БУДДА
ШАКЬЯМУНИ
(санскр. Buddha sakyamuni,
«пробужденный отшельник из рода Шакьев») — релит,
титул основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы (VI- IV вв. до н.э.).
Родился возле г. Капилавасту,
респ. Шакьев, царстве Кошала, умер в Кушинагаре, респ. Маллов, царстве Магадха. Даты его рождения, пробуждения и смерти (паринирваны) в разных будд,
традициях определяются по-разному: согласно сингальским «длинным» хроникам,
Б.Ш. родился в 624 до н.э. и достиг паринирваны в 543 (544) до н.э.
(в соответствии с этой датой, официально признанной ЮНЕСКО, в 1956 праздновалось
2500-летие буддизма); по версии япон. буддистов. опирающейся на «короткие» хроники
и поддерживаемой нем. ученым X. Бехертом, Б.Ш. жил с
448 по 368 до н.э. Большинство совр. ученых придерживаются
датировки ок. 566 по 486 до н.э., опирающейся на др.-греч. свидетельства о коронации
Ашоки.
Исторически
правдоподобным считается, что будущий Б.Ш. появился на свет в местечке Лумбини. у подножия Гималаев (совр. Непал),
в семье, принадлежавшей к сословию воинов (кшатриев). Он женился в 16
лет и обзавелся ребенком, но позже, испытав разочарование в светской жизни, в
возрасте 29 лет против родительской воли вступил на стезю
отшельника и проходил обучение у известных аскетов своего времени Арады Каламы и Удраки Рамапутры. Первые его попытки достичь пробуждения небыли
успешными; он создал свое учение и проповедовал его в течение 45 лет. Умер от
несварения желудка в возрасте 80 лет. Все эти сведения в большей или в меньшей
степени совпадают в будд, источниках разных направлений.
Хотя буддисты-тхеравадины (см. Тхеравада)
считают, что Б.Ш. говорил на шиш, ученые полагают, что его яз.
был магадхи (разг. яз. —
пракрит, существовавший на территории гос-ва Магадха).
В надпиской «Сутта-питаке» (см. Тишпака) жизнь
Б.Ш. описывается начиная с момента, когда, достигнув
пробуждения (бодхи), он решил проповедовать свое учение.
Сутты содержат сведения об обстоятельствах его
проповеднической деятельности, географии его перемещений по Индии, о его слушателях
и собеседниках. Б.Ш не был соц. реформатором, не
критиковал существующие порядки и не осуждал богатство и бшачей.
Считал более важным отказ от привязанности к собственности, чем просто ее
отсутствие по бедности. Среди мирских последователей Б.Ш
были разбогатевшие куртизанки, торговцы и т.п., делавшие общине дорогие подарки
В более поздней лит-ре появляются полные
жизнеописания Б.Ш. Самые известные из них — «Лалита-вистара»,
«Буддхачарита», «Махавасту»,
«Нидана-катха», сборники джатак
и др. Согласно этим легендам, будущий Б.Ш., прежде чем родиться сыном
правителя Шакьев, перерождался в общей сложности 550
раз. Наконец боги решили, что ему пришло время воплотиться в человека, к-рый спасет мир, и что это рождение будет последним перед
его уходом в нирвану. Мать будущего Будды Майя увидела в пророческом сне, как в
ее бок вошел прекрасный белый слон. В мае (месяц весак по инд. календарю) в парке Лумбини,
между Капилавасту (столицей Шакьев)
и Дэвадахой (совр. Румминдей,
Непал), среди деревьев и цветов у нее родился сын. Он
появился на свет не так, как все, а выйдя из бока своей матери (в Индии считалось,
что великие святые появляются на свет чудесным способом, чтобы избежать
страданий, связанных с рождением). 32 знака «великого мужа», обнаруженные у
младенца (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, сросшиеся
брови, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т.п.), были истолкованы
придворными жрецами как предзнаменование того, что он может стать либо чакравартином, могущественным правителем, устанавливающим
на земле праведный порядок, либо великим отшельником. Отец его — Шуддходана, правитель клана Шакьев,
видел в сыне своего преемника и желал, естественно, чтобы тот пошел по первому
пути. Однако призванный ко двору по случаю чудесного рождения аскет Асита Девала предсказал ему второй
путь.
Царевичу дали имя Сиддхартха («Тот, кто реализовал цель»). Чтобы предсказание
аскета не сбылось, царь создал во дворце атмосферу вечного праздника, надеясь,
что ничто не наведет его отпрыска на мысли о горестях этого мира. Когда царевичу
исполнилось 16 лет, он женился на своей двоюродной сестре Яшодхаре,
через 13 лет она родила ему сына, названного Рахула
(«Путы»). Тяготясь своим праздным образом жизни, царевич три раза тайно покидал
дворец. В первый раз он встретил больного и понял, что в мире есть уродующие
человека недуги, во второй раз — старика и понял, что молодость не вечна, в
третий — похоронную процессию, наблюдая к-рую
осознал бренность человеческой жизни. По нек-рым
версиям, ему встретился еще и отшельник, что навело его на мысль о возможности
преодолеть страдания этого мира уединенным и созерцательным образом жизни.
Т.о., легенда показывает, что будущему Б.Ш. открылось не только реальное
положение вещей, но и выход из него.
Оставив близких и
отказавшись от роли правителя, царевич под именем отшельника Гаутамы отправился в Раджагриху (совр. Раджгир), столицу Магадхи, правитель к-рой Бимбисара, очарованный
аристократической внешностью и умом молодого отшельника, пригласил его
разделить с ним трон. Гаутама вежливо
отказался, предпочтя уроки медитации Арады Каламы и Удраки Рамапутры. Однако, овладев
методами медитации и даже превзойдя в ней своих знаменитых учителей, он так и
не испытал духовного пробуждения. Оставался еще один известный и, пожалуй,
самый популярный среди отшельников того времени способ— аскеза.
Вместе с пятью др. отшельниками Гаутама предается
самому суровому самоограничению, доходит до крайнего истощения, но все равно не
обретает желаемый опыт. В результате этого, уже второго в его жизни
экзистенциального кризиса он принимает решение прервать аскезу, что было
воспринято его сотоварищами как отказ от духовной практики, и они в гневе
покинули его. Гаутама принял из рук деревенской девушки
Суджаты немного приготовленного на молоке риса и сразу
восстановил свои силы. Вечером он сел под деревом пипал
(Ficus religiosa, «дерево Бодхи») и предался медитации. Сначала его искушал Мара, воплощение осн.
человеческих пороков. Одолев его, аскет Гаутама вошел
в состояние глубокого сосредоточения и в первой половине ночи постиг все свои
прошлые рождения, а во второй — обрел «божественное око»: способность видеть
участь всех живых существ в течение бесчисленных перерождений. Разрушив омрачения и аффекты, в ночь полнолуния месяца весак в месте к-рое
сейчас называется Бодх Гайя,
Гаутама пережил высшее духовное пробуждение (бодхи) и стал Буддой. Неск.
недель он провел в раздумье о разных аспектах открытой им Истины—дхармы — и о
возможности открыть ее людям. Б.Ш. сомневался: смогут ли они понять и принять
его учение. Охватив мир «оком просветленного», Б.Ш. узрел, что различие между
людьми состоит не в их происхождении, а в уровне их духовного развития (это
было принципиальным новшеством, отличавшим буддизм в древности от брахманизма
с его приверженностью социальной и духовной иерархии сословий—варнам).
Приняв решение
проповедовать дхарму, Б.Ш. сначала ищет тех, кто может понять его учение. Он
разыскал отшельников, с к-рыми занимался аскетич. практикой и объявил им, что стал архатом,
полностью «пробужденным». Однако они сначала не поверили ему и, только после
того как Б.Ш. в отчаянье воскликнул: «Признайте, что я никогда не говорил
ничего подобного!», отшельники, зная его честность и искренность, согласились
его выслушать. Именно перед ними Б.Ш. (в Исипатане,
совр. Сарнатх. там
сейчас стоит ступа, возведенная во времена Ашоки) и
произносит свою первую проповедь о Четырех
благородных истинах (чатвари арья
сатьяни), получившую назв. «Поворот колеса дхармы».
Пять аскетов становятся первыми учениками Б.Ш., положив начало сангхе (общине). Проповедническая деятельность Б.Ш. длится
45 лет.
Обстоятельства кончины
Б.Ш. подробно описаны в «Махапариниббана-сутте». Б.Ш.
говорит своему любимому ученику Ананде о том, что он —
старый и усталый человек, чей земной путь подходит концу, но при этом намекает,
что мог бы при желании продлить свое существование на еще одну кальпу. Ананда упускает момент, чтобы попросить Учителя
остаться. Событием, послужившим непосредственной причиной смертельного недуга
Б.Ш., было угощение некоего кузнеца Чунды. В текстах
это блюдо называется суукара-маддава (свинина). По правилам,
существовавшим в сангхе времен Б.Ш., монахи должны были есть все, что им подают, даже мясо (хотя им запрещалось
просить его, или питаться мясом, специально для них приготовленным). Однако
смерть Б.Ш. от употребления в пищу несвежей свинины, хотя ей и пытались придать
характер самопожертвования (Б.Ш. попросил Чунду накормить
монахов др. пищей, а это сомнительное угощение оставить ему), плохо вписывалась
в контекст образа Первоучителя. Поэтому последнее блюдо Б.Ш. суукара-маддава получило «вегетарианское» толкование
(особые трюфели, излюбленное кушанье свиней).
В лесу Упаватгана под Кушинагаром умирающий Б.Ш. распорядился, чтобы все похоронные церемонии
провели местные жители. Рыдания и иные выражения скорби были, с его т.зр., признаком омраченности,
подверженности страстям. Братья-монахи должны были использовать смерть Учителя
как уникальный объят медитации, благодаря чему многие из них обрели пробуждение и стали архатами Тело Б.Ш. было кремировано,
а его останки (зубы и кости) были распределены между разными будд, общинами тогдашней Индии и стали предметом культа для
простых верующих. Монахи же получили в наследство дхарму—особый
опыт Б.Ш. N путь к нему.
Жизнеописание Б.Ш.
является важным элементом будд, учения. Выводы нек-ры уюта о его «неисторичности»
и «мифологичности» (напр., фр. ученый Э. Сенар считал его вариацией на тему солярного мифа)
нисколько не умаляют его значения для понимания будд,
мысли. Жизнь Б.Ш. призвана была служить иллюстрацией важнейших положений
буддизма о «срединности»: путь между крайностями
гедонизма (жизнь во дворце отца) и аскетизма (период жесткого самоограничения),
ориентация на практику спасения («прагматизм») и важность личного опыта
(«эмпиризм»).
Согласно будд, учению, паринирвана Б.Ш.
означала полное его исчезновение из всех планов существования. Однако еще среди
ранних будд, общин были такие, в к-рых
Б.Ш. пытались представлять некой сверхмирной сущностью
(локоттара). С развитием махаяны назревает потребность
«воскресить» Б.Ш. Согласно ей, Б.Ш. объявляет, что сказал о своем уходе в паринирвану из педагогич.
соображений, чтобы его последователи, рассчитывая на его помощь, не слишком
«расслаблялись». На самом деле он вечен и, когда это необходимо, будет появляться
в одном из трех своих тел. Главным извечным «телом Будды» объявлялась дхарма кая — «Тело Закона», «таковость»
(татхата), реальность как она есть, вечно
пробужденное сознание. Это высшее Тело может проявлять себя на разных уровнях будд, психокосмоса: на уровне рупа-дхату и арупа-дхату (мира
форм и мира не-форм — разных стадий медитации) — как
«Тело наслаждения» (самбхога кая),
на уровне кама-дхату (мира желаний) — как материальное
«превращенное Тело» (нирмана кая).
Именно «превращенным Телом» считают махаянисты
исторического Б.Ш. Т.о., эволюция образа Б.Ш. в истории буддизма заключалась не
только в обожествлении историч. личности, но и в деперсонализации
и абсолютизации религ. опыта этой личности в символе
дхармакаи.
Лит.: Андросов
В.П. Будда Шакьямунн. М., 2001; Будда. Истории о
перерождениях. М., 1991; Жизнь Будды. Новосибирск, 1994; ВагеаиА.
Recherches sur la biographie du
Buddha. Vol. 1-3. P., 1971-1995;
BechertH. The Dating of the Historical Buddha. Vol. 1-3. Gцttingen, 1991-1997; Carrithers M. The Buddha. Oxf., 1996 (12th ed.); Edwardes
M A Life of the Buddha, from a Burmese Manuscript. L., 1959; Frauwallner E. The
Historical Data We Possess on the Person and Doctrine of the Buddha // Kleine
Schriften. Ed. by G. Oberhammer, E. Steinkellner. Wiesbaden, 1982; KlimkeitH.-J.
Der Buddha: Leben und Lehre. Stuttgart, 1990; KromNJ. The Life of Buddha on the
Stupa of Barabudur According to the Lalitavistara Text. The Hague, 1926; LamotteE.
The Buddha, His Teachings, and His Sangha // The World of Buddhism: Buddhist
Monks and Nuns in Society and Culture. Ed. by Heinz Bechert, Richard Gombrich.
L., 1984; Nakamura H. Gotama Buddha. Los Angeles — Tokyo, 1977; Reynolds F.E., Hallisey
Ch. The Buddha // Buddhism and Asian History. Ed. by J.M. Kitagawa, M.D.
Cummings. N.Y., 1989; Rockhill W. The Life of the Buddha and the Early History
of His Order, Derived from Tibetan Works. L., 1884; Saddhatissa H. The Life of
the Buddha. L., 1976; Schumann H. Der historische Buddha. Kцln, 1982; Thomas EJ. The Life of Buddha as Legend and History. L., 1960 (6th
ed.); Zafiropulo Gh. L'illumination du Buddha: Essais de Chronologie relative et
de stratigraphie textuelle. Innsbruck, 1993.
B.Г. Лысенко