Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.

 

Ф

ФАБИАН – епископ римский (папа) в 236–250. Провел церк. реформу, разделив Рим на 7 религ. округов, во главе к-рых поставил диаконов. В отношении обратного приема отступников в христ. общину Ф. занял промежут. позицию между теми, кто считал такой прием возможным, и крайними его противниками – новатианами. Погиб во время го­нений на христиан при импера­торе Деции. Его могила в церкви Св. Себастьяна в Риме была вскрыта в 1915. День памяти – 20 янв.

 

ФАТИМА – деревушка неда­леко от Лиссабона, вблизи к-рой в 1917 трем крестьянским детям, пасшим скот, будто бы 6 раз яв­лялась богородица и передала им повеление, чтобы Россия была обращена в католичество, и тогда на Западе воцарится мир. Фа- тимское чудо было использовано клерикальными кругами в целях антикоммунистической пропаган­ды в период «холодной войны». Ф. стала одним из мест палом­ничества католиков. В 1967 в связи с 50-летием чуда в Ф. туда приезжал папа Павел VI.

 

ФАТИМСКОЕ ЧУДО - см Фатима.

 

ФИЛИОКВЕ (лат. КГихщеи от сына) – сформулированное впервые на Толедском церк. со­боре в 589 добавление к христ. символу веры. Согласно ут­вержденному 1-м и 2-м Вселен, соборами (325 и 381) символу веры, Св. Дух исходит от Бога-. Отца. Добавление же заключа­лось в утверждении, что Св. Дух исходит от Бога-Отца и от Бога- Сына. Греко-визант. (правосл.) церковь не приняла добавление, что явилось одним из формаль­ных предлогов к разделению в 1054 христ. церкви на зап. и вост. ветви (см. Разделение церквей).

 

ФИЛОСОФИЯ КАТОЛИЧЕ­СКАЯ – комплекс родственных исторически меняющихся идеалистич. школ и течений, как входящих в офиц. церк. докт­рину, так и не входящих в нее, но признаваемых опреде­ленными катол. мыслителями н их последователями. Целую эпо­ху (5–13 вв.) в католицизме ведущую роль играло августинианство, опирающееся на идеи Августина, а также на влияние платонизма и неоплатонизма. В августнннанстве религ, вера объясняется иррационалистически и мистически, гл. значение отводятся чувствам и воображе­нию, а рационалистическому обо­снованию вероучения, а также систематич. изложению филосо­фия и теологии мало уделяет­ся внимания: характерен тезис о вере как предпосылке вся­кого знания; в человеке глав­ное – душа, к-рая лишь пользу­ется телом как своим орудием. Такие августинистско-платонистские концепции со временем привели к интеллектуальному обеднению католицизма, к кри­зисным явлениям в нем в виде ересей, использовавших идеи аристотелизма и аверроизма. Важнейшей вехой в истории катод. философии стало учение доминиканского монаха Фомы Аквинского (см. Томизм). Он систематизировал зрелую схо­ластику, стремясь придать ее положениям рационалистически-логическое обоснование, привес- ад их в соответствие со здра­вым смыслом. Для этой цели Фо­ма Аквинский осуществил син­тез христ, вероучения с идеалистски обработанными идеями Аристотеля, пользуясь его колебаниями между материализ­мом и идеализмом Так. Фома Аквинский позаимствовал ари­стотелевский взгляд на пассив­ную материю и активную форму, отбросив его положение о веч­ности материн Согласно Фоме Аквинекому, материя является ремумьтятом божеств. творения, представляет собой лишь возмож­ность (потенцию), к-рая стано­вится действительностью (ак­том), благодаря нематериальной форме. При помощи обширной категориальной системы по прин­ципу иерархии и субординации построена метафизическая теория бытия. Все существующее изображается в форме иерархи­ческой лестницы, ступени к-рой располагаются в зависимости от их совершенства. Низшей сту­пенью является физическая при­рода, включающая неорганичес­кую и органическую. Над ней возвышается сверхфизическая (метафизическая) природа – души, ангелы и, наконец, бог, представляющий собой высшее бытие, наивысшую и абсолютную форму, чистый акт. В томист­ской картине мира фантастичес­ким образом отражено соц. расслоение об-ва. Томистская философия и теология, в свою очередь, придают этому рассло­ению вечный, якобы самим осно­вам бытия присущий, неизмен­ный характер. В томистском понимании бог является сино­нимом неизменности, вечности. Катол. концепция в такой тра­диционной интерпретации иск­лючает возможность признания реаолюц, преобразования мира. Вместе с тем следует отметить, что Фома Аквинский стремился преодолеть нигилистическое от­ношение к разуму августинианства и тертуллианства и вы­двинул принцип гармонии веры и разума, т. к высшим пред­метом разума выступают нек-рые истины о боге, человек.

при помощи разума познавая творения бога, приходит к по­знанию бога как высшего бытия, всеобщей необходимости и первой причины. Бог, будучи самым общим объектом разума и веры, предопределяет гармо­нию между этими двумя облас­тями. Т, обр., Фома Аквинский признал определенные права, автономию разума, а также и философии, вместе с тем отведя ей роль служанки теологии, призванной логич. аргументами разума подкрепить религ. веру и богословие. Это создало нек- рые. возможности томизму при­спосабливаться к науч. прогрессу определенной эпохи. Томизм, соревнуясь с августинианством и др. катол. филос.-теологич. шко­лами, пережил периоды подъема и ослабления влияния. Распро­странение томизма означало ин­теллектуализацию католицизма, сначала встреченную ее против­никами с недоверием. Позиции томизма ослабли в эпоху Ренес­санса и Реформации, деятели к-рой больше ориентировались на платонизм, августинианство, мистику. В период Контррефор­мации томизм глубоко укоренил­ся в католицизме, стал теоретич. орудием защиты религии. Од­нако, утверждаясь в катол. церк­ви, томизм стал терять влияние на философию Нового времени, рационалистические и эмпири­ческие тенденции к-рой ориенти­ровались не на схоластику, а на науч. познание действитель­ности. При переходе капитализма в империализм наметившееся сближение буржуазии с катол. церковью и взаимные поиски теоретич. оружия против поднимавшегося революц. движения выдвинули потребность возврата к обновленным филос. системам прошлого. Учитывая это, папа Лев XIII в энциклике «Этёр- ни пат рис» объявил томизм офиц. философской доктриной католи­цизма, к-рая должна защищать истины откровения от неверных интерпретаций, быть теоретич. основой единого катол. мировоз­зрения, способствовать интерпре­тированию новейших науч. от­крытий в свете вероучения, помочь новой ориентации церкви в совр. культуре. Обновленное учение Фомы Аквинского с кон. 19 в. стало называться неотомизмом, к-рый стал одним из влиятельнейших направлений в философии 20 в. Неотомизм, отличаясь рядом преимуществ схоластич. философии – систем­ностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсена­лом категорий и логич. аргу­ментов, мог довольно конструк­тивно реагировать на многие новые явления совр. культуры. Большой вклад в развитие этой школы внес кардинал Д. Ж. Мер- сье (1851 – 1926), с именем к-рого связано создание акаде- мич. центра для разработки и преподавания неотомизма при Лувенском ун-те Бельгии, где делаются попытки развивать нео­томизм, учитывая данные совр. наук и достижений др. филос. школ. Сторонники ортодоксаль­ного неотомизма концентриру­ются в осн. в римском «Кол­легиум Ангелнкум». Одной из влиятельнейших разновидностей неотомизма является экзистенци­альный неотомизм, представлен­ный Ж. Маритеном, Э. Жильсоном и др. Эти философы пы­тались уточнить понятие «бы­тие», к-рое, по их взглядам, является не субстанцией, а «чис­тым актом», «экзистенцией». Согл. такому взгляду, бог пони­мается не столько как перво­причина, сколько как сама жизнь, любовь, движение, сози­дающая сила. Неотомисты экзистенциалистского направ­ления больше внимания уделяют человеческому измерению бытия. Большую роль сыграли идеи «интегрального гуманизма» Ж. Маритена. Его наследие сейчас усиленно исследуется в Миланском катол. ун-те Святого сердца (В. Поссенти) и в др. катол. центрах. Филос. взгляды Ж Маритена называют еще не­отомистским персонализмом. Од­ним из наиб, перспективных направлений иеотомизма явля­ется трансцендентальный нео­томизм, осн. принципы к-рого сформулировал бельгийский нео­томист Ж. Марешаль (1878– 1944), ассимилировав идеи трансцендентального метода Канта. Видными представителя­ми являются К. Ранер, Э. Корет (р. 1919), Й Метц (р. 1928) и др. в немецкоязычных странах, Б. Лонерган (1904–1984) в Ка­наде; нек-рые авторы к этому направлению относят и К. Вой тылу ~ Иоанна Павла //, на к-рого сильное влияние оказала феноменология, особенно взгля­ды М Шелера Делается попытка связать проблему субъективнос­ти человека с более широкой, новой интерпретацией рацио­нального понятия. Споры среди катол. философов и теологов во все эпохи выходили за рамки, установленные церковной иерар­хией. И после объявления уче­ния Фомы Аквинского офици­альной катол. философией наря­ду с неотомизмом продолжали развиваться разл. альтернатив­ные школы: идущие в русле, неоавгустинианства философия духа (Р. Ле Сенн (1882–1954) и Л. Лавель (1883–1951); фи­лософия действия М. Блонделя; катол. экзистенциализм Г. Мар­селя; катол. персонализм Э. Мунье, Ж. Лакруа, Ж.-М. Доменака и др. мыслителей, груп­пирующихся вокруг журнала «Эспри»; оригинальная концеп­ция христианского эволюциониз­ма П. Тейяра де Шардена (1881 –1955); разл. варианты новой теологии, вплоть до ре­волюционной латиноамер. теоло­гии освобождения и др. Эти направления обычно носили мо­дернистский характер и вызы­вали критику, а то и запреты со стороны консервативного церк. руководства (осуждение модернизма Пием X в энцик­лике «Пасценди Доминици Грегис» (1907), запрет на пуб­ликацию филос.-теологич. трудов Тейяра де Шардена, а также критика его концепций в эн­циклике «Гумани генерис» (1950), инструкции Ватиканской конгрегации вероучения против теологии освобождения (1984 и 1986). Однако новаторские мысли постепенно проникают и в офиц. доктрину католицизма. На документы II Ватиканского со­бора, на к-ром большинство было за обновленцами – сторон­никами курса на аджорнаменто, оказали влияние не столько идеи ортодоксальных неотомис­тов, сколько персоналистов и да­же Тейяра де Шардена (хотя это имя и не упоминалось). После II Ватиканского собора в катол. философии продолжается про­цесс плюрализации.

 

ФЛАГЕЛЛАНТЫ (от лат. НадеПипт'– бич), бичующие­ся – религ. братство, выступав­шее против соц. и духовного гнета феодалов и катол. церкви. Возникло в Италии в 1210. Ф – выходцы из среды город­ской бедноты ходили из города в город, возвещая конец света. Они выступали против индуль­генций, культа святых. Подвер­гали себя самобичеванию . (отсюда их название) в знак покаяния и «крещения кровью», дающего якобы искупление гре­хов. В 14 в. Ф. можно было встретить во Франции, Польше, Эльзасе, Лотарингии, Швабии, Дании. В 1349 Ф. были осуж­дены катол. церковью как ере­тики. Превратившись в замкну­тую секту, Ф. постепенно пре­кратили свое существование.

 

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ соглашение об объединении ка­тол. и правосл. церквей на собо­ре во Флоренции в июле 1439. Ф. у. была заключена на ус­ловиях принятия православием догм катол. вероучения (о фи- лиоквеУ о чистилище, о главен­стве папы) при сохранении пра­восл. обрядов, греч. языка при богослужении, брака священни­ков и причащения всех верую­щих (как духовенства, так и ми­рян) «под обоими видами», т.е. хлебом и вином. Папство стремилось посредством унии подчинить правосл. церковь и «правосл. страны» своему влия­нию. Греч, духовенство и визант. император Иоанн VIII Палеолог согласились на унию, надеясь получить помощь от Зап. Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и рус. митропо­лит Исидор, грек по националь­ности. Однако рус. духовенство и великий князь Василий (I Темный отказались принять Ф. у.; Исидор был низложен. Только в нек-рых юго-зап. облас­тях Руси, подчиненных в то вре­мя лит. князю, Ф. у. была при­нята. Вскоре Ф. у. была отверг­нута и в Византии: Иерусалим­ский собор правосл. церкви 1443 предал ее проклятию.

 

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР, Ферраро-Флорентийский со­бор (1438–45) – вселенский собор, созванный папой Евгени­ем IV для заключения унии с правосл. церквами в противовес Базельскому собору. Открылся в Ферраре, затем был перенесен во Флоренцию, закончился в Ри­ме. В работе Ф. с. участвовала многочисленная правосл. делега­ция (визант. император Иоанн VIII, константинополь­ский патриарх Иосиф II и'др. высшие правосл. иерархи), ис­кавшая сближения с папством в надежде на помощь Запада в борьбе против турецких заво­евателей. На Ф. с. разгорелись споры о филиокве, о таинстве причащения, о чистилище, о верховной власти папы. Усиление турецкой опасности, давление, с одной стороны, Евгения IV, с другой – ряда визант. церк. деятелей (Виссариона Никейского, киевского митрополита Иси­дора и др., готовых пойти на ком­промисс в области догматики ра­ди спасения Визант. империи) вынудили византийцев заклю­чить Флорентийскую унию (5.6.1439). В дальнейшем и Русь, и Византия отвергли унию. Пос­ледние сессии Ф. с. были пос­вящены борьбе с Базельским собором.

 

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas ) ( 1225–1274 ) – ср.-век философ и богослов, систе­матизатор ортодокс, схоластики, основатель томизма. Род. в Акуино (Италия). Сын графа Ландольфо Аквинского. Воспитывал­ся и учился в бенедиктинском монастыре Монте-Кассино, затем в Неаполе. В О244 вступил в орден доминиканцев Образова­ние завершил в Париже, где учился у Альберта Великого. Преподавал м Париже, Риме, Неаполе. С 1257– доктор теоло­гии. В 1269–72 возглавил в Париж, ун-те борьбу против Сигера Брабантского и сторонни­ков аверроизма. Оси. соч.– «Сумма теологии» (не окончено) в Сумма философии, об истин­ности католической веры против язычников». Стремился дать филос. обоснование катол. вероу­чению, примирить веру со зна­нием, осмыслив с христ. пози­ций . наследие Аристотеля. По Ф. А., вера не противоречит разуму, т. к. и то и другое ис­тинно. Если выводы разума про­тиворечат откровению, то это лишь говорит о неправильном ходе рассуждения. Догматы веры разделяются на рационально постижимые, к-рые можно объяснить средствами как теоло­гии, так и философии (сущест­вование бога, бессмертие души и др.), и рационально не по­стижимые (сотворенность ми­ра, троичность бога, догмат первородного греха). Последние являются предметом только веры и теологии, они сверхразумны и недоступны логике. Религ. дог­маты и принципы разума не за­висят друг от друга. Теология использует философию для того, чтобы сделать истины откровения более доступными для человеч. разума («философия есть слу­жанка теологии»). В отличие от взглядов Августина, Оригена, Сигера Брабантского и др. теологов, игнорировавших зна­чимость телесного, Ф. А. подчер­кивает, что тело не только соу­частвует в духовной деятельности человека, но и в известной сте­пени предопределяет ее («чело­век не есть только душа, но некое соединение души и тела»), Ф. А. также утверждал о при­мате интеллекта над волей. Воля человека свободна. Совер­шенное познание, как и совершен­ное блаженство, состоит в созер­цании бога, что возможно лишь в раю или в состоянии религ. экстаза. В основе человеч. добро­детели лежит «естественный за­кон», к-рый находится в сердце каждого и требует избегать зла и творить благо. Целью чело­века является достижение за­гробного блаженства, доброде­тельная жизнь – средство для его достижения. Без содействия божеств, благодати нельзя до­стичь блаженства. Все виды власти на земле – от бога. Гл. задача гос. власти в содействии общему благу, в заботе о сохра­нении мира и справедливости в об-ве. Как и Аристотель, Ф. А. из всех форм гос. влас­ти предпочитал монархию. При этом он считал, что народ имеет право свергнуть несправедливого и жестокого правителя. Церк. власть выше власти монарха. Все земные государи должны повино­ваться папе римскому, власть к-рого «от Христа». Филос-теологич. система Ф. А. явилась вершиной в развитии ортодок­сальной схоластики и с 14 в. была ведущим направлением катол. философии. Ф. А. получил титул «ангельского доктора», а также «всеобщего наставника» и «князя схоластов». Канонизи­рован в 1323, в 1567 признан «пятым учителем церкви» наряду с крупнейшими авторитетами. В энциклике Льва XIII «Этерни патрис> (1879) филос. система Ф. А. была признана «единст­венно истинной философией католицизма», став основой не­отомизма.

 

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Thomas Kempis), Томас Хемеркен (голл. Hemerken –- букв. «Моло­точек», отсюда латинизир. Маллеолус) (ок. 1380–1471) – религ. мыслитель. Род. в Кемптене (Нидерланды), воспитывался в монастыре в Девентере. С 1406– монах. Принадлежал к т. н. союзу благочестивых брать­ев, зарабатывавших себе на жизнь перепиской книг духовного содержания. Ф. К. не получил систематич. филос. и богословск. образования, не был достаточно хорошо знаком с лит-рой схо­ластики. Его считают автором трактата «О подражании Хрис­ту» (ок. 1418), к-рай получил повсеместное распространение, был переведен на все европ. языки (в части., рус. перевод выполнен К. П. Победоносцевым в 1898) и выдержал множество переизданий. Ф. К- приводит пять доказательств бытия бога, к-рого он считает первопричиной и ко­нечной целью сущего. Соч. Ф К. далеко от умозрений и схоластич. спекуляций, равно как и от преклонения перед к.-л. церк. ав­торитетами. Книга проникнута духом аскетизма. Лежащий во зле мир может спастись толь­ко через подражание жизни Христа. Значение имеет лишь праведная жизнь, а не выполне­ние религ. обрядов, совершение паломничеств или догматические споры богословов Целью жизни должно быть не личное благо­получие, а забота о ближних. Мистич. настрой Ф. К- роднит его с Бернаром Клервоским, а спокойная созерцательность и  самоуглубленность – с появившммися в 17 в, в протестантизме пиетистами.

 

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (лаг. Franciscus Assisiatis, итал. Francesco d 'Assisi) (1181 или 1182–1226) – итал. религ. дея­тель. Наст, имя Щ Джованни Бернардоне (Bernardone). Род. в Ассизи (Умбрия), в зажиточной семье торговца тканями. В 1206, отказавшись от богатства и поссорившись с отцом, ушел из дома и посвятил себя пропо­веди «святой бедности» как со­вершенной формы любви к богу. Бедность, возведенная в жизнен­ный идеал следования «нищему Христу», позволяла, по Ф. А., освободиться от многих тягот мирской жизни и ставила чело­века в условия полного смире­ния, устраняющего отъединенность личности от окружаю­щего мира. Став бродячим проповедником, живущим за счет подаяния, Ф. А. в 1207–1209 вместе с несколькими своими последователями основал брат­ство миноритов («меньших братьев» или «братцев») и соста­вил его «Древнейший устав», предусматривавший обеты бед­ности, целомудрия и послушания. После утверждения устава Ин­нокентием III братство было преобразовано в орден францис­канцев к-рый вскоре уже насчи­тывал тысячи приверженцев. Ог­ромный моральный авторитет ФА, к-рого называли «зерца­лом Христа», притягивал к нему множество людей, что в своих интересах использовала римская курия. Как странствующий про­поведник Ф. А. побывал в Испа­нии, Юж. Франции, участвовал в крестовом походе 1219 в Египет, где пытался обратить в христ-во султана. Вернувшись в 1220 в Италию, отошел от руководства орденом, из братст­ва бессребреников все больше перерождавшегося в обычный монашеский институт. Трудность для братства следовать идеалу бедности и нестяжания, попытки нек-рых монахов смягчить суро­вый устав ордена, поддержанные курией, вызывали напряженность в отношениях Ф. А. с Римом. Последние годы жизни он провел в уединенных молитвах на горе Альверно (Апеннины), где, по преданию, ему явился ангел, после чего на руках и ногах Ф. А. открылись стигматы. Ум. в Ассизи. Мироощущение Ф. А., называвшего себя скоморохом бога, не имеет ничего общего ни с мрачной аскезой св. Доми­ника ни с социальным бунтар­ством Арнольда Брешианского – оно жизнерадостно и в то же время смиренно принимает окружающий мир как божье творение. Духовная радость становится обязательной добро­детелью францисканства; члены ордена призваны «растрогать сердца людские», чтобы прибли­зить их к богу. Монах-отшельник, спасающийся в келье от соблаз­нов земной жизни, уступил место апостолу-миссионеру, сознаю­щему греховность мира, но иду­щего в него, чтобы его спасти. Проникнутая добротой и бод­ростью проповедь Ф. А. придава­ла более человечный характер катол. религии, приближала ее к народной среде. Для мировос­приятия Ф. А. характерно гар­моническое видение Вселенной, одухотворение природы, ощу­щение своей неразрывной связи с ней. Образ Ф. А., то кротостью усмиряющего свирепого волка, то проповедующего «сестрам лас­точкам» и «братьям цветам», отпускающего на волю пойман­ную рыбу или попавшего в кап­кан зверька, отражен в бесчис­ленных легендах. Систематичес­кого изложения своего учения Ф. А., чуждый всякой книжности, не оставил. Ему принадлежат соч. «Похвала добродетели» и «Похвала богу» (на латыни), а также ряд поэтич. произведений на итал. яз., в ,т. ч. «Кантика брата Солнца, или Похвала творению» Щй гимн, славящий не только бога, но и все соз­данное им. Среди катол. свя­тых Ф. А.– один из наиб, почи­таемых. Канонизирован в 1228. С 1939 считается покровителем Италии.

 

ФРАНЦИСК ДЕ САЛЬ (Fran de Sal) (1567–1622) – один из лидеров Контрреформации в Швейцарии. Родом из знат­ной савойской семьи. Получив гуманитарное образование, по­святил себя делу возвращения кальвинистов в католицизм. С 1602 епископ Женевской епархии, совершал проповедни­ческие турне, в том числе к франц. двору, стал исповедни­ком мн. представителей высшего об-ва. Совместно с баронессой де Шанталь осн. в 1610 жен. монаш. орден визитанток. Прославился как оратор и рели­гиозный писатель, разрабаты­вавший в стиле барокко темы мистической любви и заимство­ванной у протестантов темы пред­определения. Наиб, известно «Введение в набожную жизнь» (1609). В лит. наследии Ф. 2000 писем, в т. ч. переписка с Генрихом IV. Один из его по­следователей – Винсент де вен- Поль. Ф. канонизирован в 1665, в 1857 провозглашен покровите­лем ордена салезианцев, в 1877– доктором церкви, в 1923– покровителем катол. прессы.

 

ФРАНЦИСКАНЦЫ – катол нищенствующий монаш. орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207–1209, но вско­ре получил распространение и в др. странах Зап. Европы. Самим основателем был назван Орденом меньших братьев; под этим названием был утвержден папой в 1223. Уставное требо­вание бедности относилось у Ф. не только к членам орде­на, но и к ордену в целом. Ф. жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедо­вали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это спо­собствовало росту их популяр­ности и притоку пожертвований. Возникнув в противовес офиц. церкви с ее богатством и рос­кошью, орден Ф. со временем превратился в надежное орудие защиты интересов папства: Ф. вели борьбу против ереси, участ­вовали в деятельности инквизи­ции. В 1256 папа предоставил Ф. право преподавания в ун-тах. Ф. занимались и миссионерс­кой деятельностью. В 16–18 вв. Ф. были изгнаны из нек-рых стран. Однако и в наст. вр. Ф. являются одним из влиятельных катол. орденов. В его ведении находится ряд высш. уч. заве­дений, в т. ч. и ун-тов, мис­сионерские орг-ции и др. Во гла­ве ордена стоит генерал, из­бираемый на 6 лет. Существу­ет и женский францисканский монаш. орден (клариски), созданный св. Кларой.

 

ФУЛЬДА – бенедиктинское аб­батство близ Франкфурта-на-Майне, основанное в 744 Уинфридом Бонифацием. В наст, вр. Ф.–. епископство, здесь у «гроба св. Бонифация» уст­раиваются конференции нем. катол. епископов.

 

Х 

ХАРИЗМА (греч.) – см. Благодать.

 

«ХРИСТИАНЕ ЗА СОЦИАЛИЗМ» – левокатол. радикаль­ное демократич. движение за соц. прогресс. Возникло в Чили в 1971 в поддержку правительства Народного единства С. Альенде. Вскоре распространилось во мн. странах Лат. Америки, Зап. и Южн. Европы, Дзии. В 1975 в Квебеке (Канада) состоялся I Всемирный конгресс движения «X. за е.». В это движение входят верующие католики, пред­ставители интеллигенции, сту­денчества, крестьянства и рабо­чих. Его появление – результат осознания верующими того фак­та, что офиц. церковь стоит на стороне власть имущих, что действительность капиталистич. об-ва не соответствует евангель­ской заповеди христ. любви. «X. за с.» с определенными оговорками принимают марксизм как теоретич, инструмент, позво­ляющий раскрыть суть капи­талистич. эксплуатации и наме­тить пути выхода из нее, интер­претировать христ. религию. «X, за с.» ставят перед собой цель вести борьбу за социализм на рели г;. уровне, гл. внимание уде­ляя перестройке сознания веру­ющих, помогая им включиться в антикапиталистическую борь­бу. Они, не создавая своей по­литич. партии или отдельной церкви, пытаются воздействовать на существующие церкви, про­буждать классовую солидарность верующих христиан. Одним из виднейших идеологов этого дви­жения является Джулио Джи- рарди (Италия), опубликовав­ший книгу «Христиане за соци­ализм: почему?».

 

ХРИСТИАНСКИЕ ДЕМОКРА­ТЫ – политич. партии, об­ществ.-политич. движения, про­возглашающие свою верность христ. учению и находящиеся под влиянием церкви (как прави­ло– католической). Первые группировки и партии такого направления начали возникать в Европе (в Германии, Бельгии, Нидерландах, Австрии, Франции, Италии) во вт. пол. 19 в. в связи с процессом приспособ­ления катол. церкви к условиям капитализма, реагируя на подъ­ем рабочего движения. Доктринальные основы христ. демо­кратии были заложены в энцик- ликах Льва XIII «Рерум нова- рум* й особенно «Гравес де коммунн» (190!). X д., руковод­ствуясь соц. доктриной католи­цизма, выдвигали лозунг «треть­его пути» между капитализмом и социализмом: отстаивая основы существующего строя, критико­вали крайние проявления эксплу­атации, а в качестве альтер­нативы предлагали христ. лю­бовь, благотворительность и нек- рые умеренные социальные ре­формы. Вместе с тем X. д. резко выступали против социализма и коммунистич. движения. Отноше­ние X. д. к угрозе фашизма было неоднозначным – зачастую критическим, ио не последова­тельным В период 2-й мировой войны немало X. д. находились в пассивной оппозиции к фашиз­му, нек-рые принимали актив­ное участие в Сопротивлении (напр., в Италии Х.д. имели свои партизанские отряды). Это обстоятельство способствовало подъему христ.-демократич. дви­жения после окончания войны. В первые послевоенные годы в нек-рых странах X д. входили в правительство вместе с ком­мунистами и участвовали в про­ведении демократических пре­образований. Однако с нача­лом «колодной войны» X. д., как правило, перешли на рез­кие антикоммунистич. позиции, стали сторонниками создания и укрепления НАТО и др. военных блоков Сейчас в мире имеется более 50 христ. демократии, пар­тий (под разными названиями), являющихся значит, политич. силой правого и центристского направления. Провозгласив христ. учение основой своей политич. платформы, они, по су­ществу, выражают интересы мо- нополистич. капитала, вместе с тем опираются на средние клас­сы и часть рабочих, находящих­ся под влиянием религии. В на­циональных рамках X. д. обычно блокируются с др. центристс­кими и правыми партиями. Однако в силу разнородности соц. базы в христ. демократии появляются и сторонники сотруд­ничества с левыми силами. Отношения X. д. к Советскому Союзу обычно были враждеб­ными или сдержанными, Однако в связи с происходящей в нашей стране перестройкой эти отно­шения улучшаются, все громче раздаются голоса за политич. и экономия, сотрудничество с СССР, за разоружение и укреп­ление мира. Ватикан и еписко­паты отд. стран обычно взаимо­действуют с христ.-демократич. партиями, хотя иногда между ними возникают и конфликты. Ареал распространения христ.- демократич. партий – Зап. Ев­ропа (особенно влиятельны они в ФРГ, Италии, Бельгии, Ни­дерландах) и в Лат. Америке. Эти партии воссоздаются в странах Вост. Европы, проявляя тенденцию к быстрому количест­венному росту и политической активности. Х.д. не получили распространения в англо-саксон­ских и скандинавских странах, в Азии и Африке; их влияние упало во Франции. Имеются регио­нальные и международные объе­динения христ. демократов: в 1947 создан Европейский союз христ. демократов; в связи с вы­борами 1979 в Европейский пар­ламент создана Европейская на­родная партия. Латиноамер. христ.-демократия, партии объе­динены в Христианско-демократическую организацию Америки. Центром координации деятель­ности этих партий в мировом мас­штабе является Всемирный союз христианских демократов.

 

ХРИСТИАНСКИЕ НИЗОВЫЕ ОБЩИНЫ – структурные обра­зования верующих, в основном бедноты – крестьян, индейцев и негров, жителей пригородных трущоб. Возникли в Лат. Аме­рике в кон. 60-х гг. с санкции катол. руководства в ответ на требования церкви приблизиться к народу, возродить утрачива­емые им религ. чувства, ком­пенсировать нехватку священ­ников за счет выдвижения, на эту роль мирян. Приходы нередко до 15 тыс. верующих делились на мелкие подразделения по 10– 30 человек. Их возглавили прошедшие элементарный курс обучения миряне из местных жителей. Они вместо священ ника совершают обряды венча­ния, крещения, погребения, зна­комят верующих со Св. Писани­ем. С самого начала X. н. о. сде­лались объектом внимания свя­щеннослужителей прогрессивных убеждений. Там, где они суме­ли распространить свое влияние, результатом было изменение идеологич. основ и практич. на­правленности X. н. о. и их прев­ращение в полуавтономные ре­лиг. структуры внутри церкви. Священники, монахи и отдельные епископы, искренне желающие улучшения участи бедняков, ста­вили своей целью развить через X. н. о. критич. отношение людей к окружающей действительности и мобилизовать их на активные действия. Использовалась новая интерпретация религии, предло­женная теологией освобождения. Осознание несправедливости су­ществующего порядка и необхо­димости перемен пришло к веру­ющим вследствие его оценки как греховного и не соответ­ствующего Божественному пла­ну. Во мн. случаях X. н. о. транс­формировались из миссионерско-евангелич. объединений бедноты в политико-освободительные. Их оппозиция процессу капиталистич. модернизации включает в се­бя не только вопросы эконо­мики и политики, но и борьбу за сохранение народной культу­ры, народных религ. верований, стиля жизни, за утверждение своего места в об-ве. Выступ­ления X. н. о. на политической арене выражаются по-разному в зависимости от ситуаций в дан­ной стране. В Центр. Америке члены общин приняли участие в революц. движении народного сопротивления, в сандинистской революции и последующих об­щественно-демократич. преобразованиях в Никарагуа. В боль­шинстве др. стран Лат. Америки они солидаризируются с демократич. силами, вступают в проф­союзы, народные организации, рабочие партии. X. н. о. способст­вуют вовлечению маргинальных слоев об-ва в процесс цивили­зации. В наст. вр. они пред­ставляют собой новую – народ­ную – модель церкви. Иерархи­ческая и авторитарная концеп­ция власти офнц. католицизма заменена здесь концепцией всеобщего участия, разделяе­мой всеми ответственности и равных прав. Народная церковь уходит корнями в местную об­щину и представляет собой демократич. гражданское сообщество людей, лишенных к.-л. форм по- литич. или общественного учас­тия. Они не концентрируются во­круг священника или епископа. Ее гл. жизненная установка – осуществление своего христ при­звания, строительство на земле Царства Божьего. X. н о. объе­диняют меньшинство верующих, но постоянно сохраняют тен­денцию численного роста. Поли­тизированные христ. общины, объявляющие себя народной церковью, встречают оппозицию в лице офиц. католицизма, остающегося на консервативных позициях в вопросах христ. веры и церк. орг-цин.

 

ХРИСТИАНСКИЙ СИНДИКА­ЛИЗМ – исторически и идеоло­гически связанное с церковью направление реформистского профдвижения. Его зарождение Произошло в 80-х тт. 19 в., когда в зао.-европ. странах стали возникать первые христ. синдикаты. В 1920 образуется Международ, конфедерация христ. профсоюзов (МКХП). В ее состав вошли 11 зап.-европ. профцентров, объединявших i своих рядах ок. 3366 тыс. чело­век. Идейн основой МКХП стало соц. катол. учение, сфор­мулированное в папской энцик­лике «Рерум новарум». Измене­ния, происшедшие с тех пор в мире и в самом христ. проф­движении, привели к перестрой­ке основ его деятельности, выра­зившейся в отказе МКХП, пере­именованной в 1968 во Всемирн. конфедерацию труда (ВКТ), от односторонней ориентации на соц.. учение католицизма, в при­нятии в 1973 новой «социалис- тич. ориентации» в духе одного из вариантов реформист, концеп­ции демократии, социализма. Этот сдвиг в международном христ. профдвижении способст­вовал укреплению его влияния среди трудящихся.

 

ХРИСТОФОР – св. мученик, один из 14 святых-помощников. По преданию, язычник Репрев, принявший при крещении имя X.; был воином, проповедовал христ-во в Сирии и Ликии. Во время гонений на христиан при императоре Деции был казнен {обезглавлен или расстрелян лучниками). В катол. традиции (напр., в «Золотой легенде») предстает великаном, перенес­шим через реку младенца Хрис­та. День памяти – 25 июля.

 

ХУАН ДЕ ДИОС (Juan de Dios – Иоанн Божий) (1494– 1550) – почетное прозвище, данное португальцу X. Сиудаду, основателю ордена «Милосерд­ных братьев». Его жизнь полна исканий и приключений: был священником, солдатом, воевал в Венгрии против турок, торговал религ. лит-рой в Испании, наме­ревался принять мученичество в Африке. Под влиянием про­поведей Хуана де Авила (см. Хуан де ла Крус) полностью посвятил себя делу милосердия. В 1537 X. де Д. основал мо- наш. орден для попечения за больными, утвержденный в 1571. Канонизирован в 1690. Лев XIII объявил его в 1886 покровителем больниц и боль­ных. День памяти – 8 марта.

 

ХУАН ДЕ ЛА КРУС (Juan de la Crus) (1542–1591) – по­четное прозвище, данное X. Иепесу, церк. деятелю и богосло­ву. Род. близ Авила (Ис­пания), отсюда еще одно его имя – Хуан де Авила. В 1563 вступил в хармелитский монас­тырь в Медине дель Кампо. Учился в ун-те в Саламанке. Сподвижник Терезы де Авила в осуществ. реформы ордена кар­мелитов. Преследовался инкви­зицией. В 1577 был заключен в тюрьму в Толедо, откуда бе­жал в 1578. Впоследствии стал генеральным викарием Андалузии. Ум. в ссылке в Убиде. Известен как мистич. писатель и поэт. Лучшие его произведе­ния: «Восхождение на гору Кармель», «Пламя живой любви», «Духовная песнь». В основе его мистич. учения – стремление к последоват. очищению души от мрака чувственного мира, пре­пятствующего единению с богом. Канонизирован в 1726. В 1926 признан учителем церкви. День памяти – 24 ноября.

 

Ц 

ЦЕЛЕСТИН V (ок. 1215 – 1296) - папа с 51 по 13.12. 1294 В миру– Пьетро Анджелари дель Мурроне, итальянец. С 17 лет стал монахом-бешстинцем, вел отшельнич. жизнь в пещере на горе близ г. Сульмоны в Южной Италии. Был близок к радикальному крылу францисканцев – спиритуалам. Основал монаш. орден, члены к-рого позднее получили назва­ние целестинцев. Был избран па­вой не будучи кардиналом. Ока­завшись в полной зависимости от Карла II Неаполитанского, Ц, V не смог осуществить программу своих единомышлен­ников и добровольно отказал­ся от папского трона – случай в истории церкви уникальный. Вскоре он был арестован Бо­нифацием ЩШ и умер в тюрьме. Канонизирован в 1313 Климен­том V; часто именуется св. Петр Ц. День памяти –19 мая.

 

ЦЕЛЕСТИНЦЫ - члены монаш. ордена, являвшегося от­ветвлением бенедиктинского Ос иован ок. 1250 (утвержден в 1264) будущим папой Целести­ном V. Первонач. состоял из его последователей, селившихся вокруг горы Мурроне. Вслед­ствие строгого устава орден Ц. не получил широкого рас­пространения. Число его мо­настырей, располагавшихся в Италии и Франции, не превы­шало 150. Орден перестал суще­ствовать в 1785, когда близ Тренто был закрыт последний монастырь Ц. Имелась также ветвь Ц., называвшаяся «Бед­ные отшельники Целестина». Она была утверждена в качестве монаш. ордена Целестином V в 1294, состояла из последовате­лей спиритуалов и придержива­лась крайнего аскетизма; запре­щена Бонифацием VIII в 1302.

 

ЦЕЛИБАТ (от лат. caelebs – неженатый) – обязат. безбрачие катол. духовенства, установлен­ное папой Григорием VII (1073–1085). Практически Ц. утвердился с середины 13 в. Введением Ц. катол. церковь стремилась сохранить свою земельную собственность, не допуская ее раздела между наследниками священнослужи­теля Энцикликой «Caelibatus Sacerdotalis» («О целибате священников») 1967 папа Па­вел VI подтвердил незыблемость Ц. Ц.– одна из причин отказа мн. катол. священников в наши дни от сана.

 

ЦЕНЗУРА ЦЕРКОВНАЯ – система надзора за печатными изданиями, театральными поста­новками, кинопродукцией со сто­роны церкви с правом наложе­ния взысканий за нарушение церк. установлений (вплоть до лишения священнич. сана и от­лучения от церкви). В катол. церкви Ц. ц. сложилась в кон. 15 в. В 1496 папа Александр VI издал эдикт, запрещавший читать и распространять еретич., с т. зр. церкви, книги. Соста­влялись спец. списки запрещен­ной лит-ры (см. «Индекс запре­щенных книг»),

 

ЦЕРКОВНЫЙ СУД – религ. правовой ин-т и система судебно-следств. учреждений в христ. церквах. Сложился в феод, об-ве. Настаивая на том, что клир неподсуден светским судь­ям, катол. теологи ссылались на евангельские тексты – 1 Посла­ние коринфянам (6:1): «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечести­вых, а не у святых?», а также на 2 Послание коринфянам (10 : 8 и 13 : 2). На практике же епископы, становившиеся вла­дельцами земель, т. е. феода­лами, вершили и суд над миря­нами. В качестве судебных уч­реждений выступали и церк. соборы, рассматривая дела несо­гласных с церковью иерархов (осуждение и изгнание Павла Самосатского Антиохийским собором, 268; осуждение Ария в Никее, 325). Указы императора Константина Великого (321, 331) разрешали мирянам судиться у епископов и передавали послед­ним ряд дел из ведения пре­торов. При смешении духовной и светской власти в ср.-век. гос-вах Ц. с. рассматривал дела клира и мирян, поскольку их право­отношения регулировались кано­ническим правом, т. е. дела семейные, наследственные, граж­данские сделки с применением клятв, святотатство. Иерархич. структура Ц. с. предписывала рассматривать «наиважнейшие дела» в папском суде (на Тридентском соборе была офор­млена «Рота Романа» («Рим­ская рота»)1 – Ц. с. по делам епископов и кардиналов). В 12– 15 вв. большое значение имели суды архидиаконов. Процедура в этих судах определялась нор­мами канонич. и обычного (тер­риториального) права. Введение инквизиции утвердило индиви­дуальную форму церк. судебного процесса и усугубило автоно­мию Ц. е., на к-рой особенно настаивали папы Иннокентий III и Иоанн XXII.

 

ЦЕРКОВЬ СНИЗУ – оппозици­онное руководству катол. церкви ФРГ и офиц. доктрине Ватикана движение, оформившееся на съездах катол. церкви ФРГ в 1981, 1982 гг. Его инициатор – «Рабочее сообщество катол. сту­дентов и общин высшей школы» (свыше 40 учебных заведений). Критика внутрицерк. порядков целибата. запрета женского священства) сочетается в этом движении с требованием об­ществ. политич. активности кли­ра и мирян. Выдвигается универс. программа модернизации католицизма, превращения его в «постбуржуазную» и «посткапи­талистическую» церковь с новы­ми трактовками семьи и брака, статуса и структуры церкви в об-ве; пропагандируются лозунги поддержки развивающихся стран, защиты окружающей среды, участия в антиядерном движении, осуждения консерва­тивных политич. сил. Пола­гают, что возникновение Ц. с. связано с влиянием латиноамерик. христианских низовых об­щин и теологии освобождения. Более 30 критич. настроенных ка­тол. молодежных групп в 1982 за­явили о своем вхождении в Ц. с.

 

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ (от лат названия села Сито близ Ди- жоиаCis.terei.um) – члены катол. монаш. ордена, основан­ного бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 и воз­главленного в 1115 Бернаром Клервоским. В 12–13 вв. муж­ские и женские монастыри Ц. были богаты, влиятельны и мно­гочисленны (к 1300 существо­вало 700 монастырей Ц. во мн. странах). С 14 в. конгрегация Ц. приходит в упадок. Из Ц. выделились бернардинцы и трап­писты. В наст. вр. насчитыва­ется немногим более 3 тыс. Ц.

 

ЦИЦИЛИЯ – святая римская мученица. Согласно апокрифу кон. 5 в., христианка Ц., жившая в 3 в., обратила в христ-во мужа Валериана и брата Тиберия; они были замучены вместе с нею во время гонений. По преданию, останки Ц. захоронены в ката­комбах св. Каликста, а при папе Пасхалии I перенесены в церковь Ц. Считается покрови­тельницей музыки. День памя­ти–22 ноября. Атрибуты: ор­ган и гирлянда из роз.

 

Ч 

ЧАСОВНЯ – см. Капелла

 

ЧЕНСТОХОВА – старинный город в Южн. Польше, насчи­тывающий свыше 200 тыс. жите­лей,. один из самых крупных центров культа Девы Марии. В 1382 князь Владислав Опольчик основал при храме, находя­щемся на холме Ясна Гура, монастырь паулинов. Монастырь построен в готическо-барочном стиле (16–18 вв.). В храме мо­настыря находится икона Божь­ей Матери, считающаяся чудо­творной. Ясна Гура является целью массового паломничества из Польши и др. стран. Там расположена резиденция руко­водства ордена паулинов, к-рому подчинены польская и венгерская паулинские провинции и паулинский орденский дом, находящий­ся в сша.

 

ЧЕНСТОХОВСКАЯ БОЖЬЯ MАТЕРЬ – считающаяся чудот­ворной икона Божьей Матери, хранящаяся в храме монастыря паулинов на Ясной Гуре в г. Ченстохова (Южн. Польша). Ис­тория этой иконы начинается между 1372 и 1378, когда опольский князь Владислав на­шел во время своего пребывания на Руси в замке в Белзе древний образ Богородицы, а затем пода­рил его монастырю на Ясной Гуре в Ченстохове. Иконогра­фические исследования, а также анализ материала, использован­ного при изготовлении иконы, указывают на ее византийско- восточное происхождение. Время ее написания предположительно датируется 7 или 8 в. Уже в течение нескольких столетий образ почитается в Польше как чудотворный и стал одним из символов религиозности страны. Культ иконы, несущей на себе византийские черты, является выражением сосуществования в польском католицизме элементов западного и вост. христ-ва. Образ Ченстоховской Божьей Матери часто называют «Черной Мадонной» из-за темного цвета ее лика. Однако исследования показали, что потемнение лика произошло вследствие воздей­ствия покрывающего его лака. Первоначально же, как убеди­тельно показывает снимок ико­ны, выполненный в инфракрас­ных лучах, он был светлым. Копии иконы Ченстоховской Божьей Матери имеются во всех катод. храмах Польши. Иоанн Павел П насаждает культ «Чер­ной Мадонны» во всем мире.1 В части., всякий раз, когда он посещал страны Черной Африки, он дарил копии этого образа местным храмам.

 

ЧЕCTEPTOH (Chesterton) Гилберт Кит (1874-1936) – англ писатель, поэт, публицист. К католицизму Ч. пришел под влиянием идей к а тол. возрожде: ния ( идущих от кардинала Ньюмена) в поисках демократии, антитезы пессимистическим иде­ям англ. декаданса, а также прагматическим традициям англиканства. Хотя Ч. принял католичество только в 1922, его творчество от книги «Еретики» (1905) до монографии «Фома Аквинским» (1933) можно рас­сматривать как осуществление целостной программы популяри­зации катол. доктрины. Иде­ализируя зрелое средневековье, Ч характеризует, напр., Фому Аквинского как величайшего деятеля в истории христ-ва, осуществившего в 13 в. аристотелианскую революцию. (Ч. на­зывает Фому человеком, «крес­тившим» Аристотеля.) В теоло гич. детективах («Неведение отца Брауна», 1910; «Мудрость отца Брауна», 1913; «Недоверчивость отца Брауна», 1923; «Тайна отца Брауна», 1927; «Скандальное происшествие с отцом Брауном», 1935) Ч. представляет англик. мир как мир, заменивший христ. мяоведм нравственными парадоксами и потому нуждающийся в сыщике – священнике о. Брау­не, к-рый видит корни преступле­ний в специфич. чертах англикан­ства (и шире – всего протестан­тизма) и демонстрирует томист­ский здравый смысл. В самом об­разе логика-рационалиста о. Бра­уна легко узнаются черты Акви- ната. Перерождение англ. куль­туры началось, по Ч., с Реформа­ции, покончившей с единой катол. Европой (эссе «Почему я като­лик?», 1923). Ч. пропагандирует идею, что вернуть Англию на путь истинный может лишь следова­ние объединенному идеалу соци­ал-демократии. и христ. учений («Возвращение Дон Кихота», 1914). Ч. оказал большое влия­ние почти на всех катол. мысли­телей 20 в., от писателя Ж. Бернаноса до философа Ж- Мара­те на.

 

«ЧИВИЛЬТА КАТТОЛИКА» («Ьа Стйа СаПоНса») – жур­нал Общества Иисуса (иезуи­тов), выходящий раз в две неде­ли. Был основан в 1850 для борь­бы с тогдашней либеральной прессой. Формально «Ч. к.» не от­носится к ватиканской прессе, но этот элитарный «культурный журнал» является, по всеобще­му признанию, мерилом мнений Ватикана. Его материалами пользуется римская курия при подготовке папских выступлений. Круг интересов журнала весьма широк. Кроме чисто религ.-те- ологич. вопросов он занимается философией, этикой, лит-рой, искусством и юридической про­блематикой. Много места уде­ляется на страницах «Ч. к.» соц.- политич. вопросам и проблемам международной политики; инте­ресуется он также теорией и практикой социализма. Редакция «Ч. к.» имеет свои представитель­ства во мн. странах, и особенно там, где активно действуют иезуиты. Эти представительства собирают информацию и высы­лают ее в редакцию «Ч. к.» в Риме. Для подготовки статей, касающихся наиболее важных и сложных соц. проблем, при­влекаются эксперты, принадле­жащие к ордену иезуитов, и профессора римских папских учебных заведений. Редакция «Ч. к.» располагает богатой библиотекой, в к-рой хранятся комплекты 400 различных жур­налов и газет почти со всего мира. Тираж «Ч. к.» превышает 20 тыс. экз.

 

ЧИСТИЛИЩЕ – согласно катол. вероучению – промежуточ­ное место между раем и адом, где души грешников, не полу­чившие прощения в земной жиз­ни, но не отягощенные смертны­ми грехами, прежде чем полу­чить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание катол. богословы понимают по- разному. Одни трактуют огонь Ч. как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба души в Ч. может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами» в память умершего оставшихся на земле родных и близких. Под «добрыми делами» понимаются молитвы, мессы и материаль­ные пожертвования в пользу церкви. Представления о Ч. сложились уже в 1 в. христ-ва. Учение о нем разработал Фома Ливийский. Догмат о Ч. был принят Флорентийским собо­ром в 1439 и подтвержден в 1562 Тридентским собором. Правосл. и прот. церкви отвергают учение о Ч.

 

Ш

 ШАНТАЛЬ (Chantal) Жанна Франсуаза де (1572–1641) – катол. святая. Род. в Дижоне, урожд. Фремье. В 1601, после смерти мужа, барона Шанталя, увлеклась мистич. учениями. Под влиянием учения Франциска де Саль порвала со светской жизнью, оставила семью и приня­ла монашество. Вместе с Фран­циском де Саль основала орден визитанток (от лат. visitatio – посещение), созданный в память посещения Елизаветы Девой Ма­рией (Лк, 1 :39). Устав ордена не включал суровых аскетич. обе­тов, но обязывал монахинь заниматься попечением больных и бедных. Ум. в Мулене. Канони­зирована в 1763. День памяти – 21 авг.

 

ШАТОБРИАН (Chateaubriand) Франсуа Реие де (1768–1848) – франц. писатель-романтик, пуб­лицист, политич деятель. Широ­кую известность принесла ему книга «Гений христианства» (1802) – блестящая апология христ вероучения Христ-во изо­бражается им как лучшая из религий, самая гуманная и поэ­тичная, источник европейской цивилизации, религия, к-рая способ­ствовала развитию свободы, искусств и лит-ры, дала миру «божественную мораль», величе­ственные догмы, доктрины и культ. «Гений христианства» сыграл важную роль в деле восстановления Наполеоном по­зиций катол. церкви во Франции. Др. произведения – «Мученики» (1809), «Рене» (1834) и «Жизнь де Ранее» (1844),

 

ШЕЛЕР (ЭсИе^г) Макс (1874–1928) – нем. философ, предста­витель феноменологии и филос. антропологии. В 1916 принял католичество. Ш. пытался соз­дать систему «абсолютных цен­ностей». Трактовка Ш. феноме­нологии. метода близка экзистен­циализму. Ш. считается одним из основоположников феноменоло­гии религии, к-рая должна изучать «сущность святого», формы, в к-рых «святое» откры­вается человеку, а также сам акт веры, с помощью к-рого человек воспринимает содержа­ние божеств, откровения. Т. обр., феноменология религии 111. целиком базируется на теоло- гич. предпосылках. Осн. труд – «О вечном в человеке» (1921).

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz