Католицизм. Словарь: Жанна дАрк - исповедь

Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.

 

Ж - И 

ЖАННА Д'АРК (Jeanne d'Arc) (1412–1431) – нац. героиня Франции. Крестьянка из д. Дом-реми (Лотарингия), выступив­шая с патриотической миссией на подъеме партизанского движе­ния в Столетнюю войну. В 1428 Ж. убедила коменданта г. Воку-лёра, а в 1429 – советников короля Карла VII доверить ей армию. Вдохновленные ею вой­ска сняли осаду англичан с Ор­леана, что обеспечило перелом в ходе войны. Ж. настояла на по­ходе Карла VII в Реймс для ко­ронования и миропомазания, что утвердило гос. независимость Франции. Патриотич. чувства осознавались Ж как божье посланничество, переданное ей «голосами» святых. Соотечест­венники переносили на образ Ж. черты девы-богоматери, цело­мудрием спасающей Францию от бед. Надеясь освободить Париж, Ж. повела отряд в Компьен, где попала в плен (1430). Су­дом инквизиции в Руане была об­винена в ереси и колдовстве, а затем сожжена на костре. В 1456 по ходатайству Карла VII про­цесс Ж. был пересмотрен, и Ка-ликст III признал Ж. невиновной. В 1920 была канонизирована как покровительница Франции. Считается также покровитель­ницей телеграфа и радио.

ЖЕНЕВЬЕВА – популярная среди католиков святая. Соглас­но церк. легенде, была дочерью герцога Брабантского, к-рый правил в сер. 8 в. Девочку вос­питывали в страхе божьем, при­вивали ей высокие принципы мо­рали и набожность, учили гра­моте. Когда она выросла, к ней посватался прекрасный и храб­рый рыцарь Зигфрид, к-рый взял ее в жены и увез в свой родовой замок на Рейне. Счастливая жизнь молодых супругов вскоре кончилась: Зигфрид уехал сра­жаться с напавшим на Испанию и Францию мавританским коро­лем, оставив Ж. на попечение своего бурграфа Гавла. Гавл влюбился в Ж., но был ею от­вергнут. В отместку он оклеветал Ж. перед Зигфридом, и тот при­казал заключить «изменницу» в тюрьму при замке. В тюрьме Ж. родила сына и растила его, тер­пеливо снося все беды и вознося молитвы господу. Узнав о скором возвращении с войны Зигфрида, Гавл написал ему, что Ж. родила сына от любовника и за это до­стойна смерти. Зигфрид отдал приказ о казни Ж. Чтобы выпол­нить этот приказ, палачи завели Ж. в дальний лес, но, тронутые ее кротостью и мольбой, оставили живыми ее и ребенка среди скал, взяв с Ж. слово, что она нико­гда не покинет этого места. Ж. по­селилась с младенцем в пещере, приспособилась к жизни отшель­ницы и, благодаря бога, растила сына. Так прошло 7 лет. Вернув­шийся с войны Зигфрид дознался до правды, бросил в тюрьму Гавла и предался скорби. Что­бы развлечь его, его друг устроил охоту в окрестностях замка. В погоне за ланью Зигфрид слу­чайно обнаружил пещеру Ж., к-рая бросилась ему навстречу. Радости всех не было границ. Зигфрид заказал благодарств. молебны и построил часовню у пещеры, где жила Ж с сыном. Остаток жизни Ж- прожила в любви, счастье и благодеяниях. После ее смерти часовня у пеще­ры прославилась чудесами, а церковь признала Ж. святой. День памяти – 3 янв

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Ан-ри (1884–1978)–франц. ре-лиг, философ, представитель неотомизма. Преподавал в Пари­же, Страсбурге, Гарварде и др. Был директором ин-та сред веков в Торонто (Канада). Издатель ,журнала «Etudes de philosophie medievale» (с 1922). Осн. зада­чей философии Ж- считал воз­рождение ср.-век схоластич. си­стемы Фомы Аквинского, к-рую он называл «вечной философи­ей». Новую философию начиная с эпохи Возрождения Ж. рассмат­ривал как цепь ошибок и заб­луждений, пытаясь доказать, что единственным продуктивным выходом из кризисного состоя­ния является возврат к ср.-век. томизму. Философия достигает лишь относительной истины, абсолютную истину дает только религия. Томизм же добивается гармонии между разумом и ве­рой; истины науки, философии и богословия повествуют, об одном и том же (но на различных уров­нях) . Данные чувств и человеч. разума постигают внешнюю сто­рону явлений, сущность к-рых может раскрыться только в религ. откровении. Ж. принад­лежит ряд книг по истории ср.-век. мысли (об Августине, Бонавентуре, Фоме Аквин-ском и др.), в т. ч. «Дух средневековой философии» (1932).

ЗАПАС ДОБРЫХ ДЕЛ – пред­ставление о том, что папы и духо­венство обладают совокупностью религ заслуг, добытых подвига­ми Христа, богоматери, святых и религ. усердием «сонаследников» Христа – верующих. Это пред­ставление, имеющее аналогии в иудаизме и др. религиях, было развито схоластами 13 в. в особое учение о «сверхдолжных заслугах», декретированное бул­лой папы Климента VI «Унигенитус» («Unigenitus», 1349), а также Тридентским и / Ватикан­ским соборами. Оно утверждало, что клир обладает возможностью облегчить оправдание верующих за счет 3. Д д при условии при­несения ими минимальных жертв. Это учение способствовало внед­рению догмата о чистилище и распространению индульгенций. Протестантизм выступил с раз­вернутой критикой учения о 3. д. д. как не имеющего дос­таточного обоснования в Свя­щенном писании и препятствую­щего культивированию личной веры.

«ЗОЛОТАЯ ЛЕГЕНДА» (лат. «Legenda aurea»; слово «legenda» здесь следует понимать как «чтение») – свод житий святых, рас­положенных в соответствии с праздниками церк. календаря. «3.л.» написана доминиканским монахом Яковом Воррагинским (ок 1230–1298), ставшим в 1292 архиепископом Генуи, и имела авторск. название – «Легенда святых». «3 л.» – название, ут­вердившееся в рукописной тра­диции, а в первопечатных из­даниях этот свод житий имено­вался «Ломбардской историей». Первонач. «3. л.» включала ок. 180 житий, но уже в первых печатных изданиях их было 280, а в переводах на национальные языки – ок. 440. Возникновение «3. л.» обусловлено характерным для 13 в. стремлением система­тизировать христ. наследие. Бла­годаря занимательности изло­жения «3. л.» переведена на многие языки, была в течение неск. столетий излюбленным на­родным чтением и оказала ог­ромное влияние на сюжеты про­изведений искусства 14–16 вв. Начиная с 16 в. критики отме­чали недостоверность мн. рас­сказов «3. л.», фантастичность этимологии имен святых и т. д. В 17 в. «3. л » была вытеснена сводом житий, составленным болландистами.

ИЕЗУИТЫ (от лат. Societas Jesu – Общество Иисуса) – чле­ны катол. монаш. ордена, осно­ванного в Париже в 1534 испан­цем Игнатием Лойолой. Утверж­ден папой Павлом III в 1540 Для ордена И характерна жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение орденскому началь­ству и повиновение папе римско­му. Орден И. выведен из-под епископской юрисдикции. С са­мого начала своего существова­ния Об-во Иисуса старалось да­вать своим членам всестороннее образование. В 16 в. церковь, раздираемая внутр. противоре­чиями и атакуемая Реформацией, доверила И. создание мощной системы теологическо-апологети-ческой обороны. Руководствуясь принципом «цель оправдывает средства», И. за короткое время стали могущественной религиоз-но-идеологич., политич. и эконо-мич. силой, с к-рой папы вы­нуждены были считаться. Как «орден ученых» они получили под свое руководство созданные пос­ле Тридентского собора духовные семинарии. Основывали И. и свои собственные учебные заведения, в к-рых обучали и воспитывали духовенство из тех стран, к-рым особенно грозила «ересь». Вскоре они превратились в почти моно­полистов в области просвеще­ния и воспитания в катол. стра­нах. В 17 и 18 вв. играли боль­шую роль в европ политике. Папа Климент XIV (1769–1774) под нажимом королевских дворов Португалии, Испанки и Франции и опасаясь растущего могущест­ва ордена, принял в 1773 решение о его роспуске. В булле «Domi-nus ас Redemptor» он обвинил И. во всевозможных преступле­ниях. На части территории Бе­лоруссии, находящейся в соста­ве России, Екатерина II не по­зволила распустить орден И., намереваясь использовать его против Ватикана. Постановле­нием папы Пия VII (1800– 1823) от 7 авг 1814 Об-во Иисуса было восстановлено. Ныне оно снова является самым могущественным монаш. орденом в катол. церкви и оказывает большое влияние на мн. направ­ления ее деятельности. Структура ордена–типично иерархичес­кая, состоящая из 4 ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый Генеральной конгрегацией – съездом ордена И Ор­ден делится на 9 ассистенций (охватывающих разл. регионы мира), к-рые управляются ас­систентами, составляющими Ге­неральный совет ордена. Этому совету, по существу, принадле­жит абсолютная власть в орде­не. Ассистенций делятся на про­винции и вицепровинции (в мис­сионерских странах), к-рыми ру­ководят провинциалы, назначае­мые генералом ордена. В состав провинций входят орденские до­ма, называемые коллегиями (ес­ли в них размещаются учебные заведения) или резиденциями ор­дена. Об-во Иисуса насчитывает в наст. вр. ок. 35 тыс. членов. Издает свыше 1 тыс. газет и журналов, выходящих на 50 язы­ках общим тиражом 150 млн экз Орден имеет 33 собственных ун-та и 200 школ разного типа. Ныне генералом ордена является голл иезуит Колвенбах.

ИЕРАРХИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (от греч. hieros – свя­щенный и arche – власть) – принцип организации катол. ду­ховенства и соподчинения духов­ных лиц, обладающих церк. вла­стью. Иерархия христ. церкви ут­вердилась со времен раннего христ-ва. Основу катол. иерархии составляют три ступени священ­ства (диакон, священник, епи­скоп), к-рые считаются божеств, установлением. На низших уров­нях катол. иерархии находятся установленные церковью субдиа-конат и др. институты. Внутри церк. иерархии существует под­разделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто полу­чает свою власть непосредств. от папы (кардиналы, папские лега­ты, апостолич. викарии), и низ­ший, состоящий из тех, чья власть исходит от епископа (ге­неральные викарии, к-рые пред­ставляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т е. члены церк. трибунала, назна­чаемые епископом).

ИЕРОНИМ Евсевий Софроний (ок. 342–420) – видный представитель лат. патристики и один из учителей церкви. Род. в Далмации. Изучал в Риме рито­рику и философию. Ок. 374 уехал на Восток, где в Сирии и Палес­тине изучал богословие, евр. язык и участвовал в спорах с еретиками. В 382–385 пребывал в Риме, где начал по поруче­нию Дамасия исправление лат. перевода Нового завета. В 385 возвратился в Палестину и в 389 основал монастырь в Вифлееме. В 405 завершил перевод на лат. язык большинства библейск. книг, включая канонические кни­ги Ветхого завета (с евр. ориги­нала), и евангелий, что соста­вило основу Вульгаты. Огромное значение имели его полемические соч., комментарии к библейск. книгам и письма. К 13 в. сло­жилась легенда, согласно к-рой Дамасий сделал И. кардиналом, отсюда традиция изображать его в красной шляпе. Часто И. изображается в келье со львом у ног. День памяти – 30 сент.

ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ (ок. 315–366) – видный представитель лат. патристики. В 1851. Пий IX причислил его к учителям церкви. Ок. 353 стал епископом Пиктавы (ныне Пуатье). В 356 на синоде в Бе-террах (ныне Безье) выступил с осуждением арианства и был сос­лан имп. Констанцией на Восток. В 359 отстаивал ортодоксию на соборе в Селевкии. В соч «О троице» положил начало лат. тринитарной терминологии. Ав­тор комментариев к Псалтири и Евангелию от Матфея. Известен как поэт-гимнограф. Признан святым. День памяти – 13 янв.

ИНАУГУРАЦИЯ (или интрони­зация) – торжеств, акт воз­ведения на престол нового папы. Ритуал интронизации был вве­ден папой Николаем I. При папе Григории VII под влиянием тео-кратич. идей на голову папе при И. стали водружать корону, при Бонифаиии VIII прибавили еще две Так первоначальный папский головной убор – «reg-num» превращается в «trire-gnum»– тиару. С 1870 И. про­водится в соборе св. Пет­ра ив Сикстинской капелле. Во время И. происходит про­славление папы как наследника ап. Петра, демонстрация пови­новения ему (целование руки и туфли). Однако одновремен­но папе напоминают о его зем­ном естестве: ему подносят чашу с горящей паклей с троекратным предупреждением: «Святой отец, так проходит слава мира сего». При возложении на голову папы тиары произносились следующие слова: «Прими трехвенечнуютиа-

4 Католицизм

ру и знай, что ты отец князей и королей, владыка мира на зем­ле, примиритель смертных, на­местник господа нашего Иисуса Христа, коему одному только надлежит честь, слава и покло­нение в веках. Аминь». Папа Павел VI отказался от тиары, создав т. обр. трудный для тео­логов прецедент. После заверше­ния церемонии И. новый папа выходит на балкон собора св. Петра и обращается к «Городу (т. е. Риму) и миру» с речью («Urbi et orbi») и благослове­нием

ИНВЕСТИТУРА (от лат inves tio – облачаю) – ср.-век. катол. церемония утверждения духов­ного лица в должности и сане епископа или аббата.

«ИНДЕКС ЗАПРЕЩЁННЫХ КНИГ» (лат. «Index librorum prohibitorum») – издававшийся Ватиканом в 1559–1966 список произведений, чтение к-рых за­прещалось верующим под угро­зой отлучения от церкви. Одна из форм борьбы катол. церкви с антикатод движениями, с соц и науч. прогрессом. В «И.з.к.» включались тысячи названий, среди к-рых находились произ­ведения выдающихся мыслите­лей, ученых, писателей (напр., «Божественная комедия» Дан­те, «Декамерон» Боккаччо, книги О. Бальзака, Ж.П. Сартра, соч. Абеляра, Экхарта, Мальбранша, Спинозы, Канта, книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» и мн. др.). С 1966 издание «И.з.к.» прекращено. В наст. вр. катол. церковь, стремясь сохранить контроль над духовной жизнью об-ва, использует иные формы и методы ограждения верующих от влияния опасных, с ее т. зр., произведений науки, лит-ры и ис­кусства.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат indulgentia – милость) – пап­ская грамота, свидетельство об отпущении как совершенных, так и не совершенных еще грехов, выдаваемая за деньги или за осо­бые заслуги перед катол. цер­ковью. И. обосновывается бого­словами тем, что катол. церковь икобы обладает неким запасом добрых дел, совершенных Хрис­том, Девой Марией и святыми, к-рым и- можно покрывать грехи людей.

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitto – розыск) – трибунал ка­тол. церкви, созданный в 13 в. для борьбы с ересью. Действо­вал почти во всех катол. странах на протяжении столетий. Для И. характерны: тайное следствие, использование доносчиков и лже­свидетелей, применение пыток, конфискация имущества осуж­денных, распространение осуж­дения на родственников и потом­ков до третьего поколения вклю­чительно, полный произвол в отношении подследственных. Все эти методы применялись также к женщинам и детям Осужденного облекали в позорящие одежды (санбенито), он должен был пройти через мучительную про­цедуру аутодафе. В качестве наказаний применялись публичное отречение, штраф, порка, тю­ремное заключение, сожжение на костре. Общее число жертв инк­визиции исчисляется сотнями ты­сяч, подследственных – миллио­нами. В Испании И. действовала с 13 в., преследуя оппозицион­ных по отношению к церкви сектантов, но особенно активи­зировалась с 1480, когда была создана т.н. Новая И. во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Новая И. преследовала в первую очередь крещеных евреев (марранов), обвинявших­ся в приверженности к иуда­изму, а также мусульман, при­нявших христианство (морисков), подозревавшихся в тайном исповедании ислама. Причины этих преследований носили не только религ., но и политич. и экономич. характер. Во времена завоевания Америки исп. корона перенесла деятельность И. за океан. Успехи гуманизма, науки и Реформации, подрывавшие основы папского влияния, по­будили папу Павла III учредить в 1542 «священную конгрегацию римской и вселенской инкви­зиции, ее священное судилище». Среди жертв папской И. были Джордано Бруно, Галилео Га­лилей и мн. др. выдающиеся мыслители и ученые прошлого. Французская революция 1789 по­ложила конец деятельности И. во Франции, а Наполеон от­менил ее в завоеванных им стра­нах. После поражения Напо­леона И. была в них восста­новлена, но вскоре окончатель­но сошла со сцены. В Испан­ской Америке И. была отменена в ходе войны за независи­мость (1810–1826). Дольше всего сохранялась папская И., к-рая после ликвидации в 1870 светской власти пап могла дей­ствовать только путем отлуче­ния, проклятий и включения опасных с т. зр. катол. церкви сочинений в «Индекс запрещен­ных книг-». Под названием Конг­регации св. канцелярии И. про­существовала до 1965, когда бы­ла преобразована в Конгрегацию вероучения, осуществляющую ряд прежних функций И., но иными методами.

ИННОКЕНТИЙ III (1160–1216) – папа с 1198. В миру Лотарио, граф де Сеньи. Род. в Ананьи. Кардинал с 1190. Ок. 1195 написал соч. «О пре­зрении к миру». Отстаивая идею папского миродержавия, считая королей своими вассалами (по его словам, папа – солнце, им­ператор–луна). Он первым объявил пап «викариями Иису­са Христа». Вследствие усиления ересей при И. III получила но­вое развитие инквизиция и заро­дились ордена доминиканцев и францисканцев. И. III орга­низовал 4-й крестовый поход, за­вершившийся захватом Констан­тинополя в 1204 и временной по­бедой католицизма на Востоке. В Германии, поддерживая От-тона IV, а затем Фридриха II, И. III усилил влияние папства. В 1213 англ. король Иоанн Безземельный признал вассаль­ную зависимость от И. III. Прав­ление И. III – вершина могу­щества пап.

ИННОКЕНТИЙ VIII (1432–1492) – папа с 1484. В миру Джованни Баттиста Чибо. Род. в Генуе. И. VIII проводил по­литику непотшма. Он открыто признал свое отцовство в отно­шении дочери Теедорнны и сына ранческетто к-рого женил, на дочери Лоренце Великолепного. 5 дек. 1484 И. VIII издал бул­лу «Summis Desiderantes», к-рая положила начало практике ведовских процессов, захлестнув­ших Европу в 16 – нач. 17 в. В 1486 запретил философский диспут, предложенный Дж. Пико делла Мирандола, осудив нек-рые положения его тезисов как еретические.

ИННОКЕНТИЙ X (1574–1655)–папа с 1644. В миру Джамбаттиста Памфили. Начал службу юристом в римской ку­рии. В 1621 нунций в Неаполе, в 1626 – в Мадриде. В 1629 по­лучил кардинальский титул. Изб­ран папой вопреки противодей­ствию франц. двора. Препятст­вовал заключению в 1648 Вест­фальского мира, укреплявшего позиции протестантов в Герма­нии (булла «Zelus domus deb). В 1653 специальным декретом осудил янсенизм религ. дви­жение, развивавшееся тогда во Франции. Причислен к лику бла­женных.

ИННОКЕНТИЙ XI (1611–1689) – папа с 1676. В миру – Бенедетто Одескальки. Один из выдающихся церк. деятелей 17 в., отстаивавший ортодоксию в по­лемике с различными направлениями катол. теологии и идею сакрум империум. Вступив в дли­тельный конфликт с франц. ду­ховенством, отменил в 1682 «четырехстатейную декларацию» о независимости от папства прав галликанской (национальной французской) церкви, отказался утверждать королевские назна­чения епископов, отлучил от церкви франц. посла в Риме. И. XI вступил в конфликт с Людо­виком XIV, запретившим вывоз денег в Рим и оккупировав­шим папский надел во Фран­ции – Авиньон. В борьбе с абсо­лютистскими притязаниями Лю­довика XIV папа опирался на военно-политич. коалицию про­тестантских стран Европы (Гол­ландии, Англии, Германии), что и обеспечило политич. равнове­сие в межгосударственных отно­шениях и удовлетворение тре­бований И. XI. Беатифицирован в 1956.

«ИНСТРУКЦИЯ О НЕКОТО­РЫХ АСПЕКТАХ «ТЕОЛОГИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ» – доку­мент, изданный ватик. Конгре­гацией вероучения 6 авг ' 1984; подготовлен под руководством префекта этой конгрегации, одного из лидеров катол. тра­диционалистов, кардинала Иозе-фа Ратцингера. Посвящен кри-тич. анализу радикального крыла латиноамериканской теологии освобождения. В инструкции признается, что «огромное и поч­ти непреодолимое стремление на­родов к свободе является одним из осн. знамений времени, кото­рое церковь должна понять для себя и истолковать в свете Еван­гелия» (1.1); констатируется «позорное положение кричащего неравенства между богатыми и бедными» (1.6). Вместе с тем в ней дается традиц. теологич. толкование освобождения как из­бавления прежде всего и гл. обр. от «полного рабства по отно­шению к греху». Именно с этих позиций авторы инструкции су­рово критикуют теологию осво­бождения, делающую попытку при помощи нек-рых методоло­гия, принципов марксизма ин­терпретировать христ-во как ре-волюц. учение, вдохновляющее на реальную борьбу против угне­тения трудящихся, за ликвида­цию эксплуататорского об-ва. Инструкция осуждает теоло­гию освобождения гл. обр. за использование марксистского ме­тода при анализе обществ, яв­лений. В ней утверждается, что в центре марксистской концеп­ции находится якобы атеизм и отрицание личности человека, его свободы и прав. В этой инструкции клас. борьба как путь к бесклас об-ву объявляется мифом, препятствующим прове­дению реформ и усугубляющим нищету и несправедливость (XI. 11), а «тоталитарные и атеи­стические режимы», захватившие власть революц. и насильств пу­тем, объявляются «позором на­шего времени» (XI. 10). Т обр. критика теологии освобожде­ния в этой инструкции перехо­дит в ярый антикоммунизм. Рево­люц пути преобразования об-ва, выдвинутому теоретиками и пра­ктиками теологии освобождения, инструкция противопос­тавляет катол. реформистскую социальную доктрину. Изложе­нию этой доктрины посвящена следующая инструкция ватик. Конгрегации вероучения – «О христианской свободе и осво­бождении», опублик. 22 марта 1986. Поскольку первая инструк­ция встретилась с отрицатель­ной оценкой мировой общест­венности, вторая была выдер­жана в более умеренных тонах и ставила своей целью не просто осудить теологию освобожде­ния, но и попытаться ее при­близить к офиц. доктрине ка­толицизма.

ИНТЕГРИЗМ – течение, к-рое выражает интересы реакц. бло­ка внутри катол. церкви и вы­ступает против приспособления католицизма к совр. миру, стре­мясь т обр обеспечить интегральность (т.е. целостность, полноту) веры. С позиций крес­тового похода интегристы высту­пают и против светского духа в культуре. Социализм и ком­мунизм представляются инте-гристам чем-то вроде сатаны, поэтому они видят свой религ. долг в противостоянии им. Исто­ки И. восходят к 19 в., к борьбе церкви эпохи Реставрации про­тив идей Просвещения и Франц. революции, когда католики вы­ступили против преобразования об-ва на началах демократии. В самостоят, течение И. офор­мился с созданием в правление папы Пия X секретной орг-ции «Общество св. Пия V», к-рая ожесточенно боролась против модернистов, поддерживала кон­сервативную политику и тра­диционализм. Деятельность этой орг-ции проходила с разрешения Святого престола и под его контролем. После // Ватиканско­го собора главой интегристов стал марсельский архиепископ Лефевр.

ИНТЕРДИКТ (лат. interdictum – запрещение) – одна из форм ср.-век. церк. наказания в католицизме. И – полное или частичное (без отлучения от цер­кви) временное запрещение со­вершать богослужение и религ. обряды, налагавшееся папой римским или епископами как на отд. лиц, так и на це­лую территорию (город, страну). И. широко использовался для борьбы с ересями.

ИОАНН XII (ум. 964)–папа с 955. В миру Октавиан граф Тусколо, сын диктатора Рима Альбериха. Стал папой в 18 лет. Вследствие усиления римск аристократии и постоянных уг­роз со стороны правителя Сев. Италии Беренгара II призвал ко­роля Германии Оттона I и ко­роновал его в 962 император­ской короной. Папская область расширилась, но император по­лучил право участвовать в вы­борах пап. И. XII, опасаясь усиления Оттона I, начал интри­говать против него и был низ­ложен, но после ухода импера­тора вернулся в Рим и сверг антипапу Льва VIII. И. XII по­гиб от руки мужа своей лю­бовницы.

ИОАНН XXII (1249–1334) – папа с 1316. В миру Жак Дюэз из Кагора. Юрист, епископ Авиньона и кардинал с 1310. Широко использовал практику продажи должностей и введения новых церк. поборов. Вел поли-тич. и идейную борьбу с импе­ратором Людовиком Баварским, поддерживавшим врагов папы (У Оккама и Марсилия Падуанского). В 1317–1327 в ряде булл осудил спиритуалов и их учение об абсолютной нищете Христа, запретив обсуждение вопроса об отношении Христа к собственности. Выдвинутое И. XXII учение об отсутствии блаженства праведных душ до Страшного суда вызвало осуж­дение большинства богословов и было отменено Бенедиктом XII.

ИОАНН XXIII (1881–1963) – папа с 1958. В миру – Анджело Джузеппе Ронкалли. Род. в провинции Бергамо (Италия), происходил из крестьянской семьи. Поступил в духовную се­минарию в Бергамо. Теологич. образование получил в Риме, где в 1904 принял священни­ческий сан. В 1935 выполнял функции апостолического делега­та в Турции и Греции. В 1944 был назначен нунцием в Па­риж. В 5953 получил карди­нальскую шапку и архиепископ­ство Венеции. Понтификат И. ХХШ, длившийся неполных 5 лет, оказался одним из наиб, зна­чительных в истории совр. като­лицизма. Спустя 4 месяца с мо­мента вступления на трон свг Петра папа объявил о своем решении созвать вселенский собор, призванный сконцентрироваться вокруг двух важнейших пунктов папской программы: обновле­ния церковной жизни, назван­ного И. XXIII аджорнаменто, и объединения с др. христ. церквами. После почти четы­рехлетней подготовки, 11 окт. 1962 папа торжественно открыл II Ватиканский собор, начав­ший новую эру в истории катол. церкви. Иоанн XXIII опублико­вал несколько энциклик, среди к-рых следует особо упомянуть «Матер эт магистрат, содер­жащую модифицированную ин­терпретацию социальной докт­рины католицизма, и «Пацем ин террис», в к-рой папа об­ращался ко «всем людям доб­рой воли» в заботе о сохране­нии мира между народами и к-рую можно считать завеща­нием И. XXIII.

ИОАНН ХХШ (ок. 1360– 1419) – антипапа с 1410 по 1415. В миру Балтазар Косса из Неаполя. В молодости был пиратом. Учился в Болонье; кар­динал с 1402. Вел длительную войну с королем Неаполя Вла­диславом, к-рая привела к изг­нанию И. XXIII из Рима. В 1413 был вынужден принять предложение императора Си-гизмунда о созыве Констанц-ского собора. Однако собор по­требовал низложения всех дей­ствовавших в то время пап. Опа­саясь, что после оглашения его преступлений последует суд, И. ХХШ бежал, но был арестован и 29 мая 1415 низложен. Освобожден из тюрьмы в 1418 и, оставаясь кардиналом, умер во Флоренции. После его смерти имя Иоанн не употреблялось па­пами до 1958.

ИОАНН ПАВЕЛ II – папа с 1978. Имя в миру – Кароль Войтыла. Род. в 1920 в Вадови-цах (Южн. Польша), в семье военнослужащего. После полу­чения аттестата зрелости учил­ся на филос. фак-те Ягеллон-ского ун-та в Кракове. Его уче­бу прервала вторая мировая война. Во время гитлеровской ок­купации в 1940–1941 зараба­тывал на жизнь физическим тру­дом на краковском химич. заводе «Solway». В 1942 вступил в архиепископскую духовную семи­нарию в Кракове. 1 ноября 1946 принял священнич. сан. В 1946– 1948 учился в Риме, а также во Франции и Бельгии, где осу­ществлял пастырскую деятель­ность среди польской эмиграции. По возвращении в Польшу в 1948 выполнял функции викария в се­ле Неговиц, а затем в Кракове. После получения степени докто­ра моральной теологии на тео­логич. фак-те Ягеллонского ун-та (1953) вел курс лекций по со­циальной этике в краковской ду­ховной семинарии. В 1956 был назначен заместителем профес­сора в Люблинском катол. ун-те, а в следующем году получил в том же ун-те доцентуру. 4 июля 1958 по назначению папы Пия XII стал викарным епископом краковской архиепископии. 30 дек. 1963 Павел VI назначил его архиепископом-митрополитом краковским, а 29 мая 1967 возвел его в кардинальское до­стоинство. Папой Войтыла был избран на конклаве 16 окт. 1978. Принял имя Иоанн Па­вел II.

ИОАННBТЫ, МАЛЬТИЙ­СКИЙ ОРДЕН – самый древ­ний катол. орден. Основан в 1023 купцами из Амальфи (Южн. Италия), построившими больни­цу и приют для больных и пре­старелых паломников, шедших в Иерусалим. После взятия кресто­носцами в 1099 Иерусалима орден, оказывающий помощь раненым воинам, был признан папой римским в качестве не­зависимой религ. орг-ции. Пол­ное его название звучало: «Ры­царский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимско­го». В силу этого членов ордена именуют госпитальерами или иоаннитами. Достигший к 12 в. военного могущества, орден в 1306 вторгся на о. Родос и более 200 лет господствовал там, до изгнания его турками в 1523. Лишившийся владений орден бе­рет под свое покровительство император Священной Римской империи Карл V, который в 1530 дает рыцарям в ленное владение о. Мальту. 16–17 вв.– время наивысшего расцвета ор­дена. Он превращается в силь­ную военно-морскую державу Средиземноморья. Мальта была резиденцией госпитальеров вплоть до 1798, когда войска Наполеона Бонапарта захва­тили остров. После жестокого поражения от французов госпитальеры перебираются в Россию под покровительство Павла I, к-рый специальным манифестом принял на себя звание великого магистра ордена, а главной резиденцией госпитальеров объ­явил Санкт-Петербург. После убийства Павла I в 1801 рези­денция ордена переносится в Италию. С 1834 штаб-квартира Мальтийского ордена находится в Риме, где занимает всего око­ло 2 км2; его владения поль­зуются правом экстеррито­риальности. Он сохраняет свой суверенитет и является самым маленьким в мире гос-вом. Маль­тийский орден сегодня насчиты­вает примерно 10 тыс. рыцарей и 1 млн ассоциированных чле­нов ордена, объединенных в 35 национальных секций. По пре­имуществу членами ордена яв­ляются крупные политич. и об­ществ, деятели, представители большого бизнеса. М. о. обла­дает немалой недвижимой соб­ственностью: только в Италии она оценивается в 450 млн долл. Как суверенное гос-во орден имеет дипломатические отноше­ния на уровне послов примерно с 50 государствами. М. о. имеет свою конституцию, пр-во, на­циональный гимн, гражданство (существуют специальные пас­порта), выпускает марки и даже чеканит монету. Структура ор­дена: все члены ордена делятся на три основных ранга: рыцари «справедливости», монахи и ры­цари «повиновения». Кроме того, существуют «почетные» рыцари и дамы. В орден не принимают­ся разведенные или живущие во внебрачной связи, евреи и ком­мунисты. Правило, разрешающее членство в ордене только като­ликам, не распространяется на венценосных особ. Все нити прав­ления орденом сосредоточены в руках великого магистра, кото­рый избирается пожизненно из узкого круга рыцарей – потом­ственных дворян и утверждается папой, хотя в 1983 Ватикан фор­мально признал суверенитет гос­питальеров и установил с ними дип. отношения. В наст. вр. деятельность ордена заключает­ся в оказании медицинской по­мощи и организации паломни­честв. В его ведении находится около 200 больниц, расположен­ных в различных странах мира. После «Армии спасения» М. о.– наиболее крупная в мире благо­творительная орг-ция. Не считая свой орден устаревшим институ­том, потомки ср.-век. рыцарей борются сегодня «за современ­ный крестовый поход милосер­дия».

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Ioachi mus Florensis) (Калабрийский), Джоакино да Фьоре (ок. 1132–1202) – итал. мыслитель. Монах-цистерцианец; аскет. Род. в семье крестьянина в Калабрии, С 1117 – аббат; ок. 1191, порвав с цистерцианцами, основывает монастырь Сан Джованни ин Фьоре – центр нового, Флорского ордена (отсюда прозви­ще). Разработал мистико-диалектич концепцию мирового раз­вития, состоящую в делении ис­тории человечества на три эры, соответствующие трем лицам Троицы – Отцу, Сыну и св. Ду­ху. В первую эру (Ветхого за­вета), продолжавшуюся от Ада­ма до Христа, люди покорялись богу только из чувства страха, как рабы своему господину. Во вторую (Нового завета), к-рая началась с Христа, люди покоря­лись богу из чувства сыновней любви. Третья, эра св. Духа и Вечного Евангелия, наступит после 1260 и будет продолжать­ся до конца мира. В этот пе­риод после борьбы и искушений на земле восторжествуют лю­бовь и мир, насилие будет по­беждено, люди отринут богат­ство, станут жить в святой бед­ности и евангельской чистоте и созерцать бога непосредственно Тогда не будет необходимости в Ветхом и Новом заветах, Еван­гелие третьей эры будет духов­ным, а не буквенным. Преобра­женное человечество перестанет нуждаться и в катол. церкви, к-рую И. Ф обвинял в корысто­любии и стремлении господство­вать над людьми. Учение И. Ф близко воззрениям Франциска Ассизского, также проповедовав­шего «святую нищету» и аске­тизм Взгляды И. Ф. были осуж­дены на Латеранском соборе 1215 как противоречащие церк. представлениям о низменности земной жизни и ожидающем лю­дей «царствии небесном» Уче­ние И. Ф. и его последователей, т. н иоахимитов, в мистич. фор­ме выражавшее протест против социального и духовного гнета, мечту о справедливом устройст­ве мира, оказало влияние на идеологию народных еретич движений, в т. ч. на Т. Мюнцера.

ИППОЛИТ (ок 170– ок. 236) – св. Церковный писатель, римск. пресвитер. Принял учас­тие в осуждении учения Саве­лия, но сам противопостав­лял тринитарному учению при­знание подчиненности персоны Логоса персоне бога-Отца, за что осуждался папой Зефирином. При Каликсте I И. объявил себя папой. Во время гонений императора Максимина (235– 238) на христиан был сослан в Сардинию, где и умер. Осн. соч. И. «Опровержение всяческих ересей» посвящено гл. обр. по­лемике с гностиками и доказа­тельству зависимости ересей от филос. учений. День памяти – 13 авг.

ИРИНЁЙ ЛИОНСКИЙ (ок. 130– ок. 200) – церк. писатель, святой. Грек, родом из Малой Азии. Был пресвитером в Лио­не, а в 178, после казни епис­копа Фотина, принял кафедру. Относительно мученической кон­чины И. Л. полной ясности нет. Гл. соч. И. Л. «Против всех ересей» посвящено полемике с гностиками. Тем не менее И. Л. вступался за еретиков перед па­пами Элевтерием и Виктором I. Отстаивал идею равенства всех четырех евангелий как основы истинного познания. Уделял вни­мание различным аспектам уче­ния о воплощении, к-рое без человеч. природы не могло быть полным. День памяти – 28 июня

ИСПОВЕДЬ, покаяние – одно из 7 христ. таинств, состоящее в признании верующими грехов перед священником, к-рый раз­решительными (магическими), словами отпускает от имени Ии­суса Христа грехи искренне рас каявшемуся христианину. Во -2–3 вв. в христ. общинах моз­жилась детальная регламента­ция покаяния за различные ка­тегории прегрешений (смертные, простительные) перед общиной (публичная И.). Обычай публич­ной И. существовал до 7 в., ког­да стала преобладать индиви­дуальная тайная И. перед свя­щенником. В 12–13 вв. в схоластич. литре шла острая по­лемика по поводу истоков И., ее сущности и обязательности (Гуго Сен-Викторский, Петр Ломбардский, Фома Аквинский). Формула обязательной тайной И., предписанная IV Латеранским собором (1215) и утверж­денная Тридентским, предусмат­ривала необходимость покаяния для всех христиан «разумного возраста» не реже одного раза р год. Соблюдение тайны И. уста­навливалось в качестве обяза­тельного требования декретами пап Климента VIII и Иннокен­тия XI, однако нек-рые теологи обосновывали возможность ее нарушения в чрезвычайных слу­чаях. Ср.-век. еретич. движения и протестанты решительно отвер­гали право священников отпус­кать на И. грехи, назначать ис­купительные наказания, выда­вать индульгенции. Протестан­тизм сохранил И. лишь как тра­диционный церк. обряд, выра­жающий раскаяние и скорбь христианина о совершенных им грехах, лишив его характера таинства.