БУДДИЙСКИЕ СОБОРЫ. Сохранившиеся история, тексты, условно называемые «будд, хрониками», повествуют о четырех соборах. После
«ухода» Будды Шакьямуни в нирвану последователи
собрались на Первый собор и совместными усилиями восстановили
в памяти все проповеди и наставления Будды. Их разделили на две части: в одну
вошли тексты, касающиеся по преимуществу принципов добродетельного и
недобродетельного поведения, правила посвящения, исповеди, а также легенды о
жизни и деятельности Будды Шакьямуни, в др. — тексты
Законоучения. Было принято решение, что «жизнь Закона Будды покоится на ви- нае», к-рая дважды в месяц будет
зачитываться на собраниях монахов (бхикшу), где
провинившиеся должны покаяться. Нравственным кодексом буддиста было добровольное
согласие на контроль товарищей по общине.
Последующие Б.С. имели
региональное значение, они никогда не охватывали всей географически
расширяющейся сферы религии. Так, Второй собор проходил «спустя 100 лет». Это
весьма условная цифра. Так указывали, когда точно не знали, а «100 лет» всегда
считалось почтенным сроком и легко запоминающимся. Здравый смысл подсказывает,
что Второй собор мог состояться прибл. в конце IV – нач. Ш в. до н.э., т.е. примерно
через 40-60 лет после «ухода» Будды Шакьямуни. Созыв
собора был вызван нарушениями дисциплины монахами из Вайшали.
Они не следовали винае, запрещавшей бхикшу делать запасы, брать в руки золото, серебро и т.д.
Как при жизни Просветленного, так и после Его нирваны чаще всего именно виния (общее название нравственно-этич.
учений, правил воспитания, руководств по поведению, заповедей, обетов и т.д.
всех школ) являлась яблоком раздора будд, братии.Задачи винаи
обусловливались созданием внешних и внутренних условий для духовного
совершенствования члена общины и тех мирян, кому дорог Закон (дхарма) Будды. В
основе винаи — идеи нестяжательства,
невмешательства в жизнь об-ва и его индивидов при
готовности оказать духовную помощь просящему,
веротерпимости, равнодушии к сословным (в Индии — кастовым) рамкам и равенстве
внутри монастырской общины, а также любви, милосердии и дружелюбии ко всем существам.
На эти идеи опираются монастырские уставы (пратимокша),
проповеди и дидактич. наставления, к-рыми полны произведения мн. жанров будд,
лит-ры — от канонич. сутр до филос. трактатов, от посланий царям
прошлого до лекций совр. миссионеров.
На Втором соборе
старейшины (санскр. стхавиры, пали тхеры) осудили отступников. Видимо, это решение и
последовавший за ним раскол общины послужили исходным пунктом формирования
первой будд, школы как части сангхи,
сплоченной в соответствии с определенным толкованием винаи.
Ею стала тхеравада (учение старейшин) — школа раннего
буддизма и Малой колесницы (хинаяна).
Однако осужденные
старейшинами вайшалийцы (от Вайшали
— города, где проходил собор, совр. шт. Бихар) не отказались от изменения винаи
и даже пошли на пересмотр учения. С этой целью они собрали свой и тоже Второй собор, получивший назв. махасангити
— великого собрания, в к-ром участвовали как монахи,
так и буддисты-миряне. Там было высказано мнение, что буквальное соблюдение канонич. дисциплинарных правил не есть духовное развитие по-буддийски. Оно состоит в индивидуальном осмыслении
опыта Будды и согласовании его со своими вн>тренними задатками. Сторонники нового направления величали
себя «велико- общинниками» (махасангхиками).
В протесте махасангхиков против стхавиров
сказалась тенденция к демократизации общины, ослаблению монашеской исключительности
и обмирщению религии. На рассмотрение собрания бхикшу
Махадэва предложил пять пунктов о сущности архатства. Он поставил под сомнение моральные и интеллектуальные
способности архатов, их свободу от страданий, мудрость и всезнание. Махадэва предложил также неск.
иные принципы организационного устройства махасангхики,
изгнавшей старейшин, большинство из к-рых считались
архатами.
Итак, Вторым собором
последователи каждой школы называют различные события с разным составом
участников.
Рост популярности
буддизма при имп. Ашоке
(правил 268-232 до н.э.) и заметное
пополнение рядов монашества ослабили внутриобщинную дисциплину, что вызвало
возмущение будд, духовной элиты. Она настояла на
созыве Третьего собора в столице империи Маурьев — Паталипутре. Руководил
собором Тисса Мог- галипутта — уважаемый Ашокой
авторитетный старейшина общины. Он отобрал бхикшу,
хорошо знавших тексты, и в их редакции восстановил «истинное» учение. Нек-рые трактовки Тисса обличил в
соч. «Катхаваттху» (одна из кн. Абхидхамма-пи- таки Палийского
канона) как враждебные учению Будды.
В целом на соборе
преобладали стхавиры, что и предопределило его решения,
среди к-рых наиболее важным было назначение большого
числа представителей школы тхеравада миссионерами.
Можно сказать, что с этого времени буддизм уже претендовал на роль мировой религии.
Миссии были направлены в Кашмир, Гандхару
(Афганистан), юж. области Средней Азии, Гималайские
страны, Зап Декан,
Индокитай. На Шри-Ланку во главе огромной миссии отправился сын Ашоки — Махендра Тисса был представителем одной из школ дхармического
анализа, специализировавшейся, видимо, на классификации (вибхаджа)
дхармо-частиц.
Предпочтение, оказанное
на соборе вибхаджавадинам, а также их претензии на аутентичность
своего учения Слову Будды вызвали отрицательную реакцию других абхидхармистов и привели к расхождениям среди сторонников
«учения старейшин» (т.е. тхеравады). Признавших авторитет
вибхаджавады стали называть «стхавира- вадинами»,
не признавших — «сарвастивадинами».
Нужно пояснить, что на Третьем соборе и особенно после него среди адептов буддизма
все большее значение приобретало понятие абхидхарма —
«Высшее Законоучение». В нек-рых школах работа в
этом направлении вылилась в создание семи трактатов, составивших канонич. «Абхидхарма-питаку». В
Малой колеснице данное понятие имеет по меньшей мере
два значения: 1) отдел знаний по теории дхармо-частиц,
психологии, космологии и т.д., примерно соответствующий объему понятия «философия»
в античной культуре; 2) особый аналитический метод изложения и систематизации,
характерный для книг «Третьей корзины» свода текстов канона (Типитаки), коммент. к ним и постканонических трудов, называемых абхидхармическими
текстами.
Первоначально
абхидхарма представляла собой экзегетику Слова Будды
(дхармы| со свойственным ей поиском средств и
приемов хранения, передачи, истолкования колоссального устного наследия. В их основе лежали не
только различные техники запоминания материала, но и медитативная практика, в
сеансах к-рой осуществлялись
советы по преобразованию внутреннего мира и давались установки по изменению
моделей поведения монахов. В этом смысле абхидхарма—это
и система понятий и методов, изучаемая каждым буддистом в качестве базового образования.
В будд, учебных заведениях прошлого и настоящего
обязательны классы и факультативы по этому предмету. Здесь обучают теории и
практике филос. полемики, разрабатывают теорию источников достоверного знания
и т.д. В махаяне это комплексное знание помогло становлению будд,
логики и эпистемологии.
Считается, что Четвертый собор был созван по инициативе кушанского имп. Канишки (1-Й вв.). Будд, тексты восторженно отзываются о последнем,
величая его «вторым Ашокой». Очевидно, и при этом
правителе буддизм переживал расцвет. Канишка в религ. политике тоже придерживался принципа веротерпимости,
что позволяло миссионерам буддизма проникать в самые отдаленные районы
обширной державы — прежде всего в Ср. и Центр. Азию.
Собор, о к-ром известно только по источникам «сев.» буддизма,
состоялся в Кашмире—старинном центре сарвастивады. Преобладали на нем старейшины-ар- хаты, но руководил
собором Васумитра, к-рый не
был таковым. Показательно также и то, что среди присутствующих упоминаются махасангхики и монахи-бодхи- саггвы,
читавшие здесь наизусть абхидхармические труды. На
соборе обсуждались санскр. комментарии (вибхаши) к
трем канонич. отделам писания — Виная-, Сутра- и Абхидхарма-питаке. Вибхаши
стимулировали появление сарвастивадинской религ. философии.
В развитом буддизме
«учительский» способ передачи знаний преобразовался в монастырское обучение
специальным религ.-филос. дисциплинам — шастрам. Крупнейшие монастыри превращались в ун-ты будд, знания, куда приходили учиться монахи-паломники из
различных стран будд. мира. Преподаватели сочиняли
особые трактаты — своего рода конспекты (карики)
лекционного курса, — направленные против идейных противников. Карики, комментарии к ним, а также коммент.
к комментариям — вот осн. жанры будд,
полемич. филос. лит-ры, создававшейся в течение 10 последующих веков инд. буддизма.
Первичным источником ишстр считались сутры,
называемые в этой своей роли агамами — «священным писанием». Преподаватели и
знатоки текстов (ачарьи) в то же время могли быть духовными
воспитателями (гуру) а также выполнять должностные обязанности в монастырях и
отправлять ритуалы.
Вибхаши, представлявшие собой в определенной мере упорядоченные собрания цитат из
древней канонич. лит-ры под
углом зрения дхармического анализа, не являлись
агамами в букв, смысле этого термина. Это дало повод части сарвастивадинов
не признавать авторитета вибхаги и их сочинителей.
Последних, преимущественно кашмирцев, стали называть «вайбхашиками»
— сторонниками виб- .гош, а первых — «саутрантиками», т.е. согласными только с положениями зy/w/?. Саутрантики
не признавали за Слово Будды и Абхидхарма-питаку, считая
ее тексты более поздними произведениями, составленными на материале c>vw/?. Однако это важное для
философии разделение не затрагивало религ. сущности сарвастивады как течения Малой колесницы.
Изучение дхармо-частиц было одним из осн.
направлений будд, философии знания. Здесь получили
развитие проблемы инд. онтологии, эпистемологии, космологии, сотериологии и др. Природа инд. философии такова, что филос.-религ. школы буддизма,
индуизма, джайнизма создавали свои концепции в условиях взаимно обогащающей
полемики. Вайбхагиика и саутрантика
спорили не только об авторитетности текстов, хотя проблемы герменевтики действительно
стали исходным пунктом их разногласий. Но затем разногласия распространились
также на ряд узловых положений теории дхармо-частиц,
теории познания и даже сотериологии. В результате
возникли две «автономные» религ.-филос. системы, к-рые наиболее ярко характеризуют достижения филос. мысли
мудрецов Малой колесницы.
Лит.: Андросов
В.П. Будда Шакьямуни и инд. буддизм. М., 2001; Бон- гард-Левин Г.M. Индия эпохи Маурьев. М., 1973; Lamotte Е. Histoire du Bouddhisme Indien. Louvain, 1958; Warder A.K. Indian
Buddhism. D., 1970; Walleser M| Die Sekten des alten Buddhismus. Heidelberg, 1927.
В.П. Андросов