Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.
Ф
ФАБИАН – епископ римский (папа) в 236–250.
Провел церк. реформу, разделив Рим на 7 религ. округов,
во главе к-рых поставил диаконов. В отношении
обратного приема отступников в христ. общину Ф. занял
промежут. позицию между теми, кто считал такой прием
возможным, и крайними его противниками – новатианами.
Погиб во время гонений на христиан при императоре Деции.
Его могила в церкви Св. Себастьяна в Риме была вскрыта
в 1915. День памяти – 20 янв.
ФАТИМА – деревушка недалеко от Лиссабона,
вблизи к-рой в 1917 трем
крестьянским детям, пасшим скот, будто бы 6 раз являлась богородица и передала
им повеление, чтобы Россия была обращена в католичество, и тогда на Западе
воцарится мир. Фа- тимское
чудо было использовано клерикальными кругами в целях антикоммунистической
пропаганды в период «холодной войны». Ф. стала одним из мест паломничества
католиков. В 1967 в связи с 50-летием чуда в Ф. туда приезжал папа Павел VI.
ФАТИМСКОЕ ЧУДО - см
Фатима.
ФИЛИОКВЕ (лат. КГихще–
и от сына) – сформулированное впервые на Толедском церк. соборе в 589 добавление к христ. символу веры. Согласно утвержденному
1-м и 2-м Вселен, соборами (325 и 381) символу веры, Св. Дух исходит от Бога-.
Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Св.
Дух исходит от Бога-Отца и от Бога- Сына. Греко-визант.
(правосл.) церковь не приняла добавление, что явилось
одним из формальных предлогов к разделению в 1054 христ.
церкви на зап. и вост. ветви (см.
Разделение церквей).
ФИЛОСОФИЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ – комплекс родственных
исторически меняющихся идеалистич. школ и течений,
как входящих в офиц. церк. доктрину, так и не входящих в нее, но признаваемых
определенными катол. мыслителями н
их последователями. Целую эпоху (5–13 вв.) в католицизме
ведущую роль играло августинианство, опирающееся на
идеи Августина, а также на влияние платонизма и неоплатонизма. В августнннанстве религ, вера
объясняется иррационалистически и мистически, гл.
значение отводятся чувствам и воображению, а рационалистическому обоснованию
вероучения, а также систематич. изложению философия
и теологии мало уделяется внимания: характерен тезис о вере как предпосылке
всякого знания; в человеке главное – душа, к-рая лишь пользуется телом как своим орудием. Такие
августинистско-платонистские концепции со временем
привели к интеллектуальному обеднению католицизма, к кризисным явлениям в нем
в виде ересей, использовавших идеи аристотелизма и аверроизма. Важнейшей вехой в истории катод. философии стало учение доминиканского
монаха Фомы Аквинского (см. Томизм). Он систематизировал зрелую схоластику,
стремясь придать ее положениям рационалистически-логическое обоснование,
привес- ад их в соответствие со здравым смыслом. Для этой цели Фома Аквинский
осуществил синтез христ, вероучения с идеалистски обработанными идеями Аристотеля, пользуясь его
колебаниями между материализмом и идеализмом Так.
Фома Аквинский позаимствовал аристотелевский взгляд на пассивную материю и
активную форму, отбросив его положение о вечности материн Согласно Фоме Аквинекому, материя является ремумьтятом
божеств. творения,
представляет собой лишь возможность (потенцию), к-рая
становится действительностью (актом), благодаря нематериальной форме. При
помощи обширной категориальной системы по принципу иерархии и субординации
построена метафизическая теория бытия. Все существующее изображается в форме
иерархической лестницы, ступени к-рой
располагаются в зависимости от их совершенства. Низшей ступенью является физическая
природа, включающая неорганическую и органическую.
Над ней возвышается сверхфизическая (метафизическая)
природа – души, ангелы и, наконец, бог, представляющий собой высшее бытие,
наивысшую и абсолютную форму, чистый акт. В томистской
картине мира фантастическим образом отражено соц. расслоение об-ва. Томистская философия и
теология, в свою очередь, придают этому расслоению вечный, якобы самим основам
бытия присущий, неизменный характер. В томистском
понимании бог является синонимом неизменности, вечности. Катол.
концепция в такой традиционной интерпретации исключает возможность признания реаолюц, преобразования мира. Вместе с тем следует отметить,
что Фома Аквинский стремился преодолеть нигилистическое отношение к разуму августинианства и тертуллианства
и выдвинул принцип гармонии веры и разума, т. к высшим
предметом разума выступают нек-рые истины о боге,
человек.
при помощи разума познавая
творения бога, приходит к познанию бога как высшего бытия, всеобщей
необходимости и первой причины. Бог, будучи самым общим объектом разума и веры,
предопределяет гармонию между этими двумя областями. Т, обр., Фома Аквинский
признал определенные права, автономию разума, а также и философии, вместе с тем
отведя ей роль служанки теологии, призванной логич.
аргументами разума подкрепить религ. веру и
богословие. Это создало нек- рые. возможности томизму приспосабливаться
к науч. прогрессу определенной эпохи. Томизм,
соревнуясь с августинианством и др. катол. филос.-теологич.
школами, пережил периоды подъема и ослабления влияния. Распространение
томизма означало интеллектуализацию католицизма, сначала встреченную ее противниками
с недоверием. Позиции томизма ослабли в эпоху Ренессанса и Реформации, деятели
к-рой больше ориентировались
на платонизм, августинианство, мистику. В период
Контрреформации томизм глубоко укоренился в католицизме, стал теоретич. орудием защиты религии. Однако, утверждаясь в катол. церкви, томизм стал терять влияние на философию
Нового времени, рационалистические и эмпирические тенденции к-рой ориентировались не на
схоластику, а на науч. познание действительности.
При переходе капитализма в империализм наметившееся сближение буржуазии с катол. церковью и взаимные
поиски теоретич. оружия против поднимавшегося революц. движения выдвинули потребность возврата к обновленным
филос. системам прошлого. Учитывая это, папа Лев XIII в энциклике «Этёр- ни
пат рис» объявил томизм офиц. философской доктриной католицизма, к-рая должна защищать истины откровения от неверных
интерпретаций, быть теоретич. основой единого катол. мировоззрения, способствовать интерпретированию
новейших науч. открытий в свете вероучения, помочь
новой ориентации церкви в совр. культуре. Обновленное
учение Фомы Аквинского с кон. 19 в. стало
называться неотомизмом, к-рый стал одним из
влиятельнейших направлений в философии 20 в. Неотомизм, отличаясь рядом
преимуществ схоластич. философии – системностью,
синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логич. аргументов, мог довольно конструктивно реагировать
на многие новые явления совр. культуры. Большой вклад
в развитие этой школы внес кардинал Д. Ж. Мер- сье (1851 – 1926), с именем к-рого
связано создание акаде- мич.
центра для разработки и преподавания неотомизма при Лувенском
ун-те Бельгии, где делаются попытки развивать неотомизм, учитывая данные совр. наук и достижений др. филос. школ. Сторонники
ортодоксального неотомизма концентрируются в осн. в
римском «Коллегиум Ангелнкум».
Одной из влиятельнейших разновидностей неотомизма является экзистенциальный
неотомизм, представленный Ж. Маритеном, Э. Жильсоном и др. Эти философы пытались уточнить понятие «бытие»,
к-рое, по их взглядам,
является не субстанцией, а «чистым актом», «экзистенцией».
Согл. такому взгляду, бог понимается не столько как
первопричина, сколько как сама жизнь, любовь, движение, созидающая сила. Неотомисты экзистенциалистского направления больше внимания
уделяют человеческому измерению бытия. Большую роль сыграли идеи «интегрального
гуманизма» Ж. Маритена. Его наследие сейчас усиленно
исследуется в Миланском катол. ун-те Святого сердца
(В. Поссенти) и в др. катол.
центрах. Филос. взгляды Ж Маритена
называют еще неотомистским персонализмом. Одним из наиб, перспективных направлений иеотомизма является трансцендентальный неотомизм, осн. принципы к-рого
сформулировал бельгийский неотомист Ж. Марешаль (1878– 1944), ассимилировав идеи трансцендентального
метода Канта. Видными представителями являются К. Ранер, Э. Корет (р. 1919), Й Метц (р. 1928) и др. в немецкоязычных странах, Б. Лонерган (1904–1984) в Канаде; нек-рые
авторы к этому направлению относят и К. Вой тылу ~ Иоанна Павла //, на к-рого сильное влияние оказала феноменология, особенно
взгляды М Шелера Делается попытка связать проблему субъективности человека с
более широкой, новой интерпретацией рационального понятия. Споры среди катол. философов и теологов во все эпохи выходили за рамки,
установленные церковной иерархией. И после объявления учения
Фомы Аквинского официальной катол. философией наряду
с неотомизмом продолжали развиваться разл.
альтернативные школы: идущие в русле, неоавгустинианства
философия духа (Р. Ле Сенн
(1882–1954) и Л. Лавель (1883–1951); философия действия
М. Блонделя; катол.
экзистенциализм Г. Марселя; катол. персонализм Э. Мунье, Ж. Лакруа, Ж.-М. Доменака и др. мыслителей, группирующихся вокруг журнала «Эспри»; оригинальная концепция христианского
эволюционизма П. Тейяра де Шардена (1881 –1955); разл.
варианты новой теологии, вплоть до революционной латиноамер.
теологии освобождения и др. Эти направления обычно носили модернистский
характер и вызывали критику, а то и запреты со стороны консервативного церк.
руководства (осуждение модернизма Пием X в энциклике «Пасценди
Доминици Грегис» (1907),
запрет на публикацию филос.-теологич.
трудов Тейяра де Шардена, а также критика его концепций в энциклике «Гумани генерис» (1950), инструкции
Ватиканской конгрегации вероучения против теологии
освобождения (1984 и 1986). Однако новаторские мысли постепенно проникают и в
офиц. доктрину католицизма. На документы II Ватиканского
собора, на к-ром большинство было за обновленцами –
сторонниками курса на аджорнаменто, оказали влияние
не столько идеи ортодоксальных неотомистов, сколько
персоналистов и даже Тейяра де Шардена (хотя это имя и не упоминалось). После
II Ватиканского собора в катол.
философии продолжается процесс плюрализации.
ФЛАГЕЛЛАНТЫ (от лат. НадеПипт'– бич), бичующиеся – религ. братство, выступавшее против соц. и духовного гнета
феодалов и катол. церкви. Возникло в Италии в
1210. Ф – выходцы из среды городской бедноты ходили из города в город,
возвещая конец света. Они выступали против индульгенций, культа святых. Подвергали
себя самобичеванию . (отсюда их название) в знак покаяния
и «крещения кровью», дающего якобы искупление грехов. В 14 в. Ф. можно было
встретить во Франции, Польше, Эльзасе, Лотарингии, Швабии, Дании. В 1349 Ф.
были осуждены катол. церковью как еретики.
Превратившись в замкнутую секту, Ф. постепенно прекратили свое существование.
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ соглашение об объединении катол. и правосл. церквей на
соборе во Флоренции в июле 1439. Ф. у. была заключена на условиях принятия
православием догм катол. вероучения (о фи- лиоквеУ о чистилище, о главенстве
папы) при сохранении правосл. обрядов, греч. языка
при богослужении, брака священников и причащения всех верующих (как духовенства,
так и мирян) «под обоими видами», т.е. хлебом и вином. Папство стремилось
посредством унии подчинить правосл. церковь и «правосл. страны» своему влиянию. Греч, духовенство и визант. император Иоанн VIII Палеолог согласились на унию,
надеясь получить помощь от Зап. Европы в борьбе против
турок. Акт об унии подписал и рус. митрополит
Исидор, грек по национальности. Однако рус. духовенство и великий князь Василий (I Темный отказались
принять Ф. у.; Исидор был низложен. Только в нек-рых юго-зап. областях Руси, подчиненных в то время лит. князю, Ф. у. была принята.
Вскоре Ф. у. была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор правосл. церкви 1443 предал ее проклятию.
ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР, Ферраро-Флорентийский
собор (1438–45) – вселенский собор, созванный папой Евгением IV для
заключения унии с правосл. церквами в противовес Базельскому собору. Открылся в Ферраре,
затем был перенесен во Флоренцию, закончился в Риме. В работе Ф. с. участвовала многочисленная правосл. делегация (визант.
император Иоанн VIII, константинопольский патриарх Иосиф II и'др. высшие правосл. иерархи),
искавшая сближения с папством в надежде на помощь Запада в борьбе против
турецких завоевателей. На Ф. с. разгорелись споры о филиокве,
о таинстве причащения, о чистилище, о верховной власти папы. Усиление турецкой
опасности, давление, с одной стороны, Евгения IV, с другой – ряда визант. церк. деятелей (Виссариона
Никейского, киевского митрополита Исидора и др.,
готовых пойти на компромисс в области догматики ради спасения Визант. империи) вынудили византийцев заключить
Флорентийскую унию (5.6.1439). В дальнейшем и Русь, и Византия отвергли унию.
Последние сессии Ф. с. были
посвящены борьбе с Базельским собором.
ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas
Aquinas ) ( 1225–1274 ) – ср.-век философ и богослов, систематизатор ортодокс,
схоластики, основатель томизма. Род. в Акуино (Италия). Сын графа Ландольфо Аквинского. Воспитывался и учился в бенедиктинском монастыре Монте-Кассино,
затем в Неаполе. В О244 вступил в орден доминиканцев Образование
завершил в Париже, где учился у Альберта Великого. Преподавал м Париже, Риме, Неаполе. С 1257– доктор теологии. В 1269–72
возглавил в Париж, ун-те борьбу против Сигера Брабантского и сторонников аверроизма. Оси. соч.– «Сумма теологии» (не окончено) в Сумма философии, об
истинности католической веры против язычников». Стремился дать филос.
обоснование катол. вероучению, примирить веру со знанием,
осмыслив с христ. позиций .
наследие Аристотеля. По Ф. А., вера не противоречит разуму, т. к. и то и другое
истинно. Если выводы разума противоречат откровению, то это лишь говорит о
неправильном ходе рассуждения. Догматы веры разделяются на рационально
постижимые, к-рые можно объяснить средствами
как теологии, так и философии (существование бога, бессмертие души и др.), и
рационально не постижимые (сотворенность мира,
троичность бога, догмат первородного греха). Последние являются предметом
только веры и теологии, они сверхразумны и недоступны
логике. Религ. догматы и принципы разума не зависят
друг от друга. Теология использует философию для того, чтобы сделать истины
откровения более доступными для человеч. разума
(«философия есть служанка теологии»). В отличие от взглядов
Августина, Оригена, Сигера Брабантского и др.
теологов, игнорировавших значимость телесного, Ф. А. подчеркивает, что тело
не только соучаствует в духовной деятельности человека, но и в известной степени
предопределяет ее («человек не есть только душа, но некое соединение души и
тела»), Ф. А. также утверждал о примате интеллекта над волей. Воля человека
свободна. Совершенное познание, как и совершенное блаженство, состоит в созерцании
бога, что возможно лишь в раю или в состоянии религ.
экстаза. В основе человеч. добродетели лежит «естественный
закон», к-рый находится в сердце каждого и требует
избегать зла и творить благо. Целью человека является достижение загробного
блаженства, добродетельная жизнь – средство для его достижения. Без содействия
божеств, благодати нельзя достичь блаженства. Все виды власти на земле – от
бога. Гл. задача гос. власти в содействии общему
благу, в заботе о сохранении мира и справедливости в об-ве.
Как и Аристотель, Ф. А. из всех форм гос. власти
предпочитал монархию. При этом он считал, что народ имеет право свергнуть несправедливого
и жестокого правителя. Церк. власть выше власти монарха. Все земные государи
должны повиноваться папе римскому, власть к-рого «от
Христа». Филос-теологич. система Ф. А. явилась
вершиной в развитии ортодоксальной схоластики и с 14 в.
была ведущим направлением катол.
философии. Ф. А. получил титул «ангельского доктора», а также «всеобщего
наставника» и «князя схоластов». Канонизирован в
1323, в 1567 признан «пятым учителем церкви» наряду с крупнейшими авторитетами.
В энциклике Льва XIII «Этерни патрис>
(1879) филос. система Ф. А. была признана «единственно истинной философией
католицизма», став основой неотомизма.
ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Thomas Kempis), Томас Хемеркен (голл. Hemerken –- букв. «Молоточек», отсюда латинизир. Маллеолус) (ок. 1380–1471) – религ.
мыслитель. Род. в Кемптене (Нидерланды), воспитывался в монастыре в Девентере. С 1406– монах. Принадлежал к т. н. союзу
благочестивых братьев, зарабатывавших себе на жизнь перепиской книг духовного
содержания. Ф. К. не получил систематич. филос. и богословск. образования, не был достаточно хорошо знаком с лит-рой схоластики. Его считают автором трактата «О
подражании Христу» (ок. 1418), к-рай
получил повсеместное распространение, был переведен на все европ.
языки (в части., рус. перевод
выполнен К. П. Победоносцевым в 1898) и выдержал множество переизданий. Ф. К- приводит пять доказательств бытия бога, к-рого он считает первопричиной и конечной целью сущего.
Соч. Ф К. далеко от умозрений и схоластич.
спекуляций, равно как и от преклонения перед к.-л. церк. авторитетами. Книга
проникнута духом аскетизма. Лежащий во зле мир может спастись только через
подражание жизни Христа. Значение имеет лишь праведная жизнь, а не выполнение религ. обрядов, совершение паломничеств или догматические
споры богословов Целью жизни должно быть не личное благополучие, а забота о ближних. Мистич. настрой Ф. К- роднит его с Бернаром Клервоским,
а спокойная созерцательность и самоуглубленность
– с появившммися в 17 в, в протестантизме пиетистами.
ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (лаг. Franciscus
Assisiatis, итал. Francesco d 'Assisi) (1181 или 1182–1226) –
итал. религ. деятель.
Наст, имя Щ Джованни Бернардоне
(Bernardone). Род. в Ассизи (Умбрия),
в зажиточной семье торговца тканями. В 1206, отказавшись от богатства и поссорившись
с отцом, ушел из дома и посвятил себя проповеди «святой бедности» как совершенной
формы любви к богу. Бедность, возведенная в жизненный идеал следования «нищему
Христу», позволяла, по Ф. А., освободиться от многих тягот мирской жизни и
ставила человека в условия полного смирения, устраняющего отъединенность
личности от окружающего мира. Став бродячим проповедником, живущим за счет
подаяния, Ф. А. в 1207–1209 вместе с несколькими своими последователями основал
братство миноритов («меньших братьев» или «братцев») и составил его
«Древнейший устав», предусматривавший обеты бедности, целомудрия и послушания.
После утверждения устава Иннокентием III братство было
преобразовано в орден францисканцев к-рый вскоре уже
насчитывал тысячи приверженцев. Огромный моральный авторитет ФА, к-рого называли «зерцалом Христа», притягивал к нему
множество людей, что в своих интересах использовала римская курия. Как
странствующий проповедник Ф. А. побывал в Испании, Юж.
Франции, участвовал в крестовом походе 1219 в Египет, где пытался обратить в христ-во султана. Вернувшись в 1220 в Италию, отошел от
руководства орденом, из братства бессребреников все больше перерождавшегося в
обычный монашеский институт. Трудность для братства следовать идеалу бедности и
нестяжания, попытки нек-рых
монахов смягчить суровый устав ордена, поддержанные курией, вызывали
напряженность в отношениях Ф. А. с Римом. Последние годы жизни он провел в
уединенных молитвах на горе Альверно (Апеннины), где,
по преданию, ему явился ангел, после чего на руках и ногах Ф. А. открылись
стигматы. Ум. в Ассизи. Мироощущение Ф. А., называвшего себя скоморохом
бога, не имеет ничего общего ни с мрачной аскезой св. Доминика ни с социальным
бунтарством Арнольда Брешианского – оно жизнерадостно
и в то же время смиренно принимает окружающий мир как божье творение. Духовная
радость становится обязательной добродетелью францисканства;
члены ордена призваны «растрогать сердца людские», чтобы приблизить их к богу.
Монах-отшельник, спасающийся в келье от соблазнов земной жизни, уступил место
апостолу-миссионеру, сознающему греховность мира, но идущего в него, чтобы
его спасти. Проникнутая добротой и бодростью проповедь Ф. А. придавала более
человечный характер катол. религии, приближала ее к
народной среде. Для мировосприятия Ф. А. характерно гармоническое видение
Вселенной, одухотворение природы, ощущение своей неразрывной связи с ней.
Образ Ф. А., то кротостью усмиряющего свирепого волка, то проповедующего
«сестрам ласточкам» и «братьям цветам», отпускающего на волю пойманную рыбу
или попавшего в капкан зверька, отражен в бесчисленных легендах. Систематического
изложения своего учения Ф. А., чуждый всякой книжности,
не оставил. Ему принадлежат соч. «Похвала добродетели» и «Похвала богу» (на
латыни), а также ряд поэтич. произведений на итал. яз., в ,т. ч. «Кантика брата
Солнца, или Похвала творению» Щй гимн, славящий не
только бога, но и все созданное им. Среди катол. святых
Ф. А.– один из наиб, почитаемых. Канонизирован в 1228. С 1939 считается
покровителем Италии.
ФРАНЦИСК ДЕ САЛЬ (Fran
de Sal) (1567–1622) – один
из лидеров Контрреформации в Швейцарии. Родом из знатной савойской семьи.
Получив гуманитарное образование, посвятил себя делу возвращения кальвинистов
в католицизм. С 1602 епископ Женевской епархии, совершал
проповеднические турне, в том числе к франц. двору, стал исповедником мн.
представителей высшего об-ва. Совместно с
баронессой де Шанталь осн.
в 1610 жен. монаш.
орден визитанток. Прославился как оратор и религиозный
писатель, разрабатывавший в стиле барокко темы мистической любви и заимствованной
у протестантов темы предопределения. Наиб, известно «Введение в набожную
жизнь» (1609). В лит. наследии
Ф. 2000 писем, в т. ч. переписка с Генрихом IV. Один из его последователей –
Винсент де вен- Поль. Ф. канонизирован в 1665, в 1857 провозглашен покровителем
ордена салезианцев, в 1877– доктором церкви, в 1923–
покровителем катол. прессы.
ФРАНЦИСКАНЦЫ – катол
нищенствующий монаш. орден. Создан Франциском
Ассизским в Италии в 1207–1209, но вскоре получил распространение и в др.
странах Зап. Европы. Самим основателем был назван
Орденом меньших братьев; под этим названием был утвержден папой в 1223. Уставное
требование бедности относилось у Ф. не только к членам ордена, но и к ордену
в целом. Ф. жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа
бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способствовало росту
их популярности и притоку пожертвований. Возникнув в противовес офиц. церкви с
ее богатством и роскошью, орден Ф. со временем превратился в надежное орудие
защиты интересов папства: Ф. вели борьбу против ереси, участвовали в
деятельности инквизиции. В 1256 папа предоставил Ф. право преподавания в ун-тах.
Ф. занимались и миссионерской деятельностью. В 16–18 вв. Ф. были изгнаны из нек-рых стран. Однако и в наст. вр. Ф. являются одним из
влиятельных катол. орденов. В его ведении находится
ряд высш. уч. заведений, в
т. ч. и ун-тов, миссионерские орг-ции и др. Во главе
ордена стоит генерал, избираемый на 6 лет. Существует и женский францисканский
монаш. орден (клариски),
созданный св. Кларой.
ФУЛЬДА – бенедиктинское аббатство близ Франкфурта-на-Майне, основанное в 744 Уинфридом Бонифацием. В наст, вр. Ф.–. епископство, здесь у «гроба св. Бонифация» устраиваются конференции нем. катол. епископов.
Х
ХАРИЗМА (греч.) – см. Благодать.
«ХРИСТИАНЕ ЗА СОЦИАЛИЗМ» – левокатол.
радикальное демократич. движение за соц. прогресс.
Возникло в Чили в 1971 в поддержку правительства Народного единства С. Альенде. Вскоре распространилось во мн. странах Лат.
Америки, Зап. и Южн. Европы, Дзии.
В 1975 в Квебеке (Канада) состоялся I Всемирный конгресс движения «X. за е.». В
это движение входят верующие католики, представители интеллигенции, студенчества,
крестьянства и рабочих. Его появление – результат осознания верующими того факта,
что офиц. церковь стоит на стороне власть имущих, что
действительность капиталистич. об-ва
не соответствует евангельской заповеди христ. любви.
«X. за с.» с определенными
оговорками принимают марксизм как теоретич,
инструмент, позволяющий раскрыть суть капиталистич.
эксплуатации и наметить пути выхода из нее, интерпретировать христ. религию. «X, за с.» ставят перед собой цель вести
борьбу за социализм на рели г;. уровне, гл. внимание
уделяя перестройке сознания верующих, помогая им включиться в антикапиталистическую
борьбу. Они, не создавая своей политич. партии или
отдельной церкви, пытаются воздействовать на существующие церкви, пробуждать
классовую солидарность верующих христиан. Одним из виднейших идеологов этого
движения является Джулио Джи-
рарди (Италия), опубликовавший книгу «Христиане за
социализм: почему?».
ХРИСТИАНСКИЕ ДЕМОКРАТЫ – политич.
партии, обществ.-политич.
движения, провозглашающие свою верность христ.
учению и находящиеся под влиянием церкви (как правило– католической). Первые
группировки и партии такого направления начали возникать в Европе (в Германии,
Бельгии, Нидерландах, Австрии, Франции, Италии) во вт. пол. 19 в. в связи с процессом приспособления
катол. церкви к условиям капитализма, реагируя на
подъем рабочего движения. Доктринальные основы христ.
демократии были заложены в энцик- ликах Льва XIII «Рерум нова- рум* й особенно «Гравес де коммунн» (190!). X д.,
руководствуясь соц. доктриной католицизма, выдвигали лозунг «третьего пути»
между капитализмом и социализмом: отстаивая основы существующего строя, критиковали
крайние проявления эксплуатации, а в качестве альтернативы предлагали христ. любовь, благотворительность и нек- рые
умеренные социальные реформы. Вместе с тем X. д. резко выступали против
социализма и коммунистич. движения. Отношение X. д.
к угрозе фашизма было неоднозначным – зачастую критическим, ио
не последовательным В период 2-й мировой войны немало
X. д. находились в пассивной оппозиции к фашизму, нек-рые
принимали активное участие в Сопротивлении (напр., в Италии Х.д. имели свои
партизанские отряды). Это обстоятельство способствовало подъему христ.-демократич. движения после
окончания войны. В первые послевоенные годы в нек-рых странах X д. входили в правительство вместе с коммунистами
и участвовали в проведении демократических преобразований. Однако с началом
«колодной войны» X. д., как правило, перешли на резкие антикоммунистич.
позиции, стали сторонниками создания и укрепления НАТО и др. военных блоков Сейчас в мире имеется более 50 христ.
демократии, партий (под разными названиями), являющихся значит, политич. силой правого и центристского направления.
Провозгласив христ. учение основой своей политич. платформы, они, по существу, выражают интересы мо- нополистич. капитала, вместе с
тем опираются на средние классы и часть рабочих, находящихся под влиянием религии.
В национальных рамках X. д. обычно блокируются с др. центристскими и правыми
партиями. Однако в силу разнородности соц. базы в христ.
демократии появляются и сторонники сотрудничества с левыми силами. Отношения
X. д. к Советскому Союзу обычно были враждебными или сдержанными, Однако в связи
с происходящей в нашей стране перестройкой эти отношения улучшаются, все
громче раздаются голоса за политич. и экономия,
сотрудничество с СССР, за разоружение и укрепление мира. Ватикан и епископаты
отд. стран обычно взаимодействуют с христ.-демократич.
партиями, хотя иногда между ними возникают и конфликты. Ареал распространения христ.- демократич. партий – Зап.
Европа (особенно влиятельны они в ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландах) и в Лат. Америке. Эти партии воссоздаются в странах Вост. Европы, проявляя тенденцию к быстрому количественному
росту и политической активности. Х.д. не получили распространения в
англо-саксонских и скандинавских странах, в Азии и Африке; их влияние упало во
Франции. Имеются региональные и международные объединения христ.
демократов: в 1947 создан Европейский союз христ.
демократов; в связи с выборами 1979 в Европейский парламент создана
Европейская народная партия. Латиноамер. христ.-демократия, партии объединены
в Христианско-демократическую организацию Америки. Центром координации деятельности
этих партий в мировом масштабе является Всемирный союз христианских
демократов.
ХРИСТИАНСКИЕ НИЗОВЫЕ ОБЩИНЫ – структурные образования
верующих, в основном бедноты – крестьян, индейцев и негров,
жителей пригородных трущоб. Возникли в Лат. Америке в
кон. 60-х гг. с санкции катол. руководства в ответ на
требования церкви приблизиться к народу, возродить утрачиваемые им религ. чувства, компенсировать нехватку священников за
счет выдвижения, на эту роль мирян. Приходы нередко до 15 тыс. верующих
делились на мелкие подразделения по 10– 30 человек. Их возглавили прошедшие
элементарный курс обучения миряне из местных жителей. Они вместо священ ника совершают обряды венчания, крещения, погребения, знакомят
верующих со Св. Писанием. С самого начала X. н. о.
сделались объектом внимания священнослужителей прогрессивных убеждений. Там,
где они сумели распространить свое влияние, результатом было изменение идеологич. основ и практич. направленности
X. н. о. и их превращение в полуавтономные религ.
структуры внутри церкви. Священники, монахи и отдельные епископы, искренне
желающие улучшения участи бедняков, ставили своей целью развить через X. н. о.
критич. отношение людей к окружающей действительности
и мобилизовать их на активные действия. Использовалась новая интерпретация
религии, предложенная теологией освобождения. Осознание несправедливости существующего
порядка и необходимости перемен пришло к верующим вследствие его оценки как
греховного и не соответствующего Божественному плану. Во мн. случаях X. н. о.
трансформировались из миссионерско-евангелич.
объединений бедноты в политико-освободительные. Их
оппозиция процессу капиталистич. модернизации
включает в себя не только вопросы экономики и политики, но и борьбу за сохранение
народной культуры, народных религ. верований, стиля
жизни, за утверждение своего места в об-ве. Выступления
X. н. о. на политической арене выражаются по-разному в зависимости от ситуаций
в данной стране. В Центр. Америке члены общин приняли участие в революц. движении народного сопротивления, в сандинистской революции и последующих общественно-демократич.
преобразованиях в Никарагуа. В большинстве др. стран Лат. Америки они
солидаризируются с демократич. силами, вступают в
профсоюзы, народные организации, рабочие партии. X. н. о. способствуют
вовлечению маргинальных слоев об-ва в процесс цивилизации.
В наст. вр.
они представляют собой новую – народную – модель церкви. Иерархическая и
авторитарная концепция власти офнц. католицизма заменена
здесь концепцией всеобщего участия, разделяемой всеми ответственности и равных
прав. Народная церковь уходит корнями в местную общину и представляет собой демократич. гражданское сообщество людей, лишенных к.-л.
форм по- литич. или
общественного участия. Они не концентрируются вокруг священника или епископа.
Ее гл. жизненная установка – осуществление своего христ
призвания, строительство на земле Царства Божьего. X. н
о. объединяют меньшинство верующих, но постоянно сохраняют тенденцию
численного роста. Политизированные христ. общины,
объявляющие себя народной церковью, встречают оппозицию в лице офиц. католицизма,
остающегося на консервативных позициях в вопросах христ.
веры и церк. орг-цин.
ХРИСТИАНСКИЙ СИНДИКАЛИЗМ – исторически и идеологически
связанное с церковью направление реформистского профдвижения. Его зарождение
Произошло в 80-х тт. 19 в., когда в зао.-европ.
странах стали возникать первые христ. синдикаты. В
1920 образуется Международ, конфедерация христ. профсоюзов (МКХП). В ее состав вошли 11 зап.-европ. профцентров,
объединявших i своих рядах ок.
3366 тыс. человек. Идейн основой МКХП стало соц. катол. учение, сформулированное в папской энциклике «Рерум новарум». Изменения,
происшедшие с тех пор в мире и в самом христ. профдвижении,
привели к перестройке основ его деятельности, выразившейся в отказе МКХП,
переименованной в 1968 во Всемирн. конфедерацию
труда (ВКТ), от односторонней ориентации на соц.. учение католицизма, в принятии
в 1973 новой «социалис- тич. ориентации» в духе одного
из вариантов реформист, концепции демократии, социализма. Этот сдвиг в
международном христ. профдвижении способствовал
укреплению его влияния среди трудящихся.
ХРИСТОФОР – св. мученик, один из 14
святых-помощников. По преданию, язычник Репрев, принявший
при крещении имя X.; был воином, проповедовал христ-во
в Сирии и Ликии. Во время гонений на христиан при императоре Деции был казнен {обезглавлен или расстрелян лучниками).
В катол. традиции (напр., в «Золотой легенде»)
предстает великаном, перенесшим через реку младенца Христа. День памяти – 25
июля.
ХУАН ДЕ ДИОС (Juan de Dios – Иоанн Божий) (1494–
1550) – почетное прозвище, данное португальцу X. Сиудаду,
основателю ордена «Милосердных братьев». Его жизнь полна исканий и приключений:
был священником, солдатом, воевал в Венгрии против турок, торговал религ. лит-рой в Испании, намеревался
принять мученичество в Африке. Под влиянием проповедей Хуана де Авила (см. Хуан де ла
Крус) полностью посвятил себя делу милосердия. В 1537
X. де Д. основал мо- наш. орден для попечения за
больными, утвержденный в 1571. Канонизирован в 1690. Лев XIII объявил его в
1886 покровителем больниц и больных. День памяти – 8 марта.
ХУАН ДЕ ЛА КРУС (Juan de la
Crus) (1542–1591) – почетное прозвище, данное X. Иепесу, церк. деятелю и богослову. Род.
близ Авила (Испания),
отсюда еще одно его имя – Хуан де Авила. В 1563
вступил в хармелитский монастырь в Медине дель Кампо. Учился в ун-те в
Саламанке. Сподвижник Терезы де Авила в осуществ. реформы ордена кармелитов. Преследовался инквизицией.
В 1577 был заключен в тюрьму в Толедо, откуда бежал в 1578. Впоследствии стал
генеральным викарием Андалузии. Ум. в
ссылке в Убиде. Известен как мистич.
писатель и поэт. Лучшие его произведения: «Восхождение на гору Кармель», «Пламя живой любви», «Духовная песнь». В основе
его мистич. учения – стремление к последоват.
очищению души от мрака чувственного мира, препятствующего единению с богом.
Канонизирован в 1726. В 1926 признан учителем церкви.
День памяти – 24 ноября.
Ц
ЦЕЛЕСТИН V (ок. 1215 –
1296) - папа с 51 по 13.12. 1294 В миру– Пьетро
Анджелари дель Мурроне, итальянец. С 17 лет стал монахом-бешстинцем,
вел отшельнич. жизнь в пещере на горе близ г. Сульмоны в Южной Италии. Был
близок к радикальному крылу францисканцев – спиритуалам.
Основал монаш. орден, члены к-рого
позднее получили название целестинцев. Был избран павой не будучи кардиналом. Оказавшись в полной
зависимости от Карла II Неаполитанского, Ц, V не смог
осуществить программу своих единомышленников и добровольно отказался от
папского трона – случай в истории церкви уникальный. Вскоре он был арестован Бонифацием ЩШ и умер в тюрьме. Канонизирован в 1313 Климентом V; часто именуется св. Петр Ц. День памяти –19
мая.
ЦЕЛЕСТИНЦЫ - члены монаш.
ордена, являвшегося ответвлением бенедиктинского Ос иован ок. 1250 (утвержден в 1264) будущим папой Целестином V. Первонач.
состоял из его последователей, селившихся вокруг горы Мурроне.
Вследствие строгого устава орден Ц. не получил широкого распространения.
Число его монастырей, располагавшихся в Италии и Франции, не превышало 150. Орден
перестал существовать в 1785, когда близ Тренто был закрыт последний монастырь Ц. Имелась также ветвь Ц.,
называвшаяся «Бедные отшельники Целестина». Она была утверждена в качестве монаш. ордена Целестином V в 1294, состояла из последователей
спиритуалов и придерживалась крайнего аскетизма;
запрещена Бонифацием VIII в 1302.
ЦЕЛИБАТ (от лат. caelebs
– неженатый) – обязат. безбрачие катол.
духовенства, установленное папой Григорием VII (1073–1085). Практически Ц.
утвердился с середины 13 в. Введением Ц. катол. церковь стремилась сохранить свою земельную
собственность, не допуская ее раздела между наследниками священнослужителя
Энцикликой «Caelibatus Sacerdotalis»
(«О целибате священников») 1967 папа Павел VI подтвердил незыблемость Ц. Ц.–
одна из причин отказа мн. катол. священников в наши
дни от сана.
ЦЕНЗУРА ЦЕРКОВНАЯ – система надзора за печатными
изданиями, театральными постановками, кинопродукцией
со стороны церкви с правом наложения взысканий за нарушение церк.
установлений (вплоть до лишения священнич. сана и отлучения
от церкви). В катол. церкви Ц. ц.
сложилась в кон. 15 в. В 1496 папа
Александр VI издал эдикт, запрещавший читать и распространять еретич., с т. зр. церкви, книги.
Составлялись спец. списки запрещенной лит-ры (см. «Индекс запрещенных книг»),
ЦЕРКОВНЫЙ СУД – религ.
правовой ин-т и система судебно-следств.
учреждений в христ. церквах. Сложился в феод, об-ве. Настаивая на том, что клир неподсуден светским судьям,
катол. теологи ссылались на евангельские тексты – 1
Послание коринфянам (6:1): «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться
у нечестивых, а не у святых?», а также на 2 Послание коринфянам (10 : 8 и 13 : 2). На практике же епископы, становившиеся владельцами
земель, т. е. феодалами, вершили и суд над мирянами. В качестве судебных учреждений
выступали и церк. соборы, рассматривая дела несогласных с церковью иерархов
(осуждение и изгнание Павла Самосатского Антиохийским собором, 268; осуждение Ария в Никее, 325). Указы императора Константина Великого (321,
331) разрешали мирянам судиться у епископов и передавали последним ряд дел из
ведения преторов. При смешении духовной и светской власти в ср.-век. гос-вах
Ц. с. рассматривал дела клира и мирян, поскольку их правоотношения
регулировались каноническим правом, т. е. дела семейные, наследственные, гражданские
сделки с применением клятв, святотатство. Иерархич.
структура Ц. с. предписывала рассматривать «наиважнейшие дела» в папском суде
(на Тридентском соборе была оформлена «Рота Романа»
(«Римская рота»)1 – Ц. с. по
делам епископов и кардиналов). В 12– 15 вв. большое значение имели суды
архидиаконов. Процедура в этих судах определялась нормами канонич.
и обычного (территориального) права. Введение инквизиции утвердило индивидуальную
форму церк. судебного процесса и усугубило автономию Ц. е., на к-рой особенно настаивали папы
Иннокентий III и Иоанн XXII.
ЦЕРКОВЬ СНИЗУ – оппозиционное руководству катол. церкви ФРГ и офиц. доктрине Ватикана движение,
оформившееся на съездах катол. церкви ФРГ в 1981,
1982 гг. Его инициатор – «Рабочее сообщество катол.
студентов и общин высшей школы» (свыше 40 учебных заведений). Критика внутрицерк. порядков целибата. запрета женского священства) сочетается в этом движении с требованием
обществ. политич. активности клира и мирян.
Выдвигается универс. программа модернизации католицизма,
превращения его в «постбуржуазную» и «посткапиталистическую» церковь с новыми трактовками семьи
и брака, статуса и структуры церкви в об-ве;
пропагандируются лозунги поддержки развивающихся стран, защиты окружающей
среды, участия в антиядерном движении, осуждения консервативных политич. сил. Полагают, что возникновение Ц. с. связано с влиянием латиноамерик.
христианских низовых общин и теологии освобождения. Более 30 критич. настроенных катол.
молодежных групп в 1982 заявили о своем вхождении в Ц. с.
ЦИСТЕРЦИАНЦЫ (от лат названия села Сито близ Ди- жоиа – Cis.terei.um) – члены катол. монаш. ордена, основанного
бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 и возглавленного
в 1115 Бернаром Клервоским. В 12–13 вв. мужские и
женские монастыри Ц. были богаты, влиятельны и многочисленны (к 1300 существовало
700 монастырей Ц. во мн. странах). С 14 в. конгрегация Ц.
приходит в упадок. Из Ц. выделились бернардинцы и трапписты. В наст. вр.
насчитывается немногим более 3 тыс. Ц.
ЦИЦИЛИЯ – святая римская мученица. Согласно
апокрифу кон. 5 в., христианка
Ц., жившая в 3 в., обратила в христ-во мужа Валериана
и брата Тиберия; они были замучены вместе с нею во время гонений. По преданию,
останки Ц. захоронены в катакомбах св. Каликста, а
при папе Пасхалии I перенесены в церковь Ц. Считается покровительницей музыки.
День памяти–22 ноября. Атрибуты: орган и гирлянда из роз.
Ч
ЧАСОВНЯ – см. Капелла
ЧЕНСТОХОВА – старинный город в Южн. Польше, насчитывающий свыше 200 тыс. жителей,. один из самых крупных центров культа Девы Марии. В 1382
князь Владислав Опольчик основал при храме, находящемся
на холме Ясна Гура,
монастырь паулинов. Монастырь построен в готическо-барочном стиле (16–18 вв.). В храме монастыря
находится икона Божьей Матери, считающаяся чудотворной. Ясна
Гура является целью массового паломничества из Польши
и др. стран. Там расположена резиденция руководства ордена паулинов,
к-рому подчинены польская и венгерская паулинские провинции и паулинский
орденский дом, находящийся в сша.
ЧЕНСТОХОВСКАЯ БОЖЬЯ MАТЕРЬ
– считающаяся чудотворной икона Божьей Матери, хранящаяся в храме монастыря паулинов на Ясной Гуре в г. Ченстохова (Южн. Польша). История этой иконы начинается между 1372 и 1378,
когда опольский князь Владислав нашел во время
своего пребывания на Руси в замке в Белзе древний образ Богородицы, а затем
подарил его монастырю на Ясной Гуре
в Ченстохове. Иконографические исследования, а также
анализ материала, использованного при изготовлении иконы, указывают на ее византийско-
восточное происхождение. Время ее написания предположительно датируется
7 или 8 в. Уже в течение
нескольких столетий образ почитается в Польше как чудотворный и стал одним из
символов религиозности страны. Культ иконы, несущей на себе византийские черты,
является выражением сосуществования в польском католицизме элементов западного
и вост. христ-ва. Образ Ченстоховской
Божьей Матери часто называют «Черной Мадонной» из-за темного цвета ее лика.
Однако исследования показали, что потемнение лика произошло вследствие воздействия
покрывающего его лака. Первоначально же, как убедительно показывает снимок иконы,
выполненный в инфракрасных лучах, он был светлым. Копии иконы Ченстоховской Божьей Матери имеются во всех катод. храмах Польши. Иоанн Павел П насаждает культ «Черной Мадонны» во всем мире.1 В части.,
всякий раз, когда он посещал страны Черной Африки, он дарил копии этого образа
местным храмам.
ЧЕCTEPTOH (Chesterton)
Гилберт Кит (1874-1936) – англ
писатель, поэт, публицист. К католицизму Ч. пришел под влиянием идей к а тол. возрожде:
ния ( идущих от кардинала Ньюмена)
в поисках демократии, антитезы пессимистическим идеям англ. декаданса, а также
прагматическим традициям англиканства. Хотя Ч. принял католичество только в
1922, его творчество от книги «Еретики» (1905) до монографии «Фома Аквинским»
(1933) можно рассматривать как осуществление целостной программы популяризации
катол. доктрины. Идеализируя зрелое средневековье, Ч
характеризует, напр., Фому Аквинского как величайшего деятеля в истории христ-ва, осуществившего в 13 в. аристотелианскую
революцию. (Ч. называет Фому человеком, «крестившим» Аристотеля.) В теоло гич. детективах («Неведение
отца Брауна», 1910; «Мудрость отца Брауна», 1913; «Недоверчивость отца Брауна»,
1923; «Тайна отца Брауна», 1927; «Скандальное происшествие с
отцом Брауном», 1935) Ч. представляет англик. мир как
мир, заменивший христ. мяоведм
нравственными парадоксами и потому нуждающийся в сыщике – священнике о. Брауне,
к-рый видит корни преступлений в специфич.
чертах англиканства (и шире – всего протестантизма) и демонстрирует томистский здравый смысл. В самом образе
логика-рационалиста о. Брауна легко узнаются черты Акви- ната.
Перерождение англ. культуры началось, по Ч., с Реформации, покончившей с единой катол. Европой (эссе
«Почему я католик?», 1923). Ч. пропагандирует идею, что вернуть Англию на путь
истинный может лишь следование объединенному идеалу социал-демократии. и христ.
учений («Возвращение Дон Кихота», 1914). Ч. оказал большое влияние почти на
всех катол. мыслителей 20 в., от писателя Ж. Бернаноса до философа Ж- Марате
на.
«ЧИВИЛЬТА КАТТОЛИКА» («Ьа
Стйа СаПоНса») – журнал
Общества Иисуса (иезуитов), выходящий раз в две недели. Был основан в 1850
для борьбы с тогдашней либеральной прессой. Формально «Ч. к.» не относится к ватиканской прессе, но этот элитарный «культурный журнал»
является, по всеобщему признанию, мерилом мнений Ватикана. Его материалами
пользуется римская курия при подготовке папских выступлений. Круг интересов
журнала весьма широк. Кроме чисто религ.-те-
ологич. вопросов он занимается философией, этикой, лит-рой, искусством и юридической проблематикой. Много
места уделяется на страницах «Ч. к.» соц.- политич.
вопросам и проблемам международной политики; интересуется он также теорией и
практикой социализма. Редакция «Ч. к.» имеет свои
представительства во мн. странах, и особенно там, где активно действуют
иезуиты. Эти представительства собирают информацию и высылают ее в редакцию
«Ч. к.» в Риме. Для подготовки статей, касающихся
наиболее важных и сложных соц. проблем, привлекаются эксперты, принадлежащие
к ордену иезуитов, и профессора римских папских учебных заведений. Редакция «Ч.
к.» располагает богатой библиотекой, в к-рой хранятся комплекты 400 различных журналов и газет
почти со всего мира. Тираж «Ч. к.» превышает 20 тыс.
экз.
ЧИСТИЛИЩЕ – согласно катол. вероучению – промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не
получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде
чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание катол. богословы понимают по- разному.
Одни трактуют огонь Ч. как символ и видят в нем муки совести и раскаяния,
другие признают реальность этого огня. Судьба души в Ч. может
быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами» в память
умершего оставшихся на земле родных и близких. Под «добрыми делами»
понимаются молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. Представления
о Ч. сложились уже в 1 в. христ-ва. Учение о нем
разработал Фома Ливийский. Догмат о Ч. был принят Флорентийским собором в 1439
и подтвержден в 1562 Тридентским собором. Правосл. и прот. церкви отвергают
учение о Ч.
Ш
ШАНТАЛЬ (Chantal) Жанна Франсуаза де
(1572–1641) – катол. святая. Род.
в Дижоне, урожд. Фремье. В 1601, после смерти мужа, барона Шанталя, увлеклась мистич.
учениями. Под влиянием учения Франциска де Саль
порвала со светской жизнью, оставила семью и приняла монашество. Вместе с Франциском
де Саль основала орден визитанток
(от лат. visitatio – посещение), созданный в память
посещения Елизаветы Девой Марией (Лк, 1 :39). Устав ордена не включал суровых аскетич. обетов, но обязывал монахинь заниматься
попечением больных и бедных. Ум. в
Мулене. Канонизирована в 1763. День памяти – 21 авг.
ШАТОБРИАН (Chateaubriand)
Франсуа Реие де (1768–1848) – франц.
писатель-романтик, публицист, политич деятель. Широкую
известность принесла ему книга «Гений христианства» (1802) – блестящая апология
христ вероучения Христ-во
изображается им как лучшая из религий, самая гуманная и поэтичная, источник европейской
цивилизации, религия, к-рая
способствовала развитию свободы, искусств и лит-ры,
дала миру «божественную мораль», величественные догмы, доктрины и культ.
«Гений христианства» сыграл важную роль в деле восстановления Наполеоном позиций
катол. церкви во Франции. Др. произведения –
«Мученики» (1809), «Рене» (1834) и «Жизнь де Ранее»
(1844),
ШЕЛЕР (ЭсИе^г) Макс
(1874–1928) – нем. философ, представитель
феноменологии и филос. антропологии. В 1916 принял католичество. Ш. пытался создать
систему «абсолютных ценностей». Трактовка Ш. феноменологии.
метода близка экзистенциализму. Ш. считается одним из
основоположников феноменологии религии, к-рая
должна изучать «сущность святого», формы, в к-рых «святое»
открывается человеку, а также сам акт веры, с помощью к-рого
человек воспринимает содержание божеств, откровения. Т. обр., феноменология
религии 111. целиком базируется на теоло- гич. предпосылках. Осн. труд – «О вечном в человеке»
(1921).