Книги иудейских мудрецов / [пер. с иврита, вступ. ст., коммент. И. Тантлевского]. — СПб.: Издательство СПбГУ; Амфора. ТИД Амфора, 2005. — 231 с

ספד היכלות

СЕФЕР ХЕХАЛОТ — КНИГА НЕБЕСНЫХ ДВОРЦОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ К «КНИГЕ НЕБЕСНЫХ ДВОРЦОВ»

Глава 15В

Вознесение Моисея

Метатрон — Князь над всеми князьями 1, и стоит перед ним (лишь) тот, кто вознесен над всеми богами (2(אלהים. Он входит под Трон Славы, где находится его великая небесная Скиния Света 3,ион выносит заг-раждающий слух огонь, и вкладывает его в уши свя-тых хаййот, дабы они не слышали Гласа Речи, исхо-дящей из Уст Всемогущего.

(2) Когда Моисей взошел на высоту,4 он постился 121 пост,5 до тех пор, пока обители хашмала не были открыты для него, — и вот, сердце его было подобно сердцу льва6; и он увидел бесчисленные легионы во-инств, окружавшие его, и они хотели сжечь его, но Моисей искал милости, прежде всего для Израиля, а затем и для себя, и Тот, Кто восседает на Колеснице, открыл окна, которые над головами керувимов, и 1 800 ООО заступников за Израиль вышли встретить Моисея, и с ними был Метатрон, Князь Божественно-го Присутствия. Они приняли молитвы Израиля и по-ме стили их подобно венцу на Главу Святого, будь Он Благословен7.

(3) И он8 сказал: «Слушай Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4); и Лик

404 В аггадической литературе Самуил часто сравнивается с Моисеем.

405 Таким образом, по мысли автора, Великое Избавление нач-нется в век апогея нечестия. Ср., например: Мишна, трактат Сота, IX, 15; Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 97а; Шир xaui-Ширим Рабба 2:13.4.

406 Вар.: «постановления».

407 Или: «ходатая».

408 Букв, «предвидено».

Ср. сентенцию рабби 'Акивы': «Все предвидено, но свобода воли дана, и мир судится Благостью Божией»Авот, III, 19).

409 Имеется в виду Самуил.

410 Вар.: «Кроме того, он связан с Моисеем в каждом месте».

411 Ср. Коран 5:69(64): «И сказали иудеи: "Рука Аллаха привя-зана"». (Замечание М. Шнейдера.)

412 Букв, «свет солнца в его силе (ср. книгу Судей 5:31.—И. Т.) в период его поворота в таммузе» (июнь-июль).

413 Вар.: «Более того, их царство расширится до конца мира».

414 Здесь, вероятно, имеется в виду Мессианская трапеза. Ср. книгу Исайи 25:6. В качестве возможной ранней параллели мож-но указать на кумранский Текст «Двух колонок» (1Q Sa) 2:17-23, где описывается Трапеза, которая будет иметь место в Конце дней по пришествии Мессии Израиля, т. е. светского Мессии-Царя. Отметим, что, согласно данному произведению, приоритетное положение на этой эсхатологической Трапезе будет занимать Мес-сия-Первосвященник, он же лидер Кумранской ессейской общи-ны: именно он «благословляет начатки хлеба и (молодого) вина» и первым «протягивает руку свою за хлебом», и лишь «затем про-тягивает руку свою за хлебом Мессия Израиля». По поводу Мес-сианской трапезы см. также, например: 1 Енох 62:14; 2 Барух 29:3-4; Песикта' деРав Кахана, 29. Ср.: Евангелие от Матфея 8:11; Евангелие от Луки 22:30; Откровение Иоанна 19:9.

415 То есть мощь Свою.

каждый переходит через него, так же перекинут моет от начала входа до конца, (2) и ангелы-служители идут по нему и рецитируют песнь перед YHWH, Богом Из-раиля. В Его Присутствии 15 стоят грозные и ужасные полководцы. Тысячи тысяч и мириады мириад поют восхваления и прославления перед YHWH, Богом Из-раиля.

(3) Сколько там мостов? Сколько огненных рек? Сколько рек града? Сколько сокровищниц снега? Сколько колес огня?

(4) Сколько ангелов-служителей? 12 ООО мириад мостов, шесть сверху и шесть снизу; 12 ООО мириад огненных рек, шесть сверху и шесть снизу; 12 ООО мириад сокровищниц снега, шесть сверху и шесть снизу; 24 ООО мириад колес огня, двенадцать сверху и двенадцать снизу, окружающих мосты, огненные реки, реки града, сокровищницы снега и ангелов-служите-лей. Сколько ангелов-служителей (для) каждого вхо-да? По шесть на каждого человека, и они стоят посре-ди входов напротив троп тверди небесной.

(5) Что делает YHWH, Бог Израиля, Царь Славы? Великий Бог, Могучий в Своей Мощи, прикрывает Свой Лик.

(6) На 'Аравот 660 тысяч мириад славных анге-лов, высеченных из пламени огня, стоят напротив Тро-на Славы. Царь Славы прикрывает Свой Лик, ибо ина-че твердь 'Аравот разорвется посередине из-за слав-ного сияния, прекрасного блеска, чудного сверкания и сверкающих восхвалений Вида Святого, будь Он Благословен.

(7) Сколько служителей исполняют Его Волю?

Шехины возликовал и возрадовался. Они9 сказали Мегатрону: «Кто это 10, и кому они оказывают все это почтение и честь?» Они получили ответ: «Величе-ственному Дома Израиля». Они 11 сказали: «"Слушай Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть5' (Вто-розаконие 6:4). Кому можно было бы воздать больше славы и величия, чем Тебе, Господь Величия и Мощи, Бог и Царь, Живой и Вечный?»

(4) Затем ,Ахтари'эл YAH YHWD 12 ответил и ска-зал Метатрону, Князю Божественного Присутствия: «Исполни каждую просьбу, которую он имеет ко Мне. Слушай его молитву и делай то, что он хочет, в малом и большом».

(5) Тотчас Метатрон, Князь Божественного При-сутствия, сказал Моисею: «Сын Амрама, не бойся! Ибо Господь уже благоволит к тебе. Проси то, что ты же-лаешь 13 с уверенностью и смелостью, ибо свет исхо-дит от кожи твоего лика от одного конца мира до дру-гого» 14. Но Моисей сказал ему: «Не таким образом, дабы я не навлек на себя вину!» Метатрон сказал ему: «Восприми буквы клятвы, которая не может быть на-рушена».

Глава 22В

Небесные числа

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон, Князь Боже-ственного Присутствия, сказал мне:

(1) Как стоят ангелы на высоте?

Он сказал мне:

Подобно тому, как мост возводится через реку, и облаками милости и Колесницей — 84 мириады пара-сангов; между Колесницей и керувимами — 148 ми-риад парасангов; между керувимами и ,офаннимами — 24 мириады парасангов; между ,офаннимами и зала-ми залов — 24 мириады парасангов; между залами залов и святыми хаййот — 40 ООО парасангов; между одним крылом и другим — 12 мириад, и их ширина такая же; между святыми хаййот и Троном Славы — 30 ООО парасангов.

(3) От подножия Трона Славы до места, где Он си-дит, — 40 ООО парасангов, и Его Имя освящается там.

Небесная радуга

(4) Дуги радуги располагаются над 'Аравот — высотой в 1000 тысяч и мириаду мириад мер — ме-рой Стражей и Святых, как сказано: «Радугу Мою Я установил в облаке» (.Бытие 9:13). Не написано здесь: «Я установлю в облаке», но «Я установил» уже — в облаках, окружающих Трон Славы, когда Его облака проходили мимо ангелов града и огнен-ных угольев.

(5) Огонь Гласа нисходит к святым хаййот 18, и из-за дыхания этого Гласа (הקל) они «бежали», дабы пе-рейти на другое место, страшась, как бы он (sc. Глас. — И. Т.) не приказал им идти; и они «возвращались», дабы не быть поврежденными им с другой стороны; посему, они «бежали и возвращались» 19.

(6) И эти дуги радуги светлее и ярче, чем белизна солнца в летнее равноденствие20; они белее, чем пы-лающий огонь, и они огромны и прекрасны.

Сколько ангелов? Сколько князей на'Аравот Его От-рады, ужасных среди вельмож Всевышнего, благослав-ляемых и прославляемых в песне и возлюбленных, спешащих от Сияния Шехины, с глазами, замутнен-ными от света сияния Красы их Царя, с черными ли-ками и обессиленные.

Небесная Кедушша

Реки радости, реки ликования, реки довольства, реки воодушевления, реки любви, реки дружбы исхо-дят 16 из-под Трона Славы и, набирая силу, протекают сквозь врата тверди 'Аравот, под мелодичные звуки арф Его хаййот, под ликующие звуки барабанов Его колес, под звуки музыки кимвалов Его керувимов. Этот звук разрастается и взрывается могучим потоком:

«Свят, Свят, Свят, Господь воинств!

Вся земля полна Славы Его!» (Исайя 6:3).

Глава 22С

Небесные меры

Рабби Ишма"эл сказал: Метатрон, Князь Боже-ственного Присутствия, сказал мне 17:

(1) Какое расстояние между одним мостом и дру-гим? 12 мириад парасангов: на подъеме — 12 мириад парасангов и на спуске — 12 мириад парасангов.

(2) Между реками страха и реками ужаса — 22 мириады парасангов; между реками града и реками тьмы — 36 мириад парасангов; между залами града и облаками милости — 42 мириады парасангов; между

YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (20) Ледирирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (21) Шеририрон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (22) Тевирирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (23) Тафтафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (24) 'Аф'афирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (25) Шафшафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (26) Цафцафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (27) Гафгафироп YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (28)Рафрафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (29) Дафдафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (30) Кафкафурон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (31 )Хафхафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (32) Вафвафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (33) Пафпафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (34) Зафзафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (35) Тафтафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (36) 'Аф'афиран YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (37) Мафмафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (38) Сафсафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (39) Нафнафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (40)Лафлафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (41) WPWPYRWN24 YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (42) Кафкафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (43) Хафхафирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (44) Тавтавив, то есть YAH, Великий YHWH25; (45) 'Ав 'авив, то есть YAH, Великий YHWH; (46) Кавкавив, то есть YAH, Великий YHWH; (47) Шавшаеив, то есть YAH, Вели-кий YHWH; (48) Бавбавив, то есть YAH, Великий YHWH; (49) Цавцавив, то есть YAH, Великий YHWH; (50) Гавгаеив, то есть YAH, Великий YHWH; (51) Рае-

(7) А выше — колеса ,офаннимов, поставленные на дуги радуги, — высотой в 1000 тысяч и мириаду мириад (мер), в соответствии с мерой серафимов и легионов21 (גדודים).

Глава 48В

Имена Бога

(1) У Святого, будь Он Благословен, семьдесят Имен, которые могут быть выражены22; а остальные, которые не могут быть выражены, непостижимы и не имеют числа. Вот Имена, которые могут быть выра-жены23:

(\)Хадирирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят;

(2) Меромирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят;

(3) Берорадин YHWH воинств, Свят, Свят, Свят;

(4) Не'урирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (5) Ге-вирирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (6) Кевири-рон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (7) Доририрон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (8) Севиророн YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (9) Зехиророн YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (10) Хадидрон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (11) Вевидрирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (12) Ведирирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (13) Перурирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (14) Хисиридон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (15) Ледорирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (16) Татбирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (17) Цатрирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (18) 'Адирирон YHWH воинств, Свят, Свят, Свят; (19) Дехирирон

(2) Они дают им славу и силу и восклицают перед ними: «Свят, Свят, Свят», как сказано: «И взывали они 27 друг к другу, и говорили: Свят, Свят, Свят!» (Исайя 6:3 28). Они проводят29 их через каждую твердь на высоте, подобно сынам царей 30, благородным и почитаемым, и когда они возвращают их на место Тро-на Славы, все хаййот Колесницы открывают свои уста, восхваляя Славное Имя Святого, будь Он Благо-словен, и говоря: «Благословенна Слава Господа от места своего!» (Иезекиил 3:12).

Глава 48С

Краткое описание вознесения Еноха

(1) א—'Алеф: Святой, будь Он Благословен, сказал: «Я соделал его сильным31, Я взял его, Я предназна-чил его, — Метатрона, Раба Моего,32 — быть пер-вым33 среди всех сынов высей».

(2) א—,Алеф׳. «Я соделал его сильным» в (период) поколения первого человека. Когда Я увидел, что люди поколения Потопа развратились, Я пришел 34 и уда-лил Свою Шехину из их среды, и Я вознес ее35 при звуке трубном и восклицаниях в небесную высь, как сказано:

«Восшел Бог при восклицаниях,

Господь при звуке трубном» (Псалом 47[46]:6).

ל—Ламед: «Я взял его» — Еноха, сына Иареда из их среды, и вознес его при звуке трубном и восклица-ниях в небесную высь, дабы он был Моим свидете-лем, вместе с четырьмя хаййот Меркавы, для насту-пающего Будущего36.

равив, то есть YAH, Великий YHWH; (52) Харавра-вив, то есть YAH, Великий YHWH; (53) Павпавив, то есть YAH, Великий YHWH; (54) Хавхавив, то есть YAH, Великий YHWH; (55)'Ав'авив, то есть YAH, Великий YHWH; (56) Завзавив, то есть YAH, Великий YHWH; (57) Савсавив, то есть YAH, Великий YHWH;

(58) Хасхасив, то есть YAH, Великий YHWH;

(59) Тавтавив, то есть YAH, Великий YHWH; (60) Be-сисив, то есть YAH, Великий YHWH; (61) РВРВВ26, то есть YAH, Великий YHWH; (62) Басбасив, то есть YAH, Великий YHWH; (63) Пафнавив, то есть YAH, Великий YHWH; (64) Лавлавив, то есть YAH, Вели-кий YHWH; (65) Мавмавив, то есть YAH, Великий YHWH; (66) Нуфкавив, то есть YAH, Великий YHWH;

(67) Маммамвив, то есть YAH, Великий YHWH;

(68) Нуфнувив, то есть YAH, Великий YHWH;

(69) Паспавив, то есть YAH, Великий YHWH; (70) Цац-цив, то есть YAH, Великий YHWH.

Вот Имена Святого, будь Он Благословен, которые выходят, (увенчанные) многими огненными венцами, многими пламенными венцами, многими венцами из молний, многими венцами из хашмала, многими вен-цами из вспышек молний, от Трона Славы, и с ними идут тысяч<и> лагерей Шехины и мириады мириад воинств Всемогущего, ведущего их как Царь; (они идут) трепеща, в страхе, ужасе, дрожа, с восхвалени-ем, прославлением, страшась и содрогаясь, с величи-ем, честью и достоинством, с силой и великим лико-ванием и пением, с огненными колоннами и пламен-ными колоннами, с яркими вспышками Молний и с явлением хашмала.

(7) Я сделал почет, величие и славу — его одеж-дой, красу, достоинство и силу — его облачением, а царский венец — (размером) 500 на 500 парасангов (500 в длину и 500 в ширину) — его диадемой. Я да-ровал ему часть Своего Величия, часть Своего Вели-колепия, долю Сияния Моей Славы, которая на Троне Славы; Я назвал его Моим Именем, «Малый YHWH, Князь Божественного Присутствия, Знающий тайны». Каждую тайну Я открыл ему с любовью, и каждый секрет Я открыл ему с прямотой.

(8) Я установил его трон у дверей Моего Дворца, с внешней стороны, дабы он мог восседать и чинить суд над всей Моей свитой (42 פמליא) в выси. И каждого кня-зя Я поставил перед ним для получения от него полно-мочий и исполнения его воли43. (9) Я взял семьдесят [из] Моих Имен и назвал его ими, дабы увеличить его славу. (10) Семьдесят князей Я дал в его руку, дабы про-возгласить им Мои установления на всех языках; и дабы унизить по его слову44 высокомерных45 до земли и возвысить униженных до (небесной) выси по произне-сению его уст46; дабы поразить царей по его команде и покорить властителей и самонадеянных людей по его приказанию; дабы удалить царей из их царств и поста-вить47 властителей над их владениями, как сказано:

«Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей» {Даниил 2:21а);

дабы дать мудрость всем мудрым мира, и разуме-ние и знание тем, кто понимает, как сказано: «Он дает мудрость мудрым и разумение разумным» {Даниил 2:21Ь);

(3) ף) פ)—Пе (Фе софит) 37: «Я назначил его» — быть над всеми хранилищницами и сокровищницами, которые есть у Меня на каждой тверди, и доверил ему ключи от каждой из них. (4) И Я поставил его Князем над всеми князьями38, и сделал Служителем Трона Славы. [И Я поставил его]39 над всеми дворцами 'Ара-вот, дабы он открывал для Меня их двери; над Тро-ном Славы, дабы он следил за ним и приводил его в порядок; над святыми хаййот 40, дабы он украшал их главы венцами; над славными ,офаннимами, дабы он увенчал их силой и почетом, над величественными керувимами, дабы он облек их славой; над яркими искрами, дабы он сделал их свечение излучающим блеск; над пылающими серафимами, дабы он облек их в величие; над хашмаллим света, дабы препоясы-вать их сиянием каждое утро; а также дабы он приго-товлял для Меня Седалище, когда Я сажусь на Свой Трон в Почести и Достоинстве, для возвеличивания Моего Почета и Силы в выси. Я наделил его мудрое-тью и разумением, дабы он смог узреть секреты небес вверху и земли внизу.

(5) Я увеличил его рост до семидесяти тысяч пара-сангов, сверх всякой высоты, посреди высоких рос-том. Я возвеличил его трон от Величия Моего Трона. Я приумножил его почет от Славы Моего Почета.

(6) Я превратил его плоть в огненные факелы, а все кости его тела — в яркие уголья. Я сделал вид его глаз 41 подобным виду молнии, а свет его очей подоб-ным «неизбывному свету». Я сделал его лик светящим-ся, подобно яркому свету солнца, а блеск его очей по-добным сверканию Трона Славы.

"Кого хочет он учить ведению,

и кого вразумлять проповедию (שמועה) ?

Отнятых от грудного молока,

отлученных от сосцов матери" (Исайя 28:9) 53.

Глава 48D

Семьдесят имен Метатрона

(1) У Метатрона семьдесят имен 54, 55 вот они56:

(1) Йахо'эл 57 Yah; (2) Йоппи'эл; (3) 'Апап'эл; (4) Маргай'эл; (5) Гейор'эл; (6) Танду,эл; (7) Татнади'эл; (8) Татри'эл; (9) Табтаби'эл; (10) Оза-хийя; (11) Захзахийя; (12) 'Эвед58; (13) Зевули'эл; (14) Цафцафи'эл; (15) Софри'эл; (16) Пацпаци'Ьл; (17) Сенигрон; (18) Сарпуфирин; (19) Митатрон 59; (20) Сигрон; (21) 'Адригон; (22) 'Астас; (23) Сакпас; (24) Сакпус; (25) Михон; (26) Митон; (27) Руах Писконит60; (28) 'Ататийя; (29) 'Асасийя; (30) Загза-гийя; (31) Пацпацийя; (32) Мецамийя; (33) Мацма-цийя; (34) ,Авцаннис; (35) Меваргаш; (36) Бардаш; (37) Мехаркар; (38) Мацпад; (39) Ташгаш; (40) Таш-баш; (41) Метарпиташ; (42) Паспицаху; (43) Бецихи; (44) ,Итмон; (45) Пискон; (46) Цафцафийя; (47) Зерах Зерахийя; (48) ,Ав'авийя; (49) Хавхавийя; (50) Пефатпалийя; (51) Рахрахийя; (52) Хасхасийя; (53) Тафтафийя; (54) Тамтамийя; (55) Цахцахийя; (56) 'Ар'арийя; (57) 'Ал'алийя; (58) Зазруйя; (59) 'Арамийя; (60) Севар Сухасийя; (61) Разразийя; (62) Тахсанийя; (63) Сасрасийя; (64) Цавцевивийя; (65) Келикалийя; (66) Хгхгх1шя\ (67) Варва^ийя;

дабы открыть им тайны Моего Слова и научить их постановлению Моего Суда, как написано: «Так и Сло-во Мое, которое исходит из Уст Моих, — не возвра-щается ко Мне тщетным, но совершает то, что Мне угодно» (Исайя 55:11). Здесь не сказано «Я совершаю», но он (т. е. Метатрон. —И Т.) «совершает»; это учит нас, что Метатрон стоит и исполняет каждое слово и все сказанное, исходящее из Уст Святого, будь Он Бла-гословен, и осуществляет постановления Святого, будь Он Благословен.

(11) Как сказано 48: «Благоуспешно совершает то, для чего Я послал его» (Исайя 55:11); здесь не напи-сано «Я совершаю», но он (т. е. Метатрон. — И. Т.) «совершает»: это учит нас, что каждое постановление, которое исходит от Святого, будь Он Благословен49, против человека — когда он совершит покаяние, осу-ществляется не против него, но против другого, нече-стивого человека50, как сказано:

«Праведник спасается от беды, а вместо него попадает (в нее) нечестивый» (Прит-ни 11:8).

(12) Более того, каждый день восседает Метатрон три часа на небесной выси и собирает все души по-чивших, которые умерли в утробе своей матери, и мла-денцев, которые умерли у груди своей матери, и школь-ников, которые умерли, когда изучали Пять Книг Торы (51 (חמש חומשי תורה. Он приводит их под Трон Славы52 и рассаживает их вокруг себя по классам, товарище-ствам и группам, и обучает их Торе, и мудрости, и хаг-гаде, и преданиям, и он празднует с ними завершение Торы, как сказано:

Тору66. Откуда мы знаем, что он вспомнил ее? Пото-му что сказано: «Помните Тору Моисея, раба Моего, которую Я заповедал ему на Хориве для всего Израи-ля, (равно как и) законы и обычаи» (Малахия 3:22[4:4]): «Тора Моисея» — это Тора, Пророки и Писания; «обы-чаи» — это хаггадот и традиции; все это было дано Моисею на Синае67.

(5) Вот семьдесят68 имен, каждое из них подобно Священному Имени на Колеснице, выгравированно-му на Троне Славы, (элементы) которого Святой, будь Он Благословен, взял от Своего Священного Имени и даровал Метатрону, — (соответственно) семидесяти Именам, с которыми ангелы-служители обращаются к Царю царей царей в выси небесной. Он удостоил его двадцатью двумя печатями, оттиснутыми 69 Его Пальцем, которыми запечатываются все порядки твер-ди 'Аравот; которыми запечатываются все предназ-начения70 князей царств в выси относительно их су-веренитета, владычества, величия и величества; кото-рыми запечатываются предназначения Ангела Смерти и каждого народа и царства.

(6) Ангел Метатрон, Князь Божественного Присут-ствия, Князь Торы; Ангел, Князь Мудрости; Ангел, Князь Разумения; Ангел, Князь Славы; Ангел, Князь Дворца; Ангел, Князь царей; Ангел, Князь правите-лей; Ангел, Князь возвышенных, величественных, ве-ликих и почитаемых князей, которые на небе и на зем-ле, сказал:

(7) «YHWH, Бог Израиля, мне Свидетель, что, ког-да я открыл эту Тайну (71 (רז Моисею, все воинства небесные разгневались на меня. Они сказали мне: (68) Захзахийя; (69) Титрисийя; (70) Севирийя; (71) Зехафнурийя; (72) За'за'йя; (73) Галразийя; (74) Мелахмелафийя; (75) ' Аттарийя; (76) Перишийя; (77) 'Амкакийя; (78) Цалцалийя; (79) Цавцавийя; (80)Ге'ит Зе'итийя; (81) Ге'итийя; (82) Перишфери-шийя; (83) Шефат Шефатийя; (84) Хасамийя; (85) Сар Сарийя; (86) Гевир Гевурийя; (87) Гуртарийя; (88) Зива' Рабба'61; (89) На'арНе'еман62; (90) Малый YHWH — по Имени своего Господина, как сказано: «Мое Имя в нем» (Исход 23:21) 63; (91) Раврахи'эл; (92) Не'ами'эл; (93) Сеганзаг'эл, князь мудрости64.

(2) Почему его зовут Сеганзаг'ел? Потому что все хранилища мудрости были отданы в его руку.

(3) Все они были открыты Моисею на Синае — когда он изучал в течение сорока дней, пока он стоял на Горе:

Тору в семидесяти аспектах (букв, «лицах»;פנים. — И. Т.) семидесяти языков;

Пророков в семидесяти аспектах семидесяти языков; Писания в семидесяти аспектах семидесяти языков; халахот в семидесяти аспектах семидесяти языков; хаггадот в семидесяти аспектах семидесяти языков; традиции в семидесяти аспектах семидесяти языков; тосефот в семидесяти аспектах семидесяти языков.

(4) Но как только все это свершилось, в конце со-рока дней он забыл все эти (знания) в одно мгнове-ние, покуда Святой, будь Он Благословен, не призвал Йефифийя, князя Торы65, и он дал их (знания) в каче-стве дара Моисею, как сказано: «И отдал их Господь мне» (Второзаконие 10:4). После этого он вспомнил ,Аббаху81, а рабби 'Аббаху — рабби Зире'82, рабби Зира' — Мужам Веры, а Мужи Веры — Верным83 — с тем, чтобы они могли увещевать людей и излечивать болезни, которые имеют место в мире, как сказано: "И Он сказал: если ты84 действительно будешь слу-шаться Гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред Очами Его, и внимать заповедям Его, и соблю-дать все законы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, Целитель твой" (Исход 15:26) 85».

Примечания

1 Вар.: «Рабби Ишма"эл сказал: сказал мне Метатрон, Князь Божественного Присутствия и Князь над всеми князьями».

2 Здесь имеются в виду ангелы.

5 Относительно Метатрона как Первосвященника небесной Скинии см. Ваййкра' Рабба 12:12: «Когда Святой, будь Он Благо-словен, повелел Израилю возвести Скинию, Он указал ангелам-служителям, что им тоже следует сделать Скинию; и тогда одна Скиния была возведена внизу, другая была возведена вверху. Пос-ледняя была Скинией Юноши (נער), чье имя Метатрон; и там он "возносит" души праведников, дабы искупить Израиль во дни их Рассеяния».

4 В связи с вознесением Моисея на небеса ср., например: апок-риф Вознесение Моисея, passim; Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 88Ь—89а; мидраш Шир хаш-Ширим Рабба 8:11.2.

5 То есть 121 день.

6 Ср. 2 Самуила 17:10: «Тогда и самый храбрый, у которого сердце, как сердце львиное, упадет духом; ибо всему Израилю известно, как храбр отец твой (имеется в виду Давид. — И. Т.) а мужественны те, которые с ним». Фразу можно перевести также: «... и он увидел сердце свое в сердце льва».

7 Вариант: «Они приняли его (5с. Моисея. — И. Т.) и помести-ли ее (т. е. молитву. —И. Т.) подобно венцу на Главу Святого, будь Он Благословен».

(8) "Зачем ты открываешь эту Тайну человечеству (букв, 'сынам72 человеческим'. — И. Т.), рожденно-му женщиной, запятнанному, нечистому, осквернен-ному кровью и нечистыми выделениями, мужам, ко-торые извергают зловонные капли, — Тайну, которой были сотворены небеса и земля, море и сушь, горы и холмы, реки и источники, Геенна, огонь и град, Сад Эдена и Древо Жизни? Ею был образован Адам, скот и звери полевые, птицы небесные и рыбы морские73, Бехемот и Ливйатан 74, нечистые твари и пресмыкаю-щиеся, кишащие в море и пресмыкающиеся по пус-тыням, Тора75, мудрость, знание, мысль, разумение вещей вверху и страх небесный. Почему ты открыл ее плоти и крови?"76

Я сказал им: "Потому что Вездесущий дал мне власть над высоким и возвышенным Троном, от кото-рого огненными молниями, блестящими искрами и пламенными хашмаллим исходят все Священные Имена".

(9) Но их сознание не успокоилось до тех пор, пока Святой, будь Он Благословен, не укорил их и не отри-нул от Своего Лика, сказав им с укором: "Я хотел, Я возжелал, Я предназначил ее, и Я передал ее един-ственно Метатрону, Моему Рабу, потому что он уни-кален среди всех сынов высот.

(10) И Метатрон вывел ее из Моих хранилищ и передал ее Моисею, а Моисей — Иисусу77, а Иисус — Старейшинам, а Старейшины — Пророкам, а Проро-ки — Мужам Великого Собрания78, а Мужи Великого Собрания—'Эзрс' Книжнику79, а 'Эзре' Книжник — Хиллелу Старшему80, а Хиллел Старший — рабби

32 'Эвед 'Адонай-Раб Господа— мессианский титул, восходя-щий к Песням Раба Господа из Исайи.

33 Или: «единственным».

34 Эмендация.

35 Вар.: «Я вознес его»; «Я взошел».

36 Имеется в виду Конец дней и Будущий мир — Царствие Бо-жие.

37 Акростих: буквы יалеф—ламед—пе (фе софит)[אלף] — это согласные, составляющие название первой буквы еврейского ал-фавита — ,алеф.

38 Вар.: «твердями» («небесами»),

39 Восстановление.

40 Ср. Хехалот Раббати 13:1: «Когда Ангел Присутствия при-ходит, чтобы превознести и привести в порядок Трон Славы Бога и приготовить Седалище для Всемогущего Иаковлева, он украша-ет славных ,офаннимов тысячью тысяч венцов...»

41 Эмендация. Вар.: «его вид».

42 Лат. familia, «семейство». См. примеч..

43 Вар.: «исполнения Моей Воли».

44 Вар.: «по Моему Слову».

45 Или: «язычников».

46 Вар.: «по Произнесению Моих Уст».

47 «Поднять».

48 Глосса.

49 Вар.: «из Уст Святого, будь Он Благословен».

50 Вар.: «другого человека».

51 Пять Частей Торы, Пятикнижие.

52 Под Троном Славы располагается скиния Метатрона; см. 15В:1.

53 В Вавилонском Талмуде, трактате 'Авода Зара, 23Ь говорит-ся, что Сам Господь Бог учит безвременно почивших.

54 В манускриптах имена варьируются. Ниже приводятся 93 имени, сохранившихся в рукописях. (Ср. издание: Odeberg. 3 Enoch. Р. (.עא-עב

55 В одном из вариантов дополнение: «которые Святой, будь Он Благословен, взял от Своего Собственного Имени и даровал ему».

56 Вокализация ряда имен условна.

8 Метатрон.

9 Имеются в виду воинства.

10 Имеются в виду заступники.

11 Имеются в виду воинства.

12 Благочестивая замена Имени YHWH. Здесь ,Ахтари'эл — Имя Господа, являющего Себя на Троне. См. также, например, Вавилонский Талмуд, трактат Берахот, 7а.

13 Вар.: «Проси то, что тебе нужно...»

14 Ср. книгу Исхода 34:29-30.

15 Вар.: «Над ним (т. е. над мостом. —И. Т.)».

16 Ср. Хехалот Раббати 10:3.

17 Вар.: «Рабби Ишма"эл сказал: Я сказал 'Акиве'».

18 Ср. книгу Иезекиила 1:25: «И Голос был с тверди, которая над головами их (sc. "животные"-хаййоти. —И. Т.)...»

19 Ср. книгу Иезекиила 1:14.

20 Букв, «солнце в период его поворота в Таммузе».

21 «Армий».

22 В раввинистической литературе говорится как о семидеся-ти Именах Святого, будь Он Благословен, так и о семидесятибук-венном, или даже чаще о семидесятидвухбуквенном, Имени Бога. Число семьдесят, resp. семьдесят два, в частности, коррелирует с числом народов и языков мира (см. Бытие, гл. 10; ср. примеч. 19 [к гл. 2]; ср. также гл. 3).

23 Вокализация многих Имен не может быть точно опреде-лена.

24 По консонантному составу это Имя совпадает с Именем, за-фиксированным в (32).

25 См. гл. 12; 48С:7,48D:90 (ср. 1), где Метатрон обозначается как «Малый YHWH».

26 По консонантному составу это Имя совпадает с Именем, зафиксированным в (53).

27 Серафимы.

28 Полностью этот стих гласит: «И взывали они друг к другу, и говорили: "Свят, Свят, Свят, Господь воинств! Вся земля полна Славы Его!"»

29 «Катят».

30 Вар.: «подобно сынам ангелов».

31 Или: «выдающимся», «превосходящим других».

хтав), так и Устная Тора (Тора шебе'ал-пе), см., например: Ват-лонский Талмуд, трактат Берахот, 5а; Шемот Рабба 47:1.

68 Вар.: «девяносто два». Ср. примеч. 22 и 54.

69 «Выдавленными», «выбитыми», «отчеканенными».

70 «Жребии», «уделы».

71 Под Тайной здесь может подразумеваться Тора и/или тай-ные Имена Бога. (См., например: Alexander. 3 Enoch. P. 315, п. t.)

72 Вар.: «сыну».

73 См. книгу Бытия, гл. 1-3.

74 См. книгу Иова, ш. 40-41. Русское слово «бегемот» восхо-дит к еврейскому бехемот, букв, «животные», «скоты», «звери».

75 «Тору». Возможно, позднейшая глосса.

76 Тема оппозиции небесного воинства по отношению к тому, что Моисею была открыта Тора, зафиксирована в раввинистичес-кой и мистической еврейской литературе.

77 Имеется в виду Иисус Навин.

78 Начало Великому Собранию Пророков и Мудрецов, по-ви-димому, положил 'Эзра' Книжник (см. следующее примеч.) на Великом Совете, созванном им ок. 444 г. до н. э. в Иерусалиме по прибытии из Вавилона (см. книгу Неемии, гл. 8; см. также Вавилонский Талмуд, трактат Йома', 69Ь). Среди первых Мужей Великого Собрания были Пророки Аггей, Захария и Малахия. Великое Собрание просуществовало около 200 лет. Согласно Ва-вилонскому Талмуду, трактату Мегилла XVII, 2, всего было 120 Мужей Великого Собрания, а согласно Иерусалимскому Талму-ду, трактату Мегилла I, 7, — 85. Последним Мужем Собрания был первосвященник Шим'он Праведный (ум. ок. 200 г. до н. э.). [См., например, 'Авот I, 2: «Шим'он Праведник был из после-дних (Мужей) Великого Собрания. Он говорил: "На трех осно-ваниях стоит мир: на Торе, и на служении Богу, и на благодея-

нии[.«״

79 'Эзра' и Нехемия (Неемия) проводили религиозно-полити-ческую реформу в Иудее в середине V в. до н. э. Многие исследо-ватели полагают, что именно 'Эзра' осуществил окончательную кодификацию Торы ок. 444 г. до н. э.

80 Выдающийся иудейский фарисейский законоучитель, выхо-дец из Вавилонии. Хиллел был Наси (букв. «Князь») Синедриона в последней трети I в. до н. э.

57 Это имя стоит на первом месте в различных списках «Семи-десяти имен Метатрона», составленных в эпоху гаонов VII—IX вв. Ангел Йато'эл (Йо'эл) занимает важнейшее место в старейших про-изведениях мистики Престола и в апокалипсисах (в том числе в Апокалипсисе Авраама). Вероятно, с начала II в. н. э. с ним отож-дествляется вознесенный на небеса Енох. Важнейшие аспекты это-го ангела переносятся на Метатрона. В еврейской гностической литературе Йахо'эл упоминается как «Малый Йахо»; это обозначе-ние уже со II в. н. э. попадает в нееврейскую гностическую литера-туру, например в коптский трактат «Пистис София». В мистичес-ких текстах Меркавы оно применялось по отношению к Метатрону (Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С. 105 и сл.). В гл. 12,48С:7,48D:90 Метатрон обозначен как «Малый YHWH».

58 Сокращенный вариант имени 'Эвед YHWH —Раб Господа.

59 Часто встречающаяся вариантная форма имени Метатрон.

60 Букв. «Ходатайствующий (или "Доказывающий"; "Споря-щий". — И. Т.) дух». В связи с этим именем ср. Вавилонский Тал-муд, трактат Санхедрин, 44Ь. .

61 Зива' Рабба' буквально означает «Великая Слава». Первона-чально это был один из эпитетов Бога. См., например: Завещание Левин 3:4; 1 Енох 14:20; 102:3.

Это обозначение встречается также в мандейских текстах.

62 Букв. «Верный Юноша (или "Слуга")».

63 Ср. Санхедрин, 38Ь; Апокалипсис Авраама, гл. 10. См. так-же Предисловие к «Книге небесных Дворцов», I. Ср. далее при-меч. 57.

64 Вар.: Сегансаг'эл. Это имя и его варианты часто встречают-ся в литературе мистики Меркавы и в магических текстах.

65 В одном из вариантов текста дополнение: «Как сказано: "Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст твоих; посему благословил тебя Бог навеки" (Псалом 45[44]:3)». Здесь слово йофйафита' («(ты) прекраснее», «очень красив»), очевид-но, коррелируется с именем Йефифийя.

66 В одном из вариантов текста дополнение: «и более не забы-вал ее».

67 Вар.: «в выси, на Синае».

Относительно раввинистической традиции, согласно которой на Синае Моисею была дарована как Писаная Тора (Тора шеби-

81 Рабби 'Аббаху возглавлял раввинистическую академию в Кесарии Маритиме в конце IH в. н. э.

82 Рабби Зира' (Зе'ира) — вавилонянин, ученик рабби 'Аббаху.

83 Как замечает П. Александер, наименования «Мужи Веры» ('Анше יЭмуна) и «Верные» (Ба'але 'Эмуна), по-видимому, явля-ются квазитехническими терминами для обозначения мистиков. (3 Enoch, с. 315, п. v.) По мнению М. Шнейдера, это мопга быть «реальные кружки, близкие по времени к 'Аббаху и Зе'ире, зани-мавшиеся магией и противопоставлявшие себя традиции -Хеха-лот». Рабби ' Аббаху, вероятно, не отождествлял Еноха с Метатроном.

Приводимая здесь цепь мистической традиции сходна с це-почкой хранителей и передатчиков Устной Торы, представленной в Мишне, трактате ,Авот, 1,1: «Моисей получил Тору на Синае и передал ее Иисусу, сыну Нуна, Иисус — Старейшинам, Старей-шины — Пророкам, а Пророки передали ее Мужам Великого Со-брания...».

84 Имеется в виду Израиль.

85 Использование текста книги Исхода 15:26 как заклинания осуждается в Мишне, трактате Санхедрин, XX, 1: «Рабби 'Акива' сказал: "Тот, кто произносит заклинание над раной и говорит 'Не наведу на тебя ни одной из этих болезней...' (Исход 15:26),... не имеет доли в будущем мире"». Согласно Ма'йан Хохма, одной из тайн, вверенных Моисею, когда он взошел на небеса, чтобы полу-чить Тору, было «слово исцеления». В одном из заклинаний на ара-мейском языке Метатрон назван «Великим Целителем»(אסיה רבא).

Rambler's Top100
Hosted by uCoz