БУДДА (санскр. buddha — букв, «пробудившийся», «просветленный») — высшее
состояние духовного совершенствования в ряде направлений инд. ре- лиг. и филос. мысли, но прежде всего в
буддизме; имя аскета Сиддхартхи Гаутамы,
известного также под именем Шакьямуни («Мудреца из
рода Шакья»); см. Будда Шакьямуни;
31 нарицательное имя для многочисленных просветленных существ будд, пантеона, обладающих собственными мирами (буддха-кшетра) в бесконечной Вселенной.
Состояние
«просветленности» мыслилось в раннем буддизме тхеравады
как антипод состоянию «омраченности», т.е. погруженности
в бесконечный круговорот рождений и смертей (сансара). Просветленный
понимался как постоянно пребывающий в нирване в противоположность существам
«этого мира», «захваченным» сансарой. Реальность понималась как непрерывный поток
мгновенных состояний-дхарм и «истинное видение этой реальности» (ятхабхутам) означало обретение мудрости (праджни), приводящей к состоянию просветления. Представление
о мгновенно проявляющихся дхармах и само ключевое понятие «возникновение» (самудая) осмыслялось в категориях «прошедшего» (amuma), «будущего» (анагата) и
«настоящего» (пратьюпанна).
Целью анализа потока психофизич. состояний (дхарм) было опровержение существования
индивидуального «Я», субстанциональной души (Атмана). Др. сознания из этого
анализа совершенно «выпадали», и очень остро вставала проблема интерперсональности. С т. зр.
Будды, «существо» (саттва) является лишь номинальной
сущностью, к-рая не может
реально возникать. Одно из центр, понятий буддизма— нирвана
фактически означает наличие недискурсивного,
лишенного эмоционального и интеллектуального содержания сознания, или, как
пишут буддисты, неомраченного сознания, избавленного от «загрязнений» (клеши, авараны).
В буддизме махаяны
«просветленность» понималась как пребывание в «недвойственности»,
за пределами всяких ограничений, различий и обозначений. Именно такое состояние
называлось «высшим, полным, окончательным просветлением» (аннутрара-самъяк-самбодхи).
В махаяне невозможно проводить различие между сансарой и нирваной.
Поскольку для
совершенствующегося в махаяне не может быть различия между ним и др.
существами, как не существует и самого понятия «существа», категории
«просветленный» и «просветление» могут иметь смысл только по отношению ко всей
совокупности живых существ. В махаяне главными определяющими качествами бодхисаттвы (т.е. существа, наделенного бодхичиттой
— устремленностью обрести просветление) являются мудрость (праджня)
и сострадание (махакаруна, или каруна).
Эти качества невозможно по определению проявить локально, в какой-то момент
времени, в каком-то месте, по отношению к какому-то конкретному объекту.
Поскольку бодхисаттва не может быть ничем ограничен,
он также именуется махасаттвой («великим существом»).
«Незамкнутость»
филос. категорий буддизма на «одномоментно» и
«одноместно» сосредоточенной рациональности, их живая связь с древней традицией,
предполагающая свободное «перетекание» от мифологем к философемам с легкой возможностью
их обратного превращения (вторичная и даже третичная мифологизация),
обусловлена не их местом в системе знания, а их ролью осн.
стержня будд, культуры. Именно в рамках этой
парадигмы филос. понятие с легкостью превращается в художественный образ, в
юридическое установление или в религ. догмат.
Тела Будды
Сопоставление
развивающегося, по мере развития буддизма, представления о сущности Б. с
конкретными биографич. сведениями о жизни исторического
Будды Шакьямуни способствовали формированию концепции
о трех телах Б. (трикая). Согласно этой концепции,
подлинная сущность Б. не может быть выражена в категориях пространства и
времени — она вечна, бесконечна и невыразима, т.е. абсолютна. Эта истинная
сущность Б. обозначается как дхарма кая («тело
закона», «дхармическое тело»). Положительная сущность
по сути отрицательной категории — нирваны проявляется в самбхога
кае («тело блаженства»), в к-рой Б. обретает всеблаженство
нирваны и общается с высшими личностями (йогинами, бодхисаттвами), сознание к-рых
пребывает на уровне миров «форм» и «не-форм». В
«магически созданном теле» — нирманакае Б. являются в
мире желаний и проповедуют свое учение людям и др. существам этого мира. Одним
из таких воплощений и был Будда Шакьямуни.
В будд,
иконографии дхарма кая изображается обычно в виде
ступы, самбхога кая — в
виде бодхисаттвы, сидящего в позе созерцания, украшенного
диадемой, браслетами, серьгами — атрибутами царской власти, а нирмана кая — в виде Б. в простых
монашеских одеждах с чашей для сбора подаяния (патра)
в руке.
Мифология
Согласно
канонич.
источникам, Б. обладает 32 признаками «великого человека» (махапуруша-лакшана)
— руки и ноги округленные, пальцы рук длинные, кожа золотистого цвета, плечи
широкие, язык длинный, красивой формы, голос подобен голосу Брахмы и т.д., а
также 80 дополнительными признаками. Способности и силы, к-рые
ему присущи, превосходят способности любых возможных существ во всех мирах.
После достижения нирваны Б. может оставаться в человеческом облике до конца кальпы. Количество Б. неисчислимо, каждый
из них обитает в своем мире {буддха-ктетра).
Будде Шакьямуни предшествовали: Дипанкара,
Кракучханда Канакамуш, Кашьяпа.
В ваджраяне
существует представление о пяти дхьяни-Б.: Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи, к-рые выполняют функцию
антропоморфных символов, служащих опорой для работы сознания созерцающего.
С.Ю. Лепехов