Католицизм. Словарь: аббат - аутодафе

Католицизм. Словарь атеиста. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.

 

А

АББАТ (лат. abbas от греч. ab­ba – отец) – с 5–6 вв. – титул настоятелей бенедиктинских, а позднее и нек-рых др. катол. мо­настырей. Аббаты первонач. вы­бирались монахами и утвержда­лись епископами. В церк. иерар­хии они занимали место непо­средственно после епископа. Мн. аббаты, добиваясь у римских пап различных привилегий, осво­бождались от власти епископа и подчинялись непосредств. папе. В 8 и 9 вв. титул аббата часто стали давать по приказу свет­ских государей мирянам за их заслуги. До 10 в. во главе крупнейших катол. монастырей стояли светские аббаты. Во Франции аббатами назывались первонач. лишь настоятели мо­настырей. С 16 в., когда франц. короли получили право назна­чать аббатов, они отдавали эту доходную должность, как прави­ло, младшим отпрыскам аристократич. семей. С этого времени все молодые люди духовного зва­ния, в т. ч. и те, кто не имел еще священнического сана, стали называться аббатами. В конце 18 в., после Великой франц. ре­волюции, аббаты исчезли из франц. об-ва. А этот титул стал употребляться французами как форма вежливого обращения в письмах к молодым людям духов­ного звания. Французскому слову abbe соответствует итальянское abbate, к-рое употребляется при обращении ко всякому молодому лицу духовного звания, еще не получившему сана.

АББАТСТВО – католический монастырь.

АББРЕВИАТУРЫ КАТОЛИ­ЧЕСКИЕ – сокращения, с по­мощью к-рых в церк. практике пишутся: 1. Священные имена Напр., IHS, т. е. Iesus (Иисус). Эта монограмма заимствована из греч. рукописей, где она писа­лась IHC (Н – это заглавная греч. буква «эта», к-рая читает­ся как рус. «е», а С – это «сигма», к-рая читается как «с»). Средневек. переписчики заме­нили греч. С на лат S Не­понимание первонач. знач. этой аббревиатуры дало расшифров­ку lesus Hominum Salvator (Иисус – спаситель людей) В 16 в. среди иезуитов распро­странилось понимание А. к IHS

20

 

как lesus Habemus Socium (Мы имеем Иисуса своим сото­варищем). К этой группе А. к. относятся также: DSDeus (бог); SPS Spiritus (дух); SCS Sanctus (святой); DNS Dominus (Господь) и т. д. Сюда же следует отнести т. н. надпись на кресте (Ин. 19:19): INR1 – lesus Nasarenus Rex ludaeorum (Иисус Назорей Царь Иудеев). 2. Папские титу­лы. Напр., РР – papa (папа); Р. М.– Pontifex Maximus (пер­восвященник); S. S. D.– Servus Servorum Dei (Раб рабов божь­их); а также S. S.– Sancta Sedes (Св. престол). 3. Названия монаш. орденов. Напр., О. S. А.– Ordo Sancti Augustini (Орден св. Августина, т. е. августинцы); О. S. В.– Ordo Sancti Bene-dicti (Орден св. Бенедикта, т. ". бенедиктинцы); О. F. М.– Ordo Fratrum Minorum (Орден меньших братьев, т. е. францис­канцы); О. P.– Ordo Praedi-catorum (Орден проповедников, т. е. доминиканцы); S. J.– Societas Jesu (Общество Иисуса, т. е. иезуиты).

АБЕЛЯР Пьер (Abelard, Abailard) (1079–1142) франц. философ-схоласт, теолог и поэт. Род. в Пале, близ г. Нанта. Учился у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 открыл собств. школу и имел множество учеников. Трагич. перипетии судьбы А., описанные им в соч. «История моих бедствий» (1132–1136), привели его в мо­настырь, где он провел последние 20 лет жизни. Для воззрений А. характерен рационализм – предварительным условием веры у него выступает разум («пони­маю, чтобы верить»). Вера, не выдержавшая проверки разу­мом, недостойна свободного че­ловека. По А., церк. предание и догматы также должны быть удостоверены разумом, лишь Священное писание и церк. таинства не нуждаются в этом. Тяга А. к формально-логич. стороне процесса познания осо­бенно ярко проявилась в его соч. «Да и нет» (1121 – 1122). Со­поставляя цитаты из произве­дений отцов церкви, А. показы­вал их противоречивость и даже противоположность друг другу. Эти противоречия устранялись им с помощью чисто логических операций, в результате к-рых абсолютная противоположность превращалась в относительную. Применяя этот схоластич. метод при рассмотрении церк. догма­тов, А. утверждал тем самым право человека на свободную мысль, подчеркивал преимущест­ва разума перед слепой верой. Критерием нравственности А. считал согласие человеческих поступков с совестью, к-рая сама есть нравственный закон; постичь его может каждый. Знание нрав­ственного закона религ. жизни, содержащегося в Евангелии, пре­пятствует совершению дурных поступков; люди же, не знакомые с ним, свободны от вины. Уче­ние А., несмотря на свою религ. форму, встретило яростное не­приятие церк. ортодоксов, в особ. Бернара Клервоского и папы Иннокентия III, и было

21

 

осуждено на соборах в Суассоне (1121) и в Сансе (1140).

АВГУСТИН (Augustinus) Авре­лий (354–430) – христ теолог и философ, признанный в като­лицизме святым. Род. в Тага-сте (Сев. Африка, Нумидия). Ведя в молодости вполне «язы­ческий» образ жизни, А. за­тем примкнул к секте манихеев, в к-рой провел ок. 10 лет Сильное влияние на А. оказал также неоплатонизм. После зна­комства с Амвросием Медиоланским обратился к христ-ву и в 387 принял крещение. С 391 пресвитер, а с 395– епископ Гиппона (Сев. Афри­ка). Автор мн богосл. сочине­ний – диалогов, проповедей, по­сланий, А. сыграл огромную роль в разработке катол дог­матики. А. принадлежит онтоло­гическое доказательство бытия бога, вытекающее из идеи о су­ществовании всесовершенного существа не только в человеч. сознании, но и в действитель­ности. Бог, создавший этот мир и его атрибуты – время, пространство, растительный и животный мир, человеч. тело и душу, – творит его непрерывно В автобиографичной «Испове­ди» (ок 400) А. прослеживает процесс становления личности во всей ее противоречивости Рассматривая «темные» сто­роны человеч. души, он при­ходит к выводу о необходимости божеств, благодати, к-рая одна может спасти человека от грехов­ной земной жизни, и загробного воздаяния. Блаженство дает обладание истиной, к-рая достига­ется путем самоуглубления чело­века, его неустанной духовной работой Эта истина, заключен­ная в человеч. душе, и приводит к богу. В трактате «О граде божием» (413–426), написанном под впечатлением от захвата вестготами Рима, А. «граду зем­ному» – грешному, языческому миру, воплощением к-рого явля­ется Римск. империя, противо­поставляет «град божий» – об­щину избранных, объединенных любовью к богу и христ. добро­детелями, т е. церковь. Ход человеческой истории, по А., предопределен божеств, прови­дением. В своем трактате А. рас­сматривает исторический про­цесс как борьбу темных и светлых сил, язычества и христ-ва Осуж­дая насилие, присущее гос влас­ти, А. вместе с тем признает ее необходимость. А. яростно боролся с ересями своего време­ни – донатизмом, пелагианством, а также с манихеями, к к-рым некогда принадлежал сам. Для ср.-век. богословия А. яв­лялся непререкаемым авторите­том в вопросах религии и фило­софии, одним из отцов церкви К его наследию обращаются представители разл. филос. на­правлений – от неосхоластиков, пытающихся реставрировать по­строения ср.-век богословия, до экзистенциалистов, к-рые видят в А. одного из своих предшественников.

АВГУСТИНЦЫ –монахи, следующие приписываемому Авгус­тину уставу, к-рый был составлен

22

 

в сер. 5 в. и требовал от клири­ков монашеского общежития и полного отказа от собственности. Здесь истоки практики всех нищенствующих орденов. Из А наиболее известны уставные (или черные – по цвету одея­ния) август, каноники (с сер. 11 в.), белые каноники, или премонстранты (осн. св. Норбертом в 1120), и орден отшель­ников св. Августина (утв. в 1256 как объединение монаш конгрегации): его реформиро­ванные ветви – ордена босоно­гих братьев-отшельников (утв. ок. 1620) и братьев-созерцателей, т. н. реколлектов (с 1912). Существуют и разл. муж. и жен. конгрегации А : уставных Латеранских каноников (с 11 в.), Вознесения (с 1845) и др. Всего сейчас ок 10 тыс. А.

«ABE МАРИЯ» (Ave Maria) – первые слова лат. катол. молит­вы: «Радуйся, Мария благодат­ная! Господь с тобою, благосло­венна ты между женами и благо­словен плод чрева твоего Иисус». Далее: «Святая Мария, мать бо­жья, молись за нас грешных ныне и в час нашей смерти. Аминь» Первая часть этой молитвы, также именуемой «Ангельское приветствие», основана на словах архангела Гавриила и св. Елиза­веты (Лк., 1:28, 42), появилась в конце 11 в и стала обще­принятой в 12 в. Полный текст относится к 16 в., утвержден Римским бревиарием при Пие V в 1568

АВЕРРОЙЗМ – одно из нап равлений ср ек. аристотелизма, основано на учении Аверроэса. В 13 в. центром А. был Париж­ский ун-т (Сигер Брабантский и Боэций Дакийский), в 14– 16 вв.– ун-ты Падуи и Болоньи (Пьетро д'Абано, Марсилий Падуанский, Паоло Венето и др.). А., отводя богу роль перводвигателя, утверждал единство всех явлений и пришел к космичес­кому детерминизму, связывая смену государств и религий с влиянием светил. Свободу фило­софии от теологии А обосновал принципом двойственной истины, согл к-рой ложное с т. зр. бого­словия может быть истинным в философии. А отрицал бес­смертие души и разработал уче­ние о «единстве интеллекта»: разуме, едином для всех, но индивидуальном в своих проявле­ниях и представляющем в своей основе единую нематериальную субстанцию. А. запрещался цер­ковью, а его последователи пре­следовались инквизицией.

АВЕРРОЭС (Averroesлатинизир. форма имени Ибн Рушд) (1126–1198) – арабск. философ из Кордовы, толкова­тель Аристотеля (за что был прозван Комментатор). По А., материя вечна, а бог только способствует актуализации в ми­ре предвечных форм. Религия стоит ниже философии и долж­на приспосабливать к ней свое учение. Индивид, душа смертна, но бессмертен мировой ум – бес­конечная субстанция, воздейст­вующая извне на отд. души и об-

23

 

щая для всех. Преследовался как еретик.

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ

период вынужденного пребыва­ния пап в Авиньоне (Юж. Фран­ция) с 1309 по 1377, начало которому положил Климент V, подчинившийся диктату франц. короля Филиппа IV в ходе спора о прерогативах духовных и светских властей. В период А. п., явившегося наглядным сви­детельством кризиса церкви в условиях роста нац. монархий, пороки клира достигли небыва­лых размеров. Наиболее одиоз­ными фигурами были Иоанн XXII и Климент VI, двор к-рого Петрарка метафорически назвал «Вавилоном», а А. п.– «вави­лонским». Опасаясь потерять власть в Папской обл. и поль­зуясь ослаблением Франции, Григорий XI последовал призыву Екатерины Сиенской и вернулся в Рим. Следствием этого стала «Великая схизма».

АГАТА – св. сицилийская му­ченица (3 в.). Легенда при­писывает А. стойкость в привер­женности христ-ву и целомудрие, не поколебленные ни домога­тельствами римск. наместника, ни пытками (ей вырвали гру­ди щипцами). Даты жизни леген­дарны. Культ сложился в 5–6 вв. Имя А. упоминается в «Каноне римской мессы» (6 в.). А. счи­тают покровительницей Катаньи, Сицилии и защитницей от огня. Атрибуты: свеча, факел, отре­занные груди со щипцами. День памяти –5 февр.

АГНЕССА – св. римская му­ченица. Легенда об А. связана с чудесами, последовавшими за ее отказом отречься от христ-ва. В публичном доме, куда А. по­местили обнаженной, ее при­крыли выросшие волосы и ан­гельское покрывало; знатный римлянин, посягнувший на ее честь, ослеп, умер, но был вос­крешен А.; огонь костра не тро­нул тела А., и она погибла от меча. Культ А. установился в Ри­ме с 4 в. Уже в 350 там сущест­вует базилика А. Атрибут А.– белый ягненок. День памяти – 21 янв., когда освящают ягнят, шерсть к-рых идет на архиепис­копский паллий (см. Священни­ческие одежды).

АГНУС ДЕИ (лат. Agnus dei – агнец божий) –1) начальные слова формулы, произносимой священником во время мессы перед причастием (Ис. 53:7; Ин., 1:29: «Вот агнец божий, кото­рый берет на себя грех мира»). Введена эта формула папой Сер­гием I в 7 в.; 2) медальон из воска с оттиском ягненка, благословляемый папой в 1-й и 7-й год понтификата; 3) флажок или знамя с изображением иду­щего или спящего агнца с нимбом и красным крестом как символом грядущей его победы; 4) один из наиб, распростра­ненных и значит, символов в христ. искусстве и литературе.

АД – мифологическое прост­ранство, к-рое, согласно христ. традиции, создано после измены богу Люцифера, ангела света,

24

 

его низвержения в качестве Са­таны с неба в недра земли с сонмом слуг – падших анге­лов. Они – распорядители ад­ских мук душ грешников, подвер­гаемых вечной смерти. Учение о вечности мук в А. окончатель­но утвердилось в церкви на со­боре 533. В Ветхом завете муки А. отсутствуют; в Новом есть важное предупреждение о Страшном суде и описание сти­хий А.: огня, тьмы, боли и пла­ча. Детализированную чувствен­но-наглядную картину А. рисо­вала литература 4–12 вв.: апокрифич. «Апокалипсис Павла», «Диалоги» Григория Великого, «Житие св. Патрика», «Видение Тунгдала» и др. В «Божествен­ной комедии» Данте 8 кругов А.– в зависимости от тяжести совершенных грехов – составля­ют своеобразную иерархию осуж­денных в отличие от симметрич­ной иерархии блаженных в раю. Церковным определениям А. фольклорная традиция противо­поставляла временный отдых от мук. Основные противоречия мифа об А.– бестелесная душа и ее физические страдания, посмертные и окончательные на­казания грешников. В трактов­ке А. и Сатаны современными теологами наряду с официальной версией церкви имеются и модернистские.

АДВЕНТ (от лат. adventus – приход, пришествие) – так на­зывается в христ. церкви вре­мя, предшествующее празднику Рождества Христова. У католи­ков началом А. считается первое воскресенье после дня св. Андрея – 30 ноября. Продол­жается А. ок. 4 недель. Труд­но с достоверностью сказать, когда христ. церковь стала тор­жеств, отмечать А. Первое упо­минание об этом относится к 524, когда синод в Лериде запретил свадебн. празднества в период от А. до праздника Богоявления. Церковь считает, что верующие в этот период должны духовно подготовиться к ежегодн. духовному явлению Христа. Соответственно и т. н. год литургический начинается с А., как и история христ-ва начинается с пророчеств проро­ков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Катол. церковь превратила А. в период покаяния, запретив всякие пуб­личные увеселения, танцы и свадьбы, усилив пост и употреб­ляя при богослужении траурное облачение

АДЖОРНАМЕНТО (итал. aggiornamento – осовремени­вание) – термин, обозначающий курс на обновление катол. церк­ви и ее осовременивание. Ло­зунг А. выдвинул Иоанн XXIII, указывая, в части., в энцикли­ке «Матер эт магистра» (1961), что современная ситуация зна­чит, отличается от условий жизни в прошлом, из чего следует, что церкви нельзя застывать в формах и способах деятельности, сложившихся в течении длинной ее истории. Ссылаясь на сво­его предшественника, Павел VI признал А. целью и задачей своего понтификата. В энцик-

25

 

лике «Экклезиам суам» он отме­тил: «Мы ясно указали на это вселенскому собору как на пра­вильную и верную линию пове­дения; мы хотим ее упрочить в памяти церкви как лозунг, постоянно побуждающий ее к активной готовности, чтобы с присущей ей осмотрительностью она замечала знаки времени и с юношеской живостью везде и всегда испытывала все, и все хорошее сохранила». Начиная процесс А., Иоанн XXIII и Павел VI натолкнулись на сопро­тивление церковных консервато­ров, к-рые считали, что рефор­мы, направленные на осовреме­нивание и призванные преодо­леть кризис церкви, на самом деле способствуют его углубле­нию и приведут к такому взры­ву критики в католическом мире, какого еще никогда не было. С др. стороны, дело А. ставилось под сомнение и наиболее после­довательными и радикальными церковными реформаторами, считающими, что реформы II Ва­тиканского собора далеко не дос­таточны, половинчаты, что собор был слишком компромиссным по отношению к тяготеющему над церковью консерватизму. Иоанн Павел II относится к идее А. с большой сдержанностью. Не­смотря на то что он внес в теорию и практику совр. церкви новые позитивные элементы, он, однако, считает, что ради­кальное осовременивание церков­ных институтов не нужно. В связи с этим сторонники А. сделали вывод, что церковь в период нынешнего понтификата

избрала курс на «реставра­цию».

АДРИАН VI (1459–1523) – па­па с 1522. В 1507 стал воспитате­лем будущего императора Кар­ла V. С 1516 епископ Тортосы, с 1517– кардинал. Став папой, безуспешно боролся с пороками курии римской. Пытался поло­жить конец Реформации в Гер­мании и склонить европ. монар­хов к крестовому походу против турок. Его стремление покончить с всеобщим обмирщением папс­кой столицы вызвало протест ее жителей. А. VI– один из двух пап, наряду с Марцеллом II, не поменявший имя после изб­рания. До 1978 – последний папа неитальянец.

АКАДЕМИИ ПАПСКИЕ – ватиканские учреждения, объе­диняющие ученых, к-рые зани­маются как церк., так и свет­скими науками. 1. Папская ака­демия наук. Основана в 1603 под названием Linceorum асаdemia (итал. lince – рысь; это животное было эмблемой ака­демии). После многих преобра­зований получила при Пие XI (1936) новый статус и название Pontificia Academia Scientiarum (Папская академия наук). Непо-средств. подчиняется папе. Со­стоит из 80 папских академиков, избираемых из наиб. известных катол. ученых в области естест­венных наук, являясь единствен­ной в своем роде международ­ной академией. Иоанн XXIII присвоил папским академикам почетный титул экселенциа,

26

 

к-рый носят катол. епископы. 2. Папская Римская академия св. Фомы Аквинского и като­лической религии. Основана Львом XIII в 1879 для изуче­ния томизма. 3. Папская Рим­ская теологическая академия. Утверждена папой Климентом XI в 1718 и открыта Пием XII для всех катол. теологов мира. 4. Папская Римская академия археологии. Основана в 1810. Занимается археологич. исследо­ваниями, а также изучением античного и ср.-век. искусства, в особенности памятников, на­ходящихся в ведении Святого престола. 5. Папская мариан­ская академия. Основана в 1946. «Папской» провозглашена в 1986. 6. Папская художествен­ная академия.

АКСЬОН ФРАНСЁЗ (фр. Action francaise – Французское дей­ствие) – политич. движение ка­тол. ориентации, возникшее в 1898 в связи с делом Дрей­фуса и развернувшейся борьбой за демократические, республи­канские и светские традиции Франции. Программой движения стала доктрина его лидера Ш. Морраса: реставрация монар­хии, при к-рой алтарь поддер­живает трон, а отношения труда и капитала регулируются на основе корпоративизма. А. ф было ярым врагом лаицизма, модернизма, христ. демократии, что обеспечило ему успех среди традиционалистских катол. кру­гов и части церк. иерархии. Осужденное в 1926 Пием XI, А. ф. продолжало оказывать существ, влияние на политич. жизнь Франции и было восста­новлено в 1939. Во время окку­пации при маршале Петене идеи А. ф. пришлись ко двору. Распа­лось после Освобождения.

«АКТА АПОСТОЛИЦЕ СЕДИС» (лат Acta Apostolice Sedis) – офиц. орган Ватикана, публику­ющий текущие церк. документы. Основан Пием X в 1908, выходит с января 1909. Публикуемые в нем папские документы офиц. датируются по времени их появ­ления в А. А. С. Церк. декре­ты, различные постановления и уведомления, решения римских конгрегации, трибуналов и ко­миссий, текущие события в ку­рии, сообщения о назначениях и почестях подлежат обнародова­нию в А. А. С.

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, лат. Alanus de Insulis) (ок. 1128–1202) – франц. бого­слов и философ, монах-цистерци­анец. Участник III Латеранского собора (1179). А. провозгласил все положения веры рационально доказуемыми, отсюда его тезис: «У авторитета нос из воска, т. е. его можно повернуть в любом смысле, а поэтому следует под­крепить его разумными довода­ми». Взаимоотношение единого бога и множественного мира он рассматривал с позиций неопла­тонического мистицизма, считая Природу посредницей между Творцом и материей.

АЛЕКСАНДР III (ум. 1181) папа с 1159. В миру Орландо

27

 

Бандинелли. Проф. Болонского ун-та, канонист. С начала пон­тификата столкнулся с враждеб­ностью императора Фридриха I Барбароссы, поддержавшего трех антипап. А. III был вдох­новителем создания в 1167 Лом­бардской лиги, разгромившей в 1176 при Леньяно армию Бар­бароссы. В 1177 А. III в Венеции заключил мир с императором. В 1179 созвал III Латеранский собор. Канонизировал Фому Бе-кета (1174) и Бернара Клервоского (1175). Его именем наз­ван город Алессандрия в Лом­бардии, основанный в 1168.

АЛЕКСАНДР VI (1431 1503) –папа с 1492. В миру – Родриго Борджа. Кардинал с 1456, вице-канцлер папск. двора с 1457. Избран с помощью подку­па конклава. Человек разврат­ный и хитрый, он довел непотизм и симонию до крайних пределов. Политика А. VI была направлена на обогащение семейства Борд­жа и создание в Центр. Италии для сына Чезаре наследств, вла­дений, что способствовало ослаб­лению италосударств и превра­щению страны в арену противо­борства Испании и Франции. В нескольких буллах 1493–1494 А. VI разграничил исп. и португ. владения в Новом Свете. Был организатором преследования и казни Дж. Савонаролы. По мне­нию современников, был отрав­лен. Покровительствуя отдель­ным художникам, А. VI в то же время оказывал поддержку тем богословам, к-рые вели борьбу с культурой Возрождения.

АЛЕКСАНДР VII (1599–1667) – папа с 1655. В миру Фабио Киджи. Был инквизито­ром на Мальте, в 1639–1651 – папский нунций в Кельне, участ­вовал в разработке условий Вест­фальского мира (1648). С 1652– кардинал и гос. секретарь. В его правление конфликт с Францией привел к потере Авиньона и Венесена, в 1664 А. VII был вынужден подписать в Пизе мир с Францией. В 1665 осудил янсенизм, а в 1665–1666 под давлением движения духовенства осудил 45 положений иезуитской морали. Оказал покровительство бывшей королеве Швеции Хрис­тине, перешедшей в 1655 в като­лицизм.

АЛЕКСАНДР VIII (1610– 1691) – папа с 1689. В миру – Пьетро Оттобони. С 1627 нахо-дился_] на юридической службе в курии, с 1652 кардинал, с 1654 епископ Брешии. Главное событие его понтификата – осуждение в 1690 Четырех пунк­тов галликанской декларации 1682, ограничивших власть папы во Франции и провоз­гласивших первенство Вселенс­кого собора. Людовик XIV при­знал осуждение в 1693 и еще в 1690 вернул Авиньон и Венесен, утраченные Александ­ром VII.

АЛКУИН (Alcuin) (ок. 735– 804) – крупнейший деятель Ка­ролингского Возрождения. С 781 советник Карла Великого. Осно­вал Дворцовую академию в Аахене. С 796 аббат монастыря

28

 

в Туре. Автор известных учеб­ных диалогов. Провел сверку Вульгаты и осуществил литур­гическую реформу, приспособив нормы папских служебников к галликанским традициям. Борол­ся с адопцианской ересью, к-рая утверждала, что Христос по своей человеческой природе был сыном божьим только по усыновлению (adoptio).

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт (1193–1280) – нем. теолог, философ, ученый-естест­воиспытатель. Род. в Швабии. Учился в Падуе. Преподавал в Париже, Кельне и др. горо­дах. Имел множество учеников, среди к-рыхФома Аквинский. Получил известность как ком­ментатор Аристотеля, работы к-рого он интерпретировал с позиций катол. богословия. Мо-нах-доминиканец, А. В. стал в 1254 провинциалом этого ордена в Германии, а в 1260 еписко­пом Регенсбурга. Вскоре, однако, А. В. добился от папы сложе­ния с него епископ, сана, ре­шив посвятить себя всецело нау­ке. В соч. «Сумма теологии» и «О причинах и о возникнове­нии всеобщего» А. В. пытался создать единую систему катол. богословия. А. В. неустанно боролся как против прогрес. течений в схоластике (напр., у Сигера Брабантского, Дави­да Динанского и др.), так и против «еретич.» прочтений Ари­стотеля. А. В. принадлежат мн. труды по логике, этике, фи­зике, естественнонауч. трактаты

(ботаника, химия, механика); его широкие познания в разл. областях науки дали повод нек-рым современникам А. В. запо­дозрить ученого в колдовстве За энциклопедичность познаний А. В. получил от катол. церкви титул «doctor universalis». Ка­нонизирован в 1931.

АЛЬБИГОЙЦЫ – последова­тели еретич. движения во Фран­ции, в Италии и Германии в 12–13 вв. против катол. церкви. Одним из центров движения был г. Альби (франц. провинция Лангедок). А. отвергали догмат о триединстве бога, церк. таин­ства, почитание креста, икон, не признавали власть папы, называя катол. церковь «дья­вольской силой». Преданные па­пой анафеме, они создали свою церковь, объявив ее независи­мой от католицизма. Папа Ин­нокентий III в 1209 предпри­нял против А. крест, поход, к-рый окончился их разгромом. В кон. 13 в. А. были окончат, истреблены.

АМАЛЬРИК ВЕНСКИЙ (Amai ris de Bene), Амори (Amaury) (12 в.–1206) –франц. мысли­тель-пантеист. Преподавал тео­логию и светские науки в Па­рижском ун-те. Учение А. Б. известно лишь благодаря Аль­берту Великому и Фоме Аквинскому, к-рые критиковали его в своих трудах. У А. Б. пан­теизм («все – есть Бог», «Бог – есть все») соединен с мистич. учением о Христе (согл. А. Б., каждый верующий есть «под-

29

 

линный член тела Христа»). Каждый христианин должен ве­рить, что он частица тела Иису­са, т. к. эта вера так же необ­ходима для спасения, как и вера в самого Христа. Пребывающим в божеств, любви не вменяется в вину никакой грех. После­дователи А. Б., амальрикане, вывели из этого мн др за­ключения, в части о трех пери­одах человеч. истории – Отца, Сына и св. Духа, прямо перекли­кающиеся с идеями Иоахима Флорского. Учение А. Б гума­нистично, оно подчеркивало зна­чение каждого человека, усмат­ривая в нем присутствие Бога. Обвиненный в пантеизме, А. Б. был вызван в Рим, где должен был оправдываться перед папой Иннокентием III, по возвраще­нии в Париж отрекся от своих взглядов (1204). Уже после смер­ти А. Б. собор в Париже (1209) осудил его учение, велел вырыть останки философа и выбросить их в поле. Нек-рые последова­тели А. Б были сожжены, другие осуждены на пожизненное за­ключение. Учение А. Б. по­лучило широкое распространение среди парижан и сельского на­селения ряда провинций. Оно было вторично осуждено на IV Латеранском соборе катол. церк­ви.

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 339–397) – св., видный представитель лат патристики, один из учителей церкви Ок. 370 стал правителем области Эмилия-Лигурия, в 374 был избран епископом Милана (Медиолана). Ревностный сторон­ник никейской ортодоксии, он способствовал ее победе над ари-анами на Западе. Прославился как борец с язычеством, добил­ся устранения из здания Сена­та в Риме Алтаря Победы. Оказывал влияние на политику многих императоров, принудил Феодосия I к публичному пока­янию после резни в Фессалониках (390). Способствовал обра­щению в христианство Августина (387). Его главное соч. «Об обя­занностях слуг божьих» явля­ется христ. переложением соч Цицерона «Об обязанностях». В экзегетике – сторонник широкой аллегории. Автор многих катол. гимнов. День памяти –7 дек.

АМЕРИКАНИЗМ, «ересь аме­риканизма» – движение, воз­никшее среди амер католиков, стремившихся согласовать свою веру с новыми ценностями культуры, к-рые утверждались в ходе промышленной и научно-технической революции в кон. 19 в. Необходимость активного утверждения гуманистич. ценнос­тей, находившихся в глубоком кризисе, сталкивалась в их соз­нании с моральными требова­ниями христ-ва, в основе к-рых лежат идеи смирения, терпения и покорности А. проповедовал «ак­тивные добродетели», в том числе идеи утверждения демократии. От церкви А требовал смяг­чения суровой церк. дисциплины (особенно в монастырских уста­вах), а также поисков общего среди христиан различных на-

30

 

правлений и сведения к ми­нимуму догматич. разногласий Лев XIII в апостолическом послании «Тестем беневолентие» («Testem benevolentie») осудил это движение, и вскоре оно пе­рестало существовать.

АНАКЛЁТ – папа (76?–88?), св. По преданию, преемник Ли­на, мученик, казнен при Домици­ане. Иногда именуется Клет или Ананклет. В нек-рых источниках об А. и Клете сообщается как о двух различных папах, но совр. папские списки, опираясь на свидетельство Иринея, этого различия не признают. Достовер­ных сведений о нем нет. Тра­диционно ему приписывают раз­деление Рима на 25 приходов.

АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕ­КАРЬ (9 в.) – церк деятель и писатель Учился у греч монахов. В 855 партия императора Людо­вика II объявила А. папой в противовес Бенедикту III, но че­рез несколько дней, лишившись поддержки, он отрекся. При Ни­колае I он стал аббатом мо­настыря Санта Мария ин Трасте-вере, а затем папским библи­отекарем (отсюда прозвище) А отстаивал единство церкви, в 869 он был на последней сессии VIII Вселенского собора. Ак­ты VIII и VII соборов он перевел с греч. в 871 и 873. Перевел также часть Ареопагитического свода (875). Из его оригинальных соч наиболее важ­на «Трехчастная хронография» Нек-рые исследователи отрицают

идентификацию А. с Анастасием-антипапой.

АНАФЕМА (греч. anathema – проклятие) – в христианстве – церк. проклятие, отлучение от церкви, считающееся высшей ка­рой. Установлена со времени Халкидонского вселенского собора (451) Использовалась как в ре-лиг., так и в политич. целях.

АНГЕЛЬСКИЙ ДОКТОР (лат. doctor angelicus) – утвердив­шийся в позднем средневековье почетный титул Фомы Аквинского. Наряду с этим существовали определения и др. схоластов: се­рафический доктор (doctor sera-phicus) – Бонавентура; доктор непобедимый или единственный (doctor invincibilis; singularis) – У. Оккам; доктор удивительный (doctor mirabilis) – Р. Бэкон; доктор тончайший (doctor sub-tilis) – Дуне Скот; доктор уни­версальный (doctor universalis) – Альберт Великий и Алан Лилльский.

«АНГЁЛЮС» (лат. Angelus – ангел божий) – молитва, триж­ды повторяемая во время ежед­невных богослужений (утром, в полдень и вечером) и состоящая из трехкратного повторения воп­росов и ответов в стихах, от на­чальных слов к-рых получила название. Каждый стих сопро­вождается трехкратным произне­сением «Аве Мария», краткой молитвой и звоном колокола. Молитва посвящена прославле­нию воплощения Иисуса. Обы­чай восходит к 14 в., однако

31

 

повсеместно стал практиковаться с 17 в. В Италии вечерний звон во время молитвы «А.» называ­ют «Аве Мария».

АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ тече ние в англиканстве, развиваю­щееся в пределах т. н. «высокой церкви». А. возник в 30–40 гг. 19 в. в результате деятельности англик. богословов, вошедших в т. н. Оксфордское движение. Чле­ны Оксфордского движения Дж. Кэбл, Э. Пьюзи, Дж. Ньюмен, Г. Мэннинг и др. отстаивали идею о тесной историч. связи церкви Англии с катол. церковью, под­черкивали катол. характер англи-кан. устройства, догматики и об­рядности, даже ратовали за пол­ное слияние с римско-катол. цер­ковью. С этой целью вносились соответствующие изменения в культовую практику, что встре­чало неодобрение со стороны гос. властей и церк. иерархов. При распаде Оксфордского движения нек-рые его члены, в части. Дж. Ньюмен и Г. Мэннинг, перешли в катол. веру и впоследствии были возведены в кардиналы. В ре­зультате деятельности Оксфордс­кого движения традиции «высо­кой церкви», всегда присутство­вавшие в англиканстве, оформи­лись в достаточно четко выра­женное течение А. В наст. вр. А. имеет свои печатные органы, созывает съезды, его привержен­цы широко представлены в пра­вящих и привилегированных группах англ. об-ва, особенно в культуре, образовании, издатель­ском деле и в средствах массо­вой информации. Представители А. всегда поддерживали кон­такты с римско-катол. церковью, а начиная с 60-х гг., в условиях развертывающегося экуменич. движения, активно способствуют развитию экуменич. контактов между церковью Англии и Ри­мом. Число приверженцев А.– ок. 2 млн.

АНДЖЕЛИКО (Angelico) Беато фра (Гвидо ди Пьетро, ок. 1400–1455) – итал. художник. С 1408 монах-доминиканец фра (брат) Джованни. Работал во Фьезоле, Кортоне, Флоренции, Орвието и Риме. Был настояте­лем монастыря Сан-Марко во Флоренции. За изысканную деко­ративность стиля, к-рый сравни­вают с «живописной молитвой», и безмятежную радость, излучае­мую его творениями, получил прозвище Анджелико (ангельс­кий), а за святость жизни и бла­гочестие (по словам Вазари, он «не брался за кисть, не сотворив молитвы») – прозвище Беато (блаженный). Однако церковь причислила его к лику блажен­ных только в 1982 г. Иоанн Павел II провозгласил А. в 1984 святым патроном художников и мира ис­кусства в целом.

АННАТЫ (позднелат. annata, от лат. annus – год) – с сер. 13 в. сбор в пользу курии римск. с епископов, аббатов и др., полу­чавших вакантный церк. бенефи­ций, равнялся год. доходу с него (отсюда название сбора). В нек-рых странах (напр., в Италии) взыскивается и ныне.

32

 

АННО ДОМИНИ (лат. Anno Do­mini – год господень) – летосчисление от предполагаемой даты рождения Христа Введено монахом Дионисием Малым (ум. в Риме ок. 550). Отказавшись от Диоклетиановой эры, или Эры Мучеников, считавшейся от 284 (даты вступления на престол го­нителя христиан императора Диоклетиана), он принял 753 год от основания Рима как год зем­ного воплощения Иисуса Христа и начало новой эры. Ныне иссле­дователи Нового завета распо­лагают эту дату между 7 и 4 гг. до н. э., ибо, по Матфею, рож­дество произошло «в дни царя Ирода» (Мф., 2:1), к-рый ум в 4 до н. э., а по Луке – во вре­мя первой переписи, когда Кви-риний был правителем Сирии (Лк., 2:2). т. е. ок. 6 до н. э.

АННУНЦИО Г.–см. Д'Ан­ну щио Г.

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРЙЙСКИЙ (1033–1109) –ср-век. богослов-схоласт. Род в Пье­монте (Италия). С 1060 – мо­нах. С 1093 – архиепископ Кентерберийский. Считается первым схоластом. А. К рассматривал веру как необходимую предпо­сылку рационального знания («верую, дабы уразуметь»). Он разработал онтологич. доказа­тельство бытия бога, в соответст­вии с к-рым само понятие о боге как всесовершенной сущности предполагает его (т. е бога) бы­тие. Вера должна предшество­вать познанию, она сама по себе исключает всякое сомнение. Тем не менее А.К. требовал, чтобы от веры переходили к познаванию. В соч. «Proslogium» («Прибавле­ние к рассуждению») и «Моnоlogium» он выводит бытие бога из случайности конечного, а Тро­ицу – из простых оснований ра­зума. А. К. дал догматиче­ские обоснования учениям о предопределении и об искупле­нии. Будучи архиепископом, А. К. вел борьбу с королями Виль­гельмом Рыжим и Генрихом I Английским за инвеституру, неизменно отстаивая в этом позицию Григория VII. В 1720 Климент XI причислял А. К. к катол. вероучителям.

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ – движение против гражданских при­вилегий церкви и клерикального влияния на общественную жизнь. Как историческая задача буржу­азии в эпоху бурж.-демократич. революций, А. возникает во Франции, получив мощный им­пульс в антицерковной поли­тике Великой французской ре­волюции, затем распространяет­ся в первой пол. 19 в. в Зап. Европе и Лат Америке в связи с борьбой за неза­висимость и образованием бурж.-демокр. республик. А, выступает за отделение церкви от гос-ва, светское законодательство в об­ласти образования, свободу со­вести и вероисповедания, ограни­чение деятельности многочислен­ных религ. орденов и братств, иногда – за ограничение влия­ния Ватикана и папских лега­тов. Оппозиция клерикалов и ан­тиклерикалов определяется тем,

33

 

что монархисты и консерваторы использовали религию как силу порядка, поэтом} А становится движением буржлибер. толка С завершением зпохи бурж. ре­волюций происходит возвраще ние некогда свободомыслящей буржуазии в лоно церкви и А постепенно вырождается в по­верхностную критику нравов ду­ховенства и крайностей релит, фанатизма Совр. А. – это мас­совое, в целом прогрес. но не однородное движение. В антиклерик. борьбе принимают участие люди различных филос., политич., религ. убеждений. Мн. верующие-антиклерикалы рассмат­ривают клерикализм всего лишь как результат злоупотребления религией со стороны реакционеров, проводят разграничение между клерикализмом и религией, относя все реакционное на счет воинств. клерикализма В совр. зап. мире определенную работу по разоблачению клерикализма ведут отд. группы, орг-ции и ассоциации, продолжающие традиции Просвещения, объединения, входящие во Всемирн. союз свободомыслящих и Международ. пманистич и этич. союз

АНТИПАПА ( ла, aplipapa) – глава катол. церкви, избрание к-рого на этот пост объявлялось недействительным. Хотя официально церковь не призьает А., она вынуждена считаться с их су­ществованием, и они фигури­руют, правда в скобках, в реестре понтификов, публикуемом в еже­годном офиц. справочнике «Аnnuario Pontifieio» Согласно реестру, первым А был св. Ипполит (217–235), а последним – Феликс V (1439–1449). Нек-рые А. были объявлены соборами церкви незаконно избранными и лишались тиары, др. за откуп сами отказывались от своего зва­ния, третьи создавали свои «дво­ры» и действовали под покровительством различных королевс­ких домов

АНГИФОНИЯ (от греч анти­фон – звучащий в ответ) – церк. пение, построенное на прин­ципе попеременного звучания двух хоров Мн. псалмы свиде­тельствую о том, что А сущест­вовала уже у иудеев, но ее введение в греч. церкви относится к 11 в и связывается с именем епи­скопа Игнатия Богоносца На Западе А. была введена Амвросием Медиоланским и у совершенствована при пане Целестине I. Как правило, текст антифонов состоит из законченных духовных песен или стихов, взятых из Библии.

АНТИХРИСТ – в библейском литературе – противник Иисуса Христа, допущенный богом учре­дить царство зла и беззакония перед вторым пришествием и должный погибнуть. В Ветхом завете противником бога представлен царь Антиох Эпифан (2 в до н.э.) В Новом завете А. пер­сонифицирует моральное зло, обманывает верующих ложными знамениями и чудесами, выдавая себя за бога Исходя из магии чисел Апокапсиса, при описа-

34

 

нии А. в нем видели императора Нерона. В ср.-век. лит-ре образ А., важнейший для христ. эс­хатологии, служил обличению и универсальному поношению противников церкви – светских властителей и, конечно, еретиков. А. отличается от Сатаны, дейст­вуя как его посланник. В эпоху Реформации протестанты обли­чали как А. папство, а католики считали А. Лютера и Кальвина. Комбинация сведений об А. из Ветхого и Нового заветов исполь­зовалась в искусстве и лит-ре для построения развернутых сю­жетов об антигерое.

АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, Антоний Аббат (251 (?) – 356) – святой. Отшельник, один из осно­вателей монашества Род. в Вер­хнем Египте. Ок. 270 роздал иму­щество и ушел в пустыню, где предался аскезе. Там он, по пре­данию, боролся с демонами, ис­кушавшими его в образе диких животных. Из своих учеников А. создал первое сообщество анахо­ретов – еримиторий. А поддер­живал епископа Александрии Афанасия в борьбе с арианами (см. Арианство). День памяти – 17 янв. Атрибуты: свинья и ко­локол. А. считается покровителем домашних животных и целите­лем от гангрены.

АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ или ЛИССАБОНСКИЙ (1195 – 1231) – катол святой Род. в Лиссабоне, в 1210 вступил в августинский орден (см Авгу­стинцы), но в 1221 в Каимбре перешел к францисканцам. Был недолго миссионером в Ма­рокко Славу снискал проповеднич. деятельностью, к-рую с успехом вел среди еретиков Южн. Франции и Сев Италии. С одоб­рения Франциска Ассизского А. П. стал первым в ордене пре­подавателем теологии В 1222– 1230 преподавал в Болонье, Монпелье, Тулузе. Ум. в Падуе. Па­па Григорий IX канонизировал А. П в 1232. А. П. считается покровителем Португалии. В 1946 папа Пий XII провозгласил его доктором церкви. День памя­ти – 13 апр. В катол. иконо­графии А. П. изображается с младенцем Христом на руках.

АПОЛОГЕТЫ раннехрист. богословы и философы, пропа­гандировавшие преимущество новой религии по сравнению с политеистич. верованиями Римск. империи и обосновывающие ее высокие нравств. принципы и по­лезность для об-ва. В соч. А. доказывалось, что христ-во не противоречит античной филосо­фии и науке, что оно во многом сходно с господств, офиц. воззрениями. Наиболее из­вестными А. были Юстин (ум. ок. 165) – автор таких соч., как «Апология», «Беседы с Трифо­ном-иудеем», и др., Татиан, Афинагор (ум. ок. 177). Др. течение в раннехрист. апологетике, возглавляемое Тертуллианом, утверждало принцип несовмести­мости веры и языч. мудрости, призывало к решит борьбе церкви с античной наукой и куль­турой, пропагандировало последоват аскетизм, отриц. отноше-

35

 

чие к искусству, к гедонизму и эпикуреизму. Идеи раннехрист. А. высоко оцениваются совр богословами

АПОСТОЛИЧЕСКИЙ ДЕЛЕГАТ – духовное лицо, назначае­мое папой для информирования Ватикана о церк. делах на опре­деленной территории (в епархии, стране, регионе). А. д. не облада­ет дипломатич. статусом.

АПОСТОЛЬСКАЯ СТОЛИ­ЦА – так называют папский престол в Риме, поскольку, согласно церковной традиции, в Риме пребывали два апостола – Петр (в 42) и Павел (между 59 и 61)

АРИАНСТВО христ. ересь, возникшая в нач. 4 в. и назван­ная по имени основателя – алек­сандрийского пресвитера Ария (256–336). По учению Ария, за­острившего древнюю христ. тра­дицию субординационизма, вто­рое лицо Троицы, Христос-Логос, хотя и совершеннейшее творение божие, но все-таки тварь, и, как таковой, он «ни в чем не подобен Отцу», он – Сын божий «не по существу, а по благодати» Это подрывало авторитет церкви как хранительницы Откровения, аб­солютность которого покоилась на вере в божественность Иисуса Христа. Арий был осужден I Вселенским собором в Никее (325) и умер в изгнании. Одна­ко А., распавшееся на ряд на­правлений, продолжало на Во­стоке в 4 в. активно бороться с никейской ортодоксией, пользу-

36

 

ясь покровительством ряда импе­раторов. Благодаря усилиям Афанасия Александрийского и рел'иг. политике императора Феодосия I, А. было окон­чательно осуждено на II Все­ленском соборе в Константинопо­ле (381). Арианские споры мало затронули в 4 в зап. церковь, хо­тя жесткая позиция ее представи­телей в этот период по отношению к А способствовала его осужде­нию. Проблема А стала более актуальной для Запада позже, в связи с борьбой за идейную геге­монию церкви среди варварских народов (готов, вандалов, ланго­бардов), у которых А. до 6–7 вв. пользовалось большим влиянием

АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (Arnoldus de Brixia) (ок. 1100– 1155) – ср.-век итал. политич. деятель, представитель бюргер­ской ереси. Ученик Абеляра. Известен с 30-х гг. 12 в., когда он возглавил в г. Брешиа движение городского населения за полное освобождение от власти местного епископа Был осужден и выслан из Италии (1139). Прибыв во Францию, А. Б. поддержал Абе­ляра в его борьбе с Бернаром Клервоским. за что вместе со сво­им учителем был осужден на Санском соборе 1140. Возвра­тился в Италию в 1143 и возглавил восстание народ, масс против папы; боролся за сохра­нение созданной в результа­те восстания Римской респуб­лики. В 1155 был схвачен рыцарями герм, императора Фридриха I Барбароссы, заняв­шими Рим, и казнен А Б. требовал лишить духовенство собст­венности, ликвидировать инсти­тут епископов, обличал праздную жизнь свяшеннослужителей, призывал папу и римскую курию вернуться к простоте апостольс­ких времен, отказавшись от светской власти и богатства. А. Б. расходился с катол. цер­ковью также в понимании таинств причащения и крещения, хотя и признавал осн. церк. догматы и сам институт папства. Учение А. Б. выражало стремле­ния бюргерства к независимости от светской власти духовных феодалов и созданию дешевой церкви.

АРУППЕ (Aruppe) Педро (род. (1907)– 28-й генерал ордена иезуитов (1965–1983). Баск по национальности; по специальнос­ти – врач. Вступил в орден в 1927. С 1938 был в течение 27 лет провинциалом ордена в Япо­нии. Пережил атомную бомбар­дировку Хиросимы. Воспринял обновленч. тенденции II Ватик. собора и поддерживал его рефор­мы. На IV сессии собора выд­винул свою программу борьбы с атеизмом. С обновленч. пози­ций пытался перестроить дея­тельность ордена иезуитов. Уде­лял большое внимание социаль­ным вопросам. Вопреки тради­ционной ориентации ордена на правящие классы рекомендовал членам ордена заниматься бед­ными, порабощенными и отчаяв­шимися, вступать в непосредст­венный контакт с трудящимися. В соответствии с энцикликой па­пы Иоанна XXIII «Пацем интеррис» выступал в защиту мира, против гонки вооружений. Пози­тивное отношение А. к теологии освобождения и признание им необходимости диалога с марк­систами и движениями левой ориентации вызвали глубокое не­довольство традиционалистски настроенных кругов в ордене и Ватикане. В 1980 А. вынужден был (впервые в истории орде­на иезуитов) подать в отставку. В 1983 генералом ордена вмес­то А. был избран голл. иезуит Колвенбах.

АРХИДИАКОН (греч.стар­ший диакон) – духовное лицо, обладавшее важными полномо­чиями в системе управления ду­ховенством в средние века. Воз­высившись над пресвитером (с 5 в.), А. исполнял обязанности заместителя епископа (викария) в епархиях и на соборах; вел де­ла, в т.ч. о еретиках, в церк. су­де; осуществлял контроль за мо­настырями, низшим духовенст­вом и их имуществом. Постепен­но судебные и контролирующие функции были А. утрачены. В совр. церкви А.– это титул священнослужителя при нек-рых храмах, обладающего опреде­ленными правами надзора за приходскими священниками

АРХИЕПИСКОП (от греч. archi – старший и episkopos – надзиратель) – одна из высш. ступеней в христ. церк. иерархии. Хотя считается, что все епископы равны и имеют одинаковую власть, апостольскими правила­ми для «сохранения единства

37

 

между церквами и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах» огд. епископам дано право верховного надзора за другими, при этом им присва­ивается титул А.

АРХИТЕКТУРА ЦЕРКОВНАЯ Многочисл. формы катол. храмо­вого зодчества сводятся гл. обр. к 2 типам сооружений: базиликальному храму (сложился в 4 в ) и купольном) (сложился в 5 в). Базиликальный храм многое заимствовал от римского об­ществ здания К осн. вытянутому прямоугольн. объему примы­кала полукруглая алтарная часть – апсида (ориентация ее на восток в католицизме соблю­дается редко), а с противоположной стороны располагался двор, окруженный галереями Интерьер разделялся колонна­дами на несколько нефов (от 3 до 5), при этом центральный был выше остальных В апсиде помещались скамьи для клира, а перед нею – алтарь и кафед­ра. В сер 4 в. на Западе, сле­дуя византийским образцам, на­чали строить поперечные нефы (трансепты), что придало храму форму вытянутого (латинского) креста и олицетворяло триум­фальную силу христ-ва. Купольные храмы получили распространение на Западе в 5–6 вв и только в областях, зависимых от Византии (напр, в Равенне) В 6–9 вв. господств. типом ка­тол. храма была базилика (толь­ко в каролингскую эпоху встре­чались отдельные купольные постройки) Романская А ц. 11 –12 вв., заимствуя тип базилики в форме лат креста, характеризуется бо­лее толстыми стенами, на к-рых опирались своды, сменившие плоские перекрытия. Рядом с гл трансептом располагался другой, малый, что позволяло строить перед апсидой поднятые над по­лом хоры. Под ними помеща­лась подземная церковь – крип­та. Гл. декоративным элементом фасада был тимпан над входом, украшенный скульптурой. Как правило, по углам романских, храмов стояло 4 башни. Появ­ление з 13-15 вв. готической А.ц. было вызвано условиями развития городской жизни, в пер­вую очередь ростом населения. что диктовало необходимость увеличения размеров храма Это­го удалось достичь о помощью каркасной конструкции, в основе к-рой лежит стрельчатая (готи­ческая) арка. Центральный неф стал шире и выше, что позво­лило строить в нем боковые га­лереи. Уменьшение распора на стены позволило свести до мини­мума оконные простенки. Стены практич. исчезли и важное значе­ние приобрели украшенные витражами окна, ставшие гл. эле­ментом внутр. декора В плане сохраняется форма крестообр. базиликального храма. Единст­венной массивной частью храма являлся гл. фасад, сохранив­ший 2 башни. На нем распо­лагались скульптурные украше­ния Декоративное оформление получили и конструктивные эле­менты боковых фасадов (контр­форсы, аркбутаны и т д.). В готич. А. ц появляются боковые

38

 

капеллы, в к-рые вели входы из крайних нефов. Важнейшим дос­тижением ренессансной А. ц. бы­ло возрождение купольных хра­мов и соединение их с базиликальным типом построек (купол сооружался над перекрестьем трансепта и гл. нефа). Для ук­рашения храмов широко исполь­зовалась фресковая живопись. В А. ц. эпохи барокко господ­ствовали 2 композиционных типа: 1-й – базилика с укороченным и расширенным гл. нефом, часто с превращенными в капеллы боко­выми нефами и приближенным к входу подкупольным простран­ством; 2-й – круглая или оваль­ная в плане купольная церковь. В интерьере барочной А. ц. особо важную роль играли живопись и скульптура, часто создававшие иллюзию расширения простран­ства. Наиб, распространенный тип фасада – 2-ярусная ордер­ная композиция, увенчанная фронтоном, с волютами по сторо­нам (за пределами Италии они часто заменялись двумя башен­ками). А. ц. эпохи классициз­ма широко использовала тип хра­ма в форме равноконечного (греч.) креста, увенчанного купо­лом ренессансного типа, барабан к-poro окружался колоннадой. Гл. украшение фасада – антикизированный портик. В А. ц. эпохи классицизма воспроизво­дился также тип античного хра­ма. А. ц. 19 в., воссоздавая историч. стили предшеств. столе­тий, использовала для этого но­вые приемы строит, техники. В 20 в. наряду с продолжающим­ся развитием историч. стилей А. ц. наблюдается проникновение в нее конструктивизма и др. форм совр. архитектуры.

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis – упражнение, подвиг) – принцип поведения, при к-ром человек по­давляет в себе естеств. желания и побуждения, отказывается от жизненных благ и удовольствий ради определенных целей. Про­поведь А. характерна для мн. филос. и религ. систем. В христ-ве 3–4 вв. А. призван был фор­мировать нравственный идеал, пропагандируя небрежение к грешному телу, подвиги умерщ­вления плоти в монашестве, це­либат, соблюдение постов и т. п. Образцом христ. аскетизма цер­ковь объявила земную жизнь Иисуса Христа. Появление с 13 в. нищенствующих монашеских ор­денов, братств самобичевателей (флагеллантов), стремление в страданиях подражать Христу (особенно с 15 в.) указывают на преобладание в ср.-век. умонаст­роении переживания греховности плоти, к-рое обострялось в пе­риоды социальных кризисов. В эпоху Возрождения гуманисты противопоставили христианскому А. идеал земного благополучия человека. Реформация выдвину­ла идеал мирского А., регла­ментировавшего удовольствия не ради спасения души, а ради психологич мобилизации чело­века к интенсивной деловой ак­тивности. В идеологии антифеод, движений 16–17 вв. А. низов был выражением протеста против роскоши и праздности высших сословий, в т. ч. и духовенства,

39

 

что отразилось в вероучении ряда сект. Отход от постулирования А. в совр.. катол. теологии связан с усилением ее внимания к земным заботам людей и реалиям мир­ской жизни.

АССЙЗИ (Assisi) – город в Италии, административный и ду­ховный центр францисканского ордена. Место рождения и дея­тельности св. Франциска Ассиз­ского и св. Клары. Центральные храмы: базилика Сан Франческо (1228–1253) с гробницей святого и росписями Чимабуэ. Джотто и Симоне Мартини, со­бор Сан Дамиано (11 в.) и цер­ковь Санта Кьяра (13 в.). В базилике Санта Мария дельи Анджели (16–20 вв.) сохраняет­ся капелла Порциункула, в кото­рой Франциск начал свою пропо­ведь. С 1986 А.– центр катол. миротворческой деятельности.

АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗ­НЫЙ МИР (25. 09. 1555) между князьями и братом императо­ра Священной Римской им­перии Карла V Габсбурга Фер­динандом завершил ряд войн эпохи Реформации в Германии. Он признал право наряду с католицизмом официально ис­поведовать лютеранство, в фор­ме Аугсбургского вероиспове­дания 1530, к-рое выработал Ф. Меланхтон с одобрения М. Лю­тера, исходя из идеи подчинить церковь гос-ву. Ликвидировав зависимость части Германии от папства, А. р. м. ослабил власть императора, ускорил развитие княжеского абсолютизма, утвер­дил договор о секуляризации церк. имуществ 1552 в Пассау. Принцип «чья земля, того и ве­ра», предоставив выбор религии правителю и право переселе­ния – инаковерующим, не рас­пространялся на реформатские церкви. Они были уравнены в правах с лютеранскими по Вест­фальскому миру 1648, утвердив­шему А. р. м. и принципы гос. контроля за вероисповеданием.

АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto da fe – акт веры) – церемония приведения в исполнение приго­вора инквизиции. А. включало: торжеств, процессию, в к-рой принимали участие духовенство, члены инквизиц. трибунала, их помощники, монахи, религ. брат­ства, осужденные, одетые в позо­рящие их одежды (санбенито); торжеств, молебен; оглашение приговора в присутствии коро­левского двора или местных влас­тей: исполнение приговора – на­казание плетьми или сожжение на костре осужденных, что осу­ществлялось светской властью. Последнее А. было совершено в Валенсии в 1826.