Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.
Ж
ЖАННА Д'АРК (Jeanne d'Arc) (1412–1431) – нац. героиня Франции. Крестьянка из д. Дом-реми (Лотарингия), выступившая с патриотической миссией на подъеме партизанского движения в Столетнюю войну. В 1428 Ж. убедила коменданта г. Воку-лёра, а в 1429 – советников короля Карла VII доверить ей армию. Вдохновленные ею войска сняли осаду англичан с Орлеана, что обеспечило перелом в ходе войны. Ж. настояла на походе Карла VII в Реймс для коронования и миропомазания, что утвердило гос. независимость Франции. Патриотич. чувства осознавались Ж как божье посланничество, переданное ей «голосами» святых. Соотечественники переносили на образ Ж. черты девы-богоматери, целомудрием спасающей Францию от бед. Надеясь освободить Париж, Ж. повела отряд в Компьен, где попала в плен (1430). Судом инквизиции в Руане была обвинена в ереси и колдовстве, а затем сожжена на костре. В 1456 по ходатайству Карла VII процесс Ж. был пересмотрен, и Ка-ликст III признал Ж. невиновной. В 1920 была канонизирована как покровительница Франции. Считается также покровительницей телеграфа и радио.
ЖЕНЕВЬЕВА – популярная среди католиков святая. Согласно церк. легенде, была дочерью герцога Брабантского, к-рый правил в сер. 8 в. Девочку воспитывали в страхе божьем, прививали ей высокие принципы морали и набожность, учили грамоте. Когда она выросла, к ней посватался прекрасный и храбрый рыцарь Зигфрид, к-рый взял ее в жены и увез в свой родовой замок на Рейне. Счастливая жизнь молодых супругов вскоре кончилась: Зигфрид уехал сражаться с напавшим на Испанию и Францию мавританским королем, оставив Ж. на попечение своего бурграфа Гавла. Гавл влюбился в Ж., но был ею отвергнут. В отместку он оклеветал Ж. перед Зигфридом, и тот приказал заключить «изменницу» в тюрьму при замке. В тюрьме Ж. родила сына и растила его, терпеливо снося все беды и вознося молитвы господу. Узнав о скором возвращении с войны Зигфрида, Гавл написал ему, что Ж. родила сына от любовника и за это достойна смерти. Зигфрид отдал приказ о казни Ж. Чтобы выполнить этот приказ, палачи завели Ж. в дальний лес, но, тронутые ее кротостью и мольбой, оставили живыми ее и ребенка среди скал, взяв с Ж. слово, что она никогда не покинет этого места. Ж. поселилась с младенцем в пещере, приспособилась к жизни отшельницы и, благодаря бога, растила сына. Так прошло 7 лет. Вернувшийся с войны Зигфрид дознался до правды, бросил в тюрьму Гавла и предался скорби. Чтобы развлечь его, его друг устроил охоту в окрестностях замка. В погоне за ланью Зигфрид случайно обнаружил пещеру Ж., к-рая бросилась ему навстречу. Радости всех не было границ. Зигфрид заказал благодарств. молебны и построил часовню у пещеры, где жила Ж с сыном. Остаток жизни Ж- прожила в любви, счастье и благодеяниях. После ее смерти часовня у пещеры прославилась чудесами, а церковь признала Ж. святой. День памяти – 3 янв
ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Ан-ри (1884–1978)–франц. ре-лиг, философ, представитель неотомизма. Преподавал в Париже, Страсбурге, Гарварде и др. Был директором ин-та сред веков в Торонто (Канада). Издатель ,журнала «Etudes de philosophie medievale» (с 1922). Осн. задачей философии Ж- считал возрождение ср.-век схоластич. системы Фомы Аквинского, к-рую он называл «вечной философией». Новую философию начиная с эпохи Возрождения Ж. рассматривал как цепь ошибок и заблуждений, пытаясь доказать, что единственным продуктивным выходом из кризисного состояния является возврат к ср.-век. томизму. Философия достигает лишь относительной истины, абсолютную истину дает только религия. Томизм же добивается гармонии между разумом и верой; истины науки, философии и богословия повествуют, об одном и том же (но на различных уровнях) . Данные чувств и человеч. разума постигают внешнюю сторону явлений, сущность к-рых может раскрыться только в религ. откровении. Ж. принадлежит ряд книг по истории ср.-век. мысли (об Августине, Бонавентуре, Фоме Аквин-ском и др.), в т. ч. «Дух средневековой философии» (1932).
ЗАПАС ДОБРЫХ ДЕЛ –
представление о том, что папы и духовенство обладают совокупностью религ заслуг, добытых подвигами Христа,
богоматери, святых и религ. усердием «сонаследников» Христа – верующих. Это представление, имеющее аналогии в
иудаизме и др. религиях, было развито схоластами 13 в. в особое учение о «сверхдолжных заслугах», декретированное буллой папы
Климента VI «Унигенитус» («Unigenitus», 1349), а также Тридентским
и / Ватиканским соборами. Оно утверждало, что клир обладает
возможностью облегчить оправдание верующих за счет 3. Д д при условии принесения ими минимальных жертв. Это
учение способствовало внедрению догмата о чистилище и распространению индульгенций.
Протестантизм выступил с развернутой критикой учения о 3. д. д. как не
имеющего достаточного обоснования в Священном писании и препятствующего
культивированию личной веры.
«ЗОЛОТАЯ ЛЕГЕНДА» (лат. «Legenda aurea»; слово «legenda» здесь следует понимать как «чтение») – свод житий святых, расположенных в соответствии с праздниками церк. календаря. «3.л.» написана доминиканским монахом Яковом Воррагинским (ок 1230–1298), ставшим в 1292 архиепископом Генуи, и имела авторск. название – «Легенда святых». «3 л.» – название, утвердившееся в рукописной традиции, а в первопечатных изданиях этот свод житий именовался «Ломбардской историей». Первонач. «3. л.» включала ок. 180 житий, но уже в первых печатных изданиях их было 280, а в переводах на национальные языки – ок. 440. Возникновение «3. л.» обусловлено характерным для 13 в. стремлением систематизировать христ. наследие. Благодаря занимательности изложения «3. л.» переведена на многие языки, была в течение неск. столетий излюбленным народным чтением и оказала огромное влияние на сюжеты произведений искусства 14–16 вв. Начиная с 16 в. критики отмечали недостоверность мн. рассказов «3. л.», фантастичность этимологии имен святых и т. д. В 17 в. «3. л » была вытеснена сводом житий, составленным болландистами.
ИЕЗУИТЫ (от лат. Societas Jesu – Общество Иисуса) – члены катол. монаш. ордена, основанного в Париже в 1534 испанцем Игнатием Лойолой. Утвержден папой Павлом III в 1540 Для ордена И характерна жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение орденскому начальству и повиновение папе римскому. Орден И. выведен из-под епископской юрисдикции. С самого начала своего существования Об-во Иисуса старалось давать своим членам всестороннее образование. В 16 в. церковь, раздираемая внутр. противоречиями и атакуемая Реформацией, доверила И. создание мощной системы теологическо-апологети-ческой обороны. Руководствуясь принципом «цель оправдывает средства», И. за короткое время стали могущественной религиоз-но-идеологич., политич. и эконо-мич. силой, с к-рой папы вынуждены были считаться. Как «орден ученых» они получили под свое руководство созданные после Тридентского собора духовные семинарии. Основывали И. и свои собственные учебные заведения, в к-рых обучали и воспитывали духовенство из тех стран, к-рым особенно грозила «ересь». Вскоре они превратились в почти монополистов в области просвещения и воспитания в катол. странах. В 17 и 18 вв. играли большую роль в европ политике. Папа Климент XIV (1769–1774) под нажимом королевских дворов Португалии, Испанки и Франции и опасаясь растущего могущества ордена, принял в 1773 решение о его роспуске. В булле «Domi-nus ас Redemptor» он обвинил И. во всевозможных преступлениях. На части территории Белоруссии, находящейся в составе России, Екатерина II не позволила распустить орден И., намереваясь использовать его против Ватикана. Постановлением папы Пия VII (1800– 1823) от 7 авг 1814 Об-во Иисуса было восстановлено. Ныне оно снова является самым могущественным монаш. орденом в катол. церкви и оказывает большое влияние на мн. направления ее деятельности. Структура ордена–типично иерархическая, состоящая из 4 ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый Генеральной конгрегацией – съездом ордена И Орден делится на 9 ассистенций (охватывающих разл. регионы мира), к-рые управляются ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Этому совету, по существу, принадлежит абсолютная власть в ордене. Ассистенций делятся на провинции и вицепровинции (в миссионерских странах), к-рыми руководят провинциалы, назначаемые генералом ордена. В состав провинций входят орденские дома, называемые коллегиями (если в них размещаются учебные заведения) или резиденциями ордена. Об-во Иисуса насчитывает в наст. вр. ок. 35 тыс. членов. Издает свыше 1 тыс. газет и журналов, выходящих на 50 языках общим тиражом 150 млн экз Орден имеет 33 собственных ун-та и 200 школ разного типа. Ныне генералом ордена является голл иезуит Колвенбах.
ИЕРАРХИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (от греч. hieros – священный и arche – власть) – принцип организации катол. духовенства и соподчинения духовных лиц, обладающих церк. властью. Иерархия христ. церкви утвердилась со времен раннего христ-ва. Основу катол. иерархии составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ), к-рые считаются божеств, установлением. На низших уровнях катол. иерархии находятся установленные церковью субдиа-конат и др. институты. Внутри церк. иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредств. от папы (кардиналы, папские легаты, апостолич. викарии), и низший, состоящий из тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, к-рые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т е. члены церк. трибунала, назначаемые епископом).
ИЕРОНИМ Евсевий Софроний (ок. 342–420) – видный представитель лат. патристики и один из учителей церкви. Род. в Далмации. Изучал в Риме риторику и философию. Ок. 374 уехал на Восток, где в Сирии и Палестине изучал богословие, евр. язык и участвовал в спорах с еретиками. В 382–385 пребывал в Риме, где начал по поручению Дамасия исправление лат. перевода Нового завета. В 385 возвратился в Палестину и в 389 основал монастырь в Вифлееме. В 405 завершил перевод на лат. язык большинства библейск. книг, включая канонические книги Ветхого завета (с евр. оригинала), и евангелий, что составило основу Вульгаты. Огромное значение имели его полемические соч., комментарии к библейск. книгам и письма. К 13 в. сложилась легенда, согласно к-рой Дамасий сделал И. кардиналом, отсюда традиция изображать его в красной шляпе. Часто И. изображается в келье со львом у ног. День памяти – 30 сент.
ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ (ок. 315–366) – видный представитель лат. патристики. В 1851. Пий IX причислил его к учителям церкви. Ок. 353 стал епископом Пиктавы (ныне Пуатье). В 356 на синоде в Бе-террах (ныне Безье) выступил с осуждением арианства и был сослан имп. Констанцией на Восток. В 359 отстаивал ортодоксию на соборе в Селевкии. В соч «О троице» положил начало лат. тринитарной терминологии. Автор комментариев к Псалтири и Евангелию от Матфея. Известен как поэт-гимнограф. Признан святым. День памяти – 13 янв.
ИНАУГУРАЦИЯ (или интронизация) – торжеств, акт возведения на престол нового папы. Ритуал интронизации был введен папой Николаем I. При папе Григории VII под влиянием тео-кратич. идей на голову папе при И. стали водружать корону, при Бонифаиии VIII прибавили еще две Так первоначальный папский головной убор – «reg-num» превращается в «trire-gnum»– тиару. С 1870 И. проводится в соборе св. Петра ив Сикстинской капелле. Во время И. происходит прославление папы как наследника ап. Петра, демонстрация повиновения ему (целование руки и туфли). Однако одновременно папе напоминают о его земном естестве: ему подносят чашу с горящей паклей с троекратным предупреждением: «Святой отец, так проходит слава мира сего». При возложении на голову папы тиары произносились следующие слова: «Прими трехвенечнуютиа-
4 Католицизм
ру и знай, что ты отец князей и королей, владыка мира на земле, примиритель смертных, наместник господа нашего Иисуса Христа, коему одному только надлежит честь, слава и поклонение в веках. Аминь». Папа Павел VI отказался от тиары, создав т. обр. трудный для теологов прецедент. После завершения церемонии И. новый папа выходит на балкон собора св. Петра и обращается к «Городу (т. е. Риму) и миру» с речью («Urbi et orbi») и благословением
ИНВЕСТИТУРА (от лат inves tio – облачаю) – ср.-век. катол. церемония утверждения духовного лица в должности и сане епископа или аббата.
«ИНДЕКС ЗАПРЕЩЁННЫХ КНИГ» (лат. «Index librorum prohibitorum») – издававшийся Ватиканом в 1559–1966 список произведений, чтение к-рых запрещалось верующим под угрозой отлучения от церкви. Одна из форм борьбы катол. церкви с антикатод движениями, с соц и науч. прогрессом. В «И.з.к.» включались тысячи названий, среди к-рых находились произведения выдающихся мыслителей, ученых, писателей (напр., «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо, книги О. Бальзака, Ж.П. Сартра, соч. Абеляра, Экхарта, Мальбранша, Спинозы, Канта, книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» и мн. др.). С 1966 издание «И.з.к.» прекращено. В наст. вр. катол. церковь, стремясь сохранить контроль над духовной жизнью об-ва, использует иные формы и методы ограждения верующих от влияния опасных, с ее т. зр., произведений науки, лит-ры и искусства.
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат indulgentia – милость) – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершенных, так и не совершенных еще грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед катол. церковью. И. обосновывается богословами тем, что катол. церковь икобы обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, Девой Марией и святыми, к-рым и- можно покрывать грехи людей.
ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitto – розыск) – трибунал катол. церкви, созданный в 13 в. для борьбы с ересью. Действовал почти во всех катол. странах на протяжении столетий. Для И. характерны: тайное следствие, использование доносчиков и лжесвидетелей, применение пыток, конфискация имущества осужденных, распространение осуждения на родственников и потомков до третьего поколения включительно, полный произвол в отношении подследственных. Все эти методы применялись также к женщинам и детям Осужденного облекали в позорящие одежды (санбенито), он должен был пройти через мучительную процедуру аутодафе. В качестве наказаний применялись публичное отречение, штраф, порка, тюремное заключение, сожжение на костре. Общее число жертв инквизиции исчисляется сотнями тысяч, подследственных – миллионами. В Испании И. действовала с 13 в., преследуя оппозиционных по отношению к церкви сектантов, но особенно активизировалась с 1480, когда была создана т.н. Новая И. во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Новая И. преследовала в первую очередь крещеных евреев (марранов), обвинявшихся в приверженности к иудаизму, а также мусульман, принявших христианство (морисков), подозревавшихся в тайном исповедании ислама. Причины этих преследований носили не только религ., но и политич. и экономич. характер. Во времена завоевания Америки исп. корона перенесла деятельность И. за океан. Успехи гуманизма, науки и Реформации, подрывавшие основы папского влияния, побудили папу Павла III учредить в 1542 «священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище». Среди жертв папской И. были Джордано Бруно, Галилео Галилей и мн. др. выдающиеся мыслители и ученые прошлого. Французская революция 1789 положила конец деятельности И. во Франции, а Наполеон отменил ее в завоеванных им странах. После поражения Наполеона И. была в них восстановлена, но вскоре окончательно сошла со сцены. В Испанской Америке И. была отменена в ходе войны за независимость (1810–1826). Дольше всего сохранялась папская И., к-рая после ликвидации в 1870 светской власти пап могла действовать только путем отлучения, проклятий и включения опасных с т. зр. катол. церкви сочинений в «Индекс запрещенных книг-». Под названием Конгрегации св. канцелярии И. просуществовала до 1965, когда была преобразована в Конгрегацию вероучения, осуществляющую ряд прежних функций И., но иными методами.
ИННОКЕНТИЙ III (1160–1216) – папа с 1198. В миру Лотарио, граф де Сеньи. Род. в Ананьи. Кардинал с 1190. Ок. 1195 написал соч. «О презрении к миру». Отстаивая идею папского миродержавия, считая королей своими вассалами (по его словам, папа – солнце, император–луна). Он первым объявил пап «викариями Иисуса Христа». Вследствие усиления ересей при И. III получила новое развитие инквизиция и зародились ордена доминиканцев и францисканцев. И. III организовал 4-й крестовый поход, завершившийся захватом Константинополя в 1204 и временной победой католицизма на Востоке. В Германии, поддерживая От-тона IV, а затем Фридриха II, И. III усилил влияние папства. В 1213 англ. король Иоанн Безземельный признал вассальную зависимость от И. III. Правление И. III – вершина могущества пап.
ИННОКЕНТИЙ VIII (1432–1492) – папа с 1484. В миру Джованни Баттиста Чибо. Род. в Генуе. И. VIII проводил политику непотшма. Он открыто признал свое отцовство в отношении дочери Теедорнны и сына -Франческетто к-рого женил, на дочери Лоренце Великолепного. 5 дек. 1484 И. VIII издал буллу «Summis Desiderantes», к-рая положила начало практике ведовских процессов, захлестнувших Европу в 16 – нач. 17 в. В 1486 запретил философский диспут, предложенный Дж. Пико делла Мирандола, осудив нек-рые положения его тезисов как еретические.
ИННОКЕНТИЙ X (1574–1655)–папа с 1644. В миру Джамбаттиста Памфили. Начал службу юристом в римской курии. В 1621 нунций в Неаполе, в 1626 – в Мадриде. В 1629 получил кардинальский титул. Избран папой вопреки противодействию франц. двора. Препятствовал заключению в 1648 Вестфальского мира, укреплявшего позиции протестантов в Германии (булла «Zelus domus deb). В 1653 специальным декретом осудил янсенизм – религ. движение, развивавшееся тогда во Франции. Причислен к лику блаженных.
ИННОКЕНТИЙ XI (1611–1689) – папа с 1676. В миру – Бенедетто Одескальки. Один из выдающихся церк. деятелей 17 в., отстаивавший ортодоксию в полемике с различными направлениями катол. теологии и идею сакрум империум. Вступив в длительный конфликт с франц. духовенством, отменил в 1682 «четырехстатейную декларацию» о независимости от папства прав галликанской (национальной французской) церкви, отказался утверждать королевские назначения епископов, отлучил от церкви франц. посла в Риме. И. XI вступил в конфликт с Людовиком XIV, запретившим вывоз денег в Рим и оккупировавшим папский надел во Франции – Авиньон. В борьбе с абсолютистскими притязаниями Людовика XIV папа опирался на военно-политич. коалицию протестантских стран Европы (Голландии, Англии, Германии), что и обеспечило политич. равновесие в межгосударственных отношениях и удовлетворение требований И. XI. Беатифицирован в 1956.
«ИНСТРУКЦИЯ О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ «ТЕОЛОГИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ» – документ, изданный ватик. Конгрегацией вероучения 6 авг ' 1984; подготовлен под руководством префекта этой конгрегации, одного из лидеров катол. традиционалистов, кардинала Иозе-фа Ратцингера. Посвящен кри-тич. анализу радикального крыла латиноамериканской теологии освобождения. В инструкции признается, что «огромное и почти непреодолимое стремление народов к свободе является одним из осн. знамений времени, которое церковь должна понять для себя и истолковать в свете Евангелия» (1.1); констатируется «позорное положение кричащего неравенства между богатыми и бедными» (1.6). Вместе с тем в ней дается традиц. теологич. толкование освобождения как избавления прежде всего и гл. обр. от «полного рабства по отношению к греху». Именно с этих позиций авторы инструкции сурово критикуют теологию освобождения, делающую попытку при помощи нек-рых методология, принципов марксизма интерпретировать христ-во как ре-волюц. учение, вдохновляющее на реальную борьбу против угнетения трудящихся, за ликвидацию эксплуататорского об-ва. Инструкция осуждает теологию освобождения гл. обр. за использование марксистского метода при анализе обществ, явлений. В ней утверждается, что в центре марксистской концепции находится якобы атеизм и отрицание личности человека, его свободы и прав. В этой инструкции клас. борьба как путь к бесклас об-ву объявляется мифом, препятствующим проведению реформ и усугубляющим нищету и несправедливость (XI. 11), а «тоталитарные и атеистические режимы», захватившие власть революц. и насильств путем, объявляются «позором нашего времени» (XI. 10). Т обр. критика теологии освобождения в этой инструкции переходит в ярый антикоммунизм. Революц пути преобразования об-ва, выдвинутому теоретиками и практиками теологии освобождения, инструкция противопоставляет катол. реформистскую социальную доктрину. Изложению этой доктрины посвящена следующая инструкция ватик. Конгрегации вероучения – «О христианской свободе и освобождении», опублик. 22 марта 1986. Поскольку первая инструкция встретилась с отрицательной оценкой мировой общественности, вторая была выдержана в более умеренных тонах и ставила своей целью не просто осудить теологию освобождения, но и попытаться ее приблизить к офиц. доктрине католицизма.
ИНТЕГРИЗМ – течение, к-рое выражает интересы реакц. блока внутри катол. церкви и выступает против приспособления католицизма к совр. миру, стремясь т обр обеспечить интегральность (т.е. целостность, полноту) веры. С позиций крестового похода интегристы выступают и против светского духа в культуре. Социализм и коммунизм представляются инте-гристам чем-то вроде сатаны, поэтому они видят свой религ. долг в противостоянии им. Истоки И. восходят к 19 в., к борьбе церкви эпохи Реставрации против идей Просвещения и Франц. революции, когда католики выступили против преобразования об-ва на началах демократии. В самостоят, течение И. оформился с созданием в правление папы Пия X секретной орг-ции «Общество св. Пия V», к-рая ожесточенно боролась против модернистов, поддерживала консервативную политику и традиционализм. Деятельность этой орг-ции проходила с разрешения Святого престола и под его контролем. После // Ватиканского собора главой интегристов стал марсельский архиепископ Лефевр.
ИНТЕРДИКТ (лат. interdictum – запрещение) – одна из форм ср.-век. церк. наказания в католицизме. И – полное или частичное (без отлучения от церкви) временное запрещение совершать богослужение и религ. обряды, налагавшееся папой римским или епископами как на отд. лиц, так и на целую территорию (город, страну). И. широко использовался для борьбы с ересями.
ИОАНН XII (ум. 964)–папа с 955. В миру Октавиан граф Тусколо, сын диктатора Рима Альбериха. Стал папой в 18 лет. Вследствие усиления римск аристократии и постоянных угроз со стороны правителя Сев. Италии Беренгара II призвал короля Германии Оттона I и короновал его в 962 императорской короной. Папская область расширилась, но император получил право участвовать в выборах пап. И. XII, опасаясь усиления Оттона I, начал интриговать против него и был низложен, но после ухода императора вернулся в Рим и сверг антипапу Льва VIII. И. XII погиб от руки мужа своей любовницы.
ИОАНН XXII (1249–1334) – папа с 1316. В миру Жак Дюэз из Кагора. Юрист, епископ Авиньона и кардинал с 1310. Широко использовал практику продажи должностей и введения новых церк. поборов. Вел поли-тич. и идейную борьбу с императором Людовиком Баварским, поддерживавшим врагов папы (У Оккама и Марсилия Падуанского). В 1317–1327 в ряде булл осудил спиритуалов и их учение об абсолютной нищете Христа, запретив обсуждение вопроса об отношении Христа к собственности. Выдвинутое И. XXII учение об отсутствии блаженства праведных душ до Страшного суда вызвало осуждение большинства богословов и было отменено Бенедиктом XII.
ИОАНН XXIII (1881–1963) – папа с 1958. В миру – Анджело Джузеппе Ронкалли. Род. в провинции Бергамо (Италия), происходил из крестьянской семьи. Поступил в духовную семинарию в Бергамо. Теологич. образование получил в Риме, где в 1904 принял священнический сан. В 1935 выполнял функции апостолического делегата в Турции и Греции. В 1944 был назначен нунцием в Париж. В 5953 получил кардинальскую шапку и архиепископство Венеции. Понтификат И. ХХШ, длившийся неполных 5 лет, оказался одним из наиб, значительных в истории совр. католицизма. Спустя 4 месяца с момента вступления на трон свг Петра папа объявил о своем решении созвать вселенский собор, призванный сконцентрироваться вокруг двух важнейших пунктов папской программы: обновления церковной жизни, названного И. XXIII аджорнаменто, и объединения с др. христ. церквами. После почти четырехлетней подготовки, 11 окт. 1962 папа торжественно открыл II Ватиканский собор, начавший новую эру в истории катол. церкви. Иоанн XXIII опубликовал несколько энциклик, среди к-рых следует особо упомянуть «Матер эт магистрат, содержащую модифицированную интерпретацию социальной доктрины католицизма, и «Пацем ин террис», в к-рой папа обращался ко «всем людям доброй воли» в заботе о сохранении мира между народами и к-рую можно считать завещанием И. XXIII.
ИОАНН ХХШ (ок. 1360– 1419) – антипапа с 1410 по 1415. В миру Балтазар Косса из Неаполя. В молодости был пиратом. Учился в Болонье; кардинал с 1402. Вел длительную войну с королем Неаполя Владиславом, к-рая привела к изгнанию И. XXIII из Рима. В 1413 был вынужден принять предложение императора Си-гизмунда о созыве Констанц-ского собора. Однако собор потребовал низложения всех действовавших в то время пап. Опасаясь, что после оглашения его преступлений последует суд, И. ХХШ бежал, но был арестован и 29 мая 1415 низложен. Освобожден из тюрьмы в 1418 и, оставаясь кардиналом, умер во Флоренции. После его смерти имя Иоанн не употреблялось папами до 1958.
ИОАНН ПАВЕЛ II – папа с 1978. Имя в миру – Кароль Войтыла. Род. в 1920 в Вадови-цах (Южн. Польша), в семье военнослужащего. После получения аттестата зрелости учился на филос. фак-те Ягеллон-ского ун-та в Кракове. Его учебу прервала вторая мировая война. Во время гитлеровской оккупации в 1940–1941 зарабатывал на жизнь физическим трудом на краковском химич. заводе «Solway». В 1942 вступил в архиепископскую духовную семинарию в Кракове. 1 ноября 1946 принял священнич. сан. В 1946– 1948 учился в Риме, а также во Франции и Бельгии, где осуществлял пастырскую деятельность среди польской эмиграции. По возвращении в Польшу в 1948 выполнял функции викария в селе Неговиц, а затем в Кракове. После получения степени доктора моральной теологии на теологич. фак-те Ягеллонского ун-та (1953) вел курс лекций по социальной этике в краковской духовной семинарии. В 1956 был назначен заместителем профессора в Люблинском катол. ун-те, а в следующем году получил в том же ун-те доцентуру. 4 июля 1958 по назначению папы Пия XII стал викарным епископом краковской архиепископии. 30 дек. 1963 Павел VI назначил его архиепископом-митрополитом краковским, а 29 мая 1967 возвел его в кардинальское достоинство. Папой Войтыла был избран на конклаве 16 окт. 1978. Принял имя Иоанн Павел II.
ИОАННBТЫ, МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН – самый древний катол. орден. Основан в 1023 купцами из Амальфи (Южн. Италия), построившими больницу и приют для больных и престарелых паломников, шедших в Иерусалим. После взятия крестоносцами в 1099 Иерусалима орден, оказывающий помощь раненым воинам, был признан папой римским в качестве независимой религ. орг-ции. Полное его название звучало: «Рыцарский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского». В силу этого членов ордена именуют госпитальерами или иоаннитами. Достигший к 12 в. военного могущества, орден в 1306 вторгся на о. Родос и более 200 лет господствовал там, до изгнания его турками в 1523. Лишившийся владений орден берет под свое покровительство император Священной Римской империи Карл V, который в 1530 дает рыцарям в ленное владение о. Мальту. 16–17 вв.– время наивысшего расцвета ордена. Он превращается в сильную военно-морскую державу Средиземноморья. Мальта была резиденцией госпитальеров вплоть до 1798, когда войска Наполеона Бонапарта захватили остров. После жестокого поражения от французов госпитальеры перебираются в Россию под покровительство Павла I, к-рый специальным манифестом принял на себя звание великого магистра ордена, а главной резиденцией госпитальеров объявил Санкт-Петербург. После убийства Павла I в 1801 резиденция ордена переносится в Италию. С 1834 штаб-квартира Мальтийского ордена находится в Риме, где занимает всего около 2 км2; его владения пользуются правом экстерриториальности. Он сохраняет свой суверенитет и является самым маленьким в мире гос-вом. Мальтийский орден сегодня насчитывает примерно 10 тыс. рыцарей и 1 млн ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций. По преимуществу членами ордена являются крупные политич. и обществ, деятели, представители большого бизнеса. М. о. обладает немалой недвижимой собственностью: только в Италии она оценивается в 450 млн долл. Как суверенное гос-во орден имеет дипломатические отношения на уровне послов примерно с 50 государствами. М. о. имеет свою конституцию, пр-во, национальный гимн, гражданство (существуют специальные паспорта), выпускает марки и даже чеканит монету. Структура ордена: все члены ордена делятся на три основных ранга: рыцари «справедливости», монахи и рыцари «повиновения». Кроме того, существуют «почетные» рыцари и дамы. В орден не принимаются разведенные или живущие во внебрачной связи, евреи и коммунисты. Правило, разрешающее членство в ордене только католикам, не распространяется на венценосных особ. Все нити правления орденом сосредоточены в руках великого магистра, который избирается пожизненно из узкого круга рыцарей – потомственных дворян и утверждается папой, хотя в 1983 Ватикан формально признал суверенитет госпитальеров и установил с ними дип. отношения. В наст. вр. деятельность ордена заключается в оказании медицинской помощи и организации паломничеств. В его ведении находится около 200 больниц, расположенных в различных странах мира. После «Армии спасения» М. о.– наиболее крупная в мире благотворительная орг-ция. Не считая свой орден устаревшим институтом, потомки ср.-век. рыцарей борются сегодня «за современный крестовый поход милосердия».
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Ioachi mus Florensis) (Калабрийский), Джоакино да Фьоре (ок. 1132–1202) – итал. мыслитель. Монах-цистерцианец; аскет. Род. в семье крестьянина в Калабрии, С 1117 – аббат; ок. 1191, порвав с цистерцианцами, основывает монастырь Сан Джованни ин Фьоре – центр нового, Флорского ордена (отсюда прозвище). Разработал мистико-диалектич концепцию мирового развития, состоящую в делении истории человечества на три эры, соответствующие трем лицам Троицы – Отцу, Сыну и св. Духу. В первую эру (Ветхого завета), продолжавшуюся от Адама до Христа, люди покорялись богу только из чувства страха, как рабы своему господину. Во вторую (Нового завета), к-рая началась с Христа, люди покорялись богу из чувства сыновней любви. Третья, эра св. Духа и Вечного Евангелия, наступит после 1260 и будет продолжаться до конца мира. В этот период после борьбы и искушений на земле восторжествуют любовь и мир, насилие будет побеждено, люди отринут богатство, станут жить в святой бедности и евангельской чистоте и созерцать бога непосредственно Тогда не будет необходимости в Ветхом и Новом заветах, Евангелие третьей эры будет духовным, а не буквенным. Преображенное человечество перестанет нуждаться и в катол. церкви, к-рую И. Ф обвинял в корыстолюбии и стремлении господствовать над людьми. Учение И. Ф близко воззрениям Франциска Ассизского, также проповедовавшего «святую нищету» и аскетизм Взгляды И. Ф. были осуждены на Латеранском соборе 1215 как противоречащие церк. представлениям о низменности земной жизни и ожидающем людей «царствии небесном» Учение И. Ф. и его последователей, т. н иоахимитов, в мистич. форме выражавшее протест против социального и духовного гнета, мечту о справедливом устройстве мира, оказало влияние на идеологию народных еретич движений, в т. ч. на Т. Мюнцера.
ИППОЛИТ (ок 170– ок. 236) – св. Церковный писатель, римск. пресвитер. Принял участие в осуждении учения Савелия, но сам противопоставлял тринитарному учению признание подчиненности персоны Логоса персоне бога-Отца, за что осуждался папой Зефирином. При Каликсте I И. объявил себя папой. Во время гонений императора Максимина (235– 238) на христиан был сослан в Сардинию, где и умер. Осн. соч. И. «Опровержение всяческих ересей» посвящено гл. обр. полемике с гностиками и доказательству зависимости ересей от филос. учений. День памяти – 13 авг.
ИРИНЁЙ ЛИОНСКИЙ (ок. 130– ок. 200) – церк. писатель, святой. Грек, родом из Малой Азии. Был пресвитером в Лионе, а в 178, после казни епископа Фотина, принял кафедру. Относительно мученической кончины И. Л. полной ясности нет. Гл. соч. И. Л. «Против всех ересей» посвящено полемике с гностиками. Тем не менее И. Л. вступался за еретиков перед папами Элевтерием и Виктором I. Отстаивал идею равенства всех четырех евангелий как основы истинного познания. Уделял внимание различным аспектам учения о воплощении, к-рое без человеч. природы не могло быть полным. День памяти – 28 июня
ИСПОВЕДЬ, покаяние – одно из 7 христ. таинств, состоящее в признании верующими грехов перед священником, к-рый разрешительными (магическими), словами отпускает от имени Иисуса Христа грехи искренне рас каявшемуся христианину. Во -2–3 вв. в христ. общинах мозжилась детальная регламентация покаяния за различные категории прегрешений (смертные, простительные) перед общиной (публичная И.). Обычай публичной И. существовал до 7 в., когда стала преобладать индивидуальная тайная И. перед священником. В 12–13 вв. в схоластич. литре шла острая полемика по поводу истоков И., ее сущности и обязательности (Гуго Сен-Викторский, Петр Ломбардский, Фома Аквинский). Формула обязательной тайной И., предписанная IV Латеранским собором (1215) и утвержденная Тридентским, предусматривала необходимость покаяния для всех христиан «разумного возраста» не реже одного раза р год. Соблюдение тайны И. устанавливалось в качестве обязательного требования декретами пап Климента VIII и Иннокентия XI, однако нек-рые теологи обосновывали возможность ее нарушения в чрезвычайных случаях. Ср.-век. еретич. движения и протестанты решительно отвергали право священников отпускать на И. грехи, назначать искупительные наказания, выдавать индульгенции. Протестантизм сохранил И. лишь как традиционный церк. обряд, выражающий раскаяние и скорбь христианина о совершенных им грехах, лишив его характера таинства.