Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХТОНИЧЕСКОЕ, хтонический (от греч. %Q6vioq — земной, подземный) — 1) в исходном
греческом употреблении понятие «X. боги» прилагалось к Деметре, Персе-фоне, Плутону, Гермесу
и некоторым другим богам подземного мира; 2) в современной научной лексике
термин используется применительно к разным религиям для обозначения
особой, связанной с подземным миром категории мифологических существ и сил; в
научных реконструкциях архаических картин мира понятие X. маркирует нижний ярус мироздания.
Выделение X. и
противопоставление его небесному, ураническому (от
греч. oiipoc ~ voc, — небо) относится к древнейшим общечеловеческим
формам миропознания. Будучи в исходном значении пространственной
характеристикой, понятие X. несет
в своем содержании широкий спектр других важных
смыслов — экзистенциальных, этических, психологических, гносеологических и др.
Источником многозначности понятия является синкретизм архаических религиозных
представлений о X. Первоначальные
воззрения на X. оформлялись
в мифологическом образе Матери-земли (Гея греков, Мать-сыра
земля славян, Нер-та германцев и др.). У римлян Мать-земля именовалась Terra Mater или Tellus Mater, отсюда — «теллургическое» как синоним X. В мифологиях Мать-земля представлена
как источник жизни всего сущего. Во многих архаических космогониях первым
актом творения выступает порождение возникшей из первозданной стихии
Матерью-землей мужского начала — Неба. В следующем акте творения от брачного
союза с Небом Мать-земля дает существование основным явлениям природного и божественного
мира. Рождение человеческого рода многими антропогониями также ставится в
связь с Матерью-землей. На этом основании в мифологиях древнейших
индоевропейцев первоначальная природа человека осмыслена как природа X. — человек взят от земли или порожден
землею. Эта мысль закреплена в языке: понятие «человек»
выражено словом (лат. homo,
гот. guma, др.), родственным
слову «земля» (лат. hummus,
греч. %ocum — «на земле» и т. д.). Она была хорошо известна Платону.
В мифологическом мышлении индоевропейцев X. есть первородная стихия и субстанция
человеческого существования. Представление о X. как первородной стихии жизни и
телесного роста распространяются архаическим мышлением не только на
человеческое существование, но также и на весь живой мир. В
орфическом (см. Орфизм) гимне земля — «вседарящая почва», Де-метра, X. богиня, персонификация
плодородия, названа «свято-изобилующей». X., осмысленное как первородная стихия
жизни, как источник земного изобилия и как сила жизни в пору ее цветения, несет
на себе позитивные качества родственной близости, благодатности, чистоты. Такое понимание фундировало идею
святости X. К
архаической идее связи X. с
природным изобилием, а значит, с достатком, была позднее привита идея господства
X. существ над
материальным богатством в целом. По-видимому, связь X, с богатством получила развитие тогда,
когда человек приобрел знания о залегающих в земных недрах металлах, в том
числе и драгоценных, и когда утвердилась практика сокрытия в земле сокровищ.
У греков владельцем этих сокровищ считался Аид-Плутон, само имя которого
указывало на причастность X. Богатству
(пХоЪхос, — «богатство»). В представлениях древнего челойека о X. запечатлелись не только призрачные
звоны подземных сокровищ, но и таинственные голоса прорицаний. Одиссей спускается
в подземный мир, чтобы встретиться с Тиресием, «безупречным провидцем»,
который открывает Лаэртиду будущее. Согласно поверьям, Дельфийским оракулом первоначально
владела Гея, от нее он перешел к Фемиде, а затем к Аполлону. Греки верили, что
в X. сокрыто вещее
знание, верили, что, заглянув в X. глубины, можно обрести недоступную простым смертным
мудрость. В древнейших обрядах погребения возвращение тела в землю мыслилось
залогом будущего возрождения — по сходству с зернам,
брошенным в пашню. Во многих религиях X. мифология тесно связана с сюжетом
воскресающего и умирающего бога (Осирис). X. при этом начинает восприниматься не
только как порождающее лоно, но и как усыпальница мертвых. Жизнь и смерть встречаются в X. как две ипостаси одного целого. Жизнь и
смерть — это фас и профиль Персефоны. X. как усыпальница мертвых или подземный
чертог мертвых получает мрачный отпечаток присутствия смерти и связанной со
смертью нечистоты.
Мертвящее начало придает X. негативные
качества, которые получают свое олицетворение в зловещих мифологических образах
(у греков — Эриний (Евменид), Горгоны, Мелинои и др.). Признаки: мрачное,
жуткое, ужасающее встраиваются в представления о X. К опасности X. как мертвящего
прибавляется его губительность как хаотического: в древних космогониях подземный
«низ» оказывается местом пребывания враждебных небесным богам-миро-устроителям
чудовищ, отсюда ищут выхода на поверхность первичные неуправляемые стихии,
которые воплощаются в образах как женских, так и мужских опасных существ.
Первозданная стихийность X
осмысляется мифологическим
сознанием как питательная среда обновляющихся сил жизни: из X. глубин периодически поднимаются, как в
момент первотворения, могущественные силы зачатия и роста. Такому восприятию X. соответствуют, в частности, архаические
обряды весеннего ритуального совокупления на поле и древние сюжеты получения
ослабевшим героем силы от земли или исцеления героя, припавшего к земле. Идея X., понятая через сцепление значений
стихийное и жизнетворящее, вводит в содержание представлений о X. представление о необузданной
страстности, сексуальности, свойственной при некоторых обстоятельствах
проявлениям X. Эта
сторона X. находила
свое выражение в оргиастических культах и обрядах (напр., аграрных).
Стихийность X.,
вторгаясь в духовный мир, оборачивается не только страстностью, напором
жизненной энергии, но также неистовостью и безумием (известный пример X. обрядности — вакханалии). Во многих
мифологиях X. изображено
как изначально женственно-материнское, однако к X. были причастны и мужские божества
(древнеегипетский Осирис, славянский Велес). В образе Зевса совмещаются ураническая и X. ипостаси. В древнегерманском пантеоне выделены две
основные категории богов — асы, солярные, небесные боги, и ваны, боги
плодородия. М. Вебер полагал, что небесные боги чаще всего являются
продуктом «рыцарской» культуры, тогда как X. боги относятся к «крестьянским» богам,
в силу этого они имеют более локальный и народный характер. Скандинавская
традиция содержит сведения о войне асов и ванов, которая завершается
примирением и включением ванов в сообщество асов. «Богиней ванов» выступает
Фрейя, богиня плодородия, покровительница любви, а также богиня павших на поле
боя воинов (половина павших героев достается Одину, половина — Фрейе). Образ
Фрейи концентрирует важнейшие измерения X. — плодородие, любовь, жизнь, смерть и
возрождение. Т. обр., термин X. чрезвычайно
содержателен — он позволяет выразить одним понятием синкретические и амбивалентные
представления, из которых складывались важные фрагменты архаической картины
мира, а также идеологии и психологии древних религий. (См.
также: Богини-матери культ.)
А.П. Забияко