Индийская философия: энциклопедия - БУДДА

БУДДА (санскр. buddha — букв, «пробудившийся», «просветленный») — высшее состояние духовного совершенствования в ряде направлений инд. ре- лиг. и филос. мысли, но прежде всего в буддизме; имя аскета Сиддхартхи Гаутамы, известного также под именем Шакьямуни («Мудреца из рода Шакья»); см. Будда Шакьямуни; 31 нарицательное имя для многочисленных просветленных существ будд, пантеона, обладающих собственными мирами (буддха-кшетра) в бесконечной Вселенной.

Состояние «просветленности» мыслилось в раннем буддизме тхеравады как ан­типод состоянию «омраченности», т.е. погруженности в бесконечный круговорот рождений и смертей (сансара). Просветленный понимался как постоянно пребы­вающий в нирване в противоположность существам «этого мира», «захваченным» сансарой. Реальность понималась как непрерывный поток мгновенных состояний-дхарм и «истинное видение этой реальности» (ятхабхутам) означало обре­тение мудрости (праджни), приводящей к состоянию просветления. Представление о мгновенно проявляющихся дхармах и само ключевое понятие «возникновение» (самудая) осмыслялось в категориях «прошедшего» (amuma), «будущего» (анагата) и «настоящего» (пратьюпанна).

Целью анализа потока психофизич. состояний (дхарм) было опровержение суще­ствования индивидуального «Я», субстанциональной души (Атмана). Др. сознания из этого анализа совершенно «выпадали», и очень остро вставала проблема интерперсональности. С т. зр. Будды, «существо» (саттва) является лишь номинальной сущностью, к-рая не может реально возникать. Одно из центр, понятий буддизма— нирвана фактически означает наличие недискурсивного, лишенного эмоциональ­ного и интеллектуального содержания сознания, или, как пишут буддисты, неомра­ченного сознания, избавленного от «загрязнений» (клеши, авараны).

В буддизме махаяны «просветленность» понималась как пребывание в «недвой­ственности», за пределами всяких ограничений, различий и обозначений. Именно такое состояние называлось «высшим, полным, окончательным просветлением» (аннутрара-самъяк-самбодхи). В махаяне невозможно проводить различие между сансарой и нирваной.

Поскольку для совершенствующегося в махаяне не может быть различия меж­ду ним и др. существами, как не существует и самого понятия «существа», катего­рии «просветленный» и «просветление» могут иметь смысл только по отношению ко всей совокупности живых существ. В махаяне главными определяющими ка­чествами бодхисаттвы (т.е. существа, наделенного бодхичиттой — устремленно­стью обрести просветление) являются мудрость (праджня) и сострадание (махакаруна, или каруна). Эти качества невозможно по определению проявить локально, в какой-то момент времени, в каком-то месте, по отношению к какому-то конкрет­ному объекту. Поскольку бодхисаттва не может быть ничем ограничен, он также именуется махасаттвой («великим существом»).

«Незамкнутость» филос. категорий буддизма на «одномоментно» и «одномест­но» сосредоточенной рациональности, их живая связь с древней традицией, пред­полагающая свободное «перетекание» от мифологем к философемам с легкой воз­можностью их обратного превращения (вторичная и даже третичная мифологиза­ция), обусловлена не их местом в системе знания, а их ролью осн. стержня будд, культуры. Именно в рамках этой парадигмы филос. понятие с легкостью превра­щается в художественный образ, в юридическое установление или в религ. догмат.

Тела Будды

Сопоставление развивающегося, по мере развития буддизма, представления о сущности Б. с конкретными биографич. сведениями о жизни исторического Будды Шакьямуни способствовали формированию концепции о трех телах Б. (трикая). Согласно этой концепции, подлинная сущность Б. не может быть выражена в ка­тегориях пространства и времени — она вечна, бесконечна и невыразима, т.е. аб­солютна. Эта истинная сущность Б. обозначается как дхарма кая («тело закона», «дхармическое тело»). Положительная сущность по сути отрицательной катего­рии — нирваны проявляется в самбхога кае («тело блаженства»), в к-рой Б. обрета­ет всеблаженство нирваны и общается с высшими личностями (йогинами, бодхисаттвами), сознание к-рых пребывает на уровне миров «форм» и «не-форм». В «магически созданном теле» — нирманакае Б. являются в мире желаний и пропо­ведуют свое учение людям и др. существам этого мира. Одним из таких воплоще­ний и был Будда Шакьямуни.

В будд, иконографии дхарма кая изображается обычно в виде ступы, самбхога кая — в виде бодхисаттвы, сидящего в позе созерцания, украшенного диадемой, браслетами, серьгами — атрибутами царской власти, а нирмана кая — в виде Б. в простых монашеских одеждах с чашей для сбора подаяния (патра) в руке.

Мифология

Согласно канонич. источникам, Б. обладает 32 признаками «великого человека» (махапуруша-лакшана) — руки и ноги округленные, пальцы рук длинные, кожа золотистого цвета, плечи широкие, язык длинный, красивой формы, голос подобен голосу Брахмы и т.д., а также 80 дополнительными признаками. Способности и си­лы, к-рые ему присущи, превосходят способности любых возможных существ во всех мирах. После достижения нирваны Б. может оставаться в человеческом облике до конца кальпы. Количество Б. неисчислимо, каждый из них обитает в своем ми­ре {буддха-ктетра). Будде Шакьямуни предшествовали: Дипанкара, Кракучханда Канакамуш, Кашьяпа.

В ваджраяне существует представление о пяти дхьяни-Б.: Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи, к-рые выполняют функцию антропоморфных символов, служащих опорой для работы сознания созерцаю­щего.

С.Ю. Лепехов