Католицизм. Словарь: Давид Дианский - ереси

Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.

Д - Е

ДАВИД ДИНАНСКИЙ (David de Dinant) (кон. 12 в.– ок. 1209 г.) – франц. мыслитель. О жизни Д. Д. известно немно­го Был капелланом Динанской церкви близ Льежа. Затем жил в Риме при дворе папы Инно­кентия III, чьим расположением пользовался Д. Д. упомянут в приговоре Парижского церк. собора, осудившего в 1210 сек­ту амальрикан (его соч. «О частях» подлежало сожжению как еретическое). Учение Д. Д. известно лишь в изложении критиковавших его Альберта Великого, Фомы Аквинского и нек-рых других богословов. Из их полемики с Д. Д. можно заключить, что он доказывал тождество бога, разума и мате­рии, утверждал, что материя является первоосновой всего сущего. Несколько рукописей, приписываемых Д. Д., позволя­ют предположить его знаком­ство с подлинниками соч. Ари­стотеля, Ксенофана, Анаксимена, знание соч. И. Скота Эриуге-ны, а также взглядов Ибн Сины и др араб, мыслителей.

ДАМАСИЙ (ок. 304–384) – папа с 366. Род. в Испании Возвышение Д. относится к пон­тификату Либерия. Избрание Д. привело к кровавым столк­новениям с арианами, сторон­никами папы Урсина. Борьба с арианством, в к-рой Д под­держал Василий Кесарийский, завершилась на соборе 381 в Константинополе. В 382 собор в Риме утвердил библейский канон, и Д. поручил Иерониму сверить лат. перевод Библии. При Д. построены церковь Сан Лоренцо ин Дамасо, здание папского архива и надгробия мучеников, украшенные стихами. Признан святым. День памяти – 11 дек.

ДАМИАНИ Петр (1007 – 1072) – представитель ранней схоластики, возглавлял мона-стыр. школу в Равенне (Сев Италия), епископ, затем – кар­динал катол. церкви. В вопросе о соотношении веры и разума занимал антирационалистич. позицию, сформулировал тезис о философии как «служанке» богословия. Отстаивал идею всемогущества бога и его ничем не ограниченной воли, недоступной человеческому сознанию. Являлся сторонни­ком теократич. программы под­чинения светской власти госуда­рей духовной власти папы рим­ского.

ДАНИЭЛЬ-РОПС (Daniel Rops) (наст, имя Жан-Шарль Анри Петио, 1901 – 1965) – франц. историк, писатель, жур­налист, поэт. Член Франц. Ака­демии. Все его творчество – на­учное и художественное – проникнуто идеями христ. гума­низма («Темная душа», 1920; «Мир без души», 1931; «Смерть, где твоя победа?», 1934, и др.). Предпринял попытку написать историю христ. мира с т. зр. восхождения христ. духовности и спиритуализма («Священная история», 1943; «Иисус и его время», 1945; «История церкви Христа», 1948–1965). Основал журнал «Экклезиа».

Д'АННУНЦИО (D'Annunzio) Габриеле (1863–1938) – итал. писатель и политич. деятель, представитель декадентского направления. Иррационализм и мистические настроения про­низывают его творчество. В со­циальном плане, проводя идею неполноценности «маленького человека», противопоставлял ему ницшеанского «сверхчело­века», воспевал права сильной личности, стоящей выше морали. Народ изображал как одержи­мую жаждой разрушения толпу («Девственные земли», 1882; «Наслаждение», 1889; «Девы скал», «Джоконда», 1899) После перв. мировой войны стал лиде­ром связанного с фашизмом на-ционалистич. движения Италии. При Муссолини получил титул князя, в 1937 возглавил Ко­ролевскую академию наук. Ис­следователи его творчества прак­тически единодушны в том, что значительная художественная ценность отличает такие его произведения, как сборник сти­хов «Алкион» (1904), драма «Дочь Иорио», лирическая про­за «Ноктюрн».

ДАНТЕ (Dante) Алигьери (1265–1321) – итал. поэт. Активный участник политич. борьбы во Флоренции. За проти­водействие пропапской политике правителей города осужден в 1302 на изгнание, к-рое продол­жалось до конца жизни. В трактате «Монархия» (1312– 1313) Д. отстаивал идею светской всемирной империи, призванной положить конец политич. рас­прям, алчности и насилию. Папе в ней отводилась роль духовного руководителя. Гл. соч. Д.– «Божественная комедия» (ок. 1304–1321) описывает путе­шествие по загробному миру. Являясь синтезом ср. ек. мысли и одновременно подступом к культуре Возрождения, поэма Д. насыщена политич. реалиями эпохи и критически оценивает тогдашнюю церковь. Вопреки катол. точке зр., Данте не был последовательным томистом и проявлял интерес к др. течениям ср. ек. философии, включая аверроизм. В 16 в. «Монархия» Д. была занесена в «Индекс запрещенных книг».

ДЕКРЕТАЛИИ (лат. decretum – определение, решение) – с кон. 4 в. постановления пап римских в виде посланий, сос­тавляющие гл. содержание «Кор­пуса канонич. права» – свода законов катол. церкви. С 5 в. появляются подложные Д.; наиб, известны т. н. Лжеисидоровы Д., к-рые папство использовало для укрепления своей власти, борьбы со светскими государями.

ДЕЛЛЙНГЕР (Dellinger) Иоганн Жозеф Игнаций фон (1799–1890)–баварский свя­щенник и профессор церк. исто­рии. Под влиянием либерального католицизма и углубленного изучения истории церкви пере­ходит от ультрамонтанства к критике светской власти папы. В серии блестящих статей (в соавторстве с лордом Эктоном и И. Фридрихом) под псевдони­мами Янус и Квиринус в 1869– 1870 разоблачал обскурантизм «Силлабуса» и папскую тиранию, доказывал историч. и теологич. несостоятельность догмата о не­погрешимости папы, стал ду­шой антиультрамонтанской пар­тии на I Ватиканском соборе. В 1871 был отлучен от церкви за отказ признать решения собо­ра. Примкнул к старокатоликам. В 1873 был назначен, в знак признания и уважения, президен­том Баварской академии наук. Труды Д. являются ценным источником для изучения исто­рии принятия I Ватик. собором догмата о папской непогреши­мости.

ДЕНЬ МИРА – 8 дек. 1967 папа Павел VI провозгласил день Нового года, 1 янв. Всемирным днем мира. Он выразил пожела­ние, чтобы каждый день Нового года, начиная с 1 янв. 1968, торжественно отмечался «как возвещение исполнения всеоб­щего стремления и обещание мира». Призыв этот был пере­дан Генеральному секретарю ООН, главам всех правительств, главам христианских и нехри­стианских вероисповеданий, а также руководству важнейших международных орг-ций. 17 дек. 1969 Генеральная Ассамблея ООН, посвященная 25 годов­щине основания ООН, официаль­но объявила, что начиная с ново­го, 1970 года ежегодно будет отмечаться Всемирный день ми­ра. С 1 янв. 1972 Павел VI стал по случаю каждого очеред­ного Дня мира оглашать глав­ный его девиз. Первый был; «Все люди – мои братья». Сре­ди последующих были: «Мир зависит также и от тебя» (1974), «Единение – путь к миру» (1975), «Если хочешь ми­ра– защищай жизнь» (1977), «Нет – насилию, да – миру» (1978). Иоанн Павел II, про­должая эту традицию, выдви­нул, в части., такие девизы: «Правда – сила мира» (1980), «Хочешь служить делу мира – уважай свободу» (1981), «Мир и молодежь идут вместе» (1985), «Развитие и солидарность – два пути, ведущих к миру» (1987), «Религиозная свобода – условие мирного сосуществова­ния» (1988), «Уважение меньшин­ства– условие мира» (1989).

ДЕСЯТИНА ЦЕРКОВНАЯ – отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих. Д. сущест­вовала в древние времена у мн. народов. Упоминается в Библии, чем христ духовенство и обосно­вывает необходимость соблюдать этот обычай. Сохранялась в фе­од. Европе и крепостнич. Рос­сии до замены ее др. формами взимания средств на содержание храмов и духовенства. В наст, вр. является обязательной у адвентистов, где составляет осн. статью доходов церкви.

ДЖИРАРДИ (Girardi) Джулио (род. в 1926) – известный совр. катол. философ и теолог. Учился в папских Салезианском и Григо­рианском ун-тах в Риме. Получил степень доктора философии. Принял священнический сан в 1954. С 1955 – проф. метафизи­ки и совр. философии в Сале­зианском ун-те, а с 1966 работал в ватиканском Секретариате по делам неверующих. Возглавлял редакц. комитет «Энциклопедии современного атеизма» (Т. 1. 1967), изданной под эгидой этого секретариата. Сторонник диало­га с марксистами. В 60-х гг. при­нимал участие во встречах и дискуссиях с марксистами. В 1969 по требованию руководства салезианского ордена был уволен с пос­та профессора Салезианского ун-та, а затем и отозван из Сек­ретариата по делам неверующих. В 1970 переехал в Париж, где преподавал философию в Като­лическом институте, а затем стал соредактором журнала «Notre Combat Des Chretiens pur le socialisme» («Наша борьба – Христиане за социализм»), изда­ваемого обществом прогрессив­ных католиков и протестантов Был организатором съезда «Дви­жения христиан за социализм» в Болонье (1973), где выступил с докладом, в к-ром подчеркнул, что в социальной сфере «Движе­ние» должно принять модель со­циализма, идентичную марксист­скому социализму. Осн. соч «Marxismo e cristianismo» («Марксизм и христианство». 1966), «Dialogue et revolution» («Диалог и революция», 1969), «Christianisme, liberation hurna-in, lutte des classes» («Христиан­ство, освобождение людей, борь­ба классов», 1972).

ДИАКОНАТ (от греч. diako-nos – служитель) – институт низших чинов катол. иерархии. Функции и положение диаконов менялись в ходе истории церкви. В первонач. христ-ве Д., вклю­чавший лиц муж. и жен. пола, ведал в основном хоз. делами христ. общины. Диаконы собира­ли и распределяли милостыню, помогали бедным; диаконисы го­товили к крещению женщин. Никейский (325), а затем Толедский (589) соборы настояли на огра­ничении власти Д. В средние века Д. рассматривался как предва­рительная ступень на пути к свя­щенству. // Ватиканский собор фактически возродил институт Д. и определил роль и обязанности диаконов: диакон восстановлен как постоянный и истинный чин катол. иерархии (диакон–свя­щенник–епископ), с литургич. функциями (диаконы ассисти­руют священнику при соверше­нии таинств, хранят и раздают гостии, читают Священное писа­ние и т. п. Для диаконов цели­бат необязателен.

ДИАЛОГ МАРКСИСТОВ И КАТОЛИКОВ – составная часть более широкой проблемы диало­га марксистов и христиан, неве­рующих и верующих; взаимо­действие, включающее в себя дискуссию и в определенных об­ластях сотрудничество между людьми с противоположным ми­ровоззрением – диалектико-ма-териалистическим и религиозно-идеалистическим. Базой Д. м. и к. являются важнейшие социаль­ные (особенно глобальные) проб­лемы и общечеловеч. ценности: сохранение и упрочение мира, стремление к социальной спра­ведливости, борьба с расовой, национальной и религ. дискри­минацией, преступностью, нар­команией, алкоголизмом и дру­гим социальным и нравственным злом, защита свобод и прав че­ловека, окружающей среды и др. Идея диалога заложена во мн. работах Маркса, Энгельса, Ленина и документах коммунистич. движения, в марксистских прин­ципах отношения к религии, церкви и верующим (подчинение вопроса об отношении к религии более важным социальным про­блемам революц. преобразова­ния об-ва, обеспечение свободы совести для всех граждан, веде­ние атеистич. пропаганды толь­ко путем убеждения и др.). С катол. стороны предпосылкой диалога являются принципы теоцентрического гуманизма, в части, христ. добродетель любви к ближнему. Однако в прошлом осуществление идеи диалога за­труднялось проявлениями взаим­ной неприязни и враждебности сторон. В католицизме поворот в сторону диалога с марксистами наступил с понтификатом папы Иоанна XXIII и решениями // Ватиканского собора. Проб­лемы диалога разрабатывались в документах Павла VI (особен­но в энцикликах «Экклезиам суам» и «Популорум прогрессио»), в выступлениях папы Иоанна Павла II. Условно можно выде­лить 3 гл. направления такого диалога. 1) Область социаль­ной практики трудящихся – по­вседневная жизнь и деятельность марксистов и католиков, где дис­кутируются и решаются актуаль­ные проблемы жизни личности и об-ва. В этой области накоплен большой опыт. 2) Расширяется диалог на теоретич. уровне: происходят личные встречи тео­ретиков обеих сторон, их выступ­ления по различным проблемам в научной и публицистич. лит-ре, в средствах массовой информации (напр., встреча филосо­фов-марксистов и католиков из 15 стран, состоявшаяся в Буда­пеште осенью 1986 на тему «Об­щество и этические ценности») 3) Развиваются контакты между официальными гос. предста­вителями и деятелями маркси­стских партий, с одной стороны, и представителями иерархии ка-тол. церкви – с другой, по проб­лемам отношений между гос-вом и церковью, а также по широкому кругу актуальных проблем жизни об-ва (напр., встречи М. С. Гор­бачева с Иоанном Павлом II в Ватикане (дек. 1989, нояб. 1990) Теоретич. анализ и практич. опыт уже состоявшихся акций в рамках Д. м. и к. дают основа­ние для вывода, что, несмотря на противоположность мировоззре­ний его участников, он не только возможен, но и весьма плодо­творен.

«ДЙВЕС ИН МИЗЕРИКОР-ДИЯ»Dives in misericordia» – «Богат в милосердие») – эн­циклика Иоанна Павла II, из­данная 30 ноября 1980 По своей форме – сугубо теологич. доку­мент, к-рый, однако, несет в себе значит, социальную нагрузку. Энциклика посвящена в основ­ном первому лицу ев Троицы – Богу-Отцу, сущность к-рого раскрывается через милосердие как проявление действенной любви. Философско-теологич. смысл энциклики – обоснование необходимости сочетать антро­поцентрический подход к оценке и решению глобальных проблем современности с теоцентрическим подходом. «Чем больше деятель­ность церкви обращается к чело­веку, т. е. чем больше она стано­вится антропоцентрической, тем больше следует ее подкреплять и усовершенствовать теоцентрич-ностью.. Хотя различные взгля­ды людей и даже духовные те­чения склонны разделять и даже противопоставлять тео-центризм и антропоцентризм, од­нако церковь, следуя за Христом, старается их в истории челове­чества тесно и гармонично соеди­нить» (I. 1.). Через эту призму в энциклике рассматриваются угроза самоуничтожения челове­чества в военном конфликте, экологич., демографич., эконо-мич., политич., нравств. и др. проблемы, решить к-рые предла­гается через осуществление бо­жеств, любви и милосердия. В этом документе нет антикомму-нистич. выпадов. Энциклика от­крывает возможность диалога и сотрудничества между верующи­ми и неверующими для решения насущных проблем современ­ности.

«ДИВЙНИ РЕДЕМПТОРИС» Divini redemptoris» – «Боже­ственного искупителя») – эн­циклика Пия XI, изданная 19 марта 1937. Является одним из гл документов катол. антиком­мунизма В разделе I дается об­зор осуждений коммунизма па­пами римскими начиная с 1846. Во II разделе объявляется лож­ным коммунистич. идеал справед­ливости, равенства и братства, осуждается филос. основа коммунизма – диалектич. и историч. материализм. В энцикли­ке утверждается, что коммунизм подрывает свободу, ценность и права личности, нравствен­ность, духовность, семью, разру­шает устои об-ва в целом. Для подкрепления старых антикомму­нистам, предубеждений исполь­зуются факты о сталинистских деформациях социализма, жес­токости гражданской войны в Испании, антиклерикальных ме­рах в Мексике. Вместе с тем при­знается растущая популярность коммунизма, к-рая объясняется социальным неравенством, при­сущим «либеральному экономи­ческому строю» (т. е. капитализ­му), обещаниями коммунистов, неблагоприятным отношением к религии и церкви либеральных кругов бурж. об-ва, широкой коммунистич. пропагандой. В разделе III излагаются основные мировоззренч. и соц. принципы католицизма как противовес коммунизму. В разделе IV наме­чена система мер по борьбе с коммунизмом: обновление всей обществ, жизни согласно Еван­гелию, богатые призываются де­литься своим достатком с бедны­ми, а бедные – быть терпеливы­ми и больше ценить духовные ценности, нежели земные блага, все должны соблюдать божьи за­поведи, особенно заповедь христ. любви. В энциклике содержится также реформистское требова­ние соц. справедливости: обес­печить рабочим минимум зарпла­ты, необходимый для содержания семьи, дать им возможность при­обрести скромную частную соб­ственность, к-рая могла бы обезопасить их от нужды; ввести соц. страхование и т. д. В раз­деле развернута программа катол. клерикального антиком­мунизма: гл. роль в ее реализа­ции отводится церкви и священ-нослушателям, к-рые призывают­ся проводить антикоммунистич. деятельность среди трудящихся; на помощь церкви должны прий­ти католики-миряне, объединен­ные в орг-ции «Католического действия», профсоюзы, женские и др. орг-ции; в борьбе с «безбож­ным коммунизмом» церкви при­звано помочь христ. государство, к-рое должно предотвратить «без­божную пропаганду», обеспечить народу сносное существование, дать церкви свободу деятельно­сти. В энциклике подчеркива­ется, что ни один человек, если он хочет сохранить христ. куль­туру, не должен сотрудничать с коммунистами. Вплоть до 50-х гг. 20 в. «Дивини редемпторис» слу­жила программным документом воинств, клерикального анти­коммунизма.

«ДИВЙНУМЭТ ВИВИФИКАНТЕМ» Divinum et vivificantem» – «Божественный и живо­творящий») – энциклика Иоан­на Павла II о месте и роли св. Ду­ха в жизни церкви и мира. Опуб­ликована 31 мая 1986. Вместе с энцикликами «Редемптор хо-минис» и «Дивес ин мизерикордиа» она составляет трилогию, посвященную христ. учению о св. Троице. «Д. эт в.» является од­ной из акций по укреплению церкви накануне 2000 юбилея христианства, имеет определенное экуменич. значение, так как единый бог в 3 ипостасях при­знается всеми осн. направле­ниями христ-ва и может служить основой для их сближения. В эн­циклике за мистифицированным противопоставлением плоти и ду­ха скрываются реальные проб­лемы современности, в осн. свя­занные с развитием научно-тех-нич. цивилизации, названные «знаками и сигналами смерти» – войны, гонка вооружений и угро­за ядерного самоуничтожения человечества, терроризм, голод и нищета во мн. регионах и др. Од­нако причины реальных проблем сводятся к греховности природы человека, ее сопротивлению св. Духу, к распространению ма­териализма, к-рому приписы­вается примитивный редукцио­низм – простое сведение созна­ния к материи. Борьба с рели­гией представлена в «Д. эт в.» как осн. функция философии диалектич. и историч. материа­лизма и практич. деятельности философов-марксистов. В этой энциклике материальность, те­лесность характеризуется в осн. в негативном смысле; ряд поло­жений можно расценить как от­ход от традиционной философ­ской доктрины католицизма – томистского реализма в сторону традиции спиритуализма; тео­рии и практике светского, особен­но марксист, гуманизма проти­вопоставляется действие «жи­вотворящего Святого Духа», к-рый составляет основу жизни человека, ею руководит, ее оду­хотворяет и спасает. Т. обр., ре­шение реальных социальных проблем переводится в плос-кость теологических спекуля­ций.

«ДЙЕСЙРЭ» (лат. «Dies irae» – «День гнева») – начальные сло­ва секвенции, входящей в заупо­койную мессу, к-рые стали ее наз­ванием. Текст «Д. и.» восходит к 13 в. и возник во францискан­ских кругах. Традиционно авто­ром «Д. и.» считается Томмазо да Челано (ок. 1190–1260), но сейчас это подвергается сомне­нию. Первонач. эта секвенция не входила в богослужение, по­скольку повествование в ней ве­дется от первого лица. Впервые встречается в 1493 в венециан­ском издании заупокойной мессы. Исполняется в заключение служ­бы в день поминовения усоп­ших (2 ноября) и в различных заупокойных богослужениях, после градуала (молитвы свя­щенника на ступенях алтаря) «Реквием этернам» (лат. Requi­em aeternam – вечный покой).

ДИОНИСИЙ св. – в его обра­зе соединились 2 лица. Пер­вое – Дионисий Ареопагит – афинянин, обращенный ап. Пав­лом (Деян., 17: 34), согласно ле­генде, был первым епископом Афин; ему приписан свод фи-лос.-мистических сочинений, т. н. «Ареопагитики». Второе – Дионисий (Дени) – патрон Франции; по легенде, один из 7 епископов, присланных обра-тить Галлию; был казнен в Па­риже. В 626 его останки перене­сли в монастырь Сен-Цени близ Парижа. В 9 в. возникла легенда, относившая миссию Диони­сия к 1 в., тогда же ему припи­сали и авторство «Ареопагитик». День памяти – 9 окт.

ДИПЛОМАТИЯ АПОСТОЛЬ­СКОЙ СТОЛИЦЫ –папская дип. служба, история к-рой на­считывает мн. веков. По преда­нию, уже в 4 в. на церк. соборе было принято постановление, обязывающее епископа Рима посылать к светским владыкам своих представителей – легатов, наделенных спец. полномочиями. С нач. 5 в. папы назначали своих постоянных представите­лей в Константинополь. Первым постоянным представительством в Папском гос-ве стало посоль­ство Венеции (1488). Папа Алек­сандр VI в 1500 "назначил в Ве­нецию постоянного нунция. Под­робное определение дип. статуса института нунциев появилось в 16 в., в период понтификата Григория XIII. Именно тогда ут­вердился действующий* до сих пор принцип наделения нунциев званием архиепископа. С тех же времен они выполняют двоякую миссию: во-первых, представля­ют центральную власть катол. церкви в местных церквах, а во-вторых, являются представите­лями папы как светского влады­ки, выполняя, как и дипломаты др. стран, обычные политичес­кие задачи Апостольский нун­ций, будучи официальным пос­лом Апостольской столицы при конкретном правительстве, как правило, выполняет функции ста­рейшины (дуайена) дип. корпуса. Эта традиция установлена решениями Венского конгресса 1815 и условно подтверждена подписан­ной в Вене конвенцией о дип. от­ношениях 1961. Однако данной привилегией не обладает папский дипломат в ранге пронунция, не­смотря на то, что он также яв­ляется полномочным послом, стоящим (как и нунций) во главе дип точки первого класса. На бо­лее низкой ступени папской дипломатии находится интер­нунций, руководящий дип. точ­кой второго класса. Апостоль­ская столица имеет дип. отноше­ния более чем со 125 странами (на 1988), поддерживая их через 116 нунциев, пронунциев и интер­нунциев (нек-рые из них аккре­дитованы одноврем. в несколь­ких странах). Кроме того, пред­ставители Ватикана имеются при разл. междунар. орг-циях – ООН, ЮНЕСКО и др.

ДОГМАТИКА КАТОЛИЧЕ­СКАЯ (от греч. dogma – учение, мнение) – осн. формулы вероучения, истинность к-рых считает­ся неоспоримой. Они объявляют­ся богоустановленными, воспри­нятыми «отцами и учителями церкви» через божеств, открове­ние и переданными церковью последующим поколениям ве­рующих. Катол. церковь призна­ет решения 1-го (325) и 2-го (381) Вселенских соборов, на к-рых бы­ли сформулированы христ. дог­маты, воплотившиеся в никео-царьградском символе веры. В нем говорится о триединстве бо­га, воплощении, искупительной жертве и воскресении Христа, его единосущности Богу-Отцу, спасительной миссии церкви, воскре­сении мертвых и Страшном су­де. 4-й Вселенский собор (451) установил учение о двойственной (богочеловеческой) природе Христа. Все эти догматы – об­щие для катол. и православных церквей. Однако катол. церковь признает принцип догматич. раз­вития, начало к-рому положило добавление к 8 члену символа веры (провозглашавшему исхождение св. Духа от Отца) слов «и сына» (см. Филиокве). Это до­полнение было сделано на Толед-ском соборе в 589 и введено в церк. практику во Франкской империи ок 800. В основе кон­цепции догматич. развития ле­жало учение о праве собора при­водить традиционное положе­ние в соответствие с «живым голосом» (т.е. существующей практикой) церкви, к-рая, будучи руководимой св. Духом, обладает способностью непогрешимого толкования вероучения. В по­следующем катол церковь дог­матизировала в 1439 на Флорен­тийском соборе учение о чистили­ще. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогре­шимости папы в делах веры, когда он говорит с кафедры (ex cathedra), т.е. выполняет обязанности пастыря всех хрис­тиан. С широким распростране­нием в католицизме культа Пре­святой Девы Марии связаны до­полнения к догмату о признании Марии Богородицей (принят на 3-м Вселенском соборе в 431). В 1854 Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Ма­рии, а в 1950 Пий XII ввел догмат о ее телесном вознесении на небо. В обоих последних случаях дог­маты были приняты без созыва собора. Все нововведения в Д.к. подвергаются критике со стороны др. христ. церквей гл. обр. на том основании, что они не обос­нованы текстами Священного пи­сания

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛО­ВИЕсистема религ. обновле­ния христ. догматов в соответ­ствии с Писанием. Христиане считают догматы истинами от­кровения. История же форми­рования догматов показывает, что они вырабатывались в ходе истории христ-ва, отвечая по­требностям религ. и социальной жизни об-ва 2–6 вв. Первый свод катол. догматов Петра Лом­бардского (12 в.) составлен по образцу труда Иоанна Дамаски-на «Об ортодоксальной вере» (8 в.). Его переработка Фомой Аквинским, с учетом сводов Александра из Гэльса и Бонавен-туры (13 в.),– основа Д. б. като­лицизма. Главные догматы – бытия бога и бессмертия души – Фома Аквинский отнес к сфере «естественной теологии», а про­чие, привязанные к системе та­инств, назвал «сверхразумны­ми»: о Троице, творении из ниче­го, первородном грехе, воплоще­нии Христа, телесном воскре­шении, Страшном суде. В от­личие от православной катол. церковь продолжила выработку догматов, утверждая их решени­ями соборов – о филиокве (809); чистилище (1439); о непогре­шимости папы (1870) либо постановлениями пап – о непо­рочном зачатии Марии (1854); о телесном вознесении Марии (1950).

ДОКТОР ЦЕРКВИ, учитель церкви (лат. doctor ecclesiae) – титул, к-рый, начиная со сред, веков, дается папой нек-рым бо­гословам за особые заслуги перед церковью и святость. Первонач., в 1298, Д. ц. были признаны Григорий I Великий, Амвросий Медиоланский, Августин и Иеро-ним. В 1567 к ним был присоеди­нен Фома Аквинский, а в 1568 – Василий Великий, Григорий На-зианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст. В дальнейшем Д. ц. были признаны: Бонавенту-ра, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский, Кирилл Иеру­салимский, Ансельм Кентербе-рийский, Исидор Севильский, Петр Хрисолог, Лев I Великий, Петр Дамиани, Иларий Пик-тавийский, Бернар Клервоский, Альфонсо Лигуори, Франциск де Саль, Иоанн Дамаскин, Беда Достопочтенный, Ефрем Сирин, Петр Канизий, Хуан де ла Крус, Роберто Беллармино, Альберт Великий, Антоний Падуанский. Кроме того, к Д. ц. причислена единств. женщина – Тереза , де Авила.

ДОКУМЕНТЫ ПАПСКИЕ – см. Булла, Бреве, Моту проприо, Энциклика.

ДОМИНИК св. (1170–1221) – основатель ордена доминикан­цев. В миру – Доминик де Гус­ман. Род. в Каларуэге (Испания), в знатной семье. Учился в Валенсии. Выдвинулся во время поездки на юг Франции в 1203– 1205 как активный борец с анти-церк. движением катаров (аль­бигойцев) . В 1206 основал в Пру-ле жен. монастырь для обращен­ных альбигойцев. Из числа своих последователей создал общину для подготовки богословски об­разованных проповедников, на базе к-рой в 1215 основал орден странствующих проповедников (доминиканцев). Гонорий III ут­вердил его в 1216 и предоста­вил ордену ряд привилегий, а Д.– звание придворного пропо­ведника и право осуществлять цензуру книг. Ум. Д. в Болонье. Канонизирован в 1234. День па­мяти – 4 авг

ДОМИНИКАНЦЫ – обиход­ное название нищенствующего ордена братьев-проповедников, восходящее к имени его основа­теля Доминика. Основанный в Тулузе в 1215 в разгар крестово­го похода против альбигойцев орден ставил своей гл. целью борьбу с распространением еретич. учений/ Полемич. зада­чи ордена требовали от Д. со­лидной теологич. подготовки, вследствие чего они буквально заполонили все богословские ка­федры в ун-тах, а затем подчи­нили своему влиянию систему образования в целом. Такие выдающиеся катол. философы, как Альберт Великий и Фома Ак­винский, были доминиканцами. Выражая требования церк. руко­водства, Д. пользовались особым покровительством пап. В 1216 Гонорий III утвердил орден и предоставил ему ряд привиле­гий. В 1232 Григорий IX рекомен­довал именно из Д. выбирать членов инквизиционных трибуна­лов. В 1233 инквизиция факти­чески была передана в руки Д Миссионерская деятельность Д. обширна и имеет давние тради­ции. Булла Григория IX от 1233 даровала индульгенции Д.– миссионерам на Руси. С 1247 на­чинается постоянная миссионер­ская деятельность Д. на Востоке (в Персии, Китае, Японии). Д.– активные участники колонизации Америки. Все монастырские об­щины Д. входят в т. н. провин­ции во главе с провинциальными приорами, к-рые назначаются верховной властью – генера­лом ордена. На 1989 в мире на­считывалось 634 домин, монас­тыря и 6830 монахов-Д. Гене­рал ордена – Д. Байо.

ДОНАТИСТЫ – сторонники движения, возникшего в христ. общинах Сев. Африки в нач. 4 в. в период гонений Диокле­тиана на христиан, когда руко­водство церкви начало перео­риентацию на союз с гос. вла­стью, терпимо относилось к от­ступникам от веры во время го­нений. В противовес этому Д. воз­рождали раннехрист. культ му­чеников, требовали чистоты церк­ви, святости всех ее членов, перекрещивания отступников. Д сформировали свою иерархию, вторым епископом был Донат (отсюда название). Ок 345 Д объединились с циркумцеллио-нами (агонистиками), и движе­ние приняло яркую социальную окраску – его сторонники гра­били и убивали богатых, духо­венство, освобождали рабов. Им­ператорская власть долгое время вела упорную борьбу с Д., к-рые, однако, не шли на компромиссы. Главным идейным оппонентом Д. был Августин, доказывавший спасающую силу церкви вне за­висимости от святости и даже личной веры и нравственных ка­честв ее членов, в т. ч духовен­ства. Последние упоминания о Д относятся к нач 7 в.

ДУНС СКОТ (Duns Scotus) Иоанн (ок. 1266–1308) – ср.-век. богослов и философ. Род. в Шотландии. РАонах-фран-цисканец. Преподавал в Окс­форде, Париже и Кельне, где и умер. Д. С. отводил философии первенствующее положение как знанию теоретическому, сводя богословие к морали. Он утвер­ждал, что истины веры не нужда­ются в рациональном обоснова­нии. Провозгласив примат бо­жеств, воли, Д. С. снимал воп­рос о предвечных идеях в уме бога, отдавая предпочтение ,ин­дивидуальным свойствам вещи, к-рые определяются не одной, а множеством форм. Прославился защитой учения о непорочном зачатии Философия Д. С. бы­ла офиц доктриной францискан­цев.

ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ – см. Мис­сионерская деятельность церк­ви.

ЕВГЕНИЙ IV (1383–1447) – папа с 1431. В миру – Габриэле Кондульмер. Род. в Венеции, был племянником Григория XII. В 1408 стал кардиналом. Боль­шую часть понтификата Е. IV за­няла борьба с Базельским собо­ром. В 1434 народное восстание изгнало Е. IV из Рима, и до 1443 он находился во Флоренции. В 1438–39 руководил Ферраро-Флорентийским собором. В 1444 под Варной войско крестоносцев потерпело поражение от турок Осложнение в отношениях папст­ва с Францией вызвало издание в 1438 Прагматической санкции, давшей франц. духовенству право самост. распоряжаться церк. имуществом

ЕВХАРИСТИЯ (греч – «бла­годарность»), причащение – одно из таинств христ церкви, состоящее в том, что во время бо­гослужения верующие вкушают хлеб и вино, в к-рых якобы вопло­щены «тело и кровь» Христа. Е. в христ-ве обосновывается сло­вами Христа: «хлеб... ядите, сие есть тело мое, за вас ломимое; сие творите в мое воспоминание» (1 Кор., 11 : 24); «сия чаша есть Но­вый завет в моей крови, которая за вас проливается» (Лк., 22 : 20). Отцы церкви выдвинули ряд версий Е., указывая важность повторения обряда для закрепле­ния веры. Однако евхаристиче­ские споры продолжают оставать­ся одной из самых острых проб­лем в христ. теологии. Они явля­лись центром религиозно-фило­софской борьбы на Западе в 9– 15 вв., приняли бурные формы в эпоху Реформации, имели обще­ств, резонанс в 17–18 вв. в свя­зи с внутр оппозицией католи­цизму (см. Янсенизм). Обычай причащаться хлебом и вином с 13 в. стал в катол. церкви приви­легией клира: мирян, по решению Констанцского и догмату Три-дентского соборов, стали при­чащать лишь хлебом. Тридент-ский собор (сессии 1541 –1551 и 1562) формулировал катол. уче­ние о Е. в полемике с протес­тантами, осудив их попытки ра­ционалистически трактовать Е. как «духовное вкушение» божества. II Ватиканский собор при­нял решение разрешить мирянам причащаться и вином. В катол. церкви имеется праздник в честь Е., отмечаемый 14 июня (см. Божьего тела праздник).

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРИЙ­СКАЯ – святая мученица, одна из святых-помощниц. Согласно преданию, была знатна и образо­ванна, участвовала в филос. диспутах, выступала с осужде­нием гонений на христиан. По приказу императора Максими-на была подвергнута колесова­нию и обезглавлена. По легенде, ангел перенес ее тело на гору Синай, где его захоронили. Пер­вое упоминание о Е. А. в пись­менных источниках относится к 10 в. День памяти – 25 но­ября. Атрибуты: колесо, меч; изображается Е. А. обрученной с младенцем Христом. Покрови­тельница философов, адвокатов, учащихся, колесных мастеров, а также девочек.

ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347–1380) – Екатерина Бенинказа, дочь красильщика из Сиены. С детства склонная к мис­тицизму, вступила в 1363 в орден терциариев-доминиканцев. Уха­живала за больными в лепрозо­рии св. Лазаря. Е. С. имела последователей во всех сосло­виях. В 1376 приехала в Авинь­он, чтобы убедить Григория XI вернуться в Рим. Пыталась противодействовать «Великой схизме». Ее «Трактат о божест­венном провидении» и письма передают не только мистическое настроение автора, они полны тревоги за состояние тогдаш­него об-ва. Канонизирована в 1461. День памяти – 29 апр.

ЕЛИЗАВЕТА ТЮРBНГСКАЯ или Венгерская (1207–1231) – катол. святая. Дочь венгерского короля Андрея II, жена тюринг-ского ландграфа Людовика IV. Е. прославилась благотворитель­ностью: основывала приюты для бедных, раздавала нуждающим­ся еду, одежду. Склонная к аске­тизму, Е. после смерти мужа (1227), оставив детей, уезжает в Марбург, где становится одной из первых членов ордена терциариев в Германии. Умерла и захоронена в Марбурге. День памяти – 17 ноября.

ЕПИСКОПАТ –в катол. церк­ви – система церк. управления через епископов. Уже с сер. 2 в. все крупные христ общины воз­главлялись епископами (надзи­рателями, начальниками), и вплоть до Реформации вся цер­ковь была организована на епис­копальном базисе. Епископы имеют высший священниче­ский сан, занимают высшую сту­пень в церк. иерархии, возглав­ляют епархию. // Ватиканский собор в конституции «Люмен ген-тиум» («Lumen gentium» – «Свет народов») определил роль епископов – «преемников апос­толов» – как «наставников в учении, священнослужителей и управителей». Епископы «заме­щают Христа... и действуют от его лица», они – «вершина свя-щеннослужения». Прерогатиэами епископа являются совер­шение таинств конфирмации и рукоположения священников. Каждые пять лет епископ дол­жен являться в Рим для отчета в делах епархии. Епископов на­значает папа или примас стра­ны. В целях децентрализации и интернационализации, а также повышения мобильности церк. управления II Ватиканский собор учредил в качестве коллегиаль­ных органов управления нацио­нальные и региональные конфе­ренции епископов и Синод епис­копов при папе. Однако синод выполняет чисто консультатив­ные функции, созывается и рас­пускается папой, работает под его руководством, т. е. находится в полной зависимости от воли римск понтифика.

ЕРЕСИ (греч. hairesis; перво­начально – отбор, позже – учение, школа, религ. секта) – религ. учения, отклоняющиеся от офиц. доктрины церкви в во­просах догматики, культа, ор­ганизации. При феодализме, когда во всех сферах духов­ной жизни господствовала ре­лигия, Е. были религ. формой отражения сосл.-клас. противо­речий и конфликтов, часто ста­новились идеологич. знаменем соц.-политич. движений, на­правленных против существую­щего обществ, строя и защищавшей этот строй офиц. церкви. Христ. Е. воспроизводили идеи первонач. христианства, раз­личных сект периода его станов­ления – николаитов, эбионитов, монтанистов, новатиан, гности­ков, манихеев, монархиан, са-веллиан и др. Исходную идейн. основу Е. составляли антитрини-таризм (арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство и др.), дуализм (павликиан-ство, богомильство, катары, аль­бигойцы, вальденсы и пр ), мис-тич. пантеизм (амальрикане), мистич. хилиазм (иохамиты) и т. д. Свободомыслие нек-рых Е. доходило до признания веч­ности и несотворенности ма­терии (Давид Динанский). На базе указанных принципов отри­цались ортодокс, учения о Трои­це, Христе, боговоплощении, искуплении, спасении, греховно­сти, отвергались культ, таинст­ва, святость церкви, монаше­ство, институт духовенства, зем­ной мир объявлялся царством зла, дьявола, антихриста. Цер­ковь и гос. власти жестоко пре­следовали еретиков. Против них направлялись энциклики и бул­лы, их осуждали на вселенск. и помести, соборах, отлучали от церкви, уничтожали. Для борьбы с Е. в нач. 13 в. в като-лич. церкви была создана епис­копская, а затем и централизо­ванная папская инквизиция.