Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.
Т
ТАБЕРНАКЛЬ (лат (аЬегпа- си1ит – сень, шатер) –
1. Хранилище для освящ. гостий, стоящее на алтаре. Т. представляет собою
шкафчик, внутри позолоченный или обитый белым шелком, с запирающимися дверцами.
Как обязательное напрестольное сооружение Т. утвердился в катол. храмах с 16
в., вытеснив более ранние типы дароносиц – навесные алтарные ковчеги и стенные
хранилища, сохранившиеся, например, у англикан. 2. Т. называются нек-рые др.
церк. сооружения, напр. балдахин над папским алтарем в соборе св. Петра в
Риме, созданный в 17 в. Л. Бернини.
ТАИНСТВА (лат. васгатеп- 1ит) – в христ-ве, в
частн. в католицизме,– обрядовые действия, в к-рых «под видимым образом
сообщается верующим невидимая благодать божия». До 4 в. Т. называли любое
культовое действие, вызывавшее у верующего переживание святости. Среди церк.
авторитетов Запада до 12 в не было общего мнения относительно кол-ва Т.
Указание на 7 Т признаваемых катол и- цизмом, появилось у Петра Ломбардского и
др., вероятно, в полемике с ересью вальденсов. Это кол-во Т. окончат, утверждено
собором 1439. Отмечая «уместность» 7 Т., как системы включения жизни личности
в корпоративную деятельность церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние,
священство, брак, соборование), католицизм, однако, не считает их равнозначными.
По Фоме Аквинскому, цель Т., установленных Христом,– передача благодати, средство
же передачи – слово священника, любая оговорка к-рого лишает Т. магич. силы.
Схоластич. трактовка Т. постоянно вызывала споры, в к-рых указывалось на
зависимость Т. от церк. практики и права (брак, соборование), от воли пап (покаяние,
священство). Протестантизм не признает мистич. смысла Т.; в большинстве течений
совершаются лишь крещение и причащение, к-рые рассматриваются просто как
символич. обряды. Истоки Т. сравнительное религиоведение видит в первобытной
магии и ее модификациях в античных культах.
ТАМПЛИЕРЫ, храмовники (франц. templiers, от
templ – храм) – военно-монаш. орден, основанный франц. рыцарями в 1119 в
Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода и получивший свое название по
место- нахождению первонач. резиденции – вблизи места, где, по преданию, находился
храм Соломона. Орден Т., основанный для защиты паломников и завоеванных
крестоносцами гос-в от мусульман, благодаря пожертвованиям верующих и
земельным пожалованиям, занятию торговлей и ростовщичеством, превратился в
крупнейшего феодала и банкира Ближн. Востока и Зап. Европы. В 13 в. численность
рыцарей достигла 15 тыс. Папство неоднократно использовало Т. в борьбе с ересями
и народными восстаниями. После провала крестовых походов Т. обосновались в
Европе, гл. обр. во Франции. Опасаясь роста могущества Т. и стремясь завладеть
богатствами ордена, франц. король Филипп IV Красивый в 1307 добился ареста Т.
и возбуждения против них инквизиц. процесса. Обвиненные в манихействе рыцари
во главе с магистром в 1310 были сожжены на костре, а имущество ордена перешло
в королевскую казну. В 1312 папа Климент V упразднил орден Т.
ТАТИАН (Tatiani) (ок. 120– ок. 175)–христ.
писатель-апологет. Род. в Сирии. Получил классич. образование. Много путешествуя,
был хорошо знаком с религиями и бытовым укладом разл. народов Азии и Европы.
В результате идейн. исканий и неудовлетворенности язычеством обратился к
христ-ву и стал учеником Юстина. Впоследствии, по нек-рым данным, сменил Юстина
на должности учителя основанной тем в Риме богословской школы. После
мученической смерти Юстина Т. отправился в Сирию, где попал под влияние
гностиков. О дальнейшей его судьбе ничего не известно. Из мн. соч. Т. до нас
дошла лишь апология «Обращение к грекам» («Oratio ad Graecos», ок. 165), в
к-рой доказывается превосходство христ-ва перед язычеством. Это произведение,
отличающееся резкой критикой антич. философии и несистематичностью изложения,
было очень популярно в период раннего христ-ва. Науку и философию эллинов Т.
отвергает, противопоставляя им «мудрость варваров», т. е. христиан. Известен
также т. н. Диатессарон Т.– свод 4-х евангелий, в к-ром опущена родословная Христа
и др. места, показывающие, что Христос по плоти происходил от рода Давида.
Этим евангелием в то время пользовались многие христиане, ввиду его удобства.
Т. разделял взгляды гностиков, допуская существование невидимых эонов (посредников
между непостижимым верховным богом и материальным миром), отрицал возможность
спасения Адама как родоначальника непослушания, отвергал институт брака,
считая его блудом, осуждал употребление мяса и вина, настаивал на причащении
водой при обряде евхаристии. Иероним сообщает, что Т. разделял также
воззрения секты докетистов, считавших, что Христос только казался облеченным
в плоть, а в действительности его земное существование от рождения до смерти
было призрачным, бестелесным. Мн. положения Т. признаны церковью
еретическими.
«ТЕ ДЕУМ» (лат. «Те с1еигп» «Тебя, бога, хвалим»)
– нач. слова катол. гимна, ставшие его названием. Традиц. его авторство
приписывалось Амвросию Медиоланскому и св. Августину, сочинившим его после
крещения последнего. Но в 1894 Ж. Дом Морен приписал авторство «Т. д.» епископу
Никите из Ремисиана (ум. ок. 414), что сейчас признается большинством исследователей.
Последние строки гимна, нач. со слов «Исправь их и вознеси их до вечности», считаются
более поздними. В катол. литургич. практике «Т.д.» читается во время
заутреней, исключая богослужения в период Великого поста
ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (от старонем 1еи1одев –
названия гари, племени) – военно-монаш. орден, основанный нем. крестоносцами в
кон 12 а. на базе госпиталя («дома св.
Марии») для герм, крестоносцев. Отсюда его полное название – Орден дома се
Марии в Иерусалиме. Утвержден папой в 1198. В доц. 13 в. обосновался в Сев - Вост
Европе. Т. о. осуществлял политику феод.-катол. экспансии в Прибалтике и
сев.-зап. рус. княжествах. На захваченных землях тевтонцы проводили политику насильств.
германизации и окатоличивания населения. Агрессия Т. о. встретила сопротивление
со стороны населения Польши и Литвы, поддержанных рус. и др. слав, народами. В
1410 пол ьско-литовско-рус. войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушит,
поражение Т. о. В 16 в., когда Реформация охватила Пруссию, владения Т. о.
были секуляризованы, вместе с богатством он потерял свою военную мощь и
политич. значение. В качестве весьма малочисл. церк. орг-ции Т. о. существует
до сих пор в ФРГ.
ТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – термин, к-рым можно
обозначить сформировавшееся в последние десятилетия 20 в. течение катол.
теологическо-филос. мысли, настаивающее на совместимости догмата творения с
представлениями об эволюции живого (К. Ранер, А. Морено, Э. Фер, В. Маркоцци,
П. Оверхаге). Согласно Т. э., эволюция, определяющим фактором к-рой выступает
трансцендентная компонента, является по своему существу продолжающимся
творением (К- Ранер, 3, Фер). Эволюция трактуется как движение к наивысшему,
стремление к совершенству, обусловленное деятельностью высшего существа,
к-рое направляет и одухотворяет развитие всех процессов универсума (А. Морено).
Совместимость догмата творения и представлений об эволюции живого обосновывается
посредством такой интерпретации творения, к-рая позволяет включить в него
возникновение одних живых форм сразу в завершенном виде и формирование др.
живых форм в результате продолжительного или непродолжительного процесса
эволюции (В. Маркоцци). Осн. теоретико-методологич. принципы Т. э. включают в
себя: финализм – утверждение о движении живого к свыше и заранее предустановленному
концу, итогу; телеологию – утверждение об извечно предустановленных целесообразности
и целенаправленности, ради к-рых осуществляется эволюция живого; подчинение биологич.
эволюции действию трансцендентной компоненты, вынесение источника развития
живого вовне; отрицание возможности эволюции как процесса саморазвития,
самоорганизации живого на основе действия естеств. факторов. Новейшие данные
наук о природе отвергают совместимость догмата творения с учением о биологич.
эволюции. На базе этих данных создается комплексная модель живого как
материальной системы, к-рая обладает сформировавшейся естеств. путем в ходе
эволюции способностью к саморегуляции, самоорганизации, прогрессирующему
развитию.
ТЕЙЙР ДЕ ШАРДЕН (Teil- hard
de Chardin) Пьер (1881– 1955) – франц.
ученый-палеонтолог, философ, теолог. Вступил в орден иезуитов в 1899. Одну из
гл. задач своего творчества |Видел в утверждении эволюц. теории и создании
«научной феноменологии», призванной снять противоположность науки и религии.
Считал, что в основе всего сущего лежит «ткань универсума», обладающая материальной
и духовной сторонами в виде «тангенциальной» и «радиальной» составляющих
энергии. Причем именно «радиальная», т. е. «психическая», энергия влечет мир
по пути эволюции. Двигателем и итогом развития универсума является божеств,
дух, персонифицированный в точке Омега. Вселенная, по Т., в ходе движения к
богу – Омеге проходит следующие этапы: пред- жизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь.
Ключ к решению проблем универсума Т. видел в человеке как привилегированном
носителе эволюции, неразрывно связанной с богом. Обществ, жизнь он рассматривал
как некую разновидность биологич. процесса. Катол. церковь осудила учение Т.
как модернистское, однако идеи его получили на Западе широкое распространение.
Осн. труды: Le phйnomиne humaine. P., 1955; L'йvolution rйdemptrice. P.,
1950.
ТЕОДИЦЕЯ (or греч theфs – бог и dikй –
справедливость; букв, оправдание бога) – обозначение религ.-филос. доктрин, в
к-рых мыслители Запада 17– 18 вв. разрешали противоречие между идеей всеблагого
и всемогущего бога и наличием несправедливости и страданий в мире. Обращаясь к
проблеме зла, иудаизм формулировал ее в приме? нении к роду людскому; античная
философия и политеизм возлагали ответственность за зло на космические силы,
но у Лукиана (2 в.) в диалоге «Зевс уличаемый» утверждается конечная вина
бога в любом зле. Идеи Плотина (3 в.) и Августина {354– 430) о зле как части
мировой гармонии использованы Г. В. Лейбницем в трактате «Опыт Т. о благости
бога, свободе человека и происхождении зла» (1710) , закрепившем термин Т.
Здесь мир рассмотрен как «совершенное творение» бога, не желающего греха и
страданий, но допустившего их ради осуществления максимального разнообразия.
Оценка Лейбницем нашего мира как наилучшего и Т.–- предмет сатиры Вольтера в
философском романе «Кандид, или Оптимизм» (1759).
ТЕОКРАТИЯ (от греч. ЧНеов – бог и кга(оБ –
власть) форма правления, при к рой власть в гос-ве находится в руках главы
церкви и духовенства. Характерна для рабовлад. и феод, строя. Т существовала в
5–1 вв. до н з. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократич. Гос-вами
были халифаты Омейидов, Аббасидов, а также Папская область где папа
осуществлял и политич., и духовную власть. Теократич. гос-вом является и совр.
Ватикан, Его глава – папа римск. пользуется неогранич. властью.
ТЕОЛОГИЯ (греч. theos – бог и logos – учение;
учение о боге, богословие) – система обоснования религ., в части,
христианского, учения о боге, его качествах, признаках и свойствах; комплекс
доказательств истинности догматики, религ. морали, правил и норм жизни верующих
и духовенства. В христ-ве патристическую Т. 2–4 вв. обобщил с привлечением
неоплатонизма Аврелий Августин, из идей к-рого формировалась Т. католицизма.
В 6–11 вв. одной из гл. проблем в катол. Т. являлась проблема «филиокве», а в
11–13 вв. на первый план выдвинулся вопрос о «двух мечах», т.е. о церк. и
светской власти. Развитие схоластич. философии определило тенденции мистич.
обоснования Т. (Бернар Клервоский, Ф. Бонавентура), ее рационализации (П.
Абеляр, Р. Бэкон), создания теории «двойственной истины» (Сигер Брабантский),
отрицания Т. как псевдознания (Аверроэс). Противодействуя этим тенденциям,
Фома Аквинский разработал с привлечением арисготелизма «естественную
теологию», названную дополнением к «сверхразумной» теологии». Томизм (с 1879 –
неотомизм) офиц. поддерживается папством. В рамках совр. Т. получили также
развитие религ. экзистенциализм, фундаментализм и др. направления. После II
Ватиканского
собора теологич. осмысление движений за соц. права обусловило появление
радикальных течений в Т. (напр., теология освобождения). Принцип, согласно
к-рому вне церкви невозможна Т., издавна оспаривался. Критику Т. и антитеологич.
мысль развивали Эразм Роттердамский, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, франц. энциклопедисты,
Л. Фейербах.
ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ – одно из направлений
совр. леворадикальной катол. теологии. Является оригинальным сочетанием религ.
и филос. доктрин, выражающих христ. осознание освободит, борьбы. Она явилась
ответом на соц.-экономич., политич. и религ. ситуацию в Лат. Америке в кон.
60-х гг. В соответствии с новым требованием к католицизму служить делу
освобождения подверглись ревизии осн. догмы христ. веры и институционные
основы церкви. Традиционное религ. учение и церковь объявлены буржуазными;
вместо них предложены народная религия и народная церковь. Центральное место
отведено интерпретации Христа как историч. личности и освободителя бедняков от
нищеты и бесправия. Гл. идея богословия – спасение – лишено эсхатологич.
смысла, ему придано реальное земное содержание. Вся человеческая история,
утверждают теологи освобождения,– это поиски спасения, воплощенного в
творческом плане Господа – Божьем Царстве справедливости, братства, мира и
любви. Общественные ин-ты, поведение людей и моральные нормы, стоящие на пути
к спасению, квалифицируются как греховные. Традиционная христ. концепция природного
греха рода человеческого приобретает соц.-политич. окраску и рассматривается
как результат деятельности людей. Отсюда следует вывод, что изменить ситуацию
должны сами люди. Грех и спасение перестают быть личностными и
внеисторическими. В Т. о. получают освещение вопросы о соотношении веры и
жизни, веры и политич. действия, Царства Божьего и реконструкции мира. Поиск
путей и способов реализации проекта установления Царства Божьего на земле
привел теологов освобождения к признанию историч. материализма как научного
инструментария соц. анализа. Из марксизма заимствованы методология критики капитализма,
учение о классах и классовой борьбе, о революции, экономич. и политич.
принципах социалистического об-ва. Но под марксистские положения подведено
христ. основание. Т. о. особое значение придает соц.-политич. и религ.
практике как доказательству истинности теории. Вместо институционной церкви с
ее авторитаризмом и иерархич. структурой предложена народная церковь с
равноправным положением всех ее членов, демократизмом. Т. о. разблокировала
христ. традиционное сознание миллионов верующих, дав религ. -идеологич.
обоснование их соц. протесту, поставив христ. веру в историч. контекст. Она
приобрела последователей в странах Азии. Африки, Северной Америки, Европы. Т.
о. является латиноамер. вкладом в историю христ. мысли. Наиболее выдающиеся
ее теоретики – Густаво Гутьеррес (Перу), У го Ас- сман и Леонардо Бофф (Бразилия),
Мигес Бонино и Эн- рике Дюссель (Аргентина), Хуан Луис Сегундо (Уругвай), Пабло
Ричард (Чили). В 1984 и 1986 Т. о. стала объектом разбирательства и критики
Ватикана в опубликованных им инструкциях «О некоторых аспектах теологии
освобождения» и «О христианской свободе и освобождении». Если в первом
документе Т. о. осуждается за привнесение марксизма в христ. учение и активное
участие священников в по- литич. борьбе, то во втором – предпринята попытка
интегрировать Т. о. с традиц. соц. доктриной католицизма и противопоставить
«мифу революции» принципы преобразования об-ва на основе постепенных реформ.
ТЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, теология прогресса – одна из
совр. христ. концепций, к-рая вслед за документами II Ватиканского собора
(1962–1965) и энцикликой Павла VI «Популорум прогрессио» определяет развитие
как процесс, охватывающий одновременно технико-экономич., соц.-политич. и морально-идейные
сферы, субъектом этого глобального процесса является человек, призванный изменять
мир и господствовать над ним; прогресс выражается в гуманизации мира, к-рая
означает освобождение личности; история человеч. прогресса – это фрагмент
истории спасения и поэтому верующие должны принимать в историч. процессе активное
участие. Т. обр., в Т. р. делается попытка теоретически обосновать с позиций
христ. учения участие христиан в борьбе за соц. прогресс. Цель соц. активности
верующих ограничивается в Т. р. реформированием существующего капиталистич.
порядка.
ТЕРЕЗА ДЕ АВИЛА, или Тереза де Хесус (1515–1582)
– религ. деятельница, исп. писательница, мистик. Урожд. Тереза де
Сепеда-и-Аумада. Род. в Авила (Испания). Известна как реформатор ордена
кармелитов. В 1534 вступила в кармелитский монастырь «Воплощения» в Авила. В
1565 основала первый монастырь строгих и простых правил – босоногих кармелиток.
Преследовалась инквизицией. Литературную и богословскую славу снискала
сочинениями «Книга о моей жизни», «Путь к совершенству», «Книга о жилищах, или
Внутренний дворец», в к-рых излагается ее учение о духовной жизни человека и путях
самосовершенствования для слияния с богом. Канонизирована в 1622. Покровительница
Испании. Учитель церкви. День памяти ш 15 окт.
ТЕРЕЗА КАЛЬКУТТСКАЯ/ Мать Тереза (р. 1910) –
религ. и обществ, деятельница. В миру – Агнес Гонджа Бояджиу. Албанка, род. в
Скопье. В возрасте 18 лет уехала в Ирландию, вступила в монаш. орден «Ирландские
сестры Лорето», к-рый направил ее в Калькутту преподавателем женск. школы. В
1948 Т. К. основала там общину ордена милосердия, деятельность к-рого направлена
на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей любой
национальности и вероисповедания. Миссии ордена действуют во мн. странах,
особенно в районах стихийных и др. бедствий. В 1979 Т. К. была присуждена
Нобелевская премия «За деятельность в помощь страждущему человеку».
ТЕРТУЛЛИАН (ТеНцШапш*) Квинт Септимий Флоренс
(ок. 160 – после 220) – христ. апологет видный представитель латиноязычной
патристики. Род. в Карфагене, в языч. семье. Получил юридич. образование в
Риме; выступал там как судебный оратор. Приняв христианство, ок. 195 вернулся
в Карфаген. Нек-рое время спустя Т. сблизился с сектой монтанистов, проповедовавших
аскетизм, мученичество во имя веры и ждавших близкого конца света и второго
пришествия Христа. В 207 Т. выступил с резкой критикой церк. практики,
недостаточно последовательного соблюдения принципов аскетизма в христ.
общинах, а также против нарождавшейся церк. иерархии. Сведения о том. что Т.
был пресвитером, в наст, вр. оспариваются; есть основания полагать, что к концу
жизни он создал особую секту своих последователей – тертуллианистов. Т.– один
из наиб, ярких церк. писателей. Полемичный по тону стиль Т., проникнутый сарказмом
к оппонентам, изобилует парадоксами и неожиданными сравнениями, мысль выражена
кратко и афористично. В отличие от многих церк. мыслителей того времени,
старавшихся согласовать библ. откровение с античной филос. традицией, Т. стремится
подчеркнуть непримиримость существующих между ними противоречий, принципиальную
несовместимость живой веры с мертвой абстракцией. Теоретизирующий разум, по
Т., не в состоянии постичь истины, открывающейся в акте веры: знаменитый
афоризм Т. «credibile est quia ineptum» («вероятно, ибо нелепо») иллюстрирует
данное положение как нельзя лучше. В то же время Т. призывает возвратиться к
природе, доверившись «естественному», т. е. практическому рассудку и свидетельствам
собственной души, к-рые «чем естественнее, тем божественнее». Опыт, в том
числе мистический, выше теории. Учение Христа, Евангелие сделали науку
излишней, человек не должен спрашивать и искать большего» чем то, что изложено
в Писанин. Эмпиризм приводит Т. к выводу о вещественности бога и телесности
души, т.к. все сущее причастно бытию лишь в качестве тела, хотя и «особого
рода» (если речь идет о душе). Социальные взгляды Т. характеризуют его слова:
«Для нас нет дел более чуждых, чем государственные». Общественному укладу
Римской империи он противопоставляет космополитизм людей, признающих над
собой лишь божеств, власть. Эсхатологические ожидания Т. устремлены к
«пришествию великого дня господня, дня гнева и отмщения». Т. принадлежит
множество трудов как по апологетике и догматике, так и практич. вопросам
церк. организации и морали. Видное место в его наследии занимают соч. против
ересей, к-рые он рассматривал как допущенное богом зло, во многом проистекающее
из антич. философии. Т. сформулировал принцип триединства бога, ввел понятие
«лиц» (ипостасей) христ. Троицы. В трактате о стыдливости («Ве ри- <НсШа»)
Т. упоминает 7 смертных грехов: убийство, идолопоклонство, обман,
богохульство, вероотступничество, прелюбодеяние и разврат. Грехи, совершенные
человеком до крещения, могут быть прощены ему церковью, после крещения же
прощаются лишь легкие грехи. Смертных грехов не могут отпускать даже св. мученики.
Влияние Т. на христ. богословие огромно, хотя не всегда явно, т. к. разрыв
богослова с церковью препятствовал упоминанию его имени мн. представителями
патристики
ТЕРЦИАРИИ (т лат. ЩЫт –
третий) – братства мирян, сушествующие при нек-рых катол. монаш. орденах
(напр., францисканцев, доминиканцев, кармелитов). Одно из первых таких
братств было учреждено в 1221 Франциском Ассизским вслед за созданными им же
мужским и женским орденами францисканцев, т. е. это была третья по счету орг-ция
францисканцев. Отсюда ее название, к-рое затем перешло и на др. подобные
орг-ции. Т. являются активными помощниками церкви во всех ее начинаниях.
ТИАРА – тройная корона папы римск. В ее основе епископская
митра, на к-рую как бы надеты 3 короны, символизирующие тройственность прав
папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Изготовлялась из драгоценных
металлов и украшалась драгоценными камнями. Венчает Т. крест. В таком виде Т.
существует с 14 в. Папа Павел VI пожертвовал свою Т. бедным, а последующие папы
– Иоанн Павел I и Иоанн Павел II – вообще отказались от акта коронации.
ТОМИЗМ (от лат. Thomas – Фома) – направление в
схоластич. философии и катол. богословии, порожденное влиянием идей Фомы
Аквинского. Гл. особенность Т.– стремление рационально обосновать мн. положения
христ. веры. Несмотря на славу Фомы при жизни, распространение Т. первонач.
натолкнулось на сопротивление августинианцев (в большинстве – францисканцев,
но отчасти и доминиканцев), к-рые в делах веры отдавали предпочтение интуиции.
Но уже в 1278 Т. признан официальн. учением доминиканского ордена. После канонизации
Фомы Аквинского в 1323 Т. укрепился в ун-тах Парижа и Кёльна. Однако в 15–16
вв. Т. не стал универсальным церк. учением, а в Италии гуманисты сильно
подорвали его влияние. Только после Тридентского собора, благодаря деятельности
иезуитов, в условиях т. н. второй схоластики, крупным представителем к-рой
является Ф. Суарес, Т. стал доминирующим ка- тол. учением, а в 1879 энциклика
Льва XIII утвердила его в качестве господствующей катол. доктрины (см.
Неотомизм).
ТОНЗУРА (лат. tonsura – стрижка) – выбритое
место на макушке, знак принадлежности к духовенству в католицизме.
ТОРКВЕМАДА (Torquemada) Томас (1420–1498) –
монах-доминиканец, глава инквизиции в Испании, автор инквизиц. кодекса и
процедуры инквизиц. суда, ввел в практику аутодафе, известен также
преследованиями мусульман и евреев.
ТОРРЕС (Torres) Рестрепо Ка- мило (1929–1966) –колумбийский
римско-катол. священник, революционер. В 1954 после окончания католич.
семинарии посвящен в сан священника. Затем обучался в Лувенском ун-те
(Бельгия). По возвращении в Колумбию в 1959 – профессор социологии и капеллан в
национальном ун-те в Боготе. Серьезная озабоченность студенческими проблемами
и собственные социологич. исследования способствовали радикализации его
взглядов. Выдвинул идею создания единого фронта левых сил, включая коммунистов,
для осуществления глубоко демократических реформ в стране. В 1965 обнародовал
«Революционную платформу единого народного фронта» и стал издавать газету
«Единый фронт». Убедившись в невозможности преобразования об-ва мирным путем,
Т. призывал к революции. За свои политич. убеждения и активную деятельность был
уволен из ун-та, лишен сана и отлучен от церкви. В янв. 1966 вступил в партизанский
отряд простым солдатом и месяц спустя был убит в стычке с правительственными
войсками. Т. превратился в романтического героя колумбийского народа. Его
жизнь и убеждения явили собой пример «нового священника», положили начало
широким дискуссиям о роли священника в об-ве. Он был первым в Лат. Америке выходцем
из церк. среды, кто бросил прямой вызов неоспоримому до той поры авторитету
церк. власти и заклеймил антикоммунизм как орудие реакции. Т, дал толчок и
направление развитию католич. прогрессизма в Лат. Америке.
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (лат га с!Шо – передавать; то,
что передано)– В Течение в католицизме, возникшее в XIX в. как реакция на
рационализм Просвещения 18 в., представляя противоположную крайность. Т.
считает источником всякого знания откровение бога людям, передаваемое в непрерывной
традиции. Хотя многие положения Т. идут в русле ортодоксального католицизма
(подчеркивание соц. природы человека, важности традиции в религии), он был
осужден на / Ватиканском соборе, ибо, с одной стороны, глубокое недоверие к
человеческому разуму открывало путь к скептицизму, с другой – подрывало
понимание традиции как прерогативы папства (согласно высказыванию Пия IX «Традиция
– это я!»). Т. распространялся гл. обр. во Франции и Бельгии, яркие представители
Л. де Боналъд и Ф. Р. де Ламенне. 2) Обозначение крыла в католич. церкви,
придерживающегося консервативных позиций в области церк. дисциплины, морали,
догмы, а также в соц. вопросах.
ТРАППИСТЫ – катол. монаш. орден, основанный в
1636 аббатом цистерцианского монастыря Ла-Трапп (деп. Орн, Франция) де
Ранее. Ранее ввел для своих последователей строгие правила по образцу вост.
аскетизма: И часов в сутки – молитва, остальное время – полевые работы;
сохранение молчания, прерываемое лишь для молитв и песнопений; пища – овощи,
фрукты, вода; одежда – ряса с капюшоном, деревянные башмаки, вместо пояса –
веревка. Т. подразделяются на мирских братьев и посвященных (профес- сы).
Принцесса Луиза де Конде основала женск. отделение ордена. Изгнанные во время
Франц. революции из Франции, Т. поселились в Швейцарии, Польше, России и
Пруссии, но везде подвергались преследованию. В 1817 восстановили свою обитель
во Франции и основали ряд др. монастырей. В 1834 папа даровал Т. название
«Религиозная конгрегация цистерцианцев Нотр-Дам из Ла-Трапп». В 1880 из Франции
было изгнано ок. полутора тыс. Т.
ТРЁХ ЦАРЕЙ ПРАЗДНИК (Богоявление) – один из гл.
праздников катол. церкви, отмечаемый 6 янв. Возник на Востоке в первые века
христ-ва. На Западе стал отмечаться с 4 в. как праздник Света или Богоявления.
В основании Т. ц. п. лежит церк, сказание о том, что младенцу Иисусу пришли
поклониться | принесли дары языческие цари- волхвы Каспар, Мелхиор и Валтасар,
предупрежденные ангелом о рождении Божественного Младенца. Это сказание,
несомненно, сложилось под влиянием пророчеств Ветхого завета, особенно псалма
71, приписываемого царю Давиду. Давид говорит о величии и благодеяниях своего
будущего сына, к-рым в представлении христиан являлся Иисус Христос: «Цари
Фарсиса и островов принесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и
поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему, ибо он избавит нищего,
вопиющего и угнетенного» у которого нет помощника». В память о явлении Иисуса
Христа язычникам и о поклонении ему трех царей в катол. храмах совершаются
благодарственные молебны; Иисусу Христу приносятся в жертву как царю – золото,
как богу–кадило, как человеку – миро. День трех царей в народе называют «щедрым
днем», вечер накануне праздника – «щедрым вечером»: детям и родственникам
дарят подарки, раздают пироги. «Щедрым вечером» заканчиваются «святые вечера»,
т. е. вечера от Рождества Христова до Т. ц. п.
ТРИБУНАЛЫ ЦЕРКОВНЫЕ – верховные церк. судебные
инстанции. Высшим является трибунал апостолической сигнатуры – своеобр.
кассационный суд, выступавший арбитром в спорах между архиепископскими судами.
Занимается также вопросами «недействительности брака». Святая римская рота–апелляционный
церковный суд, гл. обр. по делам о разводах. Святейший апостольский пенитенциарий
– трибунал, в ведении к-рого находятся отлучения и индульгенции, отпущение самых
страшных грехов.
ТРИВИУМ (лат. <тппит – трех- путье) первая
ступень семи свободных искусств, состоявшая из грамматики (дававшей осн.
сведения о лат. правописании, а затем переходившей к чтению нек-рых античных
авторов), диалектики (знакомившей с основами формальной логики) и
риторики (обучавшей правилам красноречия и
стилистики).
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР (1545–1563) – по счету, принятому
катол. церковью, 19 Вселенский собор. Проходил в г. Тренто (лат. Тп(1еп1ит –
Трндент) в Сев. Италии. Состоял из 25 сессий. Его работа делится на 3 периода:
1-й продолжался с 1545 по 1547. Затем наступил перерыв, вызванный политич.
трениями между императором Карлом V и папой Павлом III. 2-й охватывал 1551–1552,
после чего в работе собора снова наступил перерыв вследствие войн в Германии и
нежелания паны Павла IV продолжать собор. 3-й период (1562–1563) связан с
деятельностью папы Пия IV. Итогом Т. с. были опубликованные в 1564 «Декреты Т.с.»
и «Тридентское исповедание веры». Т.с. осудил прот. учение об оправдании верой
и о Писании как единств, источнике истины. Отвергнуты были попытки компромиссного
решения вопросов о браке духовенства, причастии под двумя видами и богослужении
на нац. языке. Были сохранены все положения о папском верховенстве, учения о
чистилище и индульгенциях, семи таинствах, поклонении святым и реликвиям и
учение о непорочном зачатии Богоматери. С помощью решений Т.с., идейно
обосновавшего Контрреформацию, папство упрочило свое положение.
ТРОИЦА – центральный
догмат христианской, в т. ч. катол. теологии, согл. к-рому единый бог существует
в трех неслиянных и нераздельных лицах – Отца, Сына | Духа Святого. По ортодоксальной
традиции, учение о Т. «прикровенно» дано в Ветхом завете й окончательно
«открыто» в Новом завете. Однако, имея предпосылки в Писании, учение о Т. там
еще не сформулировано и начинает разрабатываться в кон. 2 в. в связи с
формированием единой епископальной церкви (для западного богословия важное
значение получили идеи Тертуллиана). Относительную теологическую завершенность
догмат Т. получает на Востоке в 4 в. у каппадокийцев в период I и II Вселенских
соборов, на Западе Ц у Августина, давшего «психологическую» иитерпретацию Т.
как вечного божеств, самопознания и любви. В отличие от православия католицизм
учит об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (см. Символы
веры). Хряст. Т. является не заимствованием из других религ. и фи- лос.
систем, а оригинальным учением, имеющим для церкви важнейшее практич.
значение. «Единосущность» и «ипостасность» лиц Т. обосновывает единство и
равную значимость трех источников Откровения – Ветхого завета, Нового завета
и Священного Предания – и тем самым авторитет церкви, как хранительницы
Откровения, вне к-рой невозможно обрести спасение. В этом причина активной
борьбы церкви с антитринитарными учениями.
ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА – известнейшая христ.
реликвия, в к-рую, по преданию, был завернут Иисус Христос после снятия с
креста. Представляет собой льняное полотно разм. 4,3 х 1,1 м. На нем
отпечатались 2 светло-желтых изображения – спереди и сзади – обнаженного муж.
тела ок. 180 см ростом. Они расположены голова к голове, так, словно человека
положили на спину, чтобы ноги доходили до одного из краев ткани, а затем
накрыли этим куском материи полностью. На плащанице имеются и красно-коричн.
пятна, похожие на следы крови и соответствующие ранам Христа. Первое
упоминание о Т. п. относится к 1353, когда она появилась во Франции, во
владениях графа де Шарни. С 1357 была выставлена в церкви во владениях графа,
вызвав большой приток паломников. Местный епископ, рассудив, что неожиданное
появление неизвестно откуда взявшейся реликвии свидетельствует, вероятнее
всего, о ее подложности, пожаловался в Рим. Папа Климент VII в 1390 разрешил
выставлять Т. п. лишь как картину, изображающую покров Христа. Это означало,
что катол. церковь не признала Т. п. подлинной. С 1578 она находится в Турине
(отсюда название). На протяжении веков споры вокруг подлинности Т. п. не
утихали. Решающее слово в установлении точного времени изготовления покрова
должен был сказать радиоуглеродный анализ ткани. Разрешение на него дал папа Иоанн
Павел II в 1986. В окт. 1988 архиепископ туринский провел пресс-конференцию,
на к-рой сообщил, что 3 лаборатории независимо друг от друга определили
возраст Т. п. между 1260 и 1390. Можно допустить, что какая-то религ. секта
повторила в средние века над одним из своих членов казнь, к-рой подвергся
Иисус, и, сняв отпечаток, выдала ткань за погребальный покров Христа. Конечно,
это только гипотеза. Т. п. продолжает хранить немало тайн, волнуя умы и
воображение людей.
У
УИКЛИФ (ШусШе, Джок (1320–1384) – англ. теолог,
поборник реформирования катол. церкви, идеолог «бюргерской ереси» (Энгельс).
Выступал за частичную секуляризацию церк. имущества и не* зависимость англ.
церкви от папской власти, подверг критике культ святых и практику индульгенций.
Одновременно осудил эгалитаристские идеи, требования общности имущества, радикальные
формы соц.-политич. борьбы. Считал, что земная деятельность каждого человека,
включая монарха, должна быть способом служения богу в соответствии с духом и
буквой Писания. У. осуществил (возможно, при участии учеников) перевод Библии
на англ. язык (1382). Его учение было осуждено в 1377 папой Григорием XI, в
1382 – собором англ. епископов. В 1415 Констанцский вселенский собор объявил У.
еретиком и постановил сжечь его останки, что было осуществлено в 1428. У.–
предтеча англ. евро Реформации.
УЛЬТРАМОНТАНЫ – последователи возникшего в 15
в. религ.-политич.направления (ультрамонтанства) в католицизме. У. поддерживали
начавшееся после авиньонского пленения восстановление престижа папского престола,
его стремление к неогранич. власти, претензии папы на вмешательство в светские
дела европ. гос-в. В 16 в. активными У. были иезуиты. В нач. 19 в. идеи У.
использовали представители реакционной аристократии. Напр., Ж. де Местр видел в
централизованной папской орг-ции орудие борьбы против революции; он предлагал
создать конгломерат монархич. гос-в, спаянных авторитетом папы. На I Ватиканском
соборе У. добились провозглашения догмата о непогрешимости папы. Идеи У. нашли
отражение в «Силлабусе».
УЛЬФ ИЛА, или Вульфила (ок. 311–383) –просветитель
готов. Род. в семье малоазийских греков, живших среди готов, на Дунае. Учился
в Константинополе, где был рукоположен в епископы ок. 341. Сторонник
арианства. У. проповедовал за границами империи. После 348 был назначен
епископом Мезии. Опираясь на греч. письменность, У. составил алфавит готского
языка и перевел на него Библию, опустив Книги Царств: он опасался дурного
воздействия описания ратных подвигов библейских персонажей на воинств, готов.
До нас дошли лишь фрагменты перевода У.
УНИАТСТВО – церк. течение, основанное на союзе
(унии) разл. христ. церк. орг-ций с ка- тол. церковью на условиях признания
первыми религ. главенства папы римского и катол. догматики при сохранении
традиц. религ. культа и использовании местного языка для богослужения. Таковы
униатские церкви греч., армянского, коптского, маронитского и др. обрядов. На
Украине в 1596– 1946 существовала греко-катол. церковь, возникшая в результате
Брестской церк. унии.
УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ (от лат. ипіо – единение) –
объединение 2 или нескольких церквей на началах главенства одной из них и при
сохранении другими своеобразия обрядности (см. Брестская церк. уния,
Униатство, Флорентийская уния).
УРБАН II (ок. 1042–1099) – папа с 1088. В миру
Оддон де Лажери, француз. Учился в Реймсе уев. Бруно. Был приором аббатства
Клюни. Григорий VII сделал его в 1078 кардиналом и епископом Остин. У. II вел
борьбу за обладание Римом с антипапой Климентом III и императором Генрихом IV.
Используя семейные неурядицы последнего, У. II в 1092 сделал его сына Конрада
королем Италии, а в 1095 на синоде в Пьяченце были выслушаны жалобы на Генриха
IV его жены Адельгейды (Евпраксии – дочери киевского князя Всеволода Ярославича).
В 1095 У. II провозгласил на синоде в Клермоне 1-й крестовый поход. Через две
недели после взятия Иерусалима крестоносцами папа умер. Беа- тифицирован в
1881. День памяти – 29 июля.
УРБАН V (1309–1370) – папа с 1362. В миру Гильом
де Гримор из Лангедока. Был профессором канонич. права в Монпелье. Вступил в
бенедиктинский орден и стал в 1361 аббатом монастыря св. Виктора в Марселе. В
1363 издал буллу против кондотьеров, ке имевшую результатов. В 1367 последовал
призыву императора Карла IV и вернулся из Авиньона в Рим. В 1369 принял там
визант. императора Иоанна V Палео- лога. Восстание в Перудже и политич.
трудности во Франции заставили его покинуть Италию. Ум. в Авиньоне. У. V был
известен своей щедростью; из своей казны он содержал 1400 студентов,
обучавшихся во франц. ун-тах. Беатифицирован в 1870. День памяти – 19 дек.
УРБАН VI (1318–1389) – папа римский с 1378. В
миру Бартоло- мео Приньяно, неаполитанец. В 1377 –архиепископ Бари. Избран на
папский трон под давлением рнмлян, требовавших папу- итальянца. В ответ на это
кардиналы аннулировали решение конклава от 8 а пр. и 20 сент. 1378, собравшись
в Фонди, избрали па- пой Роберта Женевского, к-рый принял имя Климента VII. С
помощью Людовика Анжуйского Клименту.VII удалось частично захватить Рим, но 30
аир. 1379 интервенты были разбиты под Марино. Климент VII обосновался в
Авиньоне. В зап. церкви произошел раскол, продолжавшийся несколько десятилетий
(см. «Великая схизма»). У. VI вел многолетнюю борьбу с неаполит, королем Карлом
Дураццо и его преемниками, к-рых спасла от поражения только смерть папы. В 1389
учредил праздник Посещения Божьей матери, отмечаемый в катол. церкви 2 июля.
УРБАН VIII (1568-1644) - папа с 6 июля 1623. В
миру – Маффео Барберини, род. во Флоренции. Был нунцием во Франции. Кардинал с
1606. В 1625 издал декрет «О канонизации». Идеология. и политич. деятельность
У. VIII противоречива. В 1626 папа способствовал освобождению из застенков инквизиции
итал. мыслителя Т. Кампанеллы. В 1633 был проведен 2-й процесс Г. Галилея, В
условиях Тридцатилетней войны У. VIII противодействовал политике Габсбургов,
поддерживая франц. кардинала Ришелье и шве дек. короля Густава II Адольфа.
Известен как лат. поэт и инженер. Вызывал всеобщее возмущение своим безудержным
непотизмом.
УРСУЛА – святая мученица. Легенда о гибели
христианки У. вместе с 11 ООО дев, совершавших паломничество в Рим и убитых
гуннами под Кельном, восходит к надгробной надписи 4–5 вв.: «Ursula et XI M.
virgines» («У. и 11 мучениц-дев»). Буква M – аббревиатура Martires – мученицы была
интерпретирована как Mille – тысяча. Постройка в 4 в. базилики У. под Кельном
свидетельствует о формировании ее культа, усилившегося с 1106, когда были обретены
мощи У. День памяти 21 окт. Св. У. считается покровительницей учебных
заведений.
УРСУЛИНКИ (лат.ursulines) – монахини женского
катол. ордена, основанного в Италии в 1535 и названного по имени св. Урсулы.
Занимаются воспитанием девушек и работают в больницах. Орден имеет свои
орг-ции во мн. странах Зап. Европы и в Америке. В кон. 18 в., в период Великой
франц. революции, орден был закрыт во Франции, а впоследствии восстановлен Наполеоном
I.
УЧИТЕЛЬ ЦЁРКВИ – см. Доктор церкви.