Католицизм. Словарь атеиста. –М.:
Политиздат, 1991. –320 с.
А
АББАТ (лат. abbas от греч. abba – отец) – с
5–6 вв. – титул настоятелей бенедиктинских,
а позднее и нек-рых др. катол.
монастырей. Аббаты первонач. выбирались монахами и
утверждались епископами. В церк. иерархии они
занимали место непосредственно после епископа. Мн.
аббаты, добиваясь у римских пап различных привилегий, освобождались от власти
епископа и подчинялись непосредств. папе. В 8 и 9 вв. титул аббата часто стали давать по приказу светских
государей мирянам за их заслуги. До 10 в. во главе крупнейших
катол. монастырей стояли светские аббаты. Во
Франции аббатами назывались первонач. лишь настоятели
монастырей. С 16 в., когда франц. короли получили
право назначать аббатов, они отдавали эту доходную должность, как правило,
младшим отпрыскам аристократич. семей. С этого
времени все молодые люди духовного звания, в т. ч. и те, кто не имел еще
священнического сана, стали называться аббатами. В конце 18 в., после Великой франц. революции, аббаты исчезли из франц.
об-ва. А этот титул стал употребляться французами как
форма вежливого обращения в письмах к молодым людям духовного звания.
Французскому слову abbe соответствует
итальянское abbate, к-рое
употребляется при обращении ко всякому молодому лицу духовного звания, еще не
получившему сана.
АББАТСТВО –
католический монастырь.
АББРЕВИАТУРЫ
КАТОЛИЧЕСКИЕ – сокращения, с помощью к-рых в церк. практике пишутся: 1. Священные имена Напр., IHS, т. е. Iesus (Иисус). Эта монограмма
заимствована из греч. рукописей, где она писалась IHC (Н – это заглавная греч. буква «эта», к-рая
читается как рус. «е», а С – это «сигма», к-рая читается как «с»). Средневек.
переписчики заменили греч. С на лат S Непонимание
первонач. знач. этой
аббревиатуры дало расшифровку lesus Hominum Salvator (Иисус – спаситель людей) В 16 в. среди иезуитов распространилось понимание А. к IHS
20
как lesus Habemus Socium (Мы имеем
Иисуса своим сотоварищем). К этой группе А. к. относятся также: DS–Deus (бог); SPS –Spiritus (дух); SCS – Sanctus (святой); DNS – Dominus (Господь) и т. д. Сюда же следует
отнести т. н. надпись на кресте (Ин. 19:19): INR1 – lesus Nasarenus Rex ludaeorum (Иисус Назорей Царь Иудеев). 2. Папские титулы. Напр., РР – papa (папа); Р. М.– Pontifex Maximus (первосвященник);
S. S. D.– Servus Servorum Dei (Раб рабов божьих); а также S. S.– Sancta Sedes (Св. престол). 3. Названия монаш. орденов. Напр., О. S. А.– Ordo Sancti Augustini (Орден св.
Августина, т. е. августинцы); О. S. В.– Ordo Sancti Bene-dicti (Орден св. Бенедикта, т. ". бенедиктинцы); О. F. М.– Ordo Fratrum Minorum (Орден
меньших братьев, т. е. францисканцы); О. P.– Ordo Praedi-catorum (Орден
проповедников, т. е. доминиканцы); S. J.– Societas Jesu (Общество Иисуса, т. е. иезуиты).
АБЕЛЯР Пьер (Abelard, Abailard) (1079–1142)
– франц. философ-схоласт, теолог и поэт. Род. в Пале, близ г. Нанта. Учился у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 открыл собств.
школу и имел множество учеников. Трагич. перипетии
судьбы А., описанные им в соч.
«История моих бедствий» (1132–1136), привели его в монастырь,
где он провел последние 20 лет жизни. Для воззрений А. характерен рационализм –
предварительным условием веры у него выступает разум («понимаю, чтобы
верить»). Вера, не выдержавшая проверки разумом, недостойна свободного человека.
По А., церк. предание и догматы также
должны быть удостоверены разумом, лишь Священное писание и церк.
таинства не нуждаются в этом. Тяга А. к формально-логич.
стороне процесса познания особенно ярко проявилась в его соч. «Да и нет» (1121 – 1122).
Сопоставляя цитаты из произведений отцов церкви, А. показывал их противоречивость и даже противоположность друг другу. Эти
противоречия устранялись им с помощью чисто логических операций, в результате к-рых абсолютная противоположность превращалась в относительную. Применяя этот схоластич.
метод при рассмотрении церк. догматов, А. утверждал
тем самым право человека на свободную мысль, подчеркивал преимущества разума
перед слепой верой. Критерием нравственности А. считал согласие человеческих
поступков с совестью, к-рая
сама есть нравственный закон; постичь его может каждый. Знание нравственного
закона религ. жизни, содержащегося в Евангелии, препятствует
совершению дурных поступков; люди же, не знакомые с ним, свободны от вины. Учение
А., несмотря на свою религ. форму, встретило яростное
неприятие церк. ортодоксов, в особ. Бернара Клервоского и
папы Иннокентия III, и было
21
осуждено на
соборах в Суассоне (1121) и в Сансе
(1140).
АВГУСТИН (Augustinus) Аврелий (354–430) – христ теолог
и философ, признанный в католицизме святым. Род. в Тага-сте (Сев. Африка, Нумидия). Ведя в молодости
вполне «языческий» образ жизни, А. затем примкнул к секте манихеев,
в к-рой провел ок. 10 лет Сильное влияние на А. оказал также неоплатонизм.
После знакомства с Амвросием Медиоланским обратился
к христ-ву и в 387 принял крещение. С 391 пресвитер, а с 395– епископ Гиппона
(Сев. Африка). Автор мн
богосл. сочинений – диалогов, проповедей, посланий,
А. сыграл огромную роль в разработке катол догматики.
А. принадлежит онтологическое доказательство бытия бога, вытекающее из идеи о
существовании всесовершенного существа не только в человеч. сознании, но и в действительности. Бог, создавший
этот мир и его атрибуты – время, пространство, растительный и животный мир, человеч. тело и душу, – творит его непрерывно В автобиографичной «Исповеди» (ок 400) А. прослеживает процесс становления личности во
всей ее противоречивости Рассматривая «темные» стороны человеч.
души, он приходит к выводу о необходимости божеств, благодати, к-рая одна может спасти человека от греховной земной
жизни, и загробного воздаяния. Блаженство дает
обладание истиной, к-рая достигается путем
самоуглубления человека, его неустанной духовной работой Эта
истина, заключенная в человеч. душе, и приводит к
богу. В трактате «О граде божием» (413–426),
написанном под впечатлением от захвата вестготами Рима, А. «граду земному» –
грешному, языческому миру, воплощением к-рого является
Римск. империя, противопоставляет «град божий» – общину
избранных, объединенных любовью к богу и христ. добродетелями,
т е. церковь. Ход человеческой истории, по А., предопределен божеств, провидением.
В своем трактате А. рассматривает исторический процесс как борьбу темных и
светлых сил, язычества и христ-ва Осуждая насилие,
присущее гос власти, А. вместе с тем признает ее
необходимость. А. яростно боролся с ересями своего времени – донатизмом, пелагианством,
а также с манихеями, к к-рым некогда принадлежал
сам. Для ср.-век. богословия А. являлся непререкаемым
авторитетом в вопросах религии и философии, одним из отцов церкви К
его наследию обращаются представители разл. филос. направлений – от неосхоластиков,
пытающихся реставрировать построения ср.-век
богословия, до экзистенциалистов, к-рые видят в А.
одного из своих предшественников.
АВГУСТИНЦЫ –монахи, следующие приписываемому Августину уставу, к-рый был составлен
22
в сер. 5 в. и требовал от клириков монашеского общежития и
полного отказа от собственности. Здесь истоки практики всех
нищенствующих орденов. Из А наиболее известны уставные
(или черные – по цвету одеяния) август, каноники (с сер. 11 в.), белые
каноники, или премонстранты (осн.
св. Норбертом в 1120), и орден отшельников св. Августина (утв.
в 1256 как объединение монаш конгрегации): его
реформированные ветви – ордена босоногих братьев-отшельников (утв. ок. 1620) и
братьев-созерцателей, т. н. реколлектов (с 1912).
Существуют и разл. муж. и жен. конгрегации А : уставных Латеранских
каноников (с 11 в.), Вознесения (с 1845) и др. Всего сейчас ок
10 тыс. А.
«ABE МАРИЯ» (Ave Maria) – первые слова лат. катол. молитвы: «Радуйся, Мария благодатная! Господь
с тобою, благословенна ты между женами и благословен плод чрева
твоего Иисус». Далее: «Святая Мария, мать божья, молись за нас грешных ныне и
в час нашей смерти. Аминь» Первая часть этой молитвы, также
именуемой «Ангельское приветствие», основана на словах архангела Гавриила и св.
Елизаветы (Лк., 1:28, 42), появилась в конце 11 в и стала общепринятой в 12
в. Полный текст относится к 16 в., утвержден Римским бревиарием
при Пие V в 1568
АВЕРРОЙЗМ – одно из нап равлений ср
-век. аристотелизма,
основано на учении Аверроэса. В 13 в.
центром А. был Парижский ун-т (Сигер Брабантский и Боэций Дакийский), в 14– 16 вв.– ун-ты Падуи
и Болоньи (Пьетро д'Абано, Марсилий Падуанский, Паоло Венето и др.). А., отводя
богу роль перводвигателя, утверждал единство всех
явлений и пришел к космическому детерминизму, связывая смену государств и религий с влиянием светил. Свободу философии от теологии А обосновал принципом двойственной истины, согл к-рой ложное с т. зр. богословия может быть истинным в философии. А отрицал
бессмертие души и разработал учение о «единстве интеллекта»: разуме, едином
для всех, но индивидуальном в своих проявлениях и представляющем в своей
основе единую нематериальную субстанцию. А. запрещался церковью, а его
последователи преследовались инквизицией.
АВЕРРОЭС (Averroes – латинизир. форма имени Ибн Рушд)
(1126–1198) – арабск. философ из Кордовы,
толкователь Аристотеля (за что был прозван Комментатор). По А., материя вечна,
а бог только способствует актуализации в мире предвечных
форм. Религия стоит ниже философии и должна приспосабливать к ней свое учение.
Индивид, душа смертна, но бессмертен мировой ум – бесконечная субстанция,
воздействующая извне на отд. души и об-
23
щая для всех. Преследовался как еретик.
АВИНЬОНСКОЕ
ПЛЕНЕНИЕ –
период вынужденного пребывания пап в Авиньоне
(Юж. Франция) с 1309
по 1377, начало которому положил Климент V, подчинившийся диктату франц. короля Филиппа IV в ходе спора о прерогативах духовных и светских властей.
В период А. п., явившегося наглядным свидетельством кризиса церкви в условиях
роста нац. монархий, пороки клира достигли небывалых
размеров. Наиболее одиозными фигурами были Иоанн
XXII и Климент
VI, двор к-рого Петрарка метафорически назвал «Вавилоном», а А. п.– «вавилонским». Опасаясь потерять власть в Папской
обл. и пользуясь ослаблением Франции, Григорий XI последовал
призыву Екатерины Сиенской и вернулся в Рим.
Следствием этого стала «Великая схизма».
АГАТА – св.
сицилийская мученица (3 в.). Легенда приписывает А.
стойкость в приверженности христ-ву и целомудрие, не
поколебленные ни домогательствами римск. наместника,
ни пытками (ей вырвали груди щипцами). Даты жизни легендарны. Культ сложился
в 5–6 вв. Имя А. упоминается в «Каноне римской мессы»
(6 в.). А. считают покровительницей Катаньи, Сицилии и защитницей от огня. Атрибуты: свеча,
факел, отрезанные груди со щипцами. День памяти –5 февр.
АГНЕССА – св.
римская мученица. Легенда об А. связана с чудесами, последовавшими за ее отказом
отречься от христ-ва. В публичном доме, куда А. поместили
обнаженной, ее прикрыли выросшие волосы и ангельское покрывало; знатный
римлянин, посягнувший на ее честь, ослеп, умер, но был воскрешен А.; огонь
костра не тронул тела А., и она погибла от меча. Культ А. установился в Риме
с 4 в. Уже в 350 там существует базилика
А. Атрибут А.– белый ягненок. День памяти – 21 янв., когда освящают ягнят,
шерсть к-рых идет на архиепископский паллий (см. Священнические одежды).
АГНУС ДЕИ (лат. Agnus dei – агнец
божий) –1) начальные слова формулы, произносимой священником во время мессы
перед причастием (Ис. 53:7; Ин.,
1:29: «Вот агнец божий, который берет на себя грех мира»). Введена
эта формула папой Сергием I
в 7 в.; 2) медальон из воска с оттиском ягненка, благословляемый папой в 1-й и
7-й год понтификата; 3) флажок или знамя с изображением идущего или спящего
агнца с нимбом и красным крестом как символом грядущей его победы; 4) один из
наиб, распространенных и значит, символов в христ.
искусстве и литературе.
АД –
мифологическое пространство, к-рое,
согласно христ. традиции, создано после измены богу Люцифера, ангела света,
24
его
низвержения в качестве Сатаны с неба в недра земли с сонмом слуг – падших ангелов.
Они – распорядители адских мук душ грешников, подвергаемых вечной смерти.
Учение о вечности мук в А. окончательно утвердилось в церкви на соборе 533. В Ветхом завете муки А. отсутствуют; в Новом есть важное
предупреждение о Страшном суде и описание стихий А.: огня, тьмы, боли и плача.
Детализированную чувственно-наглядную картину А. рисовала литература 4–12 вв.: апокрифич. «Апокалипсис
Павла», «Диалоги» Григория Великого, «Житие св. Патрика»,
«Видение Тунгдала» и др. В «Божественной комедии»
Данте 8 кругов А.– в зависимости от тяжести совершенных грехов – составляют
своеобразную иерархию осужденных в отличие от
симметричной иерархии блаженных в раю. Церковным определениям А. фольклорная
традиция противопоставляла временный отдых от мук. Основные противоречия мифа
об А.– бестелесная душа и ее физические страдания, посмертные и окончательные
наказания грешников. В трактовке А. и Сатаны современными теологами наряду с
официальной версией церкви имеются и модернистские.
АДВЕНТ (от лат. adventus – приход,
пришествие) – так называется в христ. церкви время,
предшествующее празднику Рождества Христова. У католиков
началом А. считается первое воскресенье после дня св. Андрея – 30 ноября.
Продолжается А. ок. 4 недель. Трудно с достоверностью
сказать, когда христ. церковь стала торжеств,
отмечать А. Первое упоминание об этом относится к 524, когда синод в Лериде запретил свадебн.
празднества в период от А. до праздника Богоявления. Церковь считает, что верующие
в этот период должны духовно подготовиться к ежегодн.
духовному явлению Христа. Соответственно и т. н. год
литургический начинается с А., как и история христ-ва начинается с пророчеств пророков
и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Катол. церковь
превратила А. в период покаяния, запретив всякие публичные увеселения, танцы и
свадьбы, усилив пост и употребляя при богослужении траурное облачение
АДЖОРНАМЕНТО
(итал. aggiornamento – осовременивание)
– термин, обозначающий курс на обновление катол. церкви
и ее осовременивание. Лозунг А. выдвинул Иоанн XXIII, указывая, в части., в энциклике «Матер эт магистра» (1961), что современная ситуация значит,
отличается от условий жизни в прошлом, из чего следует, что церкви нельзя
застывать в формах и способах деятельности, сложившихся в течении длинной ее истории. Ссылаясь на своего предшественника, Павел
VI признал А.
целью и задачей своего понтификата. В энцик-
25
лике «Экклезиам суам»
он отметил: «Мы ясно указали на это вселенскому собору
как на правильную и верную линию поведения; мы хотим ее упрочить в памяти
церкви как лозунг, постоянно побуждающий ее к активной готовности, чтобы с
присущей ей осмотрительностью она замечала знаки времени и с юношеской живостью
везде и всегда испытывала все, и все хорошее сохранила». Начиная процесс
А., Иоанн XXIII и Павел VI натолкнулись на сопротивление церковных консерваторов, к-рые считали, что реформы, направленные на осовременивание
и призванные преодолеть кризис церкви, на самом деле способствуют его углублению
и приведут к такому взрыву критики в католическом мире, какого еще никогда не
было. С др. стороны, дело А. ставилось под сомнение и наиболее последовательными
и радикальными церковными реформаторами, считающими, что реформы II Ватиканского собора далеко не достаточны, половинчаты, что собор был слишком
компромиссным по отношению к тяготеющему над церковью консерватизму. Иоанн
Павел II относится к
идее А. с большой сдержанностью. Несмотря на то что
он внес в теорию и практику совр. церкви новые позитивные
элементы, он, однако, считает, что радикальное осовременивание церковных
институтов не нужно. В связи с этим сторонники А. сделали вывод, что церковь в
период нынешнего понтификата
избрала курс
на «реставрацию».
АДРИАН VI (1459–1523) –
папа с 1522. В 1507 стал воспитателем будущего императора Карла V. С 1516 епископ Тортосы,
с 1517– кардинал. Став папой, безуспешно боролся с пороками курии римской. Пытался
положить конец Реформации в Германии и склонить европ.
монархов к крестовому походу против турок. Его
стремление покончить с всеобщим обмирщением папской
столицы вызвало протест ее жителей. А. VI– один из двух пап, наряду с Марцеллом II, не поменявший имя после избрания. До 1978 –
последний папа неитальянец.
АКАДЕМИИ ПАПСКИЕ
– ватиканские учреждения, объединяющие ученых, к-рые занимаются как церк., так
и светскими науками. 1. Папская академия наук. Основана в 1603 под названием Linceorum асаdemia (итал. lince – рысь; это животное было эмблемой
академии). После многих преобразований получила при Пие
XI (1936) новый
статус и название Pontificia Academia Scientiarum (Папская академия наук). Непо-средств. подчиняется папе. Состоит из 80 папских
академиков, избираемых из наиб. известных
катол. ученых в области естественных наук, являясь
единственной в своем роде международной академией. Иоанн XXIII присвоил
папским академикам почетный титул экселенциа,
26
к-рый носят катол. епископы. 2. Папская
Римская академия св. Фомы Аквинского и католической религии. Основана Львом XIII в 1879 для изучения томизма. 3.
Папская Римская теологическая академия. Утверждена
папой Климентом XI в 1718 и
открыта Пием XII для всех катол. теологов мира. 4. Папская Римская академия
археологии. Основана в 1810. Занимается археологич.
исследованиями, а также изучением античного и ср.-век.
искусства, в особенности памятников, находящихся в ведении Святого престола.
5. Папская марианская академия. Основана в 1946. «Папской»
провозглашена в 1986. 6. Папская художественная академия.
АКСЬОН
ФРАНСЁЗ (фр. Action francaise –
Французское действие) – политич. движение катол. ориентации, возникшее в 1898 в связи с делом Дрейфуса и развернувшейся борьбой за демократические,
республиканские и светские традиции Франции. Программой движения стала
доктрина его лидера Ш. Морраса: реставрация монархии,
при к-рой алтарь поддерживает
трон, а отношения труда и капитала регулируются на основе корпоративизма. А. ф было ярым врагом лаицизма, модернизма,
христ. демократии, что обеспечило ему успех среди
традиционалистских катол.
кругов и части церк. иерархии. Осужденное в 1926 Пием XI, А. ф. продолжало оказывать существ, влияние на политич.
жизнь Франции и было восстановлено в 1939. Во время оккупации при маршале Петене идеи А. ф. пришлись ко двору. Распалось после
Освобождения.
«АКТА АПОСТОЛИЦЕ
СЕДИС» (лат Acta Apostolice Sedis) – офиц.
орган Ватикана, публикующий текущие церк. документы.
Основан Пием X в 1908, выходит с января 1909. Публикуемые в
нем папские документы офиц. датируются по времени их
появления в А. А. С. Церк. декреты, различные постановления
и уведомления, решения римских конгрегации, трибуналов и комиссий, текущие события
в курии, сообщения о назначениях и почестях подлежат обнародованию в А. А. С.
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, лат. Alanus de Insulis) (ок. 1128–1202) – франц. богослов и
философ, монах-цистерцианец. Участник III Латеранского собора
(1179). А. провозгласил все положения веры рационально доказуемыми,
отсюда его тезис: «У авторитета нос из воска, т. е. его можно повернуть в любом
смысле, а поэтому следует подкрепить его разумными доводами». Взаимоотношение единого бога и множественного мира он
рассматривал с позиций неоплатонического мистицизма,
считая Природу посредницей между Творцом и материей.
АЛЕКСАНДР III (ум. 1181) папа
с 1159. В миру Орландо
27
Бандинелли. Проф. Болонского ун-та, канонист. С начала понтификата
столкнулся с враждебностью императора Фридриха I Барбароссы, поддержавшего трех антипап. А. III был вдохновителем создания в 1167 Ломбардской
лиги, разгромившей в 1176 при Леньяно армию Барбароссы. В 1177 А. III в Венеции заключил мир с императором. В 1179 созвал III Латеранский собор.
Канонизировал Фому Бе-кета (1174) и Бернара Клервоского (1175).
Его именем назван город Алессандрия в Ломбардии, основанный
в 1168.
АЛЕКСАНДР VI (1431 – 1503) –папа
с 1492. В миру – Родриго Борджа. Кардинал с 1456, вице-канцлер
папск. двора с 1457. Избран
с помощью подкупа конклава. Человек развратный и хитрый, он довел непотизм
и симонию до крайних пределов. Политика А. VI была направлена на обогащение семейства Борджа
и создание в Центр. Италии для сына Чезаре наследств,
владений, что способствовало ослаблению итал.государств и превращению страны в арену противоборства
Испании и Франции. В нескольких буллах 1493–1494 А. VI разграничил исп. и португ.
владения в Новом Свете. Был организатором преследования и казни Дж. Савонаролы. По
мнению современников, был отравлен. Покровительствуя отдельным художникам,
А. VI в то же время оказывал поддержку
тем богословам, к-рые вели борьбу с культурой
Возрождения.
АЛЕКСАНДР VII (1599–1667) –
папа с 1655. В миру Фабио Киджи. Был инквизитором на Мальте, в 1639–1651 – папский
нунций в Кельне, участвовал в разработке условий Вестфальского
мира (1648). С 1652– кардинал и гос. секретарь. В его правление конфликт с Францией
привел к потере Авиньона и Венесена,
в 1664 А. VII был вынужден подписать в Пизе мир с
Францией. В 1665 осудил янсенизм, а в 1665–1666 под давлением движения
духовенства осудил 45 положений иезуитской морали. Оказал покровительство
бывшей королеве Швеции Христине, перешедшей в 1655 в
католицизм.
АЛЕКСАНДР VIII (1610– 1691)
– папа с 1689. В миру – Пьетро
Оттобони. С 1627 нахо-дился_] на юридической службе в курии, с 1652
кардинал, с 1654 епископ Брешии. Главное событие
его понтификата – осуждение в 1690 Четырех пунктов галликанской декларации 1682, ограничивших власть папы во
Франции и провозгласивших первенство Вселенского собора. Людовик XIV признал осуждение в 1693 и еще в 1690 вернул Авиньон и Венесен, утраченные Александром VII.
АЛКУИН (Alcuin) (ок. 735– 804) – крупнейший деятель Каролингского
Возрождения. С 781 советник Карла Великого. Основал Дворцовую академию в Аахене. С 796 аббат монастыря
28
в Туре.
Автор известных учебных диалогов. Провел сверку Вульгаты
и осуществил литургическую реформу, приспособив
нормы папских служебников к галликанским традициям.
Боролся с адопцианской ересью, к-рая утверждала, что Христос по своей человеческой
природе был сыном божьим только по усыновлению (adoptio).
АЛЬБЕРТ
ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт
(1193–1280) – нем. теолог, философ, ученый-естествоиспытатель. Род. в Швабии.
Учился в Падуе. Преподавал в Париже, Кельне и др.
городах. Имел множество учеников, среди к-рых – Фома
Аквинский. Получил известность как комментатор Аристотеля, работы к-рого он интерпретировал с позиций катол.
богословия. Мо-нах-доминиканец, А. В.
стал в 1254 провинциалом этого ордена в Германии, а в 1260 епископом Регенсбурга. Вскоре, однако, А. В. добился от папы сложения
с него епископ, сана, решив посвятить себя всецело науке. В
соч. «Сумма теологии» и «О
причинах и о возникновении всеобщего» А. В. пытался создать единую систему катол. богословия. А. В. неустанно боролся как против прогрес. течений в схоластике (напр., у Сигера
Брабантского, Давида Динанского
и др.), так и против «еретич.» прочтений Аристотеля.
А. В. принадлежат мн. труды по логике, этике, физике,
естественнонауч. трактаты
(ботаника,
химия, механика); его широкие познания в разл.
областях науки дали повод нек-рым современникам
А. В. заподозрить ученого в колдовстве За энциклопедичность познаний А. В. получил
от катол. церкви титул «doctor universalis». Канонизирован
в 1931.
АЛЬБИГОЙЦЫ – последователи
еретич. движения во Франции, в Италии и Германии в
12–13 вв. против катол.
церкви. Одним из центров движения был г. Альби (франц. провинция Лангедок). А.
отвергали догмат о триединстве бога, церк. таинства,
почитание креста, икон, не признавали власть папы, называя катол.
церковь «дьявольской силой». Преданные папой анафеме, они создали свою
церковь, объявив ее независимой от католицизма. Папа Иннокентий III в 1209
предпринял против А. крест, поход, к-рый окончился
их разгромом. В кон. 13 в. А. были окончат, истреблены.
АМАЛЬРИК
ВЕНСКИЙ (Amai ris de Bene), Амори (Amaury) (12 в.–1206)
–франц. мыслитель-пантеист. Преподавал теологию и
светские науки в Парижском ун-те. Учение А. Б.
известно лишь благодаря Альберту Великому и Фоме Аквинскому, к-рые критиковали его в своих трудах. У
А. Б. пантеизм («все – есть Бог», «Бог – есть все») соединен с мистич. учением о Христе (согл.
А. Б., каждый верующий есть «под-
29
линный член тела Христа»). Каждый христианин должен верить,
что он частица тела Иисуса, т. к. эта вера так же необходима для спасения,
как и вера в самого Христа. Пребывающим
в божеств, любви не вменяется в вину никакой грех. Последователи А. Б.,
амальрикане, вывели из этого мн
др заключения, в части о
трех периодах человеч. истории – Отца, Сына и св.
Духа, прямо перекликающиеся с идеями Иоахима
Флорского. Учение А. Б гуманистично,
оно подчеркивало значение каждого человека, усматривая в нем присутствие
Бога. Обвиненный в пантеизме, А. Б. был вызван в Рим, где должен был
оправдываться перед папой Иннокентием III, по возвращении в Париж отрекся от своих взглядов (1204). Уже
после смерти А. Б. собор в Париже (1209) осудил его учение, велел вырыть
останки философа и выбросить их в поле. Нек-рые
последователи А. Б были сожжены, другие осуждены на пожизненное заключение.
Учение А. Б. получило широкое распространение среди парижан
и сельского населения ряда провинций. Оно было вторично осуждено на IV Латеранском соборе катол. церкви.
АМВРОСИЙ
МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 339–397) – св., видный представитель лат патристики,
один из учителей церкви Ок. 370 стал правителем
области Эмилия-Лигурия, в 374 был избран епископом Милана (Медиолана). Ревностный
сторонник никейской ортодоксии, он способствовал ее
победе над ари-анами на Западе. Прославился как борец
с язычеством, добился устранения из здания Сената в Риме Алтаря Победы.
Оказывал влияние на политику многих императоров, принудил Феодосия I к публичному покаянию после резни в Фессалониках (390). Способствовал обращению в христианство
Августина (387). Его главное соч. «Об обязанностях
слуг божьих» является христ. переложением соч Цицерона «Об обязанностях». В экзегетике – сторонник широкой аллегории. Автор многих катол. гимнов. День памяти –7 дек.
АМЕРИКАНИЗМ,
«ересь американизма» – движение, возникшее
среди амер католиков, стремившихся
согласовать свою веру с новыми ценностями культуры, к-рые
утверждались в ходе промышленной и научно-технической революции в кон. 19 в.
Необходимость активного утверждения гуманистич.
ценностей, находившихся в глубоком кризисе, сталкивалась в их сознании с
моральными требованиями христ-ва, в основе к-рых лежат идеи смирения, терпения
и покорности А. проповедовал «активные добродетели», в том числе
идеи утверждения демократии. От церкви А требовал смягчения
суровой церк. дисциплины (особенно в монастырских
уставах), а также поисков общего среди христиан различных на-
30
правлений и
сведения к минимуму догматич. разногласий Лев XIII в апостолическом послании «Тестем беневолентие»
(«Testem benevolentie») осудил
это движение, и вскоре оно перестало существовать.
АНАКЛЁТ – папа (76?–88?),
св. По преданию, преемник Лина, мученик, казнен при Домициане.
Иногда именуется Клет или Ананклет.
В нек-рых источниках об А. и Клете
сообщается как о двух различных папах, но совр.
папские списки, опираясь на свидетельство Иринея,
этого различия не признают. Достоверных сведений о нем нет. Традиционно
ему приписывают разделение Рима на 25 приходов.
АНАСТАСИЙ
БИБЛИОТЕКАРЬ (9 в.) – церк деятель и писатель Учился у греч монахов. В 855 партия императора Людовика II объявила А. папой в противовес Бенедикту III, но через несколько дней, лишившись поддержки, он отрекся. При Николае I он стал аббатом монастыря Санта
Мария ин Трасте-вере, а затем папским библиотекарем
(отсюда прозвище) А отстаивал единство церкви, в 869 он был на последней сессии
VIII Вселенского собора. Акты VIII и VII соборов он
перевел с греч. в 871 и 873.
Перевел также часть Ареопагитического свода (875). Из
его оригинальных соч
наиболее важна «Трехчастная хронография»
Нек-рые исследователи отрицают
идентификацию
А. с Анастасием-антипапой.
АНАФЕМА (греч. anathema – проклятие)
– в христианстве – церк. проклятие, отлучение от церкви,
считающееся высшей карой. Установлена
со времени Халкидонского вселенского собора (451) Использовалась
как в ре-лиг., так и в политич. целях.
АНГЕЛЬСКИЙ
ДОКТОР (лат. doctor angelicus) – утвердившийся
в позднем средневековье почетный титул Фомы Аквинского. Наряду с этим
существовали определения и др. схоластов: серафический
доктор (doctor sera-phicus) – Бонавентура; доктор
непобедимый или единственный (doctor invincibilis; singularis) – У. Оккам; доктор удивительный (doctor mirabilis) – Р. Бэкон; доктор тончайший
(doctor sub-tilis) – Дуне Скот; доктор универсальный
(doctor universalis) – Альберт
Великий и Алан Лилльский.
«АНГЁЛЮС» (лат. Angelus – ангел божий) – молитва, трижды
повторяемая во время ежедневных богослужений (утром, в полдень и вечером) и
состоящая из трехкратного повторения вопросов и ответов в стихах, от начальных
слов к-рых получила название. Каждый стих
сопровождается трехкратным произнесением «Аве
Мария», краткой молитвой и звоном колокола. Молитва посвящена прославлению
воплощения Иисуса. Обычай восходит к 14 в., однако
31
повсеместно
стал практиковаться с 17 в. В
Италии вечерний звон во время молитвы «А.» называют «Аве
Мария».
АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ
– тече ние в англиканстве, развивающееся
в пределах т. н. «высокой церкви». А. возник в 30–40 гг. 19 в.
в результате деятельности англик.
богословов, вошедших в т. н. Оксфордское движение.
Члены Оксфордского движения Дж.
Кэбл, Э. Пьюзи, Дж. Ньюмен, Г. Мэннинг и др. отстаивали идею о тесной историч.
связи церкви Англии с катол.
церковью, подчеркивали катол. характер англи-кан. устройства, догматики и обрядности, даже
ратовали за полное слияние с римско-катол. церковью.
С этой целью вносились соответствующие изменения в культовую практику, что
встречало неодобрение со стороны гос. властей и церк. иерархов. При распаде Оксфордского
движения нек-рые его члены, в части. Дж. Ньюмен и Г. Мэннинг, перешли в катол. веру и
впоследствии были возведены в кардиналы. В результате деятельности Оксфордского движения традиции «высокой церкви», всегда
присутствовавшие в англиканстве, оформились в достаточно четко выраженное
течение А. В наст. вр. А. имеет свои печатные органы, созывает съезды,
его приверженцы широко представлены в правящих и привилегированных группах
англ. об-ва,
особенно в культуре, образовании, издательском деле и в средствах массовой
информации. Представители А. всегда поддерживали контакты с римско-катол. церковью, а начиная
с 60-х гг., в условиях развертывающегося экуменич.
движения, активно способствуют развитию экуменич.
контактов между церковью Англии и Римом. Число приверженцев А.– ок. 2 млн.
АНДЖЕЛИКО (Angelico) Беато фра (Гвидо
ди Пьетро, ок. 1400–1455) – итал. художник. С 1408 монах-доминиканец
фра (брат) Джованни.
Работал во Фьезоле, Кортоне,
Флоренции, Орвието и Риме. Был настоятелем монастыря
Сан-Марко во Флоренции. За изысканную декоративность
стиля, к-рый сравнивают с «живописной молитвой», и
безмятежную радость, излучаемую его творениями, получил прозвище Анджелико (ангельский), а за святость жизни и благочестие
(по словам Вазари, он «не брался за кисть, не
сотворив молитвы») – прозвище Беато (блаженный). Однако
церковь причислила его к лику блаженных только в
АННАТЫ (позднелат. annata, от лат. annus – год) – с сер. 13 в. сбор в пользу курии
римск. с епископов, аббатов и др., получавших
вакантный церк. бенефиций, равнялся год. доходу с него (отсюда название
сбора). В нек-рых странах (напр., в Италии)
взыскивается и ныне.
32
АННО ДОМИНИ (лат. Anno Domini – год господень) – летосчисление от
предполагаемой даты рождения Христа Введено монахом
Дионисием Малым (ум. в Риме ок. 550). Отказавшись
от Диоклетиановой эры, или Эры Мучеников, считавшейся
от 284 (даты вступления на престол гонителя христиан императора Диоклетиана), он принял 753 год от основания Рима как год
земного воплощения Иисуса Христа
и начало новой эры. Ныне исследователи Нового завета располагают эту дату
между 7 и 4 гг. до н. э., ибо, по Матфею, рождество
произошло «в дни царя Ирода» (Мф., 2:1), к-рый ум в 4 до н. э., а по Луке – во время первой
переписи, когда Кви-риний был правителем Сирии (Лк.,
2:2). т. е. ок. 6 до н. э.
АННУНЦИО Г.–см. Д'Анну щио Г.
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРЙЙСКИЙ
(1033–1109) –ср-век. богослов-схоласт. Род в Пьемонте (Италия). С
1060 – монах. С 1093 – архиепископ Кентерберийский.
Считается первым схоластом. А. К рассматривал веру как
необходимую предпосылку рационального знания («верую, дабы уразуметь»).
Он разработал онтологич. доказательство бытия бога,
в соответствии с к-рым само понятие о боге как всесовершенной
сущности предполагает его (т. е бога) бытие. Вера должна предшествовать познанию,
она сама по себе исключает всякое сомнение. Тем не менее
А.К. требовал, чтобы от веры переходили к познаванию. В соч.
«Proslogium» («Прибавление
к рассуждению») и «Моnоlogium» он выводит бытие бога из случайности конечного, а Троицу – из
простых оснований разума. А. К. дал догматические обоснования учениям о
предопределении и об искуплении. Будучи архиепископом, А. К. вел борьбу с
королями Вильгельмом Рыжим и Генрихом I Английским за инвеституру, неизменно отстаивая в этом
позицию Григория VII. В 1720 Климент
XI причислял А.
К. к катол. вероучителям.
АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ
– движение против гражданских привилегий церкви и клерикального
влияния на общественную жизнь. Как историческая задача буржуазии в эпоху бурж.-демократич. революций, А.
возникает во Франции, получив мощный импульс в антицерковной политике Великой
французской революции, затем распространяется в первой пол. 19 в. в Зап. Европе и Лат Америке в связи с борьбой за независимость
и образованием бурж.-демокр. республик. А, выступает
за отделение церкви от гос-ва, светское
законодательство в области образования, свободу совести и вероисповедания,
ограничение деятельности многочисленных религ.
орденов и братств, иногда – за ограничение влияния
Ватикана и папских легатов. Оппозиция клерикалов и антиклерикалов
определяется тем,
33
что
монархисты и консерваторы использовали религию как силу порядка, поэтом} А становится
движением бурж –либер. толка С завершением зпохи бурж. революций происходит возвраще
ние некогда свободомыслящей буржуазии в лоно церкви и
А постепенно вырождается в поверхностную критику нравов духовенства и крайностей
релит, фанатизма Совр. А. – это массовое, в целом прогрес. но не однородное движение. В антиклерик.
борьбе принимают участие люди различных филос., политич., религ. убеждений. Мн. верующие-антиклерикалы
рассматривают клерикализм всего лишь как результат злоупотребления религией со
стороны реакционеров, проводят разграничение между клерикализмом и религией,
относя все реакционное на счет воинств. клерикализма В совр. зап.
мире определенную работу по разоблачению клерикализма ведут отд. группы, орг-ции и
ассоциации, продолжающие традиции Просвещения, объединения, входящие во Всемирн. союз свободомыслящих и Международ.
пманистич и этич. союз
АНТИПАПА ( ла, aplipapa) – глава катол.
церкви, избрание к-рого на этот пост объявлялось
недействительным. Хотя официально
церковь не призьает А., она вынуждена считаться с их
существованием, и они фигурируют, правда в скобках, в реестре понтификов, публикуемом в ежегодном офиц.
справочнике «Аnnuario Pontifieio» Согласно
реестру, первым А был св. Ипполит (217–235), а последним – Феликс V (1439–1449). Нек-рые
А. были объявлены соборами церкви незаконно избранными и лишались тиары, др. за
откуп сами отказывались от своего звания, третьи создавали свои «дворы» и
действовали под покровительством различных королевских домов
АНГИФОНИЯ (от греч антифон
– звучащий в ответ) – церк. пение, построенное на
принципе попеременного звучания двух хоров Мн. псалмы свидетельствую о том, что А существовала уже у
иудеев, но ее введение в греч. церкви относится к 11 в и связывается с именем
епископа Игнатия Богоносца На
Западе А. была введена Амвросием Медиоланским и
у совершенствована при пане Целестине I. Как правило, текст антифонов состоит из
законченных духовных песен или стихов, взятых из Библии.
АНТИХРИСТ – в библейском
литературе – противник Иисуса Христа, допущенный
богом учредить царство зла и беззакония перед вторым пришествием и должный
погибнуть. В Ветхом завете противником бога представлен царь Антиох Эпифан (2 в до н.э.) В Новом
завете А. персонифицирует моральное зло, обманывает верующих ложными
знамениями и чудесами, выдавая себя за бога Исходя из магии чисел Апокапсиса, при описа-
34
нии А. в нем видели императора Нерона. В ср.-век.
лит-ре образ А., важнейший для христ.
эсхатологии, служил обличению и универсальному поношению противников
церкви – светских властителей и, конечно, еретиков. А. отличается от Сатаны, действуя как его посланник. В эпоху Реформации протестанты
обличали как А. папство, а католики считали А. Лютера и Кальвина. Комбинация сведений об А. из Ветхого и Нового заветов использовалась
в искусстве и лит-ре для построения развернутых сюжетов
об антигерое.
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ,
Антоний Аббат (251 (?) – 356) – святой. Отшельник, один из основателей
монашества Род. в Верхнем
Египте. Ок. 270 роздал имущество
и ушел в пустыню, где предался аскезе. Там он, по преданию,
боролся с демонами, искушавшими его в образе диких животных. Из своих учеников
А. создал первое сообщество анахоретов – еримиторий.
А поддерживал епископа Александрии Афанасия в борьбе с арианами
(см. Арианство). День памяти – 17 янв. Атрибуты: свинья и колокол. А.
считается покровителем домашних животных и целителем от гангрены.
АНТОНИЙ
ПАДУАНСКИЙ или ЛИССАБОНСКИЙ (1195 –
1231) – катол святой Род. в Лиссабоне, в 1210 вступил в августинский
орден (см Августинцы), но в 1221 в Каимбре перешел к францисканцам. Был
недолго миссионером в Марокко Славу снискал проповеднич.
деятельностью, к-рую с успехом вел среди еретиков Южн. Франции и Сев Италии. С одобрения Франциска Ассизского А. П. стал первым в ордене преподавателем
теологии В 1222– 1230 преподавал в Болонье, Монпелье,
Тулузе. Ум. в Падуе. Папа Григорий IX канонизировал А. П
в 1232. А. П. считается покровителем Португалии. В 1946 папа Пий XII провозгласил его доктором церкви.
День памяти – 13 апр. В катол. иконографии А. П.
изображается с младенцем Христом на руках.
АПОЛОГЕТЫ – раннехрист. богословы и философы, пропагандировавшие
преимущество новой религии по сравнению с политеистич.
верованиями Римск. империи и обосновывающие ее высокие нравств. принципы и полезность для об-ва.
В соч. А. доказывалось, что христ-во
не противоречит античной философии и науке, что оно во многом сходно с господств, офиц. воззрениями.
Наиболее известными А. были Юстин (ум. ок.
165) – автор таких соч., как «Апология», «Беседы с Трифоном-иудеем», и др., Татиан,
Афинагор (ум. ок. 177).
Др. течение в раннехрист. апологетике, возглавляемое Тертуллианом, утверждало принцип несовместимости
веры и языч. мудрости, призывало к
решит борьбе церкви с античной наукой и культурой, пропагандировало последоват аскетизм, отриц. отноше-
35
чие к искусству, к гедонизму и эпикуреизму. Идеи раннехрист.
А. высоко оцениваются совр богословами
АПОСТОЛИЧЕСКИЙ
ДЕЛЕГАТ – духовное лицо, назначаемое папой для информирования Ватикана о церк. делах на определенной территории (в епархии, стране,
регионе). А. д. не обладает дипломатич. статусом.
АПОСТОЛЬСКАЯ
СТОЛИЦА – так называют папский престол в Риме, поскольку, согласно церковной
традиции, в Риме пребывали два апостола – Петр (в 42) и Павел (между
59 и 61)
АРИАНСТВО – христ. ересь, возникшая в нач. 4
в. и названная по имени основателя – александрийского пресвитера Ария (256–336).
По учению Ария, заострившего древнюю христ.
традицию субординационизма, второе лицо Троицы,
Христос-Логос, хотя и совершеннейшее творение божие, но все-таки тварь, и, как таковой, он «ни в чем не
подобен Отцу», он – Сын божий «не по существу, а по благодати» Это подрывало
авторитет церкви как хранительницы Откровения, абсолютность которого покоилась
на вере в божественность Иисуса Христа. Арий
был осужден I Вселенским собором в Никее (325) и умер в изгнании. Однако А., распавшееся на ряд направлений, продолжало на Востоке в 4
в. активно бороться с никейской ортодоксией, пользу-
36
ясь покровительством ряда императоров. Благодаря усилиям Афанасия
Александрийского и рел'иг. политике императора
Феодосия I, А. было окончательно осуждено на II Вселенском соборе в Константинополе (381). Арианские споры мало затронули в 4 в зап.
церковь, хотя жесткая позиция ее представителей в этот период по отношению к А способствовала его осуждению. Проблема
А стала более актуальной для Запада позже, в связи с борьбой за идейную
гегемонию церкви среди варварских народов (готов, вандалов, лангобардов), у которых А. до 6–7 вв.
пользовалось большим влиянием
АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ
(Arnoldus de Brixia) (ок.
1100– 1155) – ср.-век итал. политич. деятель, представитель бюргерской ереси. Ученик Абеляра.
Известен с 30-х гг. 12 в., когда он возглавил в г. Брешиа
движение городского населения за полное освобождение от власти местного
епископа Был осужден и выслан из Италии (1139). Прибыв
во Францию, А. Б. поддержал Абеляра в его борьбе с Бернаром
Клервоским. за что вместе со своим учителем был
осужден на Санском соборе 1140. Возвратился в Италию
в 1143 и возглавил восстание народ, масс против папы; боролся за сохранение
созданной в результате восстания Римской республики. В 1155 был схвачен
рыцарями герм, императора Фридриха I Барбароссы, занявшими Рим, и казнен А
Б. требовал лишить духовенство собственности, ликвидировать институт
епископов, обличал праздную жизнь свяшеннослужителей,
призывал папу и римскую курию вернуться к простоте апостольских времен,
отказавшись от светской власти и богатства. А. Б. расходился с
катол. церковью также в понимании таинств причащения
и крещения, хотя и признавал осн. церк.
догматы и сам институт папства. Учение А. Б. выражало стремления
бюргерства к независимости от светской власти духовных феодалов и созданию
дешевой церкви.
АРУППЕ (Aruppe) Педро
(род. (1907)– 28-й генерал ордена иезуитов (1965–1983). Баск по
национальности; по специальности – врач. Вступил в орден в 1927. С 1938 был в
течение 27 лет провинциалом ордена в Японии. Пережил атомную бомбардировку
Хиросимы. Воспринял обновленч. тенденции II Ватик. собора и поддерживал
его реформы. На IV сессии
собора выдвинул свою программу борьбы с атеизмом. С обновленч.
позиций пытался перестроить деятельность ордена иезуитов. Уделял большое
внимание социальным вопросам. Вопреки традиционной ориентации ордена на правящие
классы рекомендовал членам ордена заниматься бедными, порабощенными и отчаявшимися,
вступать в непосредственный контакт с трудящимися. В
соответствии с энцикликой папы Иоанна XXIII «Пацем интеррис»
выступал в защиту мира, против гонки вооружений. Позитивное
отношение А. к теологии освобождения и признание им необходимости
диалога с марксистами и движениями левой ориентации вызвали глубокое недовольство
традиционалистски настроенных кругов в ордене и Ватикане.
В 1980 А. вынужден был (впервые в истории ордена иезуитов) подать в отставку.
В 1983 генералом ордена вместо А. был избран голл.
иезуит Колвенбах.
АРХИДИАКОН (греч. – старший диакон)
– духовное лицо, обладавшее важными полномочиями в системе управления духовенством
в средние века. Возвысившись над пресвитером (с 5 в.), А. исполнял обязанности
заместителя епископа (викария) в епархиях и на соборах; вел дела, в т.ч. о еретиках, в церк. суде; осуществлял контроль за монастырями, низшим
духовенством и их имуществом. Постепенно судебные и контролирующие функции
были А. утрачены. В совр. церкви А.– это титул священнослужителя
при нек-рых храмах, обладающего определенными
правами надзора за приходскими священниками
АРХИЕПИСКОП (от греч. archi – старший и episkopos –
надзиратель) – одна из высш. ступеней в христ. церк. иерархии. Хотя
считается, что все епископы равны и имеют одинаковую власть, апостольскими
правилами для «сохранения единства
37
между
церквами и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах» огд. епископам дано право верховного надзора за другими,
при этом им присваивается титул А.
АРХИТЕКТУРА
ЦЕРКОВНАЯ Многочисл. формы катол. храмового зодчества сводятся гл.
обр. к 2 типам сооружений: базиликальному
храму (сложился в 4 в ) и купольном) (сложился в 5 в).
Базиликальный храм многое заимствовал от римского обществ
здания К осн. вытянутому прямоугольн. объему примыкала полукруглая алтарная часть –
апсида (ориентация ее на восток в католицизме соблюдается редко), а с
противоположной стороны располагался двор, окруженный галереями Интерьер
разделялся колоннадами на несколько нефов (от 3 до 5), при этом центральный
был выше остальных В апсиде помещались скамьи для клира, а перед нею – алтарь и
кафедра. В сер 4 в. на
Западе, следуя византийским образцам, начали строить поперечные нефы
(трансепты), что придало храму форму вытянутого (латинского) креста и
олицетворяло триумфальную силу христ-ва. Купольные храмы
получили распространение на Западе в 5–6 вв и только
в областях, зависимых от Византии (напр, в Равенне) В 6–9 вв. господств. типом катол. храма
была базилика (только в каролингскую эпоху
встречались отдельные купольные постройки) Романская А
ц. 11 –12 вв., заимствуя тип базилики в форме лат
креста, характеризуется более толстыми стенами, на к-рых
опирались своды, сменившие плоские перекрытия. Рядом с гл трансептом располагался другой, малый, что
позволяло строить перед апсидой поднятые над полом хоры. Под ними помещалась
подземная церковь – крипта. Гл. декоративным
элементом фасада был тимпан над входом, украшенный скульптурой. Как правило, по
углам романских, храмов стояло 4 башни. Появление з 13-15 вв.
готической А.ц. было вызвано условиями развития
городской жизни, в первую очередь ростом населения. что диктовало
необходимость увеличения размеров храма Этого удалось
достичь о помощью каркасной конструкции, в основе к-рой
лежит стрельчатая (готическая) арка. Центральный неф стал шире и выше, что
позволило строить в нем боковые галереи. Уменьшение распора на стены
позволило свести до минимума оконные простенки. Стены практич.
исчезли и важное значение приобрели украшенные витражами окна, ставшие гл. элементом внутр. декора В плане сохраняется форма крестообр.
базиликального храма. Единственной массивной частью
храма являлся гл. фасад, сохранивший 2 башни. На нем
располагались скульптурные украшения Декоративное
оформление получили и конструктивные элементы боковых фасадов (контрфорсы,
аркбутаны и т д.). В готич. А. ц появляются боковые
38
капеллы, в к-рые вели входы из крайних нефов. Важнейшим достижением ренессансной А. ц. было возрождение купольных храмов и
соединение их с базиликальным типом построек (купол
сооружался над перекрестьем трансепта и гл. нефа).
Для украшения храмов широко использовалась фресковая живопись. В А. ц. эпохи барокко господствовали 2 композиционных типа: 1-й –
базилика с укороченным и расширенным гл. нефом, часто
с превращенными в капеллы боковыми нефами и приближенным к входу подкупольным пространством; 2-й – круглая или овальная в
плане купольная церковь. В интерьере барочной А. ц. особо важную роль играли
живопись и скульптура, часто создававшие иллюзию расширения пространства.
Наиб, распространенный тип фасада – 2-ярусная ордерная композиция, увенчанная
фронтоном, с волютами по сторонам (за пределами Италии они часто заменялись
двумя башенками). А. ц. эпохи классицизма широко использовала тип храма в
форме равноконечного (греч.) креста, увенчанного куполом
ренессансного типа, барабан к-poro окружался колоннадой. Гл. украшение фасада – антикизированный
портик. В А. ц. эпохи классицизма воспроизводился также тип античного храма.
А. ц. 19 в., воссоздавая историч. стили предшеств. столетий, использовала для
этого новые приемы строит, техники. В 20 в. наряду с продолжающимся развитием
историч. стилей А. ц. наблюдается проникновение в нее
конструктивизма и др. форм совр. архитектуры.
АСКЕТИЗМ (от греч. askesis –
упражнение, подвиг) – принцип поведения, при к-ром человек подавляет в себе естеств. желания и побуждения, отказывается от жизненных
благ и удовольствий ради определенных целей. Проповедь А. характерна для мн. филос. и религ.
систем. В христ-ве 3–4 вв.
А. призван был формировать нравственный идеал, пропагандируя небрежение к
грешному телу, подвиги умерщвления плоти в монашестве, целибат, соблюдение
постов и т. п. Образцом христ. аскетизма церковь
объявила земную жизнь Иисуса Христа. Появление с 13
в. нищенствующих монашеских орденов, братств
самобичевателей (флагеллантов),
стремление в страданиях подражать Христу (особенно
с 15 в.) указывают на преобладание в ср.-век. умонастроении
переживания греховности плоти, к-рое обострялось в периоды
социальных кризисов. В эпоху Возрождения гуманисты противопоставили христианскому А. идеал земного благополучия человека.
Реформация выдвинула идеал мирского А., регламентировавшего удовольствия не
ради спасения души, а ради психологич мобилизации
человека к интенсивной деловой активности. В идеологии антифеод,
движений 16–17 вв. А. низов был выражением протеста
против роскоши и праздности высших сословий, в т. ч. и духовенства,
39
что
отразилось в вероучении ряда сект. Отход от постулирования
А. в совр..
катол. теологии связан с усилением ее внимания
к земным заботам людей и реалиям мирской жизни.
АССЙЗИ (Assisi) – город в Италии, административный и духовный
центр францисканского ордена. Место рождения и деятельности
св. Франциска Ассизского и св. Клары. Центральные
храмы: базилика Сан Франческо (1228–1253) с гробницей
святого и росписями Чимабуэ. Джотто
и Симоне Мартини, собор Сан Дамиано
(11 в.) и церковь Санта Кьяра
(13 в.). В базилике Санта
Мария дельи Анджели (16–20 вв.) сохраняется капелла Порциункула,
в которой Франциск начал свою проповедь. С 1986 А.– центр катол.
миротворческой деятельности.
АУГСБУРГСКИЙ
РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР (25. 09. 1555) между князьями и братом императора Священной
Римской империи Карла V Габсбурга Фердинандом завершил ряд войн эпохи Реформации в
Германии. Он признал право наряду с католицизмом официально исповедовать
лютеранство, в форме Аугсбургского вероисповедания
1530, к-рое выработал Ф. Меланхтон с одобрения М. Лютера, исходя из идеи подчинить
церковь гос-ву. Ликвидировав зависимость части
Германии от папства, А. р. м. ослабил власть императора, ускорил
развитие княжеского абсолютизма, утвердил договор о секуляризации церк. имуществ 1552 в Пассау. Принцип «чья земля, того и вера», предоставив
выбор религии правителю и право переселения – инаковерующим,
не распространялся на реформатские церкви. Они были
уравнены в правах с лютеранскими по Вестфальскому
миру 1648, утвердившему А. р. м. и принципы гос. контроля за вероисповеданием.
АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto da fe – акт веры) –
церемония приведения в исполнение приговора инквизиции. А. включало:
торжеств, процессию, в к-рой
принимали участие духовенство, члены инквизиц.
трибунала, их помощники, монахи, религ. братства,
осужденные, одетые в позорящие их одежды (санбенито);
торжеств, молебен; оглашение приговора в присутствии королевского двора
или местных властей: исполнение приговора – наказание плетьми или сожжение на
костре осужденных, что осуществлялось светской властью. Последнее А. было
совершено в Валенсии в 1826.