».
Здесь Вишну — одно из второстепенных божеств, активно помогающее главе пантеона
Индре в борьбе с темными демонич. силами. Функции
Вишну каким-то образом связаны со структурированием космич.
пространства и с движением Солнца, на что намекает миф о трех гигантских шагах
этого бога, с помощью к-рых он отмеряет мир. В эпический период (со 2-й пол. I тыс. до
н.э.) значение Вишну резко возрастает, он становится осн.
божеством древнеинд. эпоса («Махабхарата» и
«Рамаяна»). Формируется место Вишну в триаде (Тримурти) божеств
(Брахма-Вишну-Шива), каждое из к-рых ассоциируется с
определенным этапом устроения мира. Образ Вишну сращивается с образами
популярных неарийских божеств (таких как Нараяна, Васудэва, Санкаршана, Арджуна и особенно Кришна), заимствуя черты их культового
облика, особенности ритуального почитания и получая титул Бхагаван,
т.е. «наделяющий долей», «щедрый», «милостивый». От культа Нараяны
в В. пришла символика космического универсализма; от
культа Васудевы — идея верховенства царской власти;
от культа Кришны — пасторальные мотивы. Ассимиляция мн. местных божеств в
едином образе Вишну позволила культам этих божеств войти в ортодоксальную религ. систему. Переплетение различных аспектов в образе
Вишну отражено в таком выдающемся произведении, как «Бхагавадгита». Этот текст
был создан в рамках школы бхагавата, одной из наиболее ранних в В.,
проповедовавшей монотеистическую доктрину экантика,
или ревностное поклонение единому Богу средствами бхакти.
Идеи бхагаваты оказывали влияние и
на иностранцев: так, в конце II в. до н.э. грек Гелиодор
установил в Беснагаре (Центр. Индия) колонну в честь бога Вишну. Зачастую бхагавату ассоциируют с религ.-филос.
школой панчаратра (букв, «пять ночей»), в рамках к-рой в 1-й пол. I тыс. н.э. была
создана доктрина въюх, или манифестаций Бхагавана. В соответствии с этой доктриной высший Бог
последовательно проявляет себя в различных формах, порождая при этом первоматерию-Пракрити, принцип рассудочности, принцип
самосознания, пять первоэлементов и бога-творца Брахму. На основе текстов панчаратры (108 самхит) впоследствии
были выработаны формы культового служения Вишну. Позднее доктрину въюх вытеснило мифологич. учение
об аватарах, т.е. воплощениях бога на земле с целью
покарать зло и вернуть утраченную справедливость, установить истинный порядок
вещей. В разных перечнях аватар перечисляется разное
их количество, но обычно аватар насчитывается десять:
Рыба, Черепаха, Вепрь, Человеколев, Карлик, Парашурама, Рама, Кришна, Будда и Калкин.
Наличие териоморфных воплощений божества указывает на
отголоски в В. тотемистических воззрений, а
«еретическая» аватара (Будда) в этом списке — на попытку
В. ассимилировать чуждое ему по своим установкам учение. Окончательно образ
Вишну складывается во 2-й пол. I тыс. н.э. Обычно он изображается в виде четырехрукого божества с темно-синим цветом кожи; в руках
он держит диск-чакру (метательное оружие), лотос,
раковину и жезл. На шее у него драгоценный кшспь-каустубха, на груди — завиток-шриватса.
Рядом с Вишну обычно изображается его верная супруга Лакшми,
или Шри, богиня счастья, удачи, изобилия и красоты.
Как и другие индуистские божества, Вишну имеет собственное ездовое животное —
это царь птиц Гаруда, фантастический орел с чертами
человека. Кроме того, с Вишну связан и мировой змей Шешаэ на к-ром бог покоится в
период космической вневременности. Вокруг этого бога циркулирует множество
мифов, в к-рых он выглядит благожелательно
настроенным к верующим и сурово — к порочным существам. У Вишну множество имен:
Говинда, Гопала, Хари, Кешава, Васудева, Бхагаван и др.; неустанное повторение этих имен, по мнению
адептов В., помогает им в духовном совершенствовании. Мн. атрибуты Вишну
разделяют и его аватары. Сам Вишну в реальном
богослужении почитается редко, чаще всего поклоняются его многочисленным воплощениям,
особенно популярен Кришна. История развития В. неразрывно связана с историей
движения бхакти; иногда термины «В.» и бхакти используются как синонимы. С середины I тыс. н.э. В.
активно распространяется на юге страны, в Тамилнаде. Осн. выразителями местных форм В. стали тамил, поэты — 12 святых
альваров, в своих стихах воспевшие бога как любимое,
родное, притягательное существо, стремиться к благоговейному созерцанию к-рого — главная цель верующего. На волне подъема В. и др.
направлений индуизма начинается активное храмовое строительство, повсеместно
воздвигаются изваяния Вишну. В эпоху династии Гупта
(IV-VI вв.) В. (в форме бхагаваты) становится
влиятельнейшим религ. направлением; цари считали себя
земными воплощениями Вишну. С нач. II тыс. н.э.
постепенно складываются осн. богословские вишнуитские школы, стоявшие на филос. позициях веданты.
Всего традиционно насчитывается четыре школы (сампрадаи):
вишишта-адвайта (т.е. монизм с различиями) Рамануджи, двайта-веданта
(дуализм) Мадхвы, шуддха-адвайта
(чистый монизм) Валлабхачарьи и двайта-адвайта
(дуализм-монизм) Нимбарки. Иногда отдельно выделяется
также и ачинтья-бхеда-абхеда (букв, «непостижимое
различие в неразличении») или школа гаудия (бенг. вайшнавизм),
созданная бенг. мистиком и реформатором Чайтаньей. При всех различиях между этими
школами их объединяет неск. общих черт: неприятие
установок монизма философа Шанкары; истолкование
Вишну (или Кришны) как абсолютного личного божества, создавшего мир и души из
самого себя; материальный мир трактуется как реальный, а не иллюзорный, и этот
мир не существует вне воли высшего божества; человеческие существа зависят от
бога и ограничены в своих качествах; осн.
методом спасения признается бхакти-йога в различных
своих вариациях, причем при освобождении личность не растворяется в божестве;
большое значение придается женской ипостаси Вишну-Кришны, воспринимаемой как
его тонкая духовная энергия (Лакшми или Радха). Эти теологич. школы стали
в то же время и идеологич. фундаментом ср.-век. массовых движений в
рамках В., не потерявших своей жизненной динамики и по сей день. В. насчитывает
миллионы приверженцев (к-рых можно узнать по
характерному продольному знаку на лбу, наносимому сандаловой пастой) как в
самой Индии, так и за рубежом. Уже с XVII в. вишнуиты
известны на территории России (Астрахань), куда они прибывали в составе торговых
посольств. Вишнуитские святыни разбросаны по всей
территории Индии, но осн. центры — это храмы в г. Пури, Матхура,
Шрирангам, Тирупати. Очень
известна ежегодная многолюдная процессия в Пури (шт. Орисса), или ратха-ятра, во время
к-рой по улицам города на
огромной колеснице торжественно провозят изваяние Кришны в форме «Владыки мира»
(Джаганнатх). У вишнуитов
есть ряд своих празднеств, в т.ч. Рамнавами («день
рождения Рамы», празднуется в марте), Джамнагитами
(«день рождения Кришны», в августе); нек-рые вишнуитские праздники стали общеиндийскими:
таковы весенний праздник Холи (февраль-март) и «праздник огней» Дивали (ноябрь). У вишнуитов нет
четко очерченного канонич. корпуса текстов. Наиболее
популярны в вишнуитской среде «Бхагавадгита» и «Бхагавата-пурана». Священными также признаются
«Махабхарата» и «Рамаяна». Среди упанишад предпочтение отдается «Иша-упанишаде», а также упанишадам поздней древности и средневековья,
в к-рых отражен культ Вишну. По традиц.
классификации, насчитывается шесть вишнуитских пуран: это «Вишну-», «Нарада-», «Бхагавата-», «Гаруда-», «Падма-» и «Вараха-» пураны. Вишнуитское богопочитание
является разновидностью общеиндуистского служения
божеству и выражается прежде всего в виде храмового поклонения
(пуджа).
С.В. Пахомов
Бенгальский В., или гауда-вайшнававада (санкр.gaucla-vaisnavavada),—религ.-филос. школа, основанная в XVI в. Чайтаньей (1486-1533), одним из крупнейших проповедников бхакти. Это наиболее поздняя школа теистич.
веданты, включившая в себя элементы разнообразных религ.,
филос. и культурных традиций Индии. Оформление идей Чайтаньи
в доктрину было начато в XVI—XVII вв. его учениками и последователями Рупой, Санатаной и Дживой Госвами (последнему
принадлежит объемный труд «Сандарбхи», к-рый можно было бы назвать «суммой» учения данной школы) и
завершено в начале XVIII в. Баладэвой Видьябхушаной, написавшим «Говинда-бхашью»,
коммент. к «Брахма-сутрам»
Бадараяны, что принесло бенг.
В. признание как самостоятельной школе. Бенг. В.
принадлежит к общему направлению теистич. веданты,
разделяя ее главную идею — реальность личностного Бога, мира и индивида, но
имеет ряд особенностей. Приняв за основу наставления Чайтаньи,
а также специфич. религ.
опыт, выраженный как в этих наставлениях, так и в самой жизни основателя школы,
его последователи попытались найти собственное решение важнейших вопросов, проистекающих
из вишнуитского теизма. Главные особенности филос.-теологич. доктрины бенг. В. следующие: 1) опора на «Бхагавата-пурану»
как на основополагающий священный текст; 2) опора на бхакти
как на внедискурсивное основание мысли; 3) учение о
«непостижимой единораздельности» (ачинтъя-бхеда-абхеда);
4) трактовка реальности как видоизменения энергий (шакти-паринамавада);
5) построение филос.-теологич.
системы на основе герменевтич. приниципа
самбандха—абхидхея—прайоджана; 6) учение о трех аспектах постижения абсолюта
(Брахман, Параматман, Бхагаван)\
7) трактовка мистич. опыта как бхакти-расы
на основе понятий традиц. эстетики. «Бхагавата-пурана» имеет для последователей В. в Бенгалии
даже ольшее значение, чем традиц.
ведантическая «тройная основа» (прастхана-трая):
упанишады, «Брахма-сутры»,
«Бхагавадгита». Можно даже сказать, что доктрина этой школы есть попытка
привести в систему филос. и теологич. идеи «Бхагавата-пураны», увязав их с главными положениями
«тройной основы»; этому способствует то, что мн. идеи «Бхагавата-пураны»
имеют очевидную связь с ведантой. Так, в основу системы Дживы
Госвами, выраженной в «Сандарбхи»,
положены ключевые стихи этого священного текста. Бхакти
для бенг. В. есть непосредственная очевидность религ. опыта, и поэтому, наряду со священным текстом,
служит в качестве внедискурсивного основания, на к-ром выстраивается вся доктрина школы. В бенг. В. понятие бхакти
трактуется не столько в эмоциональном ключе («любовь», «преданность»), сколько
в деятельностном: бхакти
есть «акт служения» (севана). Бхакти
включает в себя все многообразие конкретных форм служения, подразумевая
приобщение трех главных модусов индивидуального бытия (телесной деятельности,
мышления и речи) к божественному, и является практич. средством актуализации божественной любви (према, прити). Как акт, бхакти характеризуется направленностью и выражает отношение,
для обозначения членов к-рого используются термины ашрая («основание») и «витая» («объект»). «Основанием»
служит индивидуальное живое существо (джива),
«объектом» — Бог (Бхагаван). Вне этого бхакти не мыслится, и потому такое отношение непреходяще и
сохраняется между индивидом и Богом даже на высших ступенях совершенства.
Конечное освобождение в духе адвайта-веданты с
ликвидацией различия между индивидом и Абсолютом целиком отвергается, поскольку
«недвойственность» означает уничтожение необходимого
«просвета» для бхакти и, следовательно, ее отрицание.
Неприятие адвайтистской идеи, лишающей бхакти смысла, настолько сильно, что нек-рые
бенг. авторы (напр., поэт XVII в. Прабодхананда
Сарасвати) сравнивают абсолютное единство с «адом». С
др. стороны, отвергается и субстанциальный дуализм, при к-ром
связь между индивидом и Богом, а следовательно и сама бхакти, перестает быть необходимой. Т.о., бхакти, как очевидность религ.
опыта и как абсолютный смысл человеческого бытия, выступает по отношению к
системе бенг. В. в качестве экзистенциального требования:
идея бытия должна включать как единство, так и различие, не упуская ни один из
моментов. В качестве таковой выдвигается идея «непостижимой единораздельности»
(ачинтъя-бхеда-абхеда). Бенг.
В. отвергает не только «крайности» в решении главной проблемы
веданты (проблемы соотношения метафизич. единства и эмпирич. множественности), такие как «недвойственность»
(адеайта) Шанкары и
«двойственность» (двайта) Мадхвы,
но также и «промежуточные» варианты: «единораздельность»
(бхеда-абхеда) Бхаскары,
«различенную недвойственность» (вишишта-адвайта)
Рамануджи и т.д., считая, что каждое из этих понятий
либо отражает только какой-то один аспект реальности, либо приводит к
неразрешимому противоречию. «Непостижимая единораздельность»
присуща прежде всего отношениям, которыми
характеризуется бытие энергии и ее источника (гиакти-шактимад-бхава).
Источник энергии и сама она нераздельны как огонь и жар, солнце и его лучи,
мускус и его запах и т.д. Именно таковы отношения между Бхагаваном
и всем, что есть. Для построения филос.-теологич.
системы бенг. мыслители берут схему, к-рая обычно используется для истолкования текста:
правильно понять любой текст можно тогда, когда ясны: 1) самбандха,
или всеобщий принцип, придающий тексту связность и смысл; 2) абхидхея, или то, что выступает в нем главной, сквозной
темой; 3) прайоджана, результат, к-рый
приносит чтение текста. Эти понятия приобретают у бенг.
мыслителей метафизич. смысл: самбандха—это
всеобщий принцип взаимосвязи сущего (Бог); абхидхея —
«главная тема» человеческой жизни (бхакти); прайоджана— результат праведности,
цель человеческой жизни (прити, любовь к Богу). В
соответствии с этим система делится на три раздела: в первом рассматривается
природа Бога и его энергий, включая живые существа и мир, во втором — путь
достижения Бога, в третьем — конечное совершенное бытие. Бог есть сущее само по
себе, постигаемое (именно постигаемое, а не бытийствующее)
в трех аспектах: как Брахман, Параматман и Бхагаван. Эти три аспекта зависят от уровня совершенства верующего.
Так, Брахман практически лишен характеристик, а Бхагаван
являет себя в бесконечном разнообразии. Бхагаван —
это личность (Пуруша), а Брахман имперсонален.
Брахман — это лишь первая ступень богопознания, движущегося от абстрактного к конкретному и получающего
завершение в Бхагаване. Параматман,
промежуточный этап этого движения, воспринимается как Бог в роли творца,
Всевышнего и т.д. В Параматмане, как и в Бхагаване, отчетливо проступают личностные черты, не менее
ярко выраженные. Бхакти имеет энергийную
природу и есть действие «радующей» энергии Бхагавана.
Хотя бхакти укоренена в Боге, она действует, как если
бы она была распределена между Бхагаваном и бхактами. Поэтому она доставляет блаженство
как Ему, так и им. Если сущностно бхакти
укоренена в природе Бога, то бытийно она связана с
индивидом и реализуется в форме бхакти-йоги, практич. осуществления бхакти.
Высшие стадии бхакти связаны с мистич.
опытом, к-рый запределен для
разума. Но поскольку «непостижимое» не есть «невыразимое», мистич.
опыт вполне может быть описан с применением особого дискурса,
к-рый разрабатывается в бенг.
В. специально для этой цели. Опыт высших стадий бхакти,
называемый бхакти-расой, мыслится как глубочайшее
эмоциональное переживание, в чем-то подобное эстетическому.
Поэтому для выражения мистич. опыта бенг. мыслители используют особым образом переосмысленные
категории традиц. инд. поэтики, на основе к-рых этот опыт претворяется в грандиозную систему с
использованием обширных классификаций и точных определений. Основа этой системы
— понятие расы, к-рое обозначает
модус эмоциональных отношений между индивидом и Богом. Высочайшая
из рас — шрингара-раса, «любовная», подобная
отношениям любящей и возлюбленного.
Лит.: Ватман СВ. Бенгальский вайшнавизм.
СПб., 2005;Chakrabarty R. Vaisnavism in Bengal 1486-1900. Cala, 1985; Chakravarti
S.C Philosophical Foundation of Bengal Vaishnavism. Cala, 1969; De S.K. Early
History of the Vaishnava Faith and Movement in Bengal. Cala, 1961 (1942); id. Philosophy of Bengal
Vaisnavism. Bengal's Contribution to Sanskrit Literature and
Studies in Bengal Vaisnavism. Cala; DimockE.C. Doctrine and Practice Among the
Vaisnavas of Bengal // Krishna: Myths, Rites, and Attitudes. Ed. by M. Singer.
Honolulu,
1966; Dimock E.C.J., Levertov D. The Place of Hidden Moon: Erotic Mysticism in
the Vaisnava Sahajiya Cult of Bengal. Chicago,
1966; GelbergSJ. (ed.). Hare Krishna, Hare
Krishna. Five Distinguished Scholars on the Krishna Movement in the West. N.Y.,
1983; Kapoor O.B.L. The Philosophy and Religion of Sri Caitanya. N.D., 1976; Mukherjee
S.C A Study of Vaisnavism in Ancient and Medieval Bengal (up to the Advent of
Chaitanya). Calc, 1966 (1956); NathR. Gaudiya-vaisnava-darsana. Vol.
1-5. Cala, 1957-1958 (набенгали);
Sunderananda Vidyavinoda. Acintya-bhedabheda-vada. Cala,
1951 (на бенгали).
С.В. Ватман