Католицизм. Словарь: Э - Я

Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.

Э

ЭКЗОРЦИЗМ – изгнание злых духов из одержимого с помощью заклинаний и магических дей­ствий. В первобытном об-ве Э. – прерогатива колдуна; христ- во видело в Э. элемент де­ятельности Христа, апостолов, святых. В раннеср.-век. Европе народные поверья о демонах, якобы вселяющихся гл. обр. в женщин, о наведении такими колдуньями порчи на людей, скот, урожай, осуждались катол. церковью как языческие су­еверия. Теологич. переосмысле­ние проблемы контактов с демо­нами произошло в XIII в. в условиях борьбы катол. церкви с ересями и в связи с ведовскими процессами. В совр. жизни Э., как отметил II Ватиканский собор, утратил прежнее значе­ние, сохранившись в ритуале крещения, к-рое снимает с чело­века печать греха (Конституция «О церкви в современном мире», § 37). Тем не менее и в наши дни нек-рые катол. священнослужи­тели практикуют Э.

 

«ЭККЛЕЗИАМ СУАМ» («Ecclesiam suam» – «Своей церк­ви») энциклика папы Павла VI (1964), в к-рой практич. была изложена программа его понти­фиката, во многом определившая дальнейший ход работы II Вати­канского собора. В центре внима­ния Павла VI оказались пробле­мы диалога церкви с совр. миром и характер диалога с ате­истами и марксистами. Призна­вая необходимость диалога церк­ви «с миром, в котором она живет», Павел VI изложил ха­рактер, методы и цели такого диалога. На первом месте дол­жны быть интересы церкви, про­поведь ее учения среди тех, кто не разделяет катол. мировоззрение. Диалог должен служить «спа­сению» инаковерующих и ина­комыслящих, а точнее – обра­щению их в катол. веру. При этом Павел VI отверг методы грубого диктата, анафем и отлучений: климат диалога – это дружелю­бие, корректность, сердечность, терпимость. Однако должен быть предел приспособлению церкви к историч. обстоятельствам, ибо диалог с инакомыслящими мо­жет привести к уступкам в воп­росах катол. доктрины и морали, к отходу от катол. принципов, что недопустимо: «Диалог наш может привести к послабле- ниш ?то отношению к обязатель­ствам, налагаемым нашей ве- рощ». Оценивая атеизм как «самое серьезное явление нашей эпохи» и считая «безбожный ком­мунизм*,' его соц., экономия, и полнтич. режимы причиной всех бед, Павел VI утверждает, что «трудно, если не сказать не­возможно, предположить в по­добных условиях возможность диалога». Тем не менее отсутст­вие в энциклике прямых запре­тов на диалог, в том числе с атеистами и марксистами, от­крывало путь к нему. В соот­ветствии с «Э. с.» в системе римской курии позднее был соз­дан Секретариат по делам не­верующих для осуществления такого диалога.

 

ЭККЛЕЗНОЛОГИЯ КАТОЛИ­ЧЕСКАЯ – катол. учение о цер­кви (греч. ekktesia – собрание, церковь и iogos учение), раз­дел богословия, обосновыва­ющий спасительную роль церкви 1 жизни верующих» ее НеобхвДИ- мость в достижении ими вечного блаженства. Э. к. рас­сматривает церковь как божеств, установление, сущность к-рого составляют единство, святость, католнчность (всеобщность) и аяостоличность Единство церкви покоится на учении Христа о церкви как едином теле господ­нем, святость ей дает божеств происхождение Будучи вселен­ской (католической), церковь охватывает своим влиянием весь мир, Учение апостолов о церкви и основание ее ап. Петром придает ей апостольский харак­тер, Участие в таинствах, совер­шаемых священнослужителями, обеспечивает членство в церкви. В отличие от этой «видимой церкви» существует «невидимая церковь», к-рая делится на церковь ожидания (надежды), подвергающуюся испытанию в чистилище, и церковь торжест­вующую, или блаженство созер­цания божественной сущности на небесах, что является конечным предназначением искупленных. Отделение от единой церкви является грехом схизмы и отпа­дением от апостольской доктри­ны. После разделения церквей в 1054 зап. и вост. церкви обвиняли одна другую в грехе схизмы и каждая считает себя истинным историческим проявле­нием видимой церкви. В при­нятой II Ватиканским собором догматической конституции «Lu­men gentium» («Свет народов») новые положения Э. к. подаются под видом «восстановления» норм древней церкви. В консти­туции сформулированы идеи о коллегиальности епископата, на основе к-рых создан синод епис­копов. Однако реформа церкви не коснулась ни идеи церкви, ни ее фундаментальных структур. Хотя впервые церковь представлена здесь как «народ божий», она «раздает божественные милости и установления лишь через пос­редство своей иерархии».

 

ЭКУМЕНИЗМ КАТОЛИЧЕС­КИЙ (от греч. oikournerie Щ Все­ленная, обитаемый мир) пози­ция катол. церкви в объединит. движении за ликвидацию разде­ления христиан на конфессии. Начатое протестантами в 17 в. экуменич. движение традиционно трактовалось катол. иерархией как посягательство на ее преро­гативы, что нашло отражение в энциклике Льва XIII «Сатис когнитум» («Satis cognitum», 1896). Запрет на участие като­ликов в первых экуменич. орг-циях – конференциях «Жизнь и действие» (1925) в Стокгольме и «Вера и церковное устройство» (1927) в Лозанне – содержится в энциклике Пия XI «Морталиум анимос» («Mortatium am­inos», 1928). Однако процесс интеграции христиан в странах Запада в условиях 2-й мировой войны на практике привел к сот­рудничеству католиков и про­тестантов в одних орг-циях («Уна санкта» в Германии – од­на из предшественниц ХДС; «Иреникон» в Бельгии). По окон­чании войны в условиях углубле­ния процесса секуляризации, духовных и религ. исканий, поисков путей разрешения совр. проблем – сохранения мира, достижения соц. справедливос­ти,- охраны среды обитания человека,-^ возник в 1948 Все­мирный Совет Церквей (ВСЦ). Координируя миссионерскую де­ятельность и разрабатывая осно­вы будущей единой церкви, ВСЦ поощрял развитие теоло­гии, доказывающей необходи­мость христ-ва в структуре совр. жизни. Взяв курс на аджорнаменто Иоанн XXIII настоял на первостепенном значении проблем Э. Декрет II Ватикан­ского собора об экуменизме («Восстановление единства», 1964) указал на необходимость согласованных действий всех христиан в соц. области. Вместе с тем в сфере катол. теологии оберегался догмат о непогреши- мости папы и переосмысливалось учение о спасающей силе церкви. В наст. вр. ВСЦ объединяет большинство прот. церквей, ста­рокатолические, православные, армянскую и др. Он поддержи­вает отношения с ООН, ЮНЕСКО и др. междунар. орг-циями. Соц. программа ВСЦ плюралистична; она вклю­чает и мотивы соц. протеста, содержащиеся в теологии осво­бождения. Программа же Э. к., напротив, рассчитывает напра­вить христ. интеграцию на пре­одоление этих мотивов и т. н «угрозы материализма». При доктринальных расхождениях с ВСЦ Ватикан включает своих представителей в его деятель­ность по вопросам миротворче­ства, экологии, культуры» разви­тия диалога христиан с неверу­ющими.

 

ЭКХАРТ (Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260–ок. 1327) – ср.-век философ-мистик. Род. в Тюрингии в рыцарской семье. Учился в Париже, Монах-доминиканец. Был викарием доминик. ордена в Тюрингии и Саксонии. Преподавал в Пари­же, Страсбурге и Кёльне. За свои проповеди Э. был привлечен к церк. суду, но подал апелляцию папе Ум. в Авиньоне. В 1329 нек-рые положения Э. былли осуждены папой Иоанном XXI. С ортодоксией расходи­лось учение Э. о боге лишь как выражении безличной божест­венности, что несло зачатки пан­теизма. Признание 3. возможно­сти прямого воссоединения души с богом посредством отречения человека от своих индивидуаль­ных свойств ставило под сомне­ние необходимость существо­вания церкви. От Э. берет начало нем. мистицизм народно-еретич. толка, подготовлявший проте­стантизм;

 

ЭЛДЕР (Elder) Камара Пессоа (р. 1909) – бразильский римско-катол. церковнослужи­тель. Посвящен в сан священ­ника в 1931, с 1952 – епископ. В этом же году по его инициативе создается национальная конфе­ренция епископов и Э. К. назна­чается ее генеральным секрета­рем, оставаясь в этой должности 12 лег. С 1955 по 1964 – помощ­ник архиепископа в Рио-де- Жанейро, где основал несколько opr-ций с целью улучшения экономич. и соц. условий жизни бедноты. При его активном учас­тии создана Латиноамерикан­ская конференция епископов в Рио-де-Жанейро (1955). С 1959 пе 1965 Э. К. ее вице-президент. В 1964 назначен архиепископом в Олинда и Ресифе на сев.- вост. Бразилии – беднейшем и самом отсталом районе страны. По инициативе Э. в архиепис­копстве осуществлялась большая £оц. программа по борьбе с неграмотностью, развитию политич. сознания и самодеятельно­го сти масс. Страстный защитник церкви бедняков. Его называют апостолом прав человека, соци­альной справедливости и мира. Является основателем и актив­ным участником движения нена­сильственного сопротивления – «Действие, справедливость, мир». С 1968 по 1977 воен. диктаторы Бразилии наложили запрет на все его публикации, публичные выступления и даже упоминания его имени. Лауреат Международной премии мира им. Мартина Лютера Кинга. Почет­ный доктор мн. ун-тов, в том числе Сорбонны. По достижении 75-летнего возраста был сме­щен Ватиканом с должности архиепископа.

 

ЭНЦИКЛИКА (от позднелат. епсусПсив – окружной, об­щий) – первоначально – ок­ружное послание епископа. В совр. церкви – послание папы римск., обращенное ко всем ве­рующим католикам. Энциклики посвящаются вопросам веры, мо­рали, соц.-политич. проблемам и т. д. Пишутся, как правило, на лат. языке и получают на­звание по первым словам тек­ста.

 

ЭНЦИКЛИКИ ПАП СОЦИ­АЛЬНЫЕ – документы римск. пап, в к-рых излагаются осн. по­ложения соц. доктрины катол. церкви, формулируется ее по­зиция в отношении собствен­ности, классов, клас. борьбы, революции, гос-ва, мира и вой­ны. См. «Рерум новарум», «Куадрагезимо анно», «Матер эт магистра», «Пацем ин террис», «Популорум прогрессио», «Лабо- рем экзерценс» и др.

 

ЭРАЗМ Роттердамский, Дезидёрий (Erasmus Roterodamus, Desiderius) – псевдоним Герхарда Герхардса (Gerhards) (1469–1536) –писатель-гума­нист, ученый, богослов. Круп­нейший представитель Северного Возрождения. Род. в Роттердаме в семье бюргера. Рано лишив­шись родителей, провел юность в монастыре. Одаренность Э. Р. обратила на себя внимание, и ему, благодаря поддержке знат­ных покровителей, была предо­ставлена возможность получить прекрасное образование. Впос­ледствии, уже имея всеевропей­ское признание, жил во Франции, Италии, Англии, Германии и считал себя принадлежащим ко всему «христианскому миру» в целом. Писал на латыни – уни­версальном языке образованных людей того времени. Гуманисти­ческая образованность сочета­лась у Э. Р. с богословскими интересами, мистицизм – с вли­янием кружка, т. н. «оксфордских реформаторов» (Т. Мор), стре­мившихся к углубленному, нау-; чно обоснованному прочтению Священного Писания. Э. Р. осу­ществил первопечатное издание греч. оригинала Нового завета с подробным комментарием (1517) и собств. лат. перевод (1519), устранявший ошибки Вульгаты. Э. Р. построил систе­му нового богословия («Метод истинного богословия», 1519), к-рое назвал «философией Хри­ста». Внимание его сосредото­чивается на человеке, на испол­нении им своих нравств. обя­зательств перед богом и людьми, соблюдении евангельских запове­дей. При этом Э. Р. обходит .собственно богословские пробле­мы (сотворение мира, первород­ный грех, троичность божества и т. п.) как ие имеющие жизненно важного значения для человека. Э. Р. резко критиковал катол. иерархию, осуждая обмир­щение церкви, культ реликвий, паразитизм клира. Особенно не­терпимыми пороками считал фанатизм и самоуничижение человека перед богом, в чем разошелся с М. Лютером, к-рого вначале поддерживал. в анти- лютеровском трактате «О свобо­де воли» (1524) осудил бесче­ловечность догмата о несвободе воли. Наиболее известное произ­ведение Э. Р.– сатира «Похвала Глупости» (1509), осуждающая и высмеивающая фанатизм, невежество, суеверие, любые крайности человеч. поведения. Идеалы Э. Р.– духовная и интеллектуальная свобода, про­свещение, здравый смысл.

 

ЭРИУГЕНА (Етщ&епа) Иоанн Скот (ок. 810–ок. 877)–не­оплатоник, сторонник рациона­лизации теологии. Обосновывал необходимость разумного истол­кования Свящ. Писания, считал, что непостижимый бог открыва­ется для познания в своих творениях. Э. признавал свободу человеч. воли; утверждал, что. самопознание – гл. путь к «чис­тейшему созерцанию первообраза т. е. бога. Пантеистические идеи Э, были осуждены катол. церковью. Осн. труд – «О разде­ления природы».

 

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eshatos -– последний, logos – учение) – религ. учение о целях космоса и истории, о конечных судьбах мира и человека. Ис­пользуя мотивы иудаистских. ан­тичных, зороастрийских учений, христ Э. учит о торжестве справедливости, к-рое наступит в результате второго пришествия Христа и Страшного суда над воскрешенными и живым поколе­ниями. В раннехрист. и ср.-век. лит-ре Э. часто выражала идеи соц. и политич. протеста. Ху­дожеств. переосмысление Э. как морального компендиума христ- ва предпринял Данте в «Боже­ственной комедии». Катол. теоло­гия разработала системы частной Э. (размышления человека о смерти, предварительном по­смертном воздаянии в чистили­ще, о рае и аде) и общей Э. (церк. учение о втором пришест­вии, воскрешения умерших, Страшном суде). В периоды обществ, кризисов эсхатологич. настроения активизируются. Ны­не Э.– ведущая тема религ. теорий будущего.

 

«ЭТЁРНИ ПАТРИС» («Ае(егш РаЫв» – «Отцу вечному») – энциклика папы Льва XIII (1879) В ней в противовес стремлению либерально настро­енных католиков формировать культуру, соответствующую новым историч. условиям, Лев рЯ объявил учение Фомы Аквинского единственной офиц. филос. доктриной церкви. Учение «ангельского доктора» о гармо­нии между верой и разумом открывает, по утверждению па­пы, возможность осуществить синтез христ-ва с совр. культурой и найти пути ее христианизации. Томизм должен примирить разум с религ. верой и подчинить науку религии. При этом разум, фило­софия, наука признавались пос­тольку, поскольку они не проти­воречат истинам веры и способны представить доказательства бы­тия бога.

 

Ю 

ЮБИЛЕЙНЫЕ (СВЯТЫЕ) ГО­ДЫ – периодич. отмечаемые в заранее назначенные годы юби­лейные торжества катол. церкви, к-рые, по церк. традиции, назы­ваются Святыми годами. Впер­вые Святой год был отмечен в 1300 по постановлению папы Бо­нифация VIII. Ю. г. должен был отмечаться каждые 100 лет в нач. нового века. Церковь прида­ет ему прежде всего религ. значение, связывая с ним отпу­щение грехов и избавление от наказания за них в этом мире. После Бонифация VIII папы стали настаивать на том, чтобы сократить период между Ю. г. Сначала было решено отмечать юбилей каждые 50 лет, а затем – каждые 33 года (в память о «земной жизни Иисуса»). Нако­нец папа Павел II в 1470 принял постановление, согласно к-рому Ю г должен отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое поколение могло участвовать в церк. юбилее. Т. обр. возникла существующая поныне традиция, к-рая обязывает отмечать Ю. г. в нач. каждой четверти века. Оставаясь верными этой тради­ции, папы объявляли юбилей­ными годы: 1900 (Лев XIII), 1925 (Пий XI), 1950 (Пий XII) и 1975 (Павел VI). Кроме того, Пий XI провозгласил 1933 Святым Ю. г. в память 1900-й годовщины «избавительной смер­ти Христа на кресте», а Иоанн Павел II признал 1983 Святым Годом Искупления в память «1950-й годовщины смерти и воскресения Спасителя». В Ю. г. усиливается приток паломников, особенно в Рим, дается верую­щим (после выполнения поста­вленных духовенством опреде­ленных условий) полное отпуще­ние грехов. Ю. г.– это религ.- пропагандистская акция, напра­вленная на укрепление автори­тета церкви, усиление религиоз­ности верующих и пополнение церк. казны.

 

ЮЛИЙ II (1443–1513)–папа с 1503. В миру Джулиано делла Ровере. Род. в Альбиссоле, близ Савоны. Племянник Сикста IV. В 1471 стал кардиналом-священ­ником церкви Сан Пьетро ин Винколи. Проводил энергичную внешнюю политику и лично уча­ствовал в военных походах. В 1506 присоединил к Папскому гос-ву Болонью и Перуджу. В 1509 вместе с Испанией и Франшгей организовал против Вене­ции Камбрейскую лигу, но вене­цианцы раскололи этот союз. В 1511, при участии ими. Максими- зщяяа и Венеции. Ю. II создал антифранц. Священную лигу, к- рой удалось временно изгнать французов из Италии. В 1506 ла­па заложил новое здание собора св. Петра, сохранившееся до на­шего времени. В 1512 созвал V Латеранский (18 Вселенский) собор. При Ю. К в Риме работали такие выдающиеся представите­ля культуры Возрождения, как Браманте, Микеланджело и Ра­фаэль.

 

ЮЛИЙ III (1487–1555) – папа с 1550. В миру Джаммария Чокки дель Монте. Род. в Риме. В 1511 стал архиепископом Сипонто. В 1527, после разгрома Рима войсками императора Кар­ла V, папа Климент VII оставил Чокки дель Монте заложником. В 1536 он получил кардиналь­скую шапку. В 1545 в качестве председателя открыл Тридентский собор. В 1551 Ю. III возобновил прерванные заседа­ния собора, но вследствие политич. трудностей в 1552 работа собора прекратилась. Ю. III да­ровал ряд привилегий иезуитам.

 

Я 

ЯКОВ ВОРРАГИНСКИЙ – см. «Золотая легенда».

 

ЯНСЕНИЗМ – религ.-политич. неортодокс, катол. течение во Франции и в Голландии в 17– 18 вв. Идеология образованных дворянских и бурж. городских слоев, оппозиционных к офиц. катол. церкви, освящавшей ко­ролевский деспотизм. Принципы Я. изложил голландский теолог К. Янсений (1585–1638), разви­вавший учение Августина о предопределении. Я. в ряде по­ложений тяготел к протестантиз­му (отрицание свободы воли признание предопределения) проповедовал строгое религ. этич. самоусовершенствование видел гл. врага в иезуитах Я. неоднократно осуждался папой, преследовался королевской властью. Во Франции Я. потерял значение к сер. 18 в. В Голландии последователи Я. создали само­стоятельную церковь.

 

ЯНУАРИЙ – святой-мученик. Согласно легенде, Я. был еписко­пом Беневента. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (284–305) погиб мученич. смертью в Поццуоле близ Неаполя. Я. считается покровителем Неаполя, Беневен­та, защитником от извержений вулканов. Изображается еписко­пом, стоящим на камне, из-под к-рого выбиваются языки пламе­ни извергающегося вулкана Ве­зувий, или в виде епископа, держащего книгу с двумя сосу­дами, наполненными его кровью. День памяти – 19 сент.

 

ЯНУАРИЯ СВЯТОГО ЧУДО. В Неаполе, в капелле св. Януария, называемой Иль Тезоро, хранят­ся наиболее почитаемые город­ские реликвии: череп св. Януа­рия и 2 сосуда с его запекшейся кровью, к-рую, согласно легенде, вдова Януария сохранила после его казни. По катол. источникам, с 1337 или 1389 наблюдается чудесное плавление крови в этих сосудах, повторяющееся обычно трижды в году, а также в случае бедствий и др. трагич. событий. Сторонники рациоиальн. объяс­нения этого явления предполага­ют, что в сосудах находится легкоплавкое вещество, изменя­ющее состояние даже при легком нагревании.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ПАП И АНТИПАП

Петр, св., апостол, казнен в 64 или 67. Лин, св., итальянец из Тосканы, 67–76. Анаклет (Клет), св., римлянин, 76–88. Климент I. св., римлянин, 88–97. Эварист, св., грек (из Антиохии?), 97–105. Александр I, св., римлянин, 105–115. Сикст I, св., римлянин, 315–125. Телесфор, св., грек, 125–136. Гигин, св., грек (из Афин?), 136–140. Пни [, св., итальянец из Аквилеи, 140–155. Ашкет, св., сириец, 155–166.

Сотер, св., итальянец из Кампаньи (Фонди?), 166–175. Элевтерий, ев . грек из Никополиса в Эпире, 175–189. Виктор I, св., африканец, 489– 199. Зеферин, св., римлянин, 199–217. Калякст О, св , римлянин, 217–222.

[Ипоолит, св., римлянин, 217–235]. Урбаи !, св., римлянин, 222–230. Понтиан, св., римлянин, 21 7.230–28.9.235. Аитер, св., грек. 21. И.235–3.1.236. Фабиан, св., римлянин, 10.1.236–20.1.250.

Вакансия 14 месяцев2. Корнелий, св., римлянин, ...3.251 – ...6.253.

(Новациан, римлянин, 251]. Луций I, св., римлянин, 25 6.253–5.3.254.

Вакансия 2 месяца Стефан I, св., римлянин, О2.5.254–2-8.257.

В основу положен: Список nan и аитипал с I в. до настоящего вре­мени, составленный H. М. Гольдбергом и Б. Я Раммом (Лозинский С. Г. История папстаа. M . 1961 С. 551 –563). Для наст, издания сверен И. X. Чер- *я«ом с: I Sommi Pontifiei Romani (Annuario pontificio Cittа del Vaticano, P 7~2i)

В публикуемом списке имена антипап даются в [ ]. ' Сроки вакансий округлены до Половины месяца.

Сикст II, св., грек (из Афин?), 30 8.257–6 8 258

Вакансия 11,5 месяца. Дионисий, св., происх'. неизв., 22.7.259–26.12 264 Феликс I, св., римлянин, 5.1.269–30.12.274. Евтихиан, св., итальянец из Луни, 4.1.275–7 12 9Я1 Кай, св., далматинец, 17.12.283–22.4.296.

Вакансия 2 месяца. Марцеллин, св., римлянин, 30.6.296–25.10.304.

Вакансия 43 месяца. Марцелл I, св., римлянин, 27.5 (или 26.6) 308–16 1 чпо Вакансия 3 месяца.      . ^

Евсевий, св., грек, 18.4.309–17.8.309 (или 310).

Вакансия 22,5 (или 10,5) месяца. Мильтиад (Мельхиад), св., африканец, 2,7.311 – 1} I 81 Сильвестр I, св., римлянин, 31.1.314–31.12.335 Марк, св., римлянин, 18.1.336–7.10.336.

Вакансия 4 месяца. Юлий I, св., римлянин, 6.2.337–12.4.352. Либерий, римлянин, 17.5.352–24.9.366.

[Фелйкс II, римлянин, ...355–22.11.365}. Дамасий I, св., испанец, 1.10.366–11.12.384.

[Урсин, римлянин, 366–367]. Сириций, св., римлянин, 15 или 22 или 29.12.384–26.11 399 Анастасий I, св., римлянин, 27.11.399–19.12.401. Иннокентий I, св., итальянец из Альбано, 22.12.401–123417 Зосима, св., грек, 18.3.417–26.12.418. Бонифаций I, св., римлянин, 28 или 29.12.418–4.9.422.

[Евлалий, (римлянин?), 418–419]. Целестин I, св., итальянец из Кампаньи, 10.9.422–27 7 432 Сикст III, св., римлянин, 31.7.432–19.8.440. Лев I Великий, св., итальянец из Тосканы^ 29.9.440–.10.11.461. Иларий, св., сардинец, 19.11.461–29.2.468. Симплиций, св., итальянец из Тиволи, 3.3.468–10.3.483. Феликс 111(11), св., римлянин, 13.3.483–1.3.492. Геласий I, св., африканец, 1.3.492–21.11.496. Анастасий II, римлянин, 24.11.496–19.11.498. Симмах, св., сардинец, 22.11.498–19.7.514,

[Лаврентий, 498, 501–505]. Гормизд, св., итальянец из Фрозиноне, 20.7.514–6.8.523, Иоанн I, св., итальянец из Тосканы, 13.8.523–18.5.526,

Вакансия 1,5 месяца. Феликс IV (III), св., итальянец из Саннио, 12.7.526–22.9.530. Бонифаций II, римлянин, 22.9.530–17.10.532.

[Диоскор, александриец, 22.9.530–14.10.530]. Вакансия 1,5 месяца.Иоанн II, римлянин, Меркурий 2.1.533–8.5.535. Агапит I, св., римлянин, 13.5.535–22.4.536.

Сильверий, св., итальянец из Кампаньи, 1 или 8.6.536–11. И.537. Вигилий, римлянин, 29.3.537 (возведен на папский престол при жизни Сильверия) – 7.6.555. Вакансия 10 месяцев. Пелагий I, римлянин, 16.4.556–4.3.561.

Вакансия 4,5 месяца. Иоанн III, римлянин, 17.7.561–13.7574.

Вакансия 11 месяцев. Бенедикт I, римлянин, 2.6.575–30.7.579.

Вакансия 4 месяца. Пелагий II, римлянин, 26.11.579–7.2.590.

Вакансия 7 месяцев. Григорий 1 Великий, св., римлянин, 3.9.590–12.3.604.

Вакансия 6 месяцев. Сабнниан, итальянец из Блеры в Тоскане, 13.9.604–22.2.606.

Вакансия 12 месяцев. Бонифаций III, римлянин, 19.2.607–12.11.607.

Вакансия 9 месяцев. Бонифаций IV, св., итальянец из области Марси, 25.8.608–8.5.615.

Вакансия 5 месяцев. Деусдедит или Адеодат I, св., римлянин, 19.10.615–8.11.618.

Вакансия 13,5 месяца. Бонифаций V, неаполитанец, 23.12.619–25.10.625. Гонорий I, итальянец из Кампаньи, 27.10.625–12.10.638.

Вакансия 20 месяцев. Северин, римлянин, 28.5.640–2.8.640.

Вакансия 3,5 месяца. Иоанн IV, далматинец, 24.12.640–12.10.642.

Вакансия 1 месяц. Теодор I, грек, 24.П.642–14.5.649.

Вакансия 2 месяца. Мартин 1, св., итальянец из Тоди, ...7.649–16.9.655. Евгений I, св., римлянин, 10.8.654–2.6.657 (избран при жизни Мартина 1, сосланного императором Константом II в Херсонес). Вакансия около 2 месяцев. Виталиан, св., итальянец из Сеньи, 30.7.657–27.1.672.

Вакансия 2.5 месяца. Адеодат И, римлянин, 11.4.672–17.6.676.

Вакансия 4,5 месяца. Дои или Домн, римлянин, 2.11.676–11.4.678. Вакансия 1,5 месяце.

Агафон, св., сицилиец, 27.6.678–10.1.681

Вакансия 8 месяцев. Лев II, св., сицилиец, 17.8.682–3.7.683.

Вакансия около 12 месяцев. Бенедикт II, св., римлянин, 26.6.684–8.5.685

Вакансия 2,5 месяца. Иоанн V, сириец, 23.7.685–2.8.686.

Вакансия 2,5 месяца. Конон, происх. нензв., 21.10.686–21.9.687. [Теодор, ...687].

{Пасхалий, ...687] . Сергий I, св., сириец, 15.12.687–8.9.701.

Вакансия 1,5 месяца. Иоанн VI, грек, 30.10.701 – 11.1.705.

Вакансия 2 месяца. Иоанн VII, грек, 1.3.705–18.10.707.

Вакансия около 3 месяцев. Сизинний, сириец, 15.1.708–4.2.708.

Вакансия 1,5 месяца. Константин, сириец, 25.3.708–9.4,715.

Вакансия 1,5 месяца. Григорий II, св., римлянин, 19.5.715–11.2.731.

Вакансия 1 месяц. Григорий III, св., сириец, 18.3.731–28.11.741. Захария, св., грек, 10.12.741 –22.3.752.

Стефан II (III), римлянин 26.3.752–26.4.757 Павел 1, св., римлянин, ...4; 29.5.757 2 – 28.6.767.

[Константин, итальянец из Непи, 28.6; 5.7.767–769] [Филипп, 31.7.768] [1]. Стефан III (IV), сицилиец, 1; 7.8.768–24.1.772. Адриан I, римлянин, 1; 9.2.772–25.12.795. Лев III, св., римлянин, 26; 27.12.795–12.6,816. Стефан IV(V), римлянин, 22.6.816–24.1.817. Пасхалий I, св., римлянин, 25.1.817–И.2.824. Евгений II, римлянин, ...2–5.824–...8.827. Валентин, римлянин, ...8.827–...9.827.

Григорий IV. римлянин, ...827– ...1.844.

(Иоаии. . .1.844]. Сергий II, римлянин. ...1 844–27.1.847. Лее IV, св., римлянин, ...1; 10.4.847–17.7.855. Бенедикт III, римлянин, ...7; 29.9.855–17.4.858.

(Анастасий, прозванный Библиотекарь, ...8,855– д нее, Николай I Великий, св., римлянин, 24.4.858– 13.И.867

Вакансия I месяц. Адриан II, римлянин, 14.12.867–14.12.872. Иоанн VIII, римлянин, 14.12.872–16.12.882. Марин I, тосканец, 16.12.882–15.5.884. Адриан III. св., римлянин, 17.5.884–...11.885. Стефан V <У1), римлянин, ...9.885–14.9.891. Фсрмоз, итальянец, епископ Порто, 6.10.891–4.4.896. Бонифаций VI, римлянин, ...4.896–...4.896. Стефан VI (VII), римлянин, ...5.896–...8.897. Роман, тосканец. ...8.897–...11.897. Теодор II, римлянин, ...12.897–...12.897. Иоанн IX, итальянец из Тиволи, ...1.898–...1.900. Бенедикт IV, римлянин, ...1–2.900–...7.903. Лев V, итальянец из Ардеа, ...7.903–...9.903. Вакансия 4 месяца.

(Христофор, римлянин, ...7 или ...9.903–...1.904]. Сергий III, римлянин, 29.1.904–14.4,911. Анастасий III, римлянин, ...4.911–...6.913. Ландон, итальянец из Сабинской области, ...7.913– ...2.914. Иоанн X, итальянец из Тоссиньяно, близ Имолы, ...3.914–...5.928. Лев VI, римлянин, ...928–...12.928. Стефан VII (VIII), римлянин, ...12.928–2.931. Иоаии XI, римлянин, ...2–3.931 –...12.935. Лев VII, римлянин, 3.1.936–13.7.939. Стефан VIII (IX), римлянин, 14.7.939–...10.942. Марин 11, римлянин, 30.10.942–...5.946. Агалит II, римлянин, 10.5.946–.„12.955.

Иоанн XII, итальянец, Октавиан из графов Тускуло, 16.12.955 14.5.964

Лев VIII, римлянин, 4; 6.12.963-1.3.965 (избран при жизни

Иоанна XII). Бенедикт V, римлянин, 22.5.964- 4.7.966 '. Иоанн XIII, римлянин, 1.10.965–6.9.972. Венедикт VI, римлянин, 19.1.973– ...6.974.

Вакансия 3 месяца.

[Бонифаций VII, римлянин, Франконе, ...6–...7.974, затем ...8.984–...7.985]. Бенедикт VII, римлянин, ...10.974–10.7.983.

Вакансия 4,5 месяца. Иоанн XIV, итальянец из Павии, Пьетро, ...12.983–20.8.984. Иоанн XV, римлянин, ...8.985–...3.996.

Григорий V, саксонец, Бруно из герцогов Каринтии, 3.5.996– 18.2.999.

Вакансия 3,5 месяца.

[Иоанн XVI, итальянец из Россано, Джованни Филагато ...4.997–...2.998]. Сильвестр II, француз из Оверни, Герберт, 2.4.999–12.5.1003. Иоанн XVII, римлянин, Сикконе, ...6.1003–...9.1003. Иоанн XVIII, римлянин, Фазано, ...1.1004–...7.1009. Сергий IV, римлянин, Пьетро, 31.7.1009–12.5.1012. Бенедикт VIII, итальянец, Теофилакт, из графов Тускуло 18.5.1012–9.4.1024. [Григорий, 1012]. Иоанн XIX, итальянец, Роман, из графов Тускуло, ...4–5.1024 – ...1032.

Бенедикт IX, итальянец, Теофилакт, из графов Тускуло, ...1032– ...1044.

Сильвестр III, римлянин, Джованни, 20.1.1045–10.2.1045. Бенедикт IX (второй раз), 10.4.1045–1.5.1045. Григорий VI, римлянин, Джованни Грацнано, 5.5.1045–20.12.1046. Климент II, саксонец, Шидгер из рода Морслебен и Горнбург,

24; 25.12.1046–9.10.1047. Бенедикт IX (третий раз), 8.11.1047–17.7.1048. Дамас II, баварец, Поппо, 17.7.1048–9.8.1048. Лев IX, св., эльзасец, Бруно, из графов Эгисхейм-Дагсбург.

12.2.1049–19.4.1054. Виктор II, немец, Гебгард, из графов Долленштейн-Гиршберг,

16.4.1055–28.7.1057. Стефан' IX (X), лотарингец, Фридрих, из графов Лотарингских, 3.8.1057–29.3.1058.

[Бенедикт X, римлянин, Джованни, 5.4.1058–24.1.1059]. Николай II. из Бургундии, Жерар, 24.1.1059–27.7.1061. Александр II, итальянец, Ансельмо из Баджио, 1.10.1061–21.4.1:073.

[Гонорий II, веронец, Кадал, 28.10.1061 –...1072]. Григорий VII, св., итальянец из Тосканы, Гильдебранд, 22.4; 30.6.1073–25.5.1085. Вакансия 12 месяцев.

[Климент III, из Пармы, Виберто, 25.6.1080; 24.3.1084– 8.9.1100].

Виктор III, блаж., итальянец из Беневента, Дауферий (Дезидерий) 24.5.1086–16.9.1087. Вакансия 6 месяцев. Урбан II. блаж., француз, Оддон де Лажери, 12.3.1088– 29.7.1099.

Пасхалий II, итальянец из Бьеда близ Равенны, Раньеро, 13; 14.8.1099–21.1.1118. {Теодор, епископ Сан Руфинб, ...1110]. {Альберт, епископ Сабины, ...II02].

[Сильвестр IV, римлянин, Манджинульфо, 18.11.1105–...1111]. Геласий II, итальянец из Гаэты, Джованни Каэтани, 24.1; 10.3.1118– 28.1.1119.

(Григорий VIII, француз, Морис или Бурден, 8.3.1118–...1121]. Каликст II, Ги, из Бургундии, 2; 9.2.1119–13.12.1124. Гонорий II, итальянец из Фьяньяно близ Имолы, Ламберто, 15; 21.12.1124–13.2.1130.

(Целестин II, римлянин, Теобальдо Буккапекус, ...12.1124]. Иннокентий II, римлянин, Грегорио Папарески, 14; 23.2.1130– 25.1.1143.

(Анаклет II. римлянин, Пьетро Петри Леонис, 14; 23.2.1130– 25.1.1138].

(Виктор II, Григорий, ...3.1138–29.5.1138]. Целестин II, итальянец из Читта ди Кастелло, Гвидо, 26.9;

3.10.1143–8.3.1144. Луций II, болонец, Джерардо Каччанемнчи, 12.3.1144–15.2.1145. Евгений III, блаж., пизанец, Бернардо, вероятно из рода Пага--

нелли ди Монтеманьо, 15; 18.2.1145–8.7.1153. Анастасий IV, римлянин, Коррадо, 12.7.1153–3.12.1154. Адриан IV, англичанин, Николай Брейкспир, 4; 5.12.1154–1.9.1.159. Александр III, сиенец, Роландо Бандинелли, 7; 20.9.1159–30.8.1181. (Виктор IV, итальянец из Монтичелло близ Тиволи, Оттавиано де Монтичелло, 7.9; 4.101159–20.4.1164]. {Пасхалий III, итальянец из Кремы, Гвидо да Крема, 22; 26.4.1164–20.9.1168].

(Калликст III, итальянец из Ареццо, Джованни, аббат Стру­ми. ...9.1168–29.8.1168].

(Иннокентий III, итальянец из Седзе, Ландо, 29.9.1179– ...1180].

Люций 111, итальянец из Лукки, Убальдо Алючиньоли, 1; 6.9.1181 – 259 Пв5.

Урбан III, миланец. Уберто Кривелли, 25.11; 1.12.1185–20.10.1187. Григорий VIII, итальянец из Беневента, Альберто де Морра, 21;

2э 10.1187–17.12.1187. Климент 111, римлянин, Паоло Скол ар и, 19; 20.12.1187–...3 1191. Целестин III, римлянин, Джачинто Бобоне, 30.3; 14.4.1191–8.1.1198.

С^ж »  . Щал л           лв ТНмВПЛа

Иннокентий III, итальянец, согласно традиции, родился в Анаяьи, по современным изысканиям в Гавиньяно близ Рима, Лотарио. из графов Сеньи, -8.1; 22.2.1198–16.7.1216. Гонорий III, римлянин, Ченчио Савелли, 18; 24.7.1216–18.3.1227. Григорий IX, итальянец из Ананьи, Уголино, из графов Сеньи, 19; 21.3.1227–22.8.1241. Вакансия 2 месяца. Целестин IV, миланец, Гоффредо Кастильони, 25; 28.10.1241 – 10.11.1241.

Вакансия 19 месяцев. Иннокентий IV, генуэзец, Синибальдо Фиескн, 25; 28.6.1243– 7.12:1254.

Александр IV, итальянец, согласно традиции, родился в Ананьи, по современным изысканиям в городе Иенне близ Рима, Ри­нальдо, из графов Сеньи, по новейшим исследованиям из синьоров Иенны, 12; 20.12.1254–25.5.1261. Урбан IV, француз из Труа, Жак Панталеон, 29.8; 4.9.1261 – 2.10.1264.

Вакансия 4,5 месяца. Климент IV, француз, Ги Фулькоди, 5; 15.2.1265–29.11.1268.

Вакансия 33 месяца. Григорий X, блаж,, итальянец из Пьяченцы, Тебальдо Висконти,

1.9.1271; 27.3.1272–10.1.1276. Иннокентий V, блаж., савоец, Пьетро ди Тарантасиа, 21.1.;

22.2.1276-=-22.6.1276. Адриан V, генуэзец, Оттобоно Фиески, 11.7.1276–18.8.1276. Иоанн XXI | португалец, Пьетро Юлиани или Петр Испанский, 8; 20.9.1276–20.5.1277. Вакансия 6 месяцев. Николай III, римлянин, Джованни Гаэтано Орсини, 25.11; 26.12.1277–22.8.1280. Вакансия 6 месяцев. Мартин IV2, француз, Симон де Брион, 22.2; 23.3.1281–28.3.1285. Гонорий IV, римлянин, Джакомо Савелли, 2.4; 20.5.1285–3.4.1287.

Вакансия 10,5 месяца. Николай IV, итальянец из Асколи, Джироламо Маши, 22.2.1288– 4.4.1292.

Вакансия 27 месяцев. Целестин V, св., итальянец из Исернии, Пьетро дель Мурроне. 5.7; 29.8.1294–13.12.1294.

Пьетро Юлиани ошибочно считал, что после Иоанна XIX существ вал папа Иоанн XX.

Мартином II и III ошибочно сочли Марина I и Марина II.Ьонифацнй VIП, итальянец из Ананьи, Бенедетто Каэтани, 24.12.1294

23.1.1295–11.10.1303. Бенедикт XI, блаж., итальянец из Тревизо, Никколо Боккасини 22; 27.10.1303–7.7.1304. Вакансия 12 месяцев. Климент V, француз, Бертран де Го, 5.6; 14.11.1305–20.4.1314.

Вакансия 27 месяцев. Иоанн XXII, француз из Кагора, Жак Дюэз, 7.8; 5.9.1316–4.12.1334. (Николай V, итальянец из Корваро близ Риети, Пьетро Рай- наллуччи, 12; 22.5.1328–25.8.1330). Бенедикт XII. француз, Жак Фурнье, 20.12.1334; 8.1.1335–25.4.1342. Климент VI, француз, Пьер Роже, 7; 19.5.1342–16,12.1352. Иннокентий VI, француз, Этьен Обер, 18; 30.12.1352– 12.9.1362. Урбан V. блаж., француз, Гильом де Гримор, 28.9; 6.11.1362– 19.12.1370.

Григорий XI, француз, Пьер Роже де Бофор, 30.12.1370; 5.1.1371 – 27.3.1378.

Урбан VI, неаполитанец, Бартоломео Приньяно, 8; 18.4.1378– 15.10.1389.

Бонифаций IX, неаполитанец, Пьетро Томачелли, 2; 9.11.1389– - 1.10.1404.

Иннокентий VII, итальянец из Сульмоны, Косма (Козимо) Мильора- •

ти, 17.10; 11.11.1404–6.11.1406. Григорий ХМ, венецианец, Анджело Коррер, 30.11; 19.12.1406– 4.7.1415.

Вакансия 28 месяцев.

[Климент VII, Роберт, из графов Женевских, 20.9; 31.10.1378– 16.9.1394] \

[Бенедикт XIII, испанец из Арагона, Педро де Луна, 28.9; И.10.1394 -23.5.1423) 2.

{Александр V, с острова Крит, Петр Филарго, 26.6; 7.7.1409– 3.5.1410).

(Иоанн XXIII, неаполитанец, Балтазар Косса, 17; 25.5.1410–- 29 5.14151

Мартин V, римлянин, Оддо Колонна, 11; 21.11.1417–20.2.1431 Евгений IV, венецианец, Габриэле Кондульмер, 3; 11.3.1431 – 23Ш447

Избран папой одновременно с Урбаном VI кардиналами Фран­ции, Исяании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр.

I Избран одновременно с Бонифацием IX кардиналами Франции, Испа­нии, Сицилии, Шотландии и острова Кипр. Низложен Констанцским собором 26.7 і447 После его смерти назначенные им кардиналы избрали «оного аитииапу Климента VIII (Хиль Санчес Муньос), 10.6.1423- 3&?Д42$. а затем Бенедикта XIV (Бернард Гарнье), 12.1 1 1425– ИЗО

 [Феликс V, Амедей, герцог Савойский, 5.11.1439; 24.7.1440 7.4.1449].

Николай V, итальянец из Сарцаны, Томмазо Парентучелли, 6;

19.3.1447–24.3.1455. Каликст III, испанец из Хативы близ Валенсии, Алонсо де Борха

(БордЖа), 8; 20.4.1455–6.8.1458. Пий II, сиенец, Энеа Сильвио Пикколомини, 19.8; 3.9.1458–15.8.1464. Павел II, венецианец, Пьетро Барбо, 30.8; 16.9.1464–26.7.1471. Сикст VI, итальянец из Савоны, близ Генуи, Франческо делла

Ровере, 9; 25.8.1471 – 12.8.1484. Иннокентий VIII, генуэзец, Джованни Баттиста Чибо 29.8;

12.9.1484–25.7.1492. Александр VI, испанец из Хативы близ Валенсии, Родриго де Борха (Борджа), 11; 26.8.1492–18.8.1503. Пий III, сиенец, Франческо Тодескини-Пикколомини, 22.9;

8.10.1503–18.10.1503. Юлий II, итальянец из Савоны близ Генуи, Джулиано делла Ровере,

31.10; 26Л1.1503–21.2.1513. Лев X, флорентиец, Джованни Медичи, 11; 19.3.1513–1.12.1521. Адриан VI, из Утрехта, Адриан Флоренс, 9.1; 31.8.1522–14.9.1523

Вакансия 2 месяца. Климент VII, флорентиец, Джулио Медичи, 19; 26.11Л 523– 25.9.1534.

Павел III, римлянин, Алессандро Фарнезе, 13.10; 3.11.1534– 10.11.1549.

Вакансия 2,5 месяца. Юлий III, римлянин, Джованни Мария Чокки дель Монте, 8;

22.2.1550–23.3.1555. Марцелл II, итальянец из Монтепульчиано, Марчелло Червини,

9; 10.4.1555–1.5.1555. Павел IV, неаполитанец, Джанпьетро Караффа, 23; 26,5.1555– 18.8.1559.

Вакансия 4 месяца. Пий IV, миланец, Джованни Анджело Медичи, 25.12.1559; 6.1.1560– 9.12.1565.

Пий V, св., итальянец из Боско близ Алессандрии, Антонио (Микеле)

Гислиери, 7; 17.1.1566–1.5.1572. Григорий XIII, болонец, Уго Бонкомпаньи, 13; 25.5.1572–10.4.1585. Сикст V, итальянец из Гроттаммаре близ Рипатрансоне, Феличе

Перетти, 24.4; 1.5.1585–27.8.1590. Урбан VII, римлянин, Джованни Баттиста Кастанья, 15.9.1590– 27 9.1590.

Вакансия 2 месяца.

До 1978 г. последний папа неитальянец

Григорий XIV, итальянец из Кремоны, Никколо Сфондоати 5-

16.10.1591.     ' ' Иннокентий IX, болонец, Джованни Антонио Факкинетти 29 Ю-

30.12.1591.     ' ' Климент VIII, флорентиец, Иполлито Альдобрандини, 30 1 9 2 1592–5.3.1605.      

Лев XI. флорентиец, Алессандро Медичи, 1; 10.4.1605–27.4.1605. Павел V, римлянин. Камилло Боргезе, 16; 29.5.1605–28.1.1621. Григорий XV, болонец, Алессандро Людовизн, 9; 14.2.1621 – 8.7.1623.

Урбан VIII, флорентиец, Маффео Барберини, 6.8; 29.9.1623– 29.7,1644.

Вакансия 1,5 месяца. Иннокентий X, римлянин, Джованни Баттиста Памфили, 15.9; 4.10.1644–7.1.1655. Вакансия 4 месяца. Александр VII, сиенец, Фабио Киджи, 7; 18.4.1655–22.5.1667. Климент IX, итальянец из Пистойи, Джулио Роспильози, 20; 26.6. Н567–9.12.1669.            - . - Ш£ЗШ1

Вакансия 4 месяца. Климент X. римлянин, Эмилио Альтьери, 29.4; 11.5.1670– 22.7.1676.

Иннокентий XI, блаж., итальянец из Комо, Бенедетто Одескальки,

219; 4.10.1676–12.8.1689, Александр VIII, венецианец, Пьетро Оттобони, 6; 16.10.1689– 15.1691.

Вакансия 5 месяцев. Иннокентий XII, итальянец из Спинадзолы близ Венозы, Антонио Пиньятелли, 12; 15.7.1691–27.9.1700. Вакансия 2 месяца. Климент XI, итальянец из Урбино, Джованни Франческо Альбани,

23.11; 8.12.1700–19.3.1721. Иннокентий XIII, римлянин, Микеланджело деи Конти, 8; 18.5.1721 – 7.3.1724.

Вакансия 2 месяца. Венедикт XIII, итальянец из Гравины, Пьетро Франческо (Винчен- цо Мария) Орсинн, 29.5; 4.6.1724–21.2.1730. Вакансия 4,5 месяца. Климент XII, флорентиец, Лоренцо Корсини, 12; 16.7.1730–8.2.1740.

Вакансия В месяцев. .

Бенедикт XIV, болонец, Просперо Ламбертини, 17; 22.8.1740– 3^5.1758.

I ХШ, венецианец, Карло Реццонико, 6; 16.7.1758– 123Л769 Вакансия 3,5 месяца.

Климент XIV, итальянец из Сан Арканджело близ Римини, Джо- ванни Винченцо Антонио (Лоренцо) Ганганелли, 19.5; 4.6.1769– 21.9.1774.

Вакансия 4,5 месяца. Пий VI, итальянец из Чезены, Джованни Анджело Браски, 15; 22.2.1775–29.8.1799. Вакансия 6,5 месяца. Пий VII, итальянец из Чезены, Барнаба (Грегорио) Кьярамонти,

14; 21.3.1800–20.8.1823. Лев XII, итальянец из Дженги близ Фабриано, Аннибале делла

Дженга, 28.9; 5.10.1823–10.2.1829. Пий VIII, итальянец из Чинголи, Франческо Саверио Кастильони,

31.3; 5.4.1829–30.11.1830. Григорий XVI, итальянец из Беллуно, Бартоломео Альберто (Мауро)

Каппеллари, 2; 6.2.1831–1.6.1846. Пий IX, итальянец из Сенигаллии, близ Анконы, Джованни Мария

Мастаи-Ферретти, 16; 21.6.1846–7.2.1878. Лев XIII, итальянец из Карпинето, близ Ананьи, Джиоаккино

Печчи, 20.2; 3.3.1878–20.7.1903. Пий X, св., итальянец из Риезе, близ Тревизо, Джузеппе Сарто,

4; 9.8.1903–20.8.1914. Бенедикт XV, генуэзец, Джакомо делла Кьеза, 3; 6.9.1914–22.1.1922. Пий XI, итальянец из Дезио, близ Милана, Акилле Ратти, 6;

12.2.1922–10.2.1939. Пий XII, римлянин, Эудженио Пачелли, 2; 12.3.1939–9.10.1958. Иоанн XXIII, итальянец из Сотто иль Монте, близ Бергамо,

Анджело Джузеппе Ронкалли, 28.10; 4.11.1958–3.6.1963. Павел VI, итальянец из Кончезио, близ Брешии, Джованни Бат-

тиста Монтини, 21; 30.6.1963–6.8.1978. Иоанн Павел I, итальянец из Форно ди Канале, близ Беллуно,

Альбино Лучани, 26.8; 3.9.1978 –28.9.1978. Иоанн Павел II, поляк из г. Вадовицы, близ Кракова, Кароль Войтыла, 16; 22.10.1978.1 Первый папа, сменивший имя при вступлении на престол.

 



Если Лев VIII был законным папой, то Бенедикт V, кОТОр 0тТОном 1 ■ на Верховном ендоне в Латеране Львом VIII и императором ИИн является витя а* пой