Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.
Э
ЭКЗОРЦИЗМ – изгнание злых духов из одержимого с
помощью заклинаний и магических действий. В первобытном об-ве Э. – прерогатива
колдуна; христ- во видело в Э. элемент деятельности Христа, апостолов, святых.
В раннеср.-век. Европе народные поверья о демонах, якобы вселяющихся гл. обр. в
женщин, о наведении такими колдуньями порчи на людей, скот, урожай, осуждались
катол. церковью как языческие суеверия. Теологич. переосмысление проблемы контактов
с демонами произошло в XIII в. в условиях борьбы катол. церкви с ересями и в
связи с ведовскими процессами. В совр. жизни Э., как отметил II Ватиканский
собор, утратил прежнее значение, сохранившись в ритуале крещения, к-рое
снимает с человека печать греха (Конституция «О церкви в современном мире», §
37). Тем не менее и в наши дни нек-рые катол. священнослужители практикуют Э.
«ЭККЛЕЗИАМ СУАМ» («Ecclesiam
suam» – «Своей церкви») энциклика папы Павла VI (1964), в к-рой
практич. была изложена программа его понтификата, во многом определившая
дальнейший ход работы II Ватиканского собора. В центре внимания Павла VI
оказались проблемы диалога церкви с совр. миром и характер диалога с атеистами
и марксистами. Признавая необходимость диалога церкви «с миром, в котором она
живет», Павел VI изложил характер, методы и цели такого диалога. На первом
месте должны быть интересы церкви, проповедь ее учения среди тех, кто не
разделяет катол. мировоззрение. Диалог должен служить «спасению» инаковерующих
и инакомыслящих, а точнее – обращению их в катол. веру. При этом Павел VI
отверг методы грубого диктата, анафем и отлучений: климат диалога – это дружелюбие,
корректность, сердечность, терпимость. Однако должен быть предел приспособлению
церкви к историч. обстоятельствам, ибо диалог с инакомыслящими может привести
к уступкам в вопросах катол. доктрины и морали, к отходу от катол. принципов,
что недопустимо: «Диалог наш может привести к послабле- ниш ?то отношению к
обязательствам, налагаемым нашей ве- рощ». Оценивая атеизм как «самое
серьезное явление нашей эпохи» и считая «безбожный коммунизм*,' его соц.,
экономия, и полнтич. режимы причиной всех бед, Павел VI утверждает, что
«трудно, если не сказать невозможно, предположить в подобных условиях
возможность диалога». Тем не менее отсутствие в энциклике прямых запретов на
диалог, в том числе с атеистами и марксистами, открывало путь к нему. В соответствии
с «Э. с.» в системе римской курии позднее был создан Секретариат по делам неверующих
для осуществления такого диалога.
ЭККЛЕЗНОЛОГИЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ – катол. учение о
церкви (греч. ekktesia – собрание, церковь и iogos учение), раздел
богословия, обосновывающий спасительную роль церкви 1 жизни верующих» ее
НеобхвДИ- мость в достижении ими вечного блаженства. Э. к. рассматривает
церковь как божеств, установление, сущность к-рого составляют единство,
святость, католнчность (всеобщность) и аяостоличность Единство церкви покоится
на учении Христа о церкви как едином теле господнем, святость ей дает божеств
происхождение Будучи вселенской (католической), церковь охватывает своим влиянием
весь мир, Учение апостолов о церкви и основание ее ап. Петром придает ей
апостольский характер, Участие в таинствах, совершаемых священнослужителями,
обеспечивает членство в церкви. В отличие от этой «видимой церкви» существует
«невидимая церковь», к-рая делится на церковь ожидания (надежды),
подвергающуюся испытанию в чистилище, и церковь торжествующую, или блаженство
созерцания божественной сущности на небесах, что является конечным предназначением
искупленных. Отделение от единой церкви является грехом схизмы и отпадением от
апостольской доктрины. После разделения церквей в 1054 зап. и вост. церкви
обвиняли одна другую в грехе схизмы и каждая считает себя истинным историческим
проявлением видимой церкви. В принятой II Ватиканским собором догматической
конституции «Lumen gentium» («Свет народов») новые положения Э. к. подаются
под видом «восстановления» норм древней церкви. В конституции сформулированы
идеи о коллегиальности епископата, на основе к-рых создан синод епископов.
Однако реформа церкви не коснулась ни идеи церкви, ни ее фундаментальных
структур. Хотя впервые церковь представлена здесь как «народ божий», она
«раздает божественные милости и установления лишь через посредство своей
иерархии».
ЭКУМЕНИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ (от греч. oikournerie Щ
Вселенная, обитаемый мир) позиция катол. церкви в объединит. движении за
ликвидацию разделения христиан на конфессии. Начатое протестантами в 17 в.
экуменич. движение традиционно трактовалось катол. иерархией как посягательство
на ее прерогативы, что нашло отражение в энциклике Льва XIII «Сатис когнитум»
(«Satis cognitum», 1896). Запрет на участие католиков в первых экуменич. орг-циях
– конференциях «Жизнь и действие» (1925) в Стокгольме и «Вера и церковное
устройство» (1927) в Лозанне – содержится в энциклике Пия XI «Морталиум анимос»
(«Mortatium aminos», 1928). Однако процесс интеграции христиан в странах
Запада в условиях 2-й мировой войны на практике привел к сотрудничеству
католиков и протестантов в одних орг-циях («Уна санкта» в Германии – одна из
предшественниц ХДС; «Иреникон» в Бельгии). По окончании войны в условиях
углубления процесса секуляризации, духовных и религ. исканий, поисков путей
разрешения совр. проблем – сохранения мира, достижения соц. справедливости,-
охраны среды обитания человека,-^ возник в 1948 Всемирный Совет Церквей (ВСЦ).
Координируя миссионерскую деятельность и разрабатывая основы будущей единой
церкви, ВСЦ поощрял развитие теологии, доказывающей необходимость христ-ва в
структуре совр. жизни. Взяв курс на аджорнаменто Иоанн XXIII настоял на
первостепенном значении проблем Э. Декрет II Ватиканского собора об экуменизме
(«Восстановление единства», 1964) указал на необходимость согласованных
действий всех христиан в соц. области. Вместе с тем в сфере катол. теологии
оберегался догмат о непогреши- мости папы и переосмысливалось учение о
спасающей силе церкви. В наст. вр. ВСЦ объединяет большинство прот. церквей,
старокатолические, православные, армянскую и др. Он поддерживает отношения с
ООН, ЮНЕСКО и др. междунар. орг-циями. Соц. программа ВСЦ плюралистична; она
включает и мотивы соц. протеста, содержащиеся в теологии освобождения. Программа
же Э. к., напротив, рассчитывает направить христ. интеграцию на преодоление
этих мотивов и т. н «угрозы материализма». При доктринальных расхождениях с ВСЦ
Ватикан включает своих представителей в его деятельность по вопросам миротворчества,
экологии, культуры» развития диалога христиан с неверующими.
ЭКХАРТ (Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260–ок.
1327) – ср.-век философ-мистик. Род. в Тюрингии в рыцарской семье. Учился в
Париже, Монах-доминиканец. Был викарием доминик. ордена в Тюрингии и Саксонии.
Преподавал в Париже, Страсбурге и Кёльне. За свои проповеди Э. был привлечен к
церк. суду, но подал апелляцию папе Ум. в Авиньоне. В 1329 нек-рые положения Э.
былли осуждены папой Иоанном XXI. С ортодоксией расходилось учение Э. о боге
лишь как выражении безличной божественности, что несло зачатки пантеизма.
Признание 3. возможности прямого воссоединения души с богом посредством
отречения человека от своих индивидуальных свойств ставило под сомнение
необходимость существования церкви. От Э. берет начало нем. мистицизм народно-еретич.
толка, подготовлявший протестантизм;
ЭЛДЕР (Elder) Камара Пессоа (р. 1909) –
бразильский римско-катол. церковнослужитель. Посвящен в сан священника в
1931, с 1952 – епископ. В этом же году по его инициативе создается национальная
конференция епископов и Э. К. назначается ее генеральным секретарем, оставаясь
в этой должности 12 лег. С 1955 по 1964 – помощник архиепископа в Рио-де-
Жанейро, где основал несколько opr-ций с целью улучшения экономич. и соц.
условий жизни бедноты. При его активном участии создана Латиноамериканская
конференция епископов в Рио-де-Жанейро (1955). С 1959 пе 1965 Э. К. ее
вице-президент. В 1964 назначен архиепископом в Олинда и Ресифе на сев.- вост.
Бразилии – беднейшем и самом отсталом районе страны. По инициативе Э. в
архиепископстве осуществлялась большая £оц. программа по борьбе с
неграмотностью, развитию политич. сознания и самодеятельного сти масс.
Страстный защитник церкви бедняков. Его называют апостолом прав человека, социальной
справедливости и мира. Является основателем и активным участником движения
ненасильственного сопротивления – «Действие, справедливость, мир». С 1968 по
1977 воен. диктаторы Бразилии наложили запрет на все его публикации, публичные
выступления и даже упоминания его имени. Лауреат Международной премии мира им.
Мартина Лютера Кинга. Почетный доктор мн. ун-тов, в том числе Сорбонны. По
достижении 75-летнего возраста был смещен Ватиканом с должности архиепископа.
ЭНЦИКЛИКА (от позднелат. епсусПсив – окружной,
общий) – первоначально – окружное послание епископа. В совр. церкви –
послание папы римск., обращенное ко всем верующим католикам. Энциклики
посвящаются вопросам веры, морали, соц.-политич. проблемам и т. д. Пишутся,
как правило, на лат. языке и получают название по первым словам текста.
ЭНЦИКЛИКИ ПАП СОЦИАЛЬНЫЕ – документы римск.
пап, в к-рых излагаются осн. положения соц. доктрины катол. церкви,
формулируется ее позиция в отношении собственности, классов, клас. борьбы,
революции, гос-ва, мира и войны. См. «Рерум новарум», «Куадрагезимо анно»,
«Матер эт магистра», «Пацем ин террис», «Популорум прогрессио», «Лабо- рем
экзерценс» и др.
ЭРАЗМ Роттердамский, Дезидёрий (Erasmus
Roterodamus, Desiderius) – псевдоним Герхарда Герхардса (Gerhards) (1469–1536) –писатель-гуманист,
ученый, богослов. Крупнейший представитель Северного Возрождения. Род. в
Роттердаме в семье бюргера. Рано лишившись родителей, провел юность в
монастыре. Одаренность Э. Р. обратила на себя внимание, и ему, благодаря
поддержке знатных покровителей, была предоставлена возможность получить
прекрасное образование. Впоследствии, уже имея всеевропейское признание, жил
во Франции, Италии, Англии, Германии и считал себя принадлежащим ко всему
«христианскому миру» в целом. Писал на латыни – универсальном языке
образованных людей того времени. Гуманистическая образованность сочеталась у
Э. Р. с богословскими интересами, мистицизм – с влиянием кружка, т. н.
«оксфордских реформаторов» (Т. Мор), стремившихся к углубленному, нау-; чно
обоснованному прочтению Священного Писания. Э. Р. осуществил первопечатное издание
греч. оригинала Нового завета с подробным комментарием (1517) и собств. лат.
перевод (1519), устранявший ошибки Вульгаты. Э. Р. построил систему нового
богословия («Метод истинного богословия», 1519), к-рое назвал «философией Христа».
Внимание его сосредоточивается на человеке, на исполнении им своих нравств.
обязательств перед богом и людьми, соблюдении евангельских заповедей. При
этом Э. Р. обходит .собственно богословские проблемы (сотворение мира, первородный
грех, троичность божества и т. п.) как ие имеющие жизненно важного значения для
человека. Э. Р. резко критиковал катол. иерархию, осуждая обмирщение церкви,
культ реликвий, паразитизм клира. Особенно нетерпимыми пороками считал
фанатизм и самоуничижение человека перед богом, в чем разошелся с М. Лютером,
к-рого вначале поддерживал. в анти- лютеровском трактате «О свободе воли»
(1524) осудил бесчеловечность догмата о несвободе воли. Наиболее известное
произведение Э. Р.– сатира «Похвала Глупости» (1509), осуждающая и
высмеивающая фанатизм, невежество, суеверие, любые крайности человеч.
поведения. Идеалы Э. Р.– духовная и интеллектуальная свобода, просвещение, здравый
смысл.
ЭРИУГЕНА (Етщ&епа) Иоанн Скот (ок. 810–ок.
877)–неоплатоник, сторонник рационализации теологии. Обосновывал
необходимость разумного истолкования Свящ. Писания, считал, что непостижимый
бог открывается для познания в своих творениях. Э. признавал свободу человеч.
воли; утверждал, что. самопознание – гл. путь к «чистейшему созерцанию
первообраза т. е. бога. Пантеистические идеи Э, были осуждены катол. церковью.
Осн. труд – «О разделения природы».
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eshatos -– последний, logos –
учение) – религ. учение о целях космоса и истории, о конечных судьбах мира и
человека. Используя мотивы иудаистских. античных, зороастрийских учений,
христ Э. учит о торжестве справедливости, к-рое наступит в результате второго
пришествия Христа и Страшного суда над воскрешенными и живым поколениями. В раннехрист.
и ср.-век. лит-ре Э. часто выражала идеи соц. и политич. протеста. Художеств.
переосмысление Э. как морального компендиума христ- ва предпринял Данте в «Божественной
комедии». Катол. теология разработала системы частной Э. (размышления человека
о смерти, предварительном посмертном воздаянии в чистилище, о рае и аде) и
общей Э. (церк. учение о втором пришествии, воскрешения умерших, Страшном
суде). В периоды обществ, кризисов эсхатологич. настроения активизируются. Ныне
Э.– ведущая тема религ. теорий будущего.
«ЭТЁРНИ ПАТРИС» («Ае(егш РаЫв» – «Отцу вечному»)
– энциклика папы Льва XIII (1879) В ней в противовес стремлению либерально
настроенных католиков формировать культуру, соответствующую новым историч.
условиям, Лев рЯ объявил учение Фомы Аквинского единственной офиц. филос.
доктриной церкви. Учение «ангельского доктора» о гармонии между верой и разумом
открывает, по утверждению папы, возможность осуществить синтез христ-ва с
совр. культурой и найти пути ее христианизации. Томизм должен примирить разум с
религ. верой и подчинить науку религии. При этом разум, философия, наука
признавались постольку, поскольку они не противоречат истинам веры и способны
представить доказательства бытия бога.
Ю
ЮБИЛЕЙНЫЕ (СВЯТЫЕ) ГОДЫ – периодич. отмечаемые
в заранее назначенные годы юбилейные торжества катол. церкви, к-рые, по церк.
традиции, называются Святыми годами. Впервые Святой год был отмечен в 1300 по
постановлению папы Бонифация VIII. Ю. г. должен был отмечаться каждые 100 лет
в нач. нового века. Церковь придает ему прежде всего религ. значение, связывая
с ним отпущение грехов и избавление от наказания за них в этом мире. После
Бонифация VIII папы стали настаивать на том, чтобы сократить период между Ю. г.
Сначала было решено отмечать юбилей каждые 50 лет, а затем – каждые 33 года (в
память о «земной жизни Иисуса»). Наконец папа Павел II в 1470 принял
постановление, согласно к-рому Ю г должен отмечаться каждые 25 лет, чтобы
каждое поколение могло участвовать в церк. юбилее. Т. обр. возникла существующая
поныне традиция, к-рая обязывает отмечать Ю. г. в нач. каждой четверти века.
Оставаясь верными этой традиции, папы объявляли юбилейными годы: 1900 (Лев
XIII), 1925 (Пий XI), 1950 (Пий XII) и 1975 (Павел VI). Кроме того, Пий XI
провозгласил 1933 Святым Ю. г. в память 1900-й годовщины «избавительной смерти
Христа на кресте», а Иоанн Павел II признал 1983 Святым Годом Искупления в
память «1950-й годовщины смерти и воскресения Спасителя». В Ю. г. усиливается
приток паломников, особенно в Рим, дается верующим (после выполнения поставленных
духовенством определенных условий) полное отпущение грехов. Ю. г.– это
религ.- пропагандистская акция, направленная на укрепление авторитета церкви,
усиление религиозности верующих и пополнение церк. казны.
ЮЛИЙ II (1443–1513)–папа с 1503. В миру Джулиано
делла Ровере. Род. в Альбиссоле, близ Савоны. Племянник Сикста IV. В 1471 стал
кардиналом-священником церкви Сан Пьетро ин Винколи. Проводил энергичную
внешнюю политику и лично участвовал в военных походах. В 1506 присоединил к
Папскому гос-ву Болонью и Перуджу. В 1509 вместе с Испанией и Франшгей
организовал против Венеции Камбрейскую лигу, но венецианцы раскололи этот
союз. В 1511, при участии ими. Максими- зщяяа и Венеции. Ю. II создал
антифранц. Священную лигу, к- рой удалось временно изгнать французов из Италии.
В 1506 лапа заложил новое здание собора св. Петра, сохранившееся до нашего
времени. В 1512 созвал V Латеранский (18 Вселенский) собор. При Ю. К в Риме
работали такие выдающиеся представителя культуры Возрождения, как Браманте,
Микеланджело и Рафаэль.
ЮЛИЙ III (1487–1555) – папа с 1550. В миру
Джаммария Чокки дель Монте. Род. в Риме. В 1511 стал архиепископом Сипонто. В
1527, после разгрома Рима войсками императора Карла V, папа Климент VII
оставил Чокки дель Монте заложником. В 1536 он получил кардинальскую шапку. В
1545 в качестве председателя открыл Тридентский собор. В 1551 Ю. III возобновил
прерванные заседания собора, но вследствие политич. трудностей в 1552 работа
собора прекратилась. Ю. III даровал ряд привилегий иезуитам.
Я
ЯКОВ ВОРРАГИНСКИЙ – см. «Золотая легенда».
ЯНСЕНИЗМ – религ.-политич. неортодокс, катол.
течение во Франции и в Голландии в 17– 18 вв. Идеология образованных дворянских
и бурж. городских слоев, оппозиционных к офиц. катол. церкви, освящавшей королевский
деспотизм. Принципы Я. изложил голландский теолог К. Янсений (1585–1638), развивавший
учение Августина о предопределении. Я. в ряде положений тяготел к протестантизму
(отрицание свободы воли признание предопределения) проповедовал строгое религ.
этич. самоусовершенствование видел гл. врага в иезуитах Я. неоднократно
осуждался папой, преследовался королевской властью. Во Франции Я. потерял
значение к сер. 18 в. В Голландии последователи Я. создали самостоятельную церковь.
ЯНУАРИЙ – святой-мученик. Согласно легенде, Я.
был епископом Беневента. Во время гонений на христиан при императоре
Диоклетиане (284–305) погиб мученич. смертью в Поццуоле близ Неаполя. Я.
считается покровителем Неаполя, Беневента, защитником от извержений вулканов.
Изображается епископом, стоящим на камне, из-под к-рого выбиваются языки пламени
извергающегося вулкана Везувий, или в виде епископа, держащего книгу с двумя
сосудами, наполненными его кровью. День памяти – 19 сент.
ЯНУАРИЯ СВЯТОГО ЧУДО. В Неаполе, в капелле св.
Януария, называемой Иль Тезоро, хранятся наиболее почитаемые городские
реликвии: череп св. Януария и 2 сосуда с его запекшейся кровью, к-рую,
согласно легенде, вдова Януария сохранила после его казни. По катол. источникам,
с 1337 или 1389 наблюдается чудесное плавление крови в этих сосудах,
повторяющееся обычно трижды в году, а также в случае бедствий и др. трагич.
событий. Сторонники рациоиальн. объяснения этого явления предполагают, что в
сосудах находится легкоплавкое вещество, изменяющее состояние даже при легком
нагревании.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ПАП И АНТИПАП
Петр, св., апостол, казнен в 64 или 67. Лин,
св., итальянец из Тосканы, 67–76. Анаклет (Клет), св., римлянин, 76–88. Климент
I. св., римлянин, 88–97. Эварист, св., грек (из Антиохии?), 97–105. Александр
I, св., римлянин, 105–115. Сикст I, св., римлянин, 315–125. Телесфор, св.,
грек, 125–136. Гигин, св., грек (из Афин?), 136–140. Пни [, св., итальянец из
Аквилеи, 140–155. Ашкет, св., сириец, 155–166.
Сотер, св., итальянец из Кампаньи (Фонди?), 166–175.
Элевтерий, ев . грек из Никополиса в Эпире, 175–189. Виктор I, св., африканец,
489– 199. Зеферин, св., римлянин, 199–217. Калякст О, св , римлянин, 217–222.
[Ипоолит, св., римлянин, 217–235]. Урбаи !, св.,
римлянин, 222–230. Понтиан, св., римлянин, 21 7.230–28.9.235. Аитер, св., грек.
21. И.235–3.1.236. Фабиан, св., римлянин, 10.1.236–20.1.250.
Вакансия 14 месяцев2. Корнелий, св., римлянин,
...3.251 – ...6.253.
(Новациан, римлянин, 251]. Луций I, св.,
римлянин, 25 6.253–5.3.254.
Вакансия 2 месяца Стефан I, св., римлянин,
О2.5.254–2-8.257.
В основу положен: Список nan и аитипал с I в. до
настоящего времени, составленный H. М. Гольдбергом и Б. Я Раммом (Лозинский С.
Г. История папстаа. M . 1961 С. 551 –563). Для
наст, издания
сверен
И. X. Чер- *я«ом
с: I Sommi Pontifiei Romani (Annuario pontificio Cittа del Vaticano, P 7~2i)
В публикуемом списке имена антипап даются в [ ].
' Сроки вакансий округлены до Половины месяца.
Сикст II, св., грек (из Афин?), 30 8.257–6 8 258
Вакансия 11,5 месяца. Дионисий, св., происх'.
неизв., 22.7.259–26.12 264 Феликс I, св., римлянин, 5.1.269–30.12.274.
Евтихиан, св., итальянец из Луни, 4.1.275–7 12 9Я1 Кай, св., далматинец,
17.12.283–22.4.296.
Вакансия 2 месяца. Марцеллин, св., римлянин,
30.6.296–25.10.304.
Вакансия 43 месяца. Марцелл I, св., римлянин,
27.5 (или 26.6) 308–16 1 чпо Вакансия 3 месяца. .
^
Евсевий, св., грек, 18.4.309–17.8.309 (или 310).
Вакансия 22,5 (или 10,5) месяца. Мильтиад
(Мельхиад), св., африканец, 2,7.311 – 1} I 81 Сильвестр I, св., римлянин,
31.1.314–31.12.335 Марк, св., римлянин, 18.1.336–7.10.336.
Вакансия 4 месяца. Юлий I, св., римлянин,
6.2.337–12.4.352. Либерий, римлянин, 17.5.352–24.9.366.
[Фелйкс II, римлянин, ...355–22.11.365}. Дамасий
I, св., испанец, 1.10.366–11.12.384.
[Урсин, римлянин, 366–367]. Сириций, св.,
римлянин, 15 или 22 или 29.12.384–26.11 399 Анастасий I, св., римлянин,
27.11.399–19.12.401. Иннокентий I, св., итальянец из Альбано, 22.12.401–123417
Зосима, св., грек, 18.3.417–26.12.418. Бонифаций I, св., римлянин, 28 или
29.12.418–4.9.422.
[Евлалий, (римлянин?), 418–419]. Целестин I,
св., итальянец из Кампаньи, 10.9.422–27 7 432 Сикст III, св., римлянин,
31.7.432–19.8.440. Лев I Великий, св., итальянец из Тосканы^ 29.9.440–.10.11.461.
Иларий, св., сардинец, 19.11.461–29.2.468. Симплиций, св., итальянец из Тиволи,
3.3.468–10.3.483. Феликс 111(11), св., римлянин, 13.3.483–1.3.492. Геласий I,
св., африканец, 1.3.492–21.11.496. Анастасий II, римлянин, 24.11.496–19.11.498.
Симмах, св., сардинец, 22.11.498–19.7.514,
[Лаврентий, 498, 501–505]. Гормизд, св.,
итальянец из Фрозиноне, 20.7.514–6.8.523, Иоанн I, св., итальянец из Тосканы,
13.8.523–18.5.526,
Вакансия 1,5 месяца. Феликс IV (III), св.,
итальянец из Саннио, 12.7.526–22.9.530. Бонифаций II, римлянин, 22.9.530–17.10.532.
[Диоскор, александриец, 22.9.530–14.10.530].
Вакансия 1,5 месяца.Иоанн II, римлянин, Меркурий 2.1.533–8.5.535. Агапит I,
св., римлянин, 13.5.535–22.4.536.
Сильверий, св., итальянец из Кампаньи, 1 или
8.6.536–11. И.537. Вигилий, римлянин, 29.3.537 (возведен на папский престол при
жизни Сильверия) – 7.6.555. Вакансия 10 месяцев. Пелагий I, римлянин, 16.4.556–4.3.561.
Вакансия 4,5 месяца. Иоанн III, римлянин,
17.7.561–13.7574.
Вакансия 11 месяцев. Бенедикт I, римлянин,
2.6.575–30.7.579.
Вакансия 4 месяца. Пелагий II, римлянин,
26.11.579–7.2.590.
Вакансия 7 месяцев. Григорий 1 Великий, св.,
римлянин, 3.9.590–12.3.604.
Вакансия 6 месяцев. Сабнниан, итальянец из Блеры
в Тоскане, 13.9.604–22.2.606.
Вакансия 12 месяцев. Бонифаций III, римлянин,
19.2.607–12.11.607.
Вакансия 9 месяцев. Бонифаций IV, св., итальянец
из области Марси, 25.8.608–8.5.615.
Вакансия 5 месяцев. Деусдедит или Адеодат I,
св., римлянин, 19.10.615–8.11.618.
Вакансия 13,5 месяца. Бонифаций V, неаполитанец,
23.12.619–25.10.625. Гонорий I, итальянец из Кампаньи, 27.10.625–12.10.638.
Вакансия 20 месяцев. Северин, римлянин, 28.5.640–2.8.640.
Вакансия 3,5 месяца. Иоанн IV, далматинец,
24.12.640–12.10.642.
Вакансия 1 месяц. Теодор I, грек, 24.П.642–14.5.649.
Вакансия 2 месяца. Мартин 1, св., итальянец из
Тоди, ...7.649–16.9.655. Евгений I, св., римлянин, 10.8.654–2.6.657 (избран при
жизни Мартина 1, сосланного императором Константом II в Херсонес). Вакансия
около 2 месяцев. Виталиан, св., итальянец из Сеньи, 30.7.657–27.1.672.
Вакансия 2.5 месяца. Адеодат И, римлянин,
11.4.672–17.6.676.
Вакансия 4,5 месяца. Дои или Домн, римлянин,
2.11.676–11.4.678. Вакансия 1,5 месяце.
Агафон, св., сицилиец, 27.6.678–10.1.681
Вакансия 8 месяцев. Лев II, св., сицилиец,
17.8.682–3.7.683.
Вакансия около 12 месяцев. Бенедикт II, св.,
римлянин, 26.6.684–8.5.685
Вакансия 2,5 месяца. Иоанн V, сириец, 23.7.685–2.8.686.
Вакансия 2,5 месяца. Конон, происх. нензв.,
21.10.686–21.9.687. [Теодор, ...687].
{Пасхалий, ...687] . Сергий I, св., сириец,
15.12.687–8.9.701.
Вакансия 1,5 месяца. Иоанн VI, грек, 30.10.701 –
11.1.705.
Вакансия 2 месяца. Иоанн VII, грек, 1.3.705–18.10.707.
Вакансия около 3 месяцев. Сизинний, сириец,
15.1.708–4.2.708.
Вакансия 1,5 месяца. Константин, сириец,
25.3.708–9.4,715.
Вакансия 1,5 месяца. Григорий II, св., римлянин,
19.5.715–11.2.731.
Вакансия 1 месяц. Григорий III, св., сириец,
18.3.731–28.11.741. Захария, св., грек, 10.12.741 –22.3.752.
Стефан II (III), римлянин 26.3.752–26.4.757
Павел 1, св., римлянин, ...4; 29.5.757 2 – 28.6.767.
[Константин, итальянец из Непи, 28.6; 5.7.767–769]
[Филипп, 31.7.768] [1]. Стефан III (IV), сицилиец,
1; 7.8.768–24.1.772. Адриан I, римлянин, 1; 9.2.772–25.12.795. Лев III, св.,
римлянин, 26; 27.12.795–12.6,816. Стефан IV(V), римлянин, 22.6.816–24.1.817.
Пасхалий I, св., римлянин, 25.1.817–И.2.824. Евгений II, римлянин, ...2–5.824–...8.827.
Валентин, римлянин, ...8.827–...9.827.
Григорий IV. римлянин, ...827– ...1.844.
(Иоаии. . .1.844]. Сергий II, римлянин. ...1 844–27.1.847.
Лее IV, св., римлянин, ...1; 10.4.847–17.7.855. Бенедикт III, римлянин, ...7;
29.9.855–17.4.858.
(Анастасий, прозванный Библиотекарь, ...8,855– д
нее, Николай I Великий, св., римлянин, 24.4.858– 13.И.867
Вакансия I месяц. Адриан II, римлянин, 14.12.867–14.12.872.
Иоанн VIII, римлянин, 14.12.872–16.12.882. Марин I, тосканец, 16.12.882–15.5.884.
Адриан III. св., римлянин, 17.5.884–...11.885. Стефан V <У1), римлянин,
...9.885–14.9.891. Фсрмоз, итальянец, епископ Порто, 6.10.891–4.4.896. Бонифаций
VI, римлянин, ...4.896–...4.896. Стефан VI (VII), римлянин, ...5.896–...8.897.
Роман, тосканец. ...8.897–...11.897. Теодор II, римлянин, ...12.897–...12.897.
Иоанн IX, итальянец из Тиволи, ...1.898–...1.900. Бенедикт IV, римлянин, ...1–2.900–...7.903.
Лев V, итальянец из Ардеа, ...7.903–...9.903. Вакансия 4 месяца.
(Христофор, римлянин, ...7 или ...9.903–...1.904].
Сергий III, римлянин, 29.1.904–14.4,911. Анастасий III, римлянин, ...4.911–...6.913.
Ландон, итальянец из Сабинской области, ...7.913– ...2.914. Иоанн X, итальянец
из Тоссиньяно, близ Имолы, ...3.914–...5.928. Лев VI, римлянин, ...928–...12.928.
Стефан VII (VIII), римлянин, ...12.928–2.931. Иоаии XI, римлянин, ...2–3.931 –...12.935.
Лев VII, римлянин, 3.1.936–13.7.939. Стефан VIII (IX), римлянин, 14.7.939–...10.942.
Марин 11, римлянин, 30.10.942–...5.946. Агалит II, римлянин, 10.5.946–.„12.955.
Иоанн XII, итальянец, Октавиан из графов
Тускуло, 16.12.955 14.5.964
Лев VIII, римлянин, 4; 6.12.963-1.3.965 (избран
при жизни
Иоанна XII). Бенедикт V, римлянин, 22.5.964-
4.7.966 '. Иоанн XIII, римлянин, 1.10.965–6.9.972. Венедикт VI, римлянин,
19.1.973– ...6.974.
Вакансия 3 месяца.
[Бонифаций VII, римлянин, Франконе, ...6–...7.974,
затем ...8.984–...7.985]. Бенедикт VII, римлянин, ...10.974–10.7.983.
Вакансия 4,5 месяца. Иоанн XIV, итальянец из
Павии, Пьетро, ...12.983–20.8.984. Иоанн XV, римлянин, ...8.985–...3.996.
Григорий V, саксонец, Бруно из герцогов Каринтии,
3.5.996– 18.2.999.
Вакансия 3,5 месяца.
[Иоанн XVI, итальянец из Россано, Джованни
Филагато ...4.997–...2.998]. Сильвестр II, француз из Оверни, Герберт, 2.4.999–12.5.1003.
Иоанн XVII, римлянин, Сикконе, ...6.1003–...9.1003. Иоанн XVIII, римлянин, Фазано,
...1.1004–...7.1009. Сергий IV, римлянин, Пьетро, 31.7.1009–12.5.1012. Бенедикт
VIII, итальянец, Теофилакт, из графов Тускуло 18.5.1012–9.4.1024. [Григорий,
1012]. Иоанн XIX, итальянец, Роман, из графов Тускуло, ...4–5.1024 – ...1032.
Бенедикт IX, итальянец, Теофилакт, из графов
Тускуло, ...1032– ...1044.
Сильвестр III, римлянин, Джованни, 20.1.1045–10.2.1045.
Бенедикт IX (второй раз), 10.4.1045–1.5.1045. Григорий VI, римлянин, Джованни
Грацнано, 5.5.1045–20.12.1046. Климент II, саксонец, Шидгер из рода Морслебен и
Горнбург,
24; 25.12.1046–9.10.1047. Бенедикт IX (третий
раз), 8.11.1047–17.7.1048. Дамас II, баварец, Поппо, 17.7.1048–9.8.1048. Лев
IX, св., эльзасец, Бруно, из графов Эгисхейм-Дагсбург.
12.2.1049–19.4.1054. Виктор II, немец, Гебгард,
из графов Долленштейн-Гиршберг,
16.4.1055–28.7.1057. Стефан' IX (X), лотарингец,
Фридрих, из графов Лотарингских, 3.8.1057–29.3.1058.
[Бенедикт X, римлянин, Джованни, 5.4.1058–24.1.1059].
Николай II. из Бургундии, Жерар, 24.1.1059–27.7.1061. Александр II, итальянец,
Ансельмо из Баджио, 1.10.1061–21.4.1:073.
[Гонорий II, веронец, Кадал, 28.10.1061 –...1072].
Григорий VII, св., итальянец из Тосканы, Гильдебранд, 22.4; 30.6.1073–25.5.1085.
Вакансия 12 месяцев.
[Климент III, из Пармы, Виберто, 25.6.1080;
24.3.1084– 8.9.1100].
Виктор III, блаж., итальянец из Беневента,
Дауферий (Дезидерий) 24.5.1086–16.9.1087. Вакансия 6 месяцев. Урбан II. блаж.,
француз, Оддон де Лажери, 12.3.1088– 29.7.1099.
Пасхалий II, итальянец из Бьеда близ Равенны,
Раньеро, 13; 14.8.1099–21.1.1118. {Теодор, епископ Сан Руфинб, ...1110].
{Альберт, епископ Сабины, ...II02].
[Сильвестр IV, римлянин, Манджинульфо,
18.11.1105–...1111]. Геласий II, итальянец из Гаэты, Джованни Каэтани, 24.1;
10.3.1118– 28.1.1119.
(Григорий VIII, француз, Морис или Бурден,
8.3.1118–...1121]. Каликст II, Ги, из Бургундии, 2; 9.2.1119–13.12.1124.
Гонорий II, итальянец из Фьяньяно близ Имолы, Ламберто, 15; 21.12.1124–13.2.1130.
(Целестин II, римлянин, Теобальдо Буккапекус,
...12.1124]. Иннокентий II, римлянин, Грегорио Папарески, 14; 23.2.1130–
25.1.1143.
(Анаклет II. римлянин, Пьетро Петри Леонис, 14;
23.2.1130– 25.1.1138].
(Виктор II, Григорий, ...3.1138–29.5.1138].
Целестин II, итальянец из Читта ди Кастелло, Гвидо, 26.9;
3.10.1143–8.3.1144. Луций II, болонец, Джерардо
Каччанемнчи, 12.3.1144–15.2.1145. Евгений III, блаж., пизанец, Бернардо,
вероятно из рода Пага--
нелли ди Монтеманьо, 15; 18.2.1145–8.7.1153.
Анастасий IV, римлянин, Коррадо, 12.7.1153–3.12.1154. Адриан IV, англичанин,
Николай Брейкспир, 4; 5.12.1154–1.9.1.159. Александр III, сиенец, Роландо
Бандинелли, 7; 20.9.1159–30.8.1181. (Виктор IV, итальянец из Монтичелло близ
Тиволи, Оттавиано де Монтичелло, 7.9; 4.101159–20.4.1164]. {Пасхалий III,
итальянец из Кремы, Гвидо да Крема, 22; 26.4.1164–20.9.1168].
(Калликст III, итальянец из Ареццо, Джованни,
аббат Струми. ...9.1168–29.8.1168].
(Иннокентий III, итальянец из Седзе, Ландо,
29.9.1179– ...1180].
Люций 111, итальянец из Лукки, Убальдо
Алючиньоли, 1; 6.9.1181 – 259 Пв5.
Урбан III, миланец. Уберто Кривелли, 25.11;
1.12.1185–20.10.1187. Григорий VIII, итальянец из Беневента, Альберто де Морра,
21;
2э 10.1187–17.12.1187. Климент 111, римлянин,
Паоло Скол ар и, 19; 20.12.1187–...3 1191. Целестин III, римлянин, Джачинто
Бобоне, 30.3; 14.4.1191–8.1.1198.
Иннокентий III, итальянец, согласно традиции,
родился в Анаяьи, по современным изысканиям в Гавиньяно близ Рима, Лотарио. из
графов Сеньи, -8.1; 22.2.1198–16.7.1216. Гонорий III, римлянин, Ченчио Савелли,
18; 24.7.1216–18.3.1227. Григорий IX, итальянец из Ананьи, Уголино, из графов
Сеньи, 19; 21.3.1227–22.8.1241. Вакансия 2 месяца. Целестин IV, миланец,
Гоффредо Кастильони, 25; 28.10.1241 – 10.11.1241.
Вакансия 19 месяцев. Иннокентий IV, генуэзец,
Синибальдо Фиескн, 25; 28.6.1243– 7.12:1254.
Александр IV, итальянец, согласно традиции,
родился в Ананьи, по современным изысканиям в городе Иенне близ Рима, Ринальдо,
из графов Сеньи, по новейшим исследованиям из синьоров Иенны, 12; 20.12.1254–25.5.1261.
Урбан IV, француз из Труа, Жак Панталеон, 29.8; 4.9.1261 – 2.10.1264.
Вакансия 4,5 месяца. Климент IV, француз, Ги
Фулькоди, 5; 15.2.1265–29.11.1268.
Вакансия 33 месяца. Григорий X, блаж,, итальянец
из Пьяченцы, Тебальдо Висконти,
1.9.1271; 27.3.1272–10.1.1276. Иннокентий V,
блаж., савоец, Пьетро ди Тарантасиа, 21.1.;
22.2.1276-=-22.6.1276. Адриан V, генуэзец,
Оттобоно Фиески, 11.7.1276–18.8.1276. Иоанн XXI | португалец, Пьетро Юлиани или
Петр Испанский, 8; 20.9.1276–20.5.1277. Вакансия 6 месяцев. Николай III,
римлянин, Джованни Гаэтано Орсини, 25.11; 26.12.1277–22.8.1280. Вакансия 6 месяцев.
Мартин IV2, француз, Симон де Брион, 22.2; 23.3.1281–28.3.1285. Гонорий IV,
римлянин, Джакомо Савелли, 2.4; 20.5.1285–3.4.1287.
Вакансия 10,5 месяца. Николай IV, итальянец из
Асколи, Джироламо Маши, 22.2.1288– 4.4.1292.
Вакансия 27 месяцев. Целестин V, св., итальянец
из Исернии, Пьетро дель Мурроне. 5.7; 29.8.1294–13.12.1294.
Пьетро Юлиани ошибочно считал, что после Иоанна
XIX существ вал папа Иоанн XX.
Мартином II и III ошибочно сочли Марина I и
Марина II.Ьонифацнй VIП, итальянец из Ананьи, Бенедетто Каэтани, 24.12.1294
23.1.1295–11.10.1303. Бенедикт XI, блаж.,
итальянец из Тревизо, Никколо Боккасини 22; 27.10.1303–7.7.1304. Вакансия 12
месяцев. Климент V, француз, Бертран де Го, 5.6; 14.11.1305–20.4.1314.
Вакансия 27 месяцев. Иоанн XXII, француз из
Кагора, Жак Дюэз, 7.8; 5.9.1316–4.12.1334. (Николай V, итальянец из Корваро
близ Риети, Пьетро Рай- наллуччи, 12; 22.5.1328–25.8.1330). Бенедикт XII.
француз, Жак Фурнье, 20.12.1334; 8.1.1335–25.4.1342. Климент VI, француз, Пьер
Роже, 7; 19.5.1342–16,12.1352. Иннокентий VI, француз, Этьен Обер, 18;
30.12.1352– 12.9.1362. Урбан V. блаж., француз, Гильом де Гримор, 28.9;
6.11.1362– 19.12.1370.
Григорий XI, француз, Пьер Роже де Бофор,
30.12.1370; 5.1.1371 – 27.3.1378.
Урбан VI, неаполитанец, Бартоломео Приньяно, 8;
18.4.1378– 15.10.1389.
Бонифаций IX, неаполитанец, Пьетро Томачелли, 2;
9.11.1389– - 1.10.1404.
Иннокентий VII, итальянец из Сульмоны, Косма
(Козимо) Мильора- •
ти, 17.10; 11.11.1404–6.11.1406. Григорий ХМ,
венецианец, Анджело Коррер, 30.11; 19.12.1406– 4.7.1415.
Вакансия 28 месяцев.
[Климент VII, Роберт, из графов Женевских, 20.9;
31.10.1378– 16.9.1394] \
[Бенедикт XIII, испанец из Арагона, Педро де
Луна, 28.9; И.10.1394 -23.5.1423) 2.
{Александр V, с острова Крит, Петр Филарго,
26.6; 7.7.1409– 3.5.1410).
(Иоанн XXIII, неаполитанец, Балтазар Косса, 17;
25.5.1410–- 29 5.14151
Мартин V, римлянин, Оддо Колонна, 11; 21.11.1417–20.2.1431
Евгений IV, венецианец, Габриэле Кондульмер, 3; 11.3.1431 – 23Ш447
Избран папой одновременно с Урбаном VI
кардиналами Франции, Исяании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр.
I Избран одновременно с Бонифацием IX
кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр. Низложен
Констанцским собором 26.7 і447 После его смерти назначенные им кардиналы
избрали «оного аитииапу Климента VIII (Хиль Санчес Муньос), 10.6.1423-
3&?Д42$. а затем Бенедикта XIV (Бернард Гарнье), 12.1 1 1425– ИЗО
[Феликс
V, Амедей, герцог Савойский, 5.11.1439; 24.7.1440 7.4.1449].
Николай V, итальянец из Сарцаны, Томмазо
Парентучелли, 6;
19.3.1447–24.3.1455. Каликст III, испанец из
Хативы близ Валенсии, Алонсо де Борха
(БордЖа), 8; 20.4.1455–6.8.1458. Пий II, сиенец,
Энеа Сильвио Пикколомини, 19.8; 3.9.1458–15.8.1464. Павел II, венецианец,
Пьетро Барбо, 30.8; 16.9.1464–26.7.1471. Сикст VI, итальянец из Савоны, близ
Генуи, Франческо делла
Ровере, 9; 25.8.1471 – 12.8.1484. Иннокентий
VIII, генуэзец, Джованни Баттиста Чибо 29.8;
12.9.1484–25.7.1492. Александр VI, испанец из
Хативы близ Валенсии, Родриго де Борха (Борджа), 11; 26.8.1492–18.8.1503. Пий
III, сиенец, Франческо Тодескини-Пикколомини, 22.9;
8.10.1503–18.10.1503. Юлий II, итальянец из
Савоны близ Генуи, Джулиано делла Ровере,
31.10; 26Л1.1503–21.2.1513. Лев X, флорентиец,
Джованни Медичи, 11; 19.3.1513–1.12.1521. Адриан VI, из Утрехта, Адриан
Флоренс, 9.1; 31.8.1522–14.9.1523
Вакансия 2 месяца. Климент VII, флорентиец,
Джулио Медичи, 19; 26.11Л 523– 25.9.1534.
Павел III, римлянин, Алессандро Фарнезе, 13.10;
3.11.1534– 10.11.1549.
Вакансия 2,5 месяца. Юлий III, римлянин,
Джованни Мария Чокки дель Монте, 8;
22.2.1550–23.3.1555. Марцелл II, итальянец из
Монтепульчиано, Марчелло Червини,
9; 10.4.1555–1.5.1555. Павел IV, неаполитанец,
Джанпьетро Караффа, 23; 26,5.1555– 18.8.1559.
Вакансия 4 месяца. Пий IV, миланец, Джованни
Анджело Медичи, 25.12.1559; 6.1.1560– 9.12.1565.
Пий V, св., итальянец из Боско близ Алессандрии,
Антонио (Микеле)
Гислиери, 7; 17.1.1566–1.5.1572. Григорий XIII,
болонец, Уго Бонкомпаньи, 13; 25.5.1572–10.4.1585. Сикст V, итальянец из
Гроттаммаре близ Рипатрансоне, Феличе
Перетти, 24.4; 1.5.1585–27.8.1590. Урбан VII,
римлянин, Джованни Баттиста Кастанья, 15.9.1590– 27 9.1590.
До 1978 г. последний папа неитальянец
Григорий XIV, итальянец из Кремоны, Никколо
Сфондоати 5-
16.10.1591. '
' Иннокентий IX, болонец, Джованни Антонио Факкинетти 29 Ю-
30.12.1591. '
' Климент VIII, флорентиец, Иполлито Альдобрандини, 30 1 9 2 1592–5.3.1605.
Лев XI. флорентиец, Алессандро Медичи, 1;
10.4.1605–27.4.1605. Павел V, римлянин. Камилло Боргезе, 16; 29.5.1605–28.1.1621.
Григорий XV, болонец, Алессандро Людовизн, 9; 14.2.1621 – 8.7.1623.
Урбан VIII, флорентиец, Маффео Барберини, 6.8;
29.9.1623– 29.7,1644.
Вакансия 1,5 месяца. Иннокентий X, римлянин,
Джованни Баттиста Памфили, 15.9; 4.10.1644–7.1.1655. Вакансия 4 месяца.
Александр VII, сиенец, Фабио Киджи, 7; 18.4.1655–22.5.1667. Климент IX,
итальянец из Пистойи, Джулио Роспильози, 20; 26.6. Н567–9.12.1669. - . - Ш£ЗШ1
Вакансия 4 месяца. Климент X. римлянин, Эмилио
Альтьери, 29.4; 11.5.1670– 22.7.1676.
Иннокентий XI, блаж., итальянец из Комо,
Бенедетто Одескальки,
219; 4.10.1676–12.8.1689, Александр VIII,
венецианец, Пьетро Оттобони, 6; 16.10.1689– 15.1691.
Вакансия 5 месяцев. Иннокентий XII, итальянец из
Спинадзолы близ Венозы, Антонио Пиньятелли, 12; 15.7.1691–27.9.1700. Вакансия 2
месяца. Климент XI, итальянец из Урбино, Джованни Франческо Альбани,
23.11; 8.12.1700–19.3.1721. Иннокентий XIII,
римлянин, Микеланджело деи Конти, 8; 18.5.1721 – 7.3.1724.
Вакансия 2 месяца. Венедикт XIII, итальянец из
Гравины, Пьетро Франческо (Винчен- цо Мария) Орсинн, 29.5; 4.6.1724–21.2.1730.
Вакансия 4,5 месяца. Климент XII, флорентиец, Лоренцо Корсини, 12; 16.7.1730–8.2.1740.
Вакансия В месяцев. .
Бенедикт XIV, болонец, Просперо Ламбертини, 17;
22.8.1740– 3^5.1758.
I ХШ, венецианец, Карло Реццонико, 6; 16.7.1758–
123Л769 Вакансия 3,5 месяца.
Климент XIV, итальянец из Сан Арканджело близ
Римини, Джо- ванни Винченцо Антонио (Лоренцо) Ганганелли, 19.5; 4.6.1769–
21.9.1774.
Вакансия 4,5 месяца. Пий VI, итальянец из
Чезены, Джованни Анджело Браски, 15; 22.2.1775–29.8.1799. Вакансия 6,5 месяца.
Пий VII, итальянец из Чезены, Барнаба (Грегорио) Кьярамонти,
14; 21.3.1800–20.8.1823. Лев XII, итальянец из
Дженги близ Фабриано, Аннибале делла
Дженга, 28.9; 5.10.1823–10.2.1829. Пий VIII,
итальянец из Чинголи, Франческо Саверио Кастильони,
31.3; 5.4.1829–30.11.1830. Григорий XVI,
итальянец из Беллуно, Бартоломео Альберто (Мауро)
Каппеллари, 2; 6.2.1831–1.6.1846. Пий IX,
итальянец из Сенигаллии, близ Анконы, Джованни Мария
Мастаи-Ферретти, 16; 21.6.1846–7.2.1878. Лев
XIII, итальянец из Карпинето, близ Ананьи, Джиоаккино
Печчи, 20.2; 3.3.1878–20.7.1903. Пий X, св.,
итальянец из Риезе, близ Тревизо, Джузеппе Сарто,
4; 9.8.1903–20.8.1914. Бенедикт XV, генуэзец,
Джакомо делла Кьеза, 3; 6.9.1914–22.1.1922. Пий XI, итальянец из Дезио, близ
Милана, Акилле Ратти, 6;
12.2.1922–10.2.1939. Пий XII, римлянин, Эудженио
Пачелли, 2; 12.3.1939–9.10.1958. Иоанн XXIII, итальянец из Сотто иль Монте,
близ Бергамо,
Анджело Джузеппе Ронкалли, 28.10; 4.11.1958–3.6.1963.
Павел VI, итальянец из Кончезио, близ Брешии, Джованни Бат-
тиста Монтини, 21; 30.6.1963–6.8.1978. Иоанн
Павел I, итальянец из Форно ди Канале, близ Беллуно,
Альбино Лучани, 26.8; 3.9.1978 –28.9.1978. Иоанн
Павел II, поляк из г. Вадовицы, близ Кракова, Кароль Войтыла, 16; 22.10.1978.1
Первый папа, сменивший имя при вступлении на престол.