Книги иудейских мудрецов / [пер. с иврита, вступ. ст., коммент. И. Тантлевского]. — СПб.: Издательство СПбГУ; Амфора. ТИД Амфора, 2005. — 231 с

ספד היכלות

КНИГА НЕБЕСНЫХ ДВОРЦОВ

Глава 1

Введение: Рабби Ниша' 'эл восходит на небеса, чтобы узреть видение Меркавы; Метатрону поручается Господом покровительствовать ему

И ходил Енох с Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Бытие 5:24)

Рабби Ишма"эл (ישמעאל) сказал: (1) Когда я поднялся ввысь, чтобы узреть видения Меркавы (1(מרכבה, я вошел в шесть Дворцов (2(ההיכלות, один внутри другого3; (2) когда же я достиг входа в седьмой Дворец, я остановился и стал молиться пе-ред Святым, будь Он Благословен4; (затем), подняв свои глаза вверх5, я сказал: (3) «Глава мироздания, прошу Тебя, чтобы Ты удостоил меня полномочием Авраама, сына Амрама, возлюбившего мир и стре-мившегося к миру, который получил венец священства пред Твоей Славой на горе Синай, дабы князь (השר) Кацпи'эл6 и ангелы, которые с ним, не могли иметь власти надо мной и не сбросили меня с небес».

(4) Тотчас Святой, будь Он Благословен, призвал мне на помощь Своего Слугу (עבד), ангела Метатрона (7(מטטרון, князя Божественного Присутствия8. И он,

Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 38а, 67Ь). Ср. также «Кни-гу небесных Дворцов» 10:1: «Он (Бог. — И. Т.) создал для меня (г. е. Метатрона. — И. Т.) трон, подобный Трону Славы».

161 Ср.Втор. 26:15; Иер. 25:30;Зах. 2:17\Пс. 68:6\2Хр. 30:27. Ср. также кумранскиетексты lQM12:2;lQSb 4:24-28.

162 Ср. Пс. 26:8; 2 Хр. 36:15 и пассажи, упомянутые в предыду-щем примечании.

163 См. далее: Tantlevskij. Melchizedek redivivus in Qumran. P. 52 ff.

164 Гимн в редакции 4Q 491е занимает пространство, в кото-ром мог бы поместиться текст, состоящий из 571 буквы (в данной рукописи имеется много лакун); пространная же редакция Гимна (очевидно, более поздняя), включенная в сборник Благодарствен-ных гимнов-Ходайот (4Q431 [= 4Q 47lb] 1; 4Q 427 7; lQHa 25:35-26:10), занимает пространство 864 букв (исключая заголо-вок); см.: Wise М. מי כמוני באלים, A Study of 4Q491c, 4Q471b, 4Q427 7 and 1QHA 25:35-26:10 // Dead Sea Discoveries. 7 (2000). P. 214. (Вероятным автором рассматриваемого Гимна был харизматичес-кий лидер Кумранской общины, известный из источников под именем Учителя праведности. По смерти Учителя, — когда он, вероятно, стал рассматриваться как воплощенный Мелхиседек, — содержание данного Гимна было экстраполировано на его личность. Подробно об этой гипотезе см.: Tantlevskij II Ibid. P. 52-56,61-66.)

165 Представление о многоярусном строении небес существо-вало также, например, в Месопотамии. Зиккураты (т. е. храмы-башни, у которых этажи уступами возвышались один над другим) представляли собой архитектурные модели именно такого образа мира. Греческая космология говорит о небесных сферах.

166 Вероятно, имеется в виду Ангел, управляющий данным небом. Ср. «Книгу небесных Дворцов», гл. 17.

167 Ср. «Книгу небесных Дворцов» 45:3-5.

168 Ср. также Тосефта', Хагига 2:3-4; Иерусалимский Талмуд, Хагига, 77Ь.8-23; Шир Хаш-Ширим Рабба 1:4.1.

169 См. также выше, I.

И. Тантлевский

ву, величие, хвалу и силу. И когда я открыл свои уста и стал произносить восхваления перед Троном Славы, святые хаййот 15, находившиеся под Троном Славы и над Троном, вторили мне, говоря:

«Свят, Свят, Свят

и

Благословенна Слава Господа (יהרה; YHWH) в Его Обители!» 16

Глава 2

Ангелы высших рангов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Иита"эля

Рабби Ишма"эл сказал:

(1) В это время орлы 17 Меркавы, пылающие ,офан-нимы и серафимы поедающего огня спросили Me-га7рона и сказали ему: (2) «Отрок (18(נער, почему ты позволил рожденному женщиной войти и воззреть на МеркавуЧ Из какого народа, из какого племени он? Каковы его особенности?»

(3) Метатрон ответил и сказал им:

«Он из народа Израиля, который Святой, будь Он Благословен, избрал в качестве Своего народа из се-мидесяти языков 19. Он из колена Левия, которое воз-носит возношения20 Его Имени, из семени Аарона, которого избрал Святой, будь Он Благословен, дабы он был Ему служителем и на которого Он возложил венец священства на Синае».

(4) Тотчас они стали говорить: «Этот человек дос-тоин воззреть на Меркаву, как написано:

"Блажен народ, у которого это есть;

расправив свои крылья, устремился ко мне с большой радостью, дабы спасти меня от их руки.

(5) И он взял меня за руку перед их глазами и ска-зал мне: «Входи с миром пред Лице Царя Высокого и Возвышенного9, дабы воззреть на подобие Мертвы».

(6) Затем я вошел в седьмой Дворец, и он провел меня к стану (מחנה) Шехины 10 и поместил меня перед Троном Славы, дабы я мог узреть Меркаву.

(7) Но как только князья 11 Меркавы взглянули на меня и пылающие серафимы 12 остановили свой взор на мне, я, трепеща, отпрянул и упал, поражен-ный излучением их глаз и ярким сиянием их лиц, доколе Святой, будь Он Благословен, не упрекнул их и не сказал: (8) «Слуги Мои, Мои серафимы, Мои керувимы 13 и Мои 'офаннимы 14! Сокройте свои глаза от Ишма' 'эля, Моего сына, Моего друга, Мое-го возлюбленного и славного, дабы он не дрожал и не трепетал так!» (9) Тотчас Метатрон, князь Боже-ственного Присутствия, подошел и привел меня в чувство и поставил меня на ноги, (10) но еще в те-чение (целого) часа у меня не было достаточно сил, чтобы спеть Гимн перед славным Троном славного Царя, Могущественнейшего из царей, Превосход-нейшего из владык.

(11) По прошествии часа, Святой, будь Он Благо-словен, отворил предо мной врата Шехины, врата мира, врата мудрости, врата силы, врата могущества, врата речи, врата песни, врата освящающего восхваления, врата воспевания. Он просветил мой взор и мое серд-це, дабы я воспел Гимн, (произнес) восхваление, (вы-разил) ликование и благодарение, (воспел) песнь, ела-обратилось ко злым делам, сказав Богу: "Отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих !י' (Иов 21:14), Святой, будь Он Благословен, взял меня из их сре-ды24, — дабы быть свидетельством против них, (бу-дучи) на небесной высоте, — для всех, кто придет в мир25, чтобы они не моши сказать: "Милосердный — жесток!"»

(4) «Неужели все это множество людей грешило? И если даже они были грешны, какой грех совершили их жены, их сыновья и их дочери? А как же их лоша-ди, их мулы, их животные, их скот и все птицы мира, которых Святой уничтожил вместе с ними в водах Потопа, то — какой грех они совершили, что также должны были погибнуть?26»

(5) «Посему Святой, будь Он Благословен, вознес меня в период их жизни, перед из глазами, на небес-ную высоту, дабы я был свидетельством против них для будущих поколений27. И Святой, будь Он Благо-словен, поставил меня на высоте28 в качестве князя и правителя среди ангелов-служителей.

(6) Тогда пришли три ангела-служителя —'Узза, 'Азза и 'Аза'эл 29 — и стали выдвигать обвинения против меня на небесной высоте, сказав перед Свя-тым, будь Он Благословен: "Владыка мира, не были ли первые правы, когда давали Тебе совет: 'Не сотво-ряй человека!5 Святой, будь Он Благословен, ответил: "Я создал и буду носить, Я буду поддерживать и охра-нять" {Исайя 46:4).

(7) Когда они увидели меня, они сказали перед Ним: "Господь Вселенной! Какое право он имеет восходить в высь высот? Не происходит ли он от тех, кто погиб-

Блажен народ, у которого Бог — Господь" (Псалом 144[143]:15)».

Глава 3

У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его «Отрок»

Рабби Ишма"эл сказал:

(1) Тогда я спросил Метатрона, ангела, князя Бо-жественного Присутствия. Я сказал ему: «Как твое имя?» (2) Он ответил мне: «У меня семьдесят имен, соответственно семидесяти народам мира, и все они основываются21 на Имени Царя царей царей22; одна-ко мой Царь называет меня "Отрок" (נער, На 'ар)».

Глава 4

Метатрон идентифицируется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения Потопа

Рабби Ишма"эл сказал:

(1) Я спросил Метатрона и сказал ему: «Почему ты именуешься по Имени Твоего Создателя (בשם קרניך) семьюдесятью именами? Ты более велик, чем все кня-зья, возвышеннее, чем все ангелы, более возлюблен, чем все служители, в большей чести, чем все воин-ства, вознесен выше всех владык во власти, величии и славе; почему же тогда называют тебя "Отрок" на не-бесных высотах?»

(2) Он ответил: «Потому что я Енох, сын Йаре-да23. (3) Когда поколение Потопа стало грешить и не тревожили мухи и комары, болезни и боль. Злые демоны не могаи причинить им вреда, и даже ангелы не имели над ними власти.

(5) Когда Святой, будь Он Благословен, входил или выходил из Сада в Еден или из Едена в Сад, из Сада на твердь (небесную) или с тверди (небесной) в Сад Едена36, все смотрели на яркий образ Его Шехины и пребывали невредимы — (6) вплоть до поколения 'Еноша37, который был главой всех идолопоклонни-ков в мире.

(7) Что же сделали люди поколения Еноха? Они бродили по миру из конца в конец, и каждый из них собирал серебро, золото, драгоценные камни и жем-чужины (?; מרגליות — Я. Т.) в (или: "на". — И. Т.) го-pax и холмах38, делая из них идолов по всему миру39; и в каждой четверти они устанавливали идолов высо-той в 1000 парасангов40. (8) Они спустили солнце, луну, звезды и созвездия и установили их перед ними (т. е. идолами. —И. Т.) справа и слева, дабы служить им так, как они служили Святому, будь Он Благосло-вен, как написано: «Все воинство небесное стояло при Нем, по Правую и по Левую Руку Его» (Первая книга Царей 22:19). (9) Но как у них достало сил, чтобы спу-стать их? То, что они смогли спустить их и служить им, произошло потому, что 'Узза, 'Азза и 'Аза'эл41 научили их колдовским заклинаниям (42(כשפים, ибо иначе они не смогли бы спустить их.

(10) В то же время ангелы-служители решили выд-винуть обвинение (против людей. —И. Т.) перед Свя-тым, будь Он Благословен. Они сказали перед Ним: «Владыка мира, что Тебе до сынов человеческих, как ли в водах30 Потопа? 31 Какое право он имеет пребы-вать на небе?5'

(8) Вновь Святой, будь Он Благословен, ответил и сказал им: "Какое право вы имеете прерывать Меня. Я избрал его быть выше всех вас, быть князем и пра-вителем над вами на небесных высотах". (9) Тотчас все они поднялись и пошли встречать меня, и простер-лись передо мной, сказав: "Счастлив ты и счастливы твои родители, ибо Творец благоволит к тебе".

(10) Поскольку я молод в их сообществе32 и юн среди них в днях, месяцах и годах — поэтому они на-зывают меня "Отрок5'».

Глава 5

Господь удаляет Шехину от земли из-за идолопоклонства поколения Еноха

Рабби Ишма' ,эл сказал: Ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:

(1) С того дня, когда Святой, будь Он Благословен, изгнал первого человека из Сада Едена33, Шехина пребывала на керуве под Древом Жизни34.

(2) И ангелы-служители собирались вместе и спус-кались с небес группами, с тверди (небесной) — ком-паниями и когортами, дабы осуществлять Его Волю по всей земле.

(3) Первый человек и его поколение проживали у врат Сада Едена, так что они могли видеть яркий об-раз Шехины. (4) Сияние Шехины освещало мир от одного края до другого и было в 365 ООО35 раз ярче сияния солнца. И тех, кто смотрел на сияние Шехины, вознести меня ввысь, Он послал ко мне князя 1Ана-фи'эла