Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.
К
КАТОЛИЦИЗМ И ИСКУССТВО. Искусство включено в систему культа катол. церкви начиная с эпохи поздней античности и широко используется для его оформления. В «Книгах пап» («Liber Pontificalis») зафиксировано стремление многих римских понтификов украшать церкви произведениями искусства, к-рые рассматривались как ценное достояние церкви. Потребность в доктринальном определении отношения церкви к искусству впервые возникла в эпоху иконоборчества: искусство не должно рассматриваться как зло само по себе; оно способно дать зримый образ религ. идей и символов, однако существует опасность подмены этих образцов культом творений искусства, что подвергалось решительному осуждению. В католицизме, в отличие от вост. христ-ва, канон не имел самодовлеющего значения и понимался скорее как более или менее устойчивая система форм для изображения религ сюжетов, что открывало большие возможности для проявления индивидуальности и творческой фантазии художника. На исходе средневековья и в эпоху Возрождения это способствовало расцвету реалистич искусства в рамках религ. проблематики. Однако церковь всегда стремилась держать под контролем процессы художеств, творчества. Тридентский собор принял специальный декрет об искусствах. Осудив протестантское иконоборчество, собор подтвердил почитание священных образов, подчеркнув при этом особое значение раскрытия их смысла. Собор предписал епископам наставлять верующих в значении священных изображений для христ. жизни, а также подвергать суду компетентного епископа все новое и необычное в искусстве. Церковь вмешивалась в вопросы иконографии, не допуская противоречий художеств, образов догматическим истинам. Так, в 1623 конгрегация обрядов запретила распятия, на к-рых Христос был представлен с поднятыми вверх руками; в 1670 было запрещено изображать Христа с чертами, сильно искаженными страданием. Отношение катол. церкви к совр. искусству нашло отражение в энциклике папы Пия XII «Медиатор деи» (1947), где рекомендовалось активно использовать искусство «в благоговейном служении церкви и священным ритуалам». // Ватиканский собор в конституции «О литургии» признал особую важность приближения церк искусства к народным культурным традициям Искусство трактуется в этом документе как «наиболее благородное проявление человеческого духа», а высшей его формой объявляется сакральное искусство. Проявлением особот о внимания к искусству явилось провозглашение в 1984 фра Анджелико патроном мира искусства, а также создание в Ватикане музея совр. искусства.
КАТОЛИЦИЗМ И МАСОНСТВО. С момента своего возникновения в 18 в. масонство вошло в непрерывный конфликт с катол. церковью, сглаженный только в последнее время под влиянием // Ватиканского собора. Масонство в принципе было светским движением, антифеодальным и антиклерикальным, что неминуемо должно было создавать коллизии с церковью, далекой от де-мократич. идеалов. В 1738 Климент XII в конституции «In emi-nerrti» «навсегда» осудил масонство. С этого времени было оглашено более 200 антимасонских папских документов. В течение 19 в. масонство постепенно изменило свой первонач. характер. В разных странах оно приобретало различную социальную и мировоззренч окраску, но нигде, однако, не примирилось с катол. церковью. Масоны в Италии (среди них Джузеппе Мадзини и Джузеппе Гарибальди) были ярыми антиклерикалами, поэтому папские осуждения сыпались на них одно за другим. Пий IX в энциклике «Apostolicae sedis» представил масонство как «дьявольскую силу», а Лев XIII в энциклике «Humanum genus» обратил внимание на исключительно антикатол. позицию любого масонства. В утвержденном Бенедиктом XV в 1917 Кодексе кано-нич. права (канон 2335) предусмотрено безоговорочное отлучение от церкви каждого, кто вступил в масоны. Более либеральная позиция по отношению к масонству стала складываться в церкви в период II Ватиканского собора (1962–1965) и понтификата Павла VI (1963–1978). В части., Германская конференция епископов и Великая объединенная ложа Германии начали переговоры (1970), в ходе к-рых было заявлено, что принадлежность католиков к масонству «не вызывает абсолютно никаких проблем». К миру между церковью и масонством дело дошло также и в США. Ситуация изменилась после вступления на папский трон Иоанна Павла П. Германская конференция епископов в 1980 прервала контакты с масонством, заявив, что принадлежность католиков к масонству запрещена. Ватик. Конгрегация вероучения в заявлениях, сделанных в 1981 и 1983, подчеркнула, что верующие, принадлежащие к масонским ложам, находятся в состоянии тяжкого греха и не могут получать причастия. Епископат в США заявил в 1975, что принципы масонства несовместимы с христ. верой и культом
КАТОЛИЦИЗМ И НАУКА традиционно сопоставлялись как вера и разум. Первоначальное хри-ст-во исходило из противопоставления веры античной образованности, культуре, знаниям («еллины ищут мудрости... но бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых», 1 Кор., 22: 27). В ранней патристике наряду с утверждением абсолютного превосходства веры над разумом (Тертуллиан) шел поиск их сочетания (Ориген). Августин, утверждая сверхразумность высшей истины веры, требует сугубого уважения к истории, языкознанию, опытным (медицина, астрономия) и математич. наукам, ибо с их помощью человек постигает божеств, откровение, оккультные науки Августином отбрасываются, диалектика и риторика считаются опасными, если не служат вере («О христианской науке»). В лит-ре Запада 6–8 вв. отмечено стремление согласовать представления о природе и истории с уровнем библейских знаний (труды Дионисия Малого и Беды Достопочтенного). Для становления схоластич. философии как универсальной науки средневековья характерно противоборство ортодоксального креацианизма с учениями о независимости разума от веры И. Скота Эриугены, П. Абеляра, философов Шартр-ской школы 12 в. Теорию вечности мира развивал в 13 в латинский аверроизм, в части., Сигер Брабантский. Роджер Бэкон считал теологию зависимой от наук В борьбе гл обр. с аверроизмом система Фомы Аквинского абсолютизировала сверхразумную истину веры при допущении ее гармонии с разумом на условии превращения науки в служанку теологии. Томизм постепенно стал официальной доктриной католицизма: на Тридентском соборе в нем находили обоснование для борьбы с Реформацией, на / Ватиканском соборе – для осуждения пантеизма, рационализма, натурализма. В 16–17 вв. руководство катол. церкви развернуло борьбу против концепции гелиоцентризма (гонения на Н Коперника, казнь Дж. Бруно, осуждение инквизицией Г. Галилея), к-рая вытесняла концепцию геоцентризма Клавдия Птолемея (2 в.), освященную традицией. В осуждении протестантизма и оппозиционных томизму учений использовался «Индекс запрещенных книг». Под влиянием крити-ко-рационалистич. и материали-стич. философии 18–19 вв. в католицизме возник модернистский блок 19 в. (А. Луази и др.), требовавший ревизии авторитарных подходов к научному прогрессу, особенно непримиримо выраженных в «Силлабусеъ. В 20 в. в философской системе П. Тейяра де Шардена, основанной на принципах эволюционизма и историзма, была сделана попытка придать христ-ву форму, не противоречащую совр. картине мира. В энциклике Пия XII «Гумани генерис» (1950) эволюционизм порицался, но при изложении отношения церкви к науке 20 в. отмечался кризис томистской позиции. О признании ведущей роли науки в жизни совр об-ва, узаконении идеи эволюции и мн. идей тейярдизма свидетельствуют документы // Ватиканского собора, декларирующие необходимость положительной оценки научного прогресса (конституция «Гауд-ум эт спес») В 1979 Иоанн Павел II предложил оценить осуждение инквизицией Галилея как несправедливое.
КАТОЛИЦИЗМ И ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА. В течение всей своей многовек. истории папство претендовало на право осуществлять опеку над светской властью во всем христ. мире. Оно провозгласило принцип верховенства духовной власти над светской, а в Папском гос-ве папа был светским государем, обладавшим всей полнотой светской власти. Располагая собственными вооруженными силами, папство участвовало во мн. войнах и побуждало к военным действиям светских феод, владык, находившихся в орбите его влияния. Для идеологич. обоснования таких предприятий церковью была выработана специальная доктрина, трактующая о «справедливой войне». При создании этой доктрины было использовано произведение св. Августина «О граде божием» (написано между 413 и 426), в к-ром выдвинуты три условия «справедливой войны»: уверенность в правоте, уверенность в победе и уверенность в том, что нанесенное войной зло будет меньше того, к-рого удастся избежать с помощью войны. Катол концепцию «справедливой войны» развил Фома Аквинский, уточнив, в каких случаях война не является грехом Опираясь на августинианскую и томистскую доктрину, церковь до последнего времени утверждала, что войну можно считать справедливой, если она отвечает следующим шести условиям: она должна быть объявлена законным правительством; должна'вестись за правое дело и с соблюдением определенных пропорций в нанесении ущерба военными действиями; должна быть начата с намерением заключить справедливый и прочный мир; должна быть последним средством, к к-рому прибегли после исчерпания всех возможностей мирного решения конфликта; должна обладать разумными шансами на успех; должна вестись моральными методами (напр., нельзя убивать без разбора людей, не участвующих в военных действиях). Концепция, сформулированная в столь общей форме, делала возможной ситуацию, когда воюющие друг с другом христ. противники утверждают, что ведут справедливую войну. В церк. концепциях о войне и мире логика Августина и Фомы Аквинского использовались вплоть до понтификата Пия XII (1939–1958) включительно. Только Иоанн XXIII в энциклике «Пацем ин террис» (1963) осудил любую без исключения войну как преступление против человечества, при этом он не делал различия между войнами справедливыми и несправедливыми. Ни одна война не может быть оправдана Позиция Иоанна XXIII в этом вопросе получила формальное подтверждение в принятой // Ватиканским собором конституции «Гаудиум ет спес» («О церкви в современном мире»). Авторы конституции утверждают, что гонка вооружений является величайшей угрозой для человечества, но вместе с тем высказывают предположение, что, пока не возникнет какая-то международная власть, располагающая вооруженными силами, гос-во должно быть готово к обороне и к войне, если в ней возникнет необходимость. Но ни в коем случае не должно быть использовано атомное оружие. Позиция Иоанна Павла II по вопросу войны и мира характеризуется именно таким подходом. Ее определяют как «ограниченный нуклеарный пацифизм», являющийся результатом реинтерпретации взглядов Иоанна XXIII, изложенных в энциклике «Пацем ин террис».
КАТОЛИЦИЗМ НА КУБЕ ведет свою историю с 16 в., т. е. со времен испанской колонизации Лат. Америки. На протяжении более чем 4 вв. катол. церковь играла довольно заметную роль в общественно-политич. жизни страны. Победа революции в 1959 сильно ослабила ее позиции. За 30 лет революц. власти сильно сократилось число католич. священнослужителей. До революции на Кубе насчитывалось около 700 священников и примерно 2 тыс. монахов и монахинь. В наст вр. на Кубе имеется 245 священников, 300 орденских сестер и 30 орденских братьев. Значит, уменьшилось и число верующих. До 1959 11% населения страны составляли практикующие католики, а 72,5% считались католиками формально. Ныне число практикующих католиков на Кубе невелико и составляет (по разным источникам) 100–180 тыс. человек, т.е. от 1 до 1,8% населения. Страна разделена на 2 архиепископства и 4 епархии Церковь располагает примерно 500 действующими храмами и монастырями, учебными заведениями, из к-рых выделяется высшая семинария «Сан Карлос и Сан Амбросио» в Гаване, где обучается около 30 семинаристов. Собственностью церкви являются также несколько приютов и больниц, в к-рых оказывается врачебная помощь населению, обеспечиваются лечение и уход престарелым. Кроме того, монахи и монахини работают на гос. предприятиях, в гос. больницах и госпиталях. Долгие годы отношения между гос-вом и катол. церковью были сложными и напряженными. Большая часть священников и монахов, преимущественно иностранного происхождения (примерно 75% священников на Кубе были испанцами), покинула Кубу в первые годы революции. Около 130 священнослужителей по разл. причинам были выдворены за пределы страны пр-вом Ф. Кастро. Заметное потепление отношений между гос-вом и катол. церковью наблюдается примерно с 1985, участились встречи и беседы кубинских руководителей с представителями епископата. В немалой степени изменению этих отношений способствовали выход в свет книги Бетту «Фидель и религия» (1985) и создание при Секретариате Компартии Кубы (на правах отдела ЦК) кабинета по делам религии и церкви под руководством X Ф. Карнеадо В 1986 состоялась I Национальная встреча кубинских католиков, на к-рой был выработан специальный документ об основных направлениях деятельности катол. церкви С этого времени Кубу начинают посещать религ. деятели из различных стран. В стране побывали амер. кардинал Д. О'Коннор, мать Тереза Калькуттская и др. крупные религ деятели. В 1988 страну посетил с визитом офиц. представитель Ватикана кардинал Р. Эчегарэ. Власти разрешают въезд в страну отдельным иностранным священникам и монахам для проведения миссионерской и благотворительной деятельности. Интенсивнее становятся контакты Кубы с Ватиканом. Кубинское руководство ведет переговоры о визите в страну папы Иоанна Павла II. Дип. отношения между Кубой и Ватиканом были установлены в 1935 и не прерывались. Сейчас в Ватикане находится офиц. посол Республики Куба, а на Кубе – папский нунций.
КАТОЛИЦИЗМ НА ФИЛИППИНАХ утверждался в период испанского господства 1565–1898 (впервые был привнесен в 1521 экспедицией Ф. Магеллана) К сер. 17 в. силами гл. обр. монаш. орденов (августинцев, францисканцев, доминиканцев, иезуитов и др.) население о-вов было почти полностью окрещено и вовлечено в новые отрасли производств деятельности, развернувшейся на поделенной между орденами земле Колониальный режим обеспечил первенство церкви в сфере духовной культуры В ее руках оказалось печатное дело и образование. Христ. мотивы превалировали в лит-ре и искусстве. Соперничество на Филиппинах светской и духовной власти (отношения Испании и Ватикана регулировались режимом патроната) усилилось в 18 в. В 1787 из Филиппин были изгнаны иезуиты Против сосредоточения власти и земли у орденов выступало и нац -освободит, движение 19 в., к к-рому примкнул филип клир. В 1872 за участие в ан-тиисп. восстании были казнены священники X. Бургос, М. Гомес, X. Самора. После провозглашения независимости Филиппин (1898) нац. духовенство возглавил Г Аглипай, заявивший о преданности клира нац.-освободит, революции. Аннексия Филиппин США создала условия для притока прот. миссионеров, распространения масонства и разного рода христианизированных групп социального протеста. Восстановлению влияния католицизма на Филиппинах в 1920– 40-х гг. способствовала социальная деятельность среди мирян орг-ций «Католического действия», «Опус Деи» и др. Попытки пр-ва секуляризовать сферу образования не дали почти никаких результатов. Изменение структуры церк. управления при Пае XI и учреждение в 1951 нунциатуры подняли статус катол. церкви на Филиппинах. После предоставления стране независимости (1946) усилились катол. профсоюзы Участие местного клира в поли-тич. борьбе в 70–80-х гг не встретило поддержки в Ватикане. В 1983 католики составляли 83,8% населения Филиппин. В составе церк. иерархии – 2 кардинала, 17 архиепископов, 81 епископ. В стране действуют 42 мужских мо-наш. ордена и 80 женских (90% монахинь – филиппинки, среди монахов 50% – иностранцы).
КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ ВОСТОЧНОГО ОБРЯДА – церкви, отколовшиеся от различных направлений вост. христ-ва (православия, монофизитства, несторианства, монофелитства) и имеющие унию (союз) с катол. церковью. Они признают верховную власть папы и основные догматы католицизма, сохраняя свою традиционную обрядность, церк. организацию и литургический язык. В наст. вр. имеется 6 К. Ц. в. о.: маронитская; греко-католическая (мелькитская); халдейская (сиро-халдейская или ассиро-халдейская), сиро-католическая; армяно-католическая; копто-католическая. Приверженцы К. ц. в. о живут в основном в странах Ближнего Востока – Ливане, Сирии, Турции, Иордании, Израиле, Египте, но имеют общины и в других регионах.
«КАТОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ» – общее название, объединяющее светские катол. организации (профессиональные, женские, молодежные, спортивные и др.), руководство к-рыми осуществляется катол. церковью. Цели «К. д.» – укрепление и расширение влияния католицизма в массах. В наст вр., учитывая настроения широких масс трудящихся, наиболее дальновидные и реально мыслящие деятели «К. Д.» стали выступать за сближение с левыми орг-циями, что привело к росту разногласий в руководстве «К. д.».
КВАДРИВИУМ (лат. quadrivi-um – четырехпутье) – вторая ступень семи свободных искусств, состоящая из геометрии (включавшей элементарные понятия о фигурах, необходимые для строительства храмов, и отрывочные данные о географии и космографии), арифметики (обучавшей счету), астрономии (сводившейся к осн. сведениям о календаре и правилам расчета подвижных церк. праздников) и музыки (обучавшей церк. пению).
КВИЕТИЗМ (от лат. quietus – спокойный, безмятежный) – религ, учение и течение, возникшее в католицизме в 17 в и доводившее христ. требование безропотного подчинения воле бога до фаталистич. безразличия к собственному спасению. К был осужден руководством катол. церкви. В переноси, значении – пассивность, созерцательность.
КИПРИАН (Cyprianus) Фасций Цецилиан (ок 201–258) – христ. апологет. Род. в Карфагене, в богатой языч. семье. Получил классич. образование, был учителем словесности, занимался адвокатурой. На 45-ом году (в 246) жизни принял крещение. В его «Послании к Донату» («Ad Donatum») отражен процесс внутр. перерождения материально обеспеченного и просвещенного язычника в ортодоксального христианина. Уже через год К. стал пресвитером, а в 249 был, по требованию всей карфагенской общины, избран епископом, в нарушение канонич. правил. В период гонений на христиан при императоре Деции находился в изгнании несколько лет. Требовал вторичного крещения тех, кто во время гонений под угрозой репрессий со стороны рим. властей принес жертвы языч. богам и тем предал христ. веру. Позиция К , достаточно терпимая по сравнению с т. зр. новатиан, подверглась критике со стороны папы Стефана I. При императоре Валериане, во время новых гонений на христиан, К был обезглавлен. Наследие К- включает 66 посланий и 12 трактатов Основная направленность трудов К., как и его епископальной практики – защита идеи сильной церкви со строгой иерархией внутри. Жесткая дисциплина в церкви–условие ее единства и возможность осуществления принципа в.-з. теократии Высшей инстанцией для решения внутрицерк. дел К. считал собор, в менее важных случаях – совет пресвитеров. Мн. идеи К. относительно иерархич устройства церкви стали в дальнейшем нормами церк. управления. В труде «О единой церкви» («De unitate Ecclesiae») рассматривает проблемы экзегетики. Известно также соч. К. «О заблуждениях» («De lapsus»), в к-ром осуждаются языч. верования. Принадлежащие перу К. трактаты, как и его послания, оценивались церковью как «истинно-пастырские наставления». В нек-рых соч. К. чувствуется влияние Тертуллиана, к-рого он называл своим учителем. Канонизирован. День памяти – 16 сент.
КЛАРА (1194–1253) – катол. святая, основательница ордена кларисок. Род. в Ассизи в богатой семье. Последовательница Франциска Ассизского. В 1212, приняв монаш. обет, присоединилась к его братству в часовне Порциудкуле, но Франциск поместил ее в бенедиктинский монастырь. Примеру К. последовали ее мать, сестра и др женщины В 1215 К. создала при церкви св. Дамиана в Ассизи первую обитель кларисок, аббатисой к-рой она была до своей смерти. Канонизирована папой Александром IV в 1255 День памяти – 11 авг.
КЛАРИСКИ см Францисканцы
КЛИМЕНТ 1 РИМСКИЙ (ум ок. 96) св. – папа с 88 (?). Автор «Послания к коринфянам», в к-ром обосновывал необходимость подчинения общины пресвитерам ссылкой на божественный порядок, установленный в мире. Помимо этого существует множество апокрифических сочинений, приписываемых К. I. По одной из легенд, он был сослан в Крым, где его утопили ок. Херсонеса. По др. легенде, мощи К. I были найдены просветителем славян Кириллом, привезены в Рим и погребены в церкви Сан Клементе. День памяти – 23 ноября.
КЛИМЕНТ V (1264–1314) – папа с 1305. В миру Бертран де Го. Род. в Билландро в Гаскони. В 1299 архиепископ Бордо. Короновался в Лионе, декларировав этим зависимость от Франции. В 1309 избрал резиденцией Авиньон. К. V оказал поддержку королю Филиппу IV в уничтожении ордена тамплиеров, добившись на Вьеннском соборе (1311) их отлучения от церкви. К. V составил дополнения к «Своду канонического права» Григория IX, т. н. «Климентины». Основал ун-ты в Орлеане (1306) и Перудже (1308)
КЛИМЕНТ VI (1291–1352) – папа с 1342. В миру Пьер Роже. Род. в Лиможе. В 1330 архиепископ Руана, с 1338 кардинал. Продолжил борьбу с императором Людовиком Баварским, а после его смерти в 1347 помог избранию Карла IV. Во время восстания Кола ди Риенцо в Риме в 1347 добился его низложения, а затем ареста в Праге. Сделал Авиньон собственностью пап, выкупив его в 1348 у Иоанны Неаполитанской В 1349 осудил флагеллантов. В юбилейной булле 1350 обосновал учение об индульгенциях. На правление К VI пришлась эпидемия т. н. черной смерти (т. е. чумы) в 1348–49.
КЛИМЕНТ VII (1478–1534) – папа с 1523. В миру Джулио Медичи, двоюродный брат Льва X. С 1513 архиепископ Флоренции и кардинал. Пытался лавировать между франц королем Франциском и императором Карлом V, боровшимся за господство в Италии. К. VII создал с Францией в 1526 Коньяк-скую лигу, но в 1527 заключил мир с императором, войска к-рого, выйдя из повиновения, разграбили в мае 1527 Рим. Папа попал в плен и в ноябре заключил новый мир. С помощью императора в 1530 во Флоренции была восстановлена власть изгнанных в 1527 Медичи Нерешительная политика К. VII способствовала распространению Реформации.
КЛИМЕНТ VIII (1536-1605) – папа с 1592. В миру Ипполито Альдобрандини. Кардинал с 1585. Стремясь противостоять исп. влиянию, после признания в 1595 Генриха IV возвратившимся в лоно катол. церкви, улучшил отношения с Францией и способствовал заключению ею в 1598 мира с Испанией Пытался обратить в католичество англ короля Якова I. При К. VIII римская инквизиция осудила Дж Бруно К. VIII был инициатором исправления многих богослужебных книг и нового изд. Вульгаты в 1592, улучшенного по сравнению с изд. Сикста V.
КЛИМЕНТ XI (1649–1721) – папа с 1700 В миру Джованни Франческо Альбани Кардинал .с 1690 Во время Войны за испанское наследство (1701 –14) пытался сохранить нейтралитет, но военное вторжение в Папскую область заставило его перейти на сторону императора. Утрехтский мир 1713 игнорировал его интересы, передав Савойскому герцогу Сицилию, на к-рую К. XI наложил интердикт, приведший к изгнанию части сицилийского духовенства. Конфликт разрешил захват в 1718 острова Испанией. В 1713 К. XI издал буллу против янсенизма. Он осудил применяемую иезуитами практику уступок конфуцианству в Китае. В 1708 объявил праздник Непорочного зачатия Девы Марии общецерковным
КЛИМЕНТ XIII (1693–1769) – папа с 1758. В миру – Карло Реццонико. Получил теологич. и юридич образование, был администратором римской курии К- XIII пытался противодействовать растущей просветительской критике клерикализма и оппозиции папству со стороны национальных течений католицизма: янсенизма в Голландии, галликанизма во Франции, феброни-анства в Германии (от псевдонима священника Н. Гонтхейма «Феброний»). Монархи ряда стран потребовали от К. XIII пресечения злоупотреблений в ордене иезуитов. Бесконтрольно эксплуатировавшие колонии в Южн. Америке, Азии, Африке деятели ордена были обвинены в работорговле, контрабанде и ростовщичестве С Помбалом, премьер-министром Португалии Обвинение подтвердил ревизор курии, кардинал Салданье, и в 1759 К- XIII вынужден был признать изгнание иезуитов ^из Португалии. Практически иезуиты были запрещены во Франции (1764) и Испании (1767). Попытки К. XIII отстоять орден обостряли международные отношения. Критич. ситуация разрешилась при Клименте XIV. К- XIII вошел в историю как меценат, поддержавший И. Винкельмана, создавшего в Ватикане музей античной скульптуры
КЛИМЕНТ XIV (1705–1774) – папа с 1769. Был сыном врача, принадлежал к ордену францисканцев. Избран на папский трон в напряженной обстановке интриг монархов ряда стран в Риме, связанных с требованием роспуска ордена иезуитов. Готовность Климента XIV пойти на уступки в отношении папских прерогатив во Франции, Испании, Неаполе, Парме вызвала резкие нападки со стороны иезуитов. Уничтожение ордена казалось монархам и бурж. кругам этих гос-в крупной победой светских сил над католицизмом. После долгих колебаний К. XIV подписал 21 июля 1773 буллу «Доминус ак редемптор» об упразднении Общества Иисуса «на вечные времена». Последний генерал ордена (до реставрации его в 1814) Л. Риччи умер в заточении в Замке св. Ангела (1775). Версия об отравлении К. XIV иезуитами считается недоказанной.
КЛИРИК – духовное лицо, посвященное на служение церкви, член церковной иерархии. В прошлом кандидаты в К. обязательно должны были пройти через обряд получения тонзуры (пострижение) и посвящения. Начиная с 16 р. обряд пострижения имел (для белого духовенства) почти символич. значение, а в 1972 отменен вообще. К. в катол. церкви пользуются определенными привилегиями. К числу же особых обязанностей К. относятся соблюдение безбрачия (целибат) и полное послушание церк. власти. В наше время кандидаты в К. после мессы представляются епископу, к-рый их экзаменует и затем благословляет на служение церкви. Разделение верующих на клириков и мирян, при к-ром миряне рассматриваются как лица низшего порядка по сравнению с духовенством, сложилось в результате многовек. традиции и является характерной особенностью католицизма.
КЛЮНИ – аббатство в Бургундии, основанное в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым, непосредственно подчиненное Риму. При первом аббате, св. Берноне (910–927), К сделалось образцом для соседних монастырей. Следующий аббат, св. Одон (927–942), строго следуя бенедиктинскому уставу, одобрил сходные реформы для франц и итал. монастырей, включая и Монте-Кассино. В 11–12 вв. К. стало центром движения за церк. реформу, в к-рой важную роль сыграл аббат св. Гуго (1049–1109). К сер. 12 в. во всей Европе число реформированных монастырей достигло 314. Пережив упадок в позднее средневековье, К. существовало до 1790.
КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА – преобразования, проведенные папством по предложению бенедиктинского монастыря Клюни в 10–11 вв. и состоявшие в создании новых монастырей, подчиненных Клюни (а не епископу), введении более строгих правил для монахов (в т.ч. целибата), запрете симонии, установлении выборов папы коллегией кардиналов (с устранением из них монархов и светских феодалов), в церк инвеституре. К. р. не была доведена до конца из-за противодействия феодалов и высш. духовенства, но отчасти способствовала укреплению катол. церкви.
КОАДЪЮТОР в катол. церкви духовное лицо, назначаемое папой для помощи епископу в случае, если последний не в состоянии выполнять свои обязанности по старости или слабости здоровья. К. обладает всей полнотой власти епископа
КОВАЛЬЧИК Юзеф (род. в 1938) – архиепископ, апостольский нунций в Польше. Учился в духовной семинарии в Ольшты-не, где в 1962 принял священнический сан В 1962–1964 был викарием в Квидзыне (Сев. Польша), затем изучал канонич. право в Люблинском катол. ун-те и папском Григорианском ун-те в Риме, где получил степень доктора (1968). Прослушал трехгодичный курс в Св. Римской Роте, получив титул адвоката Роты, а также диплом архивариуса секретного ватиканского архива (1971). В 1968– 1979 работал в ватик. Конгрегации дисциплины таинств. С 1978 является представителем ватик. комиссии по публикации произведений Кароля Войтылы В 1979 был переведен в ватик. статс-секретариат, где создал польскую секцию и руководил ею до момента назначения его нунцием в Варшаве и архиепископом в июле 1989. Является дуайеном дип корпуса в Варшаве К.– первый после окончания 2-й мировой войны апостольский нунций в Польше.
КОДЕКС ЮРИС КАНОНИЦИ (лат Codex juris canonici) – основной сборник канонов, определяющих содержание канонического права. Назван так в отличие от основного свода законов римского права, получившего в Зап. Европе в 12 в. название Кодекс юрис цивилис. Историко-правовой материал К. ю. к. накапливался постепенно из решений вселенских соборов, папских декретов и др., предоставлял возможность судопроизводству выносить решения в каждой области права на основе сопоставления канонов. При сохранении традиции законодат. материал постоянно пополнялся. Первое значит, собрание канонов вселенских соборов и важнейших предписаний пап составил Дионисий Малый (6 в ). Папа Адриан I направил этот свод канонов королю франков Карлу Великому, к-рый утвердил его в 802. Профессор права из Болоньи Грациан ок 1150 свел появившиеся к тому времени папские декреталии в «Согласование разноречивых канонов», распределив их по темам (Кодекс, или Декрет Грациана) Не вошедшие в Декрет Грациана конституции, изданные при Григории IX в 1234, «Секста» (1298) и опубликованные при Клименте V «Климентины» (1313) –в совокупности с предыдущими собраниями – составили, по решению Базельского собора (1431 – 1443), К. ю к. Его систематизация в 1499–1502 и 1582 (предпринятая комиссией Три-дентского собора) со временем потребовала существ унификации. По инициативе Пия X был разработан к 1917 новый К. ю к., вступивший в силу при Бенедикте XV в 1918 Он рассматривал общие нормы церк юрисдикции, положение духовных лиц, вопросы церк. администрации (курия, приходы, монашество, светские орг-ции церкви), таинства, порядок богослужений и канонизации святых, систему наказаний клира. В отличие от прежнего К. к), к., имевшего прямое отношение к различным сферам гражд юрисдикции как равный источник феод, права, этот К. ю.к. регулировал в основном внутрицерк. проблемы. В связи со значит обновлением катол. теологии // Ватиканский собор указал на необходимость пересмотра К. ю. к. Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучений (с 37 до 7, в т ч. отменено отлучение членов масонских лож). Закрытым остается доступ для женщин к сану священника, запрещено вступление в брак после оформления развода в гражд. учреждениях, санкционирована кремация вместо погребения. При отсутствии пункта о санкциях в отношении коммунистов сохраняется запрет священникам занимать политические должности.
КОЛЛЕГИЯ КАРДИНАЛОВ – совокупность кардиналов катол. церкви. На протяжении веков число кардиналов не превышало 70, традиционно большинство из них были итальянцы. После 2-й мировой войны папы римск. стали из политич соображений пополнять К к за счет епископов из стран Лат. Америки, Азии И Африки В наст вр. кардиналов свыше 140, причем итальянцы находятся теперь в меньшинстве. Однако в К. к по-прежнему преобладают европейцы и представители США
КОЛУМБАН (ок. 543-615) – ирланд. ср.-век. просветитель, миссионер, поэт. В 591 отправился из монастыря Бангор, средоточия лат и греч. культуры, на континент. В Сев. Франции по приглашению короля Гонтрана основал 4 монастыря, в т. ч Люксей со скрипторием. От монахов К. требовал подчинения суровому уставу, от знатных франков – отказа от языч обычаев. Из-за конфликта с королевой Брунгильдой был изгнан из г. Нанта и проповедовал в Германии. В 612 в Сев. Италии при поддержке первой катол. правительницы лангобардов, королевы Теоделинды, основал монастырь Боббио – один из самых знаменитых в Европе. Просветительская деятельность К. и его учеников Галла и Сигиберта развивалась почти независимо от папства, способствуя становлению духовных и светских школ, сохранению античного наследия в феод. Европе. Как покровитель Ирландии К. менее популярен, чем Патрик. Считается защитником от наводнений
КОНГРЕГАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫЕ (лат congregatio – объединение, союз) – объединения, религ. ассоциации, члены к-рых, священники и миряне, дают простые обеты (терциарии, францисканцы, доминиканцы, лазаристы) на определенный срок или пожизненно. К р стали возникать в кон. 16–17 вв. Широкое распространение К. р получили в 19 в. Наиболее значит. К. р.– редемптористов, облатов, непорочной Девы Марии, марианистов (основанная иезуитами для пропаганды среди молодежи культа богородицы).
КОНГРЕГАЦИИ РИМСКИЕ – осн. учреждения курии римской, курирующие разные направления деятельности-катол. церкви. Ядро конгрегаиий составляют комиссии, первонач. состоявшие только из кардиналов. Но после реформы, проведенной Павлом VI в 1967, в них входят также несколько епископов с разных континентов. Члены комиссии конгрегации раз в неделю в определенный день собираются на сессию для решения накопившихся вопросов. Во главе каждой конгрегации стоит кардинал-префект, назначаемый папой на 5 лет. Помогает ему в управлении конгрегацией секретарь в сане епископа. В зависимости от конкретных задач, стоящих перед конгрегацией, ее штат может быть более или менее многочисленным. Самой важной из всех римских конгрегации является Конгрегация евангелизации народов. Каждая конгрегация пользуется услугами известного числа консультантов: прелатов, монашествующих и мирян. Это прежде всего эксперты, призванные выражать свое мнение (обычно в письменном виде) по определенным вопросам. Последняя реформа римск. курии, определившая структуру, компетенцию и названия конгрегаций, была проведена на основе апостольской конституции «Pastor Bonus», к-рая вступила в действие 1 марта 1989. Согласно ей в Ватикане имеются следующие конгрегации: доктрины веры, восточных церквей, божественного культа и дисциплины таинств, евангелизации народов, по делам канонизации, по делам епископов, по делам духовенства, католического воспитания, монашеских орденов и светских институтов.
КОНКЛАВ (от лат. cum clave – запертые на ключ) – собрание кардиналов, созываемое через 18 дней после смерти папы для избрания нового папы. К. называется также помещение Сикстинской капеллы, в к-ром происходят выборы Входные двери капеллы на время К. замуровываются и открываются лишь после избрания папы. Порядок проведения К. был установлен в 13 в. папой Григорием X, затем уточнялся и корректировался последующими папами. Для избрания папы требуются 2/з голосов участников К. плюс 1 голос. В соответствии с апостолич. конституцией папы Павла VI число участников К не должно превышать 120.
КОНКОРДАТ (от лат сопсогdatum – соглашение) – соглашение между Св. престолом и пр-вом к.-л гос-ва о положении катол церкви, ее правах и привилегиях (назначение епископов, церк собственность, освобождение от налогов, особые права в вопросах семьи и брака, условия дип. отношений с Ватиканом). Одним из первых был Вормсекий К., заключенный в 1122 между папой римским Кадикстом II и герм, императором Генрихом IV и завершивший длительную борьбу за т. н, инвестиащру. В 1801- был заключен К. между Наполеоном и папой Пием VII. В 1929 был заключен К. с фашистским пр-вом Италии (Латеранские договоры), в 1933 – с гитлеровским пр-вом Германии, в 1953 – с пр-вом Франко в Испании. В 70-х гг. пересмотрены К. с рядом стран. В 1976 внесены нек-рые изменения в К. Ватикана с Испанией. В Италии также ставится вопрос о необходимости пересмотра условий К., поскольку они не соответствуют изменившимся обстоятельствам
КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ (Флавий Валерий К; ок. 285–337) – римск. император с 306. С именем К- связан поворот со стороны императорской власти к признанию христ-ва и последующему превращению его в гос религию. Изданный К (вместе с Лицинием) в 313 Миланский эдикт уравнял христ-во в правах с другими религиями. К. созвал 1 Вселенский собор в Никее (325) и активно участвовал в нем, принимал гос меры по борьбе с ересями донатизма и арианства. В то же время язычество при нем не было запрещено, а сам К. до конца дней носил титул верховного языческого жреца. Православной церковью К. канонизирован как «равноапостольный», в католицизме же к лику святых не причтен, однако в ср.-век. зап. церкви он считался образцом христ. правителя; ок. 500 возникла легенда о крещении К. папой Сильвестром.
«КОНСТАНТИНОВ ДАР» (лат. «Donatio Constantini») – ср.-век. документ, приписанный императору Константину I Великому (ок. 285–337), к-рый, согласно этому документу, перенося столицу на Восток, якобы передал во владение папе Сильвестру I (314–335) «Рим, а также все провинции, местности, города Италии и западных областей», предоставил ему права верховного судьи духовенства и власть над вост. патриархами, включая константинопольского. «К. д.» был включен ок. 850 в сб. Лжеисидоровых декреталий и стал использоваться для укрепления теократич. притязаний папства. Подложность «К. д» была доказана в 15 в. Л. Вал-лой. Вопрос о дате и месте создания «К д.» до конца не ясен-по одной версии, он был составлен в Риме в сер. 8 в, когда при папах Стефане III и Павле I усилился культ Сильвестра I; по др.– в 8–9 вв во франкских монастырях для обоснования папского верховенства и законности созданного в 756 Папского гос-ва.
КОНСТАНЦСКИИ СОБОР. Проходил с 1414 по 1418 в швейц. г Констанце. По счету, принятому в катол церкви,– 16-й Вселенский Созван с целью положить конец «Великой схизме». На открытии К. с. присутствовали ок. тысячи духовных лиц, император Сигизмунд и папа Иоанн XXIII (антипапа), к-рый в качестве вопроса первостепенной важности выдвинул борьбу с ересями. Он начал процесс Я. Гуса, завершившийся в 1415 сожжением идеолога чешской Реформации. Опасаясь, что выдвигавшееся на соборе требование низложения всех действовавших в то время пап приведет к суду и над ним, Иоанн XXIII бежал, но вскоре был арестован. При избрании нового папы К. с. пополнил кардинальскую коллегию 30 представителями т. н. катол. наций (англ., германск., франц. и итало-исп.), и в 1417 папой стал Мартин V. К- с. существенно ограничил его права, урезал доходы и провозгласил собор высшим органом церкви, стоящим над папой. Но в дальнейшем папство, опираясь на светскую власть в Италии, уклонилось от исполнения решений К. с.
КОНСТИТУЦИЯ ЦЕРКОВНАЯ – документ вероучит. характера, утверждаемый на вселенских соборах. Так, напр., на II Ватиканском соборе были приняты четыре К.ц., из к-рых три посвящены церк. реформам: догматич. конституция «О божеств, откровении» («Dei verbum»), догматич. конституция «О св. литургии» («Sacrosanctum concilium»), догматич. конституция «О церкви» («Lumen gentium»). В К.ц. формулируются осн. догматич положения церкви и внесенные в них изменения в соответствии с планами обновления, модернизации церкви. К.ц., как и др. документы вселенских соборов, вступают в силу лишь после утверждения их папой римским. Важнейшим документом II Ватиканского собора является пастырская конституция «О церкви в совр. мире» («Гаудиум эт спес»). К.Ц. называются по двум первым словам текста, традиционно написанного по-латыни.
КОНТЕСТАТОРЫ, критические католики – служители церкви и рядовые верующие, выступающие с критикой консервативной позиции церк. руководства, в т.ч. и папы римского. Термин появился после // Ватиканского собора.
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ – термин, к-рым определяется церковно-политич. движение 16–17 вв., возникшее в условиях усиления позиций Реформации и ставившее своей целью восстановление духовной монополии катол. церкви. Усиление катол. реакции проявлялось не только в наступлении церкви, но и в определенном ее приспособлении к тем со-циально-политич. изменениям, к-рые породили Реформацию Во внутрицерк. сфере наиболее заметными проявлениями К. были утверждение в 1540 ордена иезуитов, реорганизация в 1542 инквизиции, публикация в 1559 «Индекса запрещенных книг» и учреждение в 1571 Конгрегации «Индекса запрещенных книг», постоянно пополнявшей этот перечень, и, наконец, созь!в Три-дентского собора. Все это привело к укреплению традиционной ортодоксии и осуждению всех положений прот. учений. К. породила новое понимание святости как сочетания мистич. созерцательности и активной деятельности на благо церкви. Важной частью К. была борьба за укрепление церк. дисциплины и повышение эффективности катол. пропаганды (см. Реформа католическая). Создавались спец. церк. учебные заведения (коллегия «Германикум» в 1552, «Ангеликум» в 1578), к-рые готовили кадры духовенства для работы в тех странах, где Реформация имела успех Миссионерской деятельностью катол. церкви с 1622 руководила Конгрегация пропаганды веры. Поли-тич. выражением К. были религ. войны во Франции и Германии, политика Испании в Нидерландах и ее борьба против Англии. Победе К. в Италии способствовал экономич. и по-литич упадок итал земель, выразившийся в своеобразной ре-феодализации городов. Победа абсолютизма во Франции, Испании и части герм, земель укрепила позиции К., поскольку католицизм стал идейной основой нового типа монархии. Влияние К. на культуру Европы не ограничилось борьбой с идеями Реформации. В равной мере идеология К. была направлена и против ре-нессансной культуры. Наряду с другими еретическими движениями церковь преследовала т. н. философскую ересь, отстаивавшую принципы веротерпимости и унаследовавшую внеконфессио-нальное отношение гуманистов к религии Идеологии К. было свойственно стремление подчинить науку церк. авторитету (напр , преследование коперни-канства), но характерно для нее вместе с тем и стремление использовать ее практич. результаты (так, при составлении Григорианского календаря использовались достижения совр. астрономии). К. способствовала укреплению позиций католицизма и сохранению их вплоть до начала Великой франц. революции.
КОНФИРМАЦИЯ (от лат. con firmatio – укрепление, упрочение) – миропомазание – христ. таинство, к-рое в катол. церкви совершается епископом над детьми и подростками 7–12 лет-как магич. средство укрепления веры. Через это таинство человек якобы наделяется божеств, благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей верующих ароматич. маслом – миром. В христ. общинах К. известна лишь с 4 в., она сложилась на основе культового действия «наложения рук», неоднократно упоминаемого в Ветхом и Новом заветах. В ранней патристике К трактовалась как передача новообращенному после крещения семи даров св. Духа (по Августину, «благороднейших духовных даров»): мудрости, понимания, поддержки, силы, знания, набожности, страха божьего. Являясь исключительной прерогативой епископа, К. служит укреплению влияния и власти высших иерархов катол. церкви. Катол. теория К. и ее формулы закреплены в декретах Тридентского собора как альтернатива прот. трактовке К. Протестантизм, отрицая таинство К., считает ее учрежденным отцами церкви обычаем религ. воспитания, вводящим молодого христианина в состав религ. об-ва.
КОПЕРНИК Николай (1473– 1543) – польск. астроном и мыслитель. Начав с попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентрич. систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея, К. постепенно пришел к утверждению новой, гелиоцентрич. системы мира, согласно к-рой Солнце занимает центр, положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. Учение К. устраняло противоположность земного и небесного, законы природы оказывались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными человеч. познанию. В 1616 книга К. «Об обращениях небесных сфер» (опубликована в 1543) была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828. Учение К. рассматривалось катол. церковью как ересь.
КОСТЕЛ (польск.) – 1) храм, молитвенное здание; 2) церковь как религ орг-ция.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ – военные походы зап.-европ. феодалов в И –13 вв., проходившие под прикрытием религ. лозунгов (освобождение «гроба господня» и «святой земли» – Палестины – из-под власти «неверных», «защита католицизма» и т. д.). Идейным вдохновителем и непоср. организатором К. п. выступило папство, стремившееся для упрочения и расширения влияния катол. церкви разжечь религ. фанатизм, добиться подчинения Риму правосл. церквей. В К. п. на Восток приняли участие представители различных слоев феод, об-ва, преследовавшие при этом неодинаковые цели. Мелкое рыцарство открыто стремилось к грабежу развитых в экономич. отношении стран Востока, к захвату новых земель и крепостных. Этого же добивались и нек-рые крупные феодалы, принявшие участие в К. п. Североитал. города Генуя, Венеция, Пиза, сыгравшие большую роль в организации К. п., рассчитывали восстановить не-посредств связи с вост. побережьем Средиземного моря, захватив у сельджуков Сирию и Палестину, и вытеснить из вост. торговли своего конкурента – Византию. В первых К. п. принимало участие также крестьянство, видевшее в походах на Восток средство избавления от феод, гнета, получения земли и свободы Политич. обстановка, сложившаяся на Востоке в кон. 11 в. (раздоры между гос-вами сельджуков, ослабление Византии), благоприятствовала началу К. п. Всего было организовано 8 К. п. на Ближний Восток, результатом к-рых явилось создание нескольких гое-в крестоносцев, просуществовавших до кон. 13 в. К 12 – 13 вв. относятся К. п. нем. феодалов против славянских и др. народов Прибалтики. Под флагом К. п. папство в 13–15 вв. организовывало также карательные экспедиции для искоренения ересей. К- п. позволили катол. церкви значит, расширить свое влияние на новых землях и принесли ей огромные богатства.
КРЕСТОНОСЦЫ – участники крестовых походов Название получили от нашитого на их одежду креста – символа данного ими обета участвовать в походе
КРЕЩЕНИЕ (греч. baptisma, от baptizo – окунаю) – одно из семи христ. таинств, обряд к-рого в катол церкви заключается в поливании водой головы крещае-мого, произнесении священником строго определенного текста и надевании на крещеного нательного крестика. К. уходит своими корнями в древнейшие водные очистительные обряды. В раннехрист. общинах К. называли рождением верующего «от воды и Духа» (Ин , 3:5), оно совершалось над людьми разного возраста, проводилось мирянами, в т ч. женщинами (диаконисами), предварялось аскетич. подготовкой. Постепенно проведение обряда К. стало
исключительной прерогативой духовенства. С 8 в. закрепился обычай крестить младенцев. Все христ. конфессии рассматривают К. как введение человека в лоно церкви. В ранней патристике К. трактовалось гл. обр. как приобщение к Христу в связи с необходимостью искупить первородный грех (Аврелий Августин). В борьбе катол. церкви с отрицавшими К-еретиками (катарами, вальденсами) были выработаны формулы К., утвержденные IV Ла-теранским и Флорентийским соборами, в к-рых подчеркивалась роль церкви в формировании духовного облика верующего через К., необходимое для «возрождения с помощью воды в слове», покаяния и оправдания. В 16–17 вв. анабаптисты – «перекрещенцы», критикуя идеологию католицизма, настаивали на К взрослых, что сохранилось как отличительный признак вероучения баптизма
КРИПТА (греч.) – первонач склеп ев мученика в катакомбах, затем – часовня под алтарной частью в раннесредне-вековых церквах, особенно в романских базиликах.
КСАВЬЕ (Xavier) Франсуа, Кса-верий (1506–1552) –
иезуит, соратник Лойолы. По поручению папы Павла III и португ.
короля предпринял миссионерское путешествие по странам Воет
и Юж Азии Катол церковь провозгласила К святым
КСЁНДЗ – польск. наименование священнослужителя рим-ско-катол. церкви.
«КУАДРАГЕЗИМО АННО» (лат. «Quadragesimo anno» – «В год сороковой») – социальная энциклика папы Пия XI, опубликованная 15 мая 1931 в ознаменование сороковой годовщины энциклики Льва XIII «Рерум новарум». В ней повторялись осн. положения «Рерум нова-рум» – о частной собственности, классах, клас. борьбе, положительно оценивалась идея корпоративного строя, к-рую пыталось осуществить фашистское пр-во в Италии. В этом документе Пий XI предал анафеме социализм и коммунизм.
КУЛЬТ КАТОЛИЧЕСКИЙ (от лат. cultus – почитание) – совокупность определенных церк. канонами и традицией ритуалов и обрядов, дающих, с т. зр. верующих, возможность непосред-ств. общения с богом и святыми. Центром К- к. является храм, пышное убранство к-рого традиционно для католицизма: храм украшается живописными и скульптурными произведениями на религ темы; перед ними возжигаются свечи и лампады. Для К. к. характерно установление в храме большого числа алтарей. В храме совершается центральное действо К. к.– месса и др. богослужения, а также требы и таинства. До // Ватиканского собора важнейшей особенностью К. к было совершение богослужений на лат. языке. Ныне в качестве литургич. допускаются и нац. языки. К. к. позволяет сидеть во время церк. службы. Вставать верующие должны только при чтении Евангелия и вознесении св. даров. Для К- к. характерно также почитание святых и реликвий, поклонение кресту и иконам. Важное место занимают паломничества к святым местам. Для совершения К. к. обязательно участие священников, но в наст. вр. к нек-рым культовым действиям допускаются и специально обученные миряне. К. к. всегда занимал важное место в повседневной жизни верующих. Регулярное посещение богослужений, особенно в праздники и во время поста, для католиков обязательно.
КУЛЬТ СВЯТЫХ. Почитание святых, т. е. лиц, якобы наделенных за свои добрые заслуги перед богом способностью творить чудеса и выступать в качестве заступников, является одной из важнейших сторон катол. культа и вероучения. К. с. складывался на протяжении первых веков христ-ва. Обосновывался он текстами Нового завета, где говорится о том, что апостолы и мученики за веру будут особо отмечены на небесах (Мф., 19:23; Откр., 9: 14–16), а также что пример их земной жизни заслуживает подражания (Евр., 13:7). Но гл. богословской основой К. с. является учение ап. Павла о церкви как мистическом теле Христа, в к-ром все верующие суть отдельные члены, «сограждане святым и свои богу» (Еф., 2 : 19). Первым документальным свидетельством К. с. является «Мученичество Поликарпа» (ок. 159). В этом произведении последователи Поликарпа сообщают об особом почитании дня его кончины. Ори-ген, обосновывая К. с. мучеников, утверждал, что молитвенное обращение к ним действенно только тогда, когда верующий следует их примеру. В 4–5 вв. складывается представление, что жизнь, посвященная богу и полная самоотречения, равна по святости мученичеству. К. с. расширяется за счет исповедников (во вт. пол. 5 в. уже почитались как святые Иоанн Златоуст на Востоке и Августин – на Западе), аскетов (напр., Антоний Великий) и дев (напр., св. Женевьева). Литургич. поминовение святых засвидетельствовано уже Августином, а в 5 в сложилась практика составления календарных списков для поминания. Несмотря на широкое распространение в христ-ве, К. с. нуждался в дополнит, богословских обоснованиях, дабы опровергнуть обвинение в идолопоклонстве, выдвигавшееся противниками новой религии. Эту задачу решил в своих соч. Григорий I. Распространяясь в разных странах, культ христ. святых соединялся с дохрист. верованиями. Отсюда берет свое начало почитание святых как покровителей ремесел и различных сторон хозяйств, и бытовой деятельности, защитников от болезней, патронов стран и городов и т. д. Эта практика, несмотря на то что она расходилась с традиционными христ. представлениями, была принята церковью. Впоследствии критика этих представлений стала гл. звеном в опровержении самого К. с. До 12 в. К. с. регулировался только распоряжениями епископов, но накопление в нем значит, числа нежелательных для церкви представлений привело к созданию строгой процедуры причисления к лику святых. Уже Александр III ок. 1170 настаивал на том, что только папа может объявить кого-либо святым. Григорий IX внес это положение в «Свод канонического права». Со времени Урбана VIII сложилась двухступенчатая процедура приобщения к лику святых. 1-я ступень – беатификация, к-рая совершается по представлению епископа, затем следует проверка заслуг кандидата перед церковью и утверждение его кандидатуры конгрегацией обрядов (в 1969 из нее была выделена спец. Конгрегация по делам канонизации), а затем папой. В итоге кандидат признается блаженным, почитание к-рого допускается в пределах опред. епархии или ордена. 2-я ступень – канонизация. Она совершается по представлению папы. Кандидат в святые должен быть обязательно беатифицирован, сама же процедура канонизации сходна с предшествующей. В результате кандидат признается святым, почитание к-рого допустимо уже всей церковью. Часть существующих в христ-ве святых является общей и для католиков и для православных (нек-рые катол. святые, напр. Иероним и Августин, признаются правосл. церквами только блаженными) Все катол. святые, канонизированные после разделения церквей, православием не признаются. Число катол. святых постоянно увеличивается Напр., только за перв. пол. 20 в. было кано-Д~ низировано 82 и беатифициро-вано 859 лиц. Всего же в этот период насчитывалось ок. 3 тыс. святых После // Ватиканского собора модернизация ряда сторон церк. жизни сказалась и на К. с. В наст. вр. его регламентирует календарь, одобренный Павлом VI в 1969. По сравнению с традиционным он сократился примерно на 200 святых. Часть из них признана такими, чье чествование является необязательным (среди них Николай Мирликийский и св. Георгий), другие же вовсе изъяты из перечня, поскольку нет достоверных свидетельств их существования. Среди них – ряд святых-помощников (Варвара, Христофор, Екатерина Александрийская, Маргарита, Вит), св. Урсула и ряд др. христ мучеников. Всего, согласно совр катол. календарю, осталось только 58 обязательных для всей церкви праздников в честь святых.
«КУЛЬТУРКАМПФ» (нем «Kulturkampf» – борьба за культуру) – серия временных мероприятий правительства О. фон Бисмарка в 1871 –1887 против ранее дарованной катол. церкви независимости; использовалась для давления на сепаратистскую партию Центра (где преобладали католики) и польские провинции Духовенству была запрещена политич. пропаганда, устранялся надзор церкви за школой, был изгнан орден иезуитов (1872). «Майские законы» 1873 требовали гос. назначения священников, контроля за церк. судом (с упразднением контроля Ватикана). В 1874–76 во всей империи был введен обязат. гражданский брак, а в Пруссии были распущены многие монаш. ордена и введен строгий контроль за имуществом церкви. Духовенство, к-рое, при поддержке Пия IX, сопротивлялось «К.», репрессировалось. Отчасти мероприятия «К.» затронули и прерогативы прот. церкви (гражданский брак, гос. надзор за школой). С изменением политич. ситуации в 1885 по инициативе того же Бисмарка «К.» была прекращена с помощью т. н. смягчающих законов. В 1885 Бисмарк получил от Льва XIII бриллиантовый орден Христа Не отмененными по завершении «К» остались законы против иезуитов и о гражданском браке.
КУРИЯ РИМСКАЯ – церк. пр во в Ватикане, состоящее из различного рода конгрегации (департаментов, министерств), создавалось на протяжении 16 в. До этого времени адм. делами церкви управляла папская канцелярия. Гл. министерством К. р является статс-секретариат, глава к-рого, обычно кардинал, является правой рукой папы и выполняет функции премьер-министра и министра иностр. дел. Должность статс-секретаря была установлена Иннокентием XII в 1692. К. р. неоднократно подвергалась реорганизации,последний раз – Павлом VI (апостолической конституцией «Regimini Есclesiae Universale» от 15 авг. 1967). В наст. вр. К. р. состоит из статс-секретариата, 9 конгрегации, 3 трибуналов, 3 секретариатов, созданных- после // Ватиканского собора,– по единству христиан, по связям с нехрист. религиями и по делам неверующих, Совета по делам мирян, комиссий – «Справедливость и мир» и по делам России, финансовых служб – Префектура по экономич. делам Св. престола (министерство финансов) и Управление собственности апосто-лич. престола, управления гос-вом – городом Ватикан и различных др. служб. Осн. департаменты возглавляются кардинальскими комиссиями во главе с префектом или президентом. В состав К. р. входят кардинальская коллегия и синод катол. церкви. В их адм. аппарате работает ок. 3 тыс. человек, в осн. духовные лица. Офиц. язык К. р.– латинский, рабочий – итальянский.
КЮНГ (Kung) Ганс (род. в 1928) – катол. теолог, представитель обновленч. крыла идеологов католицизма. Идеи радикального преобразования катол. вероучения и орг-ционных основ церкви, отразившиеся в его книгах «Церковь» (1967), «Непогрешимый?» (1970), «Быть христианином» (1974), были осуждены как несовместимые с основами катол. вероучения ватиканской Конгрегацией доктрины веры. За критику папы Иоанна Павла II в книге «Один год Иоанна Павла II» (1979) К. был отстранен от преподавания на фак-те катол. теологии Тю-бингенского ун-та (ФРГ). Осн. идеи К. сводятся к требованию «перевода» богооткровенных истин христ-ва на язык современности, для чего необходимо определить «керигму» – осн. ядро христ-ва, освободив ее от ис-торич. наслоений и использовав теологич. опыт др. христ. церквей. Развивает теорию христ. гуманизма и предлагает широкую программу «очеловечения» совр. мира, утратившего, по мнению К.,, человечность с распространением иллюзии добиться счастья и свободы с помощью земных сил. Церковь сможет выполнить эту задачу только в том случае, если откажется от догмата о непогрешимости папы, решительно демократизирует свои структуры, осуществит новый подход ко всему комплексу моральных проблем.
КЮРЕ (от лат. curae – заботиться – священник, возглавляющий религ. округ, общину катол. церкви в нек-рых странах Зап. Европы.