Католицизм. Словарь
атеиста. –М.: Политиздат,
1991. –320 с.
Б
БАЗЕЛЬСКИЙ
СОБОР (1431 – 1449). Созван в силу половинчатости
Констанцского, не принявшего решений о
реформе церкви, и успехов гуситов. Б. с. санкционировал Мартин V, первоначально его поддержал
и Евгений IV, но уже в
дек. 1431 вступил с ним в конфликт. В ответ на это Б. с. подтвердил
верховенство собора над папой, лишил его доходов, ограничил вмешательство в выборы
епископов и наметил ряд реформ. В 1433 Б. с. пошел на уступки чашникам, признав причащение под обоими видами, т. е
хлебом и вином, проповедь на нац. языке,
секуляризацию церк. имуществ,
что привело к расколу гуситов и поражению таборитов. В 1439, в ответ на созыв Флорентийского
собора, Б. с. провозгласил папой Феликса V. Раскол подорвал доверие к Б. с. В 1449 Николаю V удалось склонить Феликса V к отречению. В официальный перечень Б. с. не
включен.
БАЗИЛИАНЕ–катол. монахи, следующие общежительному уставу, приписываемому Василию Великому и
служащему основой правосл. монашеству. Практика
объединения его с катол. церк. установлениями, сложившаяся в Испании к сер. 16 в.,
узаконена в 1561 Пием IV. На основе греч. монастырей
Центр, и Юж. Италии Григорий XIII основал в
1579 орден итальянских Б., с центром в монастыре Гроттаферрата в Риме. В 1617 деятельность Б.
распространилась на Украину, Белоруссию и Литву (в 18 в. было 3 провинции и ок. 150 монастырей). Под давлением правосл.
церкви Б. в 19 в. теряют значение. После ликвидации Брестской унии в
1946 деятельность Б. в СССР носила нелегальный характер. Сейчас насчитывается
ок. 1 тыс. Б., гл. обр. в Италии и Ливане.
БАЗИЛИКА (от греч. basilike – царский
дом) – один из гл. типов христ.
храма. Строилась по образцу древнеримск. судебных и
торговых зданий. В плане Б. представляет собой прямоугольник; внутр. пространство разделяется рядами колонн или столбов
на продольные части – нефы; средний неф более высокий, освещается через окна, располо-
41
женные над крышами боковых нефов Раннехрист
Б разделялась внутри двумя рядами ко лонн на три
нефа, из к-рых гл
неф включал в себя апсиду (греч.– свод) – полукруглую
нишу, увенчанную куполом, где размещается алтарь. Существовали
различные формы Б. Одной из них была крестообр.
Б , образованная добавлением поперечного нефа той же
ширины и высоты, что и другие
БАПТИСТЕРИЙ (от греч. bарtizo – погружаю в
воду) – здание, строившееся в древности ис-ключ. для
совершения таинства крещения, В нем находился крещальный
бассейн. Появились Б. не ранее 4 в и первонач. были довольно больших размеров. Часто они
служили для наставления готовившихся принять
крещение, а иногда и для собрания общины. После 9 в. Б. уже не строились. Роль крещального бассейна стала выполнять купель, находящаяся
в особом притворе храма.
БАРОНИЙ (Baronius) Цезарь
(1538–1607) – церк. историк. Воспитанник Ф. Нери. С 1593 руководил Конгрегацией Оратории;
с 1596 – кардинал, с 1597– библиотекарь
Ватикана. Главный труд Б. «Церковные анналы»
(12 т., 1588–1607) – апологе-тич. свод документов по
истории катол. церкви, доведенный до 1198, в к-ром
каждая глава соответствует году, являлся ответом на сходное лютеранское изд. «Магдебургские Центурии» (13 т., 1559–1574). Отбор до-
42
кументов у Б. весьма тенденциозен, а уровень источниковедения
уступает высшим образцам исторической критики 16 в
БЕАТИФИКАЦИЯ
(лат bеаtus – блаженный
и facio – делаю) –
в катол. церкви – акт причисления того или иного лица
к лику блаженных. Б. рассматривается церковью как «низш.
ступень», определенный этап в процессе подготовки канонизации. С 8 в
право Б. принадлежит исключит папе римск.
БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ
(Beda Venerabilis) (ок. 673– 735) – англосаксонский богослов и историк. С 17
лет – бенедиктинский монах аббатства Уирмаут, затем, до конца жизни, – Ярроу.
Автор многочисл. комментариев к библ.
книгам, а также филолог, и астроном, сочинений. Б. составил пасхальные таблицы
до 1064, с помощью к-рых исторические события были
привязаны к летосчислению от Рождества Христова. Гл. труд Б. «Церковная история английского народа» (окон,
в 731)–уникальный источник по ранней истории Англии В 1899 Б. канонизирован и
причислен к учителям церкви День памяти – 27 мая.
БЕЛЛАРМИНО (Bellarmino) Роберто (1542–1621) – крупнейший катол.
апологет эпохи Контрреформации. С 1560 иезуит, преподавал обличительное
богословие в Лувене (1570–1576) и Риме (1576–1588). Гл. соч. Б - «Рассуждение о
распрях в христиаской вере, против еретиков нашего
времени» (окон. в 1593).
Кардинал с 1549 Идеолог папства во время конфликта с Венецией в 1606–1607. Руководил
следствием и осуждением Дж. Бруно. Инициатор
запрета в 1616 учения Н. Коперника и первого процесса Г. Галилея. Kанонизирован в 1930,
причислен к учителям церкви в 1931. День памяти – 13 мая
БЕНЕДИКТ XII (ум. 1342) -
авиньонский папа с1334. В миру Жак Фурнье. Кардинал с 1327.
Его правление было свободно от непотизма, ознаменовано реформами духовных
орденов и стремлением поднять образованность монахов. Политика Б.XII была зависима от франц.
короля Филиппа V, что препятствовало
соглашению с императором Людовиком Баварским. Это привело к принятию в 1338 заявления немецких князей в
Рензе, согл. к-рому избранный
император не нуждался в папском утверждении. При Б. XII построен Старый папский дворец в Авиньоне.
БЕНЕДИКТ XIII (ум 1423) – антипапа с 1394 по 1417, остававшийся в Авиньоне. В миру Педро де Луна.
Д-р канонического права, кардинал с 1375 Принимал участие
в избрании Урбана VI, но затем стал сторонником антипапы Климента VII после смерти к-рого избран его
преемником. Обещания прекратить схизму Б. XIII не выполнил, продолжая считать себя папой даже после низложения
на Пизанском соборе в 1409 и Констанцском
в 1417. Лишившись поддержки королей Шотландии, Арагона и Кастилии, удалился
в замок Пенискола под Валенсией, где и умер. Имя Б. XIII принял в 1724 П. Орсини.
БЕНЕДИКТ XIV (1675-1Г58) – папа с 1741. В миру – Просперо Ламбертини. Происходил из старинного дворянского рода.
Получил гуманитарное образование, является автором трудов по канонич. праву, в т.ч. «О беатификации и канонизации слуг
божьих» (1734). Известен опред.
терпимостью к процессам, происходившим в обществ, жизни в эпоху Просвещения.
Ш. Монтескье назвал его «папой ученых». Находясь в дружеств. общении с просветителями, развивал
науки в Риме. Им основаны папские литургическая и
археологическая академии, кафедры точных и естеств. наук
в ун-тe, в т ч. для профессоров-женщин. Он оказывал помощь ряду художников
и ученых (напр. А. Муратори). При известной
терпимости к проявлениям инакомыслии – янсенизму, протестантизму,
просветительской литературе, его понтификат отмечен и репрессивными мерами:
в 1751 опубликована 6улла анти-масонского
содержания, в 1753 осуждены труды Вольтера. Подписанные Б. XIV конкордаты с рядом европ. гос-в. (Испанией, Португалией,
Савойей, Неаполем) отразили уменьшение
43
влияния пап
на политику национальных церквей.
БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ
(480–550) – реформатор западноевропейского монашества, катол. святой. Его биографом был Григорий I Великий. В 529
основал монастырь в Монте-Кассино, в 540 написал его
устав, опираясь на правила св. Василия и Кассиана
(постоянное пребывание в монастыре, повиновение избранному аббату, общность
имущества). «Божье дело», молитва, труд – эта иерархия ценностей устава Б. Н.
легла в основу идеологии ср.-век. христ-ва.
Благочестивое чтение считалось путем к совершенству, однако чтение и переписка
произведений античных авторов никогда не поощрялись церковью и были введены
только Кассиодором в его Виварии. Четко
регламентированный и лишенный аскетич. крайностей
устав Б. Н. способствовал широкому распространению бенедиктинских
монастырей, к-рые сыграли
значит, цивилизаторскую роль в Европе. В 1947 Пий
XII присвоил Б.
Н. титул «Отец Европы». В 1964 Павел VI провозгласил его «патроном Европы»,
а в 1980 Иоанн Павел II дал ему сопатро-нов в лице св. Кирилла и Мефодия.
БЕНЕДИКТИНЦЫ
– члены первого в катол. церкви монаш. ордена, основанного в нач.
6 в. Бенедиктом Нурсийским.
Составленные им для Б. «Правила» требовали постоянного пребывания в монастыре,
послушания и воздержания. Труд считался обязательным. Со времени Кассиодора Б. обратились и к литерат. трудам. Распространению Б. в Европе в 6–9 вв. способствовали деятельность папы Григория I, миссия Августина Кентерберийс-кого в Британию и
поддержка династии Каролингов. В 10–11 вв., борясь с упадком монаш.
дисциплины, Б. стали инициаторами Клюнийской
реформы. В 11 –13 вв. Б. распространяли христ-во в славянских землях и Прибалтике Дальнейшая деятельность
Б. связана с многочисл. конгрегациями. Крупнейшая из
них – конгрегация св. Мавра (основана в 1621) – посвятила
себя изучению истории Б. В 1893 папа Лев XIII основал
конфедерацию Б., насчитывающую ныне 18 конгрегации и ок.
10 тыс. монахов.
БЕНЕФИЦИЙ (лат. beneflcium –
благодеяние) – в католицизме -– вознаграждение духовного
лица доходной должностью или землей.
БЕРЕНГАРИЙ
ТУРСКИЙ (Веrenganus Turonensis) (ок. 1000–1088) – франц. философ и
богослов. Являлся первым и наиб, ярким представителем рационалистич.
направления в ранней схоластике. С 1031 стоял во главе т н. Турской
школы схоластов В гл. соч. «О святой Троице» выступил против церк.
учения о таинстве причащения, утверждая, что евхаристия
изменяет лишь действие освящаемых
44
хлеба и
вина, но не меняет их сущности. Это положение было осуждено как еретическое на церк. соборах в Риме и Верчелли.
Б. Т. требовал также, чтобы толкование Священного писания основывалось на
рациональном, науч. подходе. Утверждая приоритет
разума перед авторитетом церкви, Б. Т. заявлял, что церк.
традиция не служит гарантией от заблуждений, ибо истина покоится на выводах
разума, присущего природе человека. Полагал, что диалектика как процесс логич. мышления стоит во главе разл.
искусств и науч. дисциплин, определяя пути познания.
Воззрения Б. Т. вызывали острые нападки со стороны римско-катол.
церкви Хотя Б. Т. был вынужден отречься от своих взглядов, он до самой смерти
оставался под надзором церк
властей.
БЕРНАНОС (Bernanos) Жорж (1888–1948) – Франц писатель
и публицист. представитель
«католического возрождения», определяющего духовный климат Франции его
времени. Своими учителями считал Бальзака и Л. Блуа.
Будучи христианином и монархистом (как он сам о себе
говорил), Б. проделал сложную духовную и политич.
эволюцию – от приверженности идеям Аксьин франсез и правой идеологии до осуждения фашизма,
тоталитаризма и присоединения к Сопротивлению В романах «Поз, солнцем Сатаны»
(1926) и «Дневник сельского священника» (1936), памфлетах «Большие кладбища под
луной», «Мы, французы» и др. страстно обличал бездуховность
бурж. об-ва, фашизм,
лицемерие клерикалов.
БЕРНАР
КЛЕРВОСКИЙ (Bernard de Clairvaux), Бернард
(1090–1153) – катол. теолог, мистик. Род в Бургундии,
в знатной семье. С 1113 – монах-цистерцианец
с 1115 – настоятель монастыря в Клерво (отсюда
прозвище). Б. К. был одним из вдохновителей 2-го крестового похода (1147) Яростный
противник Абеляра, а также разл. ересей того
времени, Б. К. отстаивал незыблемость церк. предания,
катол. догматики и порицал зарождавшуюся тогда
схоластику за новшества, особ за рационалистич
тенденции. Проповедовал смирение, от к-рого через 12
ступеней человек восходит до любви к богу, открывающей путь к высшему
совершенству, достижимому лишь в экстатич. состоянии
«слияния души с богом». Теология Б.К. отвлекала человеч.
мысль от к -л. сомнений в авторитете церк. учения и ориентировала на самоуглубленное,
равнодушное к миру мистич. созерцание. Б. К- оказал значит, влияние на мистич.
теологию средневековья, в части, на Бонавентуру.
Канонизирован в 1174.
БЕРНАРДИНЦЫ – 1) второе
название цистерцианцев, закрепившееся
с 12 в. после реорганизации ордена, проведенной Бернаром
Клервоским, 2) монахи-францисканцы, строго
при-
45
держивавшиеся первонач
устава этого нищенствующего ордена, к-рые в 1453
осели в Польше при соборе св. Бернарда в Кракове
БЕТТУ (Betto) (Карлос Альберто Либанио Кристо) – бразильский
доминиканский монах, один из гл. идеологов теологии
освобождения. Род. в 1944 в Белу Оризонти (Бразилия) С 1962 по 1964 был руководителем орг ции катол
студенческой молодежи Бразилии В 1964 за выступление
против военного режима подвергся тюремному заключению. В 1965 вступил в орден доминиканцев. Наряду с занятиями теологией и
философией работал журналистом и участвовал в сопротивлении бразильскому
военному режиму. В 1969 был вновь арестован и приговорен к четырем годам
тюремного заключения. С 1974 посвятил себя организации христ.
низовых общин, к-рые объединяют беднейшие слои
верующих. В наст. вр. является советником Рабочей Христианской Паствы
в Сан Бернарду ду Кампу –
важном промышл. районе Бразилии. Б.– член центра
народного образования института «Седее Сапиентие» («Sedes Sapientiae»). Он опубликовал свыше 15 книг, большая часть к-рых переведена на разные языки. Наиб, известность ему
принесла книга «Фидель и религия», изданная в 1985 и
переведенная затем на англ ,
франц , польский и др. языки. Дважды – в 1986 и 1987–
Б посетил Советский Союз Ряд его выступлений опубликован
в советской печати.
БЛАГОДАТЬ (греч. charisma, лат. gratia) – по религ
представлениям – особая божеств, сила, ниспосылаемая
человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения
спасения в загробном мире. В христ-ве западные отцы
церкви считали Б единств, условием спасения, а
восточные – допускали наряду с Б. и свободу воли. Первая т зр.
была обоснована в 5 в. Аврелием Августином. Ей
противостояло учение Пелагия (см. Пелагианство),
допускающее возможность спасения без помощи Б. Христ-во
приняло т. зр. Августина, но с признанием определенного
участия в процессе спасения и человеч. воли.
Католики и православные считают носителем и передатчиком Б. духовенство, чем обосновывается
решающая роль церк. иерархии в процессе спасения.
Протестанты признают возможность непосредств.
получения Б. любым верующим.
БЛУА (Bloy) Леон (1846– 1917) – франц. писатель и публицист, представитель «католического
возрождения». Под влиянием Б. д'
Оревильи и Ж. де Местра
из фанатичного социалиста превратился в ревностного католика Подобно др писателям этого направления, отвергшим
разум ради Откровения и догмы, трактовал историю как
46
дело
провидения и, ставя превыше всего «божественное право, осуждал Ренессанс как
ересь, одобрял Варфоломеевскую ночь и инквизицию,
проклинал Франц. революцию как источник всех бед совр.
человечества.
БОГОМАТЕРЬ (Мадонна) –
Пресвятая Дева Мария, магь Иисуса Христа.
Почитание Пресвятой Девы Mapии сформировалось уже в 4 в. На Вселенском соборе в Эфесе в 431 она
официально была признана богородицей и Царицей Небесной В
католицизме где культ Мадонны особенно популярен, провозглашен ряд догматов,
к-рых не было в древней церк.
Традиции. С 12 в. на Западе
распространяется легенда о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. В 1854
эта версия официально закрепляется в форме догмата. В 1950 принят догмат о телесном
вознесении Богоматери после смерти на небо, а в 1964 папой Павлом VI Пресвятая
Дева Мария провозглашена «матерью церкви».
БОЖЬЕГО ТЕЛА ПРАЗДНИК – катол. Церк. праздник в память установления Иисусом Христом
таинства евхаристии (причащения) (Мф , 26-26–28, Мк , 14 22–24, Лк , 22 19 -20) Введен папой Урбаном
IV в 1264 спец. буллой,
в к-рой сказано, что этот праздник «ежегодно должен отмечаться
со всем великолепием и торжественностью, каких заслуживает святейшее
Тело Иисуса Христа», хотя бы для того, чтобы «противодействовать
безбожию и безумству еретиков». Культ евхаристического
хлеба стал одной из главных отличит, черт катол. Литургии. Церковь рассматривает таинство евхаристии как ценнейший дар, оставленный Искупителем своей церкви. Б.т.п.
отмечается в первый четверг после праздника Троицы (14 июня) Фома Аквинский теологически
обосновал таинство пресуществления хлеба и вина в
тело и кровь Христа в св. Дарах и сочинил прекрасные
гимны и 6oгослужение в честь евхаристии. В Б.т.п. устраиваются
торжеств процессии, демонстрирующие веру в присутствие
Христа в св. Дарах и любовь к Спасителю. Под звон колоколов
в окружении верующих со свечами и хоругвями в руках священник несет под
балдахином дарохранительницу (монстранцшо)
«с Христом» Дети в белых одеждах усыпают перед
ним дорогу цветами. Все поют хвалебные гимны. Процессия задерживается у
четырех алтарей, сооруженных пол открытым небом и украшенных коврами, зеленью и
цветами. Около каждого из них читается место из Евангелия одного из евангелистов,
свидетельствующее о том, что таинство евхаристии установлено
самим Иисусом Христом. В благодарность Христу за его пребывание среди людей поется гимн «Те деум»,
после чего процессия входит в храм на праздничное богослужение.
47
БОЛЛАНДИСТЫ – историки и
филологи 17 в., большей частью иезуиты, предпринявшие сбор документов и
издание самой представительной коллекции житий святых. Общество болландистов, созданное в Антверпене по проекту Герберта Росвейдена (1569–1629) и
Иоганна Болланда (1596–1665),
осуществляло сбор и критич. издание материалов житий
до 1770, получив высокую оценку в науке 18 в. Во Франции работа Б. в 1794 была продолжена бенедиктинцами св. Мавра, в Бельгии издание
житийной лит-ры возобновили иезуиты в 1837. Метод Б.–
тщательный отбор достоверных житийных материалов, солидный комментарий,
привязка сведений о каждом святом ко дню его памяти. Справочный аппарат к
изданию, отдельно для латинских, греческих и восточных жизнеописаний святых,
издан в 1886–1958. «Деяния святых» («Acta sanctorum»), изданные Б.,– ценнейший историч.
источник.
БОНАВЕНТУРА (Bonaventura) (наст, имя Джованни
Фиданца) 11221 –1274) –ср.-век.
теолог и философ. Род. в
Тоскане, учился в Парижском ун-те у Александра из Гэльса – известного богослова, создателя схола-стич. метода. Монах-францисканец, с 1273 – генерал
ордена Кардинал. Преследовал сторонников радикального крыла францисканцев
– спиритуалов, последователей Иоахима
Флорско-го. Оппонент Р. Бэкона.
Полное знание, по Б., можно получить лишь через мистич.
созерцание, к-рое
достигается в экстатич. состоянии. Схоластика Б. была
направлена на обоснование существующего порядка и церк.
вероучения, а его ортодоксальная мистика, противопоставленная еретич. мистике спиритуалов, служила
упрочению идеологии католицизма. Теология у Б.– владычица всех светских наук.
Единение с богом, к к-рому человека через 6 ступеней познания ведет любовь,
есть величайшее благо. Б.– один из наиб,
крупных представителей поздней схоластики – получил титул «серафического
доктора» («doctor seraphicus»), был
канонизирован в 1482 и причислен к пяти величайшим учителям церкви (1587).
БОНАЛЬД- (Bonaid) Луи Габриэль Амбруаз
виконт де (1754– 1840) – франц. философ, публицист и
обществ, деятель. В 1790 эмигрировал из революц. Франции,
отказавшись голосовать за закон о Гражданском устройстве духовенства. В 1796
написал книгу «Теория политической и религиозной власти», направленную против
«Общественного договора» Руссо Человек, слабый и греховный по природе, утверждал
Б., обретает гармонию не в об-ве, основанном на
общественном договоре, а на порядке, установленном богом, ибо семья, об-во и универсум имеют одинаковые структуры. В 1802 Б.
возвратился во Францию, написал книгу «Первоначальное законодательство», стал
душой ультрароялистской оппозиции и одним из
родоначальников интегризма.
БОНИФАЦИЙ (680–754) –
апостол Германии. Англ. монах
Уинфрид направлен Григорием II проповедовать христ-во к сев. от Рейна
в 722 в сане епископа миссионеров. Тогда же получил имя Б,
С 732 – архиепископ и викарий папы, организатор церк.
иерархии. В ходе покорения Каролингами фризов и
саксов боролся с местными языч. культами, возводил
церкви и монастыри, особенно известен учреждением жен.
монастырей. Ученик Б. Стурм
основал в 744 монастырь Фульда – значит, центр европ. культуры и место погребения убитого фризами Б. (по
преданию, заколотого в спину во время молитвы). Деятельность Б. развивалась в
период укрепления союза Святого Престола с державой Каролингов,
им были созваны соборы, признавшие верховенство папы в Англии, Германии, Франции.
В 751 Б. от имени папы Захария помазал на правление Пипина
Короткого, положившего начало Папской области, Б. считается покровителем
голл. г Утрехта и ряда городов
Германии, а также апостолом фризов.
БОНИФАЦИЙ VIII (ок. 1234–1303) – папа с 1294. В миру
Бенедетто Каэтани. С 1276
на юридической службе в курии Кардинал с 1291 Сторонник теократич
идеи, Б. VIII проводил
политику в интересах верховенства власти духовной над
светской. В ответ на поборы с церк. имуществ во Франции Б. VIII издал в 1296 буллу, запрещавшую духовенству платить налоги
государям. Король Филипп IV запретил
вывоз денег из Франции. Для улучшения финансового положения Б. VIII объявил 1300 юбилейным годом. В 1302
Генеральные штаты признали папскую власть во Франции ограниченной. В ответ Б. VIII издал буллу «Unam Sanctam» (1303), в к-рой снова провозгласил верховенство папы. Филипп IV послал в Италию своего представителя Г. Ногаре, арестовавшего Б VIII. Не вынеся оскорблений, он скончался.
БОРДЖА (Borgia) (исп. Вогja – Борха) – исп.
дворянский род, к к-рому принадлежали папы Каликст
III и Александр
VI. Кроме них:
1. Чезаре Б. (1475–1507) –сын Александра VI. В 1493 архиепископ Валенсии и кардинал, но в
1499 сложил сан и женился на Шарлотте д'Альбре, родственнице франц короля
Людовика XII, от к-рого Ч. Б. получил титул герцога Валентинуа,
а папа сделал его капитаном церк. войск. С помощью
силы и интриг Ч. Б. создал гос-во в Центр Италии и
присвоил себе титул герцога Романьи. В известном
смысле он стал прототипом правителя в «Князе» Н. Макиавелли.
После смерти Александра VI бежал из
Италии и погиб при осаде Вианы. 2 Лукреция
Б. (1480–1519) – се-
49
стра Ч.Б. Александр VI в политич. целях неоднократно выдавал ее замуж и разводил.
Молва обвиняла Л.Б. в кровосмесительной связи с отцом и братом. После падения
влияния Б. она жила в Ферраре с мужем, герцогом Альфонсо,
не давая основании для сплетен. 3 Франсиско Б. (1510-1572)
– св. внук Александра VI, герцог Гандии. В 1546 присоединился к иезуитам Организатор орденских
школ и коллегий. В 1555 - генеральный комиссар иезуитов в Испании и Португалии, в 1565 стал 3-м генералом
ордена. Канонизирован в 1671. День памяти - 10 окт.
БОРРОМЕО (Borromeo) Карло (1538-1584)
один из лидеров Koнтрреформации в Италии.
Родовитый дворянин. Получил гуманитарное образование. Был назначен своим дядей папой
Пием IV, архиепископом
Милана и кардиналом. Стал волевым реформатором церк. жизни, влиял на политику папства при Пие IV и Пие V. На
сессии Тридентского собора 1560-1563 гг.
организовал выработку кате хизиса
(опубликован в 1566). В целях укрепления дисциплины и
престижа духовенства учредил семинарии, в т.ч. специальные для католиков
Швейцарии, пытаясь т. обр. оказать противодействие протестантской пропаганде.
Священников-педагогов объединил в Конгрегацию св. Амвросия, поручив ей контроль
за всеми учебными заведениями, в т.ч. иезуитскими. Численность школ в Миланской епархии при Б.К.
достигла 740. Во время эпидемии чумы (1569–1570 и 1576) лично посещал больных,
организовал мед. помощь и
покаянные процессии, возглавляя последние босым с веревкой на шее. Б.К. автор литературных
теологич. соч., писем;
издатель свода церк. постановлений. Канонизирован в 1610 и считается одним из самых популярных
святых Контрреформации, целителем от чумы идеалом администратора – защитника
города.
БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь
(1627-1704) – епископ г. Мо, оратор и писатель, один
из гл. идеологов католицизма во Франции. Происходил
из чиновной семьи, был каноником г. Меца (1652), придворным проповедником (1659), воспитателем
дофина (1670-1681). В период конфликта Франции с папством в 1681-1682 на его
произведения опиралось галликанское духовенство. Б.
возвеличивал идеал неделимой церкви, христ. ортодоксию
(«Изложение католической доктрины», 1671). Он полемизировал с протестантами,
противодействовал спорам янсенистов с иезуитами,
оспаривал философию Mальбранша и библейскую
критику Р. Симона. Философско-социологич. идеи Б.
оправдывали объединение церкви и гос-ва для
сдерживания народа что в условиях Контрреформации вело
к апологии абсолютизма («Политика, основанная на Священном Писании», 1709, русск.
50
Пер. Спб., 1802). Как историк
Б. развивал провиденциальную концепцию Августина («Рассуждения о всеобщей
истории», 1681) Многообразное наследие Б просветители особенно Вольтер сделали
мишенью для своих антиклерикальных выступлений.
БОФФ (Boff) Леонардо – бразильский
священник францисканец один из п теоретиков теологии
освобождения Род в 1938 в семье итал. эмигранта в г. Санта
Катарина. Изучал философию и богословие сначала в Куритибе и Петрополисе (Бразилия)
а затем в Мюнхене под руководством известных не мецких
теологов Г Кюнга и К
Ранера Продолжил обучение и стажировался
в ун-тах Вюрцбурга
(Австрия) Лувеня (Бельгия) и Оксфорда (Англия) По окончании
учебы работал гл. редактором «Бразильского церковного
журнала» и был ответственным за издание в Бразилии международного жур нала «Консилиум» Нек-рое время являлся советником бразильской епископской
конференции и Латиноамериканской конференции монашествующих. В наст вр. –
профессор систематич. теологии в Ин те философии и те
ологии г Петрополиса Специализируется
гл. обр .на изучении социальной
практики христнизовых общин в Латинской
Америке к-рые он определяет как новую форму церкви
как «народную церковь» Выступает за возврат к раннему христ-ву
как религии угнетенных и бесправных Б – активный сторонник
единства действии верующих и неверующих в борьбе за демократию и социальную справедливость
диалога и сотрудничества марксистов и христиан Среди
его книг можно выделить «Иисус Христос – освободитель» (1972) «Теология неволи
и освобождения» (1976) «Иисус Христос и освобождение чело века» (1981) За публикацию
книги «Церковь харизма и власть» (1981) в крои содержится резкая критика «монархической
и пирамидальной» структуры катол церкви Б был подвергнут
наказанию со стороны Ватикана В мае 1985 Конгрегация вероучения осудила книгу а Б предписала в течение года не выступать публично За период
вынужденного молчания Б написал еще три книги «Троица общество и освобождение»
«Выбор для бедных» (в соавторстве со своим братом Клодовицом)
«Церковь становится на родом» в к-рых вновь призывает
к демократизации церкви и об ва в Лат. Америке и
пропагандирует новую «народную церковь» рождающуюся по его словам из веры
народа из народной религиозности а не навязываемую сверху Неоднократно посещал
СССР В июне 1988 участвовал в праздновании 1000 летия
Крещения Руси Б – член Международной экуменической ассоциации теологов «третьего ми ра»
БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария
(р 1902) –
51
швейц. философ-неотомист польск.
происхождения, доминиканец. В 1920–1926
изучал право и экономию в Львовском и Познаньском ун-тах. В 1927
вступил в орден доминиканцев, а через год начал
изучать философию в Фрибурге (Швейцария). В 1931
получил степень доктора философии, затем 4 года изучал теологию в папском ун-те «Ангеликум» в Риме. В 1935–
1940 был профессором логики а «Ангеликум», а также
временно (1938) читал лекции в Ягеллонском ун-те в Кракове. Затем занимал должность профессора в Фрибургском ун-те В 1950– 1952 там же был деканом филос.
фак-та, а в 1964–1966 занимал пост ректора. В 1961 –1962
был директором Ост-Колледжа в Кёльне (ФРГ). В 1966 ун-т
Нотрдам (Индиана, США) присвоил ему звание доктора гонорис кауза юридических наук. Осн. соч.: «Europaische Philosophie der Gegenwart»,
(«Современная европейская философия»), «For-male Logik» («Формальная логика») , «A History of Formal Logic» («История формальной логики»), «The Logic of Religion» («Логика религии»), «Wege zum philosophischen Denken» («Пути к философскому мышлению»).
Б. глубоко верит в силу и возможности человеческого разума, однако считает,
что чело-веч, мысль в существеннейших проблемах филос. характера натыкается на границы, к-рые не в состоянии преодолеть. Философ, последовательный
ученый, не имеет тогда права прибегать к помощи религии, но именно в такой
момент она сама навязывается со всё преодолевающей
силой. С т. зр. Б., следует различать Бога философов
(это – бесконечное, необходимое, все обосновывающее сущее) и Бога религии (это
– модель священного данного в человеческом сознании, р
опыте молящегося;. Взаимоотношения между ними наиболее адекватно отражены в
понятии аналогии бытия
БОЭЦИЙ (Boethius) Анций Maнилий Торкват Северин (ок.
480–525) – римск философ, теолог
и поэт. Советник остготского короля Теодориха. Казнен по обвинению в гос. измене. Его переводы и комментарии соч.
Аристотеля и Порфирия предвосхитили схоластический метод. Огромное влияние на
ср.-век. культуру оказало гл. соч.
Б «Утешение философией», посвященное теме свободы человеческого духа
Принадлежность Б к христ-ву
нашла отражение только в неск. богословских сочинениях,
но никак не повлияла на его филос. учение,
продолжавшее античную традицию. Катол церковь канонизировала
Б. под именем ев Северина.
БРЕВЕ (от лат brevis – краткий) –
послание папы римского по вопросам второстепенного значения, отличающееся от буллы
менее торжеств формой. Б. скрепляется папской печатью.
52
но
подписывается не папой, а кардиналом-секретарем.
БРЕВИАРИЙ (лат. breviari-um – сборник кратких текстов) – служебник катол.
духовенства, содержащий короткие отрывки из Библии, соч.
отцов церкви, житий святых, псалмы, молитвы, гимны и др. тексты, употребляемые
при богослужении. Б. состоит из 4 частей (соответственно временам года), по 4
главы в каждой.
БРЕСТСКАЯ
ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ (лат. unio – союз) –
объединение правосл. церкви на Украине и в Белоруссии
с катол., организационно
оформленное в 1596 на соборе в г. Бресте. По условиям Б. ц. у.,
правосл. церковь подчинилась папе римскому и
приняла катол. догматику, сохранив правосл. обрядность. Религ
подоплекой Б. ц. у. было
стремление Ватикана расширить свою экспансию на поавосл.
Восток, а соц.-политич. –
стремление польск. феодалов закрепить свое господство
на Украине и в Белоруссии, расторгнув с помощью унии союз укр. и белорус,
народов с рус. народом. Трудящиеся массы Украины и Белоруссии оказали Б. ц. у. решит, противодействие. Все антифеод, выступления 17–18 вв.
были направлены не только против польск. феодалов,
но и против приверженцев Б. ц. у.– поборников нац.-религ гнета Руководители униат, церкви до
Октябрьской революции добивались распространения униатства в России, а после
ратовали за отторжение Украины от Сов. Союза, разжигали бурж.-националистич настроения. В годы второй мировой
войны они тесно сотрудничали с гитлеровцами, чем скомпрометировали себя в
глазах верующих. В марте 1946 собор униат, духовенства, собравшийся в г.
Львове, принял решение о ликвидации Б. ц. у и переходе всех бывших униат, приходов
в состав Рус. правосл.
церкви. Ватикан не признал этого решения.
БРИГИТТА
ШВЕДСКАЯ (ок. 1303–1373) – провидица, выразившая
с особой художественной силой идею обновления католицизма. Дочь швед, магната,
мать 8 детей, во вдовстве цистерцианская монахиня. В
1346 основала орден с культом страстей Христа и
Марии, утвержденный в Ртше в 1349. Наряду с Екатериной
Сиенской настаивала на возвращении центра папства
из Авиньона в Рим. Канонизирована в 1391 как
покровительница Швеции. «Откровения св. Бригитты»,
популярные в ср.-век. лит-ре
(изд в 1492),– один из источников творчества М. Грюневальда, крупнейшего художника Сев Возрождения.
БРУНО (Bruno) (1030 (?) – 1101) – катол.
религ. деятель, основатель монаш.
ордена картезианцев. Род. в Кёльне, где стал каноником церкви ев Кунеберта. Руководил соборной
школой в Реймсе Среди его учеников был Оддон де Лажери –
53
будущий папа
Урбан II В 1075 из-за интриг
архиепископа покинул этот пост. В 1080 вернулся в школу, но движимый аскетизмом
вступил в еремиторий (монастырь) св. Роберта, основавшего
позднее цистерцианский орден (см. Цистерцианцы)
В 1084 Б. основал в Шартрезе близ Гренобля картезианский
орден, следовавший уставу св. Бенедикта, но в болee
суровой форме. В 1090 Урбан
II вызвал Б. в Рим, где он недолго
пробыл папским советником. Отказавшись от архиепископства
в Реджо, Б. основал в Делла
Торре (Калабрия)
картезианский монастырь, где и умер. Б. не был формально канонизирован, но в
1514 папа Лев X разрешил
его ордену чтить память Б. 6 окт. Папа Григорий XV включил службу в честь Б. в
«Римский бревиарий».
БРУНО Джордано Филиппо (1548-1600) – итал. Мыслитель, выступивший с
учением о единстве и материальности Вселенной, подвергший
критике религ. картину мира, мн.
христ. догматы. Отдавая дань пантеизму, отрицал
наличие бога, творца и управителя мира. Резвивал гелиоцентрич. Систему Н. Коперника, выдвинул положение о
множественности обитаемых миров. Решит. отвергал представления о существовании загробной жизни. В
религии Б. видел силу, порождающую войны, раздоры и пороки в обществе. За свои
выступления подвергся преследованию инквизицией, был арестован и сожжен на
костре.
БУЛЛА (лат bulla – шарик) – наиб. важный
папский документ, содержащий обращение, постановление или распоряжение. Пишется
на лат. языке. Называется по
начальным словам текста. Скрепляется круглой металлической печатью – буллой
(отсюда название).
БЭКОН (Bacon) Роджер (ок 1214–1292) – англ. философ и естествоиспытатель. Был монахом-францисканцем. Выступал
против схоластич. умствования и слепого почитания церк. авторитетов. Основу познания видел в опыте; целью
развития науки считал овладение силами природы. Критиковал феодальные порядки,
невежество духовенства, предлагал развивать светское образование. Церк. властями был отстранен от преподавания в Оксфорде, пробыл ок. 14 лет в
монастырской тюрьме..