Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.
Д - Е
ДАВИД ДИНАНСКИЙ (David de Dinant) (кон. 12 в.– ок.
ДАМАСИЙ (ок. 304–384) – папа с 366. Род. в Испании Возвышение Д. относится к понтификату Либерия. Избрание Д. привело к кровавым столкновениям с арианами, сторонниками папы Урсина. Борьба с арианством, в к-рой Д поддержал Василий Кесарийский, завершилась на соборе 381 в Константинополе. В 382 собор в Риме утвердил библейский канон, и Д. поручил Иерониму сверить лат. перевод Библии. При Д. построены церковь Сан Лоренцо ин Дамасо, здание папского архива и надгробия мучеников, украшенные стихами. Признан святым. День памяти – 11 дек.
ДАМИАНИ Петр (1007 – 1072) – представитель ранней схоластики, возглавлял мона-стыр. школу в Равенне (Сев Италия), епископ, затем – кардинал катол. церкви. В вопросе о соотношении веры и разума занимал антирационалистич. позицию, сформулировал тезис о философии как «служанке» богословия. Отстаивал идею всемогущества бога и его ничем не ограниченной воли, недоступной человеческому сознанию. Являлся сторонником теократич. программы подчинения светской власти государей духовной власти папы римского.
ДАНИЭЛЬ-РОПС (Daniel Rops) (наст, имя Жан-Шарль Анри Петио, 1901 – 1965) – франц. историк, писатель, журналист, поэт. Член Франц. Академии. Все его творчество – научное и художественное – проникнуто идеями христ. гуманизма («Темная душа», 1920; «Мир без души», 1931; «Смерть, где твоя победа?», 1934, и др.). Предпринял попытку написать историю христ. мира с т. зр. восхождения христ. духовности и спиритуализма («Священная история», 1943; «Иисус и его время», 1945; «История церкви Христа», 1948–1965). Основал журнал «Экклезиа».
Д'АННУНЦИО (D'Annunzio) Габриеле (1863–1938) – итал. писатель и политич. деятель, представитель декадентского направления. Иррационализм и мистические настроения пронизывают его творчество. В социальном плане, проводя идею неполноценности «маленького человека», противопоставлял ему ницшеанского «сверхчеловека», воспевал права сильной личности, стоящей выше морали. Народ изображал как одержимую жаждой разрушения толпу («Девственные земли», 1882; «Наслаждение», 1889; «Девы скал», «Джоконда», 1899) После перв. мировой войны стал лидером связанного с фашизмом на-ционалистич. движения Италии. При Муссолини получил титул князя, в 1937 возглавил Королевскую академию наук. Исследователи его творчества практически единодушны в том, что значительная художественная ценность отличает такие его произведения, как сборник стихов «Алкион» (1904), драма «Дочь Иорио», лирическая проза «Ноктюрн».
ДАНТЕ (Dante) Алигьери (1265–1321) – итал. поэт. Активный участник политич. борьбы во Флоренции. За противодействие пропапской политике правителей города осужден в 1302 на изгнание, к-рое продолжалось до конца жизни. В трактате «Монархия» (1312– 1313) Д. отстаивал идею светской всемирной империи, призванной положить конец политич. распрям, алчности и насилию. Папе в ней отводилась роль духовного руководителя. Гл. соч. Д.– «Божественная комедия» (ок. 1304–1321) описывает путешествие по загробному миру. Являясь синтезом ср. -век. мысли и одновременно подступом к культуре Возрождения, поэма Д. насыщена политич. реалиями эпохи и критически оценивает тогдашнюю церковь. Вопреки катол. точке зр., Данте не был последовательным томистом и проявлял интерес к др. течениям ср. -век. философии, включая аверроизм. В 16 в. «Монархия» Д. была занесена в «Индекс запрещенных книг».
ДЕКРЕТАЛИИ (лат. decretum – определение, решение) – с кон. 4 в. постановления пап римских в виде посланий, составляющие гл. содержание «Корпуса канонич. права» – свода законов катол. церкви. С 5 в. появляются подложные Д.; наиб, известны т. н. Лжеисидоровы Д., к-рые папство использовало для укрепления своей власти, борьбы со светскими государями.
ДЕЛЛЙНГЕР (Dellinger) Иоганн Жозеф Игнаций фон (1799–1890)–баварский священник и профессор церк. истории. Под влиянием либерального католицизма и углубленного изучения истории церкви переходит от ультрамонтанства к критике светской власти папы. В серии блестящих статей (в соавторстве с лордом Эктоном и И. Фридрихом) под псевдонимами Янус и Квиринус в 1869– 1870 разоблачал обскурантизм «Силлабуса» и папскую тиранию, доказывал историч. и теологич. несостоятельность догмата о непогрешимости папы, стал душой антиультрамонтанской партии на I Ватиканском соборе. В 1871 был отлучен от церкви за отказ признать решения собора. Примкнул к старокатоликам. В 1873 был назначен, в знак признания и уважения, президентом Баварской академии наук. Труды Д. являются ценным источником для изучения истории принятия I Ватик. собором догмата о папской непогрешимости.
ДЕНЬ МИРА – 8 дек. 1967 папа Павел VI провозгласил день Нового года, 1 янв. Всемирным днем мира. Он выразил пожелание, чтобы каждый день Нового года, начиная с 1 янв. 1968, торжественно отмечался «как возвещение исполнения всеобщего стремления и обещание мира». Призыв этот был передан Генеральному секретарю ООН, главам всех правительств, главам христианских и нехристианских вероисповеданий, а также руководству важнейших международных орг-ций. 17 дек. 1969 Генеральная Ассамблея ООН, посвященная 25 годовщине основания ООН, официально объявила, что начиная с нового, 1970 года ежегодно будет отмечаться Всемирный день мира. С 1 янв. 1972 Павел VI стал по случаю каждого очередного Дня мира оглашать главный его девиз. Первый был; «Все люди – мои братья». Среди последующих были: «Мир зависит также и от тебя» (1974), «Единение – путь к миру» (1975), «Если хочешь мира– защищай жизнь» (1977), «Нет – насилию, да – миру» (1978). Иоанн Павел II, продолжая эту традицию, выдвинул, в части., такие девизы: «Правда – сила мира» (1980), «Хочешь служить делу мира – уважай свободу» (1981), «Мир и молодежь идут вместе» (1985), «Развитие и солидарность – два пути, ведущих к миру» (1987), «Религиозная свобода – условие мирного сосуществования» (1988), «Уважение меньшинства– условие мира» (1989).
ДЕСЯТИНА ЦЕРКОВНАЯ – отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих. Д. существовала в древние времена у мн. народов. Упоминается в Библии, чем христ духовенство и обосновывает необходимость соблюдать этот обычай. Сохранялась в феод. Европе и крепостнич. России до замены ее др. формами взимания средств на содержание храмов и духовенства. В наст, вр. является обязательной у адвентистов, где составляет осн. статью доходов церкви.
ДЖИРАРДИ (Girardi) Джулио (род. в 1926) – известный совр. катол. философ и теолог. Учился в папских Салезианском и Григорианском ун-тах в Риме. Получил степень доктора философии. Принял священнический сан в 1954. С 1955 – проф. метафизики и совр. философии в Салезианском ун-те, а с 1966 работал в ватиканском Секретариате по делам неверующих. Возглавлял редакц. комитет «Энциклопедии современного атеизма» (Т. 1. 1967), изданной под эгидой этого секретариата. Сторонник диалога с марксистами. В 60-х гг. принимал участие во встречах и дискуссиях с марксистами. В 1969 по требованию руководства салезианского ордена был уволен с поста профессора Салезианского ун-та, а затем и отозван из Секретариата по делам неверующих. В 1970 переехал в Париж, где преподавал философию в Католическом институте, а затем стал соредактором журнала «Notre Combat – Des Chretiens pur le socialisme» («Наша борьба – Христиане за социализм»), издаваемого обществом прогрессивных католиков и протестантов Был организатором съезда «Движения христиан за социализм» в Болонье (1973), где выступил с докладом, в к-ром подчеркнул, что в социальной сфере «Движение» должно принять модель социализма, идентичную марксистскому социализму. Осн. соч «Marxismo e cristianismo» («Марксизм и христианство». 1966), «Dialogue et revolution» («Диалог и революция», 1969), «Christianisme, liberation hurna-in, lutte des classes» («Христианство, освобождение людей, борьба классов», 1972).
ДИАКОНАТ (от греч. diako-nos – служитель) – институт низших чинов катол. иерархии. Функции и положение диаконов менялись в ходе истории церкви. В первонач. христ-ве Д., включавший лиц муж. и жен. пола, ведал в основном хоз. делами христ. общины. Диаконы собирали и распределяли милостыню, помогали бедным; диаконисы готовили к крещению женщин. Никейский (325), а затем Толедский (589) соборы настояли на ограничении власти Д. В средние века Д. рассматривался как предварительная ступень на пути к священству. // Ватиканский собор фактически возродил институт Д. и определил роль и обязанности диаконов: диакон восстановлен как постоянный и истинный чин катол. иерархии (диакон–священник–епископ), с литургич. функциями (диаконы ассистируют священнику при совершении таинств, хранят и раздают гостии, читают Священное писание и т. п. Для диаконов целибат необязателен.
ДИАЛОГ МАРКСИСТОВ И КАТОЛИКОВ – составная часть более широкой проблемы диалога марксистов и христиан, неверующих и верующих; взаимодействие, включающее в себя дискуссию и в определенных областях сотрудничество между людьми с противоположным мировоззрением – диалектико-ма-териалистическим и религиозно-идеалистическим. Базой Д. м. и к. являются важнейшие социальные (особенно глобальные) проблемы и общечеловеч. ценности: сохранение и упрочение мира, стремление к социальной справедливости, борьба с расовой, национальной и религ. дискриминацией, преступностью, наркоманией, алкоголизмом и другим социальным и нравственным злом, защита свобод и прав человека, окружающей среды и др. Идея диалога заложена во мн. работах Маркса, Энгельса, Ленина и документах коммунистич. движения, в марксистских принципах отношения к религии, церкви и верующим (подчинение вопроса об отношении к религии более важным социальным проблемам революц. преобразования об-ва, обеспечение свободы совести для всех граждан, ведение атеистич. пропаганды только путем убеждения и др.). С катол. стороны предпосылкой диалога являются принципы теоцентрического гуманизма, в части, христ. добродетель любви к ближнему. Однако в прошлом осуществление идеи диалога затруднялось проявлениями взаимной неприязни и враждебности сторон. В католицизме поворот в сторону диалога с марксистами наступил с понтификатом папы Иоанна XXIII и решениями // Ватиканского собора. Проблемы диалога разрабатывались в документах Павла VI (особенно в энцикликах «Экклезиам суам» и «Популорум прогрессио»), в выступлениях папы Иоанна Павла II. Условно можно выделить 3 гл. направления такого диалога. 1) Область социальной практики трудящихся – повседневная жизнь и деятельность марксистов и католиков, где дискутируются и решаются актуальные проблемы жизни личности и об-ва. В этой области накоплен большой опыт. 2) Расширяется диалог на теоретич. уровне: происходят личные встречи теоретиков обеих сторон, их выступления по различным проблемам в научной и публицистич. лит-ре, в средствах массовой информации (напр., встреча философов-марксистов и католиков из 15 стран, состоявшаяся в Будапеште осенью 1986 на тему «Общество и этические ценности») 3) Развиваются контакты между официальными гос. представителями и деятелями марксистских партий, с одной стороны, и представителями иерархии ка-тол. церкви – с другой, по проблемам отношений между гос-вом и церковью, а также по широкому кругу актуальных проблем жизни об-ва (напр., встречи М. С. Горбачева с Иоанном Павлом II в Ватикане (дек. 1989, нояб. 1990) Теоретич. анализ и практич. опыт уже состоявшихся акций в рамках Д. м. и к. дают основание для вывода, что, несмотря на противоположность мировоззрений его участников, он не только возможен, но и весьма плодотворен.
«ДЙВЕС ИН МИЗЕРИКОР-ДИЯ»(«Dives in misericordia» – «Богат в милосердие») – энциклика Иоанна Павла II, изданная 30 ноября 1980 По своей форме – сугубо теологич. документ, к-рый, однако, несет в себе значит, социальную нагрузку. Энциклика посвящена в основном первому лицу ев Троицы – Богу-Отцу, сущность к-рого раскрывается через милосердие как проявление действенной любви. Философско-теологич. смысл энциклики – обоснование необходимости сочетать антропоцентрический подход к оценке и решению глобальных проблем современности с теоцентрическим подходом. «Чем больше деятельность церкви обращается к человеку, т. е. чем больше она становится антропоцентрической, тем больше следует ее подкреплять и усовершенствовать теоцентрич-ностью.. Хотя различные взгляды людей и даже духовные течения склонны разделять и даже противопоставлять тео-центризм и антропоцентризм, однако церковь, следуя за Христом, старается их в истории человечества тесно и гармонично соединить» (I. 1.). Через эту призму в энциклике рассматриваются угроза самоуничтожения человечества в военном конфликте, экологич., демографич., эконо-мич., политич., нравств. и др. проблемы, решить к-рые предлагается через осуществление божеств, любви и милосердия. В этом документе нет антикомму-нистич. выпадов. Энциклика открывает возможность диалога и сотрудничества между верующими и неверующими для решения насущных проблем современности.
«ДИВЙНИ РЕДЕМПТОРИС» («Divini redemptoris» – «Божественного искупителя») – энциклика Пия XI, изданная 19 марта 1937. Является одним из гл документов катол. антикоммунизма В разделе I дается обзор осуждений коммунизма папами римскими начиная с 1846. Во II разделе объявляется ложным коммунистич. идеал справедливости, равенства и братства, осуждается филос. основа коммунизма – диалектич. и историч. материализм. В энциклике утверждается, что коммунизм подрывает свободу, ценность и права личности, нравственность, духовность, семью, разрушает устои об-ва в целом. Для подкрепления старых антикоммунистам, предубеждений используются факты о сталинистских деформациях социализма, жестокости гражданской войны в Испании, антиклерикальных мерах в Мексике. Вместе с тем признается растущая популярность коммунизма, к-рая объясняется социальным неравенством, присущим «либеральному экономическому строю» (т. е. капитализму), обещаниями коммунистов, неблагоприятным отношением к религии и церкви либеральных кругов бурж. об-ва, широкой коммунистич. пропагандой. В разделе III излагаются основные мировоззренч. и соц. принципы католицизма как противовес коммунизму. В разделе IV намечена система мер по борьбе с коммунизмом: обновление всей обществ, жизни согласно Евангелию, богатые призываются делиться своим достатком с бедными, а бедные – быть терпеливыми и больше ценить духовные ценности, нежели земные блага, все должны соблюдать божьи заповеди, особенно заповедь христ. любви. В энциклике содержится также реформистское требование соц. справедливости: обеспечить рабочим минимум зарплаты, необходимый для содержания семьи, дать им возможность приобрести скромную частную собственность, к-рая могла бы обезопасить их от нужды; ввести соц. страхование и т. д. В разделе развернута программа катол. клерикального антикоммунизма: гл. роль в ее реализации отводится церкви и священ-нослушателям, к-рые призываются проводить антикоммунистич. деятельность среди трудящихся; на помощь церкви должны прийти католики-миряне, объединенные в орг-ции «Католического действия», профсоюзы, женские и др. орг-ции; в борьбе с «безбожным коммунизмом» церкви призвано помочь христ. государство, к-рое должно предотвратить «безбожную пропаганду», обеспечить народу сносное существование, дать церкви свободу деятельности. В энциклике подчеркивается, что ни один человек, если он хочет сохранить христ. культуру, не должен сотрудничать с коммунистами. Вплоть до 50-х гг. 20 в. «Дивини редемпторис» служила программным документом воинств, клерикального антикоммунизма.
«ДИВЙНУМЭТ ВИВИФИКАНТЕМ» («Divinum et vivificantem» – «Божественный и животворящий») – энциклика Иоанна Павла II о месте и роли св. Духа в жизни церкви и мира. Опубликована 31 мая 1986. Вместе с энцикликами «Редемптор хо-минис» и «Дивес ин мизерикордиа» она составляет трилогию, посвященную христ. учению о св. Троице. «Д. эт в.» является одной из акций по укреплению церкви накануне 2000 юбилея христианства, имеет определенное экуменич. значение, так как единый бог в 3 ипостасях признается всеми осн. направлениями христ-ва и может служить основой для их сближения. В энциклике за мистифицированным противопоставлением плоти и духа скрываются реальные проблемы современности, в осн. связанные с развитием научно-тех-нич. цивилизации, названные «знаками и сигналами смерти» – войны, гонка вооружений и угроза ядерного самоуничтожения человечества, терроризм, голод и нищета во мн. регионах и др. Однако причины реальных проблем сводятся к греховности природы человека, ее сопротивлению св. Духу, к распространению материализма, к-рому приписывается примитивный редукционизм – простое сведение сознания к материи. Борьба с религией представлена в «Д. эт в.» как осн. функция философии диалектич. и историч. материализма и практич. деятельности философов-марксистов. В этой энциклике материальность, телесность характеризуется в осн. в негативном смысле; ряд положений можно расценить как отход от традиционной философской доктрины католицизма – томистского реализма в сторону традиции спиритуализма; теории и практике светского, особенно марксист, гуманизма противопоставляется действие «животворящего Святого Духа», к-рый составляет основу жизни человека, ею руководит, ее одухотворяет и спасает. Т. обр., решение реальных социальных проблем переводится в плос-кость теологических спекуляций.
«ДЙЕСЙРЭ» (лат. «Dies irae» – «День гнева») – начальные слова секвенции, входящей в заупокойную мессу, к-рые стали ее названием. Текст «Д. и.» восходит к 13 в. и возник во францисканских кругах. Традиционно автором «Д. и.» считается Томмазо да Челано (ок. 1190–1260), но сейчас это подвергается сомнению. Первонач. эта секвенция не входила в богослужение, поскольку повествование в ней ведется от первого лица. Впервые встречается в 1493 в венецианском издании заупокойной мессы. Исполняется в заключение службы в день поминовения усопших (2 ноября) и в различных заупокойных богослужениях, после градуала (молитвы священника на ступенях алтаря) «Реквием этернам» (лат. Requiem aeternam – вечный покой).
ДИОНИСИЙ св. – в его образе соединились 2 лица. Первое – Дионисий Ареопагит – афинянин, обращенный ап. Павлом (Деян., 17: 34), согласно легенде, был первым епископом Афин; ему приписан свод фи-лос.-мистических сочинений, т. н. «Ареопагитики». Второе – Дионисий (Дени) – патрон Франции; по легенде, один из 7 епископов, присланных обра-тить Галлию; был казнен в Париже. В 626 его останки перенесли в монастырь Сен-Цени близ Парижа. В 9 в. возникла легенда, относившая миссию Дионисия к 1 в., тогда же ему приписали и авторство «Ареопагитик». День памяти – 9 окт.
ДИПЛОМАТИЯ АПОСТОЛЬСКОЙ СТОЛИЦЫ –папская дип. служба, история к-рой насчитывает мн. веков. По преданию, уже в 4 в. на церк. соборе было принято постановление, обязывающее епископа Рима посылать к светским владыкам своих представителей – легатов, наделенных спец. полномочиями. С нач. 5 в. папы назначали своих постоянных представителей в Константинополь. Первым постоянным представительством в Папском гос-ве стало посольство Венеции (1488). Папа Александр VI в 1500 "назначил в Венецию постоянного нунция. Подробное определение дип. статуса института нунциев появилось в 16 в., в период понтификата Григория XIII. Именно тогда утвердился действующий* до сих пор принцип наделения нунциев званием архиепископа. С тех же времен они выполняют двоякую миссию: во-первых, представляют центральную власть катол. церкви в местных церквах, а во-вторых, являются представителями папы как светского владыки, выполняя, как и дипломаты др. стран, обычные политические задачи Апостольский нунций, будучи официальным послом Апостольской столицы при конкретном правительстве, как правило, выполняет функции старейшины (дуайена) дип. корпуса. Эта традиция установлена решениями Венского конгресса 1815 и условно подтверждена подписанной в Вене конвенцией о дип. отношениях 1961. Однако данной привилегией не обладает папский дипломат в ранге пронунция, несмотря на то, что он также является полномочным послом, стоящим (как и нунций) во главе дип точки первого класса. На более низкой ступени папской дипломатии находится интернунций, руководящий дип. точкой второго класса. Апостольская столица имеет дип. отношения более чем со 125 странами (на 1988), поддерживая их через 116 нунциев, пронунциев и интернунциев (нек-рые из них аккредитованы одноврем. в нескольких странах). Кроме того, представители Ватикана имеются при разл. междунар. орг-циях – ООН, ЮНЕСКО и др.
ДОГМАТИКА КАТОЛИЧЕСКАЯ (от греч. dogma – учение, мнение) – осн. формулы вероучения, истинность к-рых считается неоспоримой. Они объявляются богоустановленными, воспринятыми «отцами и учителями церкви» через божеств, откровение и переданными церковью последующим поколениям верующих. Катол. церковь признает решения 1-го (325) и 2-го (381) Вселенских соборов, на к-рых были сформулированы христ. догматы, воплотившиеся в никео-царьградском символе веры. В нем говорится о триединстве бога, воплощении, искупительной жертве и воскресении Христа, его единосущности Богу-Отцу, спасительной миссии церкви, воскресении мертвых и Страшном суде. 4-й Вселенский собор (451) установил учение о двойственной (богочеловеческой) природе Христа. Все эти догматы – общие для катол. и православных церквей. Однако катол. церковь признает принцип догматич. развития, начало к-рому положило добавление к 8 члену символа веры (провозглашавшему исхождение св. Духа от Отца) слов «и сына» (см. Филиокве). Это дополнение было сделано на Толед-ском соборе в 589 и введено в церк. практику во Франкской империи ок 800. В основе концепции догматич. развития лежало учение о праве собора приводить традиционное положение в соответствие с «живым голосом» (т.е. существующей практикой) церкви, к-рая, будучи руководимой св. Духом, обладает способностью непогрешимого толкования вероучения. В последующем катол церковь догматизировала в 1439 на Флорентийском соборе учение о чистилище. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры, когда он говорит с кафедры (ex cathedra), т.е. выполняет обязанности пастыря всех христиан. С широким распространением в католицизме культа Пресвятой Девы Марии связаны дополнения к догмату о признании Марии Богородицей (принят на 3-м Вселенском соборе в 431). В 1854 Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Марии, а в 1950 Пий XII ввел догмат о ее телесном вознесении на небо. В обоих последних случаях догматы были приняты без созыва собора. Все нововведения в Д.к. подвергаются критике со стороны др. христ. церквей гл. обр. на том основании, что они не обоснованы текстами Священного писания
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ– система религ. обновления христ. догматов в соответствии с Писанием. Христиане считают догматы истинами откровения. История же формирования догматов показывает, что они вырабатывались в ходе истории христ-ва, отвечая потребностям религ. и социальной жизни об-ва 2–6 вв. Первый свод катол. догматов Петра Ломбардского (12 в.) составлен по образцу труда Иоанна Дамаски-на «Об ортодоксальной вере» (8 в.). Его переработка Фомой Аквинским, с учетом сводов Александра из Гэльса и Бонавен-туры (13 в.),– основа Д. б. католицизма. Главные догматы – бытия бога и бессмертия души – Фома Аквинский отнес к сфере «естественной теологии», а прочие, привязанные к системе таинств, назвал «сверхразумными»: о Троице, творении из ничего, первородном грехе, воплощении Христа, телесном воскрешении, Страшном суде. В отличие от православной катол. церковь продолжила выработку догматов, утверждая их решениями соборов – о филиокве (809); чистилище (1439); о непогрешимости папы (1870) либо постановлениями пап – о непорочном зачатии Марии (1854); о телесном вознесении Марии (1950).
ДОКТОР ЦЕРКВИ, учитель церкви (лат. doctor ecclesiae) – титул, к-рый, начиная со сред, веков, дается папой нек-рым богословам за особые заслуги перед церковью и святость. Первонач., в 1298, Д. ц. были признаны Григорий I Великий, Амвросий Медиоланский, Августин и Иеро-ним. В 1567 к ним был присоединен Фома Аквинский, а в 1568 – Василий Великий, Григорий На-зианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст. В дальнейшем Д. ц. были признаны: Бонавенту-ра, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Ансельм Кентербе-рийский, Исидор Севильский, Петр Хрисолог, Лев I Великий, Петр Дамиани, Иларий Пик-тавийский, Бернар Клервоский, Альфонсо Лигуори, Франциск де Саль, Иоанн Дамаскин, Беда Достопочтенный, Ефрем Сирин, Петр Канизий, Хуан де ла Крус, Роберто Беллармино, Альберт Великий, Антоний Падуанский. Кроме того, к Д. ц. причислена единств. женщина – Тереза , де Авила.
ДОКУМЕНТЫ ПАПСКИЕ – см. Булла, Бреве, Моту проприо, Энциклика.
ДОМИНИК св. (1170–1221) – основатель ордена доминиканцев. В миру – Доминик де Гусман. Род. в Каларуэге (Испания), в знатной семье. Учился в Валенсии. Выдвинулся во время поездки на юг Франции в 1203– 1205 как активный борец с анти-церк. движением катаров (альбигойцев) . В 1206 основал в Пру-ле жен. монастырь для обращенных альбигойцев. Из числа своих последователей создал общину для подготовки богословски образованных проповедников, на базе к-рой в 1215 основал орден странствующих проповедников (доминиканцев). Гонорий III утвердил его в 1216 и предоставил ордену ряд привилегий, а Д.– звание придворного проповедника и право осуществлять цензуру книг. Ум. Д. в Болонье. Канонизирован в 1234. День памяти – 4 авг
ДОМИНИКАНЦЫ – обиходное название нищенствующего ордена братьев-проповедников, восходящее к имени его основателя Доминика. Основанный в Тулузе в 1215 в разгар крестового похода против альбигойцев орден ставил своей гл. целью борьбу с распространением еретич. учений/ Полемич. задачи ордена требовали от Д. солидной теологич. подготовки, вследствие чего они буквально заполонили все богословские кафедры в ун-тах, а затем подчинили своему влиянию систему образования в целом. Такие выдающиеся катол. философы, как Альберт Великий и Фома Аквинский, были доминиканцами. Выражая требования церк. руководства, Д. пользовались особым покровительством пап. В 1216 Гонорий III утвердил орден и предоставил ему ряд привилегий. В 1232 Григорий IX рекомендовал именно из Д. выбирать членов инквизиционных трибуналов. В 1233 инквизиция фактически была передана в руки Д Миссионерская деятельность Д. обширна и имеет давние традиции. Булла Григория IX от 1233 даровала индульгенции Д.– миссионерам на Руси. С 1247 начинается постоянная миссионерская деятельность Д. на Востоке (в Персии, Китае, Японии). Д.– активные участники колонизации Америки. Все монастырские общины Д. входят в т. н. провинции во главе с провинциальными приорами, к-рые назначаются верховной властью – генералом ордена. На 1989 в мире насчитывалось 634 домин, монастыря и 6830 монахов-Д. Генерал ордена – Д. Байо.
ДОНАТИСТЫ – сторонники движения, возникшего в христ. общинах Сев. Африки в нач. 4 в. в период гонений Диоклетиана на христиан, когда руководство церкви начало переориентацию на союз с гос. властью, терпимо относилось к отступникам от веры во время гонений. В противовес этому Д. возрождали раннехрист. культ мучеников, требовали чистоты церкви, святости всех ее членов, перекрещивания отступников. Д сформировали свою иерархию, вторым епископом был Донат (отсюда название). Ок 345 Д объединились с циркумцеллио-нами (агонистиками), и движение приняло яркую социальную окраску – его сторонники грабили и убивали богатых, духовенство, освобождали рабов. Императорская власть долгое время вела упорную борьбу с Д., к-рые, однако, не шли на компромиссы. Главным идейным оппонентом Д. был Августин, доказывавший спасающую силу церкви вне зависимости от святости и даже личной веры и нравственных качеств ее членов, в т. ч духовенства. Последние упоминания о Д относятся к нач 7 в.
ДУНС СКОТ (Duns Scotus) Иоанн (ок. 1266–1308) – ср.-век. богослов и философ. Род. в Шотландии. РАонах-фран-цисканец. Преподавал в Оксфорде, Париже и Кельне, где и умер. Д. С. отводил философии первенствующее положение как знанию теоретическому, сводя богословие к морали. Он утверждал, что истины веры не нуждаются в рациональном обосновании. Провозгласив примат божеств, воли, Д. С. снимал вопрос о предвечных идеях в уме бога, отдавая предпочтение ,индивидуальным свойствам вещи, к-рые определяются не одной, а множеством форм. Прославился защитой учения о непорочном зачатии Философия Д. С. была офиц доктриной францисканцев.
ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ – см. Миссионерская деятельность церкви.
ЕВГЕНИЙ IV (1383–1447) – папа с 1431. В миру – Габриэле Кондульмер. Род. в Венеции, был племянником Григория XII. В 1408 стал кардиналом. Большую часть понтификата Е. IV заняла борьба с Базельским собором. В 1434 народное восстание изгнало Е. IV из Рима, и до 1443 он находился во Флоренции. В 1438–39 руководил Ферраро-Флорентийским собором. В 1444 под Варной войско крестоносцев потерпело поражение от турок Осложнение в отношениях папства с Францией вызвало издание в 1438 Прагматической санкции, давшей франц. духовенству право самост. распоряжаться церк. имуществом
ЕВХАРИСТИЯ (греч – «благодарность»), причащение – одно из таинств христ церкви, состоящее в том, что во время богослужения верующие вкушают хлеб и вино, в к-рых якобы воплощены «тело и кровь» Христа. Е. в христ-ве обосновывается словами Христа: «хлеб... ядите, сие есть тело мое, за вас ломимое; сие творите в мое воспоминание» (1 Кор., 11 : 24); «сия чаша есть Новый завет в моей крови, которая за вас проливается» (Лк., 22 : 20). Отцы церкви выдвинули ряд версий Е., указывая важность повторения обряда для закрепления веры. Однако евхаристические споры продолжают оставаться одной из самых острых проблем в христ. теологии. Они являлись центром религиозно-философской борьбы на Западе в 9– 15 вв., приняли бурные формы в эпоху Реформации, имели обществ, резонанс в 17–18 вв. в связи с внутр оппозицией католицизму (см. Янсенизм). Обычай причащаться хлебом и вином с 13 в. стал в катол. церкви привилегией клира: мирян, по решению Констанцского и догмату Три-дентского соборов, стали причащать лишь хлебом. Тридент-ский собор (сессии 1541 –1551 и 1562) формулировал катол. учение о Е. в полемике с протестантами, осудив их попытки рационалистически трактовать Е. как «духовное вкушение» божества. II Ватиканский собор принял решение разрешить мирянам причащаться и вином. В катол. церкви имеется праздник в честь Е., отмечаемый 14 июня (см. Божьего тела праздник).
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ – святая мученица, одна из святых-помощниц. Согласно преданию, была знатна и образованна, участвовала в филос. диспутах, выступала с осуждением гонений на христиан. По приказу императора Максими-на была подвергнута колесованию и обезглавлена. По легенде, ангел перенес ее тело на гору Синай, где его захоронили. Первое упоминание о Е. А. в письменных источниках относится к 10 в. День памяти – 25 ноября. Атрибуты: колесо, меч; изображается Е. А. обрученной с младенцем Христом. Покровительница философов, адвокатов, учащихся, колесных мастеров, а также девочек.
ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347–1380) – Екатерина Бенинказа, дочь красильщика из Сиены. С детства склонная к мистицизму, вступила в 1363 в орден терциариев-доминиканцев. Ухаживала за больными в лепрозории св. Лазаря. Е. С. имела последователей во всех сословиях. В 1376 приехала в Авиньон, чтобы убедить Григория XI вернуться в Рим. Пыталась противодействовать «Великой схизме». Ее «Трактат о божественном провидении» и письма передают не только мистическое настроение автора, они полны тревоги за состояние тогдашнего об-ва. Канонизирована в 1461. День памяти – 29 апр.
ЕЛИЗАВЕТА ТЮРBНГСКАЯ или Венгерская (1207–1231) – катол. святая. Дочь венгерского короля Андрея II, жена тюринг-ского ландграфа Людовика IV. Е. прославилась благотворительностью: основывала приюты для бедных, раздавала нуждающимся еду, одежду. Склонная к аскетизму, Е. после смерти мужа (1227), оставив детей, уезжает в Марбург, где становится одной из первых членов ордена терциариев в Германии. Умерла и захоронена в Марбурге. День памяти – 17 ноября.
ЕПИСКОПАТ –в катол. церкви – система церк. управления через епископов. Уже с сер. 2 в. все крупные христ общины возглавлялись епископами (надзирателями, начальниками), и вплоть до Реформации вся церковь была организована на епископальном базисе. Епископы имеют высший священнический сан, занимают высшую ступень в церк. иерархии, возглавляют епархию. // Ватиканский собор в конституции «Люмен ген-тиум» («Lumen gentium» – «Свет народов») определил роль епископов – «преемников апостолов» – как «наставников в учении, священнослужителей и управителей». Епископы «замещают Христа... и действуют от его лица», они – «вершина свя-щеннослужения». Прерогатиэами епископа являются совершение таинств конфирмации и рукоположения священников. Каждые пять лет епископ должен являться в Рим для отчета в делах епархии. Епископов назначает папа или примас страны. В целях децентрализации и интернационализации, а также повышения мобильности церк. управления II Ватиканский собор учредил в качестве коллегиальных органов управления национальные и региональные конференции епископов и Синод епископов при папе. Однако синод выполняет чисто консультативные функции, созывается и распускается папой, работает под его руководством, т. е. находится в полной зависимости от воли римск понтифика.
ЕРЕСИ (греч. hairesis; первоначально
– отбор, позже – учение, школа, религ. секта) – религ. учения, отклоняющиеся от
офиц. доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации. При феодализме, когда во всех сферах духовной жизни господствовала
религия, Е. были религ. формой отражения сосл.-клас.
противоречий и конфликтов, часто становились идеологич. знаменем
соц.-политич. движений, направленных против существующего обществ, строя и
защищавшей этот строй офиц. церкви. Христ. Е. воспроизводили идеи первонач. христианства,
различных сект периода его становления – николаитов, эбионитов, монтанистов,
новатиан, гностиков, манихеев, монархиан, са-веллиан и др. Исходную идейн.
основу Е. составляли антитрини-таризм (арианство, несторианство,
монофизитство, монофелитство и др.), дуализм (павликиан-ство, богомильство,
катары, альбигойцы, вальденсы и пр ), мис-тич.
пантеизм (амальрикане), мистич. хилиазм (иохамиты) и т. д. Свободомыслие
нек-рых Е. доходило до признания вечности и несотворенности материи (Давид
Динанский). На базе указанных
принципов отрицались ортодокс, учения о Троице, Христе, боговоплощении,
искуплении, спасении, греховности, отвергались культ, таинства, святость церкви,
монашество, институт духовенства, земной мир объявлялся царством зла,
дьявола, антихриста. Церковь и гос. власти жестоко преследовали
еретиков. Против них направлялись энциклики и буллы, их осуждали
на вселенск. и помести, соборах, отлучали от церкви, уничтожали.
Для борьбы с Е. в нач. 13 в. в като-лич. церкви была создана епископская, а
затем и централизованная папская инквизиция.