Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.

 

К

КАТОЛИЦИЗМ И ИСКУССТ­ВО. Искусство включено в систе­му культа катол. церкви начиная с эпохи поздней античности и ши­роко используется для его оформ­ления. В «Книгах пап» («Liber Pontificalis») зафиксировано стремление многих римских пон­тификов украшать церкви произ­ведениями искусства, к-рые рас­сматривались как ценное достоя­ние церкви. Потребность в доктринальном определении отноше­ния церкви к искусству впервые возникла в эпоху иконоборчест­ва: искусство не должно рассма­триваться как зло само по себе; оно способно дать зримый образ религ. идей и символов, однако существует опасность подмены этих образцов культом творений искусства, что подвергалось ре­шительному осуждению. В като­лицизме, в отличие от вост. христ-ва, канон не имел самодовлеюще­го значения и понимался скорее как более или менее устойчивая система форм для изображения религ сюжетов, что открывало большие возможности для прояв­ления индивидуальности и твор­ческой фантазии художника. На исходе средневековья и в эпоху Возрождения это способствовало расцвету реалистич искусства в рамках религ. проблематики. Од­нако церковь всегда стремилась держать под контролем процессы художеств, творчества. Тридентский собор принял специальный декрет об искусствах. Осудив протестантское иконоборчество, собор подтвердил почитание свя­щенных образов, подчеркнув при этом особое значение раскрытия их смысла. Собор предписал епи­скопам наставлять верующих в значении священных изображе­ний для христ. жизни, а также подвергать суду компетентного епископа все новое и необычное в искусстве. Церковь вмешивалась в вопросы иконографии, не допу­ская противоречий художеств, образов догматическим истинам. Так, в 1623 конгрегация обрядов запретила распятия, на к-рых Христос был представлен с под­нятыми вверх руками; в 1670 бы­ло запрещено изображать Хри­ста с чертами, сильно искажен­ными страданием. Отношение ка­тол. церкви к совр. искусству нашло отражение в энциклике папы Пия XII «Медиатор деи» (1947), где рекомендовалось ак­тивно использовать искусство «в благоговейном служении церкви и священным ритуалам». // Ва­тиканский собор в конституции «О литургии» признал особую важность приближения церк ис­кусства к народным культурным традициям Искусство трактуется в этом документе как «наиболее благородное проявление челове­ческого духа», а высшей его фор­мой объявляется сакральное ис­кусство. Проявлением особот о внимания к искусству явилось провозглашение в 1984 фра Анджелико патроном мира искусст­ва, а также создание в Вати­кане музея совр. искусства.

КАТОЛИЦИЗМ И МАСОНСТ­ВО. С момента своего возникно­вения в 18 в. масонство вошло в непрерывный конфликт с катол. церковью, сглаженный только в последнее время под влиянием // Ватиканского собора. Масон­ство в принципе было светским движением, антифеодальным и антиклерикальным, что неминуе­мо должно было создавать кол­лизии с церковью, далекой от де-мократич. идеалов. В 1738 Кли­мент XII в конституции «In emi-nerrti» «навсегда» осудил масон­ство. С этого времени было огла­шено более 200 антимасонских папских документов. В течение 19 в. масонство постепенно изме­нило свой первонач. характер. В разных странах оно приобретало различную социальную и мировоззренч окраску, но нигде, од­нако, не примирилось с катол. церковью. Масоны в Италии (среди них Джузеппе Мадзини и Джузеппе Гарибальди) были ярыми антиклерикалами, поэто­му папские осуждения сыпались на них одно за другим. Пий IX в энциклике «Apostolicae sedis» представил масонство как «дья­вольскую силу», а Лев XIII в эн­циклике «Humanum genus» обра­тил внимание на исключительно антикатол. позицию любого ма­сонства. В утвержденном Бене­диктом XV в 1917 Кодексе кано-нич. права (канон 2335) предус­мотрено безоговорочное отлуче­ние от церкви каждого, кто всту­пил в масоны. Более либеральная позиция по отношению к масон­ству стала складываться в церк­ви в период II Ватиканского со­бора (1962–1965) и понтифика­та Павла VI (1963–1978). В части., Германская конференция епископов и Великая объединен­ная ложа Германии начали пере­говоры (1970), в ходе к-рых было заявлено, что принадлежность католиков к масонству «не вызы­вает абсолютно никаких проб­лем». К миру между церковью и масонством дело дошло также и в США. Ситуация изменилась после вступления на папский трон Иоанна Павла П. Герман­ская конференция епископов в 1980 прервала контакты с масон­ством, заявив, что принадлеж­ность католиков к масонству запрещена. Ватик. Конгрегация вероучения в заявлениях, сделан­ных в 1981 и 1983, подчеркнула, что верующие, принадлежащие к масонским ложам, находятся в состоянии тяжкого греха и не могут получать причастия. Еписко­пат в США заявил в 1975, что принципы масонства несовмести­мы с христ. верой и культом

КАТОЛИЦИЗМ И НАУКА традиционно сопоставлялись как ве­ра и разум. Первоначальное хри-ст-во исходило из противопостав­ления веры античной образован­ности, культуре, знаниям («еллины ищут мудрости... но бог изб­рал немудрое мира, чтобы посра­мить мудрых», 1 Кор., 22: 27). В ранней патристике наряду с ут­верждением абсолютного превос­ходства веры над разумом (Тертуллиан) шел поиск их сочетания (Ориген). Августин, утверждая сверхразумность высшей истины веры, требует сугубого уважения к истории, языкознанию, опыт­ным (медицина, астрономия) и математич. наукам, ибо с их по­мощью человек постигает боже­ств, откровение, оккультные нау­ки Августином отбрасываются, диалектика и риторика считают­ся опасными, если не служат ве­ре («О христианской науке»). В лит-ре Запада 6–8 вв. отмечено стремление согласовать пред­ставления о природе и истории с уровнем библейских знаний (тру­ды Дионисия Малого и Беды До­стопочтенного). Для становления схоластич. философии как уни­версальной науки средневековья характерно противоборство орто­доксального креацианизма с уче­ниями о независимости разума от веры И. Скота Эриугены, П. Абеляра, философов Шартр-ской школы 12 в. Теорию вечно­сти мира развивал в 13 в латинский аверроизм, в части., Сигер Брабантский. Роджер Бэкон счи­тал теологию зависимой от наук В борьбе гл обр. с аверроизмом система Фомы Аквинского абсо­лютизировала сверхразумную ис­тину веры при допущении ее гар­монии с разумом на условии превращения науки в служанку теологии. Томизм постепенно стал официальной доктриной ка­толицизма: на Тридентском со­боре в нем находили обоснова­ние для борьбы с Реформацией, на / Ватиканском соборе – для осуждения пантеизма, рациона­лизма, натурализма. В 16–17 вв. руководство катол. церкви раз­вернуло борьбу против концеп­ции гелиоцентризма (гонения на Н Коперника, казнь Дж. Бруно, осуждение инквизицией Г. Гали­лея), к-рая вытесняла концепцию геоцентризма Клавдия Птолемея (2 в.), освященную традицией. В осуждении протестантизма и оп­позиционных томизму учений ис­пользовался «Индекс запрещен­ных книг». Под влиянием крити-ко-рационалистич. и материали-стич. философии 18–19 вв. в ка­толицизме возник модернистский блок 19 в. (А. Луази и др.), тре­бовавший ревизии авторитарных подходов к научному прогрессу, особенно непримиримо выражен­ных в «Силлабусеъ. В 20 в. в фи­лософской системе П. Тейяра де Шардена, основанной на принци­пах эволюционизма и историзма, была сделана попытка придать христ-ву форму, не противореча­щую совр. картине мира. В эн­циклике Пия XII «Гумани генерис» (1950) эволюционизм порицался, но при изложении отноше­ния церкви к науке 20 в. отмечал­ся кризис томистской позиции. О признании ведущей роли науки в жизни совр об-ва, узаконении идеи эволюции и мн. идей тейярдизма свидетельствуют докумен­ты // Ватиканского собора, дек­ларирующие необходимость по­ложительной оценки научного прогресса (конституция «Гауд-ум эт спес») В 1979 Иоанн Па­вел II предложил оценить осуж­дение инквизицией Галилея как несправедливое.

КАТОЛИЦИЗМ И ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА. В течение всей своей многовек. истории папство претендовало на право осуществлять опеку над светской властью во всем христ. мире. Оно провозгласило принцип верхо­венства духовной власти над светской, а в Папском гос-ве папа был светским государем, обла­давшим всей полнотой светской власти. Располагая собственны­ми вооруженными силами, папст­во участвовало во мн. войнах и побуждало к военным действиям светских феод, владык, находив­шихся в орбите его влияния. Для идеологич. обоснования таких предприятий церковью была вы­работана специальная доктрина, трактующая о «справедливой войне». При создании этой док­трины было использовано произ­ведение св. Августина «О граде божием» (написано между 413 и 426), в к-ром выдвинуты три ус­ловия «справедливой войны»: уверенность в правоте, уверен­ность в победе и уверенность в том, что нанесенное войной зло будет меньше того, к-рого удаст­ся избежать с помощью войны. Катол концепцию «справедливой войны» развил Фома Аквинский, уточнив, в каких случаях война не является грехом Опираясь на августинианскую и томистскую доктрину, церковь до последнего времени утверждала, что войну можно считать справедливой, ес­ли она отвечает следующим ше­сти условиям: она должна быть объявлена законным правитель­ством; должна'вестись за правое дело и с соблюдением определен­ных пропорций в нанесении ущерба военными действиями; должна быть начата с намерени­ем заключить справедливый и прочный мир; должна быть пос­ледним средством, к к-рому при­бегли после исчерпания всех воз­можностей мирного решения кон­фликта; должна обладать разум­ными шансами на успех; должна вестись моральными методами (напр., нельзя убивать без разбо­ра людей, не участвующих в во­енных действиях). Концепция, сформулированная в столь общей форме, делала возможной ситуа­цию, когда воюющие друг с дру­гом христ. противники утвержда­ют, что ведут справедливую вой­ну. В церк. концепциях о войне и мире логика Августина и Фо­мы Аквинского использовались вплоть до понтификата Пия XII (1939–1958) включительно. Только Иоанн XXIII в энциклике «Пацем ин террис» (1963) осудил любую без исключения войну как преступление против человечест­ва, при этом он не делал различия между войнами справедливыми и несправедливыми. Ни одна война не может быть оправдана Пози­ция Иоанна XXIII в этом вопросе получила формальное подтвер­ждение в принятой // Ватикан­ским собором конституции «Гаудиум ет спес» («О церкви в совре­менном мире»). Авторы конститу­ции утверждают, что гонка воо­ружений является величайшей угрозой для человечества, но вме­сте с тем высказывают предполо­жение, что, пока не возникнет ка­кая-то международная власть, располагающая вооруженными силами, гос-во должно быть гото­во к обороне и к войне, если в ней возникнет необходимость. Но ни в коем случае не должно быть использовано атомное оружие. Позиция Иоанна Павла II по во­просу войны и мира характеризу­ется именно таким подходом. Ее определяют как «ограниченный нуклеарный пацифизм», явля­ющийся результатом реинтерпретации взглядов Иоанна XXIII, изложенных в энциклике «Пацем ин террис».

КАТОЛИЦИЗМ НА КУБЕ ведет свою историю с 16 в., т. е. со вре­мен испанской колонизации Лат. Америки. На протяжении более чем 4 вв. катол. церковь играла довольно заметную роль в общественно-политич. жизни страны. Победа революции в 1959 сильно ослабила ее позиции. За 30 лет революц. власти сильно сократи­лось число католич. священно­служителей. До революции на Кубе насчитывалось около 700 священников и примерно 2 тыс. монахов и монахинь. В наст вр. на Кубе имеется 245 священни­ков, 300 орденских сестер и 30 ор­денских братьев. Значит, умень­шилось и число верующих. До 1959 11% населения страны со­ставляли практикующие католи­ки, а 72,5% считались католика­ми формально. Ныне число прак­тикующих католиков на Кубе невелико и составляет (по раз­ным источникам) 100–180 тыс. человек, т.е. от 1 до 1,8% населения. Страна разделена на 2 архиепископства и 4 епархии Церковь располагает примерно 500 действующими храмами и мо­настырями, учебными заведения­ми, из к-рых выделяется высшая семинария «Сан Карлос и Сан Амбросио» в Гаване, где обуча­ется около 30 семинаристов. Соб­ственностью церкви являются также несколько приютов и боль­ниц, в к-рых оказывается врачеб­ная помощь населению, обеспе­чиваются лечение и уход преста­релым. Кроме того, монахи и мо­нахини работают на гос. пред­приятиях, в гос. больницах и гос­питалях. Долгие годы отношения между гос-вом и катол. церковью были сложными и напряженны­ми. Большая часть священников и монахов, преимущественно ино­странного происхождения (при­мерно 75% священников на Кубе были испанцами), покинула Кубу в первые годы революции. Око­ло 130 священнослужителей по разл. причинам были выдворены за пределы страны пр-вом Ф. Ка­стро. Заметное потепление отно­шений между гос-вом и катол. церковью наблюдается примерно с 1985, участились встречи и бе­седы кубинских руководителей с представителями епископата. В немалой степени изменению этих отношений способствовали выход в свет книги Бетту «Фидель и ре­лигия» (1985) и создание при Секретариате Компартии Кубы (на правах отдела ЦК) кабинета по делам религии и церкви под руководством X Ф. Карнеадо В 1986 состоялась I Националь­ная встреча кубинских католи­ков, на к-рой был выработан специальный документ об основ­ных направлениях деятельности катол. церкви С этого времени Кубу начинают посещать религ. деятели из различных стран. В стране побывали амер. кардинал Д. О'Коннор, мать Тереза Каль­куттская и др. крупные религ де­ятели. В 1988 страну посетил с визитом офиц. представитель Ва­тикана кардинал Р. Эчегарэ. Власти разрешают въезд в стра­ну отдельным иностранным священникам и монахам для проведения миссионерской и благотворительной деятельно­сти. Интенсивнее становятся контакты Кубы с Ватиканом. Кубинское руководство ведет переговоры о визите в страну папы Иоанна Павла II. Дип. отношения между Кубой и Ва­тиканом были установлены в 1935 и не прерывались. Сейчас в Ватикане находится офиц. посол Республики Куба, а на Кубе – папский нунций.

КАТОЛИЦИЗМ НА ФИЛИП­ПИНАХ утверждался в период испанского господства 1565–1898 (впервые был привнесен в 1521 экспедицией Ф. Магелла­на) К сер. 17 в. силами гл. обр. монаш. орденов (августинцев, францисканцев, доминиканцев, иезуитов и др.) население о-вов было почти полностью окрещено и вовлечено в новые отрасли про­изводств деятельности, развер­нувшейся на поделенной между орденами земле Колониальный режим обеспечил первенство цер­кви в сфере духовной культуры В ее руках оказалось печатное дело и образование. Христ. мотивы превалировали в лит-ре и искус­стве. Соперничество на Филиппи­нах светской и духовной власти (отношения Испании и Ватикана регулировались режимом патро­ната) усилилось в 18 в. В 1787 из Филиппин были изгнаны иезуи­ты Против сосредоточения вла­сти и земли у орденов выступало и нац свободит, движение 19 в., к к-рому примкнул филип клир. В 1872 за участие в ан-тиисп. восстании были казнены священники X. Бургос, М. Гомес, X. Самора. После провозглаше­ния независимости Филиппин (1898) нац. духовенство возгла­вил Г Аглипай, заявивший о преданности клира нац.-освобо­дит, революции. Аннексия Фи­липпин США создала условия для притока прот. миссионеров, распространения масонства и разного рода христианизирован­ных групп социального протеста. Восстановлению влияния католи­цизма на Филиппинах в 1920– 40-х гг. способствовала социаль­ная деятельность среди мирян орг-ций «Католического действия», «Опус Деи» и др. Попытки пр-ва секуляризовать сферу об­разования не дали почти никаких результатов. Изменение структу­ры церк. управления при Пае XI и учреждение в 1951 нунциатуры подняли статус катол. церкви на Филиппинах. После предоставле­ния стране независимости (1946) усилились катол. профсоюзы Участие местного клира в поли-тич. борьбе в 70–80-х гг не вст­ретило поддержки в Ватикане. В 1983 католики составляли 83,8% населения Филиппин. В составе церк. иерархии – 2 кардинала, 17 архиепископов, 81 епископ. В стране действуют 42 мужских мо-наш. ордена и 80 женских (90% монахинь – филиппинки, среди монахов 50% – иностранцы).

КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ ВОСТОЧНОГО ОБРЯДА – церкви, отколовшиеся от различ­ных направлений вост. христ-ва (православия, монофизитства, несторианства, монофелитства) и имеющие унию (союз) с катол. церковью. Они признают верхов­ную власть папы и основные дог­маты католицизма, сохраняя свою традиционную обрядность, церк. организацию и литургиче­ский язык. В наст. вр. имеется 6 К. Ц. в. о.: маронитская; греко-католическая (мелькитская); халдейская (сиро-халдейская или ассиро-халдейская), сиро-католическая; армяно-католиче­ская; копто-католическая. При­верженцы К. ц. в. о живут в ос­новном в странах Ближнего Во­стока – Ливане, Сирии, Турции, Иордании, Израиле, Египте, но имеют общины и в других регио­нах.

«КАТОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТ­ВИЕ» – общее название, объе­диняющее светские катол. ор­ганизации (профессиональные, женские, молодежные, спортив­ные и др.), руководство к-рыми осуществляется катол. церковью. Цели «К. д.» – укрепление и расширение влияния католициз­ма в массах. В наст вр., учиты­вая настроения широких масс трудящихся, наиболее дально­видные и реально мыслящие дея­тели «К. Д.» стали выступать за сближение с левыми орг-циями, что привело к росту разногласий в руководстве «К. д.».

КВАДРИВИУМ (лат. quadrivi-um – четырехпутье) – вторая ступень семи свободных искусств, состоящая из геометрии (вклю­чавшей элементарные понятия о фигурах, необходимые для строи­тельства храмов, и отрывочные данные о географии и космогра­фии), арифметики (обучавшей счету), астрономии (сводившей­ся к осн. сведениям о календаре и правилам расчета подвижных церк. праздников) и музыки (обучавшей церк. пению).

КВИЕТИЗМ (от лат. quietus – спокойный, безмятежный) – религ, учение и течение, возникшее в католицизме в 17 в и доводив­шее христ. требование безропот­ного подчинения воле бога до фаталистич. безразличия к собст­венному спасению. К был осуж­ден руководством катол. церкви. В переноси, значении – пассив­ность, созерцательность.

КИПРИАН (Cyprianus) Фасций Цецилиан (ок 201–258) – христ. апологет. Род. в Карфаге­не, в богатой языч. семье. Полу­чил классич. образование, был учителем словесности, занимался адвокатурой. На 45-ом году (в 246) жизни принял крещение. В его «Послании к Донату» («Ad Donatum») отражен процесс внутр. перерождения материаль­но обеспеченного и просвещенно­го язычника в ортодоксального христианина. Уже через год К. стал пресвитером, а в 249 был, по требованию всей карфагенской общины, избран епископом, в на­рушение канонич. правил. В пе­риод гонений на христиан при им­ператоре Деции находился в из­гнании несколько лет. Требовал вторичного крещения тех, кто во время гонений под угрозой реп­рессий со стороны рим. властей принес жертвы языч. богам и тем предал христ. веру. Позиция К , достаточно терпимая по сравне­нию с т. зр. новатиан, подверг­лась критике со стороны папы Стефана I. При императоре Вал­ериане, во время новых гонений на христиан, К был обезглавлен. Наследие К- включает 66 посла­ний и 12 трактатов Основная на­правленность трудов К., как и его епископальной практики – защи­та идеи сильной церкви со строгой иерархией внутри. Жесткая дис­циплина в церкви–условие ее единства и возможность осущест­вления принципа в.-з. теокра­тии Высшей инстанцией для решения внутрицерк. дел К. считал собор, в менее важных слу­чаях – совет пресвитеров. Мн. идеи К. относительно иерархич устройства церкви стали в даль­нейшем нормами церк. управле­ния. В труде «О единой церкви» («De unitate Ecclesiae») рассмат­ривает проблемы экзегетики. Из­вестно также соч. К. «О заблуж­дениях» («De lapsus»), в к-ром осуждаются языч. верования. Принадлежащие перу К. тракта­ты, как и его послания, оценива­лись церковью как «истинно-па­стырские наставления». В нек-рых соч. К. чувствуется влияние Тертуллиана, к-рого он называл своим учителем. Канонизирован. День памяти – 16 сент.

КЛАРА (1194–1253) – катол. святая, основательница ордена кларисок. Род. в Ассизи в бога­той семье. Последовательница Франциска Ассизского. В 1212, приняв монаш. обет, присоедини­лась к его братству в часовне Порциудкуле, но Франциск поме­стил ее в бенедиктинский мона­стырь. Примеру К. последовали ее мать, сестра и др женщины В 1215 К. создала при церкви св. Дамиана в Ассизи первую оби­тель кларисок, аббатисой к-рой она была до своей смерти. Кано­низирована папой Александром IV в 1255 День памяти – 11 авг.

КЛАРИСКИ см Францисканцы

КЛИМЕНТ 1 РИМСКИЙ (ум ок. 96) св. – папа с 88 (?). Автор «Послания к коринфянам», в к-ром обосновывал необходимость подчинения общины пресвитерам ссылкой на божественный поря­док, установленный в мире. По­мимо этого существует множест­во апокрифических сочинений, приписываемых К. I. По одной из легенд, он был сослан в Крым, где его утопили ок. Херсонеса. По др. легенде, мощи К. I были найде­ны просветителем славян Кирил­лом, привезены в Рим и погребе­ны в церкви Сан Клементе. День памяти – 23 ноября.

КЛИМЕНТ V (1264–1314) – папа с 1305. В миру Бертран де Го. Род. в Билландро в Гаскони. В 1299 архиепископ Бордо. Коро­новался в Лионе, декларировав этим зависимость от Франции. В 1309 избрал резиденцией Авинь­он. К. V оказал поддержку коро­лю Филиппу IV в уничтожении ордена тамплиеров, добившись на Вьеннском соборе (1311) их отлучения от церкви. К. V соста­вил дополнения к «Своду канони­ческого права» Григория IX, т. н. «Климентины». Основал ун-ты в Орлеане (1306) и Перудже (1308)

КЛИМЕНТ VI (1291–1352) – папа с 1342. В миру Пьер Ро­же. Род. в Лиможе. В 1330 ар­хиепископ Руана, с 1338 карди­нал. Продолжил борьбу с импе­ратором Людовиком Баварским, а после его смерти в 1347 помог избранию Карла IV. Во время восстания Кола ди Риенцо в Риме в 1347 добился его низложения, а затем ареста в Праге. Сделал Авиньон собственностью пап, выкупив его в 1348 у Иоанны Неа­политанской В 1349 осудил фла­геллантов. В юбилейной булле 1350 обосновал учение об ин­дульгенциях. На правление К VI пришлась эпидемия т. н. черной смерти (т. е. чумы) в 1348–49.

КЛИМЕНТ VII (1478–1534) – папа с 1523. В миру Джулио Медичи, двоюродный брат Льва X. С 1513 архиепископ Флоренции и кардинал. Пы­тался лавировать между франц королем Франциском и импера­тором Карлом V, боровшимся за господство в Италии. К. VII соз­дал с Францией в 1526 Коньяк-скую лигу, но в 1527 заключил мир с императором, войска к-рого, выйдя из повиновения, разграбили в мае 1527 Рим. Папа попал в плен и в ноябре заключил новый мир. С помощью императора в 1530 во Флорен­ции была восстановлена власть изгнанных в 1527 Медичи Не­решительная политика К. VII способствовала распростране­нию Реформации.

КЛИМЕНТ VIII (1536-1605) – папа с 1592. В миру Ипполито Альдобрандини. Кардинал с 1585. Стремясь противостоять исп. влиянию, после признания в 1595 Генриха IV возвратившимся в лоно катол. церкви, улучшил отношения с Францией и способ­ствовал заключению ею в 1598 мира с Испанией Пытался обра­тить в католичество англ короля Якова I. При К. VIII римская инквизиция осудила Дж Бруно К. VIII был инициатором ис­правления многих богослужеб­ных книг и нового изд. Вульга­ты в 1592, улучшенного по срав­нению с изд. Сикста V.

КЛИМЕНТ XI (1649–1721) – папа с 1700 В миру Джованни Франческо Альбани Кардинал .с 1690 Во время Войны за испан­ское наследство (1701 –14) пы­тался сохранить нейтралитет, но военное вторжение в Папскую об­ласть заставило его перейти на сторону императора. Утрехтский мир 1713 игнорировал его инте­ресы, передав Савойскому гер­цогу Сицилию, на к-рую К. XI наложил интердикт, приведший к изгнанию части сицилийского духовенства. Конфликт разрешил захват в 1718 острова Испанией. В 1713 К. XI издал буллу про­тив янсенизма. Он осудил при­меняемую иезуитами практику уступок конфуцианству в Китае. В 1708 объявил праздник Не­порочного зачатия Девы Марии общецерковным

КЛИМЕНТ XIII (1693–1769) – папа с 1758. В миру – Карло Реццонико. Получил теологич. и юридич образование, был адми­нистратором римской курии К- XIII пытался противодейство­вать растущей просветительской критике клерикализма и оппози­ции папству со стороны нацио­нальных течений католицизма: янсенизма в Голландии, галликанизма во Франции, феброни-анства в Германии (от псевдо­нима священника Н. Гонтхейма «Феброний»). Монархи ряда стран потребовали от К. XIII пресечения злоупотреблений в ордене иезуитов. Бесконтроль­но эксплуатировавшие колонии в Южн. Америке, Азии, Африке деятели ордена были обвинены в работорговле, контрабанде и рос­товщичестве С Помбалом, премь­ер-министром Португалии Обви­нение подтвердил ревизор курии, кардинал Салданье, и в 1759 К- XIII вынужден был признать изгнание иезуитов ^из Порту­галии. Практически иезуиты бы­ли запрещены во Франции (1764) и Испании (1767). Попыт­ки К. XIII отстоять орден обост­ряли международные отношения. Критич. ситуация разрешилась при Клименте XIV. К- XIII во­шел в историю как меценат, под­державший И. Винкельмана, соз­давшего в Ватикане музей ан­тичной скульптуры

КЛИМЕНТ XIV (1705–1774) – папа с 1769. Был сыном врача, принадлежал к ордену фран­цисканцев. Избран на папский трон в напряженной обстановке интриг монархов ряда стран в Риме, связанных с требованием роспуска ордена иезуитов. Го­товность Климента XIV пойти на уступки в отношении папских прерогатив во Франции, Испа­нии, Неаполе, Парме вызвала резкие нападки со стороны ие­зуитов. Уничтожение ордена ка­залось монархам и бурж. кругам этих гос-в крупной победой свет­ских сил над католицизмом. По­сле долгих колебаний К. XIV подписал 21 июля 1773 буллу «Доминус ак редемптор» об упразднении Общества Иисуса «на вечные времена». Последний ге­нерал ордена (до реставрации его в 1814) Л. Риччи умер в заточении в Замке св. Ангела (1775). Версия об отравлении К. XIV иезуитами считается не­доказанной.

КЛИРИК – духовное лицо, посвященное на служение церк­ви, член церковной иерархии. В прошлом кандидаты в К. обязательно должны были прой­ти через обряд получения тон­зуры (пострижение) и посвя­щения. Начиная с 16 р. обряд пострижения имел (для белого духовенства) почти символич. значение, а в 1972 отменен вооб­ще. К. в катол. церкви пользу­ются определенными привиле­гиями. К числу же особых обя­занностей К. относятся соблю­дение безбрачия (целибат) и полное послушание церк. власти. В наше время кандидаты в К. после мессы представляются епископу, к-рый их экзаменует и затем благословляет на служение церкви. Разделение верующих на клириков и мирян, при к-ром миряне рассматриваются как лица низшего порядка по сравне­нию с духовенством, сложилось в результате многовек. традиции и является характерной особенно­стью католицизма.

КЛЮНИ аббатство в Бургун­дии, основанное в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благоче­стивым, непосредственно подчи­ненное Риму. При первом аб­бате, св. Берноне (910–927), К сделалось образцом для соседних монастырей. Следующий аббат, св. Одон (927–942), строго следуя бенедиктинскому уставу, одобрил сходные реформы для франц и итал. монастырей, включая и Монте-Кассино. В 11–12 вв. К. стало центром дви­жения за церк. реформу, в к-рой важную роль сыграл аббат св. Гу­го (1049–1109). К сер. 12 в. во всей Европе число реформированных монастырей достигло 314. Пережив упадок в позднее сред­невековье, К. существовало до 1790.

КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА – преобразования, проведенные папством по предложению бене­диктинского монастыря Клюни в 10–11 вв. и состоявшие в соз­дании новых монастырей, подчи­ненных Клюни (а не епископу), введении более строгих правил для монахов (в т.ч. целибата), запрете симонии, установлении выборов папы коллегией карди­налов (с устранением из них мо­нархов и светских феодалов), в церк инвеституре. К. р. не бы­ла доведена до конца из-за про­тиводействия феодалов и высш. духовенства, но отчасти способ­ствовала укреплению катол. церкви.

КОАДЪЮТОР в катол. церк­ви духовное лицо, назначаемое папой для помощи епископу в случае, если последний не в состоянии выполнять свои обя­занности по старости или слабо­сти здоровья. К. обладает всей полнотой власти епископа

КОВАЛЬЧИК Юзеф (род. в 1938) – архиепископ, апостоль­ский нунций в Польше. Учился в духовной семинарии в Ольшты-не, где в 1962 принял священ­нический сан В 1962–1964 был викарием в Квидзыне (Сев. Польша), затем изучал канонич. право в Люблинском катол. ун-те и папском Григорианском ун-те в Риме, где получил сте­пень доктора (1968). Прослушал трехгодичный курс в Св. Рим­ской Роте, получив титул адво­ката Роты, а также диплом ар­хивариуса секретного ватикан­ского архива (1971). В 1968– 1979 работал в ватик. Конгрега­ции дисциплины таинств. С 1978 является представителем ватик. комиссии по публикации произ­ведений Кароля Войтылы В 1979 был переведен в ватик. статс-секретариат, где создал польскую секцию и руководил ею до момен­та назначения его нунцием в Вар­шаве и архиепископом в июле 1989. Является дуайеном дип корпуса в Варшаве К.– первый после окончания 2-й мировой вой­ны апостольский нунций в Поль­ше.

КОДЕКС ЮРИС КАНОНИЦИ (лат Codex juris canonici) – ос­новной сборник канонов, опреде­ляющих содержание каноничес­кого права. Назван так в отли­чие от основного свода законов римского права, получившего в Зап. Европе в 12 в. название Кодекс юрис цивилис. Историко-правовой материал К. ю. к. на­капливался постепенно из ре­шений вселенских соборов, папских декретов и др., предостав­лял возможность судопроизвод­ству выносить решения в каждой области права на основе сопо­ставления канонов. При сохра­нении традиции законодат. мате­риал постоянно пополнялся. Первое значит, собрание кано­нов вселенских соборов и важ­нейших предписаний пап соста­вил Дионисий Малый (6 в ). Папа Адриан I направил этот свод канонов королю франков Карлу Великому, к-рый утвердил его в 802. Профессор права из Болоньи Грациан ок 1150 свел появившиеся к тому времени пап­ские декреталии в «Согласование разноречивых канонов», распре­делив их по темам (Кодекс, или Декрет Грациана) Не во­шедшие в Декрет Грациана кон­ституции, изданные при Григо­рии IX в 1234, «Секста» (1298) и опубликованные при Климен­те V «Климентины» (1313) –в совокупности с предыдущими собраниями – составили, по ре­шению Базельского собора (1431 – 1443), К. ю к. Его систе­матизация в 1499–1502 и 1582 (предпринятая комиссией Три-дентского собора) со временем потребовала существ унифика­ции. По инициативе Пия X был разработан к 1917 новый К. ю к., вступивший в силу при Бенедик­те XV в 1918 Он рассматривал общие нормы церк юрисдикции, положение духовных лиц, вопро­сы церк. администрации (курия, приходы, монашество, светские орг-ции церкви), таинства, по­рядок богослужений и канони­зации святых, систему наказаний клира. В отличие от прежнего К. к), к., имевшего прямое отно­шение к различным сферам гражд юрисдикции как равный источник феод, права, этот К. ю. регулировал в основном внутрицерк. проблемы. В связи со значит обновлением катол. теологии // Ватиканский собор указал на необходимость пере­смотра К. ю. к. Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 новый кодекс сохраняет основное содер­жание прежнего при значитель­ном сокращении количества ста­тей (с 2412 до 1752) и причин для отлучений (с 37 до 7, в т ч. отменено отлучение членов ма­сонских лож). Закрытым оста­ется доступ для женщин к сану священника, запрещено вступ­ление в брак после оформления развода в гражд. учреждениях, санкционирована кремация вме­сто погребения. При отсутствии пункта о санкциях в отношении коммунистов сохраняется запрет священникам занимать поли­тические должности.

КОЛЛЕГИЯ КАРДИНАЛОВ – совокупность кардиналов катол. церкви. На протяжении веков число кардиналов не превышало 70, традиционно большинство из них были итальянцы. После 2-й мировой войны папы римск. ста­ли из политич соображений по­полнять К к за счет епископов из стран Лат. Америки, Азии И Африки В наст вр. кардина­лов свыше 140, причем итальян­цы находятся теперь в меньшинстве. Однако в К. к по-прежнему преобладают европейцы и представители США

КОЛУМБАН (ок. 543-615) – ирланд. ср.-век. просветитель, миссионер, поэт. В 591 отпра­вился из монастыря Бангор, средоточия лат и греч. культуры, на континент. В Сев. Франции по приглашению короля Гонтрана основал 4 монастыря, в т. ч Люксей со скрипторием. От мо­нахов К. требовал подчинения суровому уставу, от знатных франков – отказа от языч обы­чаев. Из-за конфликта с короле­вой Брунгильдой был изгнан из г. Нанта и проповедовал в Гер­мании. В 612 в Сев. Италии при поддержке первой катол. правительницы лангобардов, королевы Теоделинды, основал монастырь Боббио – один из самых знаменитых в Европе. Просветительская деятельность К. и его учеников Галла и Сигиберта развивалась почти не­зависимо от папства, способствуя становлению духовных и светских школ, сохранению античного наследия в феод. Европе. Как по­кровитель Ирландии К. менее популярен, чем Патрик. Счита­ется защитником от наводнений

КОНГРЕГАЦИИ РЕЛИГИОЗ­НЫЕ (лат congregatio – объе­динение, союз) – объединения, религ. ассоциации, члены к-рых, священники и миряне, дают про­стые обеты (терциарии, францис­канцы, доминиканцы, лазаристы) на определенный срок или по­жизненно. К р стали возни­кать в кон. 16–17 вв. Широкое распространение К. р полу­чили в 19 в. Наиболее значит. К. р.– редемптористов, облатов, непорочной Девы Марии, марианистов (основанная иезуитами для пропаганды среди молодежи культа богородицы).

КОНГРЕГАЦИИ РИМСКИЕ – осн. учреждения курии римской, курирующие разные направле­ния деятельности-катол. церкви. Ядро конгрегаиий составляют комиссии, первонач. состоявшие только из кардиналов. Но после реформы, проведенной Пав­лом VI в 1967, в них входят так­же несколько епископов с разных континентов. Члены комиссии конгрегации раз в неделю в оп­ределенный день собираются на сессию для решения накопив­шихся вопросов. Во главе каж­дой конгрегации стоит кардинал-префект, назначаемый папой на 5 лет. Помогает ему в управле­нии конгрегацией секретарь в са­не епископа. В зависимости от конкретных задач, стоящих перед конгрегацией, ее штат может быть более или менее многочис­ленным. Самой важной из всех римских конгрегации является Конгрегация евангелизации на­родов. Каждая конгрегация пользуется услугами известного числа консультантов: прелатов, монашествующих и мирян. Это прежде всего эксперты, призван­ные выражать свое мнение (обычно в письменном виде) по определенным вопросам. По­следняя реформа римск. курии, определившая структуру, ком­петенцию и названия конгрегаций, была проведена на основе апостольской конституции «Pas­tor Bonus», к-рая вступила в действие 1 марта 1989. Соглас­но ей в Ватикане имеются сле­дующие конгрегации: доктрины веры, восточных церквей, божест­венного культа и дисциплины та­инств, евангелизации народов, по делам канонизации, по делам епископов, по делам духовенст­ва, католического воспитания, монашеских орденов и свет­ских институтов.

КОНКЛАВ (от лат. cum clave – запертые на ключ) – собрание кардиналов, созываемое через 18 дней после смерти папы для избрания нового папы. К. назы­вается также помещение Сик­стинской капеллы, в к-ром проис­ходят выборы Входные двери капеллы на время К. замуровы­ваются и открываются лишь по­сле избрания папы. Порядок про­ведения К. был установлен в 13 в. папой Григорием X, затем уточнялся и корректировался последующими папами. Для из­брания папы требуются 2/з го­лосов участников К. плюс 1 го­лос. В соответствии с апостолич. конституцией папы Павла VI число участников К не должно превышать 120.

КОНКОРДАТ (от лат сопсогdatum – соглашение) – согла­шение между Св. престолом и пр-вом к.-л гос-ва о положении катол церкви, ее правах и приви­легиях (назначение епископов, церк собственность, освобожде­ние от налогов, особые права в вопросах семьи и брака, условия дип. отношений с Ватика­ном). Одним из первых был Вормсекий К., заключенный в 1122 между папой римским Кадикстом II и герм, императором Генрихом IV и завершивший длительную борьбу за т. н, инвестиащру. В 1801- был заключен К. между Наполеоном и папой Пием VII. В 1929 был заключен К. с фашистским пр-вом Ита­лии (Латеранские договоры), в 1933 – с гитлеровским пр-вом Германии, в 1953 – с пр-вом Франко в Испании. В 70-х гг. пересмотрены К. с рядом стран. В 1976 внесены нек-рые измене­ния в К. Ватикана с Испанией. В Италии также ставится во­прос о необходимости пере­смотра условий К., поскольку они не соответствуют изменившимся обстоятельствам

КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ (Флавий Валерий К; ок. 285–337) – римск. император с 306. С именем К- связан поворот со стороны императорской власти к признанию христ-ва и после­дующему превращению его в гос религию. Изданный К (вмес­те с Лицинием) в 313 Миланский эдикт уравнял христ-во в правах с другими религиями. К. созвал 1 Вселенский собор в Никее (325) и активно участвовал в нем, принимал гос меры по борь­бе с ересями донатизма и ариан­ства. В то же время язычество при нем не было запрещено, а сам К. до конца дней носил титул верховного языческого жреца. Православной церковью К. канонизирован как «равноапостольный», в католицизме же к лику святых не причтен, однако в ср.-век. зап. церкви он считал­ся образцом христ. правителя; ок. 500 возникла легенда о кре­щении К. папой Сильвестром.

«КОНСТАНТИНОВ ДАР» (лат. «Donatio Constantini») – ср.-век. документ, приписанный им­ператору Константину I Ве­ликому (ок. 285–337), к-рый, со­гласно этому документу, перено­ся столицу на Восток, якобы пе­редал во владение папе Сильве­стру I (314–335) «Рим, а так­же все провинции, местности, города Италии и западных об­ластей», предоставил ему права верховного судьи духовенства и власть над вост. патриархами, включая константинопольского. «К. д.» был включен ок. 850 в сб. Лжеисидоровых декреталий и стал использоваться для укреп­ления теократич. притязаний папства. Подложность «К. д» была доказана в 15 в. Л. Вал-лой. Вопрос о дате и месте соз­дания «К д.» до конца не ясен-по одной версии, он был состав­лен в Риме в сер. 8 в, когда при папах Стефане III и Павле I усилился культ Сильвестра I; по др.– в 8–9 вв во франкских монастырях для обоснования папского верховенства и закон­ности созданного в 756 Пап­ского гос-ва.

КОНСТАНЦСКИИ СОБОР. Проходил с 1414 по 1418 в швейц. г Констанце. По счету, приня­тому в катол церкви,– 16-й Все­ленский Созван с целью положить конец «Великой схизме». На открытии К. с. присутство­вали ок. тысячи духовных лиц, император Сигизмунд и папа Иоанн XXIII (антипапа), к-рый в качестве вопроса первостепен­ной важности выдвинул борьбу с ересями. Он начал процесс Я. Гуса, завершившийся в 1415 сожжением идеолога чешской Реформации. Опасаясь, что вы­двигавшееся на соборе требова­ние низложения всех действовав­ших в то время пап приведет к суду и над ним, Иоанн XXIII бежал, но вскоре был арестован. При избрании нового папы К. с. пополнил кардинальскую кол­легию 30 представителями т. н. катол. наций (англ., германск., франц. и итало-исп.), и в 1417 па­пой стал Мартин V. К- с. сущест­венно ограничил его права, уре­зал доходы и провозгласил собор высшим органом церкви, стоя­щим над папой. Но в дальней­шем папство, опираясь на свет­скую власть в Италии, уклони­лось от исполнения решений К. с.

КОНСТИТУЦИЯ ЦЕРКОВ­НАЯ – документ вероучит. ха­рактера, утверждаемый на все­ленских соборах. Так, напр., на II Ватиканском соборе были приняты четыре К.ц., из к-рых три посвящены церк. реформам: догматич. конституция «О бо­жеств, откровении» («Dei verbum»), догматич. конституция «О св. литургии» («Sacrosanctum concilium»), догматич. кон­ституция «О церкви» («Lumen gentium»). В К.ц. формулиру­ются осн. догматич положения церкви и внесенные в них из­менения в соответствии с пла­нами обновления, модернизации церкви. К.ц., как и др. доку­менты вселенских соборов, всту­пают в силу лишь после утвер­ждения их папой римским. Важнейшим документом II Ва­тиканского собора является пастырская конституция «О церкви в совр. мире» («Гаудиум эт спес»). К.Ц. называются по двум первым словам текста, тра­диционно написанного по-латыни.

КОНТЕСТАТОРЫ, критические католики – служители церкви и рядовые верующие, высту­пающие с критикой консерватив­ной позиции церк. руководства, в т.ч. и папы римского. Тер­мин появился после // Ватикан­ского собора.

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ – термин, к-рым определяется церковно-политич. движение 16–17 вв., возникшее в условиях усиления позиций Реформации и ставив­шее своей целью восстановление духовной монополии катол. церк­ви. Усиление катол. реакции про­являлось не только в наступле­нии церкви, но и в определен­ном ее приспособлении к тем со-циально-политич. изменениям, к-рые породили Реформацию Во внутрицерк. сфере наиболее заметными проявлениями К. были утверждение в 1540 ордена иезуитов, реорганизация в 1542 инквизиции, публикация в 1559 «Индекса запрещенных книг» и учреждение в 1571 Конгрегации «Индекса запрещенных книг», постоянно пополнявшей этот пе­речень, и, наконец, созь!в Три-дентского собора. Все это приве­ло к укреплению традиционной ортодоксии и осуждению всех положений прот. учений. К. по­родила новое понимание свято­сти как сочетания мистич. созер­цательности и активной дея­тельности на благо церкви. Важ­ной частью К. была борьба за укрепление церк. дисциплины и повышение эффективности катол. пропаганды (см. Реформа като­лическая). Создавались спец. церк. учебные заведения (колле­гия «Германикум» в 1552, «Ангеликум» в 1578), к-рые готовили кадры духовенства для работы в тех странах, где Реформация имела успех Миссионерской деятельностью катол. церкви с 1622 руководила Конгрега­ция пропаганды веры. Поли-тич. выражением К. были религ. войны во Франции и Герма­нии, политика Испании в Ни­дерландах и ее борьба против Англии. Победе К. в Италии способствовал экономич. и по-литич упадок итал земель, вы­разившийся в своеобразной ре-феодализации городов. Победа абсолютизма во Франции, Испа­нии и части герм, земель укре­пила позиции К., поскольку като­лицизм стал идейной основой но­вого типа монархии. Влияние К. на культуру Европы не ограни­чилось борьбой с идеями Рефор­мации. В равной мере идеология К. была направлена и против ре-нессансной культуры. Наряду с другими еретическими движени­ями церковь преследовала т. н. философскую ересь, отстаивав­шую принципы веротерпимости и унаследовавшую внеконфессио-нальное отношение гуманистов к религии Идеологии К. было свойственно стремление подчи­нить науку церк. авторитету (напр , преследование коперни-канства), но характерно для нее вместе с тем и стремление ис­пользовать ее практич. резуль­таты (так, при составлении Гри­горианского календаря исполь­зовались достижения совр. астрономии). К. способствовала укреплению позиций католициз­ма и сохранению их вплоть до начала Великой франц. рево­люции.

КОНФИРМАЦИЯ (от лат. con firmatio – укрепление, упроче­ние) – миропомазание – христ. таинство, к-рое в катол. церкви совершается епископом над детьми и подростками 7–12 лет-как магич. средство укрепления веры. Через это таинство человек якобы наделяется божеств, бла­годатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей верующих ароматич. мас­лом – миром. В христ. общинах К. известна лишь с 4 в., она сложилась на основе культового действия «наложения рук», не­однократно упоминаемого в Вет­хом и Новом заветах. В ранней патристике К трактовалась как передача новообращенному по­сле крещения семи даров св. Духа (по Августину, «благород­нейших духовных даров»): муд­рости, понимания, поддержки, силы, знания, набожности, страха божьего. Являясь исключи­тельной прерогативой епископа, К. служит укреплению влияния и власти высших иерархов катол. церкви. Катол. теория К. и ее формулы закреплены в декретах Тридентского собора как аль­тернатива прот. трактовке К. Протестантизм, отрицая таинст­во К., считает ее учрежденным отцами церкви обычаем религ. воспитания, вводящим молодого христианина в состав религ. об-ва.

КОПЕРНИК Николай (1473– 1543) – польск. астроном и мы­слитель. Начав с попыток усо­вершенствовать канонизирован­ную церковью геоцентрич. систе­му мира, изложенную в «Альма­гесте» Птолемея, К. постепенно пришел к утверждению новой, гелиоцентрич. системы мира, согласно к-рой Солнце занимает центр, положение, а Земля явля­ется одной из планет, обра­щающихся вокруг Солнца, и вра­щается вокруг своей оси. Уче­ние К. устраняло противополож­ность земного и небесного, зако­ны природы оказывались едины­ми для Земли и для всей Все­ленной и доступными человеч. познанию. В 1616 книга К. «Об обращениях небесных сфер» (опубликована в 1543) была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828. Учение К. рассматрива­лось катол. церковью как ересь.

КОСТЕЛ (польск.) – 1) храм, молитвенное здание; 2) церковь как религ орг-ция.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ – военные походы зап.-европ. фео­далов в И –13 вв., проходив­шие под прикрытием религ. лозунгов (освобождение «гроба господня» и «святой земли» – Палестины – из-под власти «не­верных», «защита католицизма» и т. д.). Идейным вдохновите­лем и непоср. организатором К. п. выступило папство, стремивше­еся для упрочения и расширения влияния катол. церкви разжечь религ. фанатизм, добиться под­чинения Риму правосл. церквей. В К. п. на Восток приняли уча­стие представители различных слоев феод, об-ва, преследовав­шие при этом неодинаковые цели. Мелкое рыцарство открыто стре­милось к грабежу развитых в экономич. отношении стран Вос­тока, к захвату новых земель и крепостных. Этого же доби­вались и нек-рые крупные фео­далы, принявшие участие в К. п. Североитал. города Генуя, Ве­неция, Пиза, сыгравшие боль­шую роль в организации К. п., рассчитывали восстановить не-посредств связи с вост. побе­режьем Средиземного моря, захватив у сельджуков Сирию и Палестину, и вытеснить из вост. торговли своего конкурен­та – Византию. В первых К. п. принимало участие также кре­стьянство, видевшее в походах на Восток средство избавле­ния от феод, гнета, получения земли и свободы Политич. об­становка, сложившаяся на Вос­токе в кон. 11 в. (раздоры меж­ду гос-вами сельджуков, ослаб­ление Византии), благоприятствовала началу К. п. Всего было организовано 8 К. п. на Ближ­ний Восток, результатом к-рых явилось создание нескольких гое-в крестоносцев, просуще­ствовавших до кон. 13 в. К 12 – 13 вв. относятся К. п. нем. фео­далов против славянских и др. народов Прибалтики. Под фла­гом К. п. папство в 13–15 вв. организовывало также каратель­ные экспедиции для искоре­нения ересей. К- п. позволили катол. церкви значит, расши­рить свое влияние на новых зем­лях и принесли ей огромные богатства.

КРЕСТОНОСЦЫ – участники крестовых походов Название получили от нашитого на их одежду креста – символа дан­ного ими обета участвовать в походе

КРЕЩЕНИЕ (греч. baptisma, от baptizo – окунаю) – одно из семи христ. таинств, обряд к-рого в катол церкви заключается в поливании водой головы крещае-мого, произнесении священником строго определенного текста и надевании на крещеного на­тельного крестика. К. уходит своими корнями в древнейшие водные очистительные обряды. В раннехрист. общинах К. назы­вали рождением верующего «от воды и Духа» (Ин , 3:5), оно совершалось над людьми разно­го возраста, проводилось ми­рянами, в т ч. женщинами (диаконисами), предварялось аскетич. подготовкой. Постепен­но проведение обряда К. стало

исключительной прерогативой духовенства. С 8 в. закрепил­ся обычай крестить младенцев. Все христ. конфессии рас­сматривают К. как введение че­ловека в лоно церкви. В ранней патристике К. трактовалось гл. обр. как приобщение к Христу в связи с необходимостью ис­купить первородный грех (Ав­релий Августин). В борьбе ка­тол. церкви с отрицавшими К-еретиками (катарами, вальденсами) были выработаны фор­мулы К., утвержденные IV Ла-теранским и Флорентийским со­борами, в к-рых подчеркива­лась роль церкви в формиро­вании духовного облика ве­рующего через К., необходимое для «возрождения с помощью воды в слове», покаяния и оп­равдания. В 16–17 вв. анабап­тисты – «перекрещенцы», кри­тикуя идеологию католицизма, настаивали на К взрослых, что сохранилось как отличи­тельный признак вероучения баптизма

КРИПТА (греч.) – первонач склеп ев мученика в катаком­бах, затем – часовня под ал­тарной частью в раннесредне-вековых церквах, особенно в романских базиликах.

КСАВЬЕ (Xavier) Франсуа, Кса-верий (1506–1552) – иезуит, соратник Лойолы. По поручению папы Павла III и португ. короля предпринял миссионерское путе­шествие по странам Воет и Юж Азии Катол церковь провоз­гласила К святым

КСЁНДЗ – польск. наимено­вание священнослужителя рим-ско-катол. церкви.

«КУАДРАГЕЗИМО АННО» (лат. «Quadragesimo anno» – «В год сороковой») – социаль­ная энциклика папы Пия XI, опу­бликованная 15 мая 1931 в озна­менование сороковой годовщины энциклики Льва XIII «Рерум новарум». В ней повторялись осн. положения «Рерум нова-рум» – о частной собственности, классах, клас. борьбе, положи­тельно оценивалась идея кор­поративного строя, к-рую пыта­лось осуществить фашистское пр-во в Италии. В этом доку­менте Пий XI предал анафеме социализм и коммунизм.

КУЛЬТ КАТОЛИЧЕСКИЙ (от лат. cultus – почитание) – совокупность определенных церк. канонами и традицией ритуалов и обрядов, дающих, с т. зр. ве­рующих, возможность непосред-ств. общения с богом и святы­ми. Центром К- к. является храм, пышное убранство к-рого тради­ционно для католицизма: храм украшается живописными и скульптурными произведениями на религ темы; перед ними воз­жигаются свечи и лампады. Для К. к. характерно установле­ние в храме большого числа алтарей. В храме совершается центральное действо К. к.– мес­са и др. богослужения, а также требы и таинства. До // Вати­канского собора важнейшей осо­бенностью К. к было совершение богослужений на лат. языке. Ныне в качестве литургич. допус­каются и нац. языки. К. к. по­зволяет сидеть во время церк. службы. Вставать верующие дол­жны только при чтении Еванге­лия и вознесении св. даров. Для К- к. характерно также по­читание святых и реликвий, по­клонение кресту и иконам. Важ­ное место занимают паломни­чества к святым местам. Для со­вершения К. к. обязательно учас­тие священников, но в наст. вр. к нек-рым культовым действиям допускаются и специально обу­ченные миряне. К. к. всегда зани­мал важное место в повседнев­ной жизни верующих. Регуляр­ное посещение богослужений, особенно в праздники и во время поста, для католиков обяза­тельно.

КУЛЬТ СВЯТЫХ. Почитание святых, т. е. лиц, якобы наде­ленных за свои добрые заслуги перед богом способностью тво­рить чудеса и выступать в ка­честве заступников, является одной из важнейших сторон ка­тол. культа и вероучения. К. с. складывался на протяжении пер­вых веков христ-ва. Обосновы­вался он текстами Нового заве­та, где говорится о том, что апос­толы и мученики за веру будут особо отмечены на небесах (Мф., 19:23; Откр., 9: 14–16), а также что пример их земной жизни заслуживает подражания (Евр., 13:7). Но гл. богослов­ской основой К. с. является уче­ние ап. Павла о церкви как мистическом теле Христа, в к-ром все верующие суть отдельные члены, «сограждане святым и свои богу» (Еф., 2 : 19). Первым документальным свидетельством К. с. является «Мученичество Поликарпа» (ок. 159). В этом произведении последователи По­ликарпа сообщают об особом по­читании дня его кончины. Ори-ген, обосновывая К. с. мучеников, утверждал, что молитвенное об­ращение к ним действенно толь­ко тогда, когда верующий сле­дует их примеру. В 4–5 вв. складывается представление, что жизнь, посвященная богу и пол­ная самоотречения, равна по свя­тости мученичеству. К. с. расши­ряется за счет исповедников (во вт. пол. 5 в. уже почи­тались как святые Иоанн Зла­тоуст на Востоке и Августин – на Западе), аскетов (напр., Антоний Великий) и дев (напр., св. Женевьева). Литургич. поми­новение святых засвидетельство­вано уже Августином, а в 5 в сложилась практика составления календарных списков для поми­нания. Несмотря на широкое распространение в христ-ве, К. с. нуждался в дополнит, богослов­ских обоснованиях, дабы опро­вергнуть обвинение в идолопо­клонстве, выдвигавшееся против­никами новой религии. Эту задачу решил в своих соч. Григорий I. Распространяясь в разных странах, культ христ. святых соединялся с дохрист. верованиями. Отсюда берет свое начало почитание святых как покровителей ремесел и различ­ных сторон хозяйств, и быто­вой деятельности, защитников от болезней, патронов стран и городов и т. д. Эта практика, несмотря на то что она расхо­дилась с традиционными христ. представлениями, была принята церковью. Впоследствии критика этих представлений стала гл. звеном в опровержении самого К. с. До 12 в. К. с. регулиро­вался только распоряжениями епископов, но накопление в нем значит, числа нежелательных для церкви представлений приве­ло к созданию строгой проце­дуры причисления к лику свя­тых. Уже Александр III ок. 1170 настаивал на том, что толь­ко папа может объявить кого-либо святым. Григорий IX внес это положение в «Свод канони­ческого права». Со времени Ур­бана VIII сложилась двухсту­пенчатая процедура приобщения к лику святых. 1-я ступень – беатификация, к-рая совершает­ся по представлению епископа, затем следует проверка заслуг кандидата перед церковью и ут­верждение его кандидатуры кон­грегацией обрядов (в 1969 из нее была выделена спец. Кон­грегация по делам канонизации), а затем папой. В итоге кан­дидат признается блаженным, почитание к-рого допускается в пределах опред. епархии или ор­дена. 2-я ступень – канониза­ция. Она совершается по пред­ставлению папы. Кандидат в свя­тые должен быть обязательно беатифицирован, сама же про­цедура канонизации сходна с предшествующей. В результате кандидат признается святым, по­читание к-рого допустимо уже всей церковью. Часть существующих в христ-ве святых яв­ляется общей и для католиков и для православных (нек-рые катол. святые, напр. Иероним и Августин, признаются правосл. церквами только блаженными) Все катол. святые, канонизиро­ванные после разделения церк­вей, православием не признают­ся. Число катол. святых постоянно увеличивается Напр., только за перв. пол. 20 в. было кано-Д~ низировано 82 и беатифициро-вано 859 лиц. Всего же в этот период насчитывалось ок. 3 тыс. святых После // Ватиканского собора модернизация ряда сто­рон церк. жизни сказалась и на К. с. В наст. вр. его регламен­тирует календарь, одобренный Павлом VI в 1969. По срав­нению с традиционным он сокра­тился примерно на 200 святых. Часть из них признана такими, чье чествование является необя­зательным (среди них Николай Мирликийский и св. Георгий), другие же вовсе изъяты из пе­речня, поскольку нет достовер­ных свидетельств их существо­вания. Среди них – ряд святых-помощников (Варвара, Христо­фор, Екатерина Александрий­ская, Маргарита, Вит), св. Урсула и ряд др. христ мучени­ков. Всего, согласно совр катол. календарю, осталось только 58 обязательных для всей церкви праздников в честь святых.

«КУЛЬТУРКАМПФ» (нем «Kulturkampf» – борьба за культуру) – серия временных мероприятий правительства О. фон Бисмарка в 1871 –1887 против ранее дарованной ка­тол. церкви независимости; ис­пользовалась для давления на сепаратистскую партию Центра (где преобладали католики) и польские провинции Духовен­ству была запрещена политич. пропаганда, устранялся надзор церкви за школой, был изгнан орден иезуитов (1872). «Майские законы» 1873 требовали гос. назначения священников, конт­роля за церк. судом (с упразд­нением контроля Ватикана). В 1874–76 во всей империи был введен обязат. гражданский брак, а в Пруссии были распу­щены многие монаш. ордена и введен строгий контроль за иму­ществом церкви. Духовенство, к-рое, при поддержке Пия IX, сопротивлялось «К.», репресси­ровалось. Отчасти мероприятия «К.» затронули и прерогативы прот. церкви (гражданский брак, гос. надзор за школой). С изменением политич. ситуа­ции в 1885 по инициативе того же Бисмарка «К.» была прекра­щена с помощью т. н. смяг­чающих законов. В 1885 Бис­марк получил от Льва XIII брил­лиантовый орден Христа Не от­мененными по завершении «К» остались законы против иезуи­тов и о гражданском браке.

КУРИЯ РИМСКАЯ – церк. пр во в Ватикане, состоящее из раз­личного рода конгрегации (де­партаментов, министерств), соз­давалось на протяжении 16 в. До этого времени адм. делами церкви управляла папская кан­целярия. Гл. министерством К. р является статс-секретариат, гла­ва к-рого, обычно кардинал, яв­ляется правой рукой папы и вы­полняет функции премьер-мини­стра и министра иностр. дел. Должность статс-секретаря была установлена Иннокентием XII в 1692. К. р. неоднократно подвер­галась реорганизации,последний раз – Павлом VI (апостоличе­ской конституцией «Regimini Есclesiae Universale» от 15 авг. 1967). В наст. вр. К. р. состоит из статс-секретариата, 9 конгрега­ции, 3 трибуналов, 3 секретариа­тов, созданных- после // Ватикан­ского собора,– по единству хрис­тиан, по связям с нехрист. религиями и по делам неверую­щих, Совета по делам мирян, ко­миссий – «Справедливость и мир» и по делам России, финан­совых служб – Префектура по экономич. делам Св. престола (министерство финансов) и Уп­равление собственности апосто-лич. престола, управления гос-вом – городом Ватикан и раз­личных др. служб. Осн. департа­менты возглавляются карди­нальскими комиссиями во главе с префектом или президентом. В состав К. р. входят кардиналь­ская коллегия и синод катол. церкви. В их адм. аппарате ра­ботает ок. 3 тыс. человек, в осн. духовные лица. Офиц. язык К. р.– латинский, рабочий – итальянский.

КЮНГ (Kung) Ганс (род. в 1928) – катол. теолог, предста­витель обновленч. крыла идео­логов католицизма. Идеи радикального преобразования катол. вероучения и орг-ционных ос­нов церкви, отразившиеся в его книгах «Церковь» (1967), «Не­погрешимый?» (1970), «Быть христианином» (1974), были осу­ждены как несовместимые с ос­новами катол. вероучения вати­канской Конгрегацией доктрины веры. За критику папы Иоанна Павла II в книге «Один год Иоанна Павла II» (1979) К. был отстранен от преподавания на фак-те катол. теологии Тю-бингенского ун-та (ФРГ). Осн. идеи К. сводятся к требованию «перевода» богооткровенных ис­тин христ-ва на язык современ­ности, для чего необходимо определить «керигму» – осн. яд­ро христ-ва, освободив ее от ис-торич. наслоений и использовав теологич. опыт др. христ. церк­вей. Развивает теорию христ. гуманизма и предлагает широ­кую программу «очеловечения» совр. мира, утратившего, по мнению К.,, человечность с рас­пространением иллюзии добиться счастья и свободы с помощью земных сил. Церковь сможет вы­полнить эту задачу только в том случае, если откажется от догма­та о непогрешимости папы, ре­шительно демократизирует свои структуры, осуществит новый подход ко всему комплексу мо­ральных проблем.

КЮРЕ (от лат. curae – забо­титься – священник, возглав­ляющий религ. округ, общину катол. церкви в нек-рых странах Зап. Европы.

Rambler's Top100
Hosted by uCoz