Католицизм. Словарь: базельский собор - бэкон

Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.

 

Б

БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР (1431 – 1449). Созван в силу половинча­тости Констанцского, не приняв­шего решений о реформе церкви, и успехов гуситов. Б. с. санкцио­нировал Мартин V, первоначаль­но его поддержал и Евгений IV, но уже в дек. 1431 вступил с ним в конфликт. В ответ на это Б. с. подтвердил верховенство собора над папой, лишил его доходов, ограничил вмешательство в вы­боры епископов и наметил ряд реформ. В 1433 Б. с. пошел на уступки чашникам, признав при­чащение под обоими видами, т. е хлебом и вином, проповедь на нац. языке, секуляризацию церк. имуществ, что привело к раско­лу гуситов и поражению таборитов. В 1439, в ответ на созыв Флорентийского собора, Б. с. провозгласил папой Феликса V. Раскол подорвал доверие к Б. с. В 1449 Николаю V удалось скло­нить Феликса V к отречению. В официальный перечень Б. с. не включен.

БАЗИЛИАНЕ–катол. монахи, следующие общежительному ус­таву, приписываемому Василию Великому и служащему основой правосл. монашеству. Практика объединения его с катол. церк. установлениями, сложившаяся в Испании к сер. 16 в., узаконена в 1561 Пием IV. На основе греч. монастырей Центр, и Юж. Ита­лии Григорий XIII основал в 1579 орден итальянских Б., с центром в монастыре Гроттаферрата в Риме. В 1617 деятель­ность Б. распространилась на Ук­раину, Белоруссию и Литву (в 18 в. было 3 провинции и ок. 150 монастырей). Под давлением правосл. церкви Б. в 19 в. теряют значение. После ликвидации Брестской унии в 1946 деятель­ность Б. в СССР носила неле­гальный характер. Сейчас насчи­тывается ок. 1 тыс. Б., гл. обр. в Италии и Ливане.

БАЗИЛИКА (от греч. basilike – царский дом) – один из гл. ти­пов христ. храма. Строилась по образцу древнеримск. судебных и торговых зданий. В плане Б. представляет собой прямоуголь­ник; внутр. пространство разде­ляется рядами колонн или стол­бов на продольные части – не­фы; средний неф более высокий, освещается через окна, располо-

41

 

женные над крышами боковых нефов Раннехрист Б разделя­лась внутри двумя рядами ко лонн на три нефа, из к-рых гл неф включал в себя апсиду (греч.– свод) – полукруглую нишу, увенчанную куполом, где размещается алтарь. Существо­вали различные формы Б. Одной из них была крестообр. Б , об­разованная добавлением попе­речного нефа той же ширины и высоты, что и другие

БАПТИСТЕРИЙ (от греч. bарtizo – погружаю в воду) – зда­ние, строившееся в древности ис-ключ. для совершения таинства крещения, В нем находился крещальный бассейн. Появились Б. не ранее 4 в и первонач. были до­вольно больших размеров. Часто они служили для наставления го­товившихся принять крещение, а иногда и для собрания общины. После 9 в. Б. уже не строились. Роль крещального бассейна ста­ла выполнять купель, находя­щаяся в особом притворе храма.

БАРОНИЙ (Baronius) Цезарь (1538–1607) – церк. историк. Воспитанник Ф. Нери. С 1593 руководил Конгрегацией Орато­рии; с 1596 – кардинал, с 1597библиотекарь Ватикана. Глав­ный труд Б. «Церковные анналы» (12 т., 1588–1607) – апологе-тич. свод документов по истории катол. церкви, доведенный до 1198, в к-ром каждая глава соответствует году, являлся от­ветом на сходное лютеранское изд. «Магдебургские Центурии» (13 т., 1559–1574). Отбор до-

42

 

кументов у Б. весьма тен­денциозен, а уровень источниковедения уступает высшим об­разцам исторической критики 16 в

БЕАТИФИКАЦИЯ (лат bеаtus – блаженный и facio – де­лаю) – в катол. церкви – акт причисления того или иного лица к лику блаженных. Б. рассмат­ривается церковью как «низш. ступень», определенный этап в процессе подготовки канониза­ции. С 8 в право Б. принадлежит исключит папе римск.

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (Beda Venerabilis) (ок. 673– 735) – англосаксонский бого­слов и историк. С 17 лет – бе­недиктинский монах аббатства Уирмаут, затем, до конца жиз­ни, – Ярроу. Автор многочисл. комментариев к библ. книгам, а также филолог, и астроном, сочинений. Б. составил пасхаль­ные таблицы до 1064, с помощью к-рых исторические события бы­ли привязаны к летосчисле­нию от Рождества Христова. Гл. труд Б. «Церковная исто­рия английского народа» (окон, в 731)–уникальный источник по ранней истории Англии В 1899 Б. канонизирован и причислен к учителям церкви День памяти – 27 мая.

БЕЛЛАРМИНО (Bellarmino) Роберто (1542–1621) – круп­нейший катол. апологет эпохи Контрреформации. С 1560 ие­зуит, преподавал обличительное богословие в Лувене (1570–1576) и Риме (1576–1588). Гл. соч. Б - «Рассуждение о распрях в христиаской вере, против еретиков нашего времени» (окон. в 1593). Кардинал с 1549 Идеолог папства во время конф­ликта с Венецией в 1606–1607. Руководил следствием и осужде­нием Дж. Бруно. Инициатор за­прета в 1616 учения Н. Копер­ника и первого процесса Г. Галилея. Kанонизирован в 1930, причислен к учителям церкви в 1931. День памяти – 13 мая

БЕНЕДИКТ XII (ум. 1342) - авиньонский папа с1334. В миру Жак Фурнье. Кардинал с 1327. Его правление было свободно от непотизма, ознаменовано реформами духовных орденов и стрем­лением поднять образованность монахов. Политика Б.XII была зависима от франц. короля Фи­липпа V, что препятствовало соглашению с императором Людовиком Баварским. Это привело к принятию в 1338 заявления немецких князей в Рензе, согл. к-рому избранный импе­ратор не нуждался в папском утверждении. При Б. XII построен Старый папский дворец в Авиньоне.

БЕНЕДИКТ XIII (ум 1423) – антипапа с 1394 по 1417, оставав­шийся в Авиньоне. В миру Педро де Луна. Д-р канонического права, кардинал с 1375 Принимал участие в избрании Урбана VI, но затем стал сторонником антипа­пы Климента VII после смерти к-рого избран его преемником. Обещания прекратить схизму Б. XIII не выполнил, продолжая считать себя папой даже после низложения на Пизанском собо­ре в 1409 и Констанцском в 1417. Лишившись поддержки королей Шотландии, Арагона и Кастилии, удалился в замок Пенискола под Валенсией, где и умер. Имя Б. XIII принял в 1724 П. Орсини.

БЕНЕДИКТ XIV (1675-1Г58) – папа с 1741. В миру – Просперо Ламбертини. Происхо­дил из старинного дворянского рода. Получил гуманитарное об­разование, является автором трудов по канонич. праву, в т.ч. «О беатификации и канонизации слуг божьих» (1734). Известен опред. терпимостью к процес­сам, происходившим в обществ, жизни в эпоху Просвещения. Ш. Монтескье назвал его «папой ученых». Находясь в дружеств. общении с просветителями, раз­вивал науки в Риме. Им основаны папские литургическая и архе­ологическая академии, кафедры точных и естеств. наук в ун-тe, в т ч. для профессоров-женщин. Он оказывал помощь ряду ху­дожников и ученых (напр. А. Муратори). При известной терпимости к проявлениям ина­комыслии – янсенизму, протес­тантизму, просветительской лите­ратуре, его понтификат отмечен и репрессивными мерами: в 1751 опубликована 6улла анти-масонского содержания, в 1753 осуждены труды Вольтера. Под­писанные Б. XIV конкордаты с рядом европ. гос-в. (Испанией, Португалией, Савойей, Неаполем) отразили уменьшение

43

 

влияния пап на политику наци­ональных церквей.

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ (480–550) – реформатор за­падноевропейского монашества, катол. святой. Его биографом был Григорий I Великий. В 529 основал монастырь в Монте-Кассино, в 540 написал его устав, опираясь на правила св. Василия и Кассиана (постоянное пребывание в монастыре, повино­вение избранному аббату, общ­ность имущества). «Божье дело», молитва, труд – эта иерархия ценностей устава Б. Н. легла в основу идеологии ср.-век. христ-ва. Благочестивое чтение счита­лось путем к совершенству, однако чтение и переписка про­изведений античных авторов ни­когда не поощрялись церковью и были введены только Кассиодором в его Виварии. Четко регламентированный и лишенный аскетич. крайностей устав Б. Н. способствовал широкому распро­странению бенедиктинских мона­стырей, к-рые сыграли значит, цивилизаторскую роль в Европе. В 1947 Пий XII присвоил Б. Н. титул «Отец Европы». В 1964 Павел VI провозгласил его «пат­роном Европы», а в 1980 Иоанн Павел II дал ему сопатро-нов в лице св. Кирилла и Мефодия.

БЕНЕДИКТИНЦЫ – члены первого в катол. церкви монаш. ордена, основанного в нач. 6 в. Бенедиктом Нурсийским. Состав­ленные им для Б. «Правила» тре­бовали постоянного пребывания в монастыре, послушания и воз­держания. Труд считался обяза­тельным. Со времени Кассиодора Б. обратились и к литерат. трудам. Распространению Б. в Европе в 6–9 вв. способствова­ли деятельность папы Григория I, миссия Августина Кентерберийс-кого в Британию и поддержка династии Каролингов. В 10–11 вв., борясь с упадком монаш. дисциплины, Б. стали инициаторами Клюнийской реформы. В 11 –13 вв. Б. распространяли христ-во в славянских землях и Прибалтике Дальнейшая де­ятельность Б. связана с многочисл. конгрегациями. Крупней­шая из них – конгрегация св. Мавра (основана в 1621) – посвятила себя изучению истории Б. В 1893 папа Лев XIII основал конфедерацию Б., насчи­тывающую ныне 18 конгрегации и ок. 10 тыс. монахов.

БЕНЕФИЦИЙ (лат. beneflcium – благодеяние) – в като­лицизме -– вознаграждение ду­ховного лица доходной должно­стью или землей.

БЕРЕНГАРИЙ ТУРСКИЙ (Веrenganus Turonensis) (ок. 1000–1088) – франц. философ и богослов. Являлся первым и наиб, ярким представителем рационалистич. направления в ранней схоластике. С 1031 стоял во главе т н. Турской школы схоластов В гл. соч. «О святой Троице» выступил против церк. учения о таинстве причащения, утверждая, что евхаристия изме­няет лишь действие освящаемых

44

 

хлеба и вина, но не меняет их сущности. Это положение было осуждено как еретическое на церк. соборах в Риме и Верчелли. Б. Т. требовал также, чтобы толкование Священного писания основывалось на рациональном, науч. подходе. Утверждая при­оритет разума перед авторитетом церкви, Б. Т. заявлял, что церк. традиция не служит гарантией от заблуждений, ибо истина покоит­ся на выводах разума, при­сущего природе человека. Пола­гал, что диалектика как процесс логич. мышления стоит во главе разл. искусств и науч. дисциплин, определяя пути познания. Воз­зрения Б. Т. вызывали острые нападки со стороны римско-катол. церкви Хотя Б. Т. был вынужден отречься от своих взглядов, он до самой смерти оставался под надзором церк властей.

БЕРНАНОС (Bernanos) Жорж (1888–1948) – Франц писатель и публицист. представитель «католического возрождения», определяющего духовный кли­мат Франции его времени. Своими учителями считал Баль­зака и Л. Блуа. Будучи христи­анином и монархистом (как он сам о себе говорил), Б. проделал сложную духовную и политич. эволюцию – от приверженности идеям Аксьин франсез и правой идеологии до осуждения фашиз­ма, тоталитаризма и присоеди­нения к Сопротивлению В рома­нах «Поз, солнцем Сатаны» (1926) и «Дневник сельского священника» (1936), памфлетах «Большие кладбища под луной», «Мы, французы» и др. страстно обличал бездуховность бурж. об-ва, фашизм, лицемерие клерика­лов.

БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ (Ber­nard de Clairvaux), Бернард (1090–1153) – катол. теолог, мистик. Род в Бургундии, в знатной семье. С 1113 – монах-цистерцианец с 1115 – настоятель монастыря в Клерво (отсю­да прозвище). Б. К. был одним из вдохновителей 2-го крестового похода (1147) Яростный про­тивник Абеляра, а также разл. ересей того времени, Б. К. отста­ивал незыблемость церк. преда­ния, катол. догматики и порицал зарождавшуюся тогда схоласти­ку за новшества, особ за раци­оналистич тенденции. Пропове­довал смирение, от к-рого через 12 ступеней человек восходит до любви к богу, открывающей путь к высшему совершенству, достижимому лишь в экстатич. состоянии «слияния души с богом». Теология Б.К. отвлекала человеч. мысль от к . сомнений в авторитете церк. учения и ори­ентировала на самоуглубленное, равнодушное к миру мистич. созерцание. Б. К- оказал значит, влияние на мистич. теологию средневековья, в части, на Бонавентуру. Канонизирован в 1174.

БЕРНАРДИНЦЫ – 1) второе название цистерцианцев, закре­пившееся с 12 в. после реорга­низации ордена, проведенной Бернаром Клервоским, 2) монахи-францисканцы, строго при-

45

 

держивавшиеся первонач устава этого нищенствующего ордена, к-рые в 1453 осели в Польше при соборе св. Бернарда в Кракове

БЕТТУ (Betto) (Карлос Альберто Либанио Кристо) – бра­зильский доминиканский монах, один из гл. идеологов теологии освобождения. Род. в 1944 в Белу Оризонти (Бразилия) С 1962 по 1964 был руководителем орг ции катол студенческой мо­лодежи Бразилии В 1964 за выступление против военного режима подвергся тюремному заключению. В 1965 вступил в орден доминиканцев. Наряду с занятиями теологией и филосо­фией работал журналистом и участвовал в сопротивлении бразильскому военному режиму. В 1969 был вновь арестован и приговорен к четырем годам тюремного заключения. С 1974 посвятил себя организации христ. низовых общин, к-рые объединяют беднейшие слои верующих. В наст. вр. является советником Рабочей Христиан­ской Паствы в Сан Бернарду ду Кампу – важном промышл. районе Бразилии. Б.– член цен­тра народного образования ин­ститута «Седее Сапиентие» («Sedes Sapientiae»). Он опубли­ковал свыше 15 книг, боль­шая часть к-рых переведена на разные языки. Наиб, извест­ность ему принесла книга «Фи­дель и религия», изданная в 1985 и переведенная затем на англ , франц , польский и др. языки. Дважды – в 1986 и 1987– Б посетил Советский Союз Ряд его выступлений опу­бликован в советской печати.

БЛАГОДАТЬ (греч. charisma, лат. gratia) – по религ предста­влениям – особая божеств, си­ла, ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему гре­ховности и достижения спасения в загробном мире. В христ-ве западные отцы церкви считали Б единств, условием спасения, а восточные – допускали наряду с Б. и свободу воли. Первая т зр. была обоснована в 5 в. Аврелием Августином. Ей про­тивостояло учение Пелагия (см. Пелагианство), допускающее возможность спасения без помо­щи Б. Христ-во приняло т. зр. Августина, но с признанием определенного участия в процес­се спасения и человеч. воли. Католики и православные счита­ют носителем и передатчиком Б. духовенство, чем обосновыва­ется решающая роль церк. ие­рархии в процессе спасения. Про­тестанты признают возможность непосредств. получения Б. любым верующим.

БЛУА (Bloy) Леон (1846– 1917) – франц. писатель и пуб­лицист, представитель «католи­ческого возрождения». Под вли­янием Б. д' Оревильи и Ж. де Местра из фанатичного соци­алиста превратился в ревностно­го католика Подобно др писате­лям этого направления, отверг­шим разум ради Откровения и догмы, трактовал историю как

46

 

дело провидения и, ставя превы­ше всего «божественное право, осуждал Ренессанс как ересь, одобрял Варфоломеевскую ночь и инквизицию, проклинал Франц. революцию как источник всех бед совр. человечества.

БОГОМАТЕРЬ (Мадонна) – Пресвятая Дева Мария, магь Иисуса Христа. Почитание Пресвятой Девы Mapии сформиро­валось уже в 4 в. На Вселенском соборе в Эфесе в 431 она официально была признана богородицей и Царицей Небесной В католицизме где культ Мадонны особенно популярен, провозглашен ряд догматов, к-рых не было в древней церк. Традиции. С 12 в. на Западе распространяется легенда о непо­рочном зачатии Марии ее ма­терью Анной. В 1854 эта версия официально закрепляется в фор­ме догмата. В 1950 принят догмат о телесном вознесении Богоматери после смерти на небо, а в 1964 папой Павлом VI Пресвятая Дева Мария провозглашена «матерью церкви».

БОЖЬЕГО ТЕЛА ПРАЗД­НИКкатол. Церк. праздник в память установления Иисусом Христом таинства евхаристии (причащения) (Мф , 26-26–28, Мк , 14 22–24, Лк , 22 19 -20) Введен папой Урбаном IV в 1264 спец. буллой, в к-рой сказано, что этот праздник «ежегодно должен отмечаться со всем великолепием и тор­жественностью, каких заслуживает святейшее Тело Иисуса Христа», хотя бы для того, чтобы «противодействовать безбожию и безумству еретиков». Культ евхаристического хлеба стал од­ной из главных отличит, черт катол. Литургии. Церковь рас­сматривает таинство евхаристии как ценнейший дар, оставлен­ный Искупителем своей церкви. Б.т.п. отмечается в первый четверг после праздника Троицы (14 июня) Фома Аквинский тео­логически обосновал таинство пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христа в св. Дарах и сочинил прекрасные гимны и 6oгослужение в честь евхаристии. В Б.т.п. устра­иваются торжеств процессии, демонстрирующие веру в присутст­вие Христа в св. Дарах и любовь к Спасителю. Под звон колоко­лов в окружении верующих со свечами и хоругвями в руках священник несет под балдахином дарохранительницу (монстранцшо) «с Христом» Дети в белых одеждах усыпают перед ним дорогу цветами. Все поют хвалебные гимны. Процессия задер­живается у четырех алтарей, сооруженных пол открытым небом и украшенных коврами, зеленью и цветами. Около каж­дого из них читается место из Евангелия одного из евангелистов, свидетельствующее о том, что таинство евхаристии установлено самим Иисусом Христом. В благодарность Христу за его пребывание среди людей поется гимн «Те деум», после чего процессия входит в храм на праздничное богослужение.

47

 

БОЛЛАНДИСТЫ – историки и филологи 17 в., большей частью иезуиты, предпринявшие сбор документов и издание самой представительной коллекции жи­тий святых. Общество болландистов, созданное в Антверпене по проекту Герберта Росвейдена (1569–1629) и Иоганна Болланда (1596–1665), осущест­вляло сбор и критич. издание материалов житий до 1770, полу­чив высокую оценку в науке 18 в. Во Франции работа Б. в 1794 была продолжена бене­диктинцами св. Мавра, в Бель­гии издание житийной лит-ры возобновили иезуиты в 1837. Метод Б.– тщательный отбор достоверных житийных матери­алов, солидный комментарий, привязка сведений о каждом святом ко дню его памяти. Справочный аппарат к изданию, отдельно для латинских, гречес­ких и восточных жизнеописаний святых, издан в 1886–1958. «Деяния святых» («Acta sancto­rum»), изданные Б.,– ценней­ший историч. источник.

БОНАВЕНТУРА (Bonaventura) (наст, имя Джованни Фиданца) 11221 –1274) –ср.-век. теолог и философ. Род. в Тоскане, учился в Парижском ун-те у Александра из Гэльса – извест­ного богослова, создателя схола-стич. метода. Монах-франциска­нец, с 1273 – генерал ордена Кардинал. Преследовал сторон­ников радикального крыла фран­цисканцев – спиритуалов, по­следователей Иоахима Флорско-го. Оппонент Р. Бэкона. Полное знание, по Б., можно получить лишь через мистич. созерцание, к-рое достигается в экстатич. состоянии. Схоластика Б. была направлена на обоснование су­ществующего порядка и церк. вероучения, а его ортодоксальная мистика, противопоставленная еретич. мистике спиритуалов, служила упрочению идеологии католицизма. Теология у Б.– владычица всех светских наук. Единение с богом, к к-рому человека через 6 ступеней позна­ния ведет любовь, есть величай­шее благо. Б.– один из наиб, крупных представителей поздней схоластики – получил титул «се­рафического доктора» («doctor seraphicus»), был канонизирован в 1482 и причислен к пяти величайшим учителям церкви (1587).

БОНАЛЬД- (Bonaid) Луи Габ­риэль Амбруаз виконт де (1754– 1840) – франц. философ, публи­цист и обществ, деятель. В 1790 эмигрировал из революц. Фран­ции, отказавшись голосовать за закон о Гражданском устройстве духовенства. В 1796 написал книгу «Теория политической и религиозной власти», направлен­ную против «Общественного до­говора» Руссо Человек, слабый и греховный по природе, утвер­ждал Б., обретает гармонию не в об-ве, основанном на общест­венном договоре, а на порядке, установленном богом, ибо семья, об-во и универсум имеют одина­ковые структуры. В 1802 Б. возвратился во Францию, напи­сал книгу «Первоначальное законодательство», стал душой ульт­рароялистской оппозиции и од­ним из родоначальников интегризма.

БОНИФАЦИЙ (680–754) – апостол Германии. Англ. монах Уинфрид направлен Григорием II проповедовать христ-во к сев. от Рейна в 722 в сане епископа миссионеров. Тогда же получил имя Б, С 732 – архиепископ и викарий папы, организатор церк. иерархии. В ходе покорения Каролингами фризов и саксов боролся с местными языч. куль­тами, возводил церкви и мо­настыри, особенно известен учре­ждением жен. монастырей. Уче­ник Б. Стурм основал в 744 монастырь Фульда – значит, центр европ. культуры и место погребения убитого фризами Б. (по преданию, заколотого в спину во время молитвы). Деятельность Б. развивалась в период укреп­ления союза Святого Престола с державой Каролингов, им были созваны соборы, признавшие верховенство папы в Англии, Германии, Франции. В 751 Б. от имени папы Захария помазал на правление Пипина Короткого, положившего начало Папской области, Б. считается покровите­лем голл. г Утрехта и ряда горо­дов Германии, а также апосто­лом фризов.

БОНИФАЦИЙ VIII (ок. 1234–1303) – папа с 1294. В ми­ру Бенедетто Каэтани. С 1276 на юридической службе в курии Кардинал с 1291 Сторонник теократич идеи, Б. VIII проводил политику в интересах вер­ховенства власти духовной над светской. В ответ на поборы с церк. имуществ во Франции Б. VIII издал в 1296 буллу, запре­щавшую духовенству платить на­логи государям. Король Фи­липп IV запретил вывоз денег из Франции. Для улучшения финан­сового положения Б. VIII объя­вил 1300 юбилейным годом. В 1302 Генеральные штаты призна­ли папскую власть во Франции ограниченной. В ответ Б. VIII издал буллу «Unam Sanctam» (1303), в к-рой снова провозгла­сил верховенство папы. Филипп IV послал в Италию своего представителя Г. Ногаре, аресто­вавшего Б VIII. Не вынеся оскорблений, он скончался.

БОРДЖА (Borgia) (исп. Вогja Борха) – исп. дворянский род, к к-рому принадлежали папы Каликст III и Александр VI. Кроме них: 1. Чезаре Б. (1475–1507) –сын Александра VI. В 1493 архиепископ Валенсии и кардинал, но в 1499 сложил сан и женился на Шарлотте д'Альбре, родственнице франц короля Людовика XII, от к-рого Ч. Б. получил титул герцога Валентинуа, а папа сделал его капитаном церк. войск. С помо­щью силы и интриг Ч. Б. создал гос-во в Центр Италии и присво­ил себе титул герцога Романьи. В известном смысле он стал про­тотипом правителя в «Князе» Н. Макиавелли. После смерти Александра VI бежал из Италии и погиб при осаде Вианы. 2 Лукреция Б. (1480–1519) – се-

49

 

стра Ч.Б. Александр VI в политич. целях неоднократно выдавал ее замуж и разводил. Молва обвиняла Л.Б. в кровосмесительной связи с отцом и братом. После падения влияния Б. она жила в Ферраре с мужем, герцогом Альфонсо, не давая основании для сплетен. 3 Франсиско Б. (1510-1572) – св. внук Александра VI, герцог Гандии. В 1546 присоединился к иезуитам Организатор орденских школ и коллегий. В 1555 - генеральный комиссар иезуитов в Испании и Португалии, в 1565 стал 3-м генералом ордена. Канонизирован в 1671. День памяти - 10 окт.

БОРРОМЕО (Borromeo) Карло (1538-1584) один из лидеров Koнтрреформации в Италии. Родовитый дворянин. Получил гуманитарное образование. Был назначен своим дядей папой Пием IV, архиепископом Милана и кардиналом. Стал волевым реформатором церк. жизни, влиял на политику папства при Пие IV и Пие V. На сессии Тридентского собора 1560-1563 гг. организовал выработку кате хизиса (опубликован в 1566). В целях укрепления дисциплины и престижа духовенства учредил семинарии, в т.ч. специальные для католиков Швейцарии, пытаясь т. обр. оказать противодействие  протестантской пропаганде. Священников-педагогов объединил в Конгрегацию св. Амвросия, поручив ей контроль за всеми учебными заведениями, в т.ч. иезуитскими. Численность школ в Миланской епархии при Б.К. достигла 740. Во время эпидемии чумы (1569–1570 и 1576) лично посещал больных, организовал мед. помощь и покаянные процессии, возглавляя последние босым с веревкой на шее. Б.К. автор литературных теологич. соч., писем; издатель свода церк. постановлений. Канонизирован в 1610 и считается одним из самых популярных святых Контрреформации, целителем от чумы идеалом администратора – защитника города.

БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (1627-1704) – епископ г. Мо, оратор и писатель, один из гл. идеологов католицизма во Франции. Происходил из чиновной семьи, был каноником г. Меца (1652), придворным проповедником (1659), воспитателем дофина (1670-1681). В период конфликта Франции с папством в 1681-1682 на его произведения опиралось галликанское духовенство. Б. возвеличивал идеал неделимой церкви, христ. ортодоксию («Изложение католической доктрины», 1671). Он полемизировал с протестантами, противодействовал спорам янсенистов с иезуитами, оспаривал философию Mальбранша и библейскую критику Р. Симона. Философско-социологич. идеи Б. оправдывали объединение церкви и гос-ва для сдерживания народа что в условиях Контрреформации вело к апологии абсолютизма («Политика, основанная на Священном Писании», 1709, русск.

50

 

Пер. Спб., 1802). Как историк Б. развивал провиденциальную концепцию Августина («Рассуждения о всеобщей истории», 1681) Многообразное наследие Б просветители особенно Вольтер сделали мишенью для своих антиклерикальных выступлений.

БОФФ (Boff) Леонардо – бразильский священник францисканец один из п теоретиков теологии освобождения Род в 1938 в семье итал. эмигранта в г. Санта Катарина. Изучал философию и богословие сначала в Куритибе и Петрополисе (Бразилия) а затем в Мюнхене под руководством известных не мецких теологов Г Кюнга и К Ранера Продолжил обучение и стажировался в ун-тах Вюрцбурга (Австрия) Лувеня (Бельгия) и Оксфорда (Англия) По окончании учебы работал гл. редактором «Бразильского церковного журнала» и был ответственным за издание в Бразилии международного жур нала «Консилиум» Нек-рое время являлся советником бразильской епископской конференции и Латиноамериканской конференции монашествующих. В наст вр. – профессор систематич. теологии в Ин те философии и те ологии г Петрополиса Специализируется гл. обр .на изучении социальной практики христнизовых общин в Латинской Америке к-рые он определяет как новую форму церкви как «народную церковь» Выступает за возврат к раннему христ-ву как религии угнетенных и бесправных Б – активный сторонник единства действии верующих и неверующих в борьбе за демократию и социальную справедливость диалога и сотрудничества марксистов и христиан Среди его книг можно выделить «Иисус Христос – освободитель» (1972) «Теология неволи и освобождения» (1976) «Иисус Христос и освобождение чело века» (1981) За публикацию книги «Церковь харизма и власть» (1981) в крои содержится резкая критика «монархической и пирамидальной» структуры катол церкви Б был подвергнут наказанию со стороны Ватикана В мае 1985 Конгрегация вероучения осудила книгу а Б предписала в течение года не выступать публично За период вынужденного молчания Б написал еще три книги «Троица общество и освобождение» «Выбор для бедных» (в соавторстве со своим братом Клодовицом) «Церковь становится на родом» в к-рых вновь призывает к демократизации церкви и об ва в Лат. Америке и пропагандирует новую «народную церковь» рождающуюся по его словам из веры народа из народной религиозности а не навязываемую сверху Неоднократно посещал СССР В июне 1988 участвовал в праздновании 1000 летия Крещения Руси Б – член Международной экуменической ассоциации теологов «третьего ми ра»

БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (р 1902) –

51

 

швейц. философ-неотомист польск. происхождения, доми­никанец. В 1920–1926 изу­чал право и экономию в Львов­ском и Познаньском ун-тах. В 1927 вступил в орден домини­канцев, а через год начал изучать философию в Фрибурге (Швей­цария). В 1931 получил степень доктора философии, затем 4 года изучал теологию в папском ун-те «Ангеликум» в Риме. В 1935– 1940 был профессором логики а «Ангеликум», а также временно (1938) читал лекции в Ягеллонском ун-те в Кракове. Затем занимал должность профессора в Фрибургском ун-те В 1950– 1952 там же был деканом филос. фак-та, а в 1964–1966 занимал пост ректора. В 1961 –1962 был директором Ост-Колледжа в Кёльне (ФРГ). В 1966 ун-т Нотрдам (Индиана, США) прис­воил ему звание доктора гонорис кауза юридических наук. Осн. соч.: «Europaische Philosophie der Gegenwart», («Современная европейская философия»), «For-male Logik» («Формальная ло­гика») , «A History of Formal Logic» («История формальной логики»), «The Logic of Religion» («Логика религии»), «Wege zum philosophischen Denken» («Пути к философскому мышле­нию»). Б. глубоко верит в силу и возможности человеческого ра­зума, однако считает, что чело-веч, мысль в существеннейших проблемах филос. характера на­тыкается на границы, к-рые не в состоянии преодолеть. Фи­лософ, последовательный уче­ный, не имеет тогда права прибегать к помощи религии, но именно в такой момент она сама навязывается со всё преодолевающей силой. С т. зр. Б., следует различать Бога фило­софов (это – бесконечное, необ­ходимое, все обосновывающее сущее) и Бога религии (это – модель священного данного в человеческом сознании, р опыте молящегося;. Взаимоотношения между ними наиболее адекватно отражены в понятии аналогии бытия

БОЭЦИЙ (Boethius) Анций Maнилий Торкват Северин (ок. 480–525) – римск философ, те­олог и поэт. Советник остгот­ского короля Теодориха. Казнен по обвинению в гос. измене. Его переводы и комментарии соч. Аристотеля и Порфирия пред­восхитили схоластический метод. Огромное влияние на ср.-век. культуру оказало гл. соч. Б «Утешение философией», посвя­щенное теме свободы человече­ского духа Принадлежность Б к христ-ву нашла отраже­ние только в неск. богослов­ских сочинениях, но никак не повлияла на его филос. учение, продолжавшее античную тради­цию. Катол церковь канони­зировала Б. под именем ев Се­верина.

БРЕВЕ (от лат brevis – крат­кий) – послание папы римского по вопросам второстепенного значения, отличающееся от буллы менее торжеств формой. Б. скрепляется папской печатью.

52

 

но подписывается не папой, а кардиналом-секретарем.

БРЕВИАРИЙ (лат. breviari-um – сборник кратких текс­тов) – служебник катол. духо­венства, содержащий короткие отрывки из Библии, соч. отцов церкви, житий святых, псал­мы, молитвы, гимны и др. тексты, употребляемые при богослуже­нии. Б. состоит из 4 частей (соот­ветственно временам года), по 4 главы в каждой.

БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ (лат. unio – союз) – объединение правосл. церкви на Украине и в Белоруссии с катол., организационно оформленное в 1596 на соборе в г. Бресте. По условиям Б. ц. у., правосл. церковь подчинилась папе рим­скому и приняла катол. догма­тику, сохранив правосл. обряд­ность. Религ подоплекой Б. ц. у. было стремление Ватикана расширить свою экспансию на поавосл. Восток, а соц.-политич. – стремление польск. феодалов закрепить свое господство на Ук­раине и в Белоруссии, расторг­нув с помощью унии союз укр. и белорус, народов с рус. народом. Трудящиеся массы Украины и Белоруссии оказали Б. ц. у. ре­шит, противодействие. Все анти­феод, выступления 17–18 вв. были направлены не только про­тив польск. феодалов, но и про­тив приверженцев Б. ц. у.– по­борников нац.-религ гнета Ру­ководители униат, церкви до Октябрьской революции добива­лись распространения униатства в России, а после ратовали за отторжение Украины от Сов. Союза, разжигали бурж.-националистич настроения. В годы второй мировой войны они тесно сотрудничали с гитлеровцами, чем скомпрометировали себя в глазах верующих. В марте 1946 собор униат, духовенства, соб­равшийся в г. Львове, принял решение о ликвидации Б. ц. у и переходе всех бывших униат, приходов в состав Рус. правосл. церкви. Ватикан не признал это­го решения.

БРИГИТТА ШВЕДСКАЯ (ок. 1303–1373) – провидица, выра­зившая с особой художественной силой идею обновления католицизма. Дочь швед, магната, мать 8 детей, во вдовстве цистерцианская монахиня. В 1346 осно­вала орден с культом страстей Христа и Марии, утвержденный в Ртше в 1349. Наряду с Ека­териной Сиенской настаивала на возвращении центра папства из Авиньона в Рим. Канонизирова­на в 1391 как покровительница Швеции. «Откровения св. Бри­гитты», популярные в ср.-век. лит-ре (изд в 1492),– один из источников творчества М. Грю­невальда, крупнейшего художни­ка Сев Возрождения.

БРУНО (Bruno) (1030 (?) – 1101) – катол. религ. деятель, основатель монаш. ордена карте­зианцев. Род. в Кёльне, где стал каноником церкви ев Кунеберта. Руководил соборной школой в Реймсе Среди его уче­ников был Оддон де Лажери

53

 

будущий папа Урбан II В 1075 из-за интриг архиепископа покинул этот пост. В 1080 вернулся в школу, но движимый аскетизмом вступил в еремиторий (монастырь) св. Роберта, основавшего позднее цистерцианский орден (см. Цистерцианцы) В 1084 Б. основал в Шартрезе близ Гренобля картезианский орден, следовавший уставу св. Бенедикта, но в болee суровой форме. В 1090 Урбан II вызвал Б. в Рим, где он недолго пробыл папским советником. Отказавшись от архиепископства в Реджо, Б. основал в Делла Торре (Калабрия) картезианский монастырь, где и умер. Б. не был формально канонизирован, но в 1514 папа Лев X разрешил его ордену чтить память Б. 6 окт. Папа Григорий XV включил службу в честь Б. в «Римский бревиарий».

БРУНО Джордано Филиппо (1548-1600) – итал. Мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной, подвергший критике религ. картину мира, мн. христ. догматы. Отдавая дань пантеизму, отрицал наличие бога, творца и управителя мира. Резвивал гелиоцентрич. Систему Н. Коперника, выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Решит. отвергал представления о существовании загробной жизни. В религии Б. видел силу, порождающую войны, раздоры и пороки в обществе. За свои выступления подвергся преследованию инквизицией, был арестован и сожжен на костре.

БУЛЛА (лат bulla – шарик) – наиб. важный папский документ, содержащий обращение, постановление или распоряжение. Пишется на лат. языке. Называется по начальным словам текста. Скрепляется круглой металлической печатью – буллой (отсюда название).

БЭКОН (Bacon) Роджер (ок 1214–1292) – англ. философ и естествоиспытатель. Был монахом-францисканцем. Выступал против схоластич. умствования и слепого почитания церк. авторитетов. Основу познания видел в опыте; целью развития науки считал овладение силами природы. Критиковал феодальные порядки, невежество духовенства, предлагал развивать светское образование. Церк. властями был отстранен от преподавания в Оксфорде,  пробыл ок. 14 лет в монастырской тюрьме..