Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.

 

Т 

ТАБЕРНАКЛЬ (лат (аЬегпа- си1ит – сень, шатер) – 1. Хра­нилище для освящ. гостий, стоя­щее на алтаре. Т. представ­ляет собою шкафчик, внутри по­золоченный или обитый белым шелком, с запирающимися двер­цами. Как обязательное на­престольное сооружение Т. ут­вердился в катол. храмах с 16 в., вытеснив более ранние типы да­роносиц – навесные алтарные ковчеги и стенные хранилища, сохранившиеся, например, у англикан. 2. Т. называются нек-рые др. церк. сооружения, напр. балдахин над папским ал­тарем в соборе св. Петра в Риме, созданный в 17 в. Л. Бернини.

 

ТАИНСТВА (лат. васгатеп- 1ит) – в христ-ве, в частн. в католицизме,– обрядовые дейст­вия, в к-рых «под видимым об­разом сообщается верующим невидимая благодать божия». До 4 в. Т. называли любое культо­вое действие, вызывавшее у ве­рующего переживание святости. Среди церк. авторитетов Запада до 12 в не было общего мнения относительно кол-ва Т. Указание на 7 Т признаваемых катол и- цизмом, появилось у Петра Лом­бардского и др., вероятно, в по­лемике с ересью вальденсов. Это кол-во Т. окончат, утвержде­но собором 1439. Отмечая «умест­ность» 7 Т., как системы вклю­чения жизни личности в корпо­ративную деятельность церкви (крещение, миропомазание, при­чащение, покаяние, священство, брак, соборование), католицизм, однако, не считает их равнознач­ными. По Фоме Аквинскому, цель Т., установленных Хрис­том,– передача благодати, сред­ство же передачи – слово свя­щенника, любая оговорка к-рого лишает Т. магич. силы. Схоластич. трактовка Т. постоянно вызывала споры, в к-рых ука­зывалось на зависимость Т. от церк. практики и права (брак, соборование), от воли пап (по­каяние, священство). Протестан­тизм не признает мистич. смыс­ла Т.; в большинстве течений совершаются лишь крещение и причащение, к-рые рассматри­ваются просто как символич. обряды. Истоки Т. сравнительное религиоведение видит в перво­бытной магии и ее модифика­циях в античных культах.

 

ТАМПЛИЕРЫ, храмовники (франц. templiers, от templ – храм) – военно-монаш. орден, основанный франц. рыцарями в 1119 в Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода и полу­чивший свое название по место- нахождению первонач. резиденции – вблизи места, где, по пре­данию, находился храм Соломо­на. Орден Т., основанный для защиты паломников и завое­ванных крестоносцами гос-в от мусульман, благодаря пожертво­ваниям верующих и земельным пожалованиям, занятию торгов­лей и ростовщичеством, превра­тился в крупнейшего феодала и банкира Ближн. Востока и Зап. Европы. В 13 в. численность ры­царей достигла 15 тыс. Папст­во неоднократно использовало Т. в борьбе с ересями и народ­ными восстаниями. После прова­ла крестовых походов Т. обосно­вались в Европе, гл. обр. во Франции. Опасаясь роста могу­щества Т. и стремясь завладеть богатствами ордена, франц. ко­роль Филипп IV Красивый в 1307 добился ареста Т. и возбужде­ния против них инквизиц. процес­са. Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 были сожжены на костре, а имущество ордена перешло в королевскую казну. В 1312 папа Климент V упразднил орден Т.

 

ТАТИАН (Tatiani) (ок. 120– ок. 175)–христ. писатель-апологет. Род. в Сирии. Получил классич. образование. Много пу­тешествуя, был хорошо знаком с религиями и бытовым укла­дом разл. народов Азии и Евро­пы. В результате идейн. исканий и неудовлетворенности язычест­вом обратился к христ-ву и стал учеником Юстина. Впоследствии, по нек-рым данным, сменил Юс­тина на должности учителя ос­нованной тем в Риме богослов­ской школы. После мученической смерти Юстина Т. отправился в Сирию, где попал под влияние гностиков. О дальнейшей его су­дьбе ничего не известно. Из мн. соч. Т. до нас дошла лишь аполо­гия «Обращение к грекам» («Oratio ad Graecos», ок. 165), в к-рой доказывается превосход­ство христ-ва перед язычеством. Это произведение, отличающееся резкой критикой антич. филосо­фии и несистематичностью изло­жения, было очень популярно в период раннего христ-ва. Науку и философию эллинов Т. отвер­гает, противопоставляя им «муд­рость варваров», т. е. христиан. Известен также т. н. Диатессарон Т.– свод 4-х евангелий, в к-ром опущена родословная Христа и др. места, показываю­щие, что Христос по плоти проис­ходил от рода Давида. Этим евангелием в то время пользо­вались многие христиане, ввиду его удобства. Т. разделял взгля­ды гностиков, допуская сущест­вование невидимых эонов (по­средников между непостижимым верховным богом и материаль­ным миром), отрицал возмож­ность спасения Адама как родо­начальника непослушания, от­вергал институт брака, считая его блудом, осуждал употреб­ление мяса и вина, настаивал на причащении водой при обря­де евхаристии. Иероним сооб­щает, что Т. разделял также воззрения секты докетистов, счи­тавших, что Христос только ка­зался облеченным в плоть, а в действительности его земное существование от рождения до смерти было призрачным, бесте­лесным. Мн. положения Т. при­знаны церковью еретическими.

 

«ТЕ ДЕУМ» (лат. «Те с1еигп» «Тебя, бога, хвалим») – нач. слова катол. гимна, ставшие его названием. Традиц. его авторство приписывалось Амвросию Медиоланскому и св. Августину, сочинившим его после крещения последнего. Но в 1894 Ж. Дом Морен приписал авторство «Т. д.» епископу Никите из Ремисиана (ум. ок. 414), что сейчас признается большинством ис­следователей. Последние строки гимна, нач. со слов «Исправь их и вознеси их до вечности», считаются более поздними. В ка­тол. литургич. практике «Т.д.» читается во время заутреней, исключая богослужения в период Великого поста

 

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (от старонем 1еи1одев – названия гари, племени) – военно-монаш. орден, основанный нем. кресто­носцами в кон 12 а.  на базе госпиталя («дома св. Марии») для герм, крестоносцев. Отсюда его полное название – Орден дома се Марии в Иерусалиме. Утвержден папой в 1198. В доц. 13 в. обосновался в Сев - Вост Европе. Т. о. осуществлял политику феод.-катол. экспансии в Прибалтике и сев.-зап. рус. княжествах. На захваченных землях тевтонцы проводили политику насильств. германиза­ции и окатоличивания населения. Агрессия Т. о. встретила сопро­тивление со стороны населения Польши и Литвы, поддержан­ных рус. и др. слав, народами. В 1410 пол ьско-литовско-рус. войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушит, поражение Т. о. В 16 в., когда Реформа­ция охватила Пруссию, владения Т. о. были секуляризованы, вмес­те с богатством он потерял свою военную мощь и политич. значе­ние. В качестве весьма малочисл. церк. орг-ции Т. о. сущест­вует до сих пор в ФРГ.

 

ТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮ­ЦИОНИЗМ – термин, к-рым можно обозначить сформировав­шееся в последние десятилетия 20 в. течение катол. теологическо-филос. мысли, настаиваю­щее на совместимости догмата творения с представлениями об эволюции живого (К. Ранер, А. Морено, Э. Фер, В. Маркоцци, П. Оверхаге). Согласно Т. э., эволюция, определяющим фак­тором к-рой выступает трансцен­дентная компонента, является по своему существу продолжаю­щимся творением (К- Ранер, 3, Фер). Эволюция трактуется как движение к наивысшему, стремление к совершенству, обус­ловленное деятельностью высше­го существа, к-рое направляет и одухотворяет развитие всех процессов универсума (А. Морено). Совместимость догмата тво­рения и представлений об эво­люции живого обосновывается посредством такой интерпрета­ции творения, к-рая позволяет включить в него возникновение одних живых форм сразу в за­вершенном виде и формирование др. живых форм в результате продолжительного или непродол­жительного процесса эволюции (В. Маркоцци). Осн. теоретико-методологич. принципы Т. э. включают в себя: финализм – утверждение о движении живого к свыше и заранее предустанов­ленному концу, итогу; телеоло­гию – утверждение об извечно предустановленных целесообра­зности и целенаправленности, ради к-рых осуществляется эволюция живого; подчинение биологич. эволюции действию трансцендентной компоненты, вынесение источника развития живого вовне; отрицание воз­можности эволюции как про­цесса саморазвития, самоорга­низации живого на основе дейст­вия естеств. факторов. Новейшие данные наук о природе отвергают совместимость догмата творения с учением о биологич. эволюции. На базе этих данных создается комплексная модель живого как материальной системы, к-рая об­ладает сформировавшейся ес­теств. путем в ходе эволюции способностью к саморегуляции, самоорганизации, прогресси­рующему развитию.

 

ТЕЙЙР ДЕ ШАРДЕН (Teil- hard de Chardin) Пьер (1881– 1955) – франц. ученый-палеон­толог, философ, теолог. Вступил в орден иезуитов в 1899. Одну из гл. задач своего творчества |Видел в утверждении эволюц. теории и создании «научной фе­номенологии», призванной снять противоположность науки и ре­лигии. Считал, что в основе всего сущего лежит «ткань универсу­ма», обладающая материальной и духовной сторонами в виде «тангенциальной» и «радиаль­ной» составляющих энергии. Причем именно «радиальная», т. е. «психическая», энергия вле­чет мир по пути эволюции. Дви­гателем и итогом развития уни­версума является божеств, дух, персонифицированный в точке Омега. Вселенная, по Т., в ходе движения к богу – Омеге про­ходит следующие этапы: пред- жизнь, жизнь, мысль, сверх­жизнь. Ключ к решению про­блем универсума Т. видел в че­ловеке как привилегированном носителе эволюции, неразрывно связанной с богом. Обществ, жизнь он рассматривал как не­кую разновидность биологич. процесса. Катол. церковь осуди­ла учение Т. как модернистское, однако идеи его получили на За­паде широкое распространение. Осн. труды: Le phйnomиne huma­ine. P., 1955; L'йvolution rйdemp­trice. P., 1950.

 

ТЕОДИЦЕЯ (or греч theфs – бог и dikй – справедливость; букв, оправдание бога) – обоз­начение религ.-филос. доктрин, в к-рых мыслители Запада 17– 18 вв. разрешали противоречие между идеей всеблагого и всемогущего бога и наличием неспра­ведливости и страданий в мире. Обращаясь к проблеме зла, иу­даизм формулировал ее в приме? нении к роду людскому; античная философия и политеизм возлага­ли ответственность за зло на кос­мические силы, но у Лукиана (2 в.) в диалоге «Зевс уличае­мый» утверждается конечная ви­на бога в любом зле. Идеи Пло­тина (3 в.) и Августина {354– 430) о зле как части мировой гармонии использованы Г. В. Лейбницем в трактате «Опыт Т. о благости бога, свободе челове­ка и происхождении зла» (1710) , закрепившем термин Т. Здесь мир рассмотрен как «совершен­ное творение» бога, не желаю­щего греха и страданий, но допустившего их ради осущест­вления максимального разно­образия. Оценка Лейбницем на­шего мира как наилучшего и Т.–- предмет сатиры Вольтера в философском романе «Кандид, или Оптимизм» (1759).

 

ТЕОКРАТИЯ (от греч. ЧНеов – бог и кга(оБ – власть) форма правления, при к рой власть в гос-ве находится в руках главы церкви и духовенства. Характер­на для рабовлад. и феод, строя. Т существовала в 5–1 вв. до н з. в Иудее, где власть при­надлежала верховному жрецу. Теократич. Гос-вами были хали­фаты Омейидов, Аббасидов, а также Папская область где папа осуществлял и политич., и духов­ную власть. Теократич. гос-вом является и совр. Ватикан, Его глава – папа римск. пользует­ся неогранич. властью.

 

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos – бог и logos – учение; учение о боге, богословие) – система обоснования религ., в части, христианского, учения о боге, его качествах, признаках и свой­ствах; комплекс доказательств истинности догматики, религ. морали, правил и норм жизни верующих и духовенства. В христ-ве патристическую Т. 2–4 вв. обобщил с привлечением неоплатонизма Аврелий Авгус­тин, из идей к-рого формиро­валась Т. католицизма. В 6–11 вв. одной из гл. проблем в катол. Т. являлась проблема «филиокве», а в 11–13 вв. на пер­вый план выдвинулся вопрос о «двух мечах», т.е. о церк. и светской власти. Развитие схоластич. философии определило тенденции мистич. обоснования Т. (Бернар Клервоский, Ф. Бонавентура), ее рационализации (П. Абеляр, Р. Бэкон), созда­ния теории «двойственной исти­ны» (Сигер Брабантский), от­рицания Т. как псевдознания (Аверроэс). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский разработал с привлече­нием арисготелизма «естествен­ную теологию», названную до­полнением к «сверхразумной» теологии». Томизм (с 1879 – неотомизм) офиц. поддержи­вается папством. В рамках совр. Т. получили также развитие религ. экзистенциализм, фунда­ментализм и др. направления. После II Ватиканского собора теологич. осмысление движений за соц. права обусловило появ­ление радикальных течений в Т. (напр., теология освобождения). Принцип, согласно к-рому вне церкви невозможна Т., издавна оспаривался. Критику Т. и антитеологич. мысль развивали Эразм Роттердамский, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, франц. энциклопе­дисты, Л. Фейербах.

 

ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕ­НИЯ – одно из направлений совр. леворадикальной катол. теологии. Является оригиналь­ным сочетанием религ. и филос. доктрин, выражающих христ. осознание освободит, борьбы. Она явилась ответом на соц.-экономич., политич. и религ. ситуацию в Лат. Америке в кон. 60-х гг. В соответствии с новым требованием к католицизму слу­жить делу освобождения под­верглись ревизии осн. догмы христ. веры и институционные основы церкви. Традиционное ре­лиг. учение и церковь объяв­лены буржуазными; вместо них предложены народная религия и народная церковь. Центральное место отведено интерпретации Христа как историч. личности и освободителя бедняков от нище­ты и бесправия. Гл. идея бого­словия – спасение – лишено эсхатологич. смысла, ему придано реальное земное содержание. Вся человеческая история, утверж­дают теологи освобождения,– это поиски спасения, вопло­щенного в творческом плане Господа – Божьем Царстве справедливости, братства, мира и любви. Общественные ин-ты, по­ведение людей и моральные нормы, стоящие на пути к спасению, квалифицируются как греховные. Традиционная христ. концепция природного греха ро­да человеческого приобретает соц.-политич. окраску и рассмат­ривается как результат деятель­ности людей. Отсюда следует вы­вод, что изменить ситуацию должны сами люди. Грех и спа­сение перестают быть личност­ными и внеисторическими. В Т. о. получают освещение вопросы о соотношении веры и жизни, веры и политич. действия, Цар­ства Божьего и реконструкции мира. Поиск путей и способов реализации проекта установле­ния Царства Божьего на земле привел теологов освобождения к признанию историч. материа­лизма как научного инструмен­тария соц. анализа. Из марк­сизма заимствованы методология критики капитализма, учение о классах и классовой борьбе, о революции, экономич. и политич. принципах социалистического об-ва. Но под марксистские по­ложения подведено христ. ос­нование. Т. о. особое значение придает соц.-политич. и религ. практике как доказательству ис­тинности теории. Вместо инсти­туционной церкви с ее автори­таризмом и иерархич. структу­рой предложена народная цер­ковь с равноправным положе­нием всех ее членов, демокра­тизмом. Т. о. разблокировала христ. традиционное сознание миллионов верующих, дав ре­лиг. -идеологич. обоснование их соц. протесту, поставив христ. веру в историч. контекст. Она приобрела последователей в странах Азии. Африки, Северной Америки, Европы. Т. о. яв­ляется латиноамер. вкладом в ис­торию христ. мысли. Наиболее выдающиеся ее теоретики – Густаво Гутьеррес (Перу), У го Ас- сман и Леонардо Бофф (Бра­зилия), Мигес Бонино и Эн- рике Дюссель (Аргентина), Хуан Луис Сегундо (Уругвай), Пабло Ричард (Чили). В 1984 и 1986 Т. о. стала объектом разбира­тельства и критики Ватикана в опубликованных им инструкциях «О некоторых аспектах теологии освобождения» и «О христиан­ской свободе и освобождении». Если в первом документе Т. о. осуждается за привнесение марк­сизма в христ. учение и актив­ное участие священников в по- литич. борьбе, то во втором – предпринята попытка интегриро­вать Т. о. с традиц. соц. докт­риной католицизма и противопос­тавить «мифу революции» прин­ципы преобразования об-ва на основе постепенных реформ.

 

ТЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, теоло­гия прогресса – одна из совр. христ. концепций, к-рая вслед за документами II Ватиканского со­бора (1962–1965) и энцикли­кой Павла VI «Популорум прогрессио» определяет развитие как процесс, охватывающий од­новременно технико-экономич., соц.-политич. и морально-идей­ные сферы, субъектом этого глобального процесса является человек, призванный изменять мир и господствовать над ним; прогресс выражается в гумани­зации мира, к-рая означает ос­вобождение личности; история человеч. прогресса – это фраг­мент истории спасения и поэ­тому верующие должны прини­мать в историч. процессе ак­тивное участие. Т. обр., в Т. р. делается попытка теоретически обосновать с позиций христ. учения участие христиан в борь­бе за соц. прогресс. Цель соц. активности верующих ограни­чивается в Т. р. реформирова­нием существующего капиталистич. порядка.

 

ТЕРЕЗА ДЕ АВИЛА, или Те­реза де Хесус (1515–1582) – религ. деятельница, исп. писа­тельница, мистик. Урожд. Тереза де Сепеда-и-Аумада. Род. в Авила (Испания). Известна как реформатор ордена кармелитов. В 1534 вступила в кармелитский монастырь «Воплощения» в Авила. В 1565 основала первый монастырь строгих и простых правил – босоногих кармелиток. Преследовалась инквизицией. Литературную и богословскую славу снискала сочинениями «Книга о моей жизни», «Путь к совершенству», «Книга о жили­щах, или Внутренний дворец», в к-рых излагается ее учение о духовной жизни человека и пу­тях самосовершенствования для слияния с богом. Канонизирова­на в 1622. Покровительница Испании. Учитель церкви. День памяти ш 15 окт.

 

ТЕРЕЗА КАЛЬКУТТСКАЯ/ Мать Тереза (р. 1910) – религ. и обществ, деятельница. В миру – Агнес Гонджа Бояджиу. Албан­ка, род. в Скопье. В возрасте 18 лет уехала в Ирландию, вступила в монаш. орден «Ир­ландские сестры Лорето», к-рый направил ее в Калькутту препо­давателем женск. школы. В 1948 Т. К. основала там общину ор­дена милосердия, деятельность к-рого направлена на создание школ, приютов, больниц для бед­ных и тяжелобольных людей лю­бой национальности и вероис­поведания. Миссии ордена дей­ствуют во мн. странах, особенно в районах стихийных и др. бедствий. В 1979 Т. К. была при­суждена Нобелевская премия «За деятельность в помощь страждущему человеку».

 

ТЕРТУЛЛИАН (ТеНцШапш*) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 – после 220) – христ. апо­логет видный представитель латиноязычной патристики. Род. в Карфагене, в языч. семье. Получил юридич. образование в Риме; выступал там как судебный ора­тор. Приняв христианство, ок. 195 вернулся в Карфаген. Нек­-рое время спустя Т. сблизился с сектой монтанистов, проповедо­вавших аскетизм, мученичество во имя веры и ждавших близ­кого конца света и второго при­шествия Христа. В 207 Т. вы­ступил с резкой критикой церк. практики, недостаточно последо­вательного соблюдения принци­пов аскетизма в христ. общинах, а также против нарождавшейся церк. иерархии. Сведения о том. что Т. был пресвитером, в наст, вр. оспариваются; есть основания полагать, что к концу жизни он создал особую секту своих последователей – тертуллианистов. Т.– один из наиб, ярких церк. писателей. Полемичный по тону стиль Т., проникнутый сар­казмом к оппонентам, изобилует парадоксами и неожиданными сравнениями, мысль выражена кратко и афористично. В отли­чие от многих церк. мыслителей того времени, старавшихся сог­ласовать библ. откровение с античной филос. традицией, Т. стремится подчеркнуть непри­миримость существующих меж­ду ними противоречий, принци­пиальную несовместимость жи­вой веры с мертвой абстракцией. Теоретизирующий разум, по Т., не в состоянии постичь истины, открывающейся в акте веры: зна­менитый афоризм Т. «credibile est quia ineptum» («вероятно, ибо нелепо») иллюстрирует дан­ное положение как нельзя лучше. В то же время Т. призывает возвратиться к природе, доверив­шись «естественному», т. е. прак­тическому рассудку и свидетель­ствам собственной души, к-рые «чем естественнее, тем божест­веннее». Опыт, в том числе мисти­ческий, выше теории. Учение Христа, Евангелие сделали науку излишней, человек не должен спрашивать и искать большего» чем то, что изложено в Писанин. Эмпиризм приводит Т. к выводу о вещественности бога и телес­ности души, т.к. все сущее причастно бытию лишь в качестве тела, хотя и «особого рода» (если речь идет о душе). Со­циальные взгляды Т. характери­зуют его слова: «Для нас нет дел более чуждых, чем государствен­ные». Общественному укладу Римской империи он противо­поставляет космополитизм лю­дей, признающих над собой лишь божеств, власть. Эсхатологичес­кие ожидания Т. устремлены к «пришествию великого дня гос­подня, дня гнева и отмщения». Т. принадлежит множество тру­дов как по апологетике и догма­тике, так и практич. вопросам церк. организации и морали. Видное место в его наследии за­нимают соч. против ересей, к-рые он рассматривал как допущенное богом зло, во многом происте­кающее из антич. философии. Т. сформулировал принцип трие­динства бога, ввел понятие «лиц» (ипостасей) христ. Троицы. В трактате о стыдливости («Ве ри- <НсШа») Т. упоминает 7 смертных грехов: убийство, идолопоклон­ство, обман, богохульство, веро­отступничество, прелюбодеяние и разврат. Грехи, совершенные че­ловеком до крещения, могут быть прощены ему церковью, после крещения же прощаются лишь легкие грехи. Смертных грехов не могут отпускать даже св. му­ченики. Влияние Т. на христ. богословие огромно, хотя не всегда явно, т. к. разрыв богосло­ва с церковью препятствовал упоминанию его имени мн. пред­ставителями патристики

 

ТЕРЦИАРИИ (т лат. ЩЫт – третий) – братства мирян, сушествующие при нек-рых катол. монаш. орденах (напр., францис­канцев, доминиканцев, карме­литов). Одно из первых таких братств было учреждено в 1221 Франциском Ассизским вслед за созданными им же мужским и женским орденами францискан­цев, т. е. это была третья по счету орг-ция францисканцев. Отсюда ее название, к-рое затем перешло и на др. подобные орг-ции. Т. являются активными помощни­ками церкви во всех ее начи­наниях.

 

ТИАРА – тройная корона папы римск. В ее основе епископс­кая митра, на к-рую как бы на­деты 3 короны, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священно­служителя. Изготовлялась из драгоценных металлов и украша­лась драгоценными камнями. Венчает Т. крест. В таком виде Т. существует с 14 в. Папа Павел VI пожертвовал свою Т. бедным, а последующие папы – Иоанн Павел I и Иоанн Павел II – вообще отказались от акта ко­ронации.

 

ТОМИЗМ (от лат. Thomas – Фома) – направление в схоластич. философии и катол. богос­ловии, порожденное влиянием идей Фомы Аквинского. Гл. осо­бенность Т.– стремление рацио­нально обосновать мн. положе­ния христ. веры. Несмотря на славу Фомы при жизни, рас­пространение Т. первонач. натол­кнулось на сопротивление августинианцев (в большинстве – францисканцев, но отчасти и доминиканцев), к-рые в делах веры отдавали предпочтение ин­туиции. Но уже в 1278 Т. приз­нан официальн. учением доми­никанского ордена. После кано­низации Фомы Аквинского в 1323 Т. укрепился в ун-тах Парижа и Кёльна. Однако в 15–16 вв. Т. не стал универсальным церк. учением, а в Италии гуманисты сильно подорвали его влияние. Только после Тридентского собо­ра, благодаря деятельности иезуитов, в условиях т. н. вто­рой схоластики, крупным предс­тавителем к-рой является Ф. Суарес, Т. стал доминирующим ка- тол. учением, а в 1879 энцик­лика Льва XIII утвердила его в качестве господствующей катол. доктрины (см. Неотомизм).

 

ТОНЗУРА (лат. tonsura – стрижка) – выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству в католицизме.

 

ТОРКВЕМАДА (Torquemada) Томас (1420–1498) – монах-доминиканец, глава инквизиции в Испании, автор инквизиц. кодек­са и процедуры инквизиц. суда, ввел в практику аутодафе, извес­тен также преследованиями му­сульман и евреев.

 

ТОРРЕС (Torres) Рестрепо Ка- мило (1929–1966) –колумбий­ский римско-катол. священник, революционер. В 1954 после окончания католич. семинарии посвящен в сан священника. За­тем обучался в Лувенском ун-те (Бельгия). По возвращении в Колумбию в 1959 – профессор социологии и капеллан в на­циональном ун-те в Боготе. Серь­езная озабоченность студенчес­кими проблемами и собствен­ные социологич. исследования способствовали радикализации его взглядов. Выдвинул идею создания единого фронта левых сил, включая коммунистов, для осуществления глубоко демокра­тических реформ в стране. В 1965 обнародовал «Революцион­ную платформу единого наро­дного фронта» и стал издавать газету «Единый фронт». Убедив­шись в невозможности преобразования об-ва мирным путем, Т. призывал к революции. За свои политич. убеждения и активную деятельность был уволен из ун-та, лишен сана и отлучен от церкви. В янв. 1966 вступил в партизанский отряд простым сол­датом и месяц спустя был убит в стычке с правительственными войсками. Т. превратился в ро­мантического героя колумбийско­го народа. Его жизнь и убежде­ния явили собой пример «нового священника», положили начало широким дискуссиям о роли свя­щенника в об-ве. Он был первым в Лат. Америке выходцем из церк. среды, кто бросил прямой вызов неоспоримому до той поры авто­ритету церк. власти и заклеймил антикоммунизм как орудие реак­ции. Т, дал толчок и направление развитию католич. прогрессизма в Лат. Америке.

 

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (лат га с!Шо – передавать; то, что пере­дано)– В Течение в католицизме, возникшее в XIX в. как реакция на рационализм Просвещения 18 в., представляя противополож­ную крайность. Т. считает источ­ником всякого знания откровение бога людям, передаваемое в не­прерывной традиции. Хотя мно­гие положения Т. идут в русле ор­тодоксального католицизма (подчеркивание соц. природы человека, важности традиции в религии), он был осужден на / Ватиканском соборе, ибо, с одной стороны, глубокое недоверие к человеческому разуму открывало путь к скептицизму, с другой – подрывало понимание традиции как прерогативы папства (сог­ласно высказыванию Пия IX «Традиция – это я!»). Т. рас­пространялся гл. обр. во Фран­ции и Бельгии, яркие предста­вители Л. де Боналъд и Ф. Р. де Ламенне. 2) Обозначение кры­ла в католич. церкви, придержи­вающегося консервативных пози­ций в области церк. дисципли­ны, морали, догмы, а также в соц. вопросах.

 

ТРАППИСТЫ – катол. монаш. орден, основанный в 1636 абба­том цистерцианского монасты­ря Ла-Трапп (деп. Орн, Фран­ция) де Ранее. Ранее ввел для своих последователей строгие правила по образцу вост. аске­тизма: И часов в сутки – молит­ва, остальное время – полевые работы; сохранение молчания, прерываемое лишь для молитв и песнопений; пища – овощи, фрукты, вода; одежда – ряса с капюшоном, деревянные баш­маки, вместо пояса – веревка. Т. подразделяются на мирских братьев и посвященных (профес- сы). Принцесса Луиза де Конде основала женск. отделение орде­на. Изгнанные во время Франц. революции из Франции, Т. посе­лились в Швейцарии, Польше, России и Пруссии, но везде под­вергались преследованию. В 1817 восстановили свою обитель во Франции и основали ряд др. мо­настырей. В 1834 папа даровал Т. название «Религиозная конгре­гация цистерцианцев Нотр-Дам из Ла-Трапп». В 1880 из Фран­ции было изгнано ок. полутора тыс. Т.

 

ТРЁХ ЦАРЕЙ ПРАЗДНИК (Бо­гоявление) – один из гл. празд­ников катол. церкви, отмечаемый 6 янв. Возник на Востоке в пер­вые века христ-ва. На Западе стал отмечаться с 4 в. как празд­ник Света или Богоявления. В основании Т. ц. п. лежит церк, сказание о том, что младенцу Иисусу пришли поклониться | принесли дары языческие цари- волхвы Каспар, Мелхиор и Вал­тасар, предупрежденные ангелом о рождении Божественного Мла­денца. Это сказание, несомнен­но, сложилось под влиянием про­рочеств Ветхого завета, особенно псалма 71, приписываемого царю Давиду. Давид говорит о вели­чии и благодеяниях своего буду­щего сына, к-рым в представ­лении христиан являлся Иисус Христос: «Цари Фарсиса и остро­вов принесут ему дань; цари Ара­вии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все на­роды будут служить ему, ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного» у которого нет помощ­ника». В память о явлении Иису­са Христа язычникам и о пок­лонении ему трех царей в катол. храмах совершаются благодарст­венные молебны; Иисусу Христу приносятся в жертву как царю – золото, как богу–кадило, как человеку – миро. День трех ца­рей в народе называют «щедрым днем», вечер накануне праздни­ка – «щедрым вечером»: детям и родственникам дарят подарки, раздают пироги. «Щедрым ве­чером» заканчиваются «святые вечера», т. е. вечера от Рож­дества Христова до Т. ц. п.

 

ТРИБУНАЛЫ ЦЕРКОВНЫЕ – верховные церк. судебные инс­танции. Высшим является три­бунал апостолической сигнату­ры – своеобр. кассационный суд, выступавший арбитром в спорах между архиепископскими суда­ми. Занимается также вопросами «недействительности брака». Святая римская рота–апелля­ционный церковный суд, гл. обр. по делам о разводах. Святейший апостольский пенитенциарий – трибунал, в ведении к-рого нахо­дятся отлучения и индульгенции, отпущение самых страшных грехов.

 

ТРИВИУМ (лат. <тппит – трех- путье) первая ступень семи свободных искусств, состоявшая из грамматики (дававшей осн. сведения о лат. правописании, а затем переходившей к чтению нек-рых античных авторов), диалектики (знакомившей с ос­новами формальной логики) и

риторики (обучавшей правилам красноречия и стилистики).

 

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР (1545–1563) – по счету, приня­тому катол. церковью, 19 Все­ленский собор. Проходил в г. Тренто (лат. Тп(1еп1ит – Трндент) в Сев. Италии. Состоял из 25 сессий. Его работа делится на 3 периода: 1-й продолжался с 1545 по 1547. Затем наступил перерыв, вызванный политич. трениями между императором Карлом V и папой Павлом III. 2-й охватывал 1551–1552, после чего в работе собора снова наступил перерыв вследствие войн в Гер­мании и нежелания паны Павла IV продолжать собор. 3-й период (1562–1563) связан с деятель­ностью папы Пия IV. Итогом Т. с. были опубликованные в 1564 «Декреты Т.с.» и «Тридентское исповедание веры». Т.с. осудил прот. учение об оправдании верой и о Писании как единств, источ­нике истины. Отвергнуты были попытки компромиссного реше­ния вопросов о браке духовенст­ва, причастии под двумя видами и богослужении на нац. языке. Были сохранены все положения о папском верховенстве, учения о чистилище и индульгенциях, семи таинствах, поклонении свя­тым и реликвиям и учение о не­порочном зачатии Богоматери. С помощью решений Т.с., идей­но обосновавшего Контрреформацию, папство упрочило свое положение.

 

ТРОИЦА – центральный догмат христианской, в т. ч. катол. теологии, согл. к-рому единый бог су­ществует в трех неслиянных и не­раздельных лицах – Отца, Сына | Духа Святого. По ортодоксаль­ной традиции, учение о Т. «прикровенно» дано в Ветхом завете й окончательно «открыто» в Но­вом завете. Однако, имея пред­посылки в Писании, учение о Т. там еще не сформулировано и начинает разрабатываться в кон. 2 в. в связи с формированием единой епископальной церкви (для западного богословия важное значение получили идеи Тертуллиана). Относительную теологическую завершенность догмат Т. получает на Востоке в 4 в. у каппадокийцев в период I и II Вселенских соборов, на Западе Ц у Августина, давшего «психологическую» иитерпретацию Т. как вечного божеств, самопознания и любви. В отли­чие от православия католицизм учит об исхождении Духа Свя­того не только от Отца, но и от Сына (см. Символы веры). Хряст. Т. является не заимство­ванием из других религ. и фи- лос. систем, а оригинальным уче­нием, имеющим для церкви важ­нейшее практич. значение. «Единосущность» и «ипостасность» лиц Т. обосновывает единство и равную значимость трех источни­ков Откровения – Ветхого за­вета, Нового завета и Священ­ного Предания – и тем самым авторитет церкви, как хранитель­ницы Откровения, вне к-рой не­возможно обрести спасение. В этом причина активной борьбы церкви с антитринитарными учениями.

 

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА – известнейшая христ. реликвия, в к-рую, по преданию, был завернут Иисус Христос после снятия с креста. Представляет собой льняное полотно разм. 4,3 х 1,1 м. На нем отпечатались 2 светло-желтых изображения – спереди и сзади – обнаженного муж. тела ок. 180 см ростом. Они расположены голова к го­лове, так, словно человека поло­жили на спину, чтобы ноги до­ходили до одного из краев тка­ни, а затем накрыли этим куском материи полностью. На плаща­нице имеются и красно-коричн. пятна, похожие на следы крови и соответствующие ранам Хрис­та. Первое упоминание о Т. п. от­носится к 1353, когда она появи­лась во Франции, во владениях графа де Шарни. С 1357 была выставлена в церкви во владе­ниях графа, вызвав большой при­ток паломников. Местный епис­коп, рассудив, что неожиданное появление неизвестно откуда взявшейся реликвии свидетельст­вует, вероятнее всего, о ее под­ложности, пожаловался в Рим. Папа Климент VII в 1390 разре­шил выставлять Т. п. лишь как картину, изображающую покров Христа. Это означало, что катол. церковь не признала Т. п. под­линной. С 1578 она находится в Турине (отсюда название). На протяжении веков споры вокруг подлинности Т. п. не утихали. Ре­шающее слово в установлении точного времени изготовления покрова должен был сказать ра­диоуглеродный анализ ткани. Разрешение на него дал папа Иоанн Павел II в 1986. В окт. 1988 архиепископ туринский про­вел пресс-конференцию, на к-рой сообщил, что 3 лаборатории не­зависимо друг от друга опреде­лили возраст Т. п. между 1260 и 1390. Можно допустить, что ка­кая-то религ. секта повторила в средние века над одним из своих членов казнь, к-рой подвергся Иисус, и, сняв отпечаток, выдала ткань за погребальный покров Христа. Конечно, это только гипотеза. Т. п. продолжает хра­нить немало тайн, волнуя умы и воображение людей.

 

У 

УИКЛИФ (ШусШе, Джок (1320–1384) – англ. тео­лог, поборник реформирования катол. церкви, идеолог «бюр­герской ереси» (Энгельс). Вы­ступал за частичную секуля­ризацию церк. имущества и не* зависимость англ. церкви от папской власти, подверг критике культ святых и практику индуль­генций. Одновременно осудил эгалитаристские идеи, требова­ния общности имущества, ради­кальные формы соц.-политич. борьбы. Считал, что земная деятельность каждого человека, включая монарха, должна быть способом служения богу в соот­ветствии с духом и буквой Писа­ния. У. осуществил (возможно, при участии учеников) перевод Библии на англ. язык (1382). Его учение было осуждено в 1377 папой Григорием XI, в 1382 – собором англ. епископов. В 1415 Констанцский вселенский собор объявил У. еретиком и постано­вил сжечь его останки, что было осуществлено в 1428. У.– пред­теча англ. евро Реформации.

 

УЛЬТРАМОНТАНЫ – после­дователи возникшего в 15 в. религ.-политич.направления (ультрамонтанства) в католицизме. У. поддерживали начавшееся после авиньонского пленения восста­новление престижа папского престола, его стремление к неогранич. власти, претензии папы на вмешательство в светские дела европ. гос-в. В 16 в. активными У. были иезуиты. В нач. 19 в. идеи У. использовали представители реакционной аристократии. Напр., Ж. де Местр видел в цент­рализованной папской орг-ции орудие борьбы против револю­ции; он предлагал создать конг­ломерат монархич. гос-в, спаян­ных авторитетом папы. На I Ва­тиканском соборе У. добились провозглашения догмата о непог­решимости папы. Идеи У. нашли отражение в «Силлабусе».

 

УЛЬФ ИЛА, или Вульфила (ок. 311–383) –просветитель готов. Род. в семье малоазийских гре­ков, живших среди готов, на Дунае. Учился в Константино­поле, где был рукоположен в епископы ок. 341. Сторонник арианства. У. проповедовал за границами империи. После 348 был назначен епископом Мезии. Опираясь на греч. письменность, У. составил алфавит готского языка и перевел на него Библию, опустив Книги Царств: он опа­сался дурного воздействия опи­сания ратных подвигов библейс­ких персонажей на воинств, готов. До нас дошли лишь фраг­менты перевода У.

 

УНИАТСТВО – церк. течение, основанное на союзе (унии) разл. христ. церк. орг-ций с ка- тол. церковью на условиях приз­нания первыми религ. главенства папы римского и катол. догмати­ки при сохранении традиц. религ. культа и использовании мест­ного языка для богослужения. Таковы униатские церкви греч., армянского, коптского, маронитского и др. обрядов. На Украине в 1596– 1946 существовала греко-катол. церковь, возникшая в результате Брестской церк. унии.

 

УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ (от лат. ипіо – единение) – объедине­ние 2 или нескольких церквей на началах главенства одной из них и при сохранении други­ми своеобразия обрядности (см. Брестская церк. уния, Униатство, Флорентийская уния).

 

УРБАН II (ок. 1042–1099) – папа с 1088. В миру Оддон де Лажери, француз. Учился в Реймсе уев. Бруно. Был приором аббатст­ва Клюни. Григорий VII сделал его в 1078 кардиналом и епис­копом Остин. У. II вел борьбу за обладание Римом с антипапой Климентом III и императором Генрихом IV. Используя семей­ные неурядицы последнего, У. II в 1092 сделал его сына Конрада королем Италии, а в 1095 на синоде в Пьяченце были выслу­шаны жалобы на Генриха IV его жены Адельгейды (Евпраксии – дочери киевского князя Всеволо­да Ярославича). В 1095 У. II про­возгласил на синоде в Клермоне 1-й крестовый поход. Через две недели после взятия Иерусалима крестоносцами папа умер. Беа- тифицирован в 1881. День па­мяти – 29 июля.

 

УРБАН V (1309–1370) – папа с 1362. В миру Гильом де Гримор из Лангедока. Был профессором канонич. права в Монпелье. Вступил в бенедиктинский орден и стал в 1361 аббатом монасты­ря св. Виктора в Марселе. В 1363 издал буллу против кондотьеров, ке имевшую результатов. В 1367 последовал призыву императора Карла IV и вернулся из Авиньона в Рим. В 1369 принял там визант. императора Иоанна V Палео- лога. Восстание в Перудже и политич. трудности во Франции заставили его покинуть Италию. Ум. в Авиньоне. У. V был извес­тен своей щедростью; из своей казны он содержал 1400 студен­тов, обучавшихся во франц. ун-тах. Беатифицирован в 1870. День памяти – 19 дек.

 

УРБАН VI (1318–1389) – папа римский с 1378. В миру Бартоло- мео Приньяно, неаполитанец. В 1377 –архиепископ Бари. Из­бран на папский трон под давле­нием рнмлян, требовавших папу- итальянца. В ответ на это кардиналы аннулировали решение конклава от 8 а пр. и 20 сент. 1378, собравшись в Фонди, избрали па- пой Роберта Женевского, к-рый принял имя Климента VII. С по­мощью Людовика Анжуйского Клименту.VII удалось частично захватить Рим, но 30 аир. 1379 интервенты были разбиты под Марино. Климент VII обосно­вался в Авиньоне. В зап. церкви произошел раскол, продолжав­шийся несколько десятилетий (см. «Великая схизма»). У. VI вел многолетнюю борьбу с неаполит, королем Карлом Дураццо и его преемниками, к-рых спасла от поражения только смерть папы. В 1389 учредил праздник Посещения Божьей ма­тери, отмечаемый в катол. церкви 2 июля.

 

УРБАН VIII (1568-1644) - па­па с 6 июля 1623. В миру – Маффео Барберини, род. во Флорен­ции. Был нунцием во Франции. Кардинал с 1606. В 1625 издал декрет «О канонизации». Идео­логия. и политич. деятельность У. VIII противоречива. В 1626 папа способствовал освобождению из застенков инквизиции итал. мыс­лителя Т. Кампанеллы. В 1633 был проведен 2-й процесс Г. Га­лилея, В условиях Тридцатилет­ней войны У. VIII противодейст­вовал политике Габсбургов, под­держивая франц. кардинала Ри­шелье и шве дек. короля Густа­ва II Адольфа. Известен как лат. поэт и инженер. Вызывал всеоб­щее возмущение своим безудерж­ным непотизмом.

 

УРСУЛА – святая мученица. Легенда о гибели христианки У. вместе с 11 ООО дев, совершав­ших паломничество в Рим и уби­тых гуннами под Кельном, вос­ходит к надгробной надписи 4–5 вв.: «Ursula et XI M. virgines» («У. и 11 мучениц-дев»). Буква M – аббревиатура Martires – мученицы была интерпре­тирована как Mille – тысяча. Постройка в 4 в. базилики У. под Кельном свидетельствует о формировании ее культа, уси­лившегося с 1106, когда были об­ретены мощи У. День памяти 21 окт. Св. У. считается покрови­тельницей учебных заведений.

 

УРСУЛИНКИ (лат.ursulines) – монахини женского катол. орде­на, основанного в Италии в 1535 и названного по имени св. Урсулы. Занимаются воспитани­ем девушек и работают в боль­ницах. Орден имеет свои орг-ции во мн. странах Зап. Европы и в Америке. В кон. 18 в., в период Великой франц. революции, ор­ден был закрыт во Франции, а впоследствии восстановлен На­полеоном I.

 

УЧИТЕЛЬ ЦЁРКВИ – см. Док­тор церкви.

Rambler's Top100
Hosted by uCoz